После падения Константинополя Вселенский патриарх с согласия султана постепенно подчинил себе другие автокефальные церкви Балканского полуострова. Иерусалимская, Александрийская и Антиохийская церкви сохранились, но попали в полную зависимость от Константинополя. К управлению этими территориями привлекались фанариоты. Особенно большую роль они играли в управлении Дунайскими княжествами. Подчас игемоны-фанариоты приносили народам Балканского полуострова большую пользу: основывали школы, библиотеки, типографии, издавали законы и следили за их исполнением и особое внимание уделяли сохранению православной веры – строили монастыри и храмы, распространяли святоотеческую литературу. Печально, но коррупция и взяточничество, процветавшие при турецком дворе, проникли и в церковь . Дело дошло до того, что в правление патриарха Иеремии II борьба с симонией стала главной задачей лучших представителей церкви. По словам Н. Мак-Лиз, «высокого положения могли добиться лишь те, у кого за спиной стояли богатые покровители, поскольку султаны требовали от каждого нового епископа и патриарха солидную плату за власть в церкви. Среди тех, кому удавалось взойти на патриарший престол, были, конечно, и искренние и благочестивые люди, но в целом атмосфера тех времен способствовала проявлению менее благородных качеств. Патриархи оставались на престоле от силы несколько лет, пока более богатый претендент не предложит свои условия султану (чья казна вечно нуждалась в пополнении), после чего прежнего патриарха смещали с престола и заменяли новым». Частая смена патриархов была в интересах султана: это не только приносило доход, но и вынуждало нового ставленника радеть о сохранении хороших отношений с Портой. За 100 лет (1595–1695 гг.) патриархи менялись на престоле 61 раз, но многие были восстановлены после низложения, так что число патриархов составило 31, а некоторые из них были на престоле всего несколько дней. Риск, связанный с патриаршеством, был очень высок: 4 патриарха в XVII в. – Кирилл I (1620–1623, 1623–1633, 1633–1634, 1634–1635 и 1637–1638), Парфений II (1644–1646 и 1648–1651), Парфений III (1656–1657) и Гавриил II (1657) – были казнены по подозрению в государственной измене.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В богословии Уитгифт придерживался кальвинистской идеи о двойном предопределении, нашедшей отражение в его Ламбетских статьях (1595). В конце его епископства конвокация духовенства провинции К. приняла новый Кодекс канонов Церкви Англии (действовал до 1964). Ворота во внутренний двор кафедрального собора в Кентербери. Ок. 1517 г. Ворота во внутренний двор кафедрального собора в Кентербери. Ок. 1517 г. В правление кор. Елизаветы I К. стал важным центром торговли шерстяными тканями, производство которых занимало одно из первых мест в региональной экономике. Во 2-й пол. XVII в. в К. появилась большая община гугенотов , бежавших от религиозных преследований из Франции и Юж. (Испанских) Нидерландов (о переселенцах упом. с 1567). Среди них было много ремесленников-ткачей - вскоре К. стал крупнейшим английским центром производства изделий из шелка. Королева предоставила им для отправления богослужений крипту под собором. В 1676 г. в соответствии с грамотой кор. Карла II Стюарта корпорация ткачей получила офиц. статус. Новая волна эмиграции из Франции последовала 100 лет спустя, после отмены Нантского эдикта (1685). Антипуританскую политику Уитгифта продолжили его преемники на Кентерберийской архиепископской кафедре Р. Бэнкрофт (1604-1610), Дж. Эббот (1611-1633) и У. Лод (1633-1645), видный богослов-арминианин и сторонник восстановления дореформационных церковных обрядов. Политические идеи (представление о «божественном праве короля») и богослужебные реформы архиеп. Лода вызвали оппозицию в Англии и особенно в Шотландии. В 1640 г. т. н. Долгий парламент подверг архиепископа процедуре импичмента; Лод был арестован и после неск. лет заключения казнен (1645). В ходе гражданской войны К. был оккупирован войсками парламента (1642), которые разграбили собор, уничтожили и расхитили витражи, сакральные изображения и др. элементы церковного убранства, восстановленные при Лоде. Однако в городе и в окрестностях мн. жители оставались сторонниками короля и епископальной церкви. В дек. 1647 г. попытка мэра К., рьяного пуританина, запретить празднование Рождества вызвала массовые беспорядки. Весной следующего года в графстве Кент началось восстание роялистов, подавленное после победы парламентской армии в битве при Мейдстоне (1 июня 1648). В результате победы парламентской партии и реформ в Церкви Англии в пресвитерианском духе был принят ордонанс о ликвидации архиеп-ств и еп-ств (1646), кафедра К. оставалась вакантной.

http://pravenc.ru/text/1684195.html

Оков (кадь) – мера обьема зерна, применялась в России в XVI–XVII вв. Название «оков» происходит от металлического обруча, которым кадка была стянута сверху. Тесница – тонкая доска, вытесанная топором. Волконские князья: Яков Петрович († 1677 г.), стольник с 1636 г., дворянин московский в 1646–1668 гг.; Михаил Петрович († 1684 г.), стольник в 1650–1671 гг.; Семен Петрович, стольник в 1660/61–1671 гг. Петр Андреевич Глазун Волконский, в иночестве Паисий († 1642/43 г.), князь, выборный по Костроме в 1612/13–1616, московский дворянин в 1616–1642/43 гг. Кормовое поминовение по нему («корм большой») совершалось 12 января и 24 августа (Архив РАН. Ф. 620. Оп. 1. Д. 165. С. 20, 49). Федор Матвеев Луковников, жилец суконной сотни. Петр Иванович Панов, выборный дворянин по Костроме в 1626–1630/31 гг. Как следует из записи в кормовой книге, Второй Озеров носил имя Авраамий и кормовое поминовение по нему совершалось 17 сентября (Архив РАН. Ф. 620. Оп. 1. Д. 165. С. 3). Федот (Федор) Иванович Горбов, член гостиной сотни, в 1635/36 г. товарищ таможенного головы в Архангельске и Холмогорах. Кормовое поминовение младенца Федора Михайловича Салтыкова совершалось 5 марта (Архив РАН. Ф. 620. Оп. 1. Д. 165. С. 29). Федор Беляницын Зюзин, московский дворянин в 1618/19–1645 гг. Владимир Беляницын Зюзин, московский дворянин в 1631–1645 гг. Иван Захарьевич Кутузов († 1633 г.), выборный дворянин по Костроме в 1598/99–1611/12 гг., московский дворянин в 1618–1631 гг. Кормовое поминовение по нему («на братию корм большей») совершалось 7 сентября и 13 января, по его жене Варваре 4 декабря и 29 марта (Архив РАН. Ф. 620. Оп. 1. Д. 165. С. 1, 14, 21, 31). Моисей Иванович Панов, выборный дворянин по Костроме в 1626–1630/31 гг. Стефан Иванович Панов († 1631 г.). Петр Васильевич Волынский († 1631/32 г.), князь, московский дворянин. Известны дворяне Василий и Юрий Петровичи Деглины, служившие по Костроме в 1630-х гг. Ферапонт, игумен Богоявленского монастыря в 1633—1637 гг. Кормовое поминовение по нему и его родителям совершалось 11 января (Архив РАН. Ф. 620. Оп. 1. Д. 165. С. 20).

http://sedmitza.ru/lib/text/10253480/

У Брека 138. ЕВФИМИЙ ХИОСЕЦ. 1633–1648 13 лет и 10 месяцев. У Брока 139. Δοσιθου στορα περ τς πισκοπς το Σιν. χειρογρ. βιβλ. 3, κεφαλ. 2: ργιστικν γρμμα υθυμου πατριρχου ντιοχεας, σταλν τος Σιναταις κατ τ 1646 τος τ 20 ουλου μηνς· «Θεοφιλστατος ρχιεπσκοπος κυρ ωασφ το γου ρους Σιν κα Ραθο δωκεν Σιναταις θλημα ν πγωσιν ες Κωνσταντινοπολιν, γυρεοντες ξουσαν λειτουργεν ες τ μετχιον, πο νν κθονται, λλ’δν μπρεσαν ν κμνουν τποτες. Το ατο γρμμα κατ τ 1647 τος πρς τν πατριρχην λεξανδρεας ωαννκιον – ρζομεν τν πσκοπον το Σιν ωσαφ σν τος ατο τρελοπαπσιν τελε καθαιρσει καθυποβαλλμενον»... 129. МАКАРИЙ. С 21 октября 1648 г. по 1672 г. ранее июля. 24 года. 4 месяца и 1 день. Le Quien. – У Брека 140. Москвитянин. 1844 г. VI. 11. Статья: Антиох. Церковь . Записки археологического общества VIII. стр. 10. – «При Алексии Михайловиче дважды приезжал в Москву антиохийский патриарх Макарий: в первый раз в 1655 году, и тогда от царя получил серебряный кубок с кровлею в 8 гривен и в 47 золотников, несколько портищ бархату, атлас, две камки, три сорока соболей, в том числе сороко в 100 рублей, а два сорока по 50 руб., да денег 200 рублей. В другой раз он уже приглашен был в Москву для суда над Никоном, и пробыл здесь с конца 1666 года до половины 1668. В этот раз Макарий получил от царя дары на 8000 тогдашних рублей. – В 1653 году патриарх Макарий приехал в Россию. Путь его в Москву направлялся из Молдавии по губерниям Подольской и Киевской. В Богуславе и Чигирине принимал и угощал его знаменитый гетман Богдан Хмельницкий. (Путешеств. антиох. патр. Макария на араб. языке в моей библиотеке). – В 1633 году царь Алексей Михайлович посылал ко всем восточным патриархам грамоты с требованием их решения о пределах царской и патриаршей власти и о поступках Никона, не называя его по имени. Были написаны 25 вопросов на греческом языке и отправлены на восток с греком диаконом Мелетием. На все эти вопросы даны были там ответы, подписанные четырьмя патриархами, Константинопольским, Александрийским, Антиохийским Макарием и Иерусалимским, и многими иерархами, и в том же году присланы в Москву. Никон сочинил пространное возражение на эти ответы. Наконец для блага нашей церкви и нашего государства решено было призвать в Москву восточных патриархов для соборного суда над Никоном и разграничения пределов власти патриаршей и царской. Владыки, Константинопольский и Иерусалимский, отказались от сего приглашения, извиняясь опасностями от турков. А Александрийский Паисий и Антиох. Макарий с вышепомянутым диаконом Мелетием отправились из Сирии и, посетив Тифлис, прибыли в Астрахань, а отсюда по Волге направились в Москву. Ο πατριρχαι μβντες ες πλοον, κα φντες ριστερ ττε Κερυνια ρη κα τν πλιν Τρκην, κα τ τν περ τν Μαιτην Οννων νατολικ πεδα, πγασιν ες στραχνην πλιν ξιλογον Μοσχοβας. (Δοσιθου στορα τς το Σιν πισκοπς βιβλ. γ´. κεφ. γ´.).

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

В святцах с летописью 1646-го и 1648-го годов святые в обоих одни и те же. Сентябрь 5 . Убиение кн. Глеба Владимировича. Есть в уставе 1610 г. и в святцах с летописью, в остальных нет. 7 . Преставление Иоанна, архиепископа Новгородского. Есть во всех. 9 . Преставление преп. Иосифа Волоколамского. Есть в святцах с летописью, в остальных ни в которых нет. 16 . Преставление митр. Киприана. Есть в святцах с летописью, в остальных ни в которых нет. 19 . Память князя Смоленского и Ярославского Феодора (день преставления) и сыновей его Давида и Константина. Есть во всех. 20 . Страдание мучеников князя Михаила Черниговского и боярина его Феодора. Есть во всех. 25 . Преставление преп. Сергия Радонежского. Есть во всех. 27 . Преставление преп. Савватия Соловецкого. Есть во всех. 30 . Преставление преп. Григория Пелыцемского. Нет в служебнике 1602 г., есть в остальных во всех. Октябрь 1 . Память преп. Саввы Вишерского. Нет в служебнике 1602 г. ,  есть в остальных во всех. 4 . Обретение мощей Гурия, архиепископа Казанского, и Варсонофия, епископа Тверского. Есть в уставе 1610 г., в уставах 1633 г., в уставе 1641 г. и в святцах с летописью; нет в служебнике 1602 г. и в уставе Успенского собора. 5 . Трех святителей Московских: Петра, Алексия и Ионы. Нет в служебнике 1602 г., есть в остальных во всех. 19 . Рождение царевича Димитрия. Есть в уставе Успенского собора, в остальных ни в которых нет. 23 . Перенесение мощей преп. Иакова Боровицкого. Нет в служебнике 1602 г. и в уставе Успенск. собора, в остальных есть. 29 . Преставление преп. Аврамия Ростовского. Есть во всех. Ноябрь 5 . Преставление Ионы, архиепископа Новгородского. Нет в служебнике 1602 г., во всех остальных есть. 6 . Преставление преп. Варлаама Хутынского. Есть во всех. 11 . Преставление Максима, юродивого Московского. Есть в служебнике 1602 г., в уставе 1610 г., в уставе Успенского собора, в уставе 1(541 г. и в святцах с летописью; нет в уставах 1633 г. 17 . Преставление преп. Никона Радонежского. Есть во всех. 22 . Убиение вел.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

На день памяти свв. Бориса и Глеба положены чтения из истории их мученической кончины, под заглавием: От Бытья чтенье. Первое чтение нач. Братья, в бедах пособии бывайте. Сего ради рожаеться муж безумен в свет зол. Второе: Слышав Ярослав, яко отец его умре, а Святополк сел в Киеве. Третье: Стенам твоим, Вышегороде, устроих стража весь день и всю нощь. Сии чтения (напечатанные в Полном Собрании русс. летоп. в приложении к т. 1 стр. 252–254) полагались в службе свв. Борису и Глебу до XVII века, впрочем, в XV и XVI в. в некоторых церквах возглашались паремии и из свящ. Писания, как увидим далее. 5. (1998.) Евангелие (апракос), расположенное по дням, начиная с пасхи, устав. в два столбца, XIV века, в лист, 164 листа, заглавная заставка фигурная. Содержит: л. 1. Чтения от пасхи до великого поста на все дни, – те же, какие назначены и ныне. л. 122 об. Чтения на субботние и воскресные дни св. четыредесятницы и на все дни страстной седмицы. В неделю 1-ю поста вместо воспоминания Православия положена память св. Пророк Моисея и Арона и прочих, а в великий пяток вечернее евангелие положено на литургии. л. 155 об. Одинадцать евангелий воскресных утренних и чтения по месяцеслову. Из последних, за утратою листов, остаются за сентябрь до 20 числа, ноябрь с 10 до декабря 21 и января в неделю пред Просвещением 6 и 7 числа. В заглавии сентября 10 сказано: Поклоненье честному древу. Отдел II. Толкование Св. Писания 6. (2031.) Апокалипсис толковый Андрея кесарийского , полууст. небрежный, в скоропись переходящий, XV века, в осьмую долю, 120 листов. л. 1 об. Главы явленые еже в Патме Апокалибеи Иоану евагелисту. Число глав, показанное на поле, при переплете отрезано. л. 5. Заглавие предисловия толкователя: Святого Андрея архиепископа Кесарии каподокыйскыя. С обор. л. 7 начинается самый текст с толкованием после каждого стиха. л. 118. Мелкие отрывки духовного содержания, без начала и конца; к книге не относятся. По листам внизу: Лета 7173 (1665) дал в дом Живоначалные Троицы в Сергиев монастырь сию книгу Апокалипсис келарь старец Симон Азарьин во веки неотъемлемо никому. Симон Азарьин, любознательный старец, в мире Савва Леоньтев, прозвище Булат, в 1624 г. пострижен в монашество, в 1630–1633 был строителем Алатырского монастыря, в 1634–1646 казначеем, в 1646–1653 гг. келарем Т. Сергиева монастыря; скончался схимонахом, кажется, в 1665 году. Отдел III. Отцы Церкви

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Уже сам список имён защитников сущностного преложения впечатляет: Георгий Корессий (ок. 1566/70 – после 1659/60) и его друг Григорий Мирмегузиан (XVII bek), Андрей Ставрин, Неофит Родин (ок. 1576/77–1659), Мелетий Сириг (1585–1663), Висарион Макрис, Александр Маврокордат, Максим Маргуний, Николай Комнин Пападопул, Димитрий Пепан (ок. 1621 – после 1696), Николай Спафарий-Милеску (ок. 1625/35–1708/14), Севаст Кименит (1630–1702), Викентий Дамод (ок. 1710–1752), Афанасий Парийский (1721–1813), архиепископ Никифор Феотокис (1731–1800) и митрополит Филадельфийский Гавриил Севир (ок. 1540/41–1616) (некоторое время жил в Венеции) 81 . В этот список мы не включили тех греческих авторов, которые получили латинское образование, а также униатов, среди которых тоже были полемисты с протестантскими евхаристическими идеями. Кроме того, в список не вошли православные авторы, которые защищали действительность сущностного литургического преложения, не используя термин μετουσωσις. На защиту пресуществления выступили патриархи: Гehhaдuй II Схоларий, Нектарий Иерусалимский (1605–1676), Досифей Иерусалимский (1641–1707), Uepeмuя II, Мелетий Пигас (1549–1601), Meфoдuй III, Napфehuй II Старец (1644–1646 и 1648–1651), Дuohucuй IV. В России православное учение о Евхаристии защищали следующие богословы: братья Лихуды – Иоанникий (ок. 1633/35–1717) и Софроний (1652/57–1730), Паисий Лигарид (ок. 1609–1678), святитель Петр Могила (1596–1646), патриарх Иоаким (1674–1690). Взгляды Лукариса были осуждены следующими Соборами: Константинопольским 1638 года, Киевским 1640 года, Ясским 1642 года, Константинопольским 1672 года, Иерусалимским 1672 года, Константинопольским 1691 года 82 . На Соборе 1691 года протестантские евхаристические доктрины и все, кто впредь будут их сторонниками, преданы анафеме. В XVIII beke эта анафема была внесена в Синодик Недели Торжества Православия. К примеру, в Архангельском чине Торжества Православия сказано: «Неверующий, яко в тайне Евхаристии Святой, или Причащения, хлеб квасный пшеничный в Тело Христово, вино же лозное в Кровь Христову действием Святого Духа претворяются и пресуществуются, кроме видов. И яко по пресуществении под видами хлеба и вина истинное есть Тело Христово и истинная Кровь Христова. И Сам Христос Господь истинно существенно и вещественно в тайне сей пребывает, яко Агнец за грехи мира Таинственне закалаемый и в Жертву Богу Отцу приносимый. Того ради Хлеб святый в сей тайне Агнец и нарицается. Сему Таинству неверующий и Боголепной чести, яко Самому Богу не воздающий и не покланяющиеся, анафема» 83 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/cht...

84 Филарет, патриарх (ок. 1554–1633) – Федор Никитич Романов, племянник царицы Анастасии Романовны, двоюродный брат царя Федора Иоанновича, отец царя Михаила Федоровича. В 1600 г. царем Борисом Годуновым сослан и пострижен в Антониев Сийский монастырь. При Лжедмитрии I возвращен и поставлен митрополитом ростовским. Участвовал в его свержении. В октябре 1608 г. захвачен в Ростове отрядом Лжедмитрия II и отправлен в Тушинский лагерь, где наречен «патриархом». В сентябре 1610 г. возглавил «Великое посольство» под Смоленск, осажденный польскими войсками, отказался санкционировать условия договора с королем Сигизмундом III, арестован поляками и до сентября 1619 г. – в плену в Польше. После возвращения, в царствование сына Михаила фактически правитель. 85 Морозов Борис Иванович (1590–1661) – государственный, деятель. «Дядька» (воспитатель) царя Алексея Михайловича, руководил приказами Большой Казны, Стрелецким, Аптекарским, Новой Четью. До 1648 г. фактический правитель государства. Во время восстания в Москве в 1648 г. царь, спасая его от гибели, отправил в ссылку, но вскоре вернул, после чего Б. И. Морозов не играл существенной роли в управлении. Женат на Анне Ильиничне Милославской, сестре царицы. 86 Одоевский Никита Иванович (ум. 1689) – русский государственный и военный деятель, князь. В 1646–1647 гг. главный воевода на южных границах страны; руководил подготовкой Соборного уложения (1649 г.). Участвовал в русско-польской войне 1654–1667 гг., неоднократно возглавлял посольства. При царе Федоре Алексеевиче фактический руководитель внешней политики государства 87 Боярская Дума – развилась из боярского совета при великих князьях; высший государственный орган с XV в. при великих князьях, а затем при царях, осуществлявший законодательные, судебные и военно-административные функции. В Думу входили думные чины – бояре, окольничие, с начала XVI в. – думные дворяне. Упразднен в 1711 г. с образованием Сената. 88 Никон (в миру Никита Минов, 1605–1682) – церковный и политический деятель, патриарх. Родился в семье крестьянина; будучи священником, имел приход в Москве. Потеряв трех детей, принял монашество в Анзерском ските на Белом море. С 1643 г. игумен Кожеозерского монастыря, в 1646 г. сблизился с царем Алексеем Михайловичем, стал архимандритом Новоспасского монастыря в Москве, в 1648 г. – митрополит новгородский, а с 1652 г. – патриарх; провел реформу церкви, приведшую к ее расколу. Добиваясь независимости церковной власти от светской, вступил в конфликт с царем Алексеем Михайловичем; на Соборе в 1666 г. лишен сана и сослан в Белозерский Ферапонтов монастырь, с 1676 г. – в Кирилловом монастыре, где и умер.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

В настоящее время Спасская церковь входит в состав Никольского благочиния Московской епархии (городской, Викариатство новых территорий). Вместе с колокольней является объектом культурного наследия федерального значения (Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. 1327, приложение 1, Указ Президента России от 20.02.1995 176). Источники: каталог " Памятники архитектуры Московской области " , т.2, М., 1975 г. " Творцы техники и градостроители Москвы до начала ХХ в. " . М., 2002 г. Кирилл Аминов, 27 февраля 2015 г. Существовавшая ранее церковь Спаса Нерукотворенного образа в селе Воронове. В селе Воронове в 1627 – 28 гг. существовала церковь Происхождения честного Креста Господня деревянная, клетцки, стояла без пения. Между 1633 – 35 гг. она была возобновлена и обложена данью. В приходной окладной книге Патриаршего казенного приказа за 1635 г. под десятиною Троицких вотчин написано: «церковь Происхождения честного Креста Господня в селе Воронове, дани 3 алтына 2 деньги, десятильничих гривна; 22 апреля те деньги платил Троицкого монастыря служка Иван Мешков». В той же форме сия церковь потом писалась в приходных книгах того же казенного приказа за 1646 – 78 гг. под Загородскою, а с 1679 – 1739 гг. – под Перемышльскою десятинами. Село Вороново находилось во владении у боярина Василия Семеновича Волынского… В селе Воронове была построена вместо старой новая церковь во имя Спаса Нерукотворенного образа и ко дню освящения которой в 1709 г. «12 августа, по благословенной грамоте, выдан антиминс под росписку диакона Василия Васильева». В 1722 г. в селе Воронове церковь Всемилостивого Спаса деревянная. Село Вороново в 1627 – 28 гг. – «вотчина Троицы Сергиева монастыря, что было преж того Вознесенского монастыря за старицею Марфою Александровною дочерью Воронова – Волынского, жены Дмитрия Булгакова, старинная вотчина ее отца А. И. Воронова – Волынского, а писана та вотчина за Троицким монастырем, по данной старицы Марфы Булгаковой 1629 г.». В 1640 г., вследствие челобитья Федора Васильевича Волынского, эта вотчина отдана ему на выкуп у Троицкого монастыря; в 1663 г. село Вороново принадлежало Василию, Михаилу и Якову Волынским; в 1678 г. – Василию Волынскому с его родными племянниками Иваном Михайловичем, Иваном и Михаилом Яковлевичами Волынскими; в 1704 – 26 гг. – Василию Ивановичу и в 1728 г. – Артемию Петровичу Волынским, в 1768 г. – Марье Артемьевне Волынской, по мужу Воронцовой; в 1800 – 15 гг. – графу Федору Васильевичу Растопчину, купленное им у Артемия Ивановича Волынского. В селе Воронове находилось в 1646 г. двор боярский, 15 дворов крестьянских и 13 дворов бобыльских; в 1678 г. – 21 двор крестьян и 2 двора бобыльских; в 1704 г. – 49 дворов крестьянских и дворы: вотчинников, скотный и конюшенный.

http://sobory.ru/article/?object=06473

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОДОЕВСКИЙ Церковь во имя свт. Николая Чудотворца в с. Николо-Урюпине. 1664–1665 гг. Архит. П. С. Потехин. Фото: Odinmirage.ru Церковь во имя свт. Николая Чудотворца в с. Николо-Урюпине. 1664–1665 гг. Архит. П. С. Потехин. Фото: Odinmirage.ru Никита Иванович (ок. 1604? - 12.02.1689, Москва), князь, рус. гос. деятель, дипломат, ближний боярин (1645). Из черниговских Рюриковичей. Сын видного гос. деятеля, боярина (1606) кн. Ивана Никитича Одоевского Большого Мнихи (? - 7 марта 1616). Начал службу спальником при дворе царя Михаила Феодоровича, с 1618 г. стольник. В 1618 г. участвовал в обороне Москвы от польско-литов. войск королевича Владислава (будущего польск. кор. Владислава IV). В 1633 г., во время рус.-польской войны 1632-1634 гг., направлен во Ржев для набора войск на помощь рус. армии под командованием М. Б. Шеина, осаждавшей Смоленск. В 1640 г. пожалован в бояре, минуя чин окольничего. Первый воевода в Астрахани (1640-1642), служба на этом посту закрепила за О. репутацию умелого администратора. Первый судья приказов Казанского дворца и Сибирского (1643-1646). Возглавлял (имея почетный титул наместника Астраханского) рус. делегацию на безуспешных переговорах с дат. посольством о заключении брака царевны Ирины Михайловны и сына дат. кор. Кристиана IV принца Вальдемара Кристиана (1644). Условием для брака было требование принятия Вальдемаром Православия, на что последний, несмотря на уговоры и даже угрозы, не согласился. С воцарением Алексея Михайловича началось стремительное служебное восхождение О. Он приводил к присяге новому царю членов Боярской думы, а в 1646 г. возглавил Большой полк со ставкой в Белгороде. Известная настороженность главы правительства всемогущего боярина и царского воспитателя боярина Б. И. Морозова к О. вскоре сменилась доверием. Свою лояльность О. доказал и во время Соляного бунта 1648 г. В условиях сложной внутриполитической ситуации репутация О. сделала его фигурой, равно приемлемой для всех противоборствующих сторон. В июле 1648 г. он возглавил Уложенный приказ, призванный разработать новый свод законов. Разработка (ок. 100 статей появилось в результате совместной работы с выборными, приехавшими на Земский собор 1648/49 г. с наказами от своих сословий) и кодификация законодательства в Соборном уложении 1649 г. были осуществлены на высоком уровне. Соборное уложение упрочило самодержавную власть, воплотило в правовой форме базовые требования дворянства и торгово-посадского населения, что надолго предопределило особое положение этого кодекса права как юридического фундамента страны.

http://pravenc.ru/text/2578215.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010