Житие Феодосия Печерского помещается в списках Патерика в сокращенном варианте и кончается рассказом о преставлении святого и участии в погребении его князя Святослава, что характерно для редакции А . Отличительной чертой списков данного варианта является отсутствие в них «слова» о Моисее Угрине. Возможно, это связано с тем, что житие «нового Иосифа Прекрасного» являлось хотя и благочестивым, но «романом». Кроме того, оно восходило к «антоньевской» традиции в Патерике, а в этой переработке памятника видно усиление «феодосьевского» начала. Эта тенденция влечет за собой расширение «феодосьевского» цикла произведений в Патерике и сокращение произведений прогреческой ориентации, генетически связанных с Житием Антония Печерского («слова» об Онисифоре, Алимпии, Моисее и др.). Два типа списков Патерика данного варианта выделяются в зависимости от расположения в сборнике Слова о создании церкви Печерской. Первый тип (А ). Сказание Симона об основании церкви Успения Богородицы помещается в конце Патерика, «слово» об Иоанне и Сергии – между житиями Святоши и Григория. Смешение в Патерике сочинений Симона и Поликарпа привело к разрушению авторских циклов, но способствовало жанровому «выравниванию» произведений, входящих в состав сборника. Видимо, поэтому легендарно-историческая повесть о создании Печерской церкви была перенесена в конец Патерика после вычленения из нее рассказа об Иоанне и Сергии, который был поставлен в один ряд с патериковыми житиями. 52. РНБ. Собр. М.П. Погодина (Ф. 588) 897. Ркп. XVI в.; 4 ; 142 л, I; полуустав (л. 142 описан скорописью XIX в.). Список полный. О ркп. см.: Ш – с. 47 552 . Второй тип (А ). Слово о создании церкви Печерской располагается между житиями Святоши и Григория и представляет собой выборку из сказания Симона. =53. Ркп. собр. Спасо-Прилуцкого мон. 28/27. Сборник кон. XV в.; 4°; 251 л.; полуустав. Печерский патерик занимает л. 1–63; список неполный. О ркп. см.: А – с. 53–55. 54. Ярославский обл. краеведческий музей 553 . Сборник слов и житий втор.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1437 Этот рассказ о Моисее Угрине приводит нас в весьма большое недоумение. Моисей мог быть взят в плен Болеславом в 1018г. и возвратиться из плена молодым человеком в продолжение лет десяти-пятнадцати следующих. Между тем Печерский монастырь основан после 1051г., так что Моисей мог бы прийти в него только уже в старости, отделяемый от случившегося с ним искушения в плену целыми десятками лет. 1438 Об отношении Русского Патерика к Польскому Патерикону Коссова см. в статье Пекарского: Представители Киевской учёности, в Отечественных Записках т. CXLI стр. 373 (также в Описании Киево-Печерской Лавры митрополита Евгения гл. XVII). 1439 До митрополита Макария жития Евфросиньи не встречается в рукописях, вероятно, потому, что для Московской Руси, рукописями которой мы обладаем, Евфросинья была, так сказать, чужая. Митрополит Макарий поместил житие в своих Четь-Минеях (под 23 Мая), и можно думать, что при этом оно и получило свою нынешнюю литературную обработку. Кроме Четь-Миней Макария житие помещено ещё в его Степенной книге, – I, 269. В новейшее время напечатано в Памятниках Кушелева – Безбородко, – IV, 172 (по Троицкой лаврской рукописи ΧVII, а не XVI века). 1441 Нач. „Присно убо должни есмы, братие, праздники Божия творяще в честь держати”...; по двум рукописям XVI века дважды напечатано преосвященным Макарием: в I томе Материалов для истории русской церкви, издававшихся при Харьковском „Духовном Вестнике”, и во II томе Истории русской церкви (приложений 2 издание стр. 343), и в третий раз по двум же рукописям, – XIV и XVI вв., г. Шляпкиным в Памятниках древней письменности, издаваемых Обществом любителей древней письменности, (XIX), 1881 (с учёным введением, под заглавием: „Русское поучение XI века о перенесении мощей Николая Чудотворца и его отношение к западным источникам”). 1442 Латинских сказаний в Баре тотчас после перенесения мощей написано было два – архидиаконом Иоанном по приказанию архиепископа Барскаго Урсона, – напечатано у Сурия в De probatis Ss. vitis под 9 Мая и у Анжело Майо в Spicilegium Romanum, IV, 324, и клириком Никифором по просьбе Барских гражданских властей. Русский перевод в Трудах Киевской Духовной Академии, 1870г. т. 2, стр. 401 sqq. Составитель Русского сказания имел у себя под руками сказание Никифора (или же, имея их оба, пользовался последним). Лишнее у него против Никифора, о чём он мог узнать из устных чьих-либо рассказов (или ещё из третьего письменного сказания нам неизвестного), – о построении Барянами церкви в честь св. Николая: Никифор только упоминает о построении этой церкви, но не рассказывает с подробностями, как мы читаем у нашего сказателя. Что он пользовался устными рассказами, видно и из того, что по нему Бар град есть город Мурманский, немецкой области, чего он не читал в сказании и что значит, что Бари подпал тогда со всей Апулией под власть Норманнов.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

23 В первые века христианства в местах погребения мощей святых проходили богослужения. Почитание мощей святых, как и икон, было основано на чудесах, которые от них совершались. По решению V Карфагенского собора в основании каждого храма должны лежать мощи мучеников за христианскую веру. Среди мощей святых, положенных в основание Успенского собора Киево-Печерского монастыря, мощи святого Полиевкта – патриарха Константинопольского (за красноречие прозванного вторым Златоустом), который, по преданию, крестил княгиню Ольгу (память 5 февраля); Арефы Эфиопского – одного из мучеников, скончавшихся в Аравии в 523 г. (память 24 октября); святого Артемия, который перенес в Рим мощи апостолов Андрея и Луки и за распространение христианства в Египте принял в 363 г. мученическую смерть (память 20 октября). 24 Местными («наместными») называются иконы, которые имеют постоянное место в нижнем ярусе иконостаса, находятся по обеим сторонам царских врат в церкви. 26 Житие Антония Печерского, по предположению С.П. Розанова, было создано не позднее 90-х годов XI в. в Чернигове или Тмуторокани, ибо история возникновения Киево-Печерского монастыря в нем изложена иначе, чем в памятниках киевской литературной традиции (см. Розанов С.П. К вопросу о Житии преподобного Антония Печерского//ИОРЯС. 1914–1915. Т. 19. Кн. 1. С. 34–46). Житие Антония Печерского послужило источником сведений для авторов Повести временных лет и Киево-Печерского патерика («слова» о Евстратии, Агапите, Моисее Угрине, Феодоре и Василии и др.). Уже в XIII в. для составителей Патерика Житие Антония Печерского – редкий, забытый памятник; к XVI в. его не находят в русских рукописных собраниях. Малая распространенность и в дальнейшем утрата памятника связаны, видимо, с тем, что роль Антония в деле основания Киево-Печерского монастыря была со временем приписана Феодосию. В религиозно-политической борьбе эпохи победила «феодосьевская» школа монашества, занявшая прокняжескую позицию и противостоявшая греческой митрополии, активно участвовавшая в общественной жизни страны и осуждавшая крайние степени религиозного подвижничества – затворничество, отшельничество, юродство. Антоний же «обыкл един жити и не терпя всякаго мятежа и молвы». По мысли Г.П. Федотова , в Киево-Печерском монастыре в первый период его существования можно обнаружить «два потока духовной жизни: один – пещерный, аскетико-героический, другой – надземный, смиренно-послушный, социально-каритативный. Их корни восходят к святым основателям, а за ними и к двоякой традиции греческого Востока: палестино-студийской и египетско-сирийско-афонской» (см. Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М., 1990. С. 76–77). История Патерика свидетельствует о нарастании в нем «феодосьевского» начала, что неизбежно вело к ослаблению «антоньевской» традиции. В первой половине XVII в. на Украине на основе летописных и агиографических источников было создано новое Житие Антония Печерского, которое вошло в Патерик издания 1661 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

34–46). Житие Антония Печерского послужило источником сведений для авторов Повести временных лет и Киево-Печерского патерика (см. «слова» ο Евстратии, Агапите, Моисее Угрине, Феодоре и Василии и др.). Уже в XIII веке для составителей Патерика Житие Антония Печерского – редкий, забытый памятник, κ XVI веку его не находят в русских рукописных собраниях. Β первой половине XVII века на Украине на основе летописных и агиографических источников было создано новое Житие Антония Печерского, которое вошло в Патерик издания 1661 года. 786 Β ФеодосиевЖитии... – Β Житии Феодосия Печерского есть «чудеса», знаменующие место основания Успенского собора: явление «некоему христолюбцу» огненной дуги, один конец которой исходил из купола старой, деревянной церкви, другой указывал на место, где позднее был возведен каменный собор Успения Богородицы; видение людям, живущим близ монастыря, яркого света в ночи и процессии монахов во главе с Феодосием, направлявшейся с иконой Богородицы из старой церкви на место возникновения новой, и др. (см. наст. изд., т. 1). Житие Феодосия Печерского послужило историческим и литературным источником для авторов и редакторов Киево-Печерского патерика, в состав которого оно вошло не позднее XV века. 790 Никон – игумен Киево-Печерского монастыря после Стефана, с 1078 по 1088 год. Был сподвижником Антония и Феодосия, ο высоком авторитете Никона свидетельствует то, что Нестор называет его Великим. Β 50-е годы XI века вместе с Антонием жил в пещере на берегу Днепра, где позднее был основан Киево-Печерский монастырь. По предположению М. Д. Приселкова, печерский монах Никон и бывший митрополит Руси Иларион – одно историческое лицо. Никон играл большую роль в политической жизни Киевской Руси 60–70-х годов XI века. Дважды ему пришлось бежать из Киева в Тмутаракань, спасаясь от гнева князей: в 1061 году, после пострижения в монахи приближенных Изяслава; во время междоусобной войны Ярославичей, когда он выступил в поддержку изгнанного из Киева Изяслава. Β Тмутаракани Никон основал монастырь, оттуда он приезжал в 1067 году в Киев с целью поставления в Тмутаракань нового князя вместо умершего Ростислава.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

722 См.: Димитрий, архимандрит. Месяцеслов святых, всею русскою церковию или местно чтимых: В 4 вып. Тамбов, 1878–1883. Вып. 3-й). 723 Епифаний (Премудрый). Житие преподобного и богоносного отца нашего игу­мена Сергия чудотворца; Никон. л. 4, 236–238; Церковно-исторический месяцеслов Троицкой Лавры. М., 1850. 724 Ркп. сказание о Монзенском монастыре (у Царского 118); Ратшин А. Полное собрание сведений о монастырях; Амвросий (Орнатский) , архим. История Российской иерархии. Ч. VI. Ркп. святцы: «прп. священноинок Адриан чудотворец, строитель Благовещенского монастыря на Монзе р. преставился в л. 7127 мая в 5 день». 725 Слова Симона об Иларионе приведены август 28; об Онисифоре: «И ина такова обрящеши, брате Поликарпе, в житии святого Антония»; об Афанасии: «Аще ли кому не верно мнится написанное се, да почтет житие св. Антония». Поликарп об Агапите: «В житии же святого Антония вся жития их (подвижников современных Антонию) описана суть аще и вкратце речена». 735 Так по Густинской летописи (Собр. л. 2, 261). По Новгородской л. это было в 1012 г. (Собр. л. 3, 208). Преимущество за первою, как Киевскою. По Касьянову списку патерика Антоний был на Афоне при св. Владимире (ИОРЯС. Т. V). О Варяж­ской пещере см.: Афанасий (Кальнофойский). Тератургима. Сприга канон: «постницы разбойников обитания храмы Божия соделаша». 736 Так по патерику Касьянова списка (ИОРЯС. Т. V, 154) и известие его о дву­кратном путешествии на Афон взято, конечно, из древнего жития Антониева. Не­стор в летописи говорит об однократном путешествии на Афон. Но здесь – не жизнь Антония, а часть, да и в той под 1051 г. есть поставление Илариона в митрополита. Если же положим, что Антоний начал жить в Киевской пещере с 1051 г., то это бы­ло бы непримиримо ни с известиями о Моисее Угрине, Леонтии, Иларионе, Никоне и Феодосии, ни с известиями о самом Антонии. Как уместить в «немногие дни» одного и того же 1051 г. путешествие на Афон, обхождение тамошних обитателей, постри­жение игуменом, изучение иноческой жизни, возвращение в Россию, искание здесь удобного места по обителям, поселение в пещере? Как согласить 40 лет пребывания в Киевской пещере, когда Антоний почил в 1073 г.?

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

982 ...якоже и в Лтописци повдаеть. – Имеется в виду запись под 1030 годом в Повести временных лет, где в одном ряду стоят события разного времени: смерть польского короля Болеслава I (1025) и восстание «в Лядской земле» (1031 или 1037–1038). 983 Се же вписано есть в Житии святаго отца нашего Антониа, еже ο Моиси... – Рассказ Поликарпа ο Моисее Угрине восходит к Житию Антония Печерского, в котором сообщалось больше подробностей исторического характера, чем дошло до нас в Патерике. Подробнее см. сноску 19. 984 ...княгыни же его, ляховица сущи... – Изяслав Ярославич был женат на тетке польского короля Болеслава II Гертруде. С помощью польских войск князь Изяслав вернул себе киевский стол в 1069 году. 989 Егда же Святоплъкъ съ Давидомъ Игоревичем рать зачаста про Василкову слепоту... – После Любечского съезда князей в 1097 году, на котором была сделана попытка урегулировать междукняжеские отношения и был заключен договор, закреплявший за князьями их владения, сразу произошло нарушение этого договора: Святополк Изяславич, князь киевский, и Давыд Игоревич, князь Владимира Волынского, хитростью захватили Василька Теребовльского и ослепили его, обвинив в притязаниях на их земли. Это событие вызвало ряд столкновений между князьями. Об ослеплении Василька и ο последовавших за этим событиях подробно рассказано в Повести временных лет под 1097 годом. Β Патерике имеется в виду один из эпизодов межкняжеских распрь после ослепления Василька: выступление Святополка Изяславича в союзе с ослепленным им Васильком и его братом Володарем против своего бывшего союзника Давыда Игоревича в 1099 году. Главным виновником ослепления Василька считался Давыд Игоревич, уговоривший Святополка ослепить Василька. 991 Его же ем, Святоплъкъ в Туровъ заточивъ... – Β начале княжения Святополка Изяславича в Киеве отношения монастыря с князем резко обострились. Игуменствовавший в это время Иоанн обличал князя в насилиях над населением Киева и в недостаточной борьбе с половцами. Святополк сослал Иоанна в Туров. Разрыв Святополка с монастырем продолжался до 1098 года. Заинтересованный в духовной помощи монастыря, Святополк возвращает Иоанна из ссылки, примиряется с монастырем и начинает покровительствовать ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1885 г. был инспектором Вологодской семинарии, потом Могилевской. В 1887 г. пострижен в монашество и назначен ректором Могилевской семинарии, потом Тифлисской. В 1891 году возведен в епископа Алеутского, в 1898 г. переведен был в Симферополь. В 1905 г. возведен в архиепископа Тверского, но по прошению был уволен на покой. В 1906 году избран членом Государственного Совета. 18. Варшавские экскурсии в церковно-славянские древности I. О преподобном Моисее Угрине Преподобный Моисей Угрин, т.е. происходивший из Угорской страны (по нынешнему – Венгрии), вместе с братьями Георгием и Ефремом служил при Ростовском князе Борисе Владимировиче. Когда в 1015 году св. Борис был умерщвлен на р. Алте, то Моисей один из всей свиты избег смерти, и укрылся от преследований великого князя Святополка в доме сестры князя Ярослава, Предиславы. Но в 1018 г. напал на Киев тесть Святополка – польский Король Болеслав, который вместе со многими другими киевлянами взял в плен и повел в Польшу и Моисея. Здесь около пяти лет он томился в оковах (Кракове). Потом одна вдова знатного ляха прельстилась Моисеем и выкупила его. Она всячески старалась привлечь к себе любовь Моисея: ласкала его, угрожала, заключала в темницу и томила голодом, показывала ему свои владения и предлагала все свои богатства ему, если он сделается ее мужем. Пользуясь благоволением короля Болеслава, она жаловалась ему, но ни что не могло склонить Моисея, говорившего, что кто любит жену, или сестру более нежели Христа, тот Его недостоин. И чтобы пресечь все дальнейшие происки, он принял иноческое пострижение. Тогда госпожа велела давать Моисею ежедневно по сто ударов, и наконец сделала его евнухом, отчего страдалец едва не истек кровью. Желая наказать иеромонаха, постригавшего Моисея, она обратилась к королю, который из угождения ей изгнал всех черноризцев из своей области. Но гнев Божий не замедлил постигнуть его и народ. Он внезапно скончался, а в Польше после того произошло возмущение, во время которого погибла неистовая ляхиня.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

в)  При этом вспомним, как святые Божии боролись с похотью плоти, как они ее побеждали? Так, Иоанн Многострадальный, томимый этою похотью, сначала, по вступлении своем в монастырь, оставался по два и по три дня без пищи, а иногда и целую неделю ничего не вкушал, изнурял себя жаждой, лишал себя сна ночью и в таких страданиях провел три года. Но не находя себе покоя, он, по наставлению преп. Антония, затворился в тесной его пещере и еще 30 лет боролся с мучительною страстью и помыслами, усугубил свое бдение и пост, надел на себя тяжкие железные вериги, измождал себя стужей и голодом. Когда и это оказалось недостаточным, выкопал глубокую яму, влез в нее, засыпал себя перстию по плечи, так что только голова и руки оставались свободными, и в этом состоянии провел великий пост. Наконец, Господь услышал многострадального и, по молитвам другого великого девственника, ныне прославляемого Моисея Угрина, которого мощи покоились в той же пещере, даровал Иоанну победу над страшным врагом и покой душевный. (Четьи Минеи, 18 июля, и Патерик Печерский). III. Подвижники и подвижницы благочестия, заботящиеся не только о внешней телесной непорочности, но и о чистоте помыслов, о целомудрии сердца, да помнят, что в Моисее Угрине имеют они своего споборника и помощника, и молитвою да приближают к себе угодника Божия. Образ Моисея Угрина да вразумит тех, которые являются поборниками брака по расчету, из-за денег и связей жертвуют нравственным благосостоянием чад и присных своих. Целомудрие Моисея Угрина да устыдит тех, которые плотские грехи считают ни во что во имя ложной мысли удовлетворения требований природы, и потому даже и не думают удаляться от плотских похотей, воюющих на душу, но с дерзостью и упорством творят беззаконие. Да будет же пример преп. Моисея образцом подражания для всех христиан! (Прот. Г. Дьяченко). Двадцать седьмой день Поучение 1-е. Св. великомученик Пантелеймон (Знаем ли мы, в чем состоит сущность нашей веры, и живем ли мы по вере) I. Cbяmoй, ныне прославляемый, великомученик Пантелеймон родился в городе Никомидии в третьем веке; при рождении он был назван Пантолеоном, что значит: лев во всем. Впоследствии первое название было заменено другим, Пантелеймон, что значит: всемилостивый. Мы станем называть его этим последним именем, объясняющим, какими добродетелями прославился в особенности св. мученик. Действительно, Церковь ублажает св. Пантелеймона, как безвозмездного врача, милосердого целителя недугов душевных и телесных.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

В связи с житиями Тверских святых следует упомянуть о таком явлении, как монографические агиографические сборники (т. е. сборники, состоящие из произведений, посвященных одному святому): в XVII в. формируются сборники, в которые входят служба блгв. кн. Михаилу Ярославичу Тверскому, его Житие, Сказание об обретении мощей, Похвала блгв. князю и Слово о перенесении мощей. В это же время создаются аналогичные сборники, посвященные супруге Михаила, блгв. кнг. Анне Кашинской . В Твери сложились сборники и неск. иного характера: в одном переплете объединялись службы святым и Жития блгв. кн. Михаила и свт. Арсения Тверских. Монографический агиографический сборник - обычное явление для XVII в. (см., напр., подобные сборники, посвященные прп. Кириллу Новоезерскому, подробно изученные Т. Б. Карбасовой). Аналогичные явления наблюдаются и в рамках др. территориальных агиографических традиций (о муромских сборниках см.: Житие Юлиании Лазаревской. 1996. С. 78-85; о сборниках, посвященных преподобным Зосиме и Савватию Соловецким, см.: Минеева. 2001). Вопрос о существовании раннего Жития прп. Ефрема Новоторжского, брата прп. Моисея Угрина и св. страстотерпца Георгия Угрина , остается открытым. Согласно легенде, оно существовало в новоторжском во имя святых мучеников Бориса и Глеба мужском монастыре , было увезено оттуда блгв. кн. Михаилом Ярославичем Тверским и погибло в пожаре в Твери. Ни Киево-Печерский патерик, в составе к-рого читается Слово о прп. Моисее Угрине, ни житийные памятники, посвященные Борису и Глебу, не сообщают о прп. Ефреме Новоторжском . Дошедшее до нас Житие скорее всего было написано в связи с обретением 11 июня 1572 г. мощей этого святого. Житие прп. Ефрема Новоторжского относили то к новгородской, то к тверской Ж. л. Такое же пограничное положение занимает и Житие прп. Нила Столобенского, отнесение к-рого к тверской или новгородской агиографической традиции зависит, как правило, от личных пристрастий исследователя. В связи с тверской Ж. л. можно было бы упомянуть и Надгробное слово свт. Акакию, еп. Тверскому, иногда фигурирующее в научной лит-ре как Житие свт. Акакия Тверского (Барсуков), однако этот текст связан скорее с иной лит. традицией. Его создателем является архим. Возмицкого мон-ря Вассиан Кошка († 1568), перу к-рого принадлежит (или ему приписывается) неск. разножанровых произведений (подробнее см.: Дмитриева Р. П. Вассиан по прозвищу Кошка//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 119-120), среди к-рых - 2 агиографических: Житие преподобных Кассиана Босого и его ученика прп. Фотия, подвижников Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря . Т. о., эти тексты возможно рассматривать в одной группе с Иосифо-Волоколамским патериком , Житиями преподобных Пафнутия Боровского и Иосифа Волоцкого (см. подробнее: Ольшевская Л. А . История создания Волоколамского патерика, описание его редакций и списков//Древнерус. патерики. 1999. С. 316-350).

http://pravenc.ru/text/182317.html

В сказании о Моисее Угрине мы читаем: «в едину оубо нощь Болеслав напрасно оумре и бысть мятеж велик в всей лятьскои земли, и въставше людие избиша епископы своа я боляры своа, яко же и в летописци поведает, тогда и сию жену оубиша...» (Румянц. 305; Берсен. сп. и т. д.). Конечно, это известие тожественно с тем, что мы читаем под 1030 годом в Лавр. и других списках Повести временных лет: «в се же время умре Болеслав Великий в Лясех, и бысть мятеж в земли Лядьске; вставше людье избиша епископы, и попы, в бояры своя, и бысть в них мятеж». Но имея в виду, что Поликарп был знаком с Печерской летописью и что в Повесть временных лет вошел ряд заимствований из этой летописи, я заключаю, что известие о смерти Болеслава и мятеже в польской земле и Сильвестр и Поликарп нашли именно в Печерской летописи. Ниже я укажу на отношение этого известия к истории Печерского монастыря и на те основания, которые ясно указывают, что источником Повести временных лет для этого события должна быть необходимо признана Печерская летопись. В сказании о Пимене многострадальном Поликарп, дойдя до рассказа о его смерти, говорит: «в время же преставлениа его явишася три столпы над трапезницею и оттудоу на верх церкви приидоша, о них же речено бысть в летописци, съвесть же Господь знамение сие показавый или сего ради блаженного, или ино кое смотрение Божие (есть) бысть». Связь этого места с известием, читаемым под 1110 годом в Повести временных лет, очевидна: «явися столп огнен от земля до небеси... се же столп первее ста на трапезници каменеи,.. и постояв мало, съступи на церковь и ста над гробом Феодосиевым, и потом ступи на верх акы ко встоку лиц, и потом невидим бысть». Но при этом оказывается, что в «летописце», на который ссылается Поликарп, говорилось о трех столпах, а в Повести временных лет только об одном. Думаю, что в Печерской летописи действительно говорилось о трех столпах (ср. ниже), а что Сильвестр (или, быть может, позднейший редактор), признавший чудесное явление за явление ангела, не точно передал известие своего источника, сказав об одном столпе вместо трех (се же быше не огненный столп, но вид ангелеск... на 2-е бо лето не се ли ангел вож быст на иноплеменникы и супостаты...).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010