20) Моисей, ближайший и любезнейший Богу был: Христос, Отцу любезен, как говорит о нём Бог Отец: сей есть Сын мои возлюбленный, о немже благоволих ( Мф.3:17 ). § III Несходство Моисеево со Христом: 1). Моисей был простой человек и грешник: Христос – Бог и человек без греха. 2). Моисей сделал чудеса весьма страшные: Христос делал чудеса прятные и полезные. 3) Моисей слуга был в дому Божии ( Чис.12:7 ): Христос – Господин дому своего, егоже дом мы есмы ( Евр.3:6 ). 4) Моисей был ходатай точию земной: Христос – Ходатай духовный и небесный. 5) Моисей был основатель Ветхого Завета, и начальник над одним Израильским народом: Христос – Основатель Нового Завета, и Спаситель всех. 6) Моисей был прообраз, и предвозвестник Господа: Христос есть Проображённый и Господь Предвозвещённый. 7) Моисей обвиняет и поражает законом: Христос – оправдает и исцеляет Евангелием. 8) Моисей обетованную землю только видел издалеча: Христос – Небо дарует верующим совершенно ( Мф.19:28 ). § IV Нравоучения о Моисее. 1) Моисей был пастух овцам у тестя своего Иофора ( Исх.3:1 ); но Бог избрал его вождём Израильскому народу: так Бог не взирает на низкость состояния, но на доброту сердца, и способность к правлению. Давид из пастуха поставлен царём, и Апостолы из рыбарей сотворены ловцами человеков. 2) Моисей имел так прославленное лицо, что Израильтяне смотреть на него не могли, ежели он не прикрывал его покрывалом ( Исх.34:29–30, 33–35 ). Причина сего была – долговременное с Богом обращение. Конец: α) Чтобы означить неограниченную светлость славы Божией. β) Чтобы утвердить Божий закон. γ) Чтобы большую приобрести важность. Сия светлость так ослепила Иудеев, что они и теперь смотреть на Моисея не могут. Внегда, – говорит Апостол, – чтется Моисей, покрывало на сердце их лежит ( 2Кор.3:15 ). Покрывало Моисеево дотоле должно было лежать на лице Моисеевом, пока не пришёл Мессия. Пришёл Мессия, и покрывало Моисеево поднял, славу свою и милость открыл в полном блистании. Когда воссияло истинное Солнце Правды Христос, тогда светлость лица Моисеева потемнилась; когда пала роса от Господа, тогда грубое и хладное закона исполнение стало повержено (ибо конец закона и Пророков – Христос): тогда истинная с небес спала Манна, Евангельское блеснуло учение, не в собрании Иудейском или синагоге; но вне стана, по лицу пустыни, то есть во всех языцех. Кто обращается к Богу, ко Христу, у того снимается с сердца покрывало Моисеево, тот с Павлом со восклицает: мы откровенным лицем славу Господню взираем ( 2Кор.3:18 ). А в необращающемся Иудеянине лежит на сердце покрывало оное и препятствует уразуметь сии слова: прейде сень законная благодати, пришедшей.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

20 . Этот образ представил Моисей в распятом змее, чтобы уязвленный живым змеем, взирая на медного змея, исцелен был верой (см. Числ.21:9 ). Итак, если медный змей распятый спасал, то неужели воплощенный Сын Божий распятый не спасет? Жизнь всегда даруется через дерево. Ибо во время Ноя посредством деревянного ковчега сохранена была жизнь; а при Моисее море, узревши образ жезла, убоялось ударившего по нему. Итак, Моисеев жезл имел силу; неужели бессилен Крест Спасителя? Я для краткости оставляю многие прообразования. Дерево при Моисее усладило воду, и из ребра Иисусова вода истекла на древе. 21 . Начало знамений Моисеевых кровь и вода и то же самое было окончанием всех знамений Иисусовых. Прежде всего Моисей превратил реку в кровь (см. Исх.7:17 ); а Иисус после всего испустил из ребра воду с кровью для двух, может быть, голосов: голоса Судии и голоса вопиющих; или для верующих и неверующих (см. Ин.19:34 ). Ибо Пилат говорил: невиновен я в крови ( Мф.27:24 ), и водой умывал руки; а вопиющие говорили: кровь Его на нас ( Мф.27:25 ). Итак, два вещества истекли из ребра: судье, может быть, вода, а вопиющим кровь. И еще иначе можно это разуметь: для иудеев кровь, а для христиан – вода, ибо тем, как злоумышленникам, от крови осуждение, а тебе, верующему ныне, посредством воды спасение. Ибо ничего случайно не делалось. Толкователи Писания, отцы наши, представили и другую причину на это событие. Так как, по Евангелию, двоякую имеет силу спасительное крещение: одна даруется просвещаемым посредством воды, а другая в гонениях сообщается святым мученикам посредством собственной крови их, – то из спасительного ребра истекли кровь и вода, которые утверждают благодать, когда исповедуют Христа во время просвещения и мученичества. Есть и другое изъяснение касательно ребра: виновницей греха была жена, сотворенная из ребра, почему Иисус, пришедший даровать прощение грехов равно мужам и женам, прободен в ребро за жен, чтобы уничтожить грех. 22 . Если кто будет искать, то найдет и другие изъяснения, но довольно и того, что сказано, как потому, что времени мало, так и потому, чтобы не наскучить слушателям; хотя и никогда не должно отягощаться слушающим об увенчанном Владыке, а особенно слушающим на этой всесвятой Голгофе. Ибо другие только слышат, а мы и видим, и осязаем; никто не отягощайся. Вооружись против врагов самим Крестом. Победным знамением против прекословящих поставь веру в Крест. Ибо когда станешь состязаться с неверными о Кресте Христовом, то сделай наперед рукой знамение Креста Христова, и прекословящий онемеет. Не устыдись исповедовать Крест, ибо Ангелы ставят себе в похвалу говорить: знаем мы, что ищете, Иисуса распятого ( Мф.28:5 ). Не мог ли Ангел сказать: «знаю, кого ищете вы, моего Владыку?» «Но я, – говорит он откровенно, – знаю Распятого». Ибо Крест составляет венец, а не бесчестие.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Движение в пользу халкидонского собора особенно усилилось при преемнике Иоанна Моисее II (551–593). Моисей сам по себе был противником халкидонского собора. Свое вступление на кафедру он ознаменовал тем, что созвал в 552 году собор, на котором установлено было для армян новое летосчисление и составлен особый армянский календарь. Этим актом заявлялось открыто, что армянская церковь ни в ком не нуждается и не желает иметь общение с остальным христианским миром. Однако ни при одном предшественнике Моисея не было в Армении такого благоприятного отношения к халкидонскому собору, как при этом Моисее. Этому прежде всего способствовал император Юстиниан. Чтобы примирить между собою православных и монофизитов, Юстиниан предпринял ряд благоразумных мер, из коих более важны: его указ о церковном употреблении выражения – распялся за нас един от Святой Троицы, – указ о трех главах с осуждением Феодора Мопсуетского, несторианских сочинений Феодорита Кирского и Ивы Эдесского, а затем и созвание по этому поводу вселенского собора. В частности по отношению к армянам Юстиниан показал себя очень внимательным. Назначив в греческую Армению очень способного и справедливого правителя, он устранил чрез это жалобы армян на притеснения со стороны греческих чиновников; он построил в этой части Армении несколько монастырей и церквей. На V вселенском соборе (553) вселенская церковь не хотела признать факта отделения армянской церкви, и в знак братского единения здесь было читано послание Исаака I к Проклу, писанное с согласия отцев армянской церкви, собравшихся в Аштишате, и осуждены были сочинения Феодора Мопсуетского, сочинения Феодорита в пользу Нестория и против Кирилла, и письмо Ивы эдесского к персу Марису. Сам католикос Моисей и большинство армян не отозвались на братский голос православных епископов и на примирительные меры византийского правительства, тем не менее в греческой Армении, в Грузии, в Агвании, а также и в самой персидской Армении нашлось много сторонников халкидонского собора и союза с вселенской церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Апостол Павел в Послании к Евреям перечисляет живших в вере праведников Ветхого Завета. Сказав о праотцах и судьях, о Моисее, он дальше говорит о Самуиле и (других) пророках ( Евр. 11:32 ). Итак, Самуил – ключевая и изначальная личность в истории пророчеств. Кстати, можно обратить внимание на то, что по имени апостол Павел называет только Самуила, остальные – это другие пророки, те, кто с ним и за ним. Об исключительном значении пророка Самуила говорится в псалме Давидовом: Моисей и Аарон между священниками и Самуил между призывающими имя Его взывали к Ягве, и Он внимал им... Ягве, Боже наш! Ты внимал им; Ты был для них Богом прощающим и наказывающим за дела их ( Пс. 98:6–8 ). Самуил ставится псалмопевцем наряду с Моисеем и Аароном. Эти трое являются особыми и исключительными предстателями за израильский народ пред Богом, они на некоей недосягаемой для других высоте пред Богом Израиля. Почему именно эти трое? Разве не было других великих и праведных в Израиле? На этот вопрос отвечает св. Иоанн Златоуст : «Поэтому-то, упомянув о Моисее, как законодателе, об Аароне, как первосвященнике, и о Самуиле, как первом из пророков, которые были святыми, псалмопевец говорит, однако, что они призывали имя Божие и если что делали, то делали не своею собственною силою, а силою Призываемого [Христа-Господа. – Г.Ф.]» Spuria, на Пс. 98 ]. Моисей как законодатель, Аарон как первый архиерей, первосвященник, Самуил как «первый из пророков». Можно еще так сказать: В храме пред Богом стоят священники и сонм призывающих имя Господне. Моисей предстоит как строитель всего этого действа, священство возглавляется Аароном, а сонм призывающего Ягве народа – Самуилом. Накануне катастрофы Иудейского царства пророк Иеремия пытается заступиться пред Богом за свой согрешивший народ. Но Божья воля иная: И сказал мне Ягве: Ты не молись о народе сем во благо ему. Если они будут поститься, Я не услышу вопля их; и если вознесут всесожжение и дар, не приму их; но мечом, и голодом, и моровою язвою истреблю их ( Иер. 14:11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

При начале же чтения св. Евангелия, свечи, как и в древние времена, возжигаются во всем храме, в изображение того, что свет Христов просвещает всю землю. Возжигание свечей в храме – это часть службы, это приношение жертвы Богу, и как нельзя и нарушать благочиние в храме недостойным, беспокойным поведением, также нельзя создавать беспорядок, передавая через весь храм во время службы свою свечу, или, еще хуже, протискиваясь к подсвечнику, чтобы поставить ее самому. Если хотите поставить свечку – приходите до начала службы. Горестно видеть, как пришедшие в храм к середине службы, опоздавшие, в самые ответственные и торжественные моменты Богослужения, когда все замирает в благодарении Богу, нарушают благочиние в храме, передавая свои свечи, отвлекая других верующих. Если кто опоздал на службу – пусть дождется окончания Богослужения, а затем, если у него есть такое желание или нужда, поставит свечу, не отвлекая других и не нарушая благочиния. Свечи и лампады возжигают не только в храме, но и в домах благочестивых христиан. Преподобный Серафим, великий ходатай пред Богом за живых и усопших, так пояснил великое значение свеч и лампад: «Я имею… много особ, усердствующих ко мне и благотворящих мельничным сиротам моим. Они приносят мне елей и свечи и просят помолиться за них. Вот, когда я читаю правило свое, той поминаю их сначала единожды. А так как, по множеству имен, я не смогу повторять их на каждом месте правила, где следует, тогда и времени мне не достало бы на совершение моего правила, то я и ставлю все эти свечи за них в жертву Богу, за каждого по одной свече, за иных же постоянно теплю лампады; и где следует на правиле поминать их, говорю: «Господи, помяни всех тех людей, рабов Твоих, за их же души возжег Тебе аз убогий, сии свещи и кандила (то есть лампады). А что это не моя, убогого Серафима, человеческая выдумка, или так, простое мое усердие, ни на чем Божественном не основанное, то приведу вам в подкрепление слова Божественного Писания. В Библии говорится, что Моисей слышал глас Господа, глаголавшему к нему: «Моисее, Моисее! Рцы брату твоему Аарону, да возжигает предо Мною кандилы во дни и в ноши: сия бо угодна есть предо Мною и жертва благоприятна Ми есть». Так вот… почему святая Церковь Божия прияла в обычай возжигать в святых храмах и в домах верных христиан кандилы, или лампады, пред святыми иконами Господа, Божией Матери, святых ангелов и святых человек. Богу благоугодивших».

http://azbyka.ru/nastavlenie-pravoslavno...

Дай Бог, чтобы правое дело восторжествовало, чтобы враги наши, встречая крепкий отпор своим многочисленным полчищам от наших малочисленных отрядов, смирились пред нашим оружием и попросили у нас мира на почетных и выгодных условиях для нас. Но не будем забывать, что для достижения сей цели недостаточно полагаться только на собственную нашу силу. Без помощи и благословения Божия не спасает от военных неудач ни многочисленность и храбрость, ни отличное вооружение воинов. А сие благословение и помощь привлекается упованием на Господа Сил и молитвою к Нему об успехе в борьбе со врагами. Как потребна и сильна может быть эта молитва, видно из сказания Моисеева о битве Израильтян с Амаликитянами. В то время, когда происходила эта битва, Моисей поднимал руки с мольбою о победе. Что же случилось? Когда Моисей держал руки простертыми к небу, одолевали Израильтяне; когда же руки Моисее от изнеможения опускались, одолевали Амаликитяне, которые наконец потерпели окончательное поражение не столько вследствие военачальнических распоряжений Иисуса Навина, сколько по молитве Моисее, соединенной с воздеянием рук. Не будем и мы, братие, ослабевать в подобной молитве и уповании на Господа Бога, защитника праваго дела, будем постоянно твердить молитву: «спаси, Господи, люди твоя, победы Благоверному Императору нашему даруя». Греховная бездна. Поучение в неделю 9-ю по Пятидесятнице.     «В бездне греховней валяяся, неизследную милосердия Твоего призываю бездну. От тли, Боже, мя возведи».    В сегоднешнем евангельском чтении повествуется о чуде спасения Господом Иисусом Христом утопающего Петра (Матф. 14:24-33). Иисус Христос, чудесно насытив в пустыне близ Вифсаиды пять тысяч народа, отпустил его, а своим ученикам приказал сесть в лодку и отправиться по морю в землю Геннасаретскую.    Произошло сильное волнение, грозившее потоплением ученикам. Иисус для спасения их подошел к ним, идя по морю, и сказал: «ободритесь: это Я, не бойтесь». Петр сказал ему в ответ: «если это Ты, повели мне идти к Тебе по воде»...

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

В чем же будет состоять прославление тела праведных? Образ этого прославления дан нам в Моисее. Лицо Моисея покрывала слава Духа, так что ни один человек не мог взирать на него; тою же славою в воскресение будут прославлены и тела святых 860 . Воскрешенные тела сделаются световидными 861 , блистающими, подобно телу Спасителя в момент Преображения 862 . И эти прославленные тела не будут уже нуждаться в материальной пище и питии. Они станут питаться небесною снедию 863 . Для них Дух Святый будет и одеянием и питием 864 . В том же самом блаженном Моисее можно видеть образ и этого небесного питания. Моисей постился на горе сорок дней. Мы, однако, видим на себе, что тело наше, если не подкреплено снедями, расстраивается в несколько дней; но Моисей, постившись сорок дней, сошел гораздо сильнейшим всякого, потому что питаем был Богом и тело его снабжено было иною небесною пищею. Ему пищею было слово Божие. И воскрешенные тела будут питаться тою же небесною (πουραν) снедию (βρσει) 865 . И при этом прославление воскрешенных тел находится в тесной связи с земною жизнию. Поскольку душа была жилищем Св. Духа на земле, постольку будет и ее прославление 866 . В виду этого преп. Макарий часто убеждает своих слушателей подвизаться стараться в житии во всех отношениях добродетельном, чтобы тогда, по разрушении тел – иметь нам, что облекло и оживотворило бы нас, чем прикрыли бы мы свою срамоту 867 . Каким же образом возможно воскресение тел? «Тот небесный огнь Божества, который христиане еще ныне, в веке сем, приемлют внутрь себя, в сердце, действуя внутрь сердца их, когда разрушится тело, начнет действовать совне и снова сопряжет члены, совершит воскресение разрушенных членов. Как в Иерусалиме огнь, служивший на жертвеннике, во время пленения был зарыт во рву, а когда настал мир и возвратились плененные, тот же самый огнь как бы обновился и стал служить по-прежнему: так и ныне этого ближнего нашего – тело, которое по разрушении обращается в тину, воспроизведет и обновит небесный огнь; он воскресит истлевшие тела.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

По его молитвам мать, потерявшая из виду своего сына и припавшая к ногам старца, находит его через три дня там же, в Сарове. Самая обстановка Серафимовой келии была в то время как бы иконостасом. Стояли образа, много горело лампад и теплились сотни восковых свечей, поставленных за живых и умерших христиан. Сам старец объяснял такое множество лампад и восковых свечей у себя так: «Я имею, – говорил он почитателю своему Мотовилову, – многих особ, усердствующих ко мне и благотворящих моим сиротам (сестрам Дивеевского монастыря). Они приносят мне елей и свечи и просят помолиться за них. Вот, когда я читаю правило свое, то и поминаю их единожды. А так как по множеству имен я не смогу повторять их на каждом месте правила, где следует, – тогда и времени мне недостало бы на совершение моего правила, – то я и ставлю свечи за них в жертву Богу, за каждого по одной свече; за иных – за несколько человек одну большую свечу, за иных же постоянно теплю лампады; и, где следует на правиле поминать их, говорю: «Господи, помяни всех тех людей, рабов Твоих, за них же души возжег Тебе аз, убогий, сии свещи и кандила». А что это не моя, убогого Серафима, человеческая выдумка, или усердие, ни на чем не основанное, то я приведу вам в подкрепление слова Божественного Писания. В Библии говорится, что Моисей слышал глас Господа, глаголавшего к нему: «Моисее, Моисее, рцы брату твоему Аарону, да возжигает предо Мною кандилы во дни и в нощи. Сие бо угодно есть предо Мною, и жертва благоприятна Ми есть». Так вот почему Святая Церковь приняла в обычай возжигать во святых храмах и в домах верных христиан кандила, или лампады, пред иконами. Приближаясь к концу своей жизни, преподобный не смягчал своего строгого образа жизни. Вкушал однажды в день, надевал на себя подрясник из толстого черного сукна, а от дождя и жары накидывал на плечи полумантию из толстой кожи, с отверстием для головы и рук. Поверх одежды опоясывался белым, чистым полотенцем и надевал свой медный материнский крест. Один богатый человек спросил его: «Зачем ты носишь такое рубище?» Старец отвечал: «Святой Иоасаф-царевич данную ему пустынником мантию счел выше и дороже царской багряницы».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

учением богомилов. Несомненно богомильским считают А. «Тайная книга» (в слав. традиции не сохранилась), влияние учения богомилов видят в переводных А. о Тивериадском м., о борьбе арх. Михаила с Сатанаилом, в компилятивных сочинениях попа Иеремии, отчасти в «Рукописании Адама». Период визант. владычества в Болгарии (1-я четв. XI - посл. четв. XII в.) отмечен созданием ряда апокрифических пророчеств и откровений, в к-рых через призму эсхатологии рассматриваются события болг. истории VII-XI вв. и болгаро-визант. отношения: «Толкование Даниилово», «Сказание Исаии пророка о будущих летех», «Болгарская апокрифическая летопись» («Сказание Исаии пророка, како вознесен бысть ангелом до седьмого небеси»), а также написание легендарной истории обращения болгар в христианство ( «Солунской легенды» ). События кон. XII - сер. XIII в. (восстановление Болгарского царства, взятие Салоник сицилийскими норманнами в 1185 г., захват К-поля крестоносцами в 1204 г. и создание Латинской империи, татар. набеги на Балканский п-ов) породили новую волну переводов с греч. и компиляций А. апокалиптического содержания: «Прозрение пророка Даниила», «Сказание о Сивилле», «Апокалипсис Анастасии», «Пандехово пророческое сказание» и др. В древнерус. книжность А. проникли вскоре после Крещения Руси через южнослав. посредство и воспринимались в качестве развернутых комментариев к библейским текстам наряду с их богословско-догматическими толкованиями. С рядом А. в. (в частности, об Адаме, Соломоне и Моисее) древнерус. книжники знакомились через Толковую и Историческую Палею и Хронографы, «Хронику Георгия Амартола». Апокрифические сюжеты о прор. Моисее и большой фрагмент апокрифического «Откровения Мефодия Патарского» вошли в ПВЛ (нач. XII в.). Рубежом XII-XIII вв. датируется создание наиболее значительного собственно древнерус. апокрифического текста - «Слова о Лазаревом воскресении», по стилистическому строю и образной системе связанного со «Словом о полку Игореве» и известного в десятках списков XV-XVII вв.

http://pravenc.ru/text/75608.html

И еще: «Дух Господень исполнил Веселеила мудростью, разумением и всяким искусством» (Ср.: Исх. 31:2, 35:30–31 ). Святой Дух сошел на 70 мужей старейшин при Моисее, ибо сказано: «И сошел Господь в облаке... и взял от Духа, Который был на Моисее, и дал семидесяти старейшинам» (См. Чис. 11, 25 ). 68 из них пришли к скинии и начали пророчествовать. Елдад же и Модад не пришли к Моисею, но и они начали пророчествовать; Иисус, преемник Моисея, удивился и пришел сказать Моисею: «Господин Моисей, слышал ли ты, что Елдад и Модад пророчествуют? Они были позваны к скинии, но не пришли, запрети им». Моисей ответил: «Я не могу запретить им, ибо это небесный дар, его я сам имею по дарованию. Не думаю, что ты сказал это из зависти, не упрекай меня за то, что они пророчествуют, а ты не пророчествуешь, дождись времени», – «О, если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них!» ( Чис. 11, 29 ) Пророчески говоря «когда бы Господь послал», Моисей ясно объявляет, что Господь еще не послал Духа Своего и потому нет дара пророчества у Иисуса Навина, ибо сейчас дается лишь частичное дарование – когда же даст Господь, то дарование будет обильным. Так Моисей предсказал сошествие Святого Духа на святых апостолов в Пятидесятницу, о котором говорит и Иоиль: «И в последние дни излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши.... Ибо на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего» (См. Иоил. 2, 28 – 29 ), и прорекут. И разве не исполнилось это предсказание в пятидесятый день, когда Святой Дух сошел на святых апостолов? Писание говорит: «Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь» ( Иов 33, 4 ). Пророк Захария также говорит: «Да укрепятся руки Зоровавеля, и руки Оседека священника, и руки людей, потому что Я с вами, и Слово Мое, и Дух Мой» (Ср.: Зах. 4, 6 ). «Но слова Мои и законы Мои исполняете, которые Я заповедал Духом Моим пророкам, рабам Моим» (См. Зах. 1, 6 ). В книге пророка Даниила пишется: «Воздвиг Бог через Святого Духа молодого юношу по имени Даниил» (См.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010