Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МЕРКУРИЙ И ПАИСИЙ Прп. Меркурий Киево-Печерский. Икона. 40-е гг. XIX в. Мастерская Киево-Печерской лавры (Дальние пещеры Киево-Печерской лавры) Прп. Меркурий Киево-Печерский. Икона. 40-е гг. XIX в. Мастерская Киево-Печерской лавры (Дальние пещеры Киево-Печерской лавры) Преподобные (пам. 4, 24 нояб. (М.), 19 июля (П.), 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), Киево-Печерские, в Дальних пещерах почивающие. Они не упоминаются в комплексе ранних источников (до 30-х гг. XIII в.), повествующих о Киево-Печерском мон-ре (см. Киево-Печерская лавра ) и его насельниках - Киево-Печерском патерике , «Повести временных лет» (см. Летописание ) и Житии прп. Феодосия Печерского. О них, как и о большинстве святых, почивающих в Дальних пещерах, сохранились только краткие поздние сведения. Указание на XIV в. как время жизни М. и П. ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 261; Дива печер. 1997. С. 67, и др.) следует признать необоснованным. Прп. Паисий Киево-Печерский. Икона. 40-е гг. XIX в. Мастерская Киево-Печерской лавры (Дальние пещеры Киево-Печерской лавры) Прп. Паисий Киево-Печерский. Икона. 40-е гг. XIX в. Мастерская Киево-Печерской лавры (Дальние пещеры Киево-Печерской лавры) «Благословенный отец Паисий» и «святый старец Меркурий» впервые упоминаются как имеющие соседние погребения в «Тератургиме» мон. Афанасия (Кальнофойского) (К., 1638), в перечне святых, чьи мощи находятся в Дальних пещерах (цит. по: Модест (Стрельбицкий). 1885. С. 81). При этом М. и П. не указаны в составленном по благословению Киевского митр. св. Петра (Могилы) ок. 1643 г. каноне преподобным отцам Печерским, автором к-рого считается протосинкелл и экзарх К-польского патриарха Мелетий Сириг . В рукописном сборнике из б-ки Дальних пещер, к-рый послужил источником архиеп. Модесту (Стрельбицкому) при написании его Кратких сказаний о святых отцах Дальних пещер (1885), сообщалось, что М. и П. жили «в великой любви» в одной келье и просили Бога, чтобы Он их никогда не разлучал; после кончины их тела были погребены в Дальних пещерах рядом ( Модест (Стрельбицкий). 1885. С. 44). М. почитается Церковью как постник (сведение об этом появилось в лит-ре XIX в., его источник неизвестен). По сообщению еп. Димитрия (Самбикина) (1901), «ныне преп. Паисий почивает в отдельной раке от преп. Меркурия, и почивают друг против друга по обеим сторонам пещерного коридора; неизвестно, когда их мощи положены в отдельные раки» ( Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Июль. С. 222).

http://pravenc.ru/text/2563016.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛОНГИН Прп. Лонгин Киево-Печерский. Икона. 40-е гг. XIX в. (Киево-Печерская лавра, Дальние пещеры) Прп. Лонгин Киево-Печерский. Икона. 40-е гг. XIX в. (Киево-Печерская лавра, Дальние пещеры) (Логгин) (XIII-XV вв.?), прп., Киево-Печерский, вратарь, Трудолюбивый, в Дальних пещерах почивающий (пам. 16 окт., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов). Не упоминается в комплексе ранних источников, повествующих о Киево-Печерском монастыре (см. Киево-Печерская лавра ) и его насельниках до 30-х гг. XIII в.- в Киево-Печерском патерике , в «Повести временных лет» (см. в ст. Летописание ) и в Житии прп. Феодосия Печерского. Возможно, Л. жил во 2-й пол. XIII-XV в. О нем, как и о большинстве святых Дальних пещер, сохранились только краткие поздние сведения. В XIX в. на доске над его захоронением имелась надпись, текст которой, очевидно, был составлен в синодальный период: «Преподобный Логгин, вратарь Печерский, свято и праведно монастырское проходя послушание, сицеваго от Всевидца Бога сподобился дара, яко ведал приходящих в монастырь и исходящих мысли сокровенныя. Добрых во благом предложении утверждал, злых же нещадно обличал, приводя к покаянию. По многотрудном богоугодном житии отиде ко Господу и есть неусыпающий о всех приходящих к Богу молитвенник» ( Модест (Стрельбицкий). 1885. С. 36-37; ср.: Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 477. Примеч. 2). Аналогичная информация содержалась в рукописном сборнике из б-ки Дальних пещер, к-рый послужил источником архиеп. Модесту (Стрельбицкому) при написании его «Кратких сказаний о святых отцах Дальних пещер» ( Модест (Стрельбицкий). 1885. С. 35). Впервые Л. упоминается в «Тератургиме» мон. Афанасия (Кальнофойского) (К., 1638) в перечне святых, чьи мощи находятся в Дальних пещерах. Однако Л. не указан в составленном по благословению Киевского митр.

http://pravenc.ru/text/2110691.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЙ ТРУДОЛЮБИВЫЙ Прп. Арсений Трудолюбивый. Икона " Собор Киево-Печерских святых " . 2-я пол. XIX в. (ЦМиАР). Фрагмент Прп. Арсений Трудолюбивый. Икона " Собор Киево-Печерских святых " . 2-я пол. XIX в. (ЦМиАР). Фрагмент (Кон. XIII-XV в.?), прп. Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 8 мая, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших). Мощи святых подвижников Дальних пещер Киево-Печерской лавры почивают в нишах, к-рые раньше закрывались досками. На нижней части доски помещалось изображение преподобного, в среднике было вырезано небольшое окно, чтобы можно было приложиться к святым мощам, а наверху читалась надпись, в к-рой сообщалось имя преподобного и его краткое житие. В XVII в. эти надписи были переписаны лаврскими иноками в отдельную рукопись, в 1850 г. ее нашел в б-ке лавры настоятель Дальних пещер иером. Иннокентий, еп. Модест (Стрельбицкий) опубликовал рукопись в 1885 г. 6 надгробных досок уцелело к кон. XIX в., доска А. Т. хранилась в лавре до 1941 г. В надписи на доске сообщалось: «Преподобный Арсений трудолюбивый никогда же являшеся празден, но всегда или моляшеся, или послушание делаше монастырское, хлеба не вкушаше разве по захождении солнца. Ныне же в свете немерцающем видения лица Божия наслаждается» ( Модест (Стрельбицкий). С. 50). «Преподобный Арсений» упомянут в «Тератургиме» Афанасия (Кальнофойского) (1638) среди преподобных отцов Дальних пещер. Местная канонизация А. Т. совершена при архим. Варлааме (Ясинском ; настоятель Киево-Печерского мон-ря в 1684-1690), когда был установлен Собор преподобных отцов Дальних пещер. Тогда же, вероятно, была составлена «Служба преподобных отцев Печерских, ихже нетленныя мощи в Дальней пещере почивают», где А. Т. посвящен 4-й тропарь 4-й песни канона, в к-ром святой прославляется как «трудолюбцем образ» и стяжавший «дар чудотворения» (Минея (МП). Август. Ч. 3. С. 133); во 2-й пол. XVII в. А. Т. был составлен особый кондак (Минея (МП). Май. Ч. 1. С. 327). Имя А. Т. в числе «святых града Киева» упоминается в «Описании о российских святых» (известно в списках кон. XVII-XVIII в.). Указы Святейшего Синода 1762, 1775, 1784 гг., согласно к-рым дозволялось вносить имена Киевских святых в общие месяцесловы, фактически осуществили общецерковную канонизацию А. Т. В 1843 г. установлено празднование памяти всех преподобных отцов Киево-Печерских - во 2-ю неделю Великого поста. Память А. Т. 8 мая совершается ради тезоименитства с прп. Арсением Великим .

http://pravenc.ru/text/76320.html

Местная канонизация М. совершена при архим. Варлааме (Ясинском) , настоятеле Киево-Печерского мон-ря в 1684-1690 гг. (впосл. митрополит Киевский), когда было установлено празднование Собору преподобных отцов Дальних пещер. Тогда же, вероятно, была составлена «Служба преподобных отцов Печерских, ихже нетленные мощи в Дальней пещере почивают», в к-рой М. прославляется вместе с прп. Аммоном в 3-м тропаре 7-й песни канона. Общецерковное почитание М. было установлено указами Синода от 1762, 1775 и 1784 гг., к-рыми было разрешено печатать службы Печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. М.) в общецерковные месяцесловы. С 1843 г. началось празднование Собору всех Киево-Печерских святых и Собору всех святых, в Малой России просиявших. Святому имеются тропарь и кондак (опубл. в кн.: Модест (Стрельбицкий). 1885. С. 65). День памяти М., как и мн. др. св. отцов Дальних пещер, был установлен между 1868 и 1875 гг. (впервые указан в «Полном христианском месяцеслове» (К., 1875)). Ист.: Службы прп. отцам Печерским, ихже мощи в Ближней и Дальней пещере нетленно почивают. К., 1763; Канон собору преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих//Минея (МП). Авг. Ч. 3. С. 136. Лит.: СИСПРЦ. 1836. С. 176; [Евгений (Болховитинов), митр.]. Описание Киево-Печерской лавры. К., 18473. С. 112, 288, 294; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 352; Модест (Стрельбицкий), архиеп. Краткие сказания о жизни и подвигах св. отцев Дальних пещер Киево-Печерской Лавры. К., 1885. С. 21-22, 64-65; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 28; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 661; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Дек. С. 112; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 477. М. В. П. Иконография Описание М. представлено в Строгановском толковом иконописном подлиннике (т. н. Клинцовский подлинник) кон. XVIII в. (без указания памяти, в Соборе Киево-Печерских святых). В стандартной характеристике святых этого Собора М. выделяется жестом, к-рый, впрочем, не свойственен для затворнического подвига преподобного; «Сед, плешив аки Никола (свт. Николай Чудотворец.- Авт.), на плечах клобук черн, риза преподобническия, испод дичь, в правой руке персты вверх» (БАН. Строг. 66. Л. 17 об.- «левыя страны», 35-й).

http://pravenc.ru/text/2561970.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАНКРАТИЙ Прп. Панкратий Киево-Печерский. Икона. 40-е гг. XIX в. Мастерская Киево-Печерской лавры (Дальние пещеры Киево-Печерской лавры) Прп. Панкратий Киево-Печерский. Икона. 40-е гг. XIX в. Мастерская Киево-Печерской лавры (Дальние пещеры Киево-Печерской лавры) (2-я четв. XIII - 1-я треть XVII в.?), прп. (пам. 9 февр., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), иером. Киево-Печерский, затворник, в Дальних пещерах почивающий. Не упоминается в комплексе ранних источников, повествующих о Киево-Печерском мон-ре (см. Киево-Печерская лавра ) и его насельниках до 30-х гг. XIII в.: Киево-Печерском патерике , «Повести временных лет» (см. Летописание ) и Житии прп. Феодосия Печерского. О нем, как и о большинстве святых, в Дальних пещерах почивающих, сохранились только краткие поздние сведения. Указание на XIII в. как на время жизни П., к-рое встречается в агиографических справочниках XIX-XX вв., следует признать необоснованным. П. упоминается как чудотворец в «Тератургиме» мон. Афанасия Кальнофойского (К., 1638), в перечне святых, чьи мощи находятся в Дальних пещерах (см.: Описание Киево-Печерской лавры. 1847. С. 288; Модест (Стрельбицкий). 1885. С. 80). Тем не менее П. не указан в составленном по благословению Киевского митр. св. Петра (Могилы) ок. 1643 г. «Каноне преподобным отцам Печерским», автором к-рого считается протосинкелл и экзарх К-польского патриарха Мелетий Сириг . В рукописном сборнике из б-ки Дальних пещер, к-рый послужил источником сведений для архиеп. Модеста (Стрельбицкого) при написании Кратких сказаний о святых отцах Дальних пещер (1-е изд.- 1862), сообщалось, что П., ведший строгую постническую жизнь, прославился чудотворениями, исцеляя болящих «молитвою, и постом, и помазанием елея» ( Модест (Стрельбицкий). 1885. С. 63). Местная канонизация П. совершена при архим. Варлааме (Ясинском ; впосл. митрополит Киевский), настоятеле Киево-Печерского мон-ря в 1684-1690 гг., когда было установлено празднование Собору преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих. Тогда же, вероятно, была составлена «Служба Собору преподобных отцов Печерских, ихже нетленные мощи в Дальней пещере почивают», в к-рой П. прославляется как чудотворец в 6-м тропаре 6-й песни канона. Общецерковное почитание П. установлено указами Синода 1762, 1775 и 1784 гг., к-рыми было разрешено печатать службы Печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. П.) в общецерковные месяцесловы.

http://pravenc.ru/text/2578813.html

в кн.: Модест (Стрельбицкий). 1885. С. 54-55). Имя Л. применительно к святому, лежащему в одной гробнице с прп. Геронтием, впервые упоминается только в синодальный период (на планах Дальних пещер XVIII в., начиная с издания 1744 г.- Дива. 1997. С. 135). Местная канонизация Л. совершена при архим. Варлааме (Ясинском; впосл. митрополит Киевский), настоятеле Киево-Печерской лавры в 1684-1690 гг., когда был установлен Собор преподобных отцов Дальних пещер. Тогда же, вероятно, была составлена «Служба преподобным отцам Печерским, ихже нетленные мощи в Дальней пещере почивают», в к-рой 3-й тропарь 5-й песни канона прославляет 2 преподобных канонархов (не названных по имени). Общецерковное почитание Л. установлено указами Синода 1762, 1775 и 1784 гг., к-рыми было разрешено печатать службы Печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. Л.) в общецерковные месяцесловы. В 1843 г. установлено празднование Собору всех Киево-Печерских святых и Собору всех святых, в Малой России просиявших. Отдельный день памяти Л. был установлен во 2-й пол. XIX в. Ист.: Службы прп. отцам Печерским, ихже мощи в Ближней и Дальней пещере нетленно почивают. К., 1763; Канон собору прп. отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих//Минея (МП). Авг. Ч. 3. С. 134. Лит.: Описание Киево-Печерской лавры. С. 113, 294; СИСПРЦ. 1836. С. 168; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 323; Модест (Стрельбицкий), архиеп. Краткие сказания о жизни и подвигах св. отцев Дальних пещер Киево-Печерской Лавры. К., 1885. С. 15, 32; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 26; Дива печер лаврських. К., 1997. С. 45, 66; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 476. Е. В. Лопухина Иконография Описание облика Л. содержится в иконописном подлиннике кон. XVIII в.: «Млад, власы с ушей кратки, на плечах клабук черн, ризы преподобническия, испод киноварь разбелной, правая рука молебна, длань вверх, левою поднял ризу правой стороны» (БАН. Строг. 66. Л. 319 об., с «левыя страны» 63-й). Единоличное изображение Л. на иконе 40-х гг. XIX в. работы мастеров Киево-Печерской лавры (иером.

http://pravenc.ru/text/2463469.html

В 1868 г. был упразднен Макариев Желтоводский мон-рь, его имущество передано епархиальному попечительству о бедных духовного звания. Еп. Иоанникий (Руднев ; 1873-1877; с 14 февр. (27 марта?) 1877 архиепископ, впосл. митрополит) заботился о развитии в Н. и А. е. духовного образования, просвещения и благотворительности. На эти цели он жертвовал крупные суммы из личных средств. В 1875 г. было учреждено миссионерское и просветительское братство Св. Креста. Нижегородский еп. Макарий (Миролюбов; 1879-1885), как и архиеп. Иоанникий, много внимания уделял совершенствованию работы духовных учебных заведений и благотворительных учреждений епархии, был щедрым благотворителем. В 1883 г. Макариев Желтоводский мон-рь возобновлен как жен. община, которая в следующем году была преобразована в мон-рь. Еп. Модест (Стрельбицкий ; 1885-1889; впосл. архиепископ) активно способствовал возвращению в Церковь старообрядцев, стремился добиться уменьшения числа не бывавших на исповеди и не приступавших к причастию жителей губернии. Архиерей возглавил созданную в февр. 1886 г. комиссию, к-рая после рассмотрения рапортов из приходов констатировала неудовлетворительное состояние религиозно-нравственной жизни в епархии и выработала меры по ее улучшению. Во время архипастырских поездок еп. Модест посетил мн. приходы, в т. ч. в местах расселения старообрядцев. Епископ организовал сбор исторических и археологических материалов для сборника в память 900-летия Крещения Руси. В организованное в 1886 г. по его распоряжению церковное древлехранилище при Нижегородской ДС причты присылали историко-статистические описания храмов. Юбилейный сборник был составлен диак. А. Н. Снежницким и передан Балахнинскому еп. Димитрию (Самбикину) . Работу над проектом продолжила открытая 27 апр. 1887 г. в Печерском мон-ре епархиальная археологическая комиссия, к-рую возглавлял настоятель обители еп. Димитрий. После перевода последнего 28 окт. 1887 г. викарием в Подольскую епархию работой комиссии руководил Нижегородский еп. Модест. В 1888 г. был издан «Адрес-календарь Нижегородской епархии: В память исполнившегося в 1888 г. 900-летия Крещения Руси». 16 мая 1889 г. утвержден устав Нижегородской епархиальной церковно-археологической комиссии. 15 июля 1888 г. в Н. Новгороде состоялись торжества в память 900-летия Крещения Руси. В 1888 г. в 761 населенном пункте епархии было 1067 церквей: 114 городских и 953 сельские. В Н. Новгороде имелась 51 церковь.

http://pravenc.ru/text/2565202.html

После низложения И. мог жить близ Угровска, в мон-ре св. Даниила (прор. Даниила или же св. Даниила Столпника), к-рый, возможно, был основан кн. Даниилом Галицким ранее 1240 г., следов., при участии И. (мон-рь упом. в Ипатьевской летописи под 1268 г.). Еп. Модест (Стрельбицкий) предположил, что древнерус. Угровск находился близ с. Старе-Стульно (совр. Влодавский повят Люблинского воеводства, Польша), а Даниловский монастырь стоял на горе Церковной, близ с. Воля Угровская (ныне Воля Ухруска во Влодавском повяте). В 90-х гг. XX в. польск. историки локализовали Угровск неподалеку от совр. с. Ухруск (близ г. Влодава, Польша). Укр. археологи считают, что древнерус. Угровск находился на левом берегу р. Зап. Буг, близ совр. с. Новоугрузского (Любомльский р-н Волынской обл., Украина). После 1268 г. ни г. Угровск, ни Угровский мон-рь в летописях не упоминаются. Руины Угровского монастыря фигурируют в акте 1580 г., близ р. Зап. Буг (АВАК. Т. 2. 91), что подтверждает т. зр. укр. археологов. С И. связано бытовавшее среди местных униатов предание о том, что загородная резиденция униат. Холмских епископов посад Савин, в 10 верстах от с. Ухруск, была заложена при кн. Данииле еп. «Асафом», от имени которого посад получил свое первоначальное название Асафин, трансформировавшееся со временем в Савин. Строительство местной приходской церкви, впервые упоминаемой в документах Холмского гродского суда XV в., предание также связывало с И. ( Лонгинов А. В. Червенские города: Ист. очерк в связи с этнографией и топографией Червоной Руси. Варшава, 1885. С. 241). Ист.: ПСРЛ. Т. 2. Стб. 163, 739-740, 842; Т. 3. С. 68. Лит.: Макарий. История РЦ. Т. 2. С. 297, 399, 498, 499, 623; Модест (Стрельбицкий), еп. Холмская правосл. епархия. Варшава, 1886. С. 20-28; Ольховский Г. А. Важный момент в истории Руси: [Холмский кафедральный Рождество-Богородицкий собор. К вопросу о 900-летии Холмской епархии]//Странник. 1901. 8. С. 210-230; он же. О начале г. Холма и Холмской епархии//Волынские ЕВ. 1905. 3. С. 41-51; Пашуто В.

http://pravenc.ru/text/578078.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТР (XI-XII вв.?), прп. (пам. 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих; во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), Киево-Печерский. П. можно отождествить с сириянином (сирийцем) Петром, упоминаемым в Киево-Печерском патерике в Слове о Николе Святоше (см. подробнее: Николай (Святоша) , прп., Киево-Печерский). П. служил ему как врач в период, когда прп. Николай (Святоша) был князем, после пострижения последнего 17 февр. 1107 г. П. переехал в Киев, а затем по совету прп. Николая принял постриг в Киево-Печерском мон-ре и скончался в нем через 3 месяца на 6-м (или, по др. данным, 7-м) году жизни в обители ( Абрамович Д. И. Киево-Печерський патерик. К., 1930. К., 1991р. С. 114-117; Ольшевская Л. А., Травников С. Н. Древнерус. патерики. М., 1999. С. 29-31). Указание на XIV в. как на время жизни П. ( Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 28; Минея (МП)) следует признать необоснованным. В XIX в. мощи П. в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры не указываются, как и в наст. время (см.: Описание Киево-Печерской лавры. К., 18473. С. 111-113, 293-295; Модест (Стрельбицкий), архиеп. Краткие сказания о жизни и подвигах св. отцев Дальних пещер Киево-Печерской Лавры. К., 1885; Дива печер лаврських. К., 1997). П. не упоминается в «Тератургиме» мон. Афанасия Кальнофойского (К., 1638) в перечне святых, чьи мощи находятся в Дальних пещерах (см.: Описание Киево-Печерской лавры. 1847. С. 286-289; Модест (Стрельбицкий). Краткие сказания. 1885. С. 79-81), а также не указан в составленном по благословению митр. Киевского св. Петра (Могилы) ок. 1643 г. Каноне преподобным отцам Печерским, автором к-рого считается протосинкелл и экзарх К-польского патриарха Мелетий Сириг (см.: Дива печер лаврських. 1997. С. 146-149). Канонизация П. совершена при архим. Варлааме (Ясинском) , настоятеле Киево-Печерской лавры в 1684-1690 гг. (впосл. митрополит Киевский), когда был установлен Собор преподобных отцов, почивающих в Дальних пещерах. Общецерковное почитание П. установлено указами Синода 1762, 1775 и 1784 гг., к-рыми было разрешено печатать службы Печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. П.) в общецерковные Месяцесловы.

http://pravenc.ru/text/2580116.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАВЕЛ Прп. Павел Послушливый. Икона. 40-е гг. XIX в. Мастерская Киево-Печерской лавры (Дальние пещеры Киево-Печерской лавры) Прп. Павел Послушливый. Икона. 40-е гг. XIX в. Мастерская Киево-Печерской лавры (Дальние пещеры Киево-Печерской лавры) (XIII-XVII вв.?), прп. (пам. 10 сент., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), Киево-Печерский, Послушливый. Он же, вероятно, является одним лицом с Павлом , прп. Киево-печерским, Послушливым, который указан в «Тератургиме» мон. Афанасия Кальнофойского (К., 1638) в перечне святых, чьи мощи находятся в Ближних пещерах (см.: Описание Киево-Печерской лавры. С. 290). О П., как и о большинстве святых Дальних пещер, сохранились только краткие поздние сведения. Он не упоминается в комплексе ранних источников, повествующих о Киево-Печерском мон-ре (см. Киево-Печерская лавра ) и его насельниках до 30-х гг. XIII в.,- в Киево-Печерском патерике , «Повести временных лет» (см. Летописание ) и Житии прп. Феодосия Печерского. Указание на XIII-XIV вв. как на время жизни П. ( Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 24, 28-29 и др.) следует признать необоснованным. Имя П. не указано в «Тератургиме» мон. Афанасия Кальнофойского (К., 1638) в перечне святых, чьи мощи находятся в Дальних пещерах (см.: Описание Киево-Печерской лавры. С. 286-289; Модест (Стрельбицкий). 1885. С. 79-81), а также в составленном по благословению митрополита Киевского св. Петра (Могилы) ок. 1643 г. «Каноне преподобным отцам Печерским», автором к-рого считается протосинкелл и экзарх патриарха К-польского Мелетий Сириг . В рукописном сборнике из б-ки Дальних пещер, послуживший источником архиеп. Модесту (Стрельбицкому) при написании «Кратких сказаний о святых отцах Дальних пещер» (1-е изд.- 1862), сообщалось, что П. принял постриг в Киево-Печерском мон-ре, безропотно выполнял все послушания, какие требовал от него настоятель, и никогда не пребывал в праздности: в свободное от послушаний время молился Богу или молол муку в жерновах «розмашисто, изнуряя тело свое всегда, и проводя живот свой, побожно скончася» ( Модест (Стрельбицкий). 1885. С. 55).

http://pravenc.ru/text/2581807.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010