архимандрит Амвросий (Юрасов) О храме Божием Храмом, или церковью называется особое, посвященное Богу здание, предназначенное для общественных Богослужений и молитв. Храм освящается епископом или назначенными им пресвитерами, после чего становится местом постоянного благодатного присутствия Божия, домом Божиим. Протестанты считают, что храмы не нужны, при этом они ссылаются на Священное Писание: «Всевышний не в рукотворенных храмах живет» ( Деян.7:48; 17:24 ). Строительство храмов было не выдумкой человеческой, а благословением Божиим. Господь Сам повелел строить храмы и обещал пребывать в них: «И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их», – сказал Он Моисею ( Исх. 25:8 ). «Взойдите на гору и носите дерева, и стройте храм; и Я буду благоволить к нему, и прославлюсь», – говорил Господь ( Агг.1:8 ). Бог благословил строительство Соломонова Храма и выбрал его местом особого Своего пребывания. «Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моем и там вовек: и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни ( 3Цар.9:3 ), – сказал Он Соломону. Свое благоволение ко храму Господь ознаменовал явлением Своей славы: «и не могли священники стоять на служении по причине облака, ибо слава Господня наполнила храм Господень» ( 3Цар.8:11 ). Бог обитает не только на небе: «Я живу на высоте небес и во святилище» ( Ис.57:15 ), – значит храм освящен Богом, Который постоянно в нем присутствует; храм является Его домом – и потому великой святыней. Протестанты считают, что это было только в Ветхом Завете. Первые христиане молились в обыкновенных домах, значит так должны поступать и мы. . Сам Господь Иисус Христос: говорил о храме: «Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему» ( Лк.2:49 ). Он всегда воздавал храму честь, ходил туда в праздники и учил ( Лк.19:47; 20:1 ; Ин. 5:1; 7:14; 8:2; 10:23 ), о чем и сказал так: «каждый день с вами сидел Я, уча в храме» ( Мф.26:55 ). Ревнуя о святости храма Христос изгнал из него торговцев, не позволял проносить через него посторонние предметы ( Мк.11:15–16 ). Обличая фарисеев, он сказал: «Безумные и слепцы! что больше: золото, или храм, освящающий золото?., клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем» ( Мф.21 ). Господь ясно говорит: Бог живет в храме и освящает его.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

Ин. 18:24, 25 ; Мк. 14:53, 54, 69, 70, 55–64 ; Мф. 26:57, 58, 71,72, 59–66 ; Лк. 22:54, 55, 58 После допроса, Анна послал Его, связанного, к первосвященнику Каиафе. В доме Каиафы собрались все прочие первосвященники, и старейшины, и книжники; и, таким образом, составили совет Синедриона. Петр же издали следовал за Иисусом Христом до двора Каиафы; здесь он вошел внутрь самого двора, и сел между служителями к огню, чтобы видеть, чем все кончится. Тут кто-то сказал ему: «а не из учеников ли Его и ты?» Он отрекся, и сказал: «нет!» В собрании Синедриона, первосвященники и старейшины стали искать такого свидетельства против Иисуса, по которому бы они могли осудить Его на смерть, но не находили. Потому что, хотя и многие лжесвидетельствовали против Него, только свидетельства не были достаточны. Наконец, выступили два лжесвидетеля, и сказали: «мы слышали, как Он говорил: – Я разрушу этот храм, рукотворный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворный. Слова, подслушанные в храме, ровно за три года, были искажены клеветниками. Когда у Него просили знамения в доказательство, что Он имеет власть действовать в храме, в качестве Господа храма, Он пророчески сказал о Своем теле, в котором обитала полнота Божества: «разрушьте этот храм; и Я в три дня восставлю (воскрешу) его» 36 . Между тем, клеветники эти слова отнесли ко храму рукотворному; и речь изобразили в таком виде, что она отзывалась неуважением к дому Божию, и посягательством на его целость. Впрочем, и это свидетельство признано было недостаточным к тому, чтобы на нем основать смертный приговор. Однако же, Каиафа поневоле должен был довольствоваться, хотя бы этим показанием. Он встал со своего места; вышел на середину собрания, и сказал Иисусу Христу: «что же Ты не отвечаешь ничего? слышишь ли, что они против Тебя свидетельствуют?» Иисус Христос (зная, что совет собран не для того, чтобы, по указанию закона, открыть истину, но, чтобы дать законный вид преднамеренному убийству, и, что свидетельства и допросы клонятся только к тому, чтобы в ответах Его найти какой-нибудь предлог к обвинению), молчал и не отвечал ничего. Тогда первосвященник решился вынудить ответ именем Божиим, и, оставляя околичности изветов, предложил Ему вопрос прямо: «заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам: Ты ли Христос, Сын Бога приснославимого?» Иисус сказал: – «точно, это Я. Даже скажу вам: вы, тотчас, узнаете, что Сын человеческий восседит одесную Бога Всемогущего, и приидет на облаках небесных». – Тогда первосвященник разодрал на себе одежды, и сказал: «Он богохульствует! На что еще нам свидетелей? Вот, теперь вы слышали от Него хулу на Бога: как вам кажется?» Они сказали: «казнить Его смертью!»

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Воины и служители связали Иисуса. Его, безоружного, окружила эта густая толпа с мечами и кольями. Он сказал: – Как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня. Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук: но теперь ваше время и власть тьмы. Тогда ученики, видя, что всякое сопротивление бесполезно и что Иисуса уводят, все бежали. Иисуса повели к первосвященническому дворцу. Там жили главные руководители всего этого заговора: первосвященник Каиафа, и тесть его, бывший первосвященник Анна. Это был чужеземец, вывезенный Иродом Великим из Александрии. Он был любим правительством и ненавидим народом. Талмуд называет семейство Анны «ехидной породой». Это семейство занималось весьма успешно торговлею под портиками храма; там продавались различные предметы для жертвоприношений по очень значительным ценам. Вмешательство Иисуса значительно подорвало это торговое предприятие, которому народ и без того не мог сочувствовать. Первый допрос Иисуса был произведен именно этим Анною (см.: Мф.26:57,59–68 ; Мк.14:53,55–65 ; Лк.22:54,63–65 ; Ин.18:13; 14:19–24 ). Гибель Иисуса была предрешена, а поэтому все допросы велись явно пристрастно. Анна спросил Иисуса об учениках Его и об Его учении, желая найти какое-либо обвинение в противозаконном и тайном учении. Иисус отвечал: – Я говорил явно миру, Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда иудеи сходятся, а тайно не говорил ничего. Что спрашиваешь Меня, спроси слышавших, что Я говорил им; вот они знают, что Я говорил. Тогда один из слуг ударил Иисуса по щеке, воскликнув в лицемерном негодовании: – Так отвечаешь Ты первосвященнику? Иисус отвечал ему: – Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня? Анна, не сумев найти никаких определенных обвинений, послал Иисуса к зятю, Каиафе, который жил в том же дворце. Каиафа был тогда первосвященником. Он получил это звание с соизволения Римского императора и не был любим народом. У него должен был состояться суд иудейских священников над Иисусом.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Сие же все было, да сбудутся писания пророков. Но теперь ваше время и власть тьмы». Воины повели Его к первосвященнику Анне. Из учеников Иисуса Христа издали шли за Ним Иоанн и Петр. За толпой, взявшей Иисуса, следовал также один юноша, обернутый в полотно. Воинам показался подозрительным этот человек: они подумали, что он последователь Иисуса Христа, и схватили его. Но юноша в страхе вырвался от них и, оставив в руках их полотно, убежал. По преданию, это был евангелист Марк. 81. Суд над Иисусом Христом у первосвященников Иудейских Анны и Каиафы ( Мф.26:57–68, 27:1 ; Мк.14:53–65; 15:1 ; Лк.22:54:63–71 ; Ин.18:12–15, 19–24 ) Воины привели Иисуса Христа в дом первосвященника Анны, который передал в это время власть зятю своему, Каиафе, и считался почетным членом синедриона. Анна стал расспрашивать Иисуса Христа об учениках и учении Его. Спаситель, вполне сознавая Свою чистоту и невинность в деле Своей проповеди, отвечал ему: «Я говорил явно миру; всегда учил в синагоге и в храме, где иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего. Что спрашиваешь Меня? – спроси слышавших Меня, что Я говорил им; вот они знают, что Я говорил». Только что Иисус Христос произнес эти слова, один из служителей первосвященника, желая угодить господину своему, ударил И. Христа по щеке и сказал: «Так Ты отвечаешь первосвященнику?» Спаситель кротко перенес это оскорбление и только заметил слуге: «Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь меня?» Между тем в доме первосвященника Каиафы собрались члены синедриона для суда над Спасителем. По закону, собрание членов синедриона должно было проходить днем и в зданиях храма; но враги Иисуса Христа так сильно желали скорее обвинить Его в чем-нибудь, достойном смерти, что собрались ночью в дом первосвященника для суда над Спасителем. Анна, зная об этом, послал связанного Иисуса к Каиафе. Чтобы обвинить Его в поступке, достойном смерти, члены синедриона подкупили лжесвидетелей и позвали в собрание. Много говорили лжесвидетели против Спасителя, много старались они оклеветать Его, но не могли придумать обвинения, за которое можно было бы убить Иисуса.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

В это время стали собираться вокруг Господа остальные восемь Апостолов. Стражники очнулись от охватившего их ужаса; некоторые из них подошли к Господу ближе; другие же хотели предупредить сопротивление Апостолов, и для этого захватить и их всех. Тогда Господь вторично спросил: «Кого ищете?» и когда Ему ответили – «Иисуса Назорея», – то Он сказал им: «Я сказал вам, что это Я; итак, если Меня ищете, оставьте их, пусть идут!». Подошедшие в это время ближе к Господу Апостолы хотели заступиться за Него; кто-то из них спросил: «Господи! не ударить ли нам мечем?» А Петр, не дождавшись ответа на этот вопрос, выхватил из ножен находившийся при нем меч, ударил им одного из слуг первосвященника, именем Малх, и другие Апостолы хотели последовать примеру Петра; но Господь остановил их рвение, сказав им: Оставьте! довольно! Подойдя к Малху, Он коснулся поврежденного уха его и тотчас же исцелил его; обращаясь же к Петру, сказал: Вложи меч твой в ножны, ибо все, взявшие меч, мечем погибнут! Разъясняя Петру всю необдуманность его поступка, Господь сказал: Неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец? или ты думаешь, что Я не могу теперь же умолить Отца Моего, чтобы послал в защиту Мою более двенадцати легионов Ангелов? В толпе оказались не только старейшины, но и первосвященники и начальники храма. Заметив их, Господь сказал: Как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня! Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук; но теперь – ваше время и власть тьмы. После того, стражники подошли к Господу и связали Его. Апостолы тотчас же оставили своего Учителя и бежали. И сбылось предсказание: Π о р а ж у Пастыря и разбегутся овцы Его. Когда связанного Господа повели в Иерусалим, воины увидели, что какой-то юноша, завернувшись в покрывало, следовал за ними; находя такое выслеживание подозрительным, они схватили его за покрывало; но он рванулся, покрывало осталось в их руках, а он нагой убежал. Очевидно, этот юноша жил тут же, в селении Гефсимании, проснулся от шума, встал и, не одеваясь, а лишь прикрывшись одеялом, вышел узнать, кто это так шумит в полночь. Об этом юноше упоминает один только Евангелист Марк, но не называет его имени; предание гласит, что этот юноша был сам Марк. 92. Иисус Христос пред судом синедриона. Мф. 26:57–66; Мк. 14:53–64; Лк. 22:54; Ин. 18, 12–24.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Чаще такое явление текстуального согласия замечается у двух Евангелистов. Для Матфея и Марка см., например, историю чудесного насыщения четырех тысяч (Мф. 15:32 сл. Мк. 8:1 сл.) и сравните следующие пассажи: Мф. 13:4 сл. 20 и Мк. 4:4 ; Мк. 4:16 ; Мф. 24:32 и Мк. 13:28 ; Мф. 26:47 сл. 55 и Мк. 14:43 сл. 48. Для Матфея и Луки можно указать на просьбу некоего книжника и ответ ему Христа ( Мф. 8:19 ; Лк. 9:57 ), но ср. также Мф. 7:5 и Лк. 12:46 ; Мф. 8:9 и Лк. 7:8 ; Мф. 12:43 и Лк. 11:24 ; Мф. 24:50 и Лк. 12:46 . Для Марка и Луки хороший пример текстуального созвучия представляет беседа Христа с богатым юношей ( Мк. 10:17–23 и Лк. 18:18–26 ), но смотрите ещё Мк. 15:15 и Лк. 22:12 и др. Такие вербально-текстуальные совпадения едва ли могут быть относимы на долю литературного случая. Во-первых, они слишком многочисленны, чтобы можно было, устранять их столь примитивно. А во-вторых, что касается качественных особенностей в этих редакционных созвучиях, то и здесь есть немало примечательного. Несомненно, что большинство их приходится на репродуктивные части текста, где приводятся слова и речи Христа и других лиц, а в повествовательных отделах, обязанных самим Евангелистам, все это гораздо слабее. Так у Матфея – при 1/6 общего синоптического содержания – 7/8 его падает на изложение и лишь 1/8 на повествование; у Марка на 1/6 часть общей материи приходится только 1/5 часть на её повествовательные пассажи, а у Луки – даже 1/20, при 1/10 сходного материала. Значит, преимущественное совпадение усматривается особенно в репродуктивных параллелях, но отсюда нимало не следует, что причина сему заключается в точности воспоминания и пунктуальности копирования. Ведь, Спаситель и другие говорившие люди пользовались тогдашним «еврейским» языком, и греческий является уже позднейшим переводом. Но последний представлял слишком много разнообразия по сравнению с простотою первого, и тут само по себе непонятно, если синоптики здесь столь часто сходятся в выборе одних известных слов и речений, хотя естественнее было бы ожидать различий.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Никаких выводов о месте составления писаний Луки из этих наблюдений не вытекает. Современные ученые нередко высказывались в пользу составления писаний Луки в Риме, где Лука провел немалое время с ап. Павлом. Но если Лука использовал Мк., остается непонятным, почему он опустил – для Римских читателей! – упоминание Александра и Руфа в повествовании о Страстях (ср. Лк. 23 и Мк. 15:21 ). Другие исследователи склонялись мыслью в пользу Ефеса, но не исключали и Ахаию, поскольку на нее могло распространяться влияние Ефесского Центра. Соображения, которые приводятся в обоснование этого мнения, заслуживают внимания, но вопроса не решают. Если бы это мнение было доказано, не только Иоанновские писания, но и писания Луки были бы связаны с Ефесским центром, и нам не пришлось бы говорить о пробеле в его истории от начала семидесятых до половины девяностых годов. Но где бы ни возникли писания Луки, несомненно, что их первые читатели были христиане из язычников, а, может быть, и шире, язычники, обращавшиеся в христианство. К таковым, как мы видели, мог принадлежать и сам Феофил. Это общее суждение о языческой среде, для которой предназначались писания Луки, подтверждается целым рядом наблюдений. Если Лука использовал Мф. и Мк., мы неизбежно приходим к заключению, что он сознательно опустил те эпизоды, которые могли быть оскорбительны для язычников. Сюда относится, в первую очередь, рассказ о жене-язычнице, которой Господь сказал жёсткие слово о детях и псах ( Мф. 15:22–28 ; Мк. 7:25–30 ). Не менее знаменательно, что Лука поставил в начале Евангельской истории рассказ о проповеди Иисуса в Назаретской синагоге (4:16–30). В этом рассказе общесиноптическое слово о пророке, который не принимается в своем отечестве (ст. 24, параллели: Мф. 13:57 ; Мк. 6:4 ; ср. еще Ин. 4:44 ) сопровождается ссылкой на Ветхозаветные примеры помощи свыше, дарованной не Израилю, а язычникам (стт. 25–27). Мысль о спасении язычников, которою, таким образом, вводится историческое повествование Луки, повторяется в заключении его труда, в том приговоре, который ап. Павел произносит над Римскими Иудеями ( Деян. 28:25–28 , ср., особенно, ст. 28). Можно сказать, что мысль о спасении язычников есть доминирующая мысль в Истории Луки. Ее место в исторической концепции Луки наилучшим образом объясняется языческим происхождением его читателей. Мы помним, что и автор по рождению был язычник.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

Скачать epub pdf Глава 27 Предание Христа Пилату ( Мф.27:1–2 ). Судьба Иуды и цена крови ( Мф.27:3–10 ). Суд Пилатов ( Мф.27:11–25 ). Предание Христа на распятие и самое распятие ( Мф.27:26–56 ). Погребение Господа ( Мф.27:57–61 ). Стража при гробе ( Мф.27:62–66 ). Мф.27:1 . Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти; «Когда настало утро»: все предшествующее происходило ночью, ночью собирался и Синедрион ( Мф.26:57,59 ), постановивший определение предать Иисуса Христа смерти. – «Утро»: это было утро того дня (пятницы), в который по закону вечером надлежало вкушать пасхального агнца ( Ин.18:28,19:14 ). – «Имели совещание»: это было вторичное собрание Синедриона (ср. Лк.22:66 и дал. Мк.15:1 ). – «Чтобы предать Его смерти»: чтобы привести в исполнение определение, постановленное в предшествующем ночном заседании Синедриона. Мф.27:2 . и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю. «Связав Его»: Господа связали еще в саду Гефсиманском, когда брали Его ( Ин.18:12 ). Может быть, в продолжение суда пред Синедрионом Он был развязан; но теперь, когда хотели вести Его к Пилату, как преступника, Его опять связали, конечно, только по рукам. – «Предали Его Понтию Пилату»: с тех пор как Иудея подчинена была римскому управлению, у Синедриона отнято было (ср. Ин.18:31 ) право наказывать преступников смертью без утверждения римского правителя (лет около 10 спустя по Р. Хр.). Побиение камнями Стефана, несколько лет спустя по распятии Иисуса Христа, было поступком своевольным возмутившегося народа. – По закону уличенные в богохульстве должны быть побиваемы камнями ( Лев.24:10–16 ); но иудеи, согласно непостижимой для них воле Божией, не хотели предать Иисуса Христа этой казни, а решились подвергнуть более поносной – распятию на кресте, и потому силились обвинить Его не только в богохульстве, но и в политических преступлениях. – «Понтий», по прозванию «Пилат», был пятым правителем (прокуратор или игемон) Иудеи, получил прокураторство от императора римского Тиверия в 26-м году по Р. Хр., – человек гордый, надменный и жестокий, но вместе малодушный, трусливый, ненавидевший иудеев и особенно их правителей и ненавидимый ими. После десятилетнего правления он вызван был к суду в Рим (в 36-м г.) и потом заточен в Виенне (Vienne, в южной Галлии), где кончил жизнь самоубийством. Прокураторы обыкновенно жили в Кесарии ( Деян.23:23 и дал. Деян.24:27,25:1 ): но на праздник Пасхи, когда много собиралось в Иерусалим иудеев, они переселялись сюда для ближайшего наблюдения за порядком и предупреждения народных волнений.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

А если бы они видели звезду на западе, над Иудеей, то со стороны иудеев естественно было бы ожидать возражения, почему они не видели того, что видели волхвы, живя вдали от Иудеи. Но как бы то ни было, во всяком случае, весть, принесённая волхвами в Иерусалим, произвела удручающее впечатление на жителей Иерусалима и особенно на Ирода царя. Мф.2:3 . Слышав же Ирод царь смутися и весь Иерусалим 646 с ним. Что Ирод смутился от слов волхвов, это было вполне естественно. Получив от римлян титул царя иудейского, он, конечно, желал упрочить его за собою и за своим домом. И вот вдруг он слышит, что родился законный Царь Иудейский, – Царь, ожидаемый всеми иудеями, чего он не мог не знать. Как было не смутиться ему при таком слухе? Но почему, спрашивается, смутился вместе с ним и весь Иерусалим? Казалось бы, он должен был с радостью услышать эту желанную для себя весть. Можно думать, что смутились прежде всего приверженцы Ирода, лично заинтересованные в нём и его династии, путём лести и самоунижения пред тираном, обеспечившие своё материальное положение. Что же касается прочих жителей Иерусалима, то они не могли не прийти в трепет и смущение из опасения великих смут в государстве, так как ясно было, что жестокий тиран не уступит без борьбы своего трона. Вообще все поражены были неожиданным и необыкновенным известием и всех и каждого, без сомнения, занимал вопрос волхвов: где родился Царь Иудейский? – боялись только открыто спросить об этом. И вот, Ирод, как бы в ответ на это общее желание, но с тайною зверскою мыслью погубить Младенца, собирает всех первосвященников и книжников и спрашивает их, где должен родиться Христос? Мф.2:4 . И собрав вся первосвященники и книжники людския, вопрошаше от них: где Христос 647 раждается? Ирод собирает всех первосвященников и книжников народных, т. е. полный синедрион 648 . Под именем первосвященников здесь, равно как и в других местах Евангелия ( Мф.16:21, 20:18 и др.), нужно разуметь не в собственном смысле первосвященников, так как у иудеев был только один действительный первосвященник ( Мф.26:59, 61–65 и др.), но также лиц, когда-либо состоявших в звании первосвященника, а главным образом, старейших священников, которые были представителями 24-х священнических классов, на которые ещё Давид разделил всех священников ( 1Пар.24 ). Все они имели право участвовать в синедрионе. Книжники народные – это сведущие в законе лица, хранители и толкователи его, учители народа ( 1Ездр.7:10–11 ; Мф.7:29 ; Лк.5:17 и др.). Они не составляли особого замкнутого сословия, могли быть из всякого сословия, и при том, более учёные из них состояли членами синедриона ( Мк.15:1 ; Лк.22:66 ; Мф.26:57, 59 ). Это компетентное в религиозных вопросах собрание могло дать и действительно дало решительный и давно готовый ответ на вопрос: где Христос раждается 649 , т. е. где должен родиться Христос?

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Пред очами нашими образ Божественного Праведника, в присутствии которого все праведные человеки, с их судьбою, скрываются, как звезды при солнце. Христиане! роде праведных! наследники и подражатели Праведника Иисуса! «Праведный погибе! взяся праведный!» Сей высочайший и единственный Праведник Тот, Ему же имя: «Господь правда наша» (Иерем. XXIII. 6), который есть самая правда , по существу своему, и правда наша , по благодати нам от Него подаваемой, «Святый святых и святяй» освящаемых, «живый посреде грешных преставлен бысть!» ( Прем.4:10 ) «Краеугольный «камень», на нем же зиждется всякое создание Божие, о нем же и мы «созидаемся в жилище Божие духом» ( Еф.2:22 ), пренебрежен и » отвержен зиждущими» ( Пс.117:22 ). «Сын Божий возлюбленный, о немже благоволи» ( Мф.3:17, 17:5 ; Мк.1:11 ) Отец, возненавиден, поруган и умерщвлен сынами человеческими, сынами гнева и погибели! Если тако чистейший цвет человечества, древо живое и плодоносное сожигается огнем суда Божия, – что же будет с остальным человечеством, с сим древом бесплодным, прежде прозябения умершим и сухим хврастием? «Аще в сурове древе сия творятся, в сусе что будет?» ( Лyk. XXIII. 31 ). Востани «лежащий во зле» и спящий «мир» ( 1Ин.5:19 ), и виждь, «како праведный погибе: ...от лица бо зла взяся праведный» ( Ис.57:1 ). Надлежало бы всему миру быть праведным, якоже «сотвори Бог» первого «человека праваго» ( Еккл.7:29 ); и тогда бы Сын Божий, глава праведных, обитал в человеках, и царствовал во всем мире, открыто и торжественно, и непрестанно проливал бы свет и силы небесные на землю дотоле, доколе наконец соделал бы ее самым небом. Теперь, поелику мир есть владычество зла, то царство Сына Божия «несть от мира сего» ( Uoah. XVIII 36). Посетил было сей Царь правды землю на краткое время, но и в сие краткое время. – «о роде неверный и развращенный!» – жаловался Он: «доколе буду с вами? доколе терплю вам?» (Мат. XVII, 17). И не стерпел Он зла, или, лучше, зло не стерпело Его присутствия: и се – «несть зде! ( Мф.28:6 , Мк.16:6 , Лк.24:6 ) Потщася от среды лукавствия! ( Прем.4:14 ) От лица зла взяся праведный!» ( Ис.57:1 ) Но почто взываю я к миру? Не подумали бы слышащие, что сие до них и не касается? – Нет! Кто бы ты ни был предстоящий здесь, хотя един Бог ведает твои дела; но, поелику слово Божие сказует и о тебе, также как и о всех прочих, яко «прилежит помышление человеку прилежно на злая от юности его» ( Быm. VIII. 21 ); и поелику ты не можешь не примечать, чаще или реже, «исходящих от сердца» твоего «помышлений злых» (Мат.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010