Христос, истинный Свет, просвещающий и освещающий всякого человека, приходящего в мир! Да озарит нас свет Твоего Лица, чтобы в нем мы увидели неприступный свет, и направь наши ноги к исполнению заповедей Твоих, по молитвам чистейшей Матери Твоей и всех святых. Аминь. Как во многих других молениях, здесь с особенною силою испрашивается у Бога умственный, духовный свет, также необходимый нам, как и чувственный, который является около первого часа дня и своим явлением должен говорить о высшем, разумном свете и наконец о первом источнике света, Отце светов, «у Которого несть пременения» … Потом поется еще песнь в честь Богородицы: Взбр анной воевод побдительна, к избавльшес блгодарственна восписемъ т раб тво, бгородице: но к имща держав непобдимю, вскихъ насъ бдъ свобод, да зовемъ т: радйс невсто неневстна. Тебе, воинствующей Начальнице, мы, рабы Твои, Богородица, как избавившиеся от злых врагов, воспеваем победное, благодарственное пение. Но, Ты, как имеющая силу непобедимую, освободи нас от всяких бедствий, чтобы мы могли взывать к Тебе: радуйся Невеста, не бывшая невестою! Эта молитва была воспета греками, по случаю гибели русских, напавших на них в IX в. В этой песни мы испрашиваем помощь у Богородицы, как могущественной Заступницы нашей во всей жизни. После окончательного славословия Господа, в словах: «Слава Тебе, Христе Боже, упование (надежда) наше», мы испрашиваем и получаем отпускное благословение Божие в словах: «Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистой Своей Матери и всех Святых помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец». Здесь мы отдаемся в полное распоряжение Господа, и выражаем самую твердую уверенность, что Господь, – надежда наша, не погубит нас, а напротив во всем помилует нас и даже дарует спасение. Около первого часа дня Иисус Христос, взятый из сада Гефсиманского, страдал у первосвященников Анны и Каиафы ( Мф.26:57–68 ; Лк.22:54–71 ; Мк.16:43–66 ; Ин.18:15–24 ), у Пилата ( Мф.27:11–14 и др.), у Ирода ( Лк.28:7–12 ), потом опять у Пилата, на дворе которого Он претерпел бичевание ( Мф.27:27–30 и др.). Таким образом, при чтении Первого Часа, можно благоговейно представлять множество страданий Христовых и в тоже время можно помышлять, что Этот Невинный Страдалец был и есть полный источник всякого света, потому что «вся Тем быша и без Него ничтоже бысть, еже бысть», и что, Он есть истинный свет, просвещающий и освещающий всякого человека ( Ин.1:3:9 ), и через то делающий нас способными не только на лучшие земные дела, но и на такие, – которые приводят нас в страну полного света и вечного блаженства. Часы третий и шестой

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Начиналась она 5-ю «славами» псалмов, певшимися с таким же количеством припевов и разделявшимися молитвами с коленопреклонениями. Часть припевов сохраняется еще в нашем последовании св. Страстей и в древних греческих его списках 27 : Пс. 2:2 : Князи людстии собрашася, Пс. 40:6 : Врази мои реша, когда умрет и погибнет имя его, Пс. 58:2 : Изми мя от враг моих Боже, Пс. 87:6 : И тии от руки Твоея отриновени быша, Пс. 108:2 : Глаголаша на мя языком льстивым. После этого читалось Евангелие Ин. 13:31–18:1 . Затем («вечером»), как и в IV в., совершалась процессия на вершину горы, вероятно, при пении псалмов с припевом Пс. 108:4 : Вместо еже любити мя, оболгаху мя, аз же моляхся, – на месте Вознесения читалось Евангелие Лк. 22:39–46 (о молитве Господа на Елеонской горе). Отсюда («ночью») спускались на «место апостолов», т.е. в храм поблизости от того места, где оставались избранные ученики Господа во время Его гефсиманской молитвы, конечно, – в храм над местом последней 28 : здесь читалось об этом Евангелие Мк. 14:33–42 , после чего спускались ниже в Гефсиманию, где слушалось Евангелие тоже о гефсиманской молитве и о взятии Христа – Мф. 26:36–56 . Затем процессия при пении Пс. 117 : Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его, – первый стих его, по-видимому, служил при этом припевом, – направлялась к кресту на Голгофе, где читалось Евангелие о суде над Христом у первосвященников – Мф. 26:57–27:2 , а не пред Пилатом, как было при Эферии. Евангелие об этом ( Ин. 18:28–19:16 ), читалось после особой, также неизвестной IV веку, процессии в преторию: отсюда снова возвращались с пением псалмов к Голгофе, где читалось последнее, 7-е, Евангелие о ведении Христа на Голгофу для распятия – Лк. 23:24–31 , неизвестное IV в. 29 По окончании бдения, как и при Эферии, указывается поклонение Св. Древу до 9-го ч. С 6-го ч. начиналась дневная служба В. пятка, продолжавшаяся по Эферии до 9-го ч. и послужившая основой позднейших часов В. пятка. Она должна по лекционариям состоять из 8 псалмов и 5 евангельских зачал (точнее из 4-х, ибо 5-е читалось уже на вечерни).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

; 1Кор.15:15 ; 2Тим.2:8 ). Впрочем, об истинности Христова Воскресения невольно свидетельствуют и Христовы враги: они подкупают стражу, чтобы та посеяла слухи о том, что ученики будто бы украли Христово тело, пока они спали (см. Мф.28:11–15 ). Об этом свидетельствует и величайший среди злейших врагов воскресшего Господа Иисуса Христа, Савл. Ведь к зилотскому сердцу Савла не могло прикоснуться ничто Христово: ни учение, слышимое Савлом от Христовых учеников, ни творимые ими во имя Христово чудеса. И лишь лицезрение воскресшего Господа Иисуса могло пересоздать убежденнейшего Христова врага в величайшего Апостола (см. Деян.9:1–22 ). На этом видении, как и на прочих созерцаниях, в которых он лично и непосредственно принимал откровения от воскресшего Господа, Павел выстроил всю свою евангельскую проповедь. Она есть не что иное, как проповедь из уст воскресшего Иисуса о воскресшем Иисусе, присно живом и животворящем, всегда изумляющем и чудотворящем (см. Деян.17:3, 18, 23:6, 26:23 ; Флп.3:10–11 ; 1Кор.15:4–57 ). Христово Воскресение – это событие космическое, зримое и очевидное и для небесных Сил; поэтому и Ангелы суть свидетели Христова Воскресения (см. Мф.28:2–7 ; Мк.16:5–7 ; Лк.24:4–7, 23 ). Воскресением Господа Иисуса Христа из мертвых окончен и исполнен Богочеловеческий подвиг искупления и спасения человеческого рода. Ибо им Спаситель окончательно победил смерть, это самое жуткое и самое проклятое следствие греха, а вкупе с ней и само царство смерти – ад, и его царя – диавола. «Если Христос не воскрес», – возвещает христоносный Апостол, – «вы еще во грехах ваших» ( 1Кор.15:17 ). «Ведь «если Христос не воскрес», – говорит златоустый благовестник Христовых тайн, – то, значит, и не умер. А если не умер, то и грех не уничтожен, ибо смерть Его есть истребление греха: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» ( Ин.1:29 ). Каким образом «берет»? – Смертью. Ведь и Агнцем наименован Он потому, что был заклан. Если же Он не воскрес, то не был и заклан; а если не был заклан, то и грех не истреблен; если же грех не истреблен, то вы еще во грехе...

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Из молитв и Improperia исключены все антииудейские выражения. Порядок мессы Преждеосвященных Даров упрощен (в частности, отменен гимн во время принесения Св. гостии). За мессой разрешено причащаться мирянам. Вечерня после мессы отменена; в заключительной молитве мессы (super populum - над народом) уже говорится о Воскресении Христовом. Днем в В. п. часто совершается служба Крестного пути, появившаяся в XV в. в практике францисканского монашества и получившая большое распространение: в округе храма (или внутри него) расставляются 14 деревянных крестов и молящиеся переходят от одного креста к др., вспоминая у каждого одно из событий Страстей. В амвросианском обряде порядок служб В. п. имел нек-рое сходство с визант.: в состав matutinae входил респонсорий Vadis propitiator, основой к-рого является кондак прп. Романа Сладкопевца; за службой архиеп. Миланский читал Евангелия Страстей по Лк, Мк и Ин. Далее следовал 3-й час и «оглашение» с чтением Ис 49. 24 - 50. 11, 53. 1-12 и респонсорием, а затем диакон читал Евангелие Страстей до слов «испустил дух...» (Мф 27. 50), после чего в храме гасили все светильники (они уже не зажигались вплоть до пасхального бдения) и разоблачали престол. Обряд поклонения Кресту был заимствован из рим. практики, вынос Креста проходил под пение непорочных (что напоминает визант. утреню Великой субботы). Мессу Преждеосвященных Даров в Милане не служили. Вечером происходило 2-е «оглашение» с чтением Дан 3. 1-24, 91-100 и Мф 27. 57-66. Последней службой была вечерня, на к-рой читались orationes sollemnes (торжественные молитвы, согласно Сакраментарию Адриана). Как и рим., амвросианский обряд подвергся реформе после II Ватиканского Собора. В частности, утренняя служба заменена «часом чтений» (выбор чтений сохранен); вечером совершается сокращенная вечерня, за к-рой прочитываются зачала обоих «оглашений» (исключая Дан), совершается поклонение Кресту, возглашаются orationes sollemnes; Причащения не бывает (Hebdomadae Sanctae Celebratio. P. 200-201, 226-227).

http://pravenc.ru/text/150067.html

Далее Иоанн подробно описывает допрос у Анны; между тем допросу у К. не уделяется почти никакого внимания: упомянув о К. (Ин 18. 24), повествователь сразу переходит к рассказу об отречении ап. Петра (Ин 18. 25-27). С одной стороны, рассказ Евангелия от Иоанна подтверждает предположение о том, что Анна продолжал вмешиваться в дела первосвященников - своих близких родственников. (Ср. у Э. Ренана: «Судя по многим обстоятельствам, можно думать, что власть его (Каиафы.- М. К.) была лишь номинальной… Каиафа ничего не делал по собственному почину; их (Анны и Каиафы.- М. К.) имена привыкли соединять вместе, и притом имя Анны всегда даже ставилось впереди».) С др. стороны, в рамках повествования Евангелия остается необъясненной связь между содержанием допроса у Анны и теми обвинениями, о к-рых сообщили Понтию Пилату: Анна допрашивал Иисуса Христа о характере Его учения, а Пилат - о политических мотивах, о мессианстве Иисуса и Его Царстве. Евангелисты-синоптики единодушны в том, что именно о мессианском достоинстве Христа шла речь на суде у К. (Мф 26. 61-65; Мк 14. 57-64; Лк 22. 66-71) - событии, о к-ром умалчивает евангелист Иоанн. Возможно, он делает это сознательно, следуя своей тенденции дополнять повествование синоптических Евангелий, а не повторять его. Свидетельства евангелистов и Иосифа Флавия позволяют сделать вывод о лояльности К. к рим. власти. Срок правления К. был исключительно долгим по сравнению со сроками правления его предшественников. Иосиф Флавий, уделивший много внимания борьбе евр. народа за независимость в правление Понтия Пилата, не останавливается сколько-нибудь подробно на деятельности К. Евангелист Иоанн указывает на страх первосвященника и др. религ. лидеров евр. народа перед рим. властью. Решающим аргументом в осуждении Иисуса Христа оказывается угроза нелояльности к императору (Ин 19. 12, 15; ср.: Лк 23. 2). Помимо Евангелий в НЗ К. упомянут только в Деян 4. 6. Здесь К. вновь назван после «первосвященника» Анны и о нем говорится наряду с проч. представителями «первосвященнического рода».

http://pravenc.ru/text/1319886.html

Бог – жизнь, и жизнь вечная. А посему, всякое отступление человека от Бога – от Его заповедей – неизбежно отводит человека и от жизни в Боге, от жизни вечной и столь же неизбежно приводит к смерти. Как велика сила поста, соединенного с молитвою! Бесовщина из одержимого ею человека «не может выйти иначе, как от молитвы и поста» ( Мк.9:29 ; ср. Мф.17:21 ). На постящегося – то есть, на смиряющегося душею – не смеют нападать демоны. Господь преклоняется на молитву смиренных, сетующих о грехах своих и постящихся, и исполняет ее им во благо. Господь «исцеляет сокрушенных сердцем и врачует скорби их... Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет» ( Пс.146:3; 33:19 ). Постящийся самим подвигом воздержания свидетельствует об усилии, предпринимаемом им с целью предодоления своего плотского естества – ветхого человека. 51 «Так, – по словам прп. Иоанна Кронштадтского , – питаясь пространно, делаешься плотским человеком, духа не имущим, или плотью бездушною; а постясь, привлекаешь к себе Духа Святого и делаешься духовным» (20, 35). «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищяют его», – говорит Спаситель ( Мф.11:12 ; ср. Лк.16:16 ). Подвиг поста и есть одно из усилий, преображающих человека, помогающих ему победить собственное естество во имя возвышения духовной стороны личности, готовой к предстоянию пред Богом. «Пост и молитва возвышают человека над собственным его естеством и приводят к чистому и духовному общению с Богом (40, 57). 52 Поэтому, когда мы ради духовного совершенства, ради благочестия и чистоты, ради обуздания своей плоти воздерживаемся от какого-либо желаемого нам плотского удовольствия – наслаждения яствами, покоя плоти и ее услаждения, – то мы тем самым свидетельствуем жизнью своею, что душа наша стремиться к совершенной жизни по-Божьи. Тело утонченное, трансформированное слезами, постом, болезнями, трудами, делается более способным к воздействию духовных благодатных сил... «Аскетизм нужен прежде всего для творчества, для молитвы, для любви, то есть для всякого человека и для всей его жизни» (59, 42, 113). 53 Аскетизм есть борьба с плотью ради торжества духа, согласно заповеди апостольской: «те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» ( Гал.5:24 ). 14. Ничто не может заменить личный опыт

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

По утверждению свт. Илария, К. было установлено Иисусом Христом для спасения человека и освящено Его собственным крещением в Иордане ( Hilar. Pict. In Matth. 1. 5). Свт. Иларий называл К. «возрождением» ( Idem. In Ps. 14. 14; Idem. De Trinit. XII 57), «божественным рождением» (De Trinit. I 21), «таинством нового рождения» (In Ps. 63. 11). К. означает освобождение человека от грехов, обретение залога бессмертия и вечной жизни, возрождение к новой жизни в Св. Духе, претворение в храм Божий (De Trinit. I 21; VI 44; In Ps. 64. 15; 65. 11; 91. 9; In Matth. 10. 24). В К. верующие приобщаются смерти Христа и соумирают с Ним для греха, чтобы вместе с Ним возродиться и приобщиться Его воскресению и вечной жизни (De Trinit. IX 9). К. есть также «просвещение» (illuminatio); по словам свт. Илария, земное просвещение христианина, готовящее его к вечному пребыванию в свете, происходит благодаря «таинству Крещения» (sacramento baptismi), а также посредством «заповеди Божией», т. е. первоначального наставления в христ. вере и любви (см.: In Ps. 118. 3. 9). Св. Дух сходит на крещаемых, как некогда на Господа в Иордане, и они приемлют помазание небесной славы, становясь сынами Божиими, усыновляемыми Отчим гласом (In Matth. II 6). Признавая полноту благодатного дара, подаваемого человеку в христ. К., свт. Иларий вместе с тем сравнивал состояние христианина после таинства К. с состоянием младенца: с человека смывается «нечистота и порок древних преступлений», в силу чего он становится «непорочным», однако он еще не является святым, верным и праведным (In Ps. 63. 7). Поэтому, согласно свт. Иларию, водное К. дополняется духовным «крещением». Цитируя слова Иисуса Христа из Евангелия от Луки, свт. Иларий приводил отсутствующее в греч. тексте НЗ слово «другой»: «Другим крещением (aliud baptisma) должен Я еще креститься» (см.: In Ps. 118. 3. 5; ср.: Лк 12. 50). Согласно свт. Иларию, как Иисус Христос после водного крещения от Иоанна нуждался в «другом крещении», а именно в К. «Духом Святым и огнем» (ср.: Мф 3. 11), которое Он принял во время спасительных страданий на Кресте (ср.: Мк 10. 38-39), так и христианину не следует полагать, что в таинстве К. он сразу получает «совершенную чистоту невинности, достойную небесной жизни», поскольку и «после вод Крещения» происходит дальнейшее «очищение совершенной чистоты». Эта чистота освящает людей посредством пришествия Св. Духа, она «выжигает» их «огнем суда», она посредством насилия смерти очищает их от позорного союза с мертвенностью, она омывает кровью тех, кто удостаиваются благочестивого и верного страдания мученичества ( Hilar. Pict. In Ps. 118. 3. 5; ср.: Ferguson. 2009. P. 673).

http://pravenc.ru/text/крещение.html

Святой Иоанн Златоуст : «спросим же иудеев: суббота – покой, этот день – совершенный отдых; почему восьмым днем вытесняется седьмой? (ср. Ин.7:22–23 ). Почему восьмой день становится выше седьмого? Но иудеи, конечно, не знают об иудейских делах; Церковь же Христова знает Христа и иудейские учения. Дитя обрезывается в восьмой день, потому что в восьмой день надлежало быть воскресению, т.е. Господню обрезанию всего мира. Почему не повелел Моисей обрезывать в шестой день? Почему не в девятый или десятый? Ясен восьмой день, в который воскресает Господь... 8-й день – обрезание; 8-й также и воскресение». 633 Святой Кирилл Александрийский : «в восьмой день обрезание совершается ради воскресения Христова, и не прежде восьмого дня, ибо не прежде воскресения совершается дарование Духа, но после него или во время самого воскресения, когда дунул на Своих учеников и сказал: приимите Духа Святого». 634 ( Ин.20:22 ) Основания замены иудейской субботы В законе о седьмом дне (субботе) постановления, касавшиеся времени празднования и способа празднования, относились к области обрядовой и являлись элементом временным и национальным, почему потеряли обязательность в новозаветной Церкви. Значение дня седьмого в христианстве затмилось необычайно важным и радостнейшим событием первого дня недели. Естественно, что и ветхозаветное предписание о праздновании седьмого дня также утратило в Церкви Христовой свой смысл и силу. 635 В первый день после субботы совершилось в высокой степени величайшее и славнейшее событие: воскресение из мертвых Господа нашего Иисуса Христа ( Мф.28:6, 9 ; Мк.16:9 ; Лк.24:3, 15 ; Ин.20:14 ), знаменующее победу Его над адом и смертью ( 1Кор.15:20–23, 55–57 ). Воскресение Христово есть основной догмат христианства: «если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша... Если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших; поэтому и умершие во Христе погибли» ( 1Кор.15:14–18 ). «Апостол хочет, – объясняет святой Иоанн Златоуст , – потрясти души их (коринфян).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Согласное свидетельство, или великое согласие, отцов и учителей Церкви, как вообще в делах веры, так и в особенности в изъяснении Писания, есть непререкаемое свидетельство истины и ведет свое начало от самих Апостолов. Напр. Иисус Христос, при установлении таинства Евхаристии, сказал: приимите, ядите: сие есть тело мое. Пийте от нея вси: сия бо есть кровь моя нового завета, яже за многия изливаема, во оставление грехов ( Мф.26:26–28 ; сн. Мк.14:22–24; Лк.22:19–20 ; 1Кор.11:23–25 ). Известно, как неправомыслящие толкователи различно и недостойно изъясняют сии слова Спасителя 55 . Но, обращаясь к творениям отцов и учителей Церкви: Игнатия Богоносца 56 , Иустина мученика 57 , Иринея 58 , Кирилла иерусалимского 59 , Василия Великого , Иоанна Златоустог о 60 , Дамаскина 61 и других, мы убеждаемся в истине, что Иисус Христос, в ту ночь, в которую предал Себя за спасение мира, под видом хлеба и вина, преподал самое Тело и Кровь Свою; и слова Спасителя принимаем не иначе, как только в прямом их значении, в собственном буквальном смысле. § 27. Замечание, необходимое при употреблении сего начала Из сказанного в §§ 25 и 26 само собою следует, что разумение и изъяснение священного Писания несогласное с самим Писанием и церковным Преданием – ложно. Но если какие-либо места Писания будут изъясняемы отдельно, вне состава речи: то такое согласие еще не покажет – верно ли это изъяснение и в самом составе речи; потому что отдельно взятое, оно может быть согласно и с священным Писанием и с церковным Преданием, но по отношению к рассматриваемому месту несогласно с ходом речи, как можно видеть из следующего примера. Иисус Христос сказал Марфе о Лазаре: воскреснет брат твой ( Ин.1:23 ). Слова сии можно понимать, подобно Марфе, о воскресении Лазаря в последний день (ст.24); и эта мысль, взятая отдельно, согласна с учением священного Писания и святой Церкви о всеобщем воскресении; но в показанном месте она неуместна, потому что Иисус Христос говорит не о всеобщем воскресении, a о воздвижении из гроба одного только Лазаря.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Тогда Петр продолжал то же отречение, говоря: «Жено, не знаю Его» ( Лк. 22:57 ), «Не вем, что ты глаголеши» ( Мк. 14:68 и Мф. 26:70 ). Так совершилось первое отречение, начавшееся у ворот и кончившееся у огня. Как свидетельствует св. Марк, Петр, желая, видимо, избавиться от неотвязчивой привратницы, ушел от огня в переднюю часть двора, на преддворие, к воротам, чтобы в случае нужды бежать. Так прошло немалое время. Снова увидев его, все та же служанка ( Мк. 14:69 ) стала говорить стоявшим тут: «Яко сей от них есть». К ней присоединилась и другая служанка ( Мф. 26:71 ), тоже говорившая: «И сей бе со Иисусом Назореем». Еще кто-то обратился прямо к Петру: «И ты от них еси» ( Лк. 22:58 ). Петр снова переменил место и опять стал у огня, но и тут некоторые ( Ин. 18:25 ) начали говорить: «Еда и ты от ученик Его еси?» «Он же отвержеся и рече: несмь». Это было второе отречение, происшедшее как раз в то время, когда Иисуса от Анны вели к Каиафе, как можно думать на основании 24 и 25 ст. 18 гл. от Иоанна. После второго отречения прошло около часа ( Лк. 22:59 ). Приближался утренний рассвет и с ним обычное петлоглашение ( Мк. 13:35 ). Оканчивался суд над Господом у первосвященника Каиафы. Тогда один из рабов, родственник Малха, которому Петр отсек ухо, сказал Петру: «Не аз ли тя видех в вертограде с Ним?» ( Ин. 18:26 ), а другой добавил: «И сей с Ним бе, ибо галилеанин есть» ( Лк. 22:59 ), и вслед за тем многие начали говорить: «Галилеанин еси, и беседа твоя подобится» ( Мк. 14:70 ), «и яве тя творит» ( Мф. 26:73 ). На Петра напал страх, и он начал «ротитися и клятися, яко не вем Человека Сего», и «второе алектор возгласи», как свидетельствует св. Марк, несомненно со слов самого Петра ( Мк. 14:71–72 ). В первый же раз петух запел, по свидетельству св. Марка, после первого отречения (ст. 68). «И обращься Господь воззре на Петра: и помяну Петр слово Господне – и исшед вон плакася горько» ( Лк. 22:61–62 ). Так совершилось третье отречение, которое, видимо, совпало с моментом, когда Господа, уже осужденного и подвергнутого поруганиям и избиениям, вывели из дома Каиафы во двор, где Он под стражей должен был ожидать утра ( Лк. 22:63–65 ) и нового уже официального заседания синедриона, на котором был вынесен формальный приговор.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010