К 1738 г. на территории К. м. располагались также настоятельская и 11 братских келий, хлебопекарня, житница, конюшня; постройки обнесены деревянной оградой (67 саж.). Вероятно, в том же году в обители произошел пожар: храм и почти все постройки сгорели, братия поселилась в небольших хижинах, богослужения совершали во временной часовне. Строительство новой каменной Казанской ц. (1739-1746) и восстановление келий инициировал и финансировал дворянин Григорий Афанасьевич Аблязов (прадед писателя А. Н. Радищева ), неск. раз посещавший мон-рь. В марте 1741 г. Аблязов принял монашеский постриг с именем Герман в одном из московских мон-рей. По возвращении в К. м. он занял должность казначея. В 1741 г. завершилось строительство теплого придела во имя свт. Тихона Амафунтского, а 5 июля 1746 г. игум. Иларион освятил весь каменный храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Одновременно полусгоревшая деревянная церковь (1714) была разобрана, перенесена к вратам обители и в 1740 г. освящена во имя мч. Иоанна Воина; во время возведения каменной Казанской ц. здесь совершались богослужения. В 1746 г. мон. Герман (Аблязов) принял постриг в схиму и до самой кончины подвизался в затворе, в «каменной палатке» у надвратной Иоанновской ц.; похоронен справа от алтаря Казанского храма. Согласно описи, составленной в 1763 г. прапорщиком И. Суховым, в Казанской ц. хранились серебряный чеканный напрестольный крест, 2 Евангелия, обложенные бархатом (одно с «евангелистами серебряными», другое «с медными»), серебряные богослужебные сосуды. В обветшавшей Иоанновской ц. «на вратах» богослужения уже не совершались, иконостас с иконами «греческого письма» перенесен в Тихоновский придел Казанского собора. В обители находились старая игуменская келия, 2 «новых» и 7 братских келий, погреб, 4 амбара, баня, скотный сарай и конюшня с сушильней для сена, за оградой (49 саж.) у родника - деревянная часовня и скотный двор (6 лошадей, 2 коровы, 10 овец). К 1744 г. к К. м. был приписан всего 21 крестьянин. В 1720 г. мон-рем управлял игум. Авраамий, затем - иером. Михаил, обвиненный в потакании раскольникам и казненный в 1722 г. в Пензе (см.: ОДДС. Т. 2. Ч. 2. 858. С. 92), с 1732 г.- иером. Павел (Юзиров), в 1734 г. отстраненный от настоятельства за незаконное пострижение 2 чел. Затем К. м. возглавляли иером. Никон, с 1736 г.- иером. Тит, с 8 сент. 1744 г.- иером. Филарет, с 3 авг. 1745 г.- игум. Иларион, с 1748 г.- игум. Лука, с 1752 по 1764 г.- игумены Глеб, Питирим, Иаков и Иосиф. Братия была немногочисленна: так, в 1738 г. в обители проживали 4 монаха и белец, к нач. 50-х гг. XVIII в.- ок. 15 чел., в 1763 г.- 3 иеромонаха, 2 монаха и белый священник.

http://pravenc.ru/text/1319854.html

Монастырь не имл ограды. В 1728-м году архимандрит Маркелл, содержавшейся в Невском Монастыре, писал, что «здешний Монастырь прост и незагражден» 2398 . И в 1743-м году Святейший Синод отказывал в приеме в Монастырь безумных на том основании, что Монастырь не имеет ограды 2399 . 25-го апреля 1732-го года, по высочайшему указу Императрицы Анны Иоановны, повелено было «строение продолжать из казны» 2400 , причем было ассигнованно 20.000 рублей 2401 . Строение, – впрочем, только каменное за Черной речкой 2402 , – было поручено ведению подполковника Военной Коллегии Аничкова. Указом 1-го мая назначено к строению 93 человека от Иверского и Троице-Сергиевского Монастырей. Резолюцией Кабинета 26-го августа велено строительные работы и отчетность передать в ведомство Канцелярии строений 2403 . Все внимание сосредоточено было на возведении соборной церкви. Сдан был подряд на 3 миллиона кирпича по модели. Были уже наняты, по подряду, 300 каменщиков; они и явились в мае 1733-го года, но, «за самовольного архитектора Фегера от строения отлучкою и непоказанием им работ, розошлись» 2404 . Тем но менее, здание церкви было вскоре сооружено. В осталыюм же строение ограничивалось небольшими починками и поделками, преимущественно перенесением разных служб – сараев, кузницы – с прежних мест на другие, более удобные 2405 , а новые сооружения не только не выростали, но и прежние работы пропадали, – рвы под фундамент заплывали и впоследствии потребовали значительных усилий для расчистки. «Против рефеторий зачата была галлерея, которую надлежить построить при флигелях» 2406 . В 1741-м году архитекторы проектировали докончить подле соборной церкви рефиторию и галерею 2407 . В 1741-м году архитекторы, осматривавшие монастырские постройки, проектировали «по обе стороны мосту Монастыря супротив новых келлий сделать каменную стену для содержания фундамента и новых келлий, длиной в 130 сажен» 2408 . В 1740-м году закончено было новое здание Семинарии, деревянное на каменном фундаменте. На обивку стен в свтлицах куплена была 1.000 аршина холста 2409 . Здание построено было в 1739-м, году.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В конце января 1740 г. у Петра состоялся важный разговор с префектом Академии Сильвестром (Кулябкой). После беседы с ним Петр учился только формально, не имея в учебе никакого преуспеяния. Летом 1740 г. Величковский последний раз едет к матери, не хотевшей отпускать сына в монастырь. По совету духовника он делает вид, что отказывается от своего намере­ния, но решает уйти из отечества в странствие. В сентябре того же года он уезжает в Киев, а в октябре уплывает со случай­ными попутчиками вверх по Днепру и Десне в Чернигов к отцу Пахомию, который советует прибывшему к нему Петру идти в Любецкий монастырь к иеросхимонаху Иоакиму. К ноябрю он из Чернигова достигает Любецкого монастыря. В этой погра­ничной с Польшей зоне стояла стража, и юноша, не имея доку­ментов, мог быть задержан. Однако встретившийся ему монас­тырский иеромонах Аркадий привел молодого странника в обитель, и Петра принимают в монастырь. В Любецком монастыре ему поручается послушание келаря. В это время Петру удается прочитать Лествицу и отчасти пере- 3- Прп. Паисий Величковский 2004. с. 43_44-(10) писать ее. Но уже через три месяца на игуменское место опре­деляется Герман (Загоровский). На шестой седмице Великого Поста, в середине марта 1741 г., Петр покидает обитель из-за жестокого управления нового игумена и отправляется в г. Чернобыль, куда и приходит 22 марта, в Лазареву субботу. На Вербной неделе, встретив на улице знакомого из Полтавы, Петр уходит из города в страхе, что земляк организует его насильную отправку домой к матери. Весной и летом он предпринимает паломническое путе­шествие в сторону Молдавии с тремя монахами. Перейдя на правый берег Днепра, Петр покидает российскую территорию и оказывается на землях польской Украины. Около Мошенских гор он обретает пустынножителя Исихия и просит остаться при нем послушником, но получает отказ. Путешествуя дальше, юноша по нескольку дней оставался в Мошенском и Троицком монастырях. В июле Петр поступает в Медведовский Никольский монас­тырь, расположенный на острове реки Тясмин (го км от г. Чи-гирин). В нем он несет клиросное и трапезное послушание и, кроме того, по собственному почину помогает повару. На праздник Преображения 1741 г. Петра постригают в рясофор с именем Парфений, а вместе с ним еще одного юного послуш­ника — с именем Платон. Но братия, перепутав имена моло­дых иноков, стала называть бывшего Петра не Парфением, а Платоном, и игумен благословляет его без смущения назы­ваться этим именем. Восприемник Петра при постриге, иеро-мон. Никодим, через неделю покидает обитель, заповедуя будущему святому поучаться монашеской жизни по книгам.

http://bogoslov.ru/book/376899

Эта история упоминалась в литературе еще до появления воспоминаний Пурлевского: Н. А. Некрасовым в «Отрывках из путевых записок графа Гаранского» (1853), А. И. Герценом в заметке «По части помещичьего псолюбия» (1860). Однако именно рассказ Пурлевского стал источником аналогичного эпизода в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» (1880). Там его рассказывает Иван Карамазов в беседе с Алешей (кн. V, гл. «Бунт»), ссылаясь на то, что прочитал его «в одном из сборников наших древностей, в „Архиве“, в „Старине“, что ли». Финал трагического происшествия у Достоевского иной: «Мрачный, холодный, туманный осенний день, знатный для охоты. Мальчика генерал велел раздеть, ребеночка раздевают всего донага, он дрожит, обезумел от страха, не смеет пикнуть… „Гони его!“ — командует генерал. „Беги, беги!“ — кричат ему псари, мальчик бежит… „Ату его!“ — вопит генерал и бросает на него стаю борзых собак. Затравил в глазах матери, и псы растерзали ребенка в клочки!.. Генерала, кажется, в опеку взяли» (Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. Л., 1976. Т. 14. С. 221). Упомянуты следующие лица: братья Баташевы — Андрей Родионович (1728–1799) и Иван Родионович (1741–1821) и генерал-лейтенант Дмитрий Дмитриевич Шепелев (1771–1841). Упомянуты следующие лица: братья Баташевы — Андрей Родионович (1728–1799) и Иван Родионович (1741–1821) и генерал-лейтенант Дмитрий Дмитриевич Шепелев (1771–1841). Анна на шее — орден Святой Анны 2й степени, которым награждались за успехи в гражданской службе. Анна на шее — орден Святой Анны 2й степени, которым награждались за успехи в гражданской службе. Антики — предметы старины. Антики — предметы старины. Кяхта, город в Забайкалье, на русско-китайской границе; до середины XIX был единственным перевалочным пунктом при торговле с Китаем. Через Кяхту шли основные поставки чая. Кяхта, город в Забайкалье, на русско-китайской границе; до середины XIX был единственным перевалочным пунктом при торговле с Китаем. Через Кяхту шли основные поставки чая. То есть из Вереи, уездного города в Московской губернии.

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

жудец Дымбовица) он открыл школу в каменном здании, к-рое купил для митрополии на собственные средства. Во время своей поездки по епархии летом 1746 г. Н. К. отмечал в дневнике, что в течение 3 недель, находясь в Пэтроае, он давал бесплатные уроки для правосл. детей ( Neofit Cretanul. Jurnal de cltorie. 2013. P. 42). Школа функционировала до 1774 г., ее деятельность финансировалась за счет доходов и пошлин, получаемых от возрожденной Н. К. ярмарки в Пэтроае, и т. о. не зависела от материальной помощи светских властей в условиях, когда господари-фанариоты сменялись на валашском престоле неск. раз в год. Одной из важных сторон деятельности Н. К. были реорганизация митрополичьей типографии и установление контроля за духовной лит-рой, ходившей в княжестве. В этих целях он использовал техническое оборудование др. бухарестских типографий. Господарь Михай Раковицэ во время своего 2-го пребывания на бухарестском престоле (сент. 1741 - июль 1744) впервые в румын. землях 3 дек. 1741 г. предоставил Н. К. право осуществлять церковную цензуру в деле распространения книг. Данная ему привилегия дважды продлевалась, были закрыты частные внецерковные типографии, запрещался ввоз книг из-за границы с целью воспрепятствовать распространению еретической лит-ры. При Н. К. в митрополичьей типографии было опубликовано большое количество литургической правосл. лит-ры на румын. языке. Н. К. не был основателем б-ки Унгро-Влахийской митрополии, как это утверждают нек-рые исследователи его биографии. Митрополия с самого начала своего существования располагала собранием рукописей, а затем и печатных книг. Однако Н. К. внес существенный вклад в улучшение условий хранения книг: для митрополичьей б-ки было выделено специальное здание. Также Н. К. подарил б-ке рукописи и книги из личного собрания - каталог насчитывает 193 наименования (Manuscris românesc 2106//Bucur. Biblioteca Academiei Române. Fol. 146-149v; Carata u. 1974. P. 138-149). При Н. К. были введены новые правила летоисчисления - от Рождества Христова, началом нового года стало считаться 1 янв.

http://pravenc.ru/text/2565014.html

В 1747-м году уволен в Киево-Софийский Монастырь на обещание иеромонах Каллистрат (Цупровский), бывший в Александро-Невском Монастыре с 1741-го года и последний год занимавший должность эконома 3056 . В 1748-м году, по старости, уволены в свой Свинский Монастырь, приписной к Киево-Печерскому, иеромонах Иона, бывший в Невском с 1720-го года 3057 , и Свинский же иеромонах Мелхиседек, бывший с 1735-го года, в Московский Златоустов Монастырь 3058 . За истечением 5-ти летнего срока, в 1747-м году просили об отпуске в свои Монастыри 5 иеромонахов, 1 иеродиакон и 3 монаха. Но преосвященный Феодосий не признал возможным дать им отпуск до прибытия на их место других, 10-и человек, из Малороссийских Монастырей. Святейшим Синодом было отпущено 6 человек, уже неспособных, по дряхлости или болезням к послушаниям 3059 . В 1753-м году были уволены на обещание, по собственным просьбам, иеромонахи Переяславского Вознесенского Монастыря Варфоломей (Приставский), Глуховского Петро-Павловокого Гурий, Киево-Печерского – Герман (Лотвиновский) 3060 , а также Ипатий, иеродиакон Гавриил 3061 . Был случай, что уволенный в 1753-м году после 12-и лет службы в Невском Монастыре в Переяславский кафедральный Монастырь иеромонах вернулся в Петербург и жаловался в Святейшем Синоде, что ему никакого награждения не учинено и он отправлен из кафедры в Переяславский Михайловский Монастырь, где ему не дано даже «подлежащей келлии». Это быль иеромонах Варфоломей. В Святейшем Синоде его спросили, какой он желает себе избрать для жительства Монастырь. Он выбрал Густииский Троицкий и был туда послан 3062 . В 1754-м году уволены за старостью и болезнями в Киево-Печерскую Лавру, в больницу, иеромонах Аммос, бывший в Невском с 1741-го года 3063 , и в Густынский Троицкий Монастырь иеромонах Иоанникий (Мощанский), бывппй с 1742-го года 3064 . В том же году уволен постриженник Невского Монастыря 1745-го года, монах Филарет (Черкасов) в Козловский Троицкий Монастырь, Воронежской епархии, в косм и отоц его был пострижеии 3065 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

– наставники из Московской академии, иеромонахи: Гавриил Кременецкий (впоследствии киевский митрополит) и Амвросий Зертис-Каменский (московский архиепископ, убитый во время чумы). В половине 1730-х годов обозначается точнее и курс наук, более или менее соответствующий теперешнему училищному и семинарскому, разделенный на 8 классов: 1) инфима; 2) фара; 3) грамматика; 4) синтаксима, (преимущественно в этих классах изучались языки – еврейский, греческий, латинский, французский и немецкий); 5) поэзия, 6) риторика; 7) философия; 8) богословие. В семинарии заведены были диспуты и проповеди учеников и наставников. Около того же времени устраивается и библиотека, в которую поступили книги и рукописи после разных ученых, напр. Феофана Прокоповича , учителей Скияды и Селлия. В 1743 г. сама Императрица Елизавета Петровна посещала семинарию. В период 1725–1788 г. в ней сменилось: 8 ректоров, 10 префектов, 26 учителей. Число воспитанников в разные годы варьирует между 35 и 108, которые большею частию были из духовного звания, но также и из детей разночинцев и монастырских служителей. В 1738 г. из школы Феофана Прокоповича , закрывшейся вскоре после его смерти, переведено в Невскую семинарию до 20 учеников, а в 1741 г. прислано 25 человек псковских семинаристов. Содержание на семинарию до начала 30-х годов шло от монастыря, преимущественно из сумм за погребение на невском кладбище. В 1732 г. была прибавлена сумма из вотчинных монастырских доходов, впоследствии же – из Коллегии экономии. Помещение семинарии было сначала в особом здании, по северную сторону Черной речки, около невского проспекта; но с 1741 по 1775 г. оно находилось в новом, нарочно для того выстроенном доме, за нынешним стеклянным заводом, но шлиссельбургскому тракту. В 1788 г. сообразно с устройством главных народных училищ, митрополит Гавриил (Петров исходатайствовал Высочайшее соизволение на преобразование Александроневской семинарии в Главную семинарию, куда повелено было присылать из всех епархиальных семинарий, исключая троицесергиевскую, черниговскую и Новгород-северскую, лучших воспитанников, прием которых в низшие классы производился каждый год.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

101 Петр III Федорович (1728–1762) –император (1761); своей реакционной антинациональной политикой вызвал всеобщее недовольство, был свергнут гвардией, поддержавшей заговор Екатерины (28.6.1762). 102 Бестужев-Рюмин Алексей Петрович (1693–1766) – дипломат, государственный деятель, канцлер (1744–1758), генерал-фельдмаршал (1762). 103 Разумовский Алексей Григорьевич (1709–1771) –граф (1744), камергер, генерал-фельдмаршал (1756); из украинских казаков; морганатический супруг императрицы Елизаветы, богатейший помещик России и Украины. 104 Понятовский Станислав Август (1732–1798) – граф, секретарь английского посольства в Петербурге (1755–1758); исполнял обязанности посла Саксонии и Польши; последний польский король. 105 Воронцова Елизавета Романовна (в замужестве Полянская) (1739–1792) – фаворитка Петра 111, дочь Романа Илларионовича Воронцова, генерал-аншефа и сенатора, родная сестра кн. Εκ. Р. Воронцовой-Дашковой. 107 «Мареборуго» – Мальборо Джон Черчилл (1652–1722), герцог (1702), полководец, государственный деятель; принимал участие в «Войне за испанское наследство». 108 Иоанн (Иван) VI Антонович (1740–1764) –русский император (1740–1741); его родителями были Анна Леопольдовна, внучка царя Ивана V Алексеевича, и Антон Ульрих, герцог брауншвейг-люненбургский. Иоанн Антонович был убит при попытке его освобождения (т. н. «заговор В. Н. Мировича»). 109 Братья Орловы активно участвовали в перевороте 1762 г. Орлов Григорий Григорьевич (1734–1783) –граф (1762), генерал-фельдцейхмейстер (1765–1775), фаворит Екатерины II, один из руководителей переворота, первый президент Вольного экономического общества. Орлов Алексей Григорьевич (1739–1807/8) –граф (1762), генерал-аншеф (1769); командовал в Средиземном море русской эскадрой, одержал победы у Наварина и Чесмы (1770), за что получил титул «Чесменский». Как правильно указывает К.-К. Рюльер, на лице А. Г. Орлова был действительно шрам, полученный во время стычки с А. Швановичем. Орлов Иван Григорьевич (1738–1791) – граф (1762), капитан гвардии; участвовал в комиссии по составлению нового Уложения (1767). Орлов Федор Григорьевич (1741 –1796)–граф (1762), обер-прокурор Правительствующего Сената, участник Комиссии по составлению нового Уложения (1767); командовал отрядом судов в битве при Чесме (1770). Орлов Владимир Григорьевич (1743–1831) –граф (1762), генерал-поручик, директор Академии наук (1766–1774).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В кон. XVII - сер. XVIII в. (до ликвидации автокефалии Охридской архиепископии в 1767) было написано и издано еще неск. служб (с проложными житиями) древним болг. и серб. святым. В это время церковные власти Охрида, и в первую очередь архиеп. Иоасаф II (1717/18-1745/47), стремились утвердить в диоцезе культ св. Седмочисленников (прежде всего Климента и Наума Охридских) как исторических и канонических предшественников автокефальной архиепископии, учрежденной в 1118 г. имп. Василием II. В 1690 г. в Венеции вышло издание служб серб. (зетскому) кн. мч. Иоанну-Владимиру (названному в заглавии царем Болгарским и Далматинским) и его Жития, написанных Козьмой, митр. Китайским (в 1690-1693 местоблюститель Охридского Патриаршего престола, а позднее митрополит Драчский). Они переиздавались в сборнике служб в Мосхополе (Юж. Албания, ныне Воскопоя) в 1741 г. (см. ниже) и в Венеции в 1774 и 1858 гг. ( С. Први основи балканскими словенима: Легенда о Владимиру и Косари. Београд, 1893. С. 237-258). Не позднее 1716 г. брошюра была переведена на церковнослав. язык, вероятнее всего в Новгороде, в школе братьев Лихудов (перевод упом. в описи архиерейского дома этого года в составе книг, принадлежавших уч-щу - см.: ОДДС. Т. 1. Стб. XCVI-XCVIII; список не найден), но распространения на Руси она явно не получила. В 1695 г. в Венеции была опубликована служба прп. Науму Охридскому, неоднократно переиздававшаяся и позднее (церковнослав. перевод ее протографа содержался в ркп. 2-й пол. XVIII в. из Народной б-ки в Белграде, погибшей в 1941 г. (КМЕ. Т. 3. С. 677-679)), а ок. 1720 г.- вероятно, там же - служба святым Седмочисленникам (Там же. С. 680-681). В 40-х гг. XVIII в. типография в Мосхополе, находившаяся под опекой (а с 1744/45 и под управлением) охридского мон-ря прп. Наума (о ее деятельности в целом см.: Peyfuss M. D. Die Drukerei von Moschopolis, 1731-1769: Buchdruck u. Heiligenferehrung im Erzbistum Achrida. W., 19962), по крайней мере дважды (в 1740 и 1741/42) издавала богослужебный сборник с житиями, включавший службы святым Клименту, Науму (обе древние), Седмочисленникам (написанную специально для издания иером. Григорием Мосхопольцем) и Иоанну-Владимиру. Славянская Г. в Чехии, Польше и Хорватии в X-XI и XIV вв.

http://pravenc.ru/text/165013.html

Успения Пресв. Богородицы на Покровке (1696-1699; не сохр.) восьмерик звона завершался 5 шатрами с главками. Пятиглавое завершение имеет К. новгородского Вяжищского мон-ря во имя свт. Николая Чудотворца (90-е гг. XVII в.). В Ярославле при ц. св. Иоанна Предтечи в Толчкове (1663-1687) в нач. XVIII в. выстроили отдельно стоящую 6-ярусную К. с равномерно убывающими ярусами звонов, имитирующими традиц. форму шатра. Церковь в честь Успения Пресв. Богородицы с колокольней на Покровке в Москве. 1696–1699 гг. Литография. Кон. XIX в. Церковь в честь Успения Пресв. Богородицы с колокольней на Покровке в Москве. 1696–1699 гг. Литография. Кон. XIX в. Уникальный памятник раннепетровского зодчества - ц. арх. Гавриила «под звоном», или т. н. Меншикова башня (1701-1707),- повлиял на распространение ярусных К. Сложная композиция 3-частного храма «кораблем» с возвышающимся средним четвериком, увенчанным полуглавиями, завершается 2 восьмериками звонов; изначально были еще 3-й восьмерик и высокий шпиль (уничтожены молнией). Башня была самым высоким сооружением Москвы (до утраты шпиля высота 84 м); она стала одним из прототипов К. Петропавловского собора в С.-Петербурге (другим считается башня собора в Риге). Колокольня Троице-Сергиевой лавры. 1741–1770 гг. Архитекторы И. Я. Шумахер, И. Ф. Мичурин, Д. В. Ухтомский Колокольня Троице-Сергиевой лавры. 1741–1770 гг. Архитекторы И. Я. Шумахер, И. Ф. Мичурин, Д. В. Ухтомский Петропавловский собор (1712-1733; архит. Д. Трезини; К. перестроена от нижнего яруса в 1766-70-х гг. XVIII в.; архит. С. А. Волков) был первой в России базиликой европейского образца. В архитектуре храма проявились черты барокко. Переход от фасада собора к К. оформлен волютами, придающими объему пластичность. Четыре квадратных в плане яруса К. имеют ордерный декор, завершаются куполом, несущим 2 малых восьмерика и шпиль. Необычно устройство курантов (1757-1764; мастер Б. Орт Красс). Механизм и циферблаты расположены над колоколами. Помимо муз. вала здесь устроен карильон - клавишно-педальный муз.

http://pravenc.ru/text/1841778.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010