Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОСИФ (Кононович-Горбацкий; † 18.02.1653, Могилёв), еп. Мстиславский, Оршанский и Могилёвский ( Западнорусская митрополия ), автор трактатов по риторике и философии. Биография Происходил из старинного западнорусского мелкошляхетского рода, к которому принадлежали, как следует из внесенного И. в синодик Златоверхого киевского во имя архангела Михаила монастыря поминания своих родственников, также и духовные лица - иером. Феодор и архим. Леонтий. Помимо Киева представители данного рода жили в Могилёве; в частности, могилёвский мещанин Федор Кононович-Горбацкий в 1633 г. вел борьбу против произвола со стороны Г. Гостиловского, настоятеля униат. могилёвского Преображенского мон-ря, и насельников, к-рых он обвинял в бесчинствах. Первые сведения об И. относятся к 1635 г., когда он был профессором риторики в Киево-Могилянской коллегии (возможно, И. был приглашен из Львова). В 1636-1642 гг. И. преподавал в коллегии философию. Соответствующие знания И. мог получить в Виленской братской школе и в католич. Замойской академии (к-рую он, вероятно, окончил одновременно с Сильвестром (Косовым) ). И. был одним из первых преподавателей философии и риторики в Киево-Могилянской коллегии. В сент. 1640 г. в Киеве он участвовал в качестве делопроизводителя в Соборе, утвердившем «Православное исповедание веры» митр. св. Петра (Могилы) . В 1642 г. И. был назначен игуменом киевского Братского в честь Богоявления монастыря и ректором Киево-Могилянской коллегии, занимал эту должность до 1645 г. Он присутствовал вместе с Игнатием (Оксёновичем-Старушичем) и Исаией (Трофимовичем-Козловским) на Соборе в г. Яссы в Молдавском княжестве (15 сент.- 30 окт. 1642), на к-ром представители греч. духовенства обсуждали «Православное исповедание веры» митр. Петра (Могилы). И. выступил в защиту сочинения. По свидетельству Иерусалимского патриарха Нектария , на Соборе И. и его товарищи показали себя «мужами, поистине достойными удивления и всякой мудростью и знаниями украшенными». На Варшавском сейме 5 марта 1645 г. польск. кор. Владислав IV Ваза дал И. привилей на игуменство в киевском Златоверхом мон-ре, в должность настоятеля И. был введен 29 мая. Вероятно, в 1646 г. И. участвовал в работе над созданием Требника под редакцией митр. Петра (Могилы).

http://pravenc.ru/text/578513.html

Исаакий, епископ Перемышльский (Борискович) Был послушником Киево-Печерской лавры. Затем перешел на служение к Александрийскому патриарху Мелетию и находился при нем в качестве ученика и синкелла 12 в течение семи лет, до кончины патриарха. Многие годы подвязавшийся на Востоке и Афоне, по возвращении в Южную Россию он был назначен настоятелем Дерманского Троицкого монастыря, открытого князем Константином Острожским при содействии патриаршего экзарха Литовской митрополии. Князь Константин Острожский учредил в монастыре также типографию для православных. В 1614 году вторично путешествовал на Восток. С 1617 года – игумен Чернчицкого Спасского монастыря под Луцком. 11 января 1621 года Иерусалимским патриархом Феофаном, находившемся в Киеве, хиротонисан во епископа Луцкого. Вскоре был вытеснен униатами из епархии и жил сначала в Степанском, а потом в Киево-Михайловском монастыре. Делами своей епархии управлял из Киева. В 1625 году был в Москве на личном представлении государю Михаилу Федоровичу с письмами от Киевского митрополита Иова (Борецкого, † 1631) о принятии Малороссии в московское подданство. Но тогда эти просьбы были найдены несвоевременными. Принимал участие в киевском Соборе 1628 года, осудившем прокатолическое сочинение Полоцкого архиепископа Мелетия (Смотрицкого, † 1633) «Апология». 8 апреля 1633 года участвовал в хиротонии митрополита Киевского Петра (Могилы , † 1646). Оказал ему поддержку при учреждении им в Киеве высшего духовного училища. В 1633 году был насильно сведен униатами с кафедры. С 1633 по 1636 годы – епископ Перемышльский. Скончался в 1641 году в Киеве. Литература: Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. – СПб., 1864–1886. – Т. 11. кн. 2. – С. 315–318, 320, 405. Чистович И. А. Очерк истории Западно-русской Церкви: в 2 ч. – СПб., 1882–1884. ч. 2. Виленский Свято-Духов монастырь. Историческое описание/Сост. Ф. Смирнов. – Вильна, 1888. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. – 3-е изд. – СПб., 1911. – Т. 2. – С. 1473.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАРФЕНИЙ I Старый [Старец; греч. Παρθνιος] († 8.09.1646), патриарх К-польский (1639-1644). Род. в г. Янина. В 1632 г. стал митрополитом Навпактским, однако вскоре переведен на Янинскую кафедру, которую занимал до 1633 г. Через 2 года после избрания П. на Патриаший престол к нему обратился господарь Молдавии Василе Лупу (1634-1653) с просьбой разрешить вопрос о соответствии правосл. учению «Исповедания веры», написанного патриархом Кириллом I Лукарисом († 1638) и считавшегося многими кальвинистским по содержанию. На К-польском Соборе, проходившем под председательством П. в мае 1642 г., ряд положений, содержавшихся в «Исповедании веры», были осуждены как еретические; среди них - учение Кирилла о Евхаристии , которую он мыслил как «простой образ» Тела и Крови Христовых. Под постановлениями Собора стоят подписи 45 епископов и др. клириков, в т. ч. свт. Петра (Могилы) , митр. Киевского. Соборные деяния были доставлены в Яссы, где в сент.-окт. 1642 г. состоялся Собор, принявший с изменениями «Православное исповедание» свт. Петра, в к-ром, в частности, употреблялся термин «пресуществление». 11 марта 1643 г. в К-поле прошли заседания Собора под председательством П. и при участии др. восточных патриархов, на нем были одобрены решения Ясского Собора (подробнее см. в статьях Евхаристия , Катехизис , Константинопольские Соборы ). Кроме того, П. был вовлечен в конфликт между насельниками Екатерины Великомученицы монастыря на Синае и патриархом Александрийским Никифором Кларонцаном (1639-1645). Конфликт начался еще в первые годы XVII в., когда синайские монахи открыли в Каире свое подворье Джувания. Сюда прибывало большое число верующих, что приводило к уменьшению доходов Александрийских патриархов. В авг. 1643 г. П. подтвердил право монахов на совершение богослужений в храме подворья. В 1644 г. патриарх составил послание, адресованное франц. кор. Людовику XIV (1643-1715), к-рое затрагивало вопросы, связанные с предполагаемой унией Восточной и Западной Церквей. По всей видимости, переговоры по данному вопросу начались по инициативе Людовика XIII (1610-1643). В послании выражена благодарность королевской власти за эту инициативу, однако указано, что есть препятствие к осуществлению унии - позиция тур. властей. К посланию был приложен текст с осуждением Кирилла I Лукариса, одобренный на Ясском Соборе (издание и коммент.: Μανοσακας. 1993). Письмо было доставлено во Францию посланником П., иером. Афанасием, лишь через несколько лет.

http://pravenc.ru/text/2579096.html

Сильвестр, митрополит Киевский и Галицкий (Косов) Родился в конце XVI века в своем наследственном имении в Жировицах Витебского воеводства. Происходил из старинного дворянского рода. По окончании курса в Киевской Братской Богоявленской школе поступил в число монахов Киево-Печерской лавры, откуда архимандритом Петром (Могилою , † 1646) был послан за границу для получения высшего образования. По возвращении из-за границы определен учителем при Братском ставропигиальном училище во Львове. В 1631 году приглашен архимандритом Петром (Могилою) преподавателем только что основанного высшего Киевского училища, называемого «Гимназиумом», впоследствии соединившегося с Богоявленской Братской школой. В 1633 году назначен на вновь учрежденную Мстиславскую кафедру. В 1635 году хиротонисан во епископа Мстиславского, Могилевского и Оршанского с поручением ему управления Полоцкой епархией. 25 февраля 1647 года избран единогласно митрополитом Киевским и Галицким. 18 января 1649 года состоялось патриаршее утверждение на митрополии Киевской и назначение экзархом Константинопольского трона. Скончался 13 апреля 1657 года. Митрополит Сильвестр – деятельный борец за Православие. На борьбу за независимость угнетенной Малороссии от Польши он благословил гетмана Богдана Хмельницкого. Но когда Украина стала склоняться под покровительство Москвы, митрополит Сильвестр всеми силами противился этому и старался отстоять свою духовную независимость от Москвы. В 1635 году, по благословению митрополита Петра (Могилы) , митрополит Сильвестр издал Патерик Печерский в сокращенном виде на польском языке с целью противодействовать латинянам и униатам, которые возражали против святости печерских подвижников и утверждали, что Киев просветился христианской верою от папы, а не от восточных патриархов. 1 августа 1636 года заложил храм в честь Рождества Богородицы в Могилевском Братском Богоявленском монастыре. В 1640 году участвовал в работе Собора православного духовенства в Киеве, на котором был одобрен Большой Катехизис.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В Требнике митр. Петра (Могилы) 1646 г. то же значение, что и последование «в различные литии», имеет последование «во общенуждии» (Ч. 3. С. 248-257). В качестве основы для этого последования свт. Петр, сделав новый перевод ( Прилуцкий. С. 317), использовал написанный Патриархом К-польским Филофеем Коккином (1353-1354, 1364-1376) молебный канон ко Господу «в общих напастех [или «в общей нужде»] и в бездождие, в глад и мятеж, в сопротивление ветром, и в нашествие иноплеменных и во всякое прошение» 6-го гласа с акростихом «Обща мольбы, Христе, Твоих раб приими», известный по мн. рукописям (напр., ГИМ. Син. греч. 349. Л. 12-14, XV-XVI вв.; ГИМ. Син. 307. Л. 240-243, нач. XV в.; ГИМ. Син. 468. Л. 97об.- 104, 1457 г.) и старопечатным книгам (московские Потребники 1625 г. Л. 1 (по третьему счету), 1633 и 1636 гг. Л. 437об.; Потребник 1639 г. Л. 319об.). Бездождие (Засуха). Большой Требник содержит следующие тексты на случай бездождия (Л. 197 об.- 205): а) чтения (прокимен 4-го гласа «      » (Пс 64. 11, 13), Апостол (Иак 5. 7-9, 17-18), аллилуиарий из Пс 64 и составное Евангелие (Мф 16. 1-3; Лк 4. 25-27; Ин 6. 30-33); б) канон «к человеколюбцу Господу в бездождие» (акростих «          »), по каждой песни к-рого предписана обычная молебная катавасия (в рукописных Требниках приводятся также припевы к тропарям канона: «Господи, услыши молитву раб Твоих» и «Аз рех, Господи»); в) сугубую ектению с особыми прошениями, заключаемую литийными прошением и молитвой «      »; г) 7 молитв во время бездождия, надписанных именем «Патриарха Каллиста». «Молебен во время засухи». Худож. Г. Г. Мясоедов. 1880 г. (ОМИИ) «Молебен во время засухи». Худож. Г. Г. Мясоедов. 1880 г. (ОМИИ) Чтения последования бездождия, древний элемент визант. традиции, указываются уже в Типиконе Великой ц. IX-X вв. ( Mateos. Typicon. T. 2. P. 192-193). Кроме канона, иногда атрибутировавшегося прп. Андрею Критскому (Sinait. gr. 978. Fol. 230, XVI в.- Дмитриевский. Описание. Т. 2. С. 863), существовали и др. (Там же. С. 765), по крайней мере 2 из них составлены Патриархом К-польским Филофеем: акростишный ко Пресв. Богородице (нач.: «В печалех, Владычице, помощницу, избавление в бедах» - ГИМ. Син. греч. 349. Л. 14-16, 58-60, XV-XVI вв.; ГИМ. Син. 468. Л. 149об.- 155, 1457 г.; печатный Требник Стрятин, 1606 г. Л. 424) и канон ко «Господу и Пречистей Его Матери» (нач.: «Отверзаеши десницу долготерпеливу» - ГИМ. Син. 468. Л. 140об.- 145, 1457 г.). По рукописям известен также анонимный канон при бездождии 8-го гласа (нач.: «Неизреченными судьбами словесый промыслом» - Прилуцкий. С. 326).

http://pravenc.ru/text/77782.html

Со временем возникла целая линия апологетики, представители которой доказывали, что Лукарис не был автором Исповедания 2 . В настоящее время можно считать доказанным, что Кирилл все-таки автор инкриминируемого текста 3 . Восточная Церковь ответила на этот вызов протестантизма целой серией поместных Соборов: Константинопольских 1638, 1642, 1672 и 1691 годов, Ясского 1642 года и Иерусалимского 1672 года. Как уже сказано, публикация Исповедания Лукариса больно задела и Южно-Русскую Митрополию, входившую тогда в Константинопольский Патриархат. Счел нужным ответить на Исповедание Петр Могила (1596–1646), с 1633 года – Митрополит Киевский. Могила (Movile) происходил из знатного молдовалашского рода. Отец его был господарем Валахии (1601–1607) и Молдавии (1607–1609). С 1612 года семья жила в изгнании, в Польше. Могила продолжал свое образование в православном Львовском братском училище, затем слушал лекции в различных университетах. Воевал с турками, служа в польской армии. В 1627 году («в очень и очень молодые годы», по Флоровскому 4 ) избран «великим архимандритом» Киево-Печерской Лавры, который тогда был подчинен не Митрополиту, но непосредственно Патриарху Цареградскому. Став Митрополитом, он оставил Лавру в своем ведении. В Лавре Могила устроил в 1631 году высшее училище «для преподавания свободных наук на греческом, славянском и латинском языках», в которое влилось, после некоторого сопротивления, уже существовавшее в Киеве Братское училище, не такого высокого уровня, как новое Могилянское. Два задуманных Могилою колоссальных предприятия – издание исправленной славянской Библии и Житий Святых – смогли осуществиться только в следующем веке, но они осуществились именно благодаря усилиям Могилы и иных с ним в деле поднятия русского богословского образования. Этот иерарх вел блистательную антиуниатскую реконкисту. Многое говорит о нем как о православном «эллинофиле». В своем знаменитом Требнике Могила восстанавливал греческие молитвы и чинопоследования, отсутствовавшие в славянской традиции (например, молитву святителя Софрония Иерусалимского на Великое водоосвящение). Он включил – впервые в славянском мире – в Постную Триодь полный Синодик в Неделю Православия – один из самых значительных вероучительных документов Православной Церкви. К сожалению, после немногих киевских и московских изданий Синодик перестали помещать в Триоди – разумеется, по причинам практическим. Митрополит Петр перевел сборник проповедей патриарха-исихаста Каллиста I (Киев, 1637).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Asmus...

Духа (с 20-х гг. XVI в.), Львовским братством (в XVI в.), Луцким братством; частными типографиями иером. Павла (Домжива-Лютковича), Т. А. Вербицкого, С. Соболя. К сер. XVII в. крупнейшей сделалась типография Киево-Печерского мон-ря, основанная в 1616 г. архим. Елисеем (Плетенецким). Ее первым руководителем стал иером. Памва (Берында), а первыми изданиями были Часослов (1617), Служебник (1620), Постная Триодь (1627), переведенная с греческого и отредактированная архим. Елисеем. С 1627 г. в типографии печатались издания, подготовленные Петром (Могилой) , сначала архим. Киево-Печерского мон-ря, затем митр. Киевским. Литургическая деятельность свт. Петра (Могилы) . Книги, издававшиеся при Киевском митр. Петре (Могиле) (1633–1646), сверялись с греческими венецианскими изданиями. Сам митрополит принимал деятельное участие в преобразовании богослужения по греческому (а отчасти и по латинскому) образцу, в его богословских взглядах заметно сильное латинское влияние, проявившееся и в изданных им Служебниках (1629 и 1639) и Требнике (1646), которые пользовались в Юго-Зап. России вплоть до XX в. огромным влиянием. Требник, изданный типографией Киево-Печерского мон-ря в 1646 г., состоит из трех частей: в первой находятся чинопоследования таинств с дополнениями, во второй – чины различных освящений, в третьей – чины молебнов и молитв на разные случаи. Требник содержит 37 чинов, никогда до этого в богослужебных книгах православной Церкви не встречавшихся. Хотя сам митрополит утверждал, что они найдены им в различных греческих и славянских источниках, многие из них (чинопоследования освящения богослужебных облачений, колоколов и пр.) являются переработанными переводами латинского Rituale Romanum (Romae, 1615). Ок. 20 последований, не имевших аналогов ни в православных, ни в католических Требниках, вероятно, составлены самим митр. Петром. Помимо новых чинопоследований Требник 1646 г. содержит ряд статей, комментирующих таинства в категориях схоластического богословия: у каждого таинства выделены материя, форма, намерение (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Впервые «Православное исповедание...» было официально зачитано на Киевском Соборе 1640 г. Много споров на Соборе вызвал вопрос о форме Е. (в какое время и при каких словах совершается преложение), решавшийся в «Православном исповедании...» митр. Петра (Могилы) в католич. духе; за разъяснением этого вопроса было решено обратиться к К-польскому патриарху (см.: РИБ. Т. 4. С. 23-24, 35-38). Поэтому Собор постановил отправить послов в К-поль для рассмотрения соборных деяний и «Православного исповедания...». Следующее соборное обсуждение «Православного исповедания...» состоялось на Ясском Соборе 1642 г., созванном по инициативе митр. Петра (Могилы) господарем Молдо-Валахии Василием Лупу . Еще в декабре 1641 г. Лупу обратился к К-польскому патриарху Парфению I с вопросом о соответствии правосл. учению «Исповедания...» Кирилла Лукариса. В связи с этим запросом в мае 1642 г. патриарх Парфений созвал Собор, рукопись Деяний к-рого содержит 45 подписей епископов и клириков, в т. ч. митр. Петра (Могилы). Собор, рассмотрев «Исповедание...» Лукариса по главам, отверг его как исполненное ересей и чуждое правосл. веры и предал анафеме всех, кто почитает его за истинное и благочестивое. В частности, в Деяниях Собора говорилось: «Божественную же Е. [Лукарис] так разрывает (διαγνυσιν), что ничего другого ей не оставляет, как только простой образ (τπον ψιλν), как если бы мы еще поклонялись тени ветхого Закона. Ведь [Лукарис] не говорит, что видимый и вкушаемый хлеб после освящения есть истинное Тело Христово, но то, что хлеб и вино мыслятся духовно, или, лучше сказать, воображаются [Телом и Кровью] (τν νοομενον πνευματικς, μλλον επεν φανταζμενον). А это исполнено всякого нечестия» ( Καρμρης. 1968. Τ. 2. Σ. 578 - 581 Вскоре после завершения К-польского Собора 1642 г. его Деяния были доставлены в Яссы двумя патриаршими экзархами - Мелетием Сиригом (вероятно, он был основным автором текстов постановлений К-польских Соборов 1638 и 1642) и митр. Никейским Порфирием. На Ясском Соборе присутствовали многочисленные епископы и клирики Молдо-Валахии и 3 представителя К-польского патриарха от Киевской митрополии. В ходе работы Собора «Православное исповедание...» митр. Петра (Могилы) стараниями Мелетия Сирига было исправлено и дополнено - с целью удаления из него несоответствий учению православной Церкви, возникших под влиянием католич. богословия,- и переведено на новогреч. язык (подробно о К-польском и Ясском Соборах, а также о «Православном исповедании...» см.: Ibid. Σ. 575 - 592 Legrand. Bibl. hell. XVIIe. T. 4. P. 113-117; La Confession orthodoxe de Pierre Moghila, métropolite de Kiev (1633-1646)/Publ. A. Malvy, M. Viller. R., 1927. (OrChr.; T. 10. N 39)).

http://pravenc.ru/text/351651.html

ч. со светскими лицами. Известны послания на латыни об унии Церквей, к-рые были отправлены из Киева в Рим на рубеже 30-х и 40-х гг. XVII в., их авторами считают П. и Киселя. 22 дек. 1646 г. датировано «Духовное завещание» П., составленное на польск. языке. Л. В. Тимошенко Арх.: Ihcmumym рукопису Нац. б-ки Украïни iм. В. I. Вернадського. Ф. 312. Спр. 367/676 С. Соч.: Сказания Петра (Могилы) о чудесах и замечательных явлениях в Церкви православной//АрхЮЗР. 1887. Ч. 1. Т. 7. C. 49-132; ΛΙΘΩΣ. К., 1644 (То же//АрхЮЗР. 1893. Ч. 1. Т. 9); Собрание короткое науки о артикулах веры православно-кафолической. К., 1645 (То же// Голубев С. Т. Киевский митр. Петр (Могила) и его сподвижники. К., 1898. Т. 2. Прил. С. 358-487); Mowa duchowna przy lubie Janusza Radziwia... z Mari... córk Wasilia, woiewodi y hospodara Wooskiego. К., 1645; Духовное завещание//ПККДА. 18972. Т. 2. Отд. 1. С. 429-438; Катехизис... Opurihaл 1645 р./Перекл.: В. Шевчук, упор.: А. Жуковський. К.; П., 1996; Записки/Упор.: I. В. Жиленко. К., 2011; Przedmowy i dedykacje Piotra Mohyy/Oprac.: M. Melnyk, W. Pilipowicz. Olsztyn, 2014. Лит.: Голубев С. Т. Киевский митр. Петр (Могила) и его сподвижники: Опыт ист. исслед. К., 1883-1898. Т. 1-2; Крыжановский Е. М. О Требнике Киевского митр. Петра Могилы// Он же. Собр. соч. К., 1890. Т. 1. С. 87-165; он же. Повреждение церк. обрядности и религ. обычаев в южнорус. митрополии в период, предшествующий открытому введению в ней унии//Там же. С. 33-50; Прилуцкий В., свящ. Частное богослужение в Русской Церкви в XVI и 1-й пол. XVII в. К., 1912; Malvy A., Viller M. La Confession orthodoxe de Pierre de Mohila, métropolite de Kiev (1633-1646), approuvée par les patriarchs grecs de XVII s. R., 1927. (OrChr.; 10(39)); Шмурло Е. Ф. Римская курия на рус. правосл. Востоке в 1609-1654 гг. Прага, 1928; Wenger A. Les influences du Rituel de Paul V sur le Trebnik de Pierre Moghila//Mélanges en l " honneur de Mgr. Michel Andrieu. Strasbourg, 1956. P. 477-499; Жуковський А. Петро Могила й питання Церков.

http://pravenc.ru/text/2580094.html

Основным и наиболее влиятельным документом, отражающим точку зрения Лукариса, является его «Исповедание» (Confessio; греч. версия – 1633), где он признает только два таинства (Крещение и Евхаристию, как и Кальвин) и отвергает пресуществление. Для него реальное присутствие Тела и Крови Христовых существует только в духовном переживании верующих. Он требует причащения мирян от Святой Чаши. Одним из первых противников «Исповедания» Лукариса был униат Иоанн Матфей Кариофил (ок. 1566–1633) с его памфлетом «Осуждение «Исповедания»...» (Censura Confessionis, seu potius perfi ditae calviniense quae nomine Cyrilli patriarchae Constantinopolitani edita circumfertur; Рим, 1631). За ним идет православный автор Георгий Коресий (ок. 1566/1570 – после 1659/1660), который в различных (неизданных) сочинениях выступал против отрицания пресуществления и реального присутствия. Он полемизировал с протестантским проповедником А. Леже и приверженцем Кирилла Лукариса Феофилом Коридалевсом. Коресию вторил его друг Григорий Мирмегузианос (XVII в.). Феофил Коридалевс (ок. 1574–1646), преподаватель аристотелевской философии в патриаршей академии в Константинополе, выступил против «Исповедания» Кирилла Лукариса в проповеди по случаю интронизации патриарха Парфения I (1639) и осудил положительное отношение к «пресуществлению» митр. Петра Могилы , выраженное им в его «Православном исповедании». Трактат Феофила «О пресуществлении» (Πραγματεα περ μετουσισεως) утрачен. В целом Коридалевс отрицательно относился к использованию философских методов в богословии (то есть к схоластике). Многие богословы засвидетельствовали, что Коридалевс отрицал термин «пресуществление», и стали его оппонентами. Среди них: Георгий Коресий, Андрей Ставринос (Περ μετουσισεως κατ Κορυδαλο το καλβινολτρου λγοι δο; Рим, 1640), Мелетий Сириг, патриарх Иерусалимский Досифей II, Паисий Лигарид, Николай Комнин Пападопулос, Константинопольский патриарх Мефодий III. На позиции принятия пресуществления стоял также Неофит Родинос (ок. 1576/1577–1659), автор трактата «Свод божественных и священных догматов Церкви» (Σνοψις τν θεων κα ερν τς κκλησας δογμτων; Рим, 1628). Он отвергал чисто символическое и типологическое понимание Евхаристии и употреблял термины «пресуществление» (μετουσωσις) и «акциденции» (συμβεβηκτα). С его точки зрения, реальное присутствие воскресшего, то есть живого Сына Божия, следует изъяснять богословски и духовно. Особое внимание он уделял форме Евхаристии, то есть установительным словам Христа, со ссылками на свт. Иоанна Златоуста , свт. Василия Великого , свт. Кирилла Иерусалимского и свт. Григория Нисского . Эпиклеза, по его мнению, относится только к освященным Дарам и к их воздействию на причастника.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010