Живой Колос. С. 53 1149. Ради смерти Богочеловека стоит мир и века Ради Искупительной смерти Богочеловека за мир, стоит весь мир, и нерушимо стоят все века, за этот час смерти неповинной, искупительной: долготерпит Господь всем беззаконникам, богохульникам, изменникам веры и Церкви, за этот час. Живой Колос. С. 59 1150. Величие литургии – она совершается за наши грехи О, божественная, святейшая, пренебесная, всеобъемлющая, небо и землю сосредоточивающая литургия православная! Сколь ты чудна, вожделенна, полна бесконечной благости, премудрости, правды, святости Божией, величия непостижимого... О, невыразимое чудо чудес литургия! Пади пред ней, человечество, и лей слезы покаяния: ведь, за твои грехи она совершается! Живой Колос. С. 63, 65 1151. Частое причащение дает здоровье, мир, обновление Причащение Святых Таин в каждую литургию нас делает здоровыми, мирными, обновленными. Сколько сокрыто величайших дарований в литургии! Благодарим Господа, оживляющего нас Своими чудными Тайнами! Христиане православные! боготворите литургию, боготворящую нас, по милости Божией! Священники и миряне, обновляйтесь ею всякий день. Живой Колос. С. 66 1152. Излишний сон разслабляет душу и тело Кто долго спит, для того интересы духовные делаются чуждыми, молитва – трудной, наружной и несердечной, а интересы плоти становятся на первом плане – пища и питие, прибыль, игры, разные увеселения. Излишний сон вреден, расслабляет душу и тело. Живой Колос. С. 82 1153. Серчание на вещи ведет к гневу на людей без причины Не сердись на бездушные вещи и не ругай их, когда они не так, как нужно складываются и бывают тебе помехой в деле. Привыкнешь сердиться на вещи, будешь сердиться и на людей даже без причины, и от любви отпадешь, а любовь – сущность всего закона Божия. Люби ближнего, как самого себя ( Мк. 12:33 ). Живой Колос. С. 109 1154. Человек крайне изменчив и, с высоты духовной, вмиг может пасть в бездну греха Человек ужасно непостоянен и изменчив вследствие первоначального повреждения в раю: с высоты горнего созерцания и помыслов Божественных, он во мгновение может упасть в мерзость скверных, лукавых, блудных и хульных, злых и завистливых помыслов и чувств, так, что после высокой духовной радости приходится тайно плакать о своем окаянстве. Блажен, кто благодатью Божией утвердился непоколебимо в Боге и избегнул козней велиара – богохульника.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Итак, христианину нужны: во-первых, учение о вере в Бога и в таинства (тайны), которые Он открывает; во-вторых, учение о надежде на Бога и о средствах утверждения в ней; в-третьих, учение о любви к Богу и ко всему, что Он повелевает любить. 63. Церковь вводит нас в учение о вере посредством Символа веры. 64. Руководством к учению о надежде можно принять изречения Господни о блаженстве и Молитву Господню. 65. Начальное учение о любви можно найти в десяти заповедях Закона Божия, а также в Новом Завете(Мф.5,44,46; 10,37. Мк.12,30-38. Лк.7,47; 11,42; Ин.13,34-35; 1Кор.13,1-9 и др.). Часть первая. О ВЕРЕ О Символе веры вообще и о его происхождении 66. Символ веры есть учение о том, во что должны веровать христиане, изложенное в кратких, но точных словах. 67. 1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. 2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. 3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедщего с Небес, и воплотившегося от Духа Сеята и Марии Девы, и вочеловечшася. 4. Распятаго же за ны при Понтийтем Пилате, и страдавша и погребенна. 5. И воскресшаго в третий день по Писанием 6. И восшедшего на Небеса, и седяща одесную Отца. 7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца 8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшего пророки. 9. Во Едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь. 10. Исповедую едино Крещение во оставление грехов. 11. Чаю воскресения мертвых 12. и жизни будущаго века. Аминь. 68. Учение веры так изложили отцы Первого и Второго Вселенских Соборов. 69. Вселенский Собор - это собрание пастырей и учителей христианской Кафолической Церкви, по возможности со всей Вселенной, для утверждения истинного учения и благочиния между христианами. 70. Вселенских Соборов было семь: 1-й - Никейский (325 г.); 2-й - Константинопольский (381 г.); З-й - Ефесский (431 г.); 4-й - Халкидонский (451 г.); 5-й - Константинопольский второй (553 г.); 6-й - Константинопольский третий (680 г.); 7-й - Никейский второй (787 г.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/349/...

Притом – разве мало еще мирских предметов для шутки и веселости? зачем же трогать священное? Дано нам священное не для того, чтоб шутить над ним, а чтоб благоговеть. – Наконец, тяжесть греха кощунства видна из того, что случалось – тотчас же карал правосудный Бог виновных в нем. Так, были примеры, что тот человек, который притворялся покойником, между тем, как другие шутили над ним или просили у кого пособия, чтоб похоронить его, – тот человек и действительно оказывался умершим. В одной из духовно-повествовательных книг говорится, что дети играли кощунственно обедню, и – тотчас явился с неба огонь на вещи, которые они приготовили для бескровной жертвы, бросив их самих в страшном испуге на землю: испуг прошел только через сутки 30 . Но, если Бог долготерпит кощунникам, то потому, что «на покаяние их ведет» ( Рим.2:4 ) или покаяния от них ожидает. И, о! если б они поняли это 31 . Применение божественного и священного к предметам или действиям явно греховным «Бог поругаем не бывает» ( Гал.6:7 ). А не поругание ли это, когда просят гостя или сам гость желает угоститься третьей рюмкой вина в честь Пресвятой Троицы? Повторением чего-либо до трех раз можно чествовать Святую Троицу только в предметах чистых, вслед за правосл. Церковью : например, в этом смысле Церковь делает троекратное обхождение вокруг купели, трижды произносит аллилуйя. Но многопитие вина есть грех: на что же похоже и грех-то творить во славу Божию? – Так, иной святым именем «ангела» величает устно или в письме («ангел мой»!) женское лицо, к которому имеет незаконную любовь... Так, некоторые вплетают имя угодника Божия в разгульную песнь. О, человек! не увеличивай кощунством тяжести и без того нелегких грехов своих! Равнодушие-смолчание при чьем-либо богохулении и выражение удовольствия к чьему-либо кощунству В Ветхом Завете услышать чье-либо богохульство почиталось страшною неожиданностью: иудей в сильном негодовании за то, что оскорбляем был Сам Бог, раздирал на себе платье ( 4Цар.19:1 , снес. Мк.14:65–66 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Popov/...

Ам 2:11–12 — единственное место во всём корпусе поздних Пророков, где упоминаются назореи. О назореях (назир, собственно, означает ‘посвящённый’ — ср. Лев 25:5; Втор 33:16; 64 Суд 13:5) говорится в постановлениях 6-й главы книги Чисел, которые регулируют институт назорейства (особенно подробно говорится о процедуре завершения временного назорейства). В истории ветхозаветного Израиля имеются два примера назорейства — судья Самсон (Суд 13–16) и пророк Самуил (1 Цар 1:11). Возможно, имел отношение к назорейству и Иоанн Креститель, о котором ещё до его рождения было сказано, что он не будет пить вина и сикера (Лк 1:15). Отказ от вина (и от винограда и его производных вообще 65 , Чис 6:3–4) — одна из составляющих обета назорейства; другие две — отказ от пострижения или бритья волос (Чис 6:5) и отказ от прикосновения к покойникам, даже если те являются ближайшими родственниками (Чис 6:7). Обет назорейства давался на определённый срок или на всю жизнь. Был ли связан обетом назорейства Иисус Христос? Если да, то только временным, ведь, согласно Евангелиям, Он не воздерживался ни от вина, ни от прикосновения к покойникам. Прозвище Nazwra‹oj, Назорей, или NazarhnÒj, Назарянин (Мф 2:23; 26:71; Мк 1:24; 10:47; Лк 4:34 и др.) Господь мог получить от города, в котором жил, от Назарета (Мф 2:23). Впрочем, для Матфея, возможно, это прозвище — по созвучию — ассоциировалось со словом нецер ‘ветвь’ из Ис 11:1 (ср. незер — назорейство, посвящение). В LXX слово незирим (назореи) переведено как ¡giasmÒn, освящение, очищение (в Ам 2:11) и как ¹giasmšnouj, посвященные (в Ам 2:12). Таргум переводит причастием: учащие. Современные комментаторы Таргума Каткарт и Гордон считают, что таким переводом “Таргум актуализирует иудейскую дискуссию о неосторожных обетах” 66 . Пророки и назореи — избранники Божьи, Его глашатаи и свидетели. Противопоставлять себя им — всё равно что противопоставлять себя Богу. Это-то и делали израильтяне, когда — …назореев поили вином и пророкам приказывали, говоря: “не пророчествуйте” (Ам 2:12).

http://pravmir.ru/kniga-proroka-amosa-2-...

53 Путешественники по Св. земле (Нор. Пал. 2, 169. 170) уверяют, что лилии и доселе растут там по долинам. 60 Евангелисты Матфей ( Мф.27:48 ) и Марк ( Мк.15:36 ) повествуют, что распятому Господу подано было питье на трости – αλμος. Слово сие означает всякую трость или стебель (у льна), соломину у хлебных растений. К какому же растению принадлежит, трость, о которой упоминают Евангелисты Матфей и Марк? Сие изъясняет Св. Иоанн ( Ин.19:29 ), который говорит, что губка была возложена на иссоп. Стебель иссопа довольно велик и тверд (по Флавию Antiqq. 8, 2. ιδος δνδρ), и потому на нем легко могла удержаться губка с уксусом и удобно было поднести ее к устам Распятого. 65 В разных видах, особенно с февраля по май: artemisia judaica, art. absynthium L. Кл. – Б. 1, 93, 95. 66 Hieronymus: Est autem νυζα herba vilissima et amara, odorisque pessimi. Розенмиллер в своем исследовании древностей еврейских почитает вероятным, что еврейское растение сирпад означает какую-нибудь малоизвестную степную траву. 67 Tamarix mannifera. Он принадлежит к отделению растений семенных, к классу двусемянодольных, к подклассу раздельнолепестных, и к семейству тамариксовых. Подробное описание тарф можно видеть в первом путешествии архимандрита Порфирия Успенского в Синайский монастырь, в 1845 г. С.-Петербург 1856 г. бол. 8.; во втором путешествии его же в Синайский монастырь в 1850 г. С.-Петербург 1856 г, бол. 8. Также в путешествии Тишендорфа на Синай. См. Иллюстр. газета. С.-Петербург, 1863 г, 6-й. 68 Слово: манна происходит от евр. ман, что? Когда Израильтяне в первый раз увидели на пустынной поверхности земной манну, или нечто мелкое, снеговидное, как гололедица: то говорили друг другу – ман-гу (что это?), ибо не знали, что такое. Моисей же сказал им: это хлеб, который Иегова дал вам в пищу ( Исх.16:14,15 ). Ныне, на востоке собирают манну, или вещество несколько похожее на нее, не с одних тарф, но также с разных других растений: в Аравии – с деревьев баллут или афс, и с верблюжьей травы (Hedysarum Alhagi); в долине Иорданской – с дерев харраб и терешреш; в Персии и в долинах между Мердиной и Диарбекиром – с дерев дубовых; в малой Азии, в округе Энишегирском просто Ягель (lecanora esculenta). См Т. И. В. Э. О. 1851 г., – О. З. 1846 г. Т. 46., – Э. А. Плюшара: Аравия. Все эти виды манны, по месту происхождения своего, а также по вкусу и виду, совершенно отличны от синайской манны, собираются в незначительном количестве, и употребляются не столько в пищу, сколько как лекарство. Так наприм. кудрет-галвасси или Божья сласть, предписывается врачами в хронической осиплости, сухотке и чахотке.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Razum...

Радуйся, о страж опекаемого тобою места; Охраняй непрестанно тех, кто здесь живет. 57. Другая [к нему же] Изображающий меня, пусть даже осенением одного только пальца, Тотчас обращает беса враждебного в бегство. 58. Однострочные эпиграммы к святому Кресту 67 О Крест, молниевидное сияние для зрящих его. О Крест, монахов легкий путь ко спасению. О Крест, уничтожитель блуда для благочестиво любящих тебя. О Крест, истирающий грехи плачущих. О Крест, надежнейший защитник любящих чистоту. 59. Другое [к нему же] Всякий, кто изображает меня, должен испытывать желание изобразить и Христа, Поскольку Он связан со мною Своими страданиями. Ибо тот мой враг и противник, Кто не изображает Его, пусть даже изображая меня. 60. Одностишие Людям свечу я, а попаляю властителей тьмы. Эпиграммы, посвященные святым (61–84) 68 61. К [св. Иоанну] Предтече Я – икона досточтимого Предтечи; И тех, кто с трепетом мне поклоняется, Как если бы они оказывали честь ему самому, Сохраняю я невредимыми от заблуждения еретиков 69 . 62. К святому Иоанну Богослову Сын грома ( Мк. 3:17 ), молния Слова, Когда я взираю на твое изображение, просвещаются мои мысли, Ибо ты возжигаешь пламя непостижимых слов, Поспешая избавить мир от мрака заблужденья. 63. К святому апостолу Павлу Радуйся, о великий сосуд Божественного ведения, Из которого все сполна черпают Божественные [блага]; Ведь ты вырвал весь мир из [плена] заблужденья И восшел на высоту, третьего неба достигши (ср. 2Кор. 12:2–5 ). 64. К святому [пророку] Захарии Ты, что произвел на свет величайшего из пророков 70 , Сам [был] пророком и священником Божьим; И принося Владыке [в жертву] божественный плод, Ты [был] умерщвлен мечом пред престолом Господним. 65. К святому Дионисию [Ареопагиту] Весьма преуспев в Божественных вещах, ты, треблаженный, И Ангелов таинственно описуешь; Простираясь на всю иерархию [священную], Догматов широтой ты наполняешь мир. 66. К святому Василию [Великому] Воссиял ты в свете своей славной жизни И просвещаешь мир делами и словами;

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

65. Поэтому-то приклоните ухо ваше к словам уст его, и он передаст вам изначальные наставления, которые он услышал и узнал и которые поведали ему отцы его. Ибо истинное смирение у людей способных распознается по изучаемому и всему прочему, а именно, по умению предоставить уши для слушания того, что будет им рассказано и что узнают они из уст учителей ( Пс. 77:2–3 ). Вот таким образом всякий человек принимает семена слова, смиряясь пред братом, и знает, как получить тридцатикратный, шестидесятикратный и стократный совершенный плод ( Мк. 4:8, 20 ) Духа Святого. Да не явится никто противоречащим или не подчиняющимся игумену; да не будет никто непослушным или дерзким; но все вы будьте покорны, все кротки, все подчиняйтесь вашему духовному отцу, поскольку, согласно божественному апостолу, он должен бодрствовать и молиться за души ваши ( Евр. 13:17 ); да совершает он это с радостью и без ропота – иначе это не принесет вам пользы в здешней жизни. Спешите с верою исповедовать ему помыслы, которые сеют в вас бесы, так как, согласно пословице, выявленные раны не загнивают. Подобно тому, как змеи, пока прячутся в своих норах, живут и рождают многих змей, но когда выходят из нор и выползают наружу, сами становятся видимыми для людей и уничтожаются ими, таким же образом и лукавые помыслы, будучи нами как бы на столбах записаны и обнаружены пред отцами нашими, устраняются мечом Божия слова ( Еф. 6:17 ) и не порождают в нас согласия с ними, направляющего делание наше ко злу. 66. Если же, по причине нерадения, что-нибудь из дурных помыслов осуществится и мы совершим что-нибудь по человеческой слабости, тогда – умоляю – да не закоснеем в происшедшем, но поспешно бежим и припадем к ногам преподобного отца нашего и без стыда со слезами обличим порок, в горячем покаянии примем от него заживляющие лекарства или даже прижигания, и скоро получим исцеление. Не принимайте враждебно то, что он говорит и делает, даже если это противоречит мнению святых отцов, но в настоящий момент склоните пред ним головы. Потом же, если есть среди вас такие, которые отличаются от остальных возрастом, образом жизни или образом мыслей, пусть сообщат ему мнение того, кто с ним не согласен, как предписал и Василий Великий : “Претерпите его в день искушения и горечи Господа ради, никак ему не противясь и не восставая на него”. Ибо противящийся ему и восстающий на него противится власти Божией, как говорит Павел ( Рим. 13:2 ), а во всем том, что не противоречит заповеди Божией, апостольским установлениям и правилам, надлежит вам всячески повиноваться ему и слушаться его, как Господа. Но во всем, что грозит опасностью Евангелию и законам Церкви, не следует слушаться ни его наставлений и повелений, ни даже и ангела, если бы внезапно сошел он с неба, благовествуя вам не то, что благовествовали самовидцы Слова ( Гал. 1:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Stifat/...

О примирении кажущихся противоречий священных писателей с понятием вдохновения 1 . Как можно согласить вдохновение священных писателей касательно исторических подробностей Библии с ясным фактом видимых противоречий, существующих между священными писателями? Св. Матфей говорит, например, что два разбойника, распятые вместе с Господом, поносили Его; св. Лука передает, что лишь один из них злословил Его ( Мф.27:44 ; Лк.23:39–40 ). – Евангелисты Матфей, Лука и Иоанн говорят нам лишь об одном пении петуха, после троекратного отречения св. Петра; св. Марк, рассказывая о том же событии, говорит о двух пениях петуха ( Мф.26:74 ; Лк.22:60 ; Ин.18:27 ; Мк.14:68:72 ). – Св. Павел (1Kop.15:5) 65 говорит, что Иисус Христос по воскресении Своем явился двенадцати ученикам, хотя евангелисты извещают нас, что в это время Иуда уже умер, а из других апостолов некоторые отсутствовали. Можно указать значительное число других примеров этого рода. 2 . Все эти противоречия суть лишь кажущиеся, и напрасно делать из них оружие против вдохновения, в особенности, если допустить то, что вдохновение не было вербальным. Священные авторы говорили обыденною, ходячею, речью. Должно, поэтому, понимать их слова по правилам обыкновенного языка. He стараясь выражаться с строго математическою точностью, они приписывали без труда, например, всей совокупности или всему целому то, что принадлежало в строгом смысле лишь одной части его, как в рассказе о двух распятых со Христом разбойниках или в эпизоде явления воскресшего Христа двенадцати апостолам. В сказании об известном факте священные писатели вообще не заботились о тщательном исчислении всех обстоятельств, к этому факту относящихся, но ограничивались лишь обозначением наиболее важной черты его; это они и сделали в рассказе об однократном пении петуха при отречении Петра. Св. Марк, писавший под руководством своего учителя ап. Петра, сообщил подробность о двукратном пении петуха для того, чтобы лучше выставить на вид ошибку своего учителя и тем удовлетворить его смирению; у других евангелистов не было подобного основания к тому, чтобы быть также точными. Очевидно, впрочем, что в том случае рассказ является более точным, когда он передает факт самым полным образом, но нельзя, однако, по этой причине обвинять другие священные рассказы в неточности. 66

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Отличается ли лексика Павла, когда он описывает интересующий нас феномен, от языка других мест Нового Завета, посвященных тому же вопросу? Идентичен ли язык, употребляемый Павлом для описания «говорения на языках», с религиозной экстатической речью из окружающих эллинистических языческих религий? Описывает ли Павел в 1-Кор. 12–14 феномен, заимствованный коринфскими верующими из языческих культов? Подобные вопросы возникают в уме читателя, пытающегося вникнуть в эти главы 1-го Послания к Коринфянам. Поэтому необходимо, чтобы мы уделили внимание языку, которым пользуется Павел, когда говорит об исследуемом нами явлении. Необходимо сравнить его с лексикой остальных мест Писаний и культурой среды за пределами коринфской церкви. Слово «язык(и)» четырежды употреблено в 1-Кор. 12 65 , дважды в 1-Кор. 13 66 и 17 раз в 1-Кор. 14 67 , что в сумме составляет двадцать три раза. Существенно, что во всех без исключения случаях употребляется греческое слово glossa, то самое слово, которое употребил Иисус в Своем предсказании о «новых языках» ( Мк. 16:17 ) и Лука в Деяниях, описывая опыт Пятидесятницы и проявление того же дара в Коринфе и Ефесе. Еще одно наблюдение. Всякий раз, когда употребляется выражение «говорить языками» (12 раз) 68 , глагол «говорить» является формой того же греческого слова lalein, который использует Лука в Деяниях, описывая известный феномен, и Марк в 16:17. Это означает, что в Новом Завете, когда речь заходит о «говорении языками», лексика полностью совпадает. Некоторые ученые толкуют греческое слово glossa как часть вышедшей из употребления, странной, таинственной речи экстатического происхождения. В греческом языке термин glossa можно перевести как «самостоятельное или иностранное слово». Но все это, однако, отличается от того, что подразумевается сторонниками данной гипотезы. Кстати говоря, употребление термина glossa для обозначения удобопонятного логического языка значительно шире его использования в небиблейском греческом языке для обозначения незнакомой или вышедшей из употребления речи.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/dar-jazy...

Там уже собрались все обвиняющие Христа фарисеи и книжники. Здесь же произошло отречение Петра перед служанкой, среди ночи петух запел в третий раз; и Петр, вспомнив (слово Господа), горько заплакал. Под утро от Анны Христа привели к первосвященнику Каиафе, где Иисус претерпел оплевание и куда были призваны лжесвидетели. А на рассвете Каиафа послал Его к Пилату. Приведшие Его, говорит (евангелист),  не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы (можно было) есть пасху  ( Ин.18:28 ). Поэтому предполагается, что первосвященники и фарисеи, возможно, нарушили закон, перенеся Пасху, как говорит божественный Златоуст 65 . Ибо им подобало есть ее в ночь (на пятницу), но ради убийства Иисуса они отложили ее. А что именно тогда они должны были вкушать ее, – показал Христос, Который той ночью вначале ел пасху, а потом научил совершенному Таинству, – или же (Он сделал так) 66  потому, что, как сказано выше, вместе с законным прообразом подобало явиться и истине. И Иоанн (тоже) отмечает, (что это произошло)  перед праздником Пасхи  ( Ин.13:1 ). Пилат, выйдя (к ним), спросил, в чем (они) обвиняют Иисуса, и поскольку не нашел ничего достойного обвинения, то послал Его к Ироду, а последний – снова к Пилату. Иудеи же стремились убить Иисуса. Пилат сказал им:  возьмите Его вы, и распните, и по закону вашему судите Его  (ср.:  Ин.18:31; 19:6 ). Они отвечали ему:  нам не позволено предавать смерти никого  ( Ин.18:31 ), побуждая Пилата распять (Его). Пилат спросил Христа, Царь ли Он Иудейский. Он признал Себя Царем, но Вечным, говоря:  Царство Мое не от мира сего  ( Ин.18:36 ). Пилат, желая Его освободить, сначала сказал, что не находит в Нем никакой благовидной вины, а потом предложил, по обычаю, ради праздника отпустить им одного узника, – но они выбрали Варавву, а не Христа (см.:  Ин.18:38-40 ). Тогда Пилат, предавая им Иисуса, прежде  велел бить Его,  потом вывел к ним под стражей, одетого в багряницу, увенчанного терновым венцом, со вложенной в правую руку тростью, осмеянного воинами, говорившими:  радуйся, Царь Иудейский!  (см.:  Ин.19:1-5 ;  Мф.27:29 ;  Мк.15:16-19 ).

http://azbyka.ru/sinaksar-ksafnopul

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010