Здравицы за архипастырей Волыни и Подолии были предварены прекрасными речами, с большим чувством и воодушевлением произнесёнными кафедральным протоиереем житомирского собора Н. Трипольским, кафедральным протоиереем каменец-подольского собора Н. Буниным, преподавателем одесской духовной семинарии священником И. Стрельбицким и другими. Во время трапезы пел житомирский архиерейский хор, неоднократно вызывавший одобрение слушателей исполнением песнопений своего репертуара. После обеда его преосвященство Димитрий, епископ подольский и брацлавский, сердечно простившись с высокопреосвященным Модестом, отбыл в м. Ново-Константинов для продолжения, согласно маршруту, ревизии церквей своей епархии. Несколько времени спустя отбыл из Зиновинец и его превосходительство г. начальник губернии А. П. Баумгартен. Мало-помалу стали разъезжаться и остальные гости. Проводив гостей, высокопреосвященный Модест отправился в освященный храм и служил там вечерню и утреню. На следующий день, при большом количестве молящихся, совершена была владыкой литургия, а после неё панихида. Литургия была совершена в сослужении наместника Почаевской лавры архимандрита Филарета и иеромонаха той же лавры Паисия, а в панихиде участвовало восемь священников. Не менее торжественная служба совершена была владыкой накануне и в самый день 29 августа. Архиерейское богослужение привлекло массу молящихся не только из местного населения, но и из окрестных сёл. 29 августа после литургии высокопреосвященный Модест, в сопровождении архимандрита Филарета, священников А. Усаневича и Николая Смирнова, отбыл в село Дашковцы к своему брату протоиерею Хрисанфу Стрельбицкому. 1 сентября со станции Винницы его высокопреосвященство отправился в Почаевскую лавру. По распоряжению высокопреосвященного храмосоздателя, со дня освящения церкви до 3 сентября включительно в обоих приделах новоустроенного храма ежедневно совершалась божественная литургия, в шесть утра в Покровской церкви и в восемь – в Троицкой. Живописные работы внутренней части храма, не произведённые до освящения, теперь совершенно окончены.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Strelbic...

Служба началась в шесть часов вечера. Высокопреосвященный Модест служил в старой Иоанно-Богословской церкви с кафедральным протоиереем г. Житомира Н. Трипольским, протоиереем села Дашковец Хрисанфом Стрельбицким и 8-ю священниками. Во время богослужения, пред величанием, на чудотворную икону Божией Матери возложена была новая сребропозлащенная с драгоценными камнями риза, а бывшая на ней старая златотканная положена на копию иконы. Молящихся, несмотря на будни, было так много, что малая церковь не могла вместить всех желающих присутствовать на богослужении, и многие молились на погосте. В то же время преосвященный Димитрий с наместником Почаевской лавры архимандритом Филаретом, кафедральным протоиереем г. Каменца Н. Буниным и 8-ю священниками совершил всенощное бдение в малой церкви новоустроенного храма. На литию служащие вышли в большую церковь , а акафист Покрову Божией Матери был прочитан на церковном погосте. Нельзя пройти молчанием этого величественного момента службы. Погода благоприятствовала её торжественности; тишина воздуха была такова, что пламя свечей почти не колебалось. Раздельное, глубоко прочувствованное, с особой силой проникающее в душу чтение акафиста преосвященным Димитрием производило сильное впечатление. С другой стороны, прекрасное исполнение церковных песнопений (пел житомирский архиерейский хор под управлением соборного священника о. Александра Кващевского), красота облачений, свет множества светильников дополняли величие картины церковного богослужения и вдохновляли молящихся. Вечерняя служба окончилась в обеих церквах в 10 часу вечера. На всенощном бдении его преосвященство возложил напесные кресты на священника м. Мизякова, Винницкого уезда, Василия Боржковского и с. Голоскова, Летичевского уезда, Иакова Самарского. 26 августа совершено было освящение Покровского придела новоустроенной церкви. В этот день раннюю литургию в старой церкви совершал высокопреосвященный Модест в сослужении кафедрального протоиерея Н. Трипольского, протоиерея Хрисанфа Стрельбицкого и двух священников. Освящение Покровского придела и позднюю литургию совершал преосвященный Димитрий. В освящении и богослужении принимали участие: наместник Почаевской лавры о. архимандрит Филарет, кафедральный протоиерей г. Каменца о. Никола Бунин, местный благочинный Александр Бачинский и строитель нового храма – священник села Зиновинец Николай Смирнов. Звон к поздней литургии начался за час до освящения, в восемь часов утра. В девять часов владыка, в сопровождении служащих, а также многих священников, не принимавших участия в богослужении, отправился «со славою» в церковь . В положенное время совершён был торжественный крестный ход в старую церковь за мощами. В крестном ходе приняли участие все те из молящихся, коих, по своему сравнительно малому размеру, не могла вместить Покровская церковь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Strelbic...

Имеются тропарь и кондак Л. ( Модест. 1885. С. 46-47). Мощи Л. почивают в Дальних (Феодосиевых) пещерах Киево-Печерской лавры. Согласно данным антропологических исследований, Л. преставился в возрасте 40-50 лет. Местная канонизация Л. совершилась ок. 1643 г., когда по благословению Киевского митр. свт. Петра (Могилы) протосинкелл и экзарх К-польского патриарха Мелетий Сириг составил «Канон преподобным отцам Печерским». Л. прославляется в 4-м стихе 3-й песни канона: «Лаврентие, затворивый себе Господеви, и дерзновение многое стяжавый оттуду к Нему непрестанно моляся всегда, еже изятися нам от различных страстей» (Дива Печер. 1997. С. 146). Общецерковное почитание установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно к-рым было разрешено печатать службы киево-печерским преподобным и вносить их имена в общецерковные московские месяцесловы. С 1843 г. празднуется Собор всех Киево-Печерских святых и всех святых, в Малой России просиявших. Об облике Л. в Строгановском подлиннике без указания памяти сказано: «Сед, плешив, ризами аки Григорий, зрит назад, схима на плечах, ризы преподобнически багор, испод зелень, левою рукою поднял ризу правыя страны, а правыя страны длань вверх» (кон. XVIII в.; БАН. Строг. 66. Л. 318 - «левыя страны» 44-й). Образ Л. включается в композицию «Собор Киево-Печерских чудотворцев» на иконах и эстампах. Ист.: Абрамович Д. И. Киево-Печерский патерик. К., 1931, 1991p. С. 127-128; Древнерус. патерики: Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик/Изд. подгот.: Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников. М., 1999. С. 38-39. Лит.: СИСПРЦ. 1836. С. 164; Описание Киево-Печерской лавры. К., 1847. С. 105; Описание о российских святых. С. 26-27; Модест (Стрельбицкий), еп. Краткие сказания о жизни и подвигах святых отцев дальних пещер Киево-Печерской лавры. К., 1885. С. 8-9; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 22-23; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Янв. С. 159; Верный месяцеслов всех русских святых. М., 1903. С. 8; Макарий. История РЦ. 1995. Кн. 2. С. 168, 469; Дива Печер лаврських/Упоряд.: I. В. Жиленко. К., 1997. С. 66, 94, 137, 138; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 475-476.

http://pravenc.ru/text/2462431.html

В XVIII-XIX вв. З. отождествляли с отроком Захарией (см. Иоанн и Захария , преподобные, Киево-Печерские), к-рый упоминается в 5-м Слове Киево-Печерского патерика , где повествуется о чуде в монастырской Успенской ц. перед иконой Божией Матери в кон. XI в. (Патерик Киевского Печерского мон-ря/Ред.: Д. И. Абрамович. СПб., 1911. С. 9-10; см.: Модест. 1885. С. 17-19). Ист.: Модест (Стрельбицкий), архиеп. Краткие сказания о жизни и подвигах святых отцев Дальних пещер Киево-Печерской лавры. К., 1885. С. 59-60, 80. Лит.: Филарет (Гумилевский). РСв. Авг. С. 123-124; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 203; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 26; Описание о российских святых. С. 28; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Март. С. 140; Дива печер лаврських. К., 1997. С. 65, 66, 93, 140. Е. В. Лопухина Иконография В иконописном подлиннике кон. XVIII в. об облике З. сказано: «Сед, брада доле Сергиевой, на главе клабук, риза преподобническая багор, испод киноварь разбелной, руки у сердца, длани вверх» (БАН. Строг. 66. Л. 318, «левыя страны» 41-й). На надгробной иконе 40-х гг. XIX в. работы иером. Иринарха с учениками из мастерской Киево-Печерской лавры у раки З. в Дальних пещерах, согласно тропарю преподобному («Постническаго ради твоего жития…»), З. изображен по пояс, вполоборота влево, средовеком с правильными чертами лица, со впалыми щеками и с русой бородкой средней величины, раздвоенной на конце, облачен в схиму, на голове куколь, на прижатой к груди деснице четки, левая рука ладонью выставлена вперед; вокруг нимба надпись: «С: Пр(д)б. Зaxapiй постникъ». В композиции «Собор Киево-Печерских святых» З. представлен, как правило, в правой группе святых, за прп. Феодосием, в ряду иноков, почивающих в Дальних пещерах (известно более 15 вариантов гравюр). Его изображение как средовека с небольшой бородой в куколе помещено в 7-м ряду 1-м слева на иконе посл. трети XVIII в. (1771 г.? ИОХМ), на гравюре 1-й четв. XIX в. (РГБ; по иконографии близка к листу 1513 из собрания Д. А. Ровинского - Ровинский.

http://pravenc.ru/text/182673.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Икона Зиновинская - описание Находится чудотворный образ в селе Шевченко (бывшее село Зиновицы) Литинского района Винницкой епархии. Когда-то в селе был один из самых крупных храмов Украины. В 1820 году сюда приехал священник Константин Стрельбицкий. Его сын Даниил (впоследствии архиепископ Волынский и Житомирский Модест) тяжело болел – не мог ходить, двигать руками, говорить. В храме отец Константин горячо молился о выздоровлении сына перед иконой, на которой Богородица была изображена с закрытыми глазами. По молитвам отца мальчик выздоровел. По этому поводу вокруг иконы сделана соответствующая надпись. В дальнейшем архиепископ Модест в память о своём исцелении заказал список иконы, который после его смерти поставили в храме рядом с оригиналом. При советской власти величественный собор разрушили, храмовые святыни были разграблены. Икона Пресвятой Богородицы (список, сделанный в XIX веке) долгое время хранилась в семье благочестивой женщины Евдокии Дрийчук, спасшей образ от поругания. Несколько лет назад дочь этой женщины, которой мать завещала хранить икону, псаломщица Зинаида Серова однажды увидела, как Богородица на иконе неожиданно открыла глаза, после чего глаза опять закрылись. В то же время местный священник, узнав, что в селе хранится старинный образ, нашёл хранительницу и попросил её вернуть икону в храм, что она и сделала. Старинный образ Божией Матери стал местной святыней. В 2004 году прибывший в село вновь назначенный молодой священник удивился необычному виду Божией Матери. «Почему у Богородицы глаза закрыты?» – спросил священник. И вдруг на иконе у Богородицы... открылись глаза. Оригинал иконы также сохранился, но в гораздо худшем состоянии по причине неблагочестивого отношения людей, к которой он попал. Местные жители отмечают праздник Зиновинской иконы Божией Матери в День Святого Духа. Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Зиновинская " .

http://pravicon.com/info-319

В крипте под храмом удостоились погребения Волынские архиепископы Агафангел (Соловьёв, † 1876), Тихон (Покровский, † 1885), Модест (Стрельбицкий, † 1902). Исполняя волю почившего владыки Модеста, его преемник архиепископ Антоний (Храповицкий) устроил в крипте в 1902–1903 гг. придел прмц. Анастасии Римляныни и перенес сюда честную главу подвижницы: в 1860-х гг. ее передал в Россию патриарх Антиохийский Иерофей, а позже хранителем этой святыни стал архиепископ Модест (в советское время святыня исчезла из храма). После революции собор стал свидетелем гонений на Церковь. В это время епархию поочередно окормляли три иерарха, пострадавшие за веру: сщмч. Фаддей (Успенский) (с 1908 г. — викарий Волынской епархии в сане епископа Владимир-Волынского, в 1919–1921 гг. управлял делами всей епархии, с 1922 г. — архиепископ Астраханский, в 1937 г. — арестован как правящий владыка Костромской епархии, в 1938 г. — расстрелян), владыка Аверкий (Кедров) (с 1915 г. — викарий Волынской епархии в сане епископа Острожского, с 1922 г. — епископ Волынский и Житомирский, не раз арестовывался, после освобождения возвращался к управлению епархией, с 1926 г. — архиепископ, в 1930 г. — вновь арестован и в 1931 г. сослан на север России, в 1937 г. — приговорен к расстрелу), владыка Максим (Руберовский) (с 1923 г. — викарий Волынской епархии в сане епископа Полонского, с 1930 г. — епископ Волынский, в 1937 г. — расстрелян). В 1931 г. органы советской власти решили закрыть собор и создать в нём музей, но в итоге устроили склад. При этом могилы архиепископов были вскрыты и разорены. Рискуя жизнью, верующие тайно проникли в храм и спрятали останки владык в укромном месте. В 1932 г. уничтожены иконостасы. С 1933 г. собор использовался под архив, в 1941 г. был вновь открыт для богослужений. В 1988 г. около храма воздвигнут памятник в честь 1000-летия Крещения Руси. В 1993 г. в соборе обнаружены и благоговейно перезахоронены останки архиепископов. Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Преображ...

Остаётся сказать несколько слов о других членах рода Стрельбицких. Детей у священника Константина Стрельбицкого было четверо: Даниил, о котором была речь, Иоанн, Димитрий и Хрисанф. Второй сын о. Константина – Иоанн, по переходе в богословский класс умер от чахотки 18 ноября 1847 года. Третий сын Димитрий по окончании образования в подольской семинарии поступил в киевскую академию, по окончании которой назначен был смотрителем сперва моздокского, а потом ставропольского духовного училища. Потом священствовал в Новотроицкой станице и там скончался. Четвёртый сын – Хрисанф, по окончании подольской семинарии вступил в брак с дочерью священника села Лозовой, Могилёвского уезда, Онуфрия Танашевича, Мариею; преосвященным Евсевием (в 1855 году 8 ноября), епископом подольским, посвящён в сан иерея в село Копестырин, а теперь священствует в Дашковцах и 11 июля 1893 года произведён в сан протоиерея. В семье у него два сына и три дочери. Освящение церкви в селе Зиновинцах Подольской губернии Каменная церковь , строившаяся в селе Зиновинцах на средства высокопреосвященного архиепископа Модеста в продолжение нескольких лет, в 1895 году, при помощи Божией, была окончена и к концу августа готова к освящению. Новый зиновинский храм двухпрестольный: главный придел во имя Св. Троицы, а малый – тёплый на хорах, в честь Покрова Пресвятыя Богородицы. Ввиду этого освящение новоустроенной церкви совершено было в два дня – 26 и 27 августа. Высокопреосвященный храмосоздатель прибыл в Зиновинцы из Почаевской лавры чрез ст. Винницу и село Дашковцы 23 числа; Владыку сопровождал наместник Почаевской лавры архимандрит Филарет, а из Винницы и протоиерей Хрисанф Стрельбицкий. 24 августа высокопреосвященный Модест лично изволил осматривать выстроенный им храм и давал распоряжения относительно окончательного приготовления всего, что необходимо к освящению. В пятницу 25 августа в с. Зиновинцы прибыл преосвященный Димитрий, епископ подольский и брацлавский, ранее лично и позднее особой депутацией приглашённый храмосоздателем к торжеству освящения зиновинской церкви. Маршрут ревизии церквей епархии составлен был так, что его преосвященство в день прибытия в село Зиновинцы совершал всенощное бдение пред освящением малой Покровской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Strelbic...

26 нояб. (т. к. 27 нояб., в день преставления святителя, совершается празд. иконе Божией Матери «Знамение» и в Иркутске проводится общегородской крестный ход в Знаменский мон-рь). Общецерковное прославление «проповедника веры во языцех монгольских», состоявшееся 1 дек. 1804 г., стало одним из самых знаменательных событий в истории Православия в Сибири. 2 февр. 1805 г., на праздник Сретения Господня, еп. Иркутский Вениамин (Багрянский) с сонмом духовенства переместил мощи И. из склепа на середину Тихвинской ц. 9 февр. мощи торжественно перенесли из Тихвинской ц. в Вознесенский собор. С этого времени 9 февр. празднуется обретение мощей святителя. В 1807 г. в Иркутскую ДС поступил И. Попов - буд. свт. Иннокентий (Вениаминов), «апостол народов Америки и Сибири», в честь к-рого при пострижении в монашество он принял имя и к-рого почитал всю жизнь. Др. известный миссионер, начальник 18-й миссии в Китае митр. Пекинский и Китайский Иннокентий (Фигуровский) , при постриге также принял имя в честь И. В 1863 г. обветшавший Вознесенский собор был разобран, мощи И. временно были поставлены в монастырской Успенской ц., 15 окт. 1872 г. перенесены в новый собор Вознесенского мон-ря. В сент. 1880 г. еп. Люблинский Модест (Стрельбицкий) обратился к архиеп. Иркутскому Вениамину (Благонравову) и настоятелю обители с просьбой передать ему в дар ветхую митру с главы святителя. Вместо нее еп. Модест заказал в мастерской екатеринбургского Новотихвинского женского монастыря новую, богато украшенную митру, к-рую предлагал возложить на главу И. в благодарность за его «молитвенные пособия». В нояб. 1881 г. архиеп. Вениамин с насельниками открыл раку и заменил старую митру новой, присланной из Екатеринбурга. В XIX в. мощи И. не раздроблялись. В ответ на просьбу своего друга архиеп. Владимира (Петрова) передать ему частицу мощей архиеп. Вениамин вспоминал, как при замене митры он «усмотрел, что, по крайней мере, от главы святителя решительно нельзя ничего отделить. Покров, бывший на лице его, исполнен был сильного благоухания.

http://pravenc.ru/text/389621.html

Древнерусская книжность практически не знала паламитских трактатов 1508 , и объяснять это обстоятельство приходится с особой изобретательностью. Так, например, прот. Иоанн Мейендорф говорил, что переводить их не было нужды, потому что «на Руси не было своего Варлаама» 1509 … Впервые в русском переводе сочинения св. Григория Паламы появились в конце XVIII века благодаря розенкрейцеру И. В. Лопухину 1510 , но широкого распространения не получили, поскольку в 1787 году издание было конфисковано 1511 . Весьма примечательно, что один из первых русских исследователей паламизма, игумен Модест (Стрельбицкий , позднее – архиепископ), вынужден был оправдывать фессалоникийского святителя от расхожих по тем временам обвинений в ереси(!) 1512 ; он подчеркивал «умопредставительный» характер различения между сущностью и энергиями и указывал, что, согласно соборным определениям 1351 года, участвующий в действиях Божиих участвует и в его существе 1513 . Но соборные решения не возбуждали таких сомнений, какие вызывали сочинения самого св. Григория, а с их текстологией дело обстояло довольно сложно. Так, Модест 1514 и многие другие (например, издатели PG, t. 150, 1347–1372, а вслед за ними и архиеп. Василий Кривошеин 1515 ) считали «Прозопопею», которая на самом деле принадлежит митрополиту Михаилу Хониату (Акоминату), скончавшемуся около 1222 года 1516 , подлинным сочинением Паламы! На европейских языках монографических сочинений о Паламе долгое время тоже не было. Лишь в 1911 году по-гречески о нем издал книгу Папамихаил 1517 . Если взаправду считать святителя Григория вершиной православной мысли, то придется признать, что вплоть до 1920-х Русская Церковь в богословском отношении была какой-то неполноценной 1518 … Примечательно, что в известной монографии архимандрита Киприана (Керна) , вышедшей в свет в 1950 году, содержится следующее откровенное признание: «Св. Григорий Палама еще очень мало изучен. Общепризнанной научной оценки он еще не получил. О паламизме как явлении византийской культуры высказывались разные мнения, но все они страдали в достаточной мере односторонностью» 1519 . Архимандрит Киприан отмечает, что нет согласия даже в том, кого считать аристотеликами, а кого платониками – Ф. И. Успенский относил к первым исихастов, а Г. А. Острогорский – варлаамитов 1520 …

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/rus...

В помещениях первого этажа размещалась консистория, на втором - епископские покои. Кирпичный, двухэтажный, симметричный в плане, с лоджиями по двум продольным сторонам. Центральная лоджия оформлена по бокам тонкими полуколонками на пилонах, придающими горизонтальной протяженности фасадов легкий вертикальный акцент, а также оживляющими сдержанный декор здания. Внутреннему членению помещений соответствуют извне пилястры, раскрепованные по широкому небольшого выноса венчающему карнизу. Междуэтажные перекрытия плоские. Оконные проемы первого этажа перекрыты лучковыми перемычками, второй этаж имеет прямоугольные окна. Планировка помещений - секционная. Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР В 1828 г. Ж. м. был закрыт. К этому времени мон-рь имел 838 крепостных и 8,2 тыс. р. ежегодного дохода. 16 янв. 1829 г. была создана Жидичинская административная комиссия для управления имуществом Ж. м. и др. ликвидированных греко-католич. мон-рей. Никольский храм был обращен в приходский, в нем служили священники Климент Оленич, Роман Цыбульский. В 1871 г. о. Роман открыл в Жидичине одноклассное народное училище. Архив обители в 1893 г. был передан в Волынское церковно-археологическое древлехранилище. В 1894-1895 гг. территорию бывш. мон-ря посетил архиеп. Волынский и Житомирский Модест (Стрельбицкий), по инициативе к-рого Ж. м. начал возрождаться. Уже в 1898 г. здесь была освящена домовая ц. во имя мучеников Антония, Иоанна и Евстафия. К нач. ХХ в. в Никольском храме бывш. мон-ря хранились иконы XII-XVIII вв., а также крест с частицами мощей 30 святых. В 1900 г. архиеп. Модест представил духовному собору Почаевской в честь Успения Пресв. Богородицы лавры петицию о необходимости возобновления обители, однако вопрос остался нерассмотренным. С 1909 г. в Никольской ц. служил сын о. Романа, свящ. Феодор Цыбульский, духовник Луцкого городского округа, окружной депутат (1910-1913), почитаемый в Жидичине пастырь. В 1911 г. в монастырских корпусах квартировал 11-й Изюмский полк Генриха Прусского.

http://sobory.ru/article/?object=48182

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010