Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МОДЕНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Моденский мон-рь во имя свт. Николая Чудотворца. Фотография. Нач. XX в. Моденский мон-рь во имя свт. Николая Чудотворца. Фотография. Нач. XX в. Находился при погосте Модно Устюженского у. Новгородской губ., на правом берегу р. Мологи в устье речки Моденки. Точное время основания М. м. неизвестно. По мнению И. Ф. Токмакова, мон-рь возник в XV в., с т. зр. М. Ю. Хрусталёва - в 30-х гг. XVI в. Первое документальное свидетельство об обители относится к 1564 г. Сохранились народные предания об основании М. м., к-рые связывают устроение обители с обетом, к-рый дал богатый московский купец после спасения в сильную бурю на Мологе. Строительство М. м. поддерживал род знаменитых купцов и промышленников Строгановых, у к-рых с Устюжной Железопольской и ее округой - крупным центром железообработки - были тесные связи в XVI - нач. XVII в. Именно на средства Г. Д. Строганова в кон. XVII в. в городе была сооружена церковь в честь Явления Казанской иконы Божией Матери. Предания были записаны и сохранились в монастырском архиве XVII в. (ГА Вологодской обл. Ф. 1009. Оп. 1. Д. 411; Архив УКМ. Кор. ДП-30; Токмаков. 1897. С. 87-89; Хрусталев. 1995. С. 166-169.) Архитектурный комплекс Первое описание М. м. сохранилось в писцовой книге станов и волостей Устюжны Железопольской 1628-1630 гг. По выписи 1597/98 г. писцов кн. Дмитрия Федоровича Бельского, в монастыре стояли 3 деревянных храма: свт. Николая Чудотворца (клецкий, верх шатровый), Богоявления (теплый, клецкий), Благовещения Пресв. Богородицы на святых воротах (клецкий). Рядом с главным храмом стояла колокольня, территория была обнесена оградой; на ручье находились мельница с «немецким колесом», а также конюшенный и коровий дворы (Писцовая книга. 1995. С. 306). В 1661 и 1671 гг. пожары уничтожили все деревянные постройки ( Токмаков. 1897. С. 92; Хрусталёв. 1995. С. 177). Собор во имя свт. Николая Чудотворца

http://pravenc.ru/text/2563912.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Рейтинг изображения: 4 (37) , (0) . в этом году (за прошлые годы с 2019-07-18) Происхождение изображения: Загружено 2019-07-18, анонимно. Описание: Моденский чудотворный образ Святителя Николая, из Николо-Моденского монастыря. Хранится в Устюженском краеведческом музее. Свято-Николаевский Моденский мужской третьеклассный монастырь располагался в Устюжнском уезде Новгородской епархии при погосте Модно, в 35 верстах от уездного города Устюжны " " Святителю Николаю было угодно указать то место, где впоследствии возник монастырь. Вскоре и здесь явился образ Святителя. Относительно его явления существует особое предание. Как-то в первые годы по основании обители собравшиеся на берегу реки Мологи люди наблюдали весенний ледоход. На одной из льдин они увидели плывущего инока с посохом в руках, которым он отталкивал лед. Поравнявшись с монастырем и пристав к берегу, инок скрылся в прибрежных кустах. Народ, стоявший на берегу и видевший все это, пошел к зарослям в надежде узнать о монахе. Каково же было всеобщее удивление, когда вместо ожидаемого инока взору предстала лежащая на кустах икона Святителя Николая. Она явилась своеобразным подтверждением слов Святителя купцу об избранном им месте иноческой обители. Образ сразу же стал почитаться явленным и чудотворным, свидетельствующим об особом попечении Святителя о своей обители. Еще одно предание, как бы вытекающее из предыдущего, сообщает, что в начале XVII века, когда наступило " Смутное время " , поляки угрожали обители разграблением и уничтожением. Святитель Николай по молитве иноков Моденского монастыря спас его чудесным образом. Когда завоеватели пытались переправиться через реку Мологу, то посередине ее образовалась какая-то полоса, которую никто из них не смог переплыть. Всякий, ее достигавший, невидимою силою увлекался на дно реки. Видя полную невозможность разорить обитель, которая была столь близка, захватчики направились вниз по левому берегу Мологи, по пути уничтожив Успенскую Шалочскую Гурьеву пустынь 2. Из многих чудес, бывших от иконы Святителя Николая, предание указывает только на это чудо. Несомненно, существовали и другие, но все монастырские документы были истреблены сильными пожарами 1641 и 1661 годов, когда монастырь выгорал дотла. " из М. Ю. Хрусталев НИКОЛО-МОДЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Николай Чудотворец, Мирликийский, свт. " .

http://pravicon.com/image-33974

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Акафист Пресвятой Богородице перед иконой Моденская (Косинская) Акафист Пресвятой Богородице пред иконою Ея, именуемой " Косинская " (Моденская) Кондак 1 Избранней от всех родов Пресвятей Госпоже Деве Богородице, благодарственная пения приносим Ти, раби Твои, яко прославила еси Божественный образ Твой чудодействием. Ты же, Всемилостивая Владычице, яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: Радуйся, Владычице, иконою Твоею благодать и милость нам являющая. Икос 1 Ангел множество и вся Небесная Воинства славят Тебе, Царицу всех, Богородицу. Ты же исполнила еси радости души наша милостивным пришествием к нам образа Твоего святаго, в немже залог несомненный Божия благоволения и Твоего небеснаго заступления нам ниспослася. Темже радующеся, славословим Твое милосердие и песненно Тебе вопием: Радуйся, Благословенная Дево, от всех родов Богом избранная и паче всех возвеличенная; Радуйся, Небесная Царице, Господа Бога Мати и Творца всяческих. Радуйся, яко Тебе вся Небесная Воинства величают; Радуйся, яко Тебе вся колена земная Матерь Божию исповедуют. Радуйся, яко предстоящи славней иконе Твоей, Самой Тебе Истинней Матери Божией покланяемся; Радуйся, яко силу Твою благодатную сей иконе обильно даровала еси. Радуйся, Отрадо наша и дивное о нас попечение; Радуйся, от нужд, печалей и бед непреложное избавление. Радуйся, любве Божественныя явление; Радуйся, чудес преславных совершение. Радуйся, духа уныния и боязни отгнание; Радуйся, духа радости и крепости стяжание. Радуйся, Владычице, иконою Твоею благодать и милость нам являющая. Кондак 2 Видящи Премилосердная Матерь Божия скорбное житие наше, немощи и болезни, благоизволи дати нам в радость и спасение и от всяких бед и напастей ограждение икону Свою святую. Не умолчим никогда, Заступнице наша Преславная, о всех Твоих благодеяниях, да не будет под спудом свет чудес Твоих. Сего ради величаем Тя, возвеличившую род наш Твоим благоволением, прославляем бла-гочестным пред святым образом поклонением и благодарственно вопием о Тебе Богу: Аллилуиа.

http://pravicon.com/info-1187

К 2017 г. от ансамбля мон-ря сохранились перестроенные братские кельи и фрагменты построек, 1-й этаж братских келий надстроили, когда здание передали базе отдыха рабочих сталепрокатного цеха «Северстали» г. Череповца. Арх.: Ист.-стат. описание 3-кл. Николаевского Моденского мон-ря//Архив УКМ. Кор. ДП-30; ГА Вологодской обл. Ф. 1009. Оп. 1. Д. 1, 48, 51, 298, 411; КБМЗ ОПИ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 16, 17, 141. Ист.: Сотная из писцовых книг Д. Г. Вельского на посад Устюжны Железопольской 1597 г./Публ.: Н. П. Воскобойникова, П. А. Колесников//Крестьянство Севера России в XVI в. Вологда, 1984. С. 130-158; Писцовая книга станов и волостей Устюжны Железопольской 1628-1630 гг./Публ.: И. В. Пугач//Устюжна: Краевед. альм. Вологда, 1995. Вып. 3. С. 306-308, 344-345; Указные грамоты городовым воеводам и приказным людям 1613-1626 гг. М., 2012. Устюжна Железопольская: 13, 104, 116, 156, 167, 211, 216, 267, 289, 319. Лит.: Токмаков И. Ф. Ист.-стат. и археол. описание г. Устюжны с уездом Новгородской губ. М., 1897. С. 87-95; Всеобщий иллюстр. путев. по мон-рям и св. местам Рос. империи и Афону/Сост.: А. А. Павловский. Н. Новг., 1907. С. 461; Хрусталёв М. Ю. Николо-Моденский мон-рь: Страницы истории//Устюжна. Вологда, 1995. Вып. 3. С. 166-198; Пугач И. В. Устюжно-Железопольский у. в XVI - 1-й пол. XVII в.//Там же. 2000. Вып. 4. С. 5-110; он же. Устюжна Железопольская: Город и власть: Очерки соц.-экон. истории XVI - 1-й пол. XVII в. Б. м., 2012; Кедров Н. Г. Провинциальный мон-рь в системе хозяйства уезда нач. XX в.: (На мат-лах Николо-Моденского мон-ря)//Ист. краеведение и архивы. Вологда, 2001. Вып. 7. С. 275-282; он же. Хозяйственное состояние и деятельность Николо-Моденского мон-ря в 1920-е гг.: (К истории хозяйственно-культурных центров)//Там же. 2002. Вып. 8. С. 64-71; Смирнов И. А. К истории Устюженского Николо-Моденского мон-ря//Кириллов: Краевед. альм. Вологда, 2003. Вып. 5. С. 91-96; Воротынцева Е. А. Чудотворная икона свт. Николая: Моденский Никольский мон-рь под Устюжной//Чело. Новг., 2007. 3(40). С. 19-24; Соколова О. А. Вновь открытая икона свт. Николая Чудотворца кон. XVII - нач. XVIII в. из Николо-Моденского мон-ря//Почитание свт. Николая Чудотворца и его отражение в фольклоре, письменности и искусстве. М., 2007. С. 188-190.

http://pravenc.ru/text/2563912.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Икона Моденская (Косинская) - описание Названа Косинской по месту нахождения – село Косино Московского уезда (ныне район Косино г. Москвы). По преданию, икона в 1717 году привезена в Россию графом Борисом Петровичем Шереметьевым из итальянского города Модены (отсюда второе название иконы). В церковь села Косино пожертвована императором Петром I. Когда Измайловский пруд и Яуза стали тесны для флотилии, на которой отрок Пётр обучался морской службе, то он перенёс свою флотилию на Белое озеро в Косино. Благодарный за первую науку, Пётр Великий не один раз посещал Измайлово и Косино и в знак своего благоволения оставил Косинской церкви драгоценный дар – Моденскую икону Божией Матери. Зафиксировано множество случаев помощи Пресвятой Богородицы через Её икону Косинскую (Моденскую). В 1920 году с иконы были сняты серебряная риза с драгоценными камнями. В 1940 году косинские храмы были закрыты, церковная утварь разворована и уничтожена, чудотворная икона конфискована государством и передана в музей религии и атеизма, бывший сначала в Москве, затем в Ленинграде. После Великой Отечественной войны икона было переведена в музей древнерусского искусства имени Андрея Рублёва, расположенного на территории Спасо-Андроникова монастыря в Москве. В 1991 году икона возвращена Церкви. В настоящее время находится в Свято-Успенском храме в Косине (станция метро «Выхино») Здесь зафиксировано немало случаев помощи Божией Матери женщинам, страдающим бесплодием, после молитв перед Её иконой Косинская. Ежегодно прихожане Успенского храма в Косине совершают с чудотворной иконой крестный ход на Святое озеро. По преданию, озеро образовалось в древние времена на месте, где стояла церковь. Кроме дня официального празднования Косинской иконе, 3 июля, существует местночтимый праздник – 1-е воскресенье после Вознесения Господня Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Моденская (Косинская) " .

http://pravicon.com/info-371

В село Косино икона эта пожертвована Петром Великим. Как известно, Петр весьма любил воду. Сперва он учился морской службе в своем подмосковном селе на реке Яузе и на Измайловском пруду, но, когда здесь стало ему тесно, он перенес свою флотилию на Бело озеро, в Косино. Благодарный за первую науку обоим озерам, Петр нередко впоследствии посещал Измайлово и Косино и в знак своего особенного благоволения оставил Косинской церкви в дар привезенную Шереметевым из Италии Моденскую икону Божией Матери. Пресвятой Богородице угодно было прославить сию икону многими благодатными знамениями и чудесными исцелениями. Укажем на самые примечательные из них. Одна девица, жительница села Кожухово, близ Симонова монастыря, страдала долгое время сильной болью в ноге и не могла ходить. Она часто молилась Богоматери, умоляя Ее даровать ей исцеление. И вот в сонном видении ей явилась Богородица и дала повеление молиться перед Косинской иконой и выкупаться в Косинском Белом озере. Болящая все это исполнила и получила совершенное здравие. Возблагодарив Богоматерь за полученное исцеление, она устроила на Моденскую икону медную позолоченную ризу. Время совершения этого исцеления относится к 1808 году. Одна крестьянская чета долгое время не имела детей. Это обстоятельство весьма печалило мужа и жену. Они дали обет отправиться в Косино для поклонения чудотворной Моденской иконе Богоматери и привели его в исполнение. Горячо молились они перед образом Богоматери, изливая перед Царицей Небесной свое горе и свою мольбу о даровании им детей. Богоматерь услышала молитву их: в следующем году они были обрадованы рождением у них ребенка, с которым и отправились благодарить Пресвятую Богоматерь за полученную милость. Малолетний сын одного мещанина в Сергиевском Посаде страдал от золотухи, которая покрыла всю его голову и лицо. Слыша о многих исцелениях, совершающихся у Косинской Моденской иконы, мать болящего ребенка дала обет сходить в село Косино на поклонение чудотворному образу Богоматери. Едва только она дала обещание, как больному сразу стало лучше. Она все-таки исполнила свой обет и, прибыв в Косино, отслужила молебен перед Моденской иконой Богоматери, а затем выкупала младенца в озере. В скором времени мальчик совершенно выздоровел.

http://sedmitza.ru/lib/text/440296/

Из многих чудес, бывших от иконы Святителя Николая, предание указывает только на это чудо. Несомненно, существовали и другие, но все монастырские документы были истреблены сильными пожарами 1641 и 1661 годов, когда монастырь выгорал дотла. Нам неизвестно, кто был первым настоятелем монастыря, кто управлял им в конце XVI - начале XVII века. Первое документальное свидетельство об обители относится лишь к 1564 году. А основана она, возможно, в 30-х годах того же столетия. Именно с того времени начинается возвышение купеческого рода Строгановых. Они имели свои торговые интересы и в Устюжне Железопольской. Способы содержания монастыря Николо-Моденский монастырь всегда был полностью самостоятельным и имел за собой приписные монастыри. Кроме того, он пользовался несудными грамотами царей Иоанна IV Васильевича, Федора Иоанновича, Бориса Годунова, Василия Шуйского, Михаила Федоровича Романова. Согласно им, монастырских людей и крестьян никто не мог судить в проступках, кроме игумена, царя и патриарха. Жалобы царю можно было приносить раз в год - на Рождество Христово, по более поздним грамотам - трижды: на Рождество Христово, Троицын день и Семенов день " По этим же грамотам монастырь и его люди были освобождены от всех государственных повинностей. До издания монастырских штатов Николо-Моденский монастырь имел во владении своем такое количество земли, на котором высевалось в год различного хлеба до 156 четвертей, сена ставилось до 580 копен, дров заготовлялось до 114 квадратных сажен. Имел мукомольную мельницу вблизи на ручье, с которой не получал никакого денежного оброка. В его распоряжении находилось шесть вотчин, в которых в 1598 году было 32 крестьянских двора, а в 1763 году - до 350 душ крестьян. Они не платили монастырю никакого денежного оброка, лишь служили ему своими трудами в разных работах, возделывали всю монастырскую землю. С конца XVI века монастырь имел подворье в городе Устюжне, с которого получал дохода 10 рублей в год. Ежегодно получал от казны жалованье в размере 60 рублей на монастырские нужды; в случае неурожая хлеба имел компенсацию от казны в виде 100 четвертей ржи, 50 четвертей овса, 200 пудов соли. Денежных оброков в казну и даже архиерейских сборов обитель не платила. Всем этим монастырь пользовался издавна, на что указывают сохранившиеся в поздних списках жалованные царские грамоты.

http://sobory.ru/article/?object=33524

Назначен митр. Ленинградским (08.1926), служил в Ленинграде лишь три дня, затем жил в Ростове, управлял епархией через викариев. В 11.1926 вступил в должность Заместителя Патриаршего Местоблюстителя. В 12.1926 арестован в Ростове, сослан в Никольский Моденский монастырь Новгородской губ., в 09.1927 освобожден, вернулся в Ростов, Митр. Сергием назначен митр. Одесским (17.09.1927), назначение не принял, продолжал руководить Ленинградской епархией из Ростова. Вместе с митр. Ярославским Агафангелом (Преображенским) и его викариями подписал акт отхода от митр. Сергия и его Синода (06.02.1928). Арестован 29.02.1928 и вновь сослан в Моденский монастырь. Вновь арестован в 12.09.1930 и сослан в г. Чимкент (Казахстан), служил тайно. Арестован в Алма-Ате 22.09.1937. Расстрелян 20.11.1937. 588 Архив Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Москве и Московской области (Архив УФСБ РФ МО), ф. архивно-следственных дел, д. 28850. 590 Шишкин. А. А. Сущность и критическая оценка обновленческого раскола русской православной церкви. С. 335. 594 Цит. по: Иоанн (Снычев), митр. Церковные расколы в Русской Церкви 20-х и 30-х годов XX столетия – григорианский, ярославский, иосифлянский, викторианский и другие. Их особенность и история. Куйбышев, 1966. Рукопись. С. 5. 598 Центр документации новейшей истории Воронежской области (ЦДНИ ВО), ф. 9323, оп. 2, д. П-24705, т. 1, лл. 2–3. 608 Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве Высшей Церковной власти 1917–1943. С. 584–585. 612 Архив Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (Архив УФСБ РФ СПб), ф. арх.-след. дел, дд. П-28774, П-42182, П-66675. 625 Справка УФСБ РФ по Тверской области N 10/1058 от 15 июля 1994 г.; Польский М. Указ. соч. Т. 2. С. 1; Хрусталев М. Ю., Гусев О. А. Митрополит Петроградский Иосиф (Петровых) в сонме новомучеников и исповедников Российских//Устюжна: Историко-литературный альманах. Вып. 2. Вологда: Русь, 1993. С. 151; Московский церковный вестник, 1993, 4. С. 5; Справка Комитета национальной безопасности Республики Казахстан N 11/1–762 от 15 сентября 1994 г. 626 Имяславие – религиозное движение в Русской церкви, возникшее в 1910–1912 гг. в православных монастырях на Афоне (Греция). Имяславцы считали, что человек в силу своей греховности может славить в молитвах не самого Бога, а лишь его имя, требовали с благоговением относиться ко всему, что составляет христианский культ. В 1912–1913 гг. движение монахов было подавлено, их отлучили от Церкви. После Октябрьской революции получило распространение во многих районах страны, участники его выражали в основном монархические, антисоветские взгляды. Имяславцы (несмотря на отлучение) в 1920-е гг. принимались Патриаршей Церковью даже без покаяния. С 1927 г. подавляющее число имяславцев стало активными участниками иосифлянского движения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Второйтетрадный блок на л. 20–50 без скреп, имеет в правом верхнем углу гербовый штамп размером 2х2 см и датой 1723 г. Здесь последовательно приведены подборки актов и выписей по Николо-Моденскому и Воскресенскому посадскому монастырям, а также соборной церкви Рождества Богородицы. Текст в этом блоке выполнен красивым, убористым почерком ярко-черными чернилами, всюду видны заголовки перед документами. В этом блоке на л. 20, 28, 35, 43 в крайнем нижнем правом углу заметна буквенная нумерация тетрадей – а, в, г, д. На л. 35 и 36 на правом поле посередине – явные следы потемневшего воска. Третий(самый большой по объему) тетрадный блок на л. 51–98 – с таким же составом документов, как и второй, плюс десяток актов по Синозерской пустыни. Бумага его имеет гербовый штамп с датой 1720 г., скрепы моденского строителя Сергия и монаха Иоанникия. Образцы отмеченных гербовых гравированных штампов 1720 и 1723 гг. приведены С. А. Клепиковым с указанием на то, что бумага, клейменная подобным средним по размерам двуглавым орлом, стоила 1 копейку . Наличие указанных штампов склоняет к предположению, что тексты во втором и третьем блоке сборника были выполнены не ранее 1720–1723 гг. Почерк в третьем блоке схож с почерком первого блока, он размашист, а чернила довольно бледны (по крайней мере так они смотрятся сейчас). Третий и первый блоки сближает и наличие скреп, что склоняет к предположению об их одновременном изготовлении. В третьем блоке на л. 51–93 читается скрепа: Иоаникий/вместо/келаля (так! – М. Ч.) монаха/Кирылла (так! – М. Ч.)/и казначея/монаха/Иоакима/и всей/бра/тии/и в свое/ме/сто/и по их/ве/ле/нию/ру/ку/п/р/и/л/о/ж/и/л. Отмеченный в ней Иоанникий действовал после 1734 до 1759 г., правда, он был строителем не Николо-Моденского монастыря (как указано в приведенной скрепе), а Благовещенской Синозерской пустыни, что может указывать на зависимый на тот момент ее статус как приписной от Моденской обители . Вероятно, и скрепа его на данной части сборника была сделана не позднее середины XVIII в.

http://sedmitza.ru/lib/text/9667301/

Изображение иконы Моденская (Косинская) #34169 Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Изображение иконы Моденская (Косинская) #34169 Эта страничка относится к разделу   Икона Пресвятой Богородицы Моденская (Косинская) Скачать или распечатать изображение 34169.jpg 1181x2713, 3.2 MPix, 1852 Kb. 10x23cm @ 300DPI (15x34.5cm @ 200DPI) Максимальное качество Произвольное качество Рейтинг изображения: 5 (98) , (2) . в этом году (за прошлые годы с 2019-08-09) Происхождение изображения: Загружено 2019-08-09, анонимно. Описание: Моденская Пресвятая Богородица. Оклад - рубеж XIX-XX вв. 30.5 х 71 см. Частное собрание (аукцион Кристис, 2019) Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Моденская (Косинская) " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/image-34169

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010