Когда Иисуса спросили о законных основаниях для развода ( Мк.10:2–12 ), он не согласился ни с одним из двух господствовавших мнений. С одной стороны, последователи рабби Шаммая придерживались строгого подхода: развод разрешен ( Втор.24:1 ) только в случае супружеской неверности. С другой стороны, последователи рабби Гиллеля разрешали мужьям давать разводную даже по самым пустяковым причинам (например, если жена переложила специй в суп!). Иисус не стал вдаваться в технические юридические тонкости, а предложил новую и творческую интерпретацию Божьего установления о браке. Согласно изначальному замыслу Божьему, брак нерасторжим. Иисус объясняет: вы заставили Моисея сделать уступку вашему жестокосердию. Однако разводиться и вступать в повторный брак при жизни вашего партнера – значит совершать супружескую измену ( Мк.10:6–12 ; Лк.16:18 ) 57 . Здесь Иисус имеет в виду не гражданский институт брака (в том или ином виде универсальный для всего человечества), а брак в замысле Божьем и в сердцах тех, кто вступает в него, ориентируясь на этот замысел. Мужчина и женщина, которые так соединились, больше не двое, но один; поэтому развод – немыслим. По другим проблемам сексуальной морали Иисус не высказывается прямо. Например, он ничего не говорит о гомосексуализме (крайне редком среди тогдашних иудеев), противозачаточных средствах и добрачной невоздержанности. Но вместе с тем может ли быть что-то более красноречивое, чем его отождествление похотливого взгляда с похотливым действием? («Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем»; Мф.5:28 .) Отметим учтивость Иисуса со всеми женщинами, с которыми он общался: от собственной матери до самаритянки, у которой было много мужей ( Ин.4:18 ), и проститутки ( Лк.7:36–50 ). Очевидно, он осуждал распространенное в те времена пренебрежение к женщинам – пренебрежение, которое проскальзывало даже у его собственных учеников ( Мф.19:13 ). Косвенным образом отсюда можно вывести, что Иисус возвысил всех женщин до статуса, при котором их невозможно рассматривать как игрушки или орудия для реализации мужских желаний. При атом Иисус не был ханжой. Отсутствие целомудрия вызывало в нем скорбь ( Ин.8:6 ), но он никогда не обличал его, как обличал фарисейское лицемерие. Он дарил свою дружбу тем, в ком не было целомудрия, и этой дружбой их спасал. Одним словом, своим отношением к женщинам (как и своим отношением к самаритянам и другим изгоям) он подрывал тогдашнюю иудейскую этику, которая ставила сыновей Иакова выше, чем женщин и чужеземцев 58 . Для Иисуса все люди имели одинаковую ценность в очах Божьих.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/novyj-z...

Как и в других религиозных движениях, люди честные и искренние оказались в меньшинстве. Даже Иудейский Талмуд признает, что фарисеи бывали разными, далеко не всегда хорошими и добродетельными. Талмуд различает семь видов фарисеев, причем пять из них сопровождает насмешливыми эпитетами, (а) У фарисея «подожди немного» всегда наготове предлог не совершать доброе дело, (/5) Были также «ушибленные» фарисеи: чтобы не смотреть на женщину, они закрывали глаза и ушибались, натыкаясь на стены, (в) Фарисеи-«выстави плечо»: как бы клали себе добрые дела напоказ на плечи, чтобы все их видели, (г) Фарисеи «горбатые»: ходили, ссутулясь, демонстрируя свое смирение, (д) Фарисеи «вечно подсчитывающие»: постоянно подсчитывали баланс своих добрых и злых дел. (е) Фарисеи «богобоязненные»: стояли в страхе и трепете перед Богом, (ж) Фарисеи «боголюбивые»: таковы суть истинные сыновья Авраама и фарисеи истинные 8 . Вспомним, что Иоанн Креститель называл фарисеев и саддукеев «порождениями ехидниными» ( Мф.3:7 ), а Иисус сурово обличал фарисеев за самодовольство, ханжество и невнимание к самому главному в Законе Моисеевом, при скрупулезности в соблюдении мелочей ( Мф.5:20:16:6, 11–12:23:1–39 ). Иногда эти обличения понимают в смысле: «Горе партии фарисеев! Все они никуда не годятся)» Однако, судя по всему, критика направлена в адрес тех фарисеев, которые были недостойны наследия хасидеев. Согласно Евангелиям, Иисус был в дружеских отношениях с некоторыми фарисеями. Один из них, Симон, даже устроил в его честь трапезу ( Лк.7:37 ). В другой раз некоторые фарисеи предупредили его о замыслах Ирода его убить ( Лк.13:31 ). Вместе с тем были и такие фарисеи, чей религиозный формализм и ханжество Иисус обличал столь резко, что они приняли активное участие в заговоре против него ( Мк.3:6 ; Ин.11:47–57 ). 2. Саддукеи Слово «саддукеи» скорее всего происходит от имени Садок. Современные ученые обычно считают, что в данном случае имеется в виду первосвященник Садок, который жил еще во времена царя Давида ( 1Пар.16:39:24:3, 31 ): до политических смут маккавейских времен из его семьи выходили первосвященники.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/novyj-z...

Ст. 45–46. Обрете Филипп Нафанаила и глагола ему: егоже писа Моисей в законе и пророцы, обретохом Иисуса, сына Иосифова, иже от Назарета. Не случайно встретил Филипп Нафанаила, но искал и нашел его. Нафанаил известен ему был как ожидавший утехи Израилевой. А эти ожидания были очень живы в душе Филиппа, ими заняты были думы его. И вот он спешит поделиться новостью о Мессии с Нафанаилом. По такому направлению сердец Филиппа и Нафанаила вероятно, что Филипп и Нафанаил, также как Андрей, Петр и Иоанн, были учениками Предтечи. Вместо того, чтобы сказать просто: нашли мы Мессию, Филипп говорит: нашли мы Того, о Ком пишут Моисей в законе и пророки в своих книгах. Это значит, что Филипп и Нафанаил изучали Св. Писание. Высокое учение Иисуса, святая жизнь Его, сердцеведение и чудеса восхитили Филиппа; это – пророк великий, о котором говорил Моисей с другими пророками, так думал и так говорил Филипп Нафанаилу. Филипп считает Иисуса сыном Иосифа, происшедшим от Назарета. Видно, что ему неизвестны были чудесные обстоятельства рождения сына Марии в Вифлееме ( Мф.1:18 сл.; Лк.1:26 сл.); он по голосу народному ( Лк.3:25 ) называет Иисуса только сыном Иосифа, Назарянином. Многие знали, что Иисус воспитывался в Назарете ( Лк.4:16 ); оттоле ходил с родителями в Иерусалим ( Лк.2:41 сл.). Назарет считался отечественным городом Иисуса ( Лк.4:24 ; Мф.13:57 ). Так думал о происхождении Иисуса и Филипп. Нафанаил, друг Филиппа, знающий писание, должен быть признан за одно и то же лицо с Варфоломеем апостолом. Еванг. Иоанн называет сего Нафанаила апостолом ( Ин.21:2 ) и не поминает между апостолами Варфоломея; другие евангелисты ( Мф.10:3 ; Мк.3:18 ; Лк.6:14 ), считая между апостолами Варфоломея, не говорят о Нафанаиле, и Варфоломея ставят после Филиппа, как у Иоанна Нафанаил призван после Филиппа. От Назарета может ли что добро быти? – говорит Нафанаил. Назарет был малый городок, недалекий от Каны Галилейской. По общему мнению иудеев, из Галилеи не может быть пророка ( Ин.7:52 ). В Галилее жили большей частью язычники, люди темные ( Мф.4:13–16, 26:7 ). Жители Каны Галилейской, довольно богатые и промышленные, прибавляли еще от себя довольно приятного для соседнего городка, отзывались о бедных жителях Назарета презрительно. Филипп, не вступая в спор с Нафанаилом о Назарете, говорит: прииди и виждь. Учение и дела Иисуса сами могут сказать, кто таков Иисус: пусть Нафанаил посмотрит на них.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Е. Верещагин Эпизод, способный вызвать недоумение. «И пришли к Нему Матерь и братья Его, и не могли подойти к Нему по причине народа. И дали знать Ему: Матерь и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя. Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» ( Лк.8:19-21 ; см. также Мф.12:46-50 ; Мк.3:32-35 ). Конечно, в ответе Иисуса присутствует метафора, то есть под братьями понимаются просто единомышленники, духовно близкие люди, но пришли к нему и ждали его, несомненно, родственники по плоти. Более того, одного из братьев Иисуса по плоти мы хорошо знаем. О нем сообщает апостол Павел, когда говорит о своем путешествии в Иерусалим, где он повидался с апостолом Петром и с апостолом Иаковом: «Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня» ( Гал.1:19 ). Апостол Иаков был первым христианским епископом Иерусалима: он был известен своей праведной жизнью, что, однако, не помешало толпе растерзать его в 62 г н.э. (или в 66-м). Сохранилось замечательное Соборное послание апостола Иакова, являющееся одним из самых ранних произведений христианской литературы. Между прочим, в православном месяцеслове в день памяти автора этого послания (23 октября по старому стилю) так и сказано: «Апостола Иакова, брата Господня по плоти». Встречается в Евангелии упоминание и о сестрах Иисуса. Есть такое крылатое выражение: «Несть пророка в отечестве своем». Оно означает: выдающегося человека обычно не ценят там, где он родился и хорошо известен. Подобно многим другим крылатым изречениям, и это восходит к одному евангельскому эпизоду. Вы знаете, что, хотя Иисус родился в Вифлееме, городе на юге Палестины, в области, называемой Иудеей, свое детство он провел в городе Назарете, расположенном в области Галилея на севере Палестины. Так вот, однажды в Галилее, «в отечестве своем», Иисус проповедовал в одной из синагог. «… и многие слышавшие с изумлением говорили: откуда у Него это? что за премудрость дана Ему, и как такие чудеса совершаются руками Его? Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников и в доме своем» ( Мк.6:2-4 ; см. также Мф.13:54-57 ; Лк.4:22-24 ; Ин.4:44 ).

http://azbyka.ru/bratya-gospodni

Передавая не свое, а заимствованное от Господа истинное учение, наставление и всякое добро, в несобственном смысле и пастыри наши могут называться учителями ( 1Кор.12:28 . Еф.4:11, 12 ), отцами или батюшками ( 1Ин.2:1, 3:18 . 1Кор.4:15 . Гал.4:19 ), наставниками ( Евр.13:7, 17:24 ). Ст. 14 осуждает то напускное благочестие, которое свойственно фарисеям и штундистам. Фарисеи так обирали вдов, как обобрал многих своих последователей таращанский штундист Кондра Малеваный. Ст. 13 и 15–22 осуждается то извращение божественного слова, посредством которого фарисеи, а также штундисты затворяют Царство Божие себе и другим. У фарисеев безумие и слепота происходили от ожесточения сердца, у штундистов – от ожесточения и от прямого непонимания и невежества (ср. 1Тим.1:6, 7 ). Ст. 23 делает укор штундистам в том, что они оставили веру и добрые обычаи. Ст. 24–28 осуждает фарисеев и штундистов за то, что они в своей слепоте пропускают главное и хватаются за мелочи (штундисты сами оставили истинных пастырей и св. таинства, а православных укоряют за названия «священник» и «православный»), и за то, что они стараются казаться благочестивыми, не будучи таковыми на самом деле. В ст. 29–32 осуждается то же стремление – худое по существу прикрыть хорошей внешностью. Что сими стихами не воспрещается забота православных людей о могилах праведников, это видно из примера Иосифа Аримафейского ( Мф.27:57–60 . Лк.23:50, 51 ) и св. жен ( Мк.16:1 ). Ст. 33–37 говорит о преследовании злыми людьми «пророков, мудрых и книжников», проповедников истины. Штундисты своими клеветами на Православную Церковь и ее пастырей (поставленных Богом – мудрых и книжников) более производят духовных убийств, чем сколько фарисеи побивали камнями. В ст. 38 и 39 указывается судьба фарисеев и штунды. Как фарисеи вместе со всеми не познавшими Господа иудеями потеряли благословение Божие и отечественную страну, так и штундисты, не просуществовав и полсотни лет, разделились на много толков (баптисты, штунда плотская, штунда духовная, субботники, последователи Малеваного – трясуны, шалопуты и др.) и скоро также должны будут исчезнуть ( Мф.12:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Список сей перед всеми прочими отличается своевольным изменением текста: Ин. 3:6 . (четв. св. нед.) рожено плоти плотио сть; 6:19. (суб. 2 нед.) ко. к. или. л. стади; 7:39. (нед. Пятд.) не бо б дхъ стъ на немь! Вм. Отец употребляется Господь: 8:42. (понед. 5 нед.) и ще бъ гь вашь. въі бъіли (вм. был), 44. ко ложь сть и гь его, ст. 49. но т га мого. 9:7. (нед. 6) же сказатс послань; Мф. 20:32 . (суб. 12. Мф.) хощета ли да створю вама (вм. что хощета); 25:3. (суб. 17. Мф.) не възша съ собою масла древнаго, приб.; Лк. 5:2 . (суб. 1 Лк.) платах мрежа (вм. измываху); 7:14. (суб. 3. Лк.) коснус къ сн приб.; 18:11. (нед. 16 Лк.) о молитве фарисея: хе хвал тебе въздаю. Некоторые из сих изменений произошли от того, что писец не разбирал, или не понимал слов в подлиннике, с которого списывал, что ещё яснее видно из след. примеров: Мф. 8:3 . (суб. 3 Мф.) хощю оистити т (вм. очистися); Ин. 7:7 . (вт. 4 нед.) коже зъ свдтельствю о немь ко да го възнесть (вм. яко дела его зла суть); 8:25. (пят. 4 нед.) въі кде (вм. кто) си. и ре имъ начатъ исъ. глю вамъ (вм. начаток, яко и глаголю вам), ст. 26. но пославъіи м силенъ сть. (вм. истинен) и азъ же слъішахъ него сил во всемь мир (вм. сї глю). Список 31 (бомбиц.) сходен со сп. 24. (особенно в дневных чтениях) и 29-м. Мф. 9:16 . (пят. 2 нед. Мф.) плата нова на ризу ветху, с 29. Мк. 8:28 . (суб. 4. пост.) друзии же ремию, приб. с 24 и 28; Лк. 4:7 . (сред. 1 нед.) тъі убо падъ поклонишис, перед надъ опущ. аще; ст. 41. (пон. 2 Лк.) видху га іса ха самого; ст. 44. на скорищихъ июдискъіхъ; 9:57. (суб. 9 Лк.) бъі сущю їсви идщю; Ин. 1:42 . (сред. св. нед.) тъі ли си симонъ снъ и нинъ: во всех пяти случаях согласно с 24-м. 11:48. (понед. 6 нед.) и възмттъ (д.б. возмуг) намъ страну и мсто, ст. 50. а не вс страна погъібнетъ, ст. 52. совкупити въ дино, – в последних трёх согласно с 29-м. Сходен со сп. 26: Мф. 21:42 . (нед. 13 Мф.) камень гоже ие в роду створиша (в других: небрегоша); с 30-м: Лк. 4:39 . (пон. 2. Лк.) стави ю гьнь приб. Ин. 3:33 . знамена, как и в сп. 27. Иногда встречаются исправления перевода: Мф. 5:22 . (сред. 1 Мф.) гнвас на бра свого безума (прочие: туне или – всуе); 9:15. (пят. 2 нед. Мф.) да могутъ снве брании алкати дóндеже с ними сть женис– иметс нихъ женис и т огда посттс, – иногда и произвольные дополнения. Мф. 6:32 . (понед, 2 нед. Мф.) всхъ бо си мира сего (приб.) зыци ищютъ; Мк. 8:27 . (суб. 4 пост.) и на пути сдъ (приб.) въпрашаше. Встречаются слова из других наречий взятые: Мф. 5:34 . (пят. 1 нед. Мф.) азъ же глю ва не катис вохма. Мк. 10:43 (нед. 5 пост.) написано: иже хощет рещии бъіти въ васъ (вм. вящший).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

30) О радостях земных Иак.4:9 . «Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость – в печаль». Объясн. Не всегда христианину повелевается сокрушаться, плакать, но и радоваться с радующимися: Рим.12:15 ; 1Кор.12:26 ; а духовная радость, как и молитва , должна быть непрестанной: 1Фес.5:16–18 . 31) О духовной смерти 1Ин.3:14 . «Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев, не любящий брата пребывает в смерти». Объясн. «Мы перешли из смерти в жизнь»: это тоже изречение Самого Господа, повторяемое здесь Иоанном: Ин.5:24 ; Господь говорит в этом месте Евангелия о воскресении и суде: Ин.5:21–30 , и именно о духовном воскресении и суде в настоящей жизни; такое воскресение состоит в том, что человек, погрязший во грехе, как бы умирает духовно, а потом, очистившись от греха покаянием и слезами, как бы вновь восстаёт из мёртвых: Еф.5:14 . 32) О богатстве Мф.13:22 . «А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно». Объясн. Подлежат осуждению богачи, которые безрассудно живут: Лк.16:19–21 , презирают и притесняют бедных: Иак.2:6 , удерживают у работников плату: Иак.5:4 ; но не осуждаются такие богачи, как Иосиф из Аримафеи: Мф.27:57 , или знатные женщины, служившие имением Своим Господу и апостолам: Лк.8:3 . Мк.4:19 . «Но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода». Объясн. Здесь осуждается обольщение богатством: Мф.13:22 , любостяжание: Лк.12:15 , и не в Бога богатение: Лк.12:21 . Доброе употребление богатства восхваляется: Лк.16:8–9 . Мк.10:23–25 . «И посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие! Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Лк. 12:33–34 «Продавайте имения ваши и давайте милостыни. Приготовляйте себе влагалища неветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается, и где моль не съедает; ибо, где будет сокровище ваше, там и сердце ваше будет»; Пример спасительного употребления богатства – действенное покаяние Закхея; Невозможно служить Богу и маммоне ( Лк. 16:13–15 ); Сам Христос, – совершенный человек, – ничего не имел. «Иисус сказал ему: лисицы имеют норы; и птицы небесные – гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» ( Лк. 9:58 ); Господь осуждает сребролюбие фарисеев ( Лк. 16:14–15 ), страсть к богатству (любостяжание) «При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» ( Лк. 12:15 ); Страсть к богатству приводит к безумию ( Лк. 12:20 ); напротив, следование за Христом – к совершенству ( Мф. 19:21 : «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах – но, чтобы не думали, что для совершенства достаточно только ничего не иметь, говорит – и приходи и следуй за Мною»; Следование за Христом предполагает способность к самоотвержению ( Лк. 14:26–27 ); Лк. 14:33 «отрешится «от всего» – не только от материального, но и от своих представлений, привычек, наклонностей, если они противоречат воле Божией. Толкование Лк. 9:57–62 ( Мф. 8:19–22 ) 15, с. 119–120]: Почему было отказано книжнику (блаж. Иероним, блаж. Феофилакт); Почему Господь не позволяет «идти похоронить отца»? 15]; уникальное место в Лк. ( Лк. 9:61–62 ) Общесиноптическое повествование о богатом юноше ( Мф. 19:16–23 ; Мк. 10:17–24 ; Лк. 18:18–24 ) Почему Господь говорит: «Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог»? 15, с. 204]; На вопрос юноши: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» – Господь отвечает, что достаточно выполнять заповеди. По-видимому, имеются в виду заповеди Декалога. Почему юноша спрашивает: «какие»? (Некоторые толкователи говорят, что он ожидал от Учителя каких-то необыкновенных указаний, а не тех, которые обязательны для исполнения);

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

Мф.26:56 .  Тогда ученицы вси оставльше Его бежаша. Тогда все ученики, оставив Его, бежали. Когда они услышали, что Иисус Христос сообразно с Писаниями предал Себя добровольно, и видели, что уже нельзя будет более Ему убежать от них, разбежались, согласно с неложным Его предсказанием. Марк ( Мк.14:51–52 ) присоединил, что один юноша, завернувшись по нагому телу в покрывало, следовал за Ним; и воины схватили его. Но он, оставив покрывало, нагой убежал от них. Одни говорят, что юноша был из того дома, в котором Иисус Христос вкушал пасху, а другие, что это был Иаков, брат Господень, который всю свою жизнь употреблял одну одежду. Завернулся в покрывало по нагу, т.е. по телу. Мф.26:57 .  (Воины) же емше Иисуса ведоша к Каиафе архиереови, идеже книжницы и старцы собрашася. А взявшие Иисуса отвели Его к Каиафе первосвященнику, куда собрались книжники и старейшины. Подобное же написал и Марк ( Мк.14:53 ), и Лука ( Лк.22:54 ); но Иоанн, который, начиная с этого места, пишет обо всем обширнее и подробнее, как присутствовавший при всем этом, говорит ( Ин.18:12–13 ): «спира же и тысящник и слуги Иудейстии яша Иисуса и связаша Его, и ведоша Его ко Анне первее: бе бо тесть Каиафе, иже бе архиерей лету тому». Затем, рассказав подробно все происходившее в доме Анны, что опустили другие евангелисты, говорит в конце: «посла же Его Анна связана к Каиафе архиереови» ( Ин.18:24 ). Мф.26:58 .  Петр же идяше по Нем издалеча до двора архиереова… Петр же следовал за Ним издали, до двора первосвященникова... Скоро вернувшись назад, он и Иоанн издали провожали Иисуса Христа. Иоанну, как знакомому с первосвященником, позволено было и ближе подойти, как он сам повествует ( Ин.16:15 ). Остальные три евангелиста согласно упоминают об одном только Петре, по необходимости, чтобы показать, что пророчество Спасителя об его отречении исполнилось, и чтобы научить, как худо полагаться на самого себя и не надеяться на Бога. А Иоанн упомянул и о себе ради точности; но чтобы не показалось, что он хвалит себя за то, что следовал за Учителем во время такой опасности, он скрыл свое имя и сказал: «по Иисусе же идяше Симон Петр и другий ученик» ( Ин.18:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

В поучении, произнесенном на горе Елеонской незадолго до ареста, Иисус возвращается к той же теме: Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга ( Мф.24:9–10 ). Похожие предсказания содержатся также у Марка и Луки ( Мк.13:9–13 ; Лк.21:12–17 ). Во всех указанных случаях Иисус говорит ученикам прежде всего о том, что ожидает их в ближайшем будущем, предсказывая гонения со стороны иудеев: об этом свидетельствуют упоминания о «синагогах» и у Иоанна, и у синоптиков. В речах из синоптических Евангелий предсказываются также гонения со стороны языческих правителей Римской империи, однако в беседе на Тайной Вечере, как она передана у Иоанна, речь идет, как кажется, только о гонениях, которые будут инспирированы иудеями. О том, что такие гонения были действительно развернуты иудеями вскоре после распятия и воскресения Иисуса, свидетельствуют многочисленные источники – как христианские, так и внешние. В Деяниях рассказывается о том, что иудеи забили насмерть камнями апостола Стефана ( Деян.7:57–60 ), а царь Ирод умертвил мечом апостола Иакова Зеведеева и в угоду иудеям арестовал Петра ( Деян.12:1–3 ). Иосиф Флавий упоминает о смерти «Иакова, брата Иисуса, именуемого Христом, равно как нескольких других лиц» по приказу синедриона, приговорившего их к казни через побиение камнями 473 . Предавая на смерть христиан, иудеи были уверены, что тем самым «служат Богу», поскольку считали себя защитниками отеческих преданий и ветхозаветных установлений. Апостол Павел, напоминая о своем прошлом, пишет галатским христианам: Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее, и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий ( Гал. 1:13–14 ). Неумеренная ревность иудеев, заменивших заповедь Божию собственным преданием ( Мф.15:3, 6 ), стала причиной их конфликта с Иисусом; она же станет главной движущей силой их сопротивления распространению христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010