600 Владимир (Петров Иоанн Петрович; 1828–1897). Уроженец Донской епархии, окончил Воронежскую ДС и Киевскую ДА, был инспектором СПбДА. С 1879 г. – епископ Бийский, Томский, Ставропольский (с 1886 по 1889 г.), Нижегородский, а с 1892 г. – архиепископ Казанский и Свияжский. – Изд. 601 Дионисий (Хитров Димитрий Васильевич; 1818–1896) – выпускник Рязанской ДС (1840). С 1841 г. состоял священником в городе Якутске, с 1851 г. – миссионер; с 1858 г. исправлял должность ректора Новоархангельской ДС, с 1862 г. – ректор Якутской ДС, с 1867 г. – епископ Якутский, с 1870 г. – Якутский и Вилюйский, а с 1883 г. – Уфимский и Мензелинский. Это был красноречивый оратор, выдающийся миссионер – просветитель многих тысяч сибирских инородцев, стяжавший себе вполне заслуженную славу сибирского апостола. – Изд. 602 К сожалению, он уклонился от поступления в СПбДА, в которую был назначен Воронежским семинарским правлением на казенный счет, а поступил волонтером в Киевскую ДА, где и окончил курс кандидатом в 1892 г. Был смотрителем Приворотского и Донского мужских ДУ, потом – ректором Тамбовской ДС; ныне состоит настоятелем Знаменского (в Москве, на Варварке) монастыря в сане архимандрита с именем Афанасия. – Изд. 603 Троицкий Иван Гаврилович – профессор по кафедре еврейского языка и библейской археологии с 1883 г., постоянный член Учебного комитета при Святейшем Синоде, секретарь Санкт-Петербургского духовного цензурного комитета, статский советник; окончил курс СПбДА в 1882 г. – Изд. В 1883 г. переведен из преподавателей Курской ДС в СПбДА приват-доцентом на кафедру еврейского языка и библейской археологии. В 1886 г. защитил магистерскую диссертацию «Религиозное, общественное и государственное состояние евреев во время Судей» (СПб., 1886). – Ред. 604 Модест (Стрельбицкий Даниил Константинович; 1823–1902). Уроженец Подольской губернии, окончил курс в Киевской ДА. Рукоположен в 1877 г. во епископа Екатеринбургского, викария Холмской (Варшавской) епархии. С 1878 г. – епископ Люблинский, викарий Варшавской епархии; с 1885 г. – Нижегородский и Арзамасский, а с 1889 г. – Волынский и Житомирский (с 1892 г. – архиепископ). – Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

Волынские Еп. Варлаам (Шишацкий; 16 окт. 1799 - 20 дек. 1805), еп. Даниил (Натток-Михайловский; 2 февр. 1806 - 6 июня 1813), еп. Стефан (Романовский; 14 сент. 1813 - 24 нояб. 1828), еп. Амвросий (Морев ; 1 дек. 1828 - 1 февр. 1831), архиеп. Иннокентий (Сельнокринов; 10 февр. 1832 - 20 янв. 1840, с 25 дек. 1833 в сане архиепископа), еп. Никанор (Клементьевский ; 28 янв. 1840 - 4 нояб. 1848, с 17 янв. 1843 архиепископ Варшавский и Новогеоргиевский, управляющий Волынской епархией), архиеп. Арсений (Москвин ; 6 нояб. 1848 - 1 июля 1860), архиеп. Антоний (Павлинский; 29 авг. 1860 - 17 июня 1866, с 8 апр. 1862 архиепископ), архиеп. Агафангел (Соловьёв; 17 июля 1866 - 8 марта 1876, с 31 марта 1868 архиепископ), архиеп. Димитрий (Муретов; 26 апр. 1876 - 20 февр. 1882), архиеп. Тихон (Покровский ; 6 марта 1882 - 16 апр. 1885), архиеп. Палладий (Ганкевич; 4 мая 1885 - 25 нояб. 1889), архиеп. Модест (Стрельбицкий; 25 нояб. 1889 - 13 апр. 1902, с 15 мая 1892 архиепископ), архиеп. Антоний (Храповицкий; 22 апр. 1902 - 19 мая 1914, с 6 мая 1906 архиепископ), архиеп. Евлогий (Георгиевский; 14 мая 1914 - 15 окт. 1920, с 1918 епархией не управлял), бывш. Владимир-Волынский еп. сщмч. Фаддей (Успенский; 1919-1921). Архиереи, управлявшие Волынской епархией в Польше Митр. Дионисий (Валединский; 1 июля 1921-1933, первоначально в качестве епископа Кременецкого, с 1922 - архиепископа, с 1923 - митрополита Варшавского и Волынского, главы Польской Церкви), митр. Алексий (Громадский; 15 апр. 1934 - 7 мая 1943, первоначально в качестве архиепископа Волынского и Кременецкого в юрисдикции Польской Церкви, с 1940 в юрисдикции РПЦ, с июля 1941 управлял Волынской епархией как митрополит, глава канонической автономной УПЦ). Архиереи, управлявшие Волынской епархией на Украине Еп. Аверкий (Кедров; 1922 - 15 февр. 1930, с перерывами), еп. Максим (Руберовский; 1929), Новоград-Волынский еп. Николай (Пирский; 1931 - 13 мая 1932, в. у.), Новоград-Волынский еп. Вячеслав (Шкурко; 13 нояб. 1932 - 5 нояб. 1934, в. у.). Житомирские архиереи

http://pravenc.ru/text/Житомирская и ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАССИАН Прп. Кассиан Киево-Печерский. Фрагмент иконы «Собор Киево-Печерских святых Дальних пещер». 1890 г. Прп. Кассиан Киево-Печерский. Фрагмент иконы «Собор Киево-Печерских святых Дальних пещер». 1890 г. (XIV-XVI вв.?), прп., Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 28 авг.- в Соборе преподобных Киево-Печерских отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), затворник. К. не упоминается в составленных к 30-м гг. XIII в. Киево-Печерском патерике , «Повести временных лет» и Житии прп. Феодосия Печерского, следов., маловероятно, что он жил в домонг. эпоху. Архим. Леонид (Кавелин) без к.-л. оснований считал, что преподобный жил в XIII в. Впервые имя К. встречается в изданной в 1638 г. по благословению Киевского митр. св. Петра (Могилы) «Тератургиме» киево-печерского инока Афанасия Кальнофойского , в перечне преподобных отцов, похороненных в Дальних пещерах. К. назван св. иноком и постником. В имевшейся у еп. Модеста (Стрельбицкого) рукописи предположительно 2-й пол. XVII в. «Краткие жизнеописания преподобных отец Дальних пещер» о К. сообщалось, что он был смиренным, послушливым, трудолюбивым постником, принудил бесов исповедать, сколько в Печерском мон-ре иноков, могущих прогонять бесов. В качестве дня памяти К. еп. Модест указал помимо 28 авг. еще и 29 янв. Прп. Кассиан Киево-Печерский. Фрагмент гравюры «Собор всех святых Киево-Печерской лавры». 1756 г. Гравер Василь Белицкий (РГБ) Прп. Кассиан Киево-Печерский. Фрагмент гравюры «Собор всех святых Киево-Печерской лавры». 1756 г. Гравер Василь Белицкий (РГБ) Местная канонизация подвижника совершилась во 2-й пол. XVII в., когда киево-печерский архим. Варлаам (Ясинский ; 1684-1690, впосл. митрополит Киевский) установил празднование Собору преподобных отцов Дальних пещер, тогда же была составлена служба (Служба преподобным отцем Печерским, ихже нетленные мощи в Дальней пещере почивают//Службы преподобным отцам Печерским. К., 1763. Л. 108). Общецерковное почитание святого установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно которым разрешалось печатать службы Киево-Печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. К.) в общецерковные московские месяцесловы. В 1843 г. учреждено празднование Собору всех Киево-Печерских святых и святых, в Малой России просиявших. Отдельный день памяти К. был установлен во 2-й пол. XIX в. Имеются тропарь и кондак К. Имя его упоминается в 4-м тропаре 8-й песни канона преподобным отцам Дальних пещер (кон. XVII в.).

http://pravenc.ru/text/1681249.html

Смоленская Историко–статистическое описание Смоленской епархии. Смоленск, 1864. Редков Н. Историко–статистическое описание церквей и приходов Смоленской епархии. Смоленск, 1915. Т. 1. Таврическая Гермоген (Добронравов), еп. Таврическая епархия. Псков, 1887. Тамбовская Хитров Г. Историко–статистическое описание Тамбовской епархии. Тамбов, 1861. Харьковская Историко–статистическое описание Харьковской епархии. М.; Харьков, 1852–1859. 5 кн. Холмская Корженевский И. История Холмско–Варшавской епархии со времени учреждения архиепископской кафедры в Варшаве до 1876 года. Варшава, 1881. Модест (Стрельбицкий), еп. Холмская православная епархия. Варшава, 1886. Черниговская Историко–статистическое описание Черниговской епархии. Чернигов, 1870–1873. 7 кн. (предисл. архиеп. Филарета (Гумилевского). Завьялов А. О браке и брачном разводе. М., 1892. Загоровский М. В. Разбор и описание дел православного духовного правления//Труды Владимирской ученой архивной комиссии. 1902. Т. 4. Загоровский П. О разводе по русскому праву. Харьков, 1884. Знаменский П. В. Законодательство Петра Великого относительно православного духовенства//Прав. соб. 1863. Ч. 3. Знаменский П. В. Приходское духовенство в России со времени реформы Петра Великого//Там же. 1872–1873; то же. Казань, 1873. Ивановский И. Обозрение церковно–гражданских узаконений по духовному ведомству. СПб., 1883; 1900. Извлечения… за… год (см. библиогр. к Введению Б). Исполятов П. Консистория//ПБЭ. Т. 12. Ст. 834–843. Исторические сведения об епархиях в России с утверждения православного христианства в России и до нашего времени. М., 1881. Калашников (см. библиогр. к Введению Б). Книга о должностях пресвитеров приходских. СПб., 1775; 1798. Корольков К. Об открытии и закрытии епархий Русской Церкви. К., 1876. Кузнецов Н. Д. К вопросу о церковном имуществе (см. библиогр. к § 10). Лебедев А. С. Белгородские архиереи и среда их архипастырской деятельности: По архивным документам. Харьков, 1902. Луканин А. Хронологический указатель (см. библиогр. к Введению Б).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Местная канонизация П. совершена при архим. Варлааме (Ясинском), настоятеле Киево-Печерской лавры в 1684-1690 гг. (впосл. митрополит Киевский), когда был установлен Собор преподобных отцов Дальних пещер. Тогда же, вероятно, была составлена «Служба Собору преподобных отцов Печерских, ихже нетленные мощи в Дальней пещере почивают», в к-рой П. прославляется как блаженный «воздержания рачитель» в 3-м тропаре 5-й песни канона. Общецерковное почитание П. установлено указами Синода 1762, 1775 и 1784 гг., в соответствии с которыми было разрешено печатать службы Печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. П.) в общецерковные месяцесловы. В 1843 г. установлено празднование Собору всех Киево-Печерских святых и Собору всех святых, в Малой России просиявших. Святому имеются тропарь и кондак (опубл. в кн.: Там же. С. 55-56). День памяти П., как и мн. др. святым отцам Дальних пещер, установлен между 1868 и 1875 гг. Ист.: Службы прп. отцам Печерским, ихже мощи в Ближней и Дальней пещере нетленно почивают. К., 1763; Канон собору прп. отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих//Минея (МП). Авг. Ч. 3. С. 134. Лит.: СИСПРЦ. 1836. С. 223; Описание Киево-Печерской лавры. С. 112; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 419; Модест (Стрельбицкий), архиеп. Краткие сказания о жизни и подвигах св. отцев Дальних пещер Киево-Печерской лавры. К., 18853. С. 15; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 261, 295; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Сент. С. 74; Дива печер лаврських. К., 1997. С. 94; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 477; Карпов А. Ю. Русская Церковь X-XIII вв.: Биогр. словарь. М., 2016. С. 347-348. М. В. П. Иконография Описание облика П. содержится в Строгановском толковом иконописном подлиннике кон. XVIII в. (среди 130 Киево-Печерских преподобных; все без указания дней памяти): «Сед, брада и власы Сергиевы (прп. Сергия Радонежского.- Авт.), на плечах клабук черн, риза преподобническая дичь, испод бакан, руки накрест держит у сердца» (БАН. Строг. 66. Л. 317, «левыя страны», 32-й; то же в т.

http://pravenc.ru/text/2581807.html

Местная канонизация Н. совершена при архим. Варлааме (Ясинском) , настоятеле Киево-Печерской лавры в 1684-1690 гг. (впосл. митрополит Киевский), когда был установлен Собор преподобных отцов Дальних пещер. Тогда же, вероятно, была составлена «Служба Собору преподобных отцов Печерских, ихже нетленные мощи в Дальней пещере почивают», в к-рой Н. прославляется в 4-м тропаре 5-й песни канона. Общецерковное почитание Н. установлено указами Синода 1762, 1775 и 1784 гг., к-рыми было разрешено печатать службы Печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. Н.) в общецерковные месяцесловы. При посещении имп. Александром I Павловичем 9 сент. 1816 г. Киево-Печерской лавры ее наместник архим. Антоний (Смирницкий) (впосл. святитель, архиепископ Воронежский и Задонский), сопровождавший государя, обратил его внимание среди прочих святых Дальних пещер, и на Н. Прозвище святого заинтересовало императора: «Там (т. е. в Ближних пещерах) был летописец, отец истории... Некнижный, значит не знал грамоты?» - «Так, Ваше Величество,- отвечал архимандрит Антоний,- он не умел читать. Но слово Божие, вразумляющее человеков, научило его мудрости не земной, но вышней...»». Александр I сказал, обращаясь к сопровождавшему его кн. Волконскому: «Угодник Божий не имел суетного просвещения: но чистое сердце и живую веру. Слушая слово Божие, он исполнял его самим делом. Пламенная молитва растворяла ему небеса и, блаженный, он видел небожителей». Тут Государь, осенивши себя крестным знамением, сделал земной поклон, произнесши: «Преподобный отче Несторе Некнижный! Моли Бога о нас», потом приложился к его руке»» ( Савостьянов Н. Жизнь преосв. Антония, архиеп. Воронежского. СПб., 1852. С. 21-22). В 1843 г. установлено празднование Собору всех Киево-Печерских святых и Собору всех святых, в Малой России просиявших. Святому имеются тропарь и кондак (опубл. в кн.: Модест (Стрельбицкий). 1885. С. 56-57). День памяти Н., как и мн. др. святым отцам Дальних пещер, был установлен между 1868 и 1875 гг. Первоначально, судя по «Полному христианскому месяцеслову» (К., 1875), это было 28 окт. (см. также: Барсуков). Однако уже к кон. XIX в., как и в наст. время, память Н. чтилась и днем раньше (см.: Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Окт. С. 193), совпадая с днями памяти мч. Нестора Солунского и прп. Нестора Летописца.

http://pravenc.ru/text/2565116.html

1507 Ответ Софрония Лихуда/Пер. и вступ. Ст. В. В. Аржанухина//Историко-философский ежегодник, 1993. М., 1994. С. 228–255. 1508 В 1981 г. в сербской рукописи конца XIV в., хранящейся в Государственном историческом музее в Москве, автор этих строк обнаружил перевод сочинения, надписанного (несколько позднее создания основного текста) именем св. Григория Паламы ; найден был и его русский список – правда, XVIII в. (см.: Гаврюшин Н. К. Архимандрит Киприан и его книга о святителе Григории Паламе //Встреча. 1995, 3. С. 13–19). Однако общей картины этот перевод изменить, конечно, не может. 1511 Сводный каталог русской книги гражданской печати XVIII века. 1725–1800. Т. 1. М., 1963. С. 257. 1633. 1512 «Ни один, можно сказать, поборник веры и благочестия православной Греческой церкви вообще не испытал столько клевет и несправедливых обвинений в отступлении от православия и правил подвижничества, как святой Григорий Палама . Не только современные ему западные, но и восточные историки и богословы старались затмить высоту подвигов этого святого мужа, находить в его творениях много ересей как следствие отделения Восточной Церкви от единства с Западной. И в новейшее время, даже в некоторых общеупотребительных сочинениях нашего отечества, св. Григорий Палама и его сообщники называются сектою, под именем Паламитов и Исихастов, получившею начало свое будто еще в XI-м веке При всем том, защитников св. Григория Паламы в сравнении с его противниками наберется очень немного». – Модест (Стрельбицкий) , игум. Св. Григорий Палама , митрополит Солунский, поборник православного учения о фаворском свете и о действиях Божиих. Киев, 1860. С. 2, 4. 1518 Подобную точку зрения отстаивает В. М. Лурье (иеромонах Григорий), в апологетическом творчестве которого борьба за паламизм и критика «филиоквизма» ведутся в лосевской тональности. См. его проповедь «Православие – это учение Бога о Самом Себе. Святитель Григорий Палама как критерий Православия» 10/23.03.2003 (http://s-elizabet.narod. ru/grr_propovedi/2003/prop03_03_23.htm).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/rus...

Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 189; Модест (Стрельбицкий), еп. Краткие сказания о жизни и подвигах святых отцев Дальних пещер Киево-Печерской Лавры. К., 1885. С. VII, 25, 33, 71, 80; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 24-25; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Янв. С. 158-159; Дива печер лаврських. К., 1997. С. 22, 65, 93, 137, 141. Е. В. Лопухина Иконография Единоличный образ Е. 40-х гг. XIX в. работы иером. Иринарха с учениками из мастерской Киево-Печерской лавры находится у раки святого в Дальних пещерах. Преподобный показан вполоборота вправо, старцем в черном монашеском одеянии и в куколе, с раздвоенной на конце бородой средней величины с проседью, с правой рукой на груди, в опущенной левой - четки. В иконописном подлиннике кон. XVIII в. облик Е. описан т. о.: «Сед, брада Власиева, схима на главе, ризы преподобническия, испод бакан, правая рука к сердцу, левая молебна, длань простерта» (БАН. Строг. 66. Л. 316 об., «левыя страны» 24-й). Прп. Евфимий Киево-Печерский. Фрагмент иконы «Собор Киево-Печерских святых». 1-я пол. XIX в. (ЦМиАР) Прп. Евфимий Киево-Печерский. Фрагмент иконы «Собор Киево-Печерских святых». 1-я пол. XIX в. (ЦМиАР) Е. представлен в композиции «Собор Киево-Печерских святых», как правило в правой группе, за прп. Феодосием Киево-Печерским, в ряду иноков, почивающих в Дальних пещерах (более 15 вариантов гравюр). Его изображение помещено в 3-м или 5-м ряду крайним справа, оглавно, в куколе, без индивидуальных особенностей: на гравюре 1-й четв. XIX в. (РГБ) - с наименованием «пре Ефимий» (Киево-Печерский патерик. 2006. С. 63); на раскрашенной гравюре 1-й трети XIX в. (ГЛМ) - дважды, в 3-м и 5-м ряду, в куколе и без него, с надписью: «пр Ефимии сх»; на раскрашенной литографии мастерской А. Абрамова 1883 г. (ГРМ) - с надписью: «пре Ефи»; на тонолитографии 1893 г. из мастерской Киево-Печерской лавры (ГЛМ) - в 3-м ряду 2-м справа, в виде старца, назван «преп. Евфимий схимн.». На иконе 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР) в Соборе святых Дальних пещер помещены 2 святых с одинаковой надписью на нимбе: «преп.

http://pravenc.ru/text/187657.html

В состав об-ва входили лица, бывшие впосл. активными деятелями «С.-Петербургского евангельского пробуждения»: кнж. М. М. Дондукова-Корсакова, кнг. В. Ф. Гагарина, барон Корф, В. А. Пашков, Ю. Я. Половцова, баронесса Э. Ф. Раден, Е. А. Тимашева (урожд. Пашкова), а также представители Русского евангельского союза: барон П. Н. Николаи, стал товарищем председателя, Ф. Х. Офенберг - казначеем, Е. К. Пистолькорс - членом совета общества. Руководители об-ва придавали особое значение активному участию в нем правосл. духовенства, отмечая его численность в ежегодных отчетах. В 1877 г. среди членов об-ва насчитывалось 147 лиц духовного звания, т. е. более 1/4 всего состава (Там же, 9-й//ЦВ. 1878. С. 2-3). В 1880 г. в об-ве состояло более 200 лиц духовного звания, из них 66 священнослужителей имели у себя небольшие запасы книг. Нек-рые пастыри по благословению преосвященных сами разносили книги. Членами-сотрудниками об-ва были архиепископы Амвросий (Ключарёв), Вениамин (Благонравов), Модест (Стрельбицкий), епископы Иосиф (Соколов), Иларион (Юшенов), свт. Иустин (Полянский), Лаврентий (Некрасов), прот. Н. И. Брянцев, прот. М. Д. Горчаков, протопресв. А. А. Желобовский, прот. Иоанн Кронштадский (Сергиев), протопресв. И. Л. Янышев и др. Наибольшее число лиц духовного звания состояло в обществе в 1885 г. (442 чел.), с кон. 1890 г. их численность неуклонно уменьшалась: в 1914 г., согласно отчету, в обществе осталось 108 лиц духовного звания. Как указывалось в ежегодных отчетах, главными деятелями об-ва считались книгоноши, на долю которых приходилось от 1/3 распространяемых книг. От них требовались знание Свящ. Писания, а также искренние благочестие, смирение и самоотвержение; продолжительное испытание выдерживали не все претенденты. Странствуя по России, книгоноши знакомили с деятельностью об-ва и возбуждали сочувствие к нему. Им выдавали специальные кожаные сумки с медными бляхами с надписью «Общество для распространения Св. Писания в России», к-рые нельзя было передавать др. людям. Книгоноши были членами-сотрудниками об-ва, до 1895 г. их было 19, а всего за годы деятельности об-ва в его составе насчитывалось 33 книгоноши. В 1898 г. было принято решение за вознаграждение пользоваться помощью «трудящихся наподобие книгонош», которые могли бы распространять книги вразнос на местах. В нач. XX в. один из книгонош об-ва неск. раз ездил в Иерусалим для продажи изданий рус. паломникам. В 1888 г. был основан специальный фонд пособий для пенсий или помощи семьям в случае смерти книгоноши или потери им трудоспособности; в 1894 г. фонд располагал суммой 1460 р. 88 к.

http://pravenc.ru/text/2578097.html

Ист.: Описание Киево-Печерской лавры. К., 1847. С. 288; Модест (Стрельбицкий), еп. Краткие сказания о жизни и подвигах святых отцев Дальних пещер Киево-Печерской лавры. К., 19062; Барсуков. Источники агиографии. Прил. С. II. Лит.: Голубинский. Канонизация святых. С. 202-210; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Воронеж, 1883. Август. С. 288; Филарет (Гумилевский). РСв. Август. С. 126-127; Кабанець. Icmopiя печерськоï kahohiзaцiï. Игум. Андроник (Трубачев), Е. В. Лопухина Иконография. В иконописном подлиннике кон. XVIII в. облик А. Т. описан следующим образом: «Сед, брада Сергиева, на главе клабук черн, ризы преподобническия дичь, испод бакан» (БАН. Строг. 66. Л. 316об.; «левыя страны» 21-й, назван «трудолником»). На иконе XIX в. у раки преподобного в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры А. Т. изображен в монашеском одеянии и куколе, склонившимся над раскрытой книгой в руках. В композиции «Собор Киево-Печерских святых» он представлен в правой группе иноков, стоящих за прп. Феодосием Киево-Печерским (их мощи почивают в Дальних пещерах), обычно в 3-м ряду 1-м или 2-м слева. А. Т. изображен старцем в куколе на гравюрах кон. XVIII - нач. XIX в. (ЦАК МДА, РГБ) - без выраженных индивидуальных особенностей; на иконе 1-й пол. XIX в. (ЦМиАР), предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры,- с аскетическим обликом (впалыми щеками), с надписью: «Пре Арсений Тру[жде]ник»; на хромолитографии 1884 г. изд. И. Д. Сытина в Москве (РГБ) - средовеком; на литографии 1893 г. изд. Киево-Печерской лавры (РГБ). На литографиях мастерской А. Абрамова 1859 г. (ЦАК МДА) и 1883 г. (ГРМ) образ А. Т. (как средовека) помещен в 5-м ряду 3-м слева. Лит.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 621-633. Т. 4. С. 761-764; Русские монастыри: Искусство и традиции/ГРМ. Б. м., 1997. С. 169; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 2. С. 61. И. Б. Черномаз Рубрики: Ключевые слова: АММОН КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ (XIII в.), в Дальних пещерах почивающий, странник, прп. (пам. 4 окт., 28 авг..- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер и в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших)

http://pravenc.ru/text/76320.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010