Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГУРИЙ († между 1603 и 1613), прп. (пам. 15 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Шалочский, Устюженский, основатель и 1-й игумен Шалочской (Шалацкой, Шалатской) Успенской пуст., сомолитвенник и друг прмч. Евфросина Синозерского , основателя Синозерской Троицкой пуст. близ Устюжны Железнопольской. Сведения о Г. содержатся в Житии прмч. Евфросина, написанном в 1650 г. иноком Синозерской Троицкой пуст. Ионой (Филипповым Суровцыным). В 1592 г. Г. поселился вместе с прмч. Евфросином и др. его учеником, прп. Филаретом, вблизи р. Чагодощи, при Гвозденском ручье. Это место позже получило название Старая пуст. или Пустынька. В поисках совершенного уединения Г. покинул своего учителя и поселился при впадении р. Шалочи в р. Мологу, в 35 верстах от Устюжны. Здесь он основал пустынь в честь Успения Пресв. Богородицы, ок. 1603 г. стал ее игуменом ( Строев. Списки иерархов. Стб. 120). В 1595 г. Г. участвовал в освящении храма в честь Благовещения Пресв. Богородицы в Синозерской пуст. (ср. грамоту царя Михаила Феодоровича 1636 г., сообщающую об освящении - Яковцевский Г. , свящ. Ист. сведения о Синозерской пуст. Устюжского у. Новгородской губ. и ее основателе св. прп. мч. Евфросине, Новгородском чудотворце. Новгород, 1912. С. 10). В нач. XVII в. Г. постриг прмч. Евфросина в великую схиму. Возможно, Г. перед кончиной также принял великую схиму (как иеросхимонах он поминался в Моденском во имя свт. Николая Чудотворца мон-ре , к к-рому была приписана во 2-й пол. XVIII в. Шалочская пуст., вплоть до кон. 20-х гг. XX в., когда Моденский мон-рь был окончательно закрыт). В 1613 г. Гуриева Шалочская пуст. была сожжена поляками (к этому времени Г. уже не было в живых), в следующем году возобновлена. Патриарх Иоаким (1674-1690) приписал ее к череповецкому в честь Воскресения Господня мон-рю, в 1704 г. пустынь была отписана Олонецкой верфи, затем принадлежала новгородскому архиерейскому дому, в 1764 г. упразднена, преобразована в приход, приписанный к Николаевскому Моденскому мон-рю, к-рому отошло имущество пустыни. К сер. XVIII в. в Шалочской пуст. действовали деревянные храмы в честь Успения Пресв. Богородицы и во имя ап. Иоанна Богослова, в нач. XIX в.- церкви во имя прор. Илии и свт. Димитрия Ростовского. В 1837 г. храмы в бывш. Шалочской пуст. были разобраны, на их месте тогда же построили каменную ц. в честь Рождества Христова, где под спудом почивали мощи Г. На раке святого находилась икона с его изображением в полный рост, вероятно одна из ранних (местонахождение неизв.), при раке хранился посох святого. Рождественский храм был разрушен в 30-х гг. ХХ в., могила святого утрачена.

http://pravenc.ru/text/168362.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕНРИХ ЛАТВИЙСКИЙ [лат. Henricus de Lettis] (ок. 1187-1259), предполагаемый автор древнейшей «Хроники Ливонии» (Chronicon Livoniae) - важнейшего источника по истории христианизации прибалт. земель, завоевания крестоносцами земель совр. Латвии и Эстонии (с сер. 80-х гг. XII в. до 1227) и основания первых католич. еп-ств в Вост. Прибалтике и ордена меченосцев . «Хроника Ливонии», написанная на лат. языке, анонимна, но большинство исследователей считают автором упомянутого в ней свящ. Г. Л. В связи с тем что в «Хронике» он назван «de Lettis» (из леттов, что можно трактовать и как живущий среди леттов), существуют 2 мнения по поводу его происхождения. Первое, что он был немцем, прибывшим из Германии вместе с крестоносцами в нач. XIII в. Второе, что он был сыном латгальского нобиля, отправленного в детстве в Германию, возможно вместе с др. взятыми в заложники сыновьями местной знати, так что уже в отрочестве буд. хронист мог освоить леттские (латышские) и ливско-эстские наречия. Г. Л. воспитывался в Германии, предположительно в августинском мон-ре Зегеберг в Гольштейне, откуда происходил и первый еп. Ливонский Мейнард. Получив духовное образование, Г. Л. вместе с настоятелем Зегебергского мон-ря Ротмаром, братом еп. Рижского Альберта I , прибыл в Ливонию (1200 или 1205), где между 1207 (когда область была крещена) и 1213 гг. был рукоположен во пресвитера и стал настоятелем прихода на р. Имера, в области сев. латгалов. Во время многочисленных военных походов сопровождал епископа, а благодаря знанию местных языков Г. Л. в 1225-1226 гг. был помощником и переводчиком папского посланника в Ливонии легата еп. Вильгельма Моденского. Первый вариант «Хроники» был создан предположительно в 1225 г. по заказу еп. Альберта к приезду в Ливонию Вильгельма Моденского как своеобразный отчет о крещении региона. В окончательном варианте «Хроника» охватывает события 1184-1227 гг. Написанная с позиций сторонника политики епископа Риги, она освещает сложные, порой конфликтные отношения епископа с орденом меченосцев и датчанами, закрепившимися с 1219 г. в Эстляндии. При ее создании хронист использовал документы из канцелярии епископа Рижского, собственные наблюдения, рассказы др. участников событий. Деятельность еп. Альберта изображается в более выгодном, чем др. участников завоевания, свете, напр. братьев ордена меченосцев и датчан, чье стремление к преобладанию в регионе, по мнению автора «Хроники», лишь вредило утверждению христианства.

http://pravenc.ru/text/162143.html

Петр Иванович (18.12.1892, с. Александровское (Александровка) Царскосельского у. С.-Петербургской губ.- 30.03.1983, пос. Мариенбург (ныне в черте г. Гатчина) Ленинградской обл.), прот., из священнического рода. По окончании ДУ при Александро-Невской лавре, в 1909 г., поступил в С.-Петербургскую ДС, в 1911 г.- в юнкерское уч-ще, но через 2 года вернулся в семинарию. Впосл. Б. вспоминал, как во время учебы в ДУ познакомился со св. прав. Иоанном Кронштадтским и ректором семинарии сщмч. архим. Вениамином (Казанским) , отношения с к-рым поддерживал и в дальнейшем. По окончании семинарии Б. был назначен псаломщиком ц. св. блгв. кн. Александра Невского при Красносельском военном госпитале. В свободное от церковных послушаний время проводил беседы с ранеными, за что был награжден орденом Станислава. 27 авг. 1913 г. переведен на должность псаломщика в церковь с. Мелковичи Лужского у. С 1917 г. одновременно состоял на гражданской службе. 10 нояб. 1920 г. женился на К. В. Бондаревой, дочери протоиерея Троицкого собора Красного Села. В нояб. 1920 г. был рукоположен во диакона, а 1 янв. 1921 г.- во священника к Александро-Невской ц. с. Александровка, где настоятельствовал его отец. 8 сент. 1922 г. еп. Петергофским Николаем (Ярушевичем) назначен настоятелем ц. свт. Алексия, митр. Московского, в пос. Тайцы Петроградской губ. В 1928 г. присоединился к «иосифлянству» , стал одним из помощников еп. Димитрия (Любимова) , «летняя резиденция» к-рого располагалась на 2-м этаже дома, где жил Б. с семьей. Здесь хранился «архив» иосифлянского движения; в таицком Алексеевском храме совершались хиротонии. Из посещавшего Тайцы духовенства Б. особенно сблизился с еп. Сергием (Дружининым) и прот. Василием Верюжским . Нередко сюда приезжал и еп. Григорий (Лебедев) , оказавший сильное влияние на духовное становление Б. Летом 1928 г. Б. навещал отбывавшего ссылку в Моденском мон-ре митр. Иосифа (Петровых) . В эти годы Б. как духовник часто посещал в Гатчине широко почитаемую парализованную мон. Марию (Лелянову) . В кон. мая 1929 г. участвовал в отпевании и погребении прот. Феодора Андреева .

http://pravenc.ru/text/77854.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИКТОРИН Михайлович Добронравов (29.01.1889, Кишинёв - 28.12.1937, г. Боровичи, ныне Новгородской обл.), сщмч. (пам. 15 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Санкт-Петербургских святых), прот. Из семьи священника. Незрячая с детства сестра юноши была чудесным образом исцелена прав. Иоанном Кронштадтским , что сильно подействовало на В., укрепив его веру. В 1910 г. он окончил СПбДС, в 1915 г.- экономическое отд-ние Политехнического ин-та, учился в СПбДА. Был иподиаконом Гдовского еп. сщмч. Вениамина (Казанского) . 4 окт. 1915 г. рукоположен во диакона, 21 дек. 1915 г.- во иерея, служил в ц. Преображения Господня (Спасо-Колтовской) в С.-Петербурге. В 1916-1918 гг. преподавал Закон Божий в местной церковноприходской школе и ряде городских уч-щ. Арестован 25 сент. 1918 г., заключен в Петропавловскую крепость, через месяц освобожден без вынесения приговора. В 1919 г. возведен в сан протоиерея. С 25 февр. 1919 по 8 февр. 1930 г. В. являлся настоятелем ц. свт. Николая Чудотворца на Петровском о-ве. В 1918-1919 гг. служил в ревизионной комиссии, в 1921-1922 гг. работал в ремонтных мастерских. Сщмч. Викторин Добронравов. Фотография. 20-е гг. XX в. (Архив ПСТБИ) Сщмч. Викторин Добронравов. Фотография. 20-е гг. XX в. (Архив ПСТБИ) 12 дек. 1927 г. В. посетил митр. Сергия (Страгородского) в составе делегации ленинградских иосифлян, призывавших Заместителя Патриаршего Местоблюстителя «отказаться от намечающегося курса порабощения Церкви государством». 26 дек. В. отделился от митр. Сергия, стал одним из активных деятелей иосифлянского движения, пользовался популярностью в среде интеллигенции. После закрытия ц. свт. Николая с февр. по апр. 1930 г. В. служил в храме вмч. Пантелеимона на Пискарёвке, с апр. 1930 г. совершал богослужения в квартирах духовных детей, окормлял часть сестер закрытого с . -петербургского во имя прп. Иоанна Рыльского мон-ря . Летом 1930 г. ездил в Саров и Дивеево, где исцелился от гангрены ноги; в том же году навещал отбывавшего ссылку в Моденском мон-ре митр. Иосифа (Петровых) . В. выступал против регистрации приходских советов иосифлянских церквей.

http://pravenc.ru/text/158574.html

При М. м. существовала больница, но, судя по отчету 1852 г., «больных и призреваемых» в ней не было, имелось и уч-ще, в к-ром по отчету за 1852 г. обучалось всего 3 «штатных служительских мальчика», в отчете за 1-ю пол. 1879 г. «в школе для детей обозначено 40 мальчиков», а в конце того же года - 57 чел. В рапорте за тот же год сообщается, что услугами монастырской гостиницы воспользовались ок. 200 чел. ( Смирнов. 2003. С. 93). Настоятели и братия С XVI до кон. XVIII в. мон-рь возглавляли игумены. После учреждения штатов 1764 г. мон-рь был отнесен к 3-му классу с игуменским настоятельством. Одним из наиболее деятельных игуменов этого периода был Феофан (Соколов) . В 1785 г. он был рукоположен во иерея митр. С.-Петербургским и Новгородским Гавриилом (Петровым) и направлен в М. м., находившийся в запустении; в сент. 1791 г. был назначен игуменом мон-ря. Игум. Феофан возродил духовное и материальное благополучие обители. Он изыскал средства на строительные и ремонтные работы, ввел в М. м. строгий порядок, в т. ч. уставное совершение церковных служб. Число братии увеличилось за 2 года его настоятельства на 20 чел. В 1793 г. он был переведен в Кириллов Новоезерский в честь Воскресения Христова монастырь . По новым духовным штатам 1797 г. М. м. в числе 3 мон-рей Новгородской епархии получил в 1798 г. статус архимандрии. В обители «положено быть» настоятелю, казначею, 4 иеромонахам, 2 иеродиаконам, пономарю, просвирнику, ключнику, чашнику. Общее штатное число братии не должно было превышать 12 чел. Кроме того, полагалось 9 чинов штатных служителей. Такое положение монастыря сохранилось до 1878 г. Первым архимандритом М. м. был Алексий († 1805), ранее в сане иеромонаха 16 лет служивший в правосл. миссии в Китае. В 1798 г. указом Синода он был возведен в сан архимандрита. Известен как последовательный собиратель монастырской б-ки (погребен в мон-ре). С 1840 г. архимандритом М. м. был Кесарий († 1852), заботившийся о благоустройстве обители. Последним архимандритом М. м. до нояб. 1878 г. был Мелхиседек II.

http://pravenc.ru/text/2563912.html

Вернувшийся 30 марта 1927 г. к исполнению обязанностей Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергий (Страгородский) 29 июля того же года совместно с созванным им Временным Свящ. Синодом издал «Декларацию» о лояльности к советской власти. В сер. авг. викарий Ленинградской епархии Гдовский еп. Димитрий (Любимов) и группа клириков Ленинграда обратились к И. с посланием, в к-ром они выразили свое несогласие с курсом церковной политики митр. Сергия. Подобное обращение нашло отклик у И. В сент. он с согласия властей переехал из Моденского монастыря в Ростов, где по-прежнему служил в Спасо-Иаковлевском Димитриевском мон-ре. На просьбу И. к Тучкову позволить ему выехать в Ленинград ответа не последовало. 13 сент. 1927 г., вероятно по настоянию ОГПУ, на заседании Синода под председательством митр. Сергия «по соображениям большей пользы церковной» решено было перевести И. на Одесскую кафедру (принятый позднее офиц. указ датирован 17 сент.). И. был вызван в Москву, где ему было сообщено о новом назначении. Узнав, по его словам, что «перемещение вызвано интригами отдельных лиц», И. заявил о его незаконности, ссылаясь на определение Поместного Собора 1917-1918 гг. «О епархиальном управлении», и потребовал, чтобы его дело было передано на суд епископов. Вернувшись в Ростов, И. составил 28 сент. письмо на имя митр. Сергия, в к-ром вновь назвал решение о своем переводе «незаконным и ни в какой степени не приемлемым», указав его причиной «злую интригу кучки людей, не желавшей, чтобы он пребывал в Ленинграде». В письме И. обвинил митр. Сергия в «плачевно-рабском послушании, совершенно чуждом церковному началу» и вновь отказался подчиниться указу Заместителя Местоблюстителя как неканоничному, «принятому под влиянием посторонних факторов и по этой причине пагубно сказывающемуся на церковной организации». Позднее И. сообщил о своем отказе подчиниться решению о переводе на Одесскую кафедру посетившему его в Ростове еп. Димитрию (Любимову), к-рый привез в Ленинград это известие. 3 окт. временно управлявший Ленинградской епархией Петергофский еп. Николай (Ярушевич ; впосл. митрополит) доложил Синоду о недовольстве в городе в связи с перемещением И. из Ленинграда. 12 окт. Синод утвердил решение о переводе И. на Одесскую кафедру. Викариям Ленинградской епархии предписывалось прекратить возношение за богослужением имени И. и подчиниться еп. Николаю. 22 окт. текст выписки из указа Синода о новом назначении был получен И. в Ростове. 25 окт. о переводе И. в Одессу было официально объявлено в храмах Ленинградской епархии. 30 окт. И. отправил в Синод новое послание с отказом оставить Ленинградскую кафедру, заявив, что «не желает оказывать послушание церковной власти», находящейся, по его словам, в «рабском состоянии».

http://pravenc.ru/text/578533.html

29 июля 1927 г. митр. Сергий, выполняя условия договоренности с властями, совместно с членами Временного Свящ. Синода выпустил «Послание к пастырям и пастве» - т. н. «Декларацию» о принципах взаимоотношений Церкви с Советским государством. Основные положения послания митр. Сергия не содержали ничего нового по сравнению с аналогичными выступлениями Патриарха свт. Тихона в 1923-1925 гг. Однако по тональности, подчеркнуто позитивному отношению к советской власти «Декларация» 1927 г. отличалась от более ранних церковных документов. Несогласие с общими формулировками «Декларации» возникло сразу же после ее публикации. Так, в послании архиереев, заключенных на Соловках, говорилось: «Мысль о подчинении Церкви гражданским установлениям выражена в такой категорической и безоговорочной форме, которая легко может быть понята в смысле полного сплетения Церкви и гос-ва». Критики митр. Сергия, кроме того, подвергали сомнению само право его, как Заместителя Патриаршего Местоблюстителя, выступать с таким основополагающим документом, а также организовывать при себе Временный Свящ. Синод без согласования с Местоблюстителем митр. Петром. Провозглашение готовности Церкви сотрудничать с советской властью, иметь с ней «общие радости и успехи» с сомнением воспринималось мн. верующими в разных частях страны. Наиболее напряженная ситуация сложилась в Ленинградской епархии, где клир и прихожане были особенно недовольны антицерковной политикой властей, к-рые препятствовали возвращению на кафедру митр. Иосифа (Петровых), имевшего большой авторитет у верующих. Назначенный в авг. 1926 г. правящим архиереем Ленинградской епархии митр. Иосиф только один раз посетил свой кафедральный город, после чего находился без права выезда в Ростове, а затем в Моденском во имя свт. Николая Чудотворца мон-ре . В сер. авг. 1927 г. викарный Гдовский еп. Димитрий (Любимов) , прот. Александр Советов, схим. Анастасия (Куликова) отправили митр. Иосифу послание с выражением несогласия с политикой Заместителя Патриаршего Местоблюстителя. У митр. Иосифа это послание встретило отклик и сочувствие.

http://pravenc.ru/text/673719.html

Г. упоминается в «Описании о российских святых» (список Киево-Софийской б-ки, XVIII в.- Барсуков. Источники агиографии. Стб. 143). Молитва Г. появилась впервые в изданном по благословению Святейшего Синода сб. «Молитвы Господу Богу, Пресв. Богородице и св. угодникам Божиим, чтомыя на молебнах и иных последованиях» (Пг., 1915). Канонизация Г. подтверждена включением его имени в Собор Новгородских святых, празднование к-рому было восстановлено в 1981 г. по благословению митр. Антония (Мельникова) (праздн. известно с 1831). Иконография Внешний облик святого описан в иконописных подлинниках XVIII в. под 14 нояб.: «Подобием сед, брада и власы аки Никона Радонежскаго, ризы преподобническия» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 39); «Иже на Моли реце, Шалацкаго, Устюжны Железнополския новаго чудотворца: сед, брада Никона Радонежскаго во всем» (БАН. Строг. 66. Л. 54). Сохранилось 2 единоличных образа преподобного (оба в Устюженском краеведческом музее). На небольшой паломнической иконе кон. 90-х гг. XIX в. Г. предстоит Иисусу Христу в облачном сегменте на фоне Шалочской Успенской пуст., изображенной достаточно условно в виде 3 белых шатровых храмов на берегу р. Шалочи. Святой представлен старцем с непокрытой головой и седой короткой бородой (как у прп. Серафима Саровского), в светло-оливковом подряснике, схиме на плечах и длинной черной мантии, руки скрещены на груди. Такие пядничные образки для паломников выполнялись в Моденском мон-ре близ Устюжны, к к-рому была приписана упраздненная Шалочская пуст., и получили распространение в Устюженском у. Новгородской губ. На иконе 1903 г. (на листе фанеры) Г. изображен в коленопреклоненном молении на правом берегу р. Шалочи, в схиме серо-голубого цвета, с куколем на голове, с короткой седой бородой, левая рука прижата к груди, в правой - развернутый свиток с нечитаемым текстом. На левом берегу реки - каменная ц. Рождества Христова с колокольней (обнесена деревянной оградой), построенная в 1837 г. на месте прежних строений Шалочской пуст. Изображение заключено в рамку, внизу написан текст молитвы преподобному («О преподобне и богоносне отче Гурие, прими ныне нас, к тебе усердно молящихся и припадающих ко всечестному и многоцелебному твоему гробу, идеже святое твое и многотрудное положися тело...»).

http://pravenc.ru/text/168362.html

(1802-1805) высотой 17 саж. (чуть более 36 м) была построена на месте деревянной колокольни и надвратной Благовещенской ц. Находилась посередине зап. стены ограды. В верхнем, 3-м ярусе звона размещались 7 колоколов; благовестный колокол весил 55 пудов (ок. 890 кг). Полукупольное покрытие верха колокольни было прорезано люкарнами, завершал ее 4-гранный барабан с главкой. Братские и настоятельские кельи с трапезной (1802) располагались вдоль западной линии монастырской площади. Одноэтажные каменные кельи с отдельным входом в каждую имели несложный декор в виде лопаток и карниза. Длина всего здания составляла 30 саж. (более 63 м). Впосл. они ремонтировались, в 1836, 1845, 1846 гг. их штукатурили внутри и снаружи на «сборные и неокладные» средства (Там же. С. 180-181). В 1852 г. по инициативе архим. Варсонофия в сев.-зап. углу М. м. был построен настоятельский флигель. Весь комплекс монастырских зданий окружала каменная ограда с башнями (1805). В середине каждой из 4 стен были устроены ворота. Особенно выделялись южные: они разделялись на 3 части и завершались главками. На юго-западном и юго-восточном углах ограды были поставлены каменные башни, квадратные в плане, сев.-вост. башня была деревянной, а сев.-зап. угол занимала монастырская гостиница, построенная в 1842 г. при архим. Кесарии. Хозяйственные постройки Моденский мон-рь во имя свт. Николая Чудотворца. Роспись архимандричьей кельи в Кириллове Белозерском мон-ре. 40-е гг. XIX в. Моденский мон-рь во имя свт. Николая Чудотворца. Роспись архимандричьей кельи в Кириллове Белозерском мон-ре. 40-е гг. XIX в. 2 деревянных сарая для хранения экипажей и повозок, 2 хлебных амбара, погреб, ледник и сарай для дров - располагались в непосредственной близости от келий. Остальные постройки были вынесены за монастырскую ограду. Так, за сев. стеной стояли 4 хлева и 8 конюшен, при них изба для скотников; за юж. стеной, ближе к речке Моденке, находилась баня, на вост. стороне - рига и крытое гумно для обмолота зерна. В 6 км от обители вниз по р. Мологе, в устье речки Шалочь, стояли мукомольная «крупчатая» мельница и амбар, выше мельницы была плотина «о двух руслах». Мельничное хозяйство было обширным, имелись 2 зерновых амбара и кузница. Для работников был выстроен флигель, где пекли хлеб и варили пищу, а также находились приказчик и крупчатник, рядом стояла изба, в которой жили лодочные мастера (Там же. С. 181-183).

http://pravenc.ru/text/2563912.html

29 марта 1928 г. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергий (Страгородский) и Временный Синод РПЦ выступили с опровержением доводов И. о незаконности произведенных митр. Сергием перемещений ряда архиереев на др. кафедры. Митр. Сергий и Синод объясняли эти перемещения пользой для Церкви, поскольку перемещенные архиереи не имели возможности управлять своими кафедрами, но могли быть призваны к церковной работе в иных местах. По поводу заявлений И. о неканоничности его назначения на Одесскую кафедру митр. Сергий и Синод указывали, что оно не отличается от предшествовавшего назначения И. на Ленинградскую кафедру, против к-рого тот не возражал. 11 апр. постановлением Заместителя Местоблюстителя и Синода И. вместе с др. архиереями, вышедшими из подчинения митр. Сергия, был уволен на покой с преданием каноническому суду архиепископов и запрещением в священнослужении. В вину И. было поставлено то, что он не подчинился данному высшей церковной властью назначению на Одесскую кафедру, а его отказ от назначения способствовал смуте и расколу в Ленинградской епархии. Другим пунктом обвинения стали открытые заявления И. об отходе от митр. Сергия и призывы к объединению всех архиереев, отделяющихся от Заместителя Местоблюстителя. Иосиф (Петровых), митр. Ленинградский. Фотография. Кон. 20-х гг. ХХ в. Иосиф (Петровых), митр. Ленинградский. Фотография. Кон. 20-х гг. ХХ в. В сер. апр. 1928 г. И. обращался к Тучкову с письменной просьбой снять с него обвинения и допустить в Ленинград, но его положение не изменилось. Надзор за И. в Моденском мон-ре не был строгим и не очень ограничивал жизнь архиерея и братии. И. жил в келье со спаленкой, окна к-рой выходили во двор на храм, принимал приезжавших и паломников, духовных детей, родственников, многочисленных посетителей. Ему позволяли служить по великим праздникам в к.-л. из 3 церквей обители. Оставаясь в ссылке, И. не мог руководить возглавляемым им иосифлянским течением в Русской Церкви. Тем не менее к нему постоянно ездили курьеры, привозившие известия о событиях, указы на подпись, материальную помощь, он передавал через них практические указания, письма, разъяснения и архипастырские советы. Лично обращавшихся к нему И. обычно направлял к назначенному им временным управляющим еп. Димитрию (Любимову; 7 янв. 1929 возведен И. в сан архиепископа) с просьбами решить их вопросы. Еп. Димитрий в свою очередь поддерживал постоянную связь с И., информировал его о событиях. По словам И., его заместителю «предоставлена была полная свобода управления до того, что он позволял себе действовать даже вопреки моим ожиданиям и определенно выраженным желаниям и советам. Я не претендовал в таких случаях, оправдывая такие поступки епископа Димитрия тем, что на месте ему виднее большая или меньшая целесообразность такого или иного решения. Во многих случаях, когда он спрашивал моего совета, я так и отвечал ему, предлагая на месте обсуждать дело с более опытными лицами из духовенства, если он не надеется на свой опыт и рассуждение».

http://pravenc.ru/text/578533.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010