На этом фоне совершенно неожиданно прозвучало «Восточное исповедание христианской веры» (первоначальное латинское издание: Женева, 1629; исправленное латино-греческое издание: Женева 1633), написанное племянником Мелетия Пигаса, патриархом Александрийским и затем Константинопольским Кириллом Лукарисом († 1638) 18 , в котором его автор изложил учение о Таинствах, в целом согласное с кальвинистскими символическими книгами. «Исповедание...» Кирилла Лукариса было осуждено на целом ряде церковных Соборов XVII в. (Константинопольские 1638, 1642 и 1672 г., Иерусалимский 1672 г. 19 ). Ключевыми оппонентами Кирилла Лукариса стали протосинкел Константинопольской патриархии Мелетий Сириг († 1663) и патриарх Иерусалимский свт. Досифей II Нотара († 1707), первый из которых написал «Опровержение кальвинистских глав и вопросов Кирилла Лукариса» (Κατ τν καλβινικν κεφαλαων κα ρωτσεων Κυρλλου το Λουκρεως, ντησις, опубликовано в Бухаресте в 1690 г.) и ряд других небольших сочинений и проповедей, а второй составил «Исповедание православной веры», принятое на Иерусалимском Соборе 1672 г. и полностью следующее линии солидаризации – с определенными оговорками – с католической сакраментологией, восходящей к Иеремии II Траносу и, далее, к Геннадию Схоларию 20 . Еще один авторитетный вероучительный текст, созданный в качестве реакции на выступление Кирилла Лукариса, а также как ответ на католическую униатскую пропаганду в восточнославянских землях, – это «Православное исповедание веры кафолической и апостольской Восточной Церкви», написанное митрополитом Киевским Петром Могилой († 1646) и первым ректором Киевской Академии игуменом Исаией Козловским († 1651). Оно было изначально создано по-латыни и впервые провозглашено на Киевском Соборе 1640 года. Учение о Таинствах в «Православном исповедании...» излагалось еще ближе к католическому, чем в сочинениях греческих авторов того времени, поэтому оно вызвало критику и после перевода на греческий язык было исправлено Мелетием Сиригом. В исправленном виде «Православное исповедание...» было окончательно принято на Ясском Соборе 1642 года, а затем утверждено греческими патриархами на Константинопольском Соборе 1643 года. «Исповедание православной веры» патриарха Досифея Нотары, «Православное исповедание...» митрополита Петра Могилы , а также акты Константинопольского Собора 1691 года 21 стали основой официального учения Православной Церкви о Таинствах и доныне остаются ею: несмотря на критику некоторых положений этих исповеданий в ΧΙΧ и, особенно, ΧΧ в., вероучительные документы, отменяющие или исправляющие какие-либо положения перечисленных выше текстов в области сакраментологии, в Православной Церкви соборно не рассматривались и не принимались 22 . III. Вопросы литургики в Киеве и в Москве XVII века

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Так фактически и обстояло дело. «У наших старообрядцев, – пишет проф. Алмазов, – поновления служат дополнением к исповеди в собственном смысле – и не более. Правда, чтение их может заменять здесь и самую исповедь; но это допускается в крайне исключительном случае. Под последним разумеется тот, когда старообрядческий священнослужитель почему-либо – за недостаточностью времени, или за какими-либо другими, крайне вынуждающими обстоятельствами, – не может исповедать каждого кающегося в отдельности и путем вопрошаний. При подобных обстоятельствах, по принятой у современных старообрядцев практике, священнослужитель вслух всех таковых кающихся читает поновление, кающиеся повторяют его слово за словом и это заменяет им исповедь в собственном смысле» 264 . Касаясь практики древней Русской Церкви, мы остановимся на одном свидетельстве, которое показывает, что в XVII веке иногда практиковалась общая исповедь, состоявшая, по всей вероятности, в пропитывании духовником для всех исповедников только «поновления». Это свидетельство мы находим в книге митр. Петра Могилы (1633–1646 гг.), где читаем: «Поведаеши, – пишет он Кассиану Саковичу, – яко неции попы, многих к исповеданию припустившей в церкви, изряднее же юнот, чтоут им общое исповедание, и потом разрешают; и проч. тамо повествуеши. Отвещаем. Слышим и мы сия, ниже лестне; яко сице не точию с юнотпами, но и с старейшими униатския попы, тако в Литве, яко и инде изявши неких, на исповедании правятся. Оу нас же яко сего требники не описуют, тако и нигде же слышим сице деемо» 265 . Значит, в XVII в. общая исповедь кое-где производилась, хотя чина ее и не было в тогдашних требниках. Но в последующее время появился в печатном виде и чин общей исповеди, весьма искусно составленный 266 . Чин этот, однако, не был широко распространен, и вообще исповедь по нему церковною властью не поощрялась. Впервые общую исповедь стал часто применять известный о. Иоанн Кронштадтский . К нему со всей России стекались исповедники. Особенно в великом посту их собирались десятки тысяч. Исповедать каждого поодиночке не представлялось никакой возможности, а между тем каждый хотел пред о. Иоанном принести раскаяние и из его уст услышать разрешительную молитву. Принимая во внимание это, Св. Синод разрешил о. Иоанну совершать общую исповедь.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Подъем апологетической мысли в Зап. Руси в кон. XVI - 1-й пол. XVII в. (оказавший сильное воздействие и на московскую богословскую лит-ру XVII в.) был связан с борьбой против заключения и распространения церковной унии. Наиболее деятельным апологетом здесь выступил архим. Захария Копыстенский († 1626), прекрасно знавший святоотеческие творения и боровшийся как с протестантизмом, имевшим в то время большой успех на юго-западе Руси, так и с лат. унией (см. Брестская уния ). Его «Палинодия», написанная в ответ на книгу униатского архиеп. Л. Кревзы «Оборона унии», была ярким самостоятельным сочинением, раскрывавшим вост. понимание христ. единства. В круге свт. Петра (Могилы) , митр. Киевского (1633-1646), было создано соч. «Литос» (греч.- Камень). Оно появилось как ответ на книгу перешедшего в унию Кассиана Саковича , в 1-й части «Литоса» рассмотрены «непристойности» в изображении Саковичем таинств и др. богослужений; 2-я часть посвящена церковному уставу, в ней дана отповедь Саковичу, заявлявшему об абсурдности правосл. чинопоследования; 3-я часть отвечает на призыв Саковича к православным перейти в католичество. Архим. Иоанникий (Галятовский) , ректор Киевской коллегии (1658-1662; † 1688), писал не только против иезуитов и униатов («Беседа белоцерковская»; «О происхождении Святого Духа»; «Ответ» на книгу иезуита Скарги «Фундамент веры»), но и против мусульман («Алкоран разрушенный», «Лебедь») и иудеев («Мессия правдивый»). Во 2-й пол. XVII в. жизнь Церкви отмечена прежде всего реформами Патриарха Никона и старообрядческим расколом, породившим напряженную дискуссию. Появляется большое число противораскольнических произведений, очень неоднородных по содержанию и достоинству. Более значимые труды относятся к XVIII-XIX вв. В 1685 г. в Москве открылась Славяно-греко-латинская школа (с 1814 - Московская Духовная Академия ), положившая начало систематическому богословскому и светскому образованию в России. В XVII-XVIII вв. Церковь сталкивается с новыми для нее явлениями. В Россию в связи с реформами имп.

http://pravenc.ru/text/75696.html

В Требнике митр. Петра (Могилы) 1646 г. то же значение, что и последование «в различные литии», имеет последование «во общенуждии» (Ч. 3. С. 248-257). В качестве основы для этого последования свт. Петр, сделав новый перевод ( Прилуцкий. С. 317), использовал написанный Патриархом К-польским Филофеем Коккином (1353-1354, 1364-1376) молебный канон ко Господу «в общих напастех [или «в общей нужде»] и в бездождие, в глад и мятеж, в сопротивление ветром, и в нашествие иноплеменных и во всякое прошение» 6-го гласа с акростихом «Обща мольбы, Христе, Твоих раб приими», известный по мн. рукописям (напр., ГИМ. Син. греч. 349. Л. 12-14, XV-XVI вв.; ГИМ. Син. 307. Л. 240-243, нач. XV в.; ГИМ. Син. 468. Л. 97об.- 104, 1457 г.) и старопечатным книгам (московские Потребники 1625 г. Л. 1 (по третьему счету), 1633 и 1636 гг. Л. 437об.; Потребник 1639 г. Л. 319об.). Бездождие (Засуха). Большой Требник содержит следующие тексты на случай бездождия (Л. 197 об.- 205): а) чтения (прокимен 4-го гласа «      » (Пс 64. 11, 13), Апостол (Иак 5. 7-9, 17-18), аллилуиарий из Пс 64 и составное Евангелие (Мф 16. 1-3; Лк 4. 25-27; Ин 6. 30-33); б) канон «к человеколюбцу Господу в бездождие» (акростих «          »), по каждой песни к-рого предписана обычная молебная катавасия (в рукописных Требниках приводятся также припевы к тропарям канона: «Господи, услыши молитву раб Твоих» и «Аз рех, Господи»); в) сугубую ектению с особыми прошениями, заключаемую литийными прошением и молитвой «      »; г) 7 молитв во время бездождия, надписанных именем «Патриарха Каллиста». «Молебен во время засухи». Худож. Г. Г. Мясоедов. 1880 г. (ОМИИ) «Молебен во время засухи». Худож. Г. Г. Мясоедов. 1880 г. (ОМИИ) Чтения последования бездождия, древний элемент визант. традиции, указываются уже в Типиконе Великой ц. IX-X вв. ( Mateos. Typicon. T. 2. P. 192-193). Кроме канона, иногда атрибутировавшегося прп. Андрею Критскому (Sinait. gr. 978. Fol. 230, XVI в.- Дмитриевский. Описание. Т. 2. С. 863), существовали и др. (Там же. С. 765), по крайней мере 2 из них составлены Патриархом К-польским Филофеем: акростишный ко Пресв. Богородице (нач.: «В печалех, Владычице, помощницу, избавление в бедах» - ГИМ. Син. греч. 349. Л. 14-16, 58-60, XV-XVI вв.; ГИМ. Син. 468. Л. 149об.- 155, 1457 г.; печатный Требник Стрятин, 1606 г. Л. 424) и канон ко «Господу и Пречистей Его Матери» (нач.: «Отверзаеши десницу долготерпеливу» - ГИМ. Син. 468. Л. 140об.- 145, 1457 г.). По рукописям известен также анонимный канон при бездождии 8-го гласа (нач.: «Неизреченными судьбами словесый промыслом» - Прилуцкий. С. 326).

http://pravenc.ru/text/77782.html

Среди немногочисленных работ зарубежных историков, посвященных истории Русской Церкви XX столетия, самый солидный труд принадлежит И. Хризостомосу (Chrysostomos I. Kirchengeschichte Ruslands der neuesten Zeit. Mu..nchen; Salzburg, 1963–1968. 3 Bde). Недостаток этого исследования – в его тенденциозности, апологетическом отношении к церковным течениям, оппозиционным по отношению к Патриархии. В этом оно сближается с работами русских эмигрантов карловацкой ориентации. Вполне беспристрастную и объективную позицию в оценке событий русской церковной истории XX в. обнаруживают такие зарубежные авторы, как Г.-Д. Депман (Do..pmann D. Die Russische Orthodoxe Kirche in Geschichte und Gegenwart. B., 1977), И. Кёртис (Curtiss I. The Russian Church and the Soviet State. 1917–1950. Boston, 1953). Материалы и исследования по новейшей русской церковной истории регулярно публикуются московским издательством «Крутицкое Патриаршее подворье» в серии «Материалы по истории Церкви» (выходят с 1992 г.), а также в периодическом сборнике ИРИ РАН « Церковь в истории России» (с 1998 г.). Зарубежные центры изучения РПЦ. В Западной Европе после революции 1917 г. начали возникать научные центры по изучению Православия, в том числе и истории Русской Церкви. Наиболее известным и влиятельным продолжает оставаться основанный в 1917 г. папский Восточный институт (Pontificio Istituto Orientale), объединивший вокруг своих исследовательских программ международные католические научные силы. С 1923 г. Восточный институт начал издавать серию Orientalia Christiana, которая, достигнув к 1934 г. 100 томов, была преобразована в два издания: Orientalia Christiana Periodica – научный журнал, выходящий два раза в год, и Orientalia Christiana Analecta – серию монографий, насчитывающую к концу 90-х гг. около 300 томов. В этой серии был опубликован ряд значительных для истории Русской Церкви документов и исследований, в том числе первое издание латинского текста «Исповедания веры» митрополита Петра (Могилы) (Malvy A., Viller M. La Confession Orthodoxe de Pierre Moghila, de Kiev (1633–1646): Text latin inedit. Roma, 1927. (Orientalia christiana; 10), ряд работ по истории русского богословия и т. д. История института и анализ его научной деятельности содержатся в материалах конференции, посвященной 75-летию этого учреждения (Il 75-o anniversario del Pontificio Istituto Orientale. Roma, 1994. Orientalia christiana analecta; 244). С 1925 г. в бенедиктинском монастыре Шевтонь (Chevetogne, Бельгия) действует экуменический центр, издающий журнал публикующий статьи по истории Русской Церкви. В 30-х гг. ХХ в. по инициативе папы Пия XI в бенедиктинском монастыре Нидеральтайх в Баварии была создана так называемая Византийская капелла, активно изучающая и русскую церковную жизнь. Список сокращений

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Одновременно с братским Богоявленским созидался в Могилеве и другой монастырь. По ходатайству митрополита Петра Могилы король дал ему грамоту (18 апреля 1636 г.), которою дозволялось построить в Могилеве церковь святого Николая на пляцах, пожертвованных мещанами Гривлянскими, поселить при ней для совершения богослужения чернецов и священников и беспрепятственно заводить монастырь, с тем чтобы монастырь этот находился под властию Могилевского епископа Сильвестра Коссова. Монастырь действительно мало-помалу образовался и устроился, но только не мужеский, а женский и приобрел себе некоторые новые земельные владения. И потому в 1646 г. Коссов просил короля утвердить своею грамотою новоустроившийся женский монастырь, а вместе и все его владения. Король 6 сентября исполнил просьбу епископа . Вероятно, в 1644 г., если не прежде, Коссову дан был коадъютор — номинальный епископ Иосиф Горбацкий, игумен киево-михайловский, который и назывался «епископом Белорусским», хотя и не имел еще епископского посвящения и продолжал быть только игуменом, подобно тому как был коадъютор и у Луцкого епископа Афанасия Пузины . Даже в Полоцке и Витебске, где обещал король униатам не допускать православных церквей и куда запретил он въезд православному епископу, православные находили возможность бороться против унии и отстаивать свои права. Все паны обыватели (т. е. дворяне) воеводства Полоцкого единодушно упрашивали короля, чтобы он дозволил соорудить в Полоцке братскую православную церковь с монастырем во имя Богоявления, и король дозволил грамотою от 17 июля 1633 г. Церковь и монастырь были в Полоцке построены на шляхетской земле, пожертвованной для того паном Севастианом Мирским, брацлавским земским судьею. В 1639 г. на эту братскую полоцкую церковь виленский купец Павел Коссобуцкий пожертвовал восемьсот злотых и потом завещал еще двести злотых, да на госпиталь при ней сто злотых. Существование этой церкви и монастыря не давало покоя униатскому Полоцкому архиепископу Селяве. Он всячески старался вредить им и то чрез своих слуг и певчих, то чрез наемных людей постоянно причинял большие неприятности православному монастырю и живущим в нем, вследствие чего игумен монастыря с благословения Могилевского епископа Коссова то и дело подавал жалобы в разные управы.

http://sedmitza.ru/lib/text/436146/

Лит.: [Б. а.] О Книге: Большой Катехизис//ПС. 1855. [Печ.: 1857]. [Отд. 4]. С. 105-153, 238-279; 1856. С. 305-348; [Отд. 4]. С. 399-430; Барсов Н. И. Критика сочинений Филарета (Дроздова), митр. Московского, в 30-х гг.: (Мат-лы для истории правосл. богословия)//ХЧ. 1881. N 11/12. С. 763-791; Груздев Б. Катехизисы русские//ПБЭ. Т. 9. Стб. 203-218; Ильинский Ф. М. Большой Катехизис Лаврентия Зизания. К., 1899 (отд. отт.: ТКДА. 1898-1899); Viller M. Une infiltration latine dans la théologie orthodoxe: La Confession orthodoxe attribuée à Pierre Mogila et le catéchisme de Canisius//RechSR. 1912. Vol. 2. P. 159-168; Malvy A., Viller M. La Confession orthodoxe de Pierre Moghila, métropolite de Kiev (1633-1646). R., 1927. (OrChr; 10. 39); Jugie M. La Confession orthodoxe de Pierre Moghila à propos d " une publication récente//EO. 1929. Vol. 28. P. 414-430; Елевферий [Богоявленский], митр. Об искуплении: Письма митр. Антонию (Храповицкому) в связи с его сочинениями: «Догмат искупления» и «Опыт христианского православного катихизиса». П., 1937; Флоровский. Пути русского богословия. 1937; Καρμρης Ι. Τ δογματικ κα συμβολικ μνημεα τς Ορθοδξου Καθολικς Εκκλησας. Αθναι, 19602. T. 1; Graz, 19682. T. 2; Rozemand K. Notes marginales de Cyrille Lucar dans un exemplaire du Grand Catéchisme de Bellarmin. La Haye, 1963. (Kerkhistorische studien; 11); Горбач О. Три ykpaïhcьki npabocлabhi катихизми 17-го biky//Npaцi Богословського факультету Украïнського Католицького Yhibepcumemy iм. св. Климента Папи. Рим, 1990. Т. 71. С. 1-185; Турилов А. А. Памятники южнослав. книжности в составе рус. библиотек кон. XV-XVII вв.: (По мат-лам древнерус. библиографии)//ССл. 1977. 1. С. 67-82; Hauptmann P. Die Katechismen der russisch-orthodoxen Kirche: Entstehungsgeschichte und Lehrgehalt. Gött., 1971; idem. Katechismus III. Orthodoxe Kirche//TRE. 1988. Bd. 17. S. 736-738; Peters A. Die theologische Konzeption des Kleinen Katechismus//Wissenschaft und Praxis in Kirche und Gesellschaft. 1984. Bd. 73. S. 340-353; Асмус В., прот. К оценке богословия святителя Петра Могилы, митрополита Киевского//БСб. 2002. Вып. 10. С. 224-241; Живов В. Из церковной истории времен Петра Великого: Исслед. и мат-лы. М., 2004. С. 7-34; Корзо М. А. Украинская и белорусская катехетическая традиция кон. XVI-XVIII вв.: Становление, эволюция и проблема заимствований. М., 2007; Скурат Н., свящ. Сравнительное рассмотрение катехизисов моск. архипастырей митр. Платона (Левшина) и свт. Филарета (Дроздова)//Платоновские чт. (1 дек. 2009): Сб. мат-лов. М., 2010. С. 38-43.

http://pravenc.ru/text/1683893.html

Этот подъем происходил в условиях усиления борьбы с многими нравственными недостатками во внутренней жизни, различными недостатками чисто церковной жизни, в том числе богослужебной практики, усиления свидетельства православия и Западу, и греческому Востоку, дальнейшего бурного развития книгопечатания, консолидации в Москве наиболее активных сил Церкви, усиления работы богословской мысли, попыток наладить школьное богословское образование. Окружное послание патриарха Иосифа перед Великим постом 1646 года о благочестном соблюдении поста всеми (и прежде всего духовенством), указ царя 1647 года о запрещении работ в воскресные и праздничные дни и об ограничении в эти дни торговли, открытие мощей до этого прославленных святых преп. Александра Свирского (1643 год), благоверного князя Георгия Всеволодовича (1645 год), Кирилла Новоезерского (1648 год), Анны Кашинской (1649 год), Саввы Сторожевского (19 января 1652 года), перенесение мощей патриарха Ермогена, патриарха Иова и митрополита Филиппа Московского в Успенский собор Кремля (1652 год) – все это должно было служить подъему веры в народе. Народному и богословскому образованию способствовало книгоиздательство. При патриархе Иосифе издано было 36 наименований книг (из них большинство по нескольку раз), то есть больше, чем при Иоасафе I. При этом были изданы такие книги, каких раньше у нас в типографиях вообще не печатали, и некоторые совсем новые сочинения. Таковы «Грамматика» М. Смотрицкого, жития ряда русских святых (часто со службами им), святоотеческие творения и аскетические сочинения древних подвижников благочестия, апологетические и полемические сочинения («Кириллова книга» и «Книга о вере» – обе составлены киевскими учеными и переведены на славянский), наконец, Катехизис Петра Могилы 29 . В книгоиздательстве теперь трудится уже довольно обширный круг справщиков во главе с известным нам ключарем Успенского собора Иваном Наседкой (с 1650 года – иеромонах Иосиф), который возглавлял и богословские прения с королевичем Вольдемаром и пастором М.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В XVII в., с эпохи свт. Петра (Могилы ; 1633-1646), митр. Киевского, повышенное внимание уделялось агиографии в украинско-белорус. лит-ре, этот жанр переживал расцвет. Активизация развития Ж. л. в Западнорусской митрополии стала следствием усиления антиуниат. и антипротестант. полемики. В защиту Православия от обвинений в безблагодатности и еретичестве в 30-х гг. XVII в. был составлен ряд произведений на польск. языке: новая редакция Киево-Печерского патерика Сильвестра (Коссова) , «Тератургима» Афанасия (Кальнофойского) , в к-рой повествуется о чудесах от иконы Божией Матери и от мощей святых в Киево-Печерском мон-ре, «Сказание о чудесах» (Parergon cudów) от Купятицкой иконы Божией Матери Илариона (Денисовича) (1638). В сер. XVII в. появилась редакция Киево-Печерского патерика, принадлежащая перу архим. Иосифа (Тризны) , в 1661 г. в Киеве вышло 1-е издание Патерика. В 1665 г. во Львове был издан свод кратких сказаний о чудесах Пресв. Богородицы и о Ее чудотворных иконах «Небо новое с новыми звездами» Иоанникия (Галятовского) . В 1670-1700 гг. неск. раз издавалось Житие равноап. кн. Владимира, «выбранное из Летописца русского». В 1677 г. в Киеве была издана Служба Казанской Божией Матери. К кон. XVII в. были созданы повести о находившихся в Киеве мощах вмц. Варвары и о прав. кнж. Иулиании Ольшанской . В Белоруссии и на Украине имели хождение рукописные сборники переводов житий с лат. и польск. языков на «просту мову». Систематизация восточнослав. Ж. л. в печатном издании была осуществлена Черниговским архиеп. Лазарем (Барановичем) , издавшим в Киеве в 1670 г. на польск. языке «ywoty witych», где сведения о святых излагались в т. ч. и виршами. Это издание стало предшественником Миней-Четьих свт. Димитрия Ростовского, работа над к-рыми началась по благословению архиеп. Лазаря. А. А. Романова, С. А. Семячко, Э. П. Р. 3. XVIII - нач. XX в. 3. XVIII - нач. XX в. В XVIII в. развитие рус. Ж. л. замедлилось, новые тексты почти не создавались. Наиболее значимые из появившихся в этом столетии агиографических сочинений - Житие свт. Димитрия Ростовского, составленное в 1757 г. и впосл. перерабатывавшееся, и написанные в 60-х гг. архимандритом Жёлтикова мон-ря и ректором тверской ДС Макарием (Петровичем) Жития Тверских святых - свт. Арсения и блгв. кн. Михаила Ярославича. Агиографические сочинения архим. Макария, сохраняя все признаки средневек. житийного текста, отражали идеи эпохи Просвещения (учение, долг, служение, польза), содержали образы и символы эпохи барокко. В работе над текстами архим. Макарий стремился как можно полнее передать источники. Так, при создании Жития блгв. кн. Михаила Ярославича была использована не только одна из предшествующих редакций Жития, но и Повесть о тверском Отроче мон-ре и Житие блгв. кнг. Анны Кашинской (на тот момент находившееся под запретом).

http://pravenc.ru/text/182317.html

XXIII. Библиотеки Соловецкого монастыря при Казанской Духовной Академии : 53, 151 и 163 – Евангелия (все – XVI в.); 610 (XVII в.) – Слова Златоуста о священстве; 747 (XVII в.) – Требник 14 . Из печатных же церковно-практических и богослужебных изданий, при составлении предлагаемого труда у нас были: А ) Греческие: Евхологии ed. Benet, – 1558 г. (в библ. Barberini), 1560 г., 1566 г., 1589 г., 1602 г.. 1613 г., 1622 г , 1632 г., 1642 г., 1638 г., 1648 г., 1666 г., 1684 г., 1692 г, 1839 г., 1851 г , 1854 г. и 1885 г.; Κωνσταντινουπ. – 1803 г. и Roma – 1754 г. γασματριον – ed. Benet. –1847 г., 1863 г. и 1887 г.; πσκεψις Πνευματικο πρς σθεν. Ed. 2. Benet 1781 г.; μετανον διδασκμενος. μμανουλ Ρωμανιτο το Κριτς. Benet. 1742; Его же, ibid. πνευματικς διδασκμενος; ξομολογητριον τοι βιβλον ψυχωφελστατον, περιχον διδασκαλαν σντομον πρς τν πνευματικν... Συνερανισθν κ διαφρον διδασκλων... παρ το διδασκλου Νικοδμου. Benet. 1885 г.; Δανιλ Τεωργοπολος. ερα νθολογα περιχουσα ρμηνεαν πι τς τελετς τν πτ μυστηρων τς ρθοδξου κκλησας, Ed. 4, θν. 1880 и некот. др. Б ) Юго-славянские западно-славянские: Евхологии: Венеция – 1540 и 1570 гг., Милешев – 1545 г.; Требники: Стрятин – 1606 г , Долгополье – 1635 г., Бузео – 1701 г.; Львов – 1720 г., 1719 г., 1695 г. 1681 г., 1668 г., 1644 г. и 1645 г. и В ) Русские: Законоправильник – Киев – 1620 г., 1624 г. и 1629 г.; Львов – 1646 г; Требники: Москва – 1867 г. (Малый) 1863 (М.) г., 1857 г. (М.), 1842 г. (Большой), 1817 г. (Б.), 1808 г. (М.), 1800 г. (Б.), 1743 г. (М.), 1725 г. (М.), 1708 г. (М.), 1704 г. (М.), 1688 г. (М.), 1687 г. (М), 1677 г., 1662 г., 1658 г., 1651 г., 1647 г., 1642 г. (изд. Бурцева), 1639 г. (мирской и иноческий), 1636 г., 1633 г., 1625 г. и 1623 г.; Киев – 1875 г. (Б), 1873 г. (Б.), 1846 г. (М.), 1836 г. (М), 1808 г. (М.), 1805 г. (Б.), 1754 г. (М.), 1681 г., 1676 г., 1652 г. и 1646 г. (митр. Петра Могилы) ; С.-Петербург – 1866 г. (М.); Острог – 1606 г.; Вильно – 1807 г., 1697 г , 1638 г., 1628 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010