Однако и на этот раз Гвискар с откровенной издевкой встретил известие о своем отлучении, поскольку никаких практических результатов для Римской кафедры оно не давало. У папы не было ни армии, ни влияния, чтобы преобразовать свои проклятия в материальные предметы. А для жителей Южной Италии многократные папские интердикты и отлучения стали очевидным примером бессилия Григория VII 163 . В свою очередь друзья Генриха IV нашли его поведение недостойным монаршего сана, а образ действий папы оценили как оскорбление всего германского народа и королевской короны. В то время уже начинали отличать статус короны, как священного предмета, от личности ее носителя. Политические противники Генриха IV, воспользовавшись удачным моментом, 13 марта 1077 г. на совещании саксонских и швабских князей и епископов в присутствии двух папских легатов выдвинули новым королем Германии герцога Рудольфа Швабского (1078–1080). Генрих IV потребовал от Гильдебранда забрать корону у узурпатора, но папа не спешил удовлетворять эту просьбу. Началась война, и в двух сражениях с Рудольфом Генрих IV потерпел поражения, что окончательно склонило чашу весов апостолика в пользу герцога. В качестве некоторого оправдания неудачам Генриха IV скажем, что он практически был лишен денежных средств, и ему даже пришлось налагать руку на епископские доходы, чтобы содержать хотя бы небольшую армию. Впрочем, несмотря на одержанные победы, и Рудольф не мог считать себя полнокровным королем, поскольку ему подчинились лишь некоторые владения его предшественника, остальные сохранили верность Генриху IV 164 . Не сообразуясь с будущими событиями, Гильдебранд продолжал свою политику, чем быстро восстановил против себя многих заинтересованных лиц. Маятник общественного мнения качнулся в обратную сторону, чему было вполне разумное объяснение. Ведь на очередном Соборе, состоявшемся в 1078 г., Григорий VII объявил, что инвеститура ведет Церковь к гибели, поскольку открывает дверь симонии, и поэтому он запрещает ее. Затем папа распространил послание на этот счет по всему Западу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ордерик Виталий, конечно, серьезный писатель, но он жил в половине XII века и хорошо был знаком с историей не южных Норманнов, а Норманнов английских; о византийском дворе, точно так же как о крестоносцах, он иногда рассказывает басни, пишет по слухам и мешает были с небылицами. Приведенный рассказ Ордерика наполнен неточностями и неверностями. Сын Михаила VII вовсе не был лишен зрения Никифором Вотаниатом, никогда не был заключаем в оковы и не только не сделался после воцарения Алексея Комнина монахом, но, напротив того, считался соправителем Алексея. Все это хорошо известно из византийских писателей, особенно из сочинения Анны Комнины, которая была обрученною невестою Константина, сына Михайлова, после того как дочь Роберта была отвергнута... Очевидно, что и Ордерик Виталий смешивает отца с сыном: Михаил VII, по низвержении, действительно сделался монахом и после был возведен в митрополиты. Что касается двух дочерей Роберта, то, во-первых, нужно заметить, что Годефрид Малатерра говорит о заключении в темницу Никифором только одной дочери, а Вильгельм Апулийский – о ласковом обращении Алексея тоже только с одною дочерью Роберта, а, во-вторых, что и Ордерик Виталий, заметив об обручении одной из дочерей с сыном императора, ничего не прибавляет о второй и, стало быть, не дает никакого основания предполагать, что и эта другая дочь была соединена каким-нибудь родством с императорскою фамилиею Дука, родственною с Комнинами; в-третьих и наконец, в Константинополе в самом деле жили некоторое время две дочери Роберта, но только вторая из них была женою одного из норманнских баронов, недовольных Робертом. Это была Мабиль, выданная за Вильгельма Грантемениля (Grantesrmenil) в 1088 году и потом вместе с своим мужем, который рассорился с тестем, ушедшая в Константинополь (см. об этом у Малатерры: Muratori, V, 597 sq.). Мы имеем теперь дарственные записи этой дочери Роберта, жены византийского «протосеваста Грантеманиля», писанные на греческом языке, хоть и в пользу монастырей итальянских (Trinchera, Syllabus graecarum membranarum, p. 108). Она, конечно, играла некоторую роль при дворе Комнина Алексея и потом, действительно, воротилась на родину.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

Особенное употребление имени Варангов и Русь, как в этих, так и в других однородных грамотах, должно быть объясняемо в согласии с употреблением этих терминов в историческом сочинении Атталиоты. Мы должны по порядку времени начать с хрисовула, даннаго в 1060 году императором Константином X Афонской лавре св. Афанасия. Согласно с просьбою монахов этого монастыря, Константин Дука подтвердил привилегии прежних государей и освободил имения лавры от всех податей и повинностей – государственных, земских, военных и таможенных – и от денежных сборов для Варягов-Руси, или Саракин, или Франков: λογαριακς εσπρξεως Βαργγων Ρς, Σαρακινν, Φραγγν (История Афона преосв. Порфирия, III, 1 стр. 186 изд. 1877 г.). В 1075 году император Михаил VII, сын предыдущего Дуки, согласно с просьбою проконсула (анфипата) и верховного судьи (π το πποδρμου κα το βλου) Михаила Атталиоты, освободил его дом в городе Рэдесте (Родосто) и все его благоприобретенные имения в округе Фрако-Македонском (κατ τ θμα Θρκης κα Μακεδονας) от всяких податей и повинностей, и между прочим – от постоя военных властей как окружных (областных ополчений, поставляемых провинциями или темами), так и строевых (регулярных); «еще же Руси Варягов, или Колбягов, или Франков или Булгаров, или Сарацин, или каких других: ςκουσσευθσονται δ κα π μιττου ρχντων ταγματικν θεματικν, τι τε " Ρς, Βαργγων, Χουλπγγων, Φργγων, Βουλγρων, Σαρακηνν, λλων τινν (Sathas, Bibliotheca graeca t. I, p. 55). В мае 1079 года новый император, Никифор Вотаниат, при котором Атталиота получил уже сан магистра и поручение написать историю последнего времени, дал новую грамоту своему доверенному сановнику. Хрисовул освобождал от всяких податей и повинностей монастырь и богадельню, основанные Атталиотой в Рэдесте, которым он отдал свой дом и часть имений. В важной для нас части хрисовула повторяются почти буквально выражения грамоты Михаила VII: ξκουσσευθσονται δ κα π μιττου ρχντων ταγματικν θεματικν, τι τε Ρς, Βαργγων, Χουλπγγων, Φργγων, Βουλγρων, Σαρακηνν, κα λλων τινν. (Sathas, ibid. p. 64). Наконец, к 1088 году относится хрисовул Алексея Комнина, данный Христодулу, монаху и ктитору монастыря на острове Патмосе. Сказанный монастырь освобождается «от постоя начальников регулярных и областных, отрядов греческих и иностранных, а также русских Варягов, Колбягов, Англян (Англичан), Франков, Немцев, Булгаров, Сарацин, Алан, Обезов (Абхазов), бессмертных и остальных всех Греков и чужеплеменников»: π – μιττων ρχντων ταγματικν κα θεματικν, ωμακν τε παραταγν κα θνικν ετι τε ρσων, βαρννων, κουλπννων, γγλνων, ργγων, νεμτζων – – θαντων κα λοιπν πντων ωμαων τε κα θνικν. (Zachariae, Jus Graeco-latinum III, 373). В другом издании (Сакеллиона) читалось «Ρσσων, Βαργγων (см. у Гопфа: Geschichte Griechenlands vom Beginn des Mittelalters , стр. 149a).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

Поняв опасность со стороны Роберта, император Михаил VII Дука Парапинак хотел предотвратить ее путем брачных уз между обоими дворами. Сын императора был обручен с дочерью Роберта. Но и это не помогло, и после низложения Михаила VII норманны усилили свои враждебные действия против империи и ко времени вступления Комнинов на престол собирались перенести войну из Италии на восточный берег Адриатического моря. Смутный период империи, закончившийся во внешней политике отступлением последней на всех границах Европы и Азии и характеризующийся почти непрерывной внутренней борьбой, оставил вступившей на престол династии Комнинов 1029 тяжелое государственное наследство. Что касается невнимания А. А. Васильева к данной проблематике, то здесь, видимо, сыграли свою роль две причины: субъективное отсутствие интереса к этим вопросам; неразработанность – по сравнению с нашим временем – вопросов эволюции экономики в целом и городской жизни в частности, в то время, когда сам А. А. Васильев писал свою работу. Отметим здесь еще раз, что – несмотря на все переиздания и добавления многочисленных примечаний и вставок – сочинение А. А. Васильева претерпело немного изменений, по сравнению с 1917–1925 гг., когда была опубликована исходная версия его «Истории Византии».   Просвещение, наука, литература и искусство Время Македонской династии, отмеченное бурной деятельностью в области внешних и внутренних дел, было также временем интенсивного развития в сфере образования, литературы, воспитания и искусства. Это было время, когда проявились самым четким образом основные черты византийской учености, 1030 что выразилось в развитии более тесной связи между светским и теологическим элементом или примирении античной языческой мудрости с новыми идеями христианства в развитии универсального и всеобщего знания и, в конечном счете, в отсутствии оригинальности и творческого гения. 1031 Во время всего этого периода высшая школа в Константинополе была снова центром научных и литературных исследований, вокруг которого группировались лучшие интеллектуальные силы империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

«Узнайте, любезные братия, новую и неслыханную до сих пор дерзость; послушайте гласа о безумном посягательстве и наглости еретиков, которые поносят имя Господа в имени Петра. Уведайте гордыню, которая поднимает голову свою для нанесения позора и оскорбления святому Апостольскому престолу; узнайте то, чего не слыхали и не видали ваши отцы, чего не терпела Церковь ни от язычников, ни от еретиков. Какую глубокую скорбь вы должны чувствовать по поводу оскорбления, нанесенного князю апостолов. Во имя Всемогущего Бога Отца, Сына и Святого Духа отказываю я королю Генриху, сыну императора Генриха, восставшему с неслыханной дерзостью на Церковь , отказываю в господстве над соединенным государством Германии и Италии и разрешаю всех христиан от присяги, которую они давали или будут давать Генриху, и запрещаю служить ему как королю. Ибо справедливость требует, чтобы тот, кто бесчестит Церковь , сам лишился Церкви» 152 . Неслыханное дело – папа не только отлучил короля от Церкви, предав церковному проклятию, но и признал того несущим в своем сане. Многие епископы и даже маркграфиня Матильда Тосканская (1046–1115), самая последовательная и могущественная сторонница папства и лично Гильдебранда, были встревожены этим прецедентом и пытались найти компромисс 153 . Маркграфиня, честная и глубоко верующая женщина, была убеждена, что с укреплением папства и распространения власти Римского епископа на весь мир наступит вожделенное Царство Небесное. И даже родство с королем Генрихом IV не останавливало ее от помощи Гильдебранду и формирования чрезвычайно доверительных отношений с ним. Но даже она заколебалась после получения известия о решении понтифика. Однако для Григория VII отлучение короля от власти стало наглядным подтверждением старой идеи «папистов» о том, что источником власти всех монархов является Апостольский престол, который единственно на земле вправе решать, кому дается власть в государствах, а у кого она отымается. Впрочем, общее впечатление от этого послания было настолько негативным, что Григорию VII пришлось направить второе послание в Германию, но уже не к епископату, а к сословиям, т.е. ко всему германскому народу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Это было чересчур уже для Генриха IV, и по приказу короля Гильдебранда арестовали в Риме прямо в алтаре во время мессы и бросили в тюрьму. Правда, вскоре простые горожане освободили папу, но любой здравомыслящий человек на месте Григория VII должен был понять, насколько шатки основания его власти. Но, как мы увидим, Гильдебранд никаких выводов не сделал 145 . Продолжая борьбу, король созвал 24 января 1076 г. Собор в Вормсе, который объявил папу низложенным (!), после чего Генрих IV обратился с посланием к народу Рима, предлагая подыскать нового, более достойного, по его мнению, апостолика. В своем послании Генрих IV писал: «Мы знаем, что вы всегда питали к нам верность, и благодарим вас за это. Но просим также, чтобы вы и на будущее время неуклонно пребывали в ней. И считали наших врагов своими неприятелями. К последним мы причисляем монаха (!) Гильдебранда и призываем вас подняться против него; потому что мы узнали в нем хищника и гонителя Церкви, коварного врага Римской империи и нашей короны» 146 . Впрочем, Генрих IV советовал итальянцам не проливать крови Григория VII, «ибо жизнь его после низложения будет ему куда большим наказанием, чем смерть». Но, конечно, Генрих IV переоценил свои силы. Едва весть о Вормсском соборе дошла до сведения остальной Европы, как все всколыхнулись: «Да слышит Небо и да поразится ужасом! – писал один современник. – Кто прочел когда-либо, кто когда-либо слышал, что папа может быть низложенным?! Папа, который даже не может быть судим! О, несравненное безумие! О, невыразимое неистовство! О, чудовищная глупость! Как осмелился король наложить руку на наместника апостола Петра?!» И хотя многие ломбардские епископы и правители являлись заклятыми врагами Гильдебранда, даже они не осмелились открыто поддержать короля 147 . Прекрасно понимая, что главной опорой Гильдебранда являются норманны, Генрих IV направил к Роберту Гвискару послов с официальным предложением закрепить за тем все ранее захваченные владения в Южной Италии. Более того, король намекал норманну, что при известном стечении обстоятельств тот может быть даже признан им королем, а не герцогом – существенная разница в статусе. Однако Гвискар уже был настолько самостоятелен и могущественен, что, не особо задумываясь о последствиях, дал уклончивый ответ, смысл которого сводился к тому, что хотя он и уважает императорский статус, но прекрасно помнит и свой долг блюсти интересы Церкви. После этого стало ясно, что Гвискар не будет идти против Гильдебранда и вмешается в схватку двух титанов только тогда, когда это будет выгодно лично ему 148 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

322 . Исихий Иерусалимский . Слово на святую Пасху//ЖМП. – 1989. – 4. – С. 34–35. 323 . Исторические сказания инока Комнина и инока Прокла о разных деспотах Эпирских и о тиране Фоме Прелумбове Комнине, деспоте/Пер. с гр. Г Дестуниса. – СПб., 1858 [XIV в.]. 324 . История Армении Моисея Хоренского/Пер. Н. О. Эмина. – М.: Лазаревский Ин-т вост. языков, 1893. – XXXVI, 323 с. 325 . История Африки в древних и средневековых источниках: Хрестоматия/Под ред. О. К. Дрейера, сост. С. Я. Берзина, Л. Е. Куббель. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Наука, 1990. – 468 с., илл. [Косьма Инидикоплов. Христианская топография; Прокопий Кесарийский. О войне персидской; Иоанн Малала. Всемирная хроника; Иоанн Эфесский. Церковная история; Феофилакт Симокатта. Вселенская история; Феофан Исповедник . Хронография]. 326 . История Византии. – Ч. 1. Историки Византии. – М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. – 15385 с. (CD-ROM) [Агафий Миринейский, Анна Комнина, Византийский Аноноим (Герон Младший), Полоркетика, Генесий. Книга царств (Мятеж Фомы), Георгий Пахимер, Захария Митиленский, Иоанн Камениата, Иоанн Кин- нам, Иоанн Малала, Иордан, Комнин и Приск (Эпирская летопись XIVb.), Константин Багрянородный, Лев Диакон, Маврикий, Малые византийские истории, Михаил Дука, Михаил Пселл , Никита Хониат , Никифор Вриенний, Никифор Григора, Олимпиодор Фиванский, Павел Диакон, Патриарх Никифор, Продолжатель Феофана, Прокопий Кесарийский, Феодосий, Феофан Исповедник , Феофилакт Симокатта, Юстиниан (законы)]. 327 . История Византии. – Ч. 2. Исторические документы и исследования. – М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. – 11745 с. (CD-ROM) [Анонимный византийский хронограф XIV в.; византийские законы – Книга Эпарха, Георгий Гемист Плифон. Речь о рефомах, Земледельческий закон, Эклога, законы Льва VI, Романа I, Константина VII Багрянородного, Никифора Фоки, Василия II Болгаробой- ца, Андроника II Палеолога, письма Михаила Акомината; Византия и Русь в документах – договоры IX-X вв., Монемвасийская хроника о славянах и аварах; Геопоники; «История» Иоанна Кантакузина ; Патмосская рукопись X в.; Сирийские хроники о Византии; Краткая неопубликованная хроника о турках; Хроника анонимного монаха Псамафийского монатыря; учебная литература – АА. Васильев. Лекции по истории Византии, Ф. И. Успенский. История Византийской империи; Хронология Византийской империи].

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

876 . Равным образом и вопрос о том, в какое время ослеплен и скончался Роман Диоген, не выяснен в источниках с точностью. Несомненно, что это произошло весной или летом 1072 г. Самым правдоподобным представляется показание неизвестного барийского писателя, что Диоген ослеплен и умер в июле 1072 г.; 877 с этим показанием совпадает не совсем точное выражение позднейшего греческого историка Ефрема, 878 слова тра-нийской грамоты, 879 а также заметка Самуила Анийского, 880 что Диоген умер в 521 году армянской эры (каковой год начался со 2 марта 1072 г.). Следовательно, от пленения Диогена турками до его ослепления и смерти прошло 11 месяцев. Михаил VII Дука, прозванный Парапинаком за то, что в его время по случаю неурожая номисму требовали не за целый медимн, а за пинакий (четверть медимна), 881 вступил на престол, имея от роду около 20 лет. 882 Не смотря на молодые годы, у него был старческий вид, солидность в движениях, вдумчивость в глазах, 883 словом, наружность, приличная, по словам Пселла, мыслителю или педагогу. И действительно, Пселл воспитал Михаила так, что он годился только для научной профессии: любил заниматься науками, беседовать с учеными, писать историю или стихи. Для государственной деятельности у него недоставало подготовки: законами мало занимался, военная наука была ему не по нраву. В особенности не сродна была его натуре война; качествами воина он не обладал, был мягкосердечен, стыдлив и деликатен; даже если слуга обкрадывал его, он стеснялся подвергнуть виновного взысканию. Резкостей от него никто не слыхал, двусмысленное замечание бросало его в краску. Находя себе отраду в невинных кабинетных занятиях, он не питал никакого пристрастия к хорошему столу, вину, женщинам, к которым так неравнодушны были многие другие императоры. Если задумывал когда поохотиться, то и охота его отличалась скромным, мирным характером. 884 При таком государе советникам открылось широкое поприще, все дела попали к ним в руки. Из советников Пселл оказался едва ли не более других в убытке. Правда, Михаил его любил, глубоко уважал его ученость и желал иметь его постоянно при себе. 885 Но так как император тяготел лишь к наукам, от управления отстранялся, то и Пселлу пришлось значительно сократиться, ограничить себя областью науки и проститься с политическим влиянием, которое доныне он в такой сильной степени обнаруживал. Не обладавший ученостью Пселла дядя императора, кесарь Иоанн, выиграл гораздо более. Он пользовался большим значением, пока не был вытеснен человеком, возвышению которого сам же содействовал, евнухом Никифорицей. 886

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Андрея связать Киев с первым, а не со вторым Римом. Проф. А.Л. Погодин (I. VII " Biz. - Slavia, Прага 1937-38 г.) упоминание о Риме считает признаком очень раннего возникновения и написания русской легенды, а именно - до разделения церквей в 1054 г. По его мнению, когда Василевс Михаил Дука (Михаил Пселл) в своем письме ссылался на предание об Андрее, он уже предполагал его известность в Киеве. Проф. Погодин, используя гипотезу проф. Приселкова о северокавказской, тмутараканской родине Киевского митр. Иллариона, поставленного на митрополию в 1051 г., ему и приписывает пересадку в Киев легенды (без банного " мовения " , конечно) с Кавказа, где она полностью сформировалась и служила как раз в эти века (VIII-XI вв.) идейным орудием для иверийцев (грузин) в их борьбе с греческой (антиохийской) иерархией за их церковную автокефалию. В иверийских легендах повествуется о сокрушении ап. Андреем идолов и водружении на горе возле Пицунды (Питиунт) креста с благословением и предсказанием расцвета здесь христианства - явная параллель киевскому варианту. Занесенное в летописи, в прологи и в некоторые жития свв. (особенно в эпоху литературной производительности при всероссийском митр. Макарие) предание о хождении ап. Андрея по русской земле постепенно сделалось общерусским верованием. Русские, по свидетельству иностранцев, всегда с уверенностью высказывали его пред всеми, вопрошавшими их о вере. Иван Грозный на предложение иезуита Антония Поссевина унии, по примеру греков, отвечал: " Греки для нас не евангелие. Мы верим Христу, а не грекам. Мы получили веру при начале христианской церкви, когда Андрей, брат ап. Петра, приходил в эти страны, чтобы пройти в Рим. Таким образом мы в Москве приняли христианскую веру в то самое время, как вы в Италии, и содержим ее ненарушимо " . Тем же аргументом и с не меньшей энергией защищал самобытность русских церковных обрядов перед греками Арсений Суханов (XVII в.): " веру вы изначала прияли от ап. Андрея, а мы такожде от ап. Андрея " . Хотя нужно заметить, что еще в начале XVI в.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/286/...

Для удовлетворения аскетических потребностей провинциального общества в рассматриваемое время (1057–1081) к бесчисленному множеству старых монастырей прибавилось несколько новых. Росту провинциального монашества содействовал между прочим св. Дорофей Новый. Он был родом из города Трапезунта, сын патриция. Двенадцатилетним мальчиком он бежал из родительского дома в город Амине, в Армениакской феме, к иноку Иоанну, игумену монастыря Рождества Христова, постригся здесь и предался аскетическим подвигам. Раз Дорофею пришлось проходить мимо разрушенного монастыря в Хилиокоме, и у него явилась мысль восстановить этот монастырь. Испросив разрешение на это дело от игумена Иоанна, он оставил вместе с монахом Василием Амине, прибыл в Хилиоком и усердно принялся за постройку обители. Он своими руками очистил место от развалин, вырубил кустарник и сравнял грунт. Постройка производилась сначала трудами одних Дорофея и Василия, но потом окрестные жители ( περ οικοι) узнали о ней и со всей готовностью пришли к монахам на помощь. Они помогали и деньгами, и строительными материалами, и рабочей силой. Общими усилиями в короткое время был построен монастырь с церковью Св. Троицы. Св. Дорофей был избран в нем игуменом. В его управление монастырь был благоустроен не только с внешней, но и с внутренней стороны; в основу внутреннего благоустройства был положен устав инока Арсения, игумена соседнего монастыря Золотая Скала, переработанный св. Дорофеем сообразно с потребностями нового братства. 722 В 1077 г. судья вила на ипподроме, патриций-анфипат Михаил Атталиот основал в городе Редесто в Македонии монастырь Всемилостивого Спаса ( το Πανοικτιρμονος) с птохотрофием (сиротским приютом). Ктитор дал монастырю собственноручно написанный устав, определявший весь строй внутренней его жизни. Для содержания монахов Атталиот отписал монастырю многочисленные свои недвижимые имения, рассеянные по разным византийским фемам. Император Михаил VII Дука утвердил их за монастырем и освободил от всех государственных податей и повинностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010