Таким образом начальное население Нижней Сыроватки заключало в себе не менее 284 семей. Понятно, что это – такое число жителей, для которого надлежало немедленно построить особый храм, и следовательно первый храм в Низшей Сыроватке во имя Аристратига Михаила построен был не позже 1660 года. В 1741 году прихожане писали: «в прошлых давних годах в селе Низшей Сыроватке при церкви Аристратига Михаила имелось по три попа, а именно Иоанн Каменской, Андрей и сын его Ияков, которые волею Божьею померли; а ныне имеется токмо один поп Иоанн Войчеховский». Потому согласно с их желанием посвящён во священника диакон сумской Воскресенской церкви Иван Карпов. В 1815 году, по разрешению начальства, заложен был вместо обветшавшего деревянного каменный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы с двумя приделами. Главный храм освящён был в 1822 году. – Построение его совершилось преимущественным старанием священника (с 1803 года), потом (с 1820 года) протоиерея Иоанна Томашевского, который для сбора подаяний на храм отправлялся в губернии Курскую, Черниговскую, и Полтавскую. Самое значительное пожертвование сделано было помещиком села Луки Михаилом Косьменком, который на устроение и украшение нового храма пожертвовал до 3425 рублей серебром. С Томашевским разделял заботы о новом храме священник (с 1806 года) и благочинный (с 1818 года) Стефан Македонский. На окончание храма в 1820 году отпущено было из Святого Синода 10000 рублей ассигнациями. Придельный храм во имя Архистратига Михаила освящён в 1826 году. Книги храма: Октоих печатанный Братством Богоявления Господня в Могилёве 1700 года, оправдание поливательного крещения М. п. 1724 года, служебник киевской печати 1737 года, московской 1739 года, требник К. п. 1737 года, Камень веры киев. 1730 года, Деяния церковные и гражданские Кедрина м. 1734 года, минеи служ. в 12 книг. М. п. 1741 г., триодь М. п. 1745 года, триодь цветная М. п. 1746 года, дар монаха Забродского; устав М. п. 1745 года, дар его же; октоих М. п. 1746 года, дар его же; молебные пения М. п. 1749 года, дар протоиерея Самборского.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

в длину и 20 саж. в ширину); огородные, пахотные и сенокосные земли её бывшим помещиком Павлом Борейком насильственно отняты, а самая церковь эта обращена в латинскую каплицу; документы на землю при этой последней церкви уничтожены. Об этом дело заведено ещё в 1833 г., но… доселе не кончено. Церк.-приход. школа сущ. с 1863 г.; другая школа сущ. в деревне Туровцах. Причт: 1 свящ., 1 псаломщ. и просф. Жалованье всего причта – 404 p. Кроме того в пользу священника идут проценты с капитала 1,000 польских злотых (или 150 p.), завещанных бывшей Левковской помещицею Стрибулевой в 1781 г. 12 мая причту этой церкви на вечное поминовение её рода. Причт. помещения с хозпостройками есть. В селе крупный землевладелец – Вацлав Обуховский р.-кат. исповедания (имение до 5,000 душ). Деревни прихода: Туровцы (помещ. Мержиевский р.-кат. исп.) в 5 вер., Смоловка (помещик Добровольский р.-кат. испов.) 15 вер. Дворов – 216¾, прихожан – 1,732 д. об. п. Свящ. – Захария Яков. Дейниковский (с 1852 г.), псаломщ. – Иларион Спир. Корницкий (с 1884 г.). 71. м. Ивница 106 (при рч. Ивянке) волости Котелянской, от Житомира 30 вер., от ближ. почт. и ж.-дор. ст. Бровки 30 вер., от ближ. приход. м. Котельни 8 вер. и с. Волосова – 10 вёрст. Приход 5-го кл. Церковь во имя Святителя Николая (празд. 6 дек.). Построена 1773 г. на средства бывшего местного землевладельца Ивана Чарнецкого. Деревянная, с такою же колокольнею, на кам. фунд. Копии метрич. книг хранятся с 1741 года, а испов. ведом. с 1801 г. Земли: усад. 3 дес., пахот 30 дес. (в 3 вёрстах местечка), сенок. с лесом 10 дес. 741 саж. (в 2 вер. от м.). Причт: 1 свящ. с жалов. 300 p., псаломщ. – 50 р. и просф. – 16. р. Причт. дома и хозпостройки весьма ветхи. На приход. кладбище есть часовня, дерев., построенная в 1879 г. Копии метр. книг с 1741 г. хранятся в целости. Крупный землевладелец – барон Иван Максимил. Де-Шодуар лютер. испов.; владеет около 2 тыс. дес. пахот. и около 3 тыс. дес. земли лесу и ещё двумя заводами – кирпичным и смоляным. Церк.-приход.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Это было явным расхождением с основами канонического права, прежде всего с 34-м правилом святых апостолов, в котором прямо говорится, что «епископам всякого народа подобает знати Перваго из них и признавати его яко Главу». Это апостольское правило многократно подтверждалось правилами Вселенских и Поместных Соборов. В том же 1721 г. Петр I обратился к Константинопольскому Патриарху Иеремии III с ходатайством о признании Восточными Православными Патриархами Святейшего Синода. Патриарх Иеремия III дал положительный ответ в феврале 1722 г. В сентябре 1723 г. Константинопольский и Антиохийский Патриархи (Александрийская Патриаршая кафедра была вакантна, Иерусалимский Патриарх был тяжело болен) особой грамотой признали проведенную Петром I реформу Высшего Церковного Управления, назвав Святейший Синод своим «во Христе братом», имеющим право совершать то же, что и Патриаршие престолы. «Так неканоническая по замыслу, по ее принципам и способу проведения в жизнь церковная реформа Петра Великого была формально легализована этим утверждением Восточных Патриархов» . На протяжении всего Синодального периода церковная реформа Петра I отрицательно воспринималась в широких церковных кругах. Из иерархов петровского времени, пожалуй, только один архиепископ Феофан (Прокопович) был всецело предан этой церковной реформе, идеологом которой он фактически являлся. Президент Синода Митрополит Рязанский Стефан (Яворский) считал патриаршество необходимой и лучшей формой Высшего Церковного Управления Русской Церковью. Против церковной реформы так или иначе высказывались также вице-президент Синода архиепископ Новгородский Феодосии (Яновский; 1727), архиепископ Тверской Феофилакт (Лопатинский; 1741), митрополит Крутицкий Игнатий (Смола; 1741), архиепископ Ростовский Георгий (Дашков; 1739), епископ Воронежский Лев (Юрлов; 1755), митрополит Казанский Сильвестр (Холмский; 1735), епископ Карельский Маркелл (Родышевский; 1742) и другие иерархи. В XIX в. митрополит Московский Филарет (Дроздов; 1782—1867) возражал против официальной записки А. Н. Муравьева «О состоянии Православной Церкви в России» и, в частности, высказался следующим образом в отношении церковной реформы Петра I:

http://sedmitza.ru/lib/text/436396/

Здание храма было передано Церкви в апреле 1991 года и сразу же начались реставрационные работы. 5 января 1992 года в церкви состоялось первое богослужение. Каменная церковь Казанской иконы Божией Матери была построена на месте деревянной в 1741-1764 г.г. Имела два престола: главный - во имя Казанской иконы Божьей Матери и придельный - во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба. На отдельно стоящей от храма колокольне, которая, к сожалению, не сохранилась, висело 5 колоколов, самый большой из которых весил 51 пуд 13 фунтов. В середине XIX в. церковь была обнесена кирпичной оградой с двумя башнями, в одной из которых помещалась часовня. В настоящее время на ее месте воздвигнута небольшая деревянная колокольня. С 1876 г. Казанская церковь была приписана к Никольской церкви г. Торопца. Церковь закрыта в 1931 г. В советские годы в здании храма располагались разные организации. В алтаре был склад соли с отдельным входом, в разные годы в здании были также кузница, бойлерная, склад валенок и сапог, станков, торговля керосином. Последняя организация, располагавшаяся в этом здании уже в годы перестройки – реставрационный участок. Здание храма было передано Церкви в апреле 1991 г. и сразу же начались реставрационные работы. 5 января 1992 г. в церкви состоялось первое богослужение – Божественная литургия и молебен. Чтимые иконы: чудотворная Казанская икона Божией Матери, икона свт.Тихона, Патриарха Московского и всея России, икона свт. Луки Симферопольского с частицей мощей, икона «Собор 12 святых целителей». Комментарии и обсуждение Храм был закрыт в 1931 г. Возвращен РПЦ в 1991 г. Колокольня, которая, впрочем, была построена чуть позднее самого храма, и каменная ограда полностью утрачены. Иконостас также не сохранился. Храм в стиле торопецкого барокко построен в 1741-1764 годах, улица Соловьева ранее именовалась Казанской. Рядом находилась колокольня, разрушеная коммунистическими властями. Закрыт в 1931 году. Открыт в 1992-м. Действует. К храму приписана кладбищенская церковь Жён-Мироносиц. В Казанском храме лучше других торопецких церквей сохранилось внутренее убранство - здесь хороший иконостас и фрески на стенах.

http://sobory.ru/article/?object=00175

Между тем в самый разгар его исповеднических страданий в 1736 г. умер его главный мучитель архиепископ Феофан. В предсмертные минуты он, вероятно, сознавая глубину своего нравственного падения, вздыхал: «О главо, главо! Разуму упившись, куда ся преклонишь?». В 1740 г., после смерти Анны, российский престол перешел к ее внучатому племяннику младенцу Иоанну Антоновичу. Правителем-регентом стал Бирон. В правящей клике начались раздоры. Генерал-фельдмаршал Миних арестовал Бирона. Регентшей стала мать императора Анна Леопольдовна. Мрачная эпоха оскорбительной для православного русского народа тирании иноземцев подходила к концу. Начались амнистии осужденных. Вскоре, в 1741 г., произошел новый переворот. Царственный младенец был объявлен утратившим престол и отправлен вместе со своими родителями в ссылку в Холмогоры. В 1756 г. Иоанн Антонович был взят под стражу и заключен в казематы Шлиссельбурга. Зачинщики заговора гвардейские офицеры возвели на престол дочь Петра Елизавету. 2. Взаимоотношения Церкви и государства и высшая церковная власть в 1741–1762 гг. Воцарение Елизаветы в русском народе было встречено с надеждами на перемены к лучшему. Православное духовенство переживало это событие как освобождение от кошмара бироновщины. Проповедники с церковных кафедр прославляли новую царицу как спасительницу России от иноземного ига, как новую Эсфирь и Иудифь. Ректор Московской академии архимандрит Кирилл (Флоринский), вспоминая о только что пережитом Россией ужасе, восклицал: «Доселе дремахом, а ныне увидехом, что Остерман и Миних с своим сонмищем влезли в Россию яко эмиссары дьявольские». А новгородский архиепископ Амвросий (Юшкевич) с кафедры провозглашал: «Преславная победительница избавила Россию от врагов внутренних и сокровенных. Такие-то все были враги наши, которые под видом будто верности Отечество наше разоряли, и смотри, какую дьявол дал им придумать хитрость! Во-первых, на благочестие и веру нашу православную наступали. Но таким образом, будто они не веру, но непотребное и весьма вредительное христианству суеверие искореняют. О, коль многое множество под таким притвором людей духовных, а наипаче ученых истребили, монахов расстригли и перемучили! Спросите, за что? Больше ответа не услышишь, кроме сего: суевер, ханжа, лицемер… под образом будто хранения чести и здравия и интереса государства, о коль бесчисленное множество, коль многие тысячи людей благочестивых, верных, добросовестных, невинных… в Тайную похищали, в смрадных узилищах и темницах заключали, гладом морили, пытали, мучили, кровь невинную проливали».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

К 1 янв. 1930 г. в БМАССР действовали 7 евр. общин и столько же синагог. В наст. время существует 1 иудейская религ. организация (в Улан-Удэ). Ислам На 1 янв. 1930 г. в БМАССР действовали 6 мусульм. общин, 5 мечетей, в т. ч. мечеть в Верхнеудинске, открытая в 1908 г. В наст. время в Б. зарегистрированы 3 мусульм. религ. орг-ции (в Улан-Удэ, Гусиноозерске, с. Ст. Онохой), подчиняющиеся Духовному управлению мусульман Азиатской части России. Агинский дацан. 1806–1808 гг. Фотография. 2001 г. появился на территории Б. на рубеже XVII-XVIII вв. в форме т. н. ламаизма . По Буринскому (20 авг. 1727) и Кяхтинскому (21 окт. 1727) договорам, заключенным между Россией и Китаем, монг. и тибет. ламы получили возможность проповедовать буддизм на территории Забайкалья; кит. власти, со своей стороны, гарантировали беспрепятственное действие Русской правосл. миссии в Пекине. В 1730 г. в Зап. Забайкалье прибыли 50 тибет. и 100 монг. лам, в 1740 г. имп. Елизавета утвердила штат в 150 лам, к-рые были освобождены от податей и повинностей, при имп. Екатерине II по просьбе буддийского духовенства рус. правительство преследовало бурят, исповедовавших шаманизм. В результате поддержки правительства к 1741 г. в Вост. Сибири было 11 дацанов и 150 лам, к 1846 г.- 34 дацана, 144 малых храма и 4546 (по др. данным - 5545) лам. Первый буддийский монастырь в Забайкалье - Цонгольский (Хилгантуйский) дацан появился в 1741 г., в 1758 г. был основан Гусиноозерский (Тамчинский) дацан, к-рый в 1808 г. стал главным и оставался таковым до 1937 г. С сер. XIX в. правительство начало принимать меры к ограничению распространения буддизма. С 1853 г. на возведение новых дацанов требовалось разрешение Мин-ва внутренних дел, была запрещена деятельность школ при дацанах (кроме Тамчинского). В 1889 г. расположенные на территории Прибайкалья дацаны были изъяты из ведения пандито хамбо ламы и переданы под управление иркутского генерал-губернатора. К кон. XIX в. в Забайкалье действовало более 40 дацанов, в к-рых жили более 10 тыс. лам-монахов.

http://pravenc.ru/text/153687.html

Excerpta ex historia (ex editions Bonn.), 1741–56, cum notis Labbæi. Notitia FH, 1741–2. CANTACUZENUS. Vide MATTHæUS C. CARPATHIUS. Vide JOANNES С CARYOPHYLLUS. Vide MATTHæS С. CASIMIRUS, rex. Lachiæ, s. XIV. Pittacium græce (inter acta Philothei, СР., 87), CATAPHYGIOTA. Vide CALLISTUS С. CEDRENUS. Vide GEORGIUS С. CEMALEDDINUS, s. XIII. Annales Halebenses, fg. latine (Lassen.), 117, 1021–6. CERAMEUS. Vide THEOPHILUS С. CERULARIUS. Vide MICHAEL С. CHALCONDYLUS. Vide LAONICUS С. CHARITONYMUS. Vide HIERONYMUS С. CHARITOPULUS. Vide MANUEL С. CHILAS. Vide JOANNES С. CHLIARENUS. Vide CONSTANTINUS С. CHOMATENUS. Vide DEMETRIUS С. CHONIATES. Vide MICHAEL, NICETAS С. CHRISTOPHORUS ALEX., patr., 805–36, 100. Homilia cui vita humana sit similis (Fabricius), 1215–32. Ad Theophilum imp., de imaginibus (inter Io. Damasceni opera), 95, 345–86. Notitia Lequien, 1213–4, FH., 1213–6. CHRISTOPHORUS DE BONDELMONTIBUS, s., XV, 133.. Descriptio urbis CP. (cum notis Du Cange), 695–708. CHRISTOPHORUS, patricius Mitylenes, s. XI. Iambi in Dionysium Areopagitam, 3, 115–6 CHRISTOPHORUS, protoasecretis, 117. Exhortatio ad Judæos, cantus 1–2 (Matranga), CHRYSIPPUS, Hierosol, presbyter, s. V, 162. Sanctæ Mariæ; Deiparæ encomium (Ducæus), 755: PGLT., 80. 741–46. Laudamuo S. Joannis Precursoris, latine (Combefis). 765 PGLT., 80, 747–58; Notitia Allalius, 162, PGLT., 80, 739–40. CHRYSOBERGA. Vide MAXIMUS С. CHRYSOCEPHALUS. Vide MACARIUS С. CHRYSOLANUS. Vide PETRUS С. CHRYSOLORAS. Vide DEMETRIUS, MANUEL С. CHUMNUS. Vide MICHAEL, NICEPHORUS С. CINNAMUS. Vide JOANNES С. CLAUDIANUS, presbyter, s. V. Epistola in Synodico c. 202, 84, 826 (immo videtur scripta ad cum in gratiam Pauli presb.). CLAUDIUS APOLLINARIS, Hierapolitanus ep., s. II, 5. De Paschate, fg. (Routh), 1297–1300. Ex libra incerto fg. (id.), 1293–06. Testimonia veterum, 1299–1302. Notitia Lumper, 1285–94. CLEMENS I, papa, s. I, 1–2 I. Epistola 1 ad Corinthios (G.), 1, 201–328, cum notis variorum. Epistola 2 ad Corinthios (G.), 329–48, (id.).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Из других проповедей Амвросия 380 замечательна еще проповедь в день коронации Елизаветы 28 февраля .1742 г. В этой проповеди, сказанной в московском успенском соборе, между другими заслугами Елизаветы, Амвросий указывает на то, что она «книгу, Камень веры, во тьме неведения заключенную, повелела на свет произвесть и освободить», которая также необходима была для духовного чина, «как например всякому искусному мастеру инструменты, воину оружие, плавающему корабленику на море кормило», а до тех пор «не токмо учителей, но и учения и книги их вязали, ковали и в темницы затворяли... готовые во тьме заключили, а другие сочинять под смертною казнию запретили» 381 . Еще резче были проповеди другаго проповедника, Кирилла Флоринского, который был с 1741 г. ректором Московской академии, а с 1768 по 1778 Севским епископом и умер в 1795 г. Амвросий в своих проповедях представил общую картину тяжелого положения России и русского духовенства, во время владычества немецкой партии при дворе; Кирилл Флоринский указывает прямо на лица, притеснявшие и угнетавшие русских людей, преимущественно на Миниха и Остермана, называя их «человекоядными птицами, эмиссариями диавольскимии» т. п. Такова его проповедь в день рождения Елисаветы 18 декабря 1741 г. Положив в основу этой проповеди слова: сильно на земли будет семя его, и, применив их к Петру В., он представляет в ней Петра сеятелем, а Россию почвою, принявшею брошенные им семена: «Егда вопросите мя, говорит он, да скажу вам не притчу, но свежую историю о насеянных плевелах в России, тако отвещаю: сеявый в нас доброе семя есть сам Петр В., село есть Россия, доброе семя сынове российского отечества, вернии, паче же всех по превосходству и по преимуществу дщерь царска и императорска, Елизавет, наследница престола Петрова; а плевелы – под видом токмо сынов отечества, вещию же порождения ехиднина, изгрызающия утробу матери своея России, да чужестранцы пришлецы, Петром насеянных в России расхитители, правоверия ругатели, благочестия, вкорененного в России от многосотных лет, растлители и истлители, под ухищренною политикою всего счастия российского губители....

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Несмотря на то, что в Ярославле к тому времени много церквей, И. Затрапезнов проявил и здесь дух новаторства и пожелал построить храм в стиле «петровского барокко». Однако он скончался в 1741 г., так и не увидев воплощение своего замысла. В 1742 г. была освящена теплая церковь Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы на первом этаже храма. Тогда же на паперти перезахоронен гроб с телом И. Затрапезнова. Над могилой поставлено мраморное надгробие с эпитафией: «Слава трудом и рождена. Здесь лежит тело сея Ярославскиа Мануфактуры фундатора, советника и Мануфактур - директора Иоанна Максимовича Затрапезного, который родися лета Христова 1695 маия 22 дня. Место, идежевидиши великую сию Мануфактуру с преславным зданием, прежде было непроходимое болото, ныне же его премудрыми и неусыпными трудами выкопаны пруды и каналы довольные, и построена сия святая церковь и все сие здания. Первый в России распространил полотняную и другие знатныея к пользе и славе государственные вещи, которые в России никто и никогда не делал, за которые его неусыпные и к пользе государственной весьма всемилостивейшие награжден и пожалован рангом Коллежского советника. Нынешнего века все знающия его совестию о нем свидетельствуют тако, что истинно есть первый мануфактур премудрый и искусный изобретатель, муж благочестнеший, правоверный и добронравный. Преставился сия временныя жизни 1741 сентября 8 дню. Боже, со святыми душу его упокой». В 1744 г. достроен второй этаж храма с холодной церковью св. ап. Петра и Павла. С момента его освящения, по преданию старожилов, вновь забил источник рядом с третьим прудом. В описании Петропавловского двора 1872 г. отмечены «одиноко» стоящая церковь Петра и Павла, «при входе на церковный двор, видна сторожка… С южной стороны церкви находятся два больших пруда, разделенных широкою липовою аллеей, по сторонам обоих прудов тянутся дорожки, обсаженные разными деревьями». «В храм ведут три входа: один с западной стороны, а два с южной». Иконостас в теплой нижней церкви «двухъярусный, покрытый краской темно-зеленого цвета». «Из окон замечательна «Положение во гроб Спасителя»: в нее врезан крест четвероконечный, серебряный вызолоченный, обложенный жемчугом, с частью мощей Преподобного Антония римлянина, Новгородского чудотворца». По преданию, этот крест носил на себе Иван Затрапезнов.

http://sobory.ru/article/?object=00583

Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской Империи.Том 10: 1738–24 ноября 1744 Источник Содержание Царствование Государыни Императрицы Анны Иоанновны 1738 г. Царствование Государыни Императрицы Анны Иоанновны 1739 г. Царствование Государыни Императрицы Анны Иоанновны 1740 г. Правление бывшего герцога Курляндского с 17-го октября по 9-е ноября 1740 года Правление принцессы Анны Брауншвейг-Люнебургской с 9-го ноября 1740 года по 25-е ноября 1741 года 1741 г. Азбучный предметный указатель к десятому тому Полного собрания постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи Таблица, показывающая, кем из членов Святейшего Синода подписаны состоявшиеся в 1738–1741 гг. по ведомству православного исповедания законодательные и другие акты, напечатанные в этом томе     Помещаемое в предлагаемом томе «Собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания» обнимает собою 1738–1741 гг., т. е. последние годы царствования Государыни Императрицы Анны Иоанновны и время непосредственно примыкающих к этому царствованию двух правлений: бывшего герцога Курляндского (с 18 октября по 9 ноября 1740 г.) и принцессы Анны Брауншвейг-Люнебургской (с 9 ноября 1740 г. по 25 ноября 1741 г.) – до вступления на престол Государыни Императрицы Елисаветы Петровны. Это «Собрание постановлений» извлечено из 38 томов подлинных протоколов Св. Синода (числом 5200); в означенных томах отсутствуют протоколы с 18 октября по 2 ноября 1740 г. и с 1 по 25 ноября 1741 г.; этот пробел пополнен из хранящихся в Синодальном Архиве дел того времени. Всех постановлений в этом томе помещено 598, из них 174 постановления относятся ко времени двух правлений и 424 – ко времени царствования Императрицы Анны Иоанновны; всех же постановлений, относящихся к этому царствованию и помещённых в VII-X томах «Полного собр. постанов. и распор. по ведом. правосл. исповед.», насчитывается 1371. Выпускаемый ныне в свет Х-й том оканчивает собою первую серию томов «Полного собрания постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания»; вторая серия томов этого издания будет заключать в себе постановления за время царствования Императрицы Елисаветы Петровны (вышло в свет пока 2 тома этой серии за 1741–1745 гг.); третья серия томов этого издания обнимет собою время царствования Императрицы Екатерины II (вышел в свет пока первый том этой серии за 1762–1772 гг.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010