Михаил (Грибановский Михаил Михайлович), еп. Таврический и Симферопольский Родился 2 ноября ст./ст. в 1856 году в семье протоиерея гор. Елатьмы, Тамбовской губернии. По окончании Тамбовской семинарии в 1880 году поступил в СПБ духовную академию, где 14 янв. 1884 г. был пострижен в монашество, 29 янв. – рукоположен в монашество, 8 мая – во иеромонаха. В этом же году окончил академию со степенью кандидата богословия. 15 авг.назначен исполн.должность доцента СПБ духовной академии. 29 апр. 1887 г. – и.д. инспектора той же академии. 5 апр.1888 года удостоен степени магистра богословия. 10 апр.1888 года возведен в сан архимандрита, а I декабря утвержден в должности инспектора академии. С 27 авг.1890 года – настоятель посольской церкви в Афинах. 6 авг.1894 года хиротонисан во епископа Прилукского, вик. Полтавской епархии. С 30 ноября 1895 г. – епископ Каширский, вик.Тульской епархии. С 19 янв.1897 г. – епископ Таврический и Симферопольский. Скончался 19 августа 1896 года 42 лет в Крыму от туберкулеза. Пред кончиной приобщился Св.Таин и пособоровался. Известный духовный писатель. По натуре был искренний, простой, добрый, умный и своим обаятельным образом, даже людей противоположного миросозерцания, привлекал к себе неотразимо. Верил он глубоко и убежденно, и вера его действовала неотразимо и на молившихся с ним в церкви и на его собеседников. Его чудная служба в церкви, где каждое слово произносилось им ясно и внятно, с теплым чувством, глубокой верой, привлекала толпы. Беседовать же с ним, слышать его умную, искренне убежденную речь – было истинное счастье. Он сумел, несмотря на свой высокий сан, не оттолкнуть от себя даже и самых слабых в вере. Он был доступен для всякого. Простой, обходительный, ласковый, он глядел на каждого своими кроткими, карими проникновенными глазами и, казалось, видел душу собеседника. Каждый находил у него доброе слово, умный совет; а близость его, общение с ним приближало душу к Богу. И не тем он действовал благотворно, что навязывал кому-нибудь веру, что желал во что бы то ни стало учить, нет, еще сам того не сознавая, человек начинал близ него чувствовать, что самое существенное проявление веры – любовь к людям: такая уж атмосфера любви, всепрощения к людям царила около него. Говорил он просто, тихо, сердечно, и кто имел счастье беседовать с ним, тот всегда уносил в своем сердце тихое, теплое чувство: земные тревоги и заботы уходили куда-то прочь.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

За прекрасные лекции и за необыкновенно благородное обхождение со студентами они платили ему искренним уважением и вниманием, какого не оказывали иным старейшим профессорам. Таким же уважением Макарий пользовался и среди своих сослуживцев. В январе 1842 года отец Макарий помимо своей основной деятельности в духовной академии был временно назначен ректором Киево-Подольских духовных училищ. И с новой своей должностью он прекрасно справился, сочетая в себе выдающиеся умственные дарования с незаурядными способностями благоразумного и аккуратного администратора. За короткий период своего ректорства (всего 6 месяцев) отец Макарий успел сделать много доброго и полезного для благоустройства духовных училищ в деле укрепления дисциплины, повышения экономического уровня вверенных ему училищ. Загруженный до предела в духовной академии и в училищах, иеромонах Макарий, однако, находил время заниматься проповедничеством. Но недолго пришлось ему трудиться в родной академии. В августе 1842 года он был переведен из Киевской духовной академии в Санкт-Петербургскую. Этот период имел большое значение для всей последующей жизни Макария. За 15 лет службы в Санкт-Петербургской духовной академии иеромонах Макарий создал себе репутацию общепризнанного русского богослова и церковного историка. За этот период раскрылись полностью и принесли добрый плод обществу его необыкновенные дарования. Поражает также его необыкновенное трудолюбие, развитое им в детстве, и многогранность его деятельности. В Санкт-Петербургской духовной академии ему была поручена одна из важнейших кафедр – кафедра догматического богословия. Но кроме профессорской должности в течение пятнадцатилетнего своего служения в Петербургской духовной академии иеромонах Макарий исполнял целый ряд обязанностей. В 1842–1844 годах он был помощником инспектора. В 1844 году назначен инспектором и ординарным профессором Санкт-Петербургской духовной академии. 17 декабря 1844 года митрополитом Санкт-Петербургским Антонием (Рафальским, † 1848) отец Макарий был возведен в сан архимандрита в Александро-Невской лавре.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Рано простился он с этим краем и этим именем. В двадцать два года, 8 апреля 1888 года, крестьянский сын Михаил поступает в знаменитый Гефсиманский скит, где его определяют под духовное окормление иеромонаха Германа. Спустя девять лет вместе со своим аввой преданный ученик переходит в Зосимову пустынь. Произошло это в памятный для Пустыни день – 6 октября 1897 года. Только через три года после этого отец Герман, 11 марта 1900 года постригает духовного сына в монашество с именем Митрофан. Но уже 19 марта 1901 года его рукополагают в иеродиакона. 15 февраля 1904 года он – иеромонах. Нападением в 1904 году на русский Порт-Артур развязана война России с Японией. Вместо направленного на театр военных действий иеромонаха Ионы, отец Митрофан 24 мая назначается исполняющим обязанности казначея и он несет это послушание два года. 26 сентября 1909 года вслед за своим настоятелем преданный ученик покидает Зосимову пустынь, как некогда покинул Гефсиманию. Вместе с другими чадами отца Германа он отправляется в Махрищенскую обитель. Там его назначают духовником братии. Через два месяца все изгнанники возвращаются в Зосимову пустынь, где уже до 1918 года послушание казначея становится для отца Митрофана постоянным. 28 июля 1910 года он награжден набедренником. Все годы, наряду с послушанием казначея, отец Митрофан несет чреду священнослужения и духовничества. Так известно, что 19 марта 1915 вместе с аввой Германом он постригал в мантию отца Агафона (в будущем схиархимандрита Игнатия). 28 июня 1917 года иеромонах Митрофан награждается от Священного Синода наперсным крестом. Однако со временем силы постепенно начинают уходить, следует прошение: «Его Высокопреподобию Строителю Смоленской Зосимовой пустыни о. Игумену Герману. Казначея Смоленской Зосимовой пустыни иеромонаха Митрофана. Рапорт В виду усложнившихся обязанностей должности казначея в Смоленской Зосимовой пустыни, требующих постоянного напряжения сил, я, чувствуя последнее время недомогание, не имею более возможностей исполнять без упущения и с требуемой энергией все связанные с должностью казначея обязанности; сознавая себя поэтому неспособным для дальнейшего несения должности казначея, покорнейше прошу освободить меня от этой должности.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

43. Сергей, Киров : О. Киприан, с какими сложностями Вам приходится сталкиваться при реализации Программы? Иеромонах Киприан (Ященко) : С отсутствием квалифицированных и надежных помощников. Есть дефицит материальных средств, отсутствие подходящего помещения в Москве для создания общероссийского Центра духовно-нравственной культуры. 44. Найденова Елена Вячеславовна, Ханты-Мансийск : Отец Киприан, благословите! Слушала выступление о Вашей программе на чтениях Кирилла и Мефодия в Ханты-Мансийске. Спасибо за то, что взялись за такой большой труд! Как можно связаться с Вами и принять участие в программе? Спаси Вас Господи за все, что Вы делаете. Иеромонах Киприан (Ященко) : Пожалуйста, звоните, связывайтесь по телефону в Москве (495)625-93-20. 45. Михаил Потемкин, СПб : Я слышал, что Царство Божие начинается на земле. Здесь понятно - строить в душе мир, не осуждать, не отчаиваться, молиться и причащаться, наверное. это духовные цели. А что позволительно ставить себе в материальные цели на жизненном пути? Ведь бедный - не всегда глубоко верующий... Хотя сейчас и квартира - целое состояние... 2. вопрос - обязательно ли жениться и быть социально востребованным человеком или можно жить одному, заботясь лишь о своей душе, помогая людям в обычном порядке(милостыней, добрыми делами и т.д.)? Иеромонах Киприан (Ященко) : Нехорошо быть человеку одному, сказал Господь, и создал Адаму помощницу Еву. Семья - это наиболее устойчивый и Богом благословленный способ спасения своей души. Но есть категория людей, которая избрала еще более " благую часть " - путь монашества. Здесь человек устремлен к будущей жизни с Богом, поэтому стремиться ублажать не супруга и детей, а ублажать Бога, для исполнения Божьих заповедей. В семейной жизни человек тоже может достигать высокой духовной жизни, если он научится никого не осуждать и всех почитать. Каждому человеку Господь создает идеальные условия для спасения его души. Если бы нам открылась эта истина, то вся наша жизнь изменилась бы к лучшему. Мы перестали бы отчаиваться, унывать, осуждать. Помоги Вам Господь уже в этой жизни подготовиться к жизни в Царствии Небесном.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

иеромонах Михаил (Арранц) (иезуит) V. Пресвитерские молитвые «Паннухис» ( Παννυχς) древнего Византийского Евхология и Панихида по умершим (1974–75) Буквальный смысл слова «Паннухис» ( Παννυχς) – нечто, продолжающееся всю ночь; таким образом, это синоним слова γρυπνα или также русского «всенощное бдение». Это наводит на мысль о традиции древних христианских бдений, которые должны были продолжаться всю ночь. Однако вопреки всякой этимологии, наиболее древние кодексы Византийского Евхология, следовательно кодексы, начиная с Барберини гр. 336 (VIII-IX вв.), называют «Паннухис» короткую службу, состоящую из трех антифонов и пяти пресвитерских молитв и соответствующих им ектений или литаний. Начиная с X века, слово «Паннихис» будет появляться иногда в уставах для службы, отправляемой по монастырскому Часослову, но здесь речь не идет о той же самой службе, несмотря на то, что эта последняя, как кажется, если и не была под прямым влиянием Паннухис Евхология приходских и соборных церквей, то, по крайней мере, подверглась его косвенному влиянию. Русские совершают в настоящее время заупокойное богослужение помимо Часов Часослова, называемое также «Паннухис» или «панихида». В Триоди есть чин Панихиды по умершим между Вечерней и Утреней субботы перед Пятидесятницей 302 ; другая Панихида по умершим указана в субботу Мясопустную 303 . Настоящая глава является продолжением и дополнением предыдущих трудов 304 , посвященных вопросу соотношения между службами палестинского монастырского Часослова, принятого в настоящее время во всех Церквах византийской традиции, и древним соборным богослужением, называемым σματικ κολουθα или Пессненное последование. исчезнувшим с XV века, но оставившим следы, и весьма важные, в современном Евхологии, который является приспособлением древнего Евхология суточному циклу Часослова. Итак, мы начнем с изучения Паннухис по древнему Евхологию. Как Гоар в своем E χολγιον sive Rituale Graecorum 305 упоминал еще о Паннухис, а также о Полунощнице, не приводя тексты молитв 306 ; мы, следовательно, начнем с тою, что дадим этот текст по Варб. 336, сравнивая его с текстом, опубликованным А.А. Дмитриевским по Син. гр. 956 (X в.) 307 . Профессор Фессалоникийского Университета И. Фунтулис 308 опубликовал эти молитвы со всеми другими элементами Паннухис по рукописям, которые мы сами стремимся здесь изучить, надеясь, однако, не дублировать его работу. Ленинградский профессор Н.Д. Успенский посвятил всю III главу своей докторской диссертации 309 теме Паннихис. Недавно вышедшая книга отца Бруни о византийских погребальных обрядах также касается нашего предмета, как мы увидим ниже 310 . Мы сами в перечисленных статьях уже коснулись темы Паннухис. Мы позволим себе повторить некоторые положения и предложить новые 311 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Дело перенесено было на рассмотрение духовного, епархиального начальства. Надежин был вытребован в Ир­кутскую духовную консисторию; но он явился сюда тем же, чем и был. Не скрывал он своих дел, а дела го­ворили сами за себя. Это было в 1827 году. Преосвя­щенный Михаил II (Бурдуков) сам испытал нравственные качества и убеждения пустынножителя. Но владыка не нашел ничего предосудительного в образе мыслей Надежина, – признал в нем одно стремление к аске­тизму, по духу истиного подвижничества. Такой человек был даже полезен и нужен для отдаленного и дикого края. Скит, возникший в Чикойских горах, судя по местным потребностям населения, показался не только уместным, но как бы предуказанным свыше. С юга прилегают к Чикойским горам безграничные Монгольские степи, а вдоль границы от г. Кяхты до Мензинского караула разброшены кочевья бурят идолопоклонников ламайского суеверия; православное население Урлукской волости было перемешано с раскольниками поповской и безпоповской секты. Такое смешанное население представляло обширное поле для миссионерской деятельности. Нужны были ревностные, опытные и надеж­ные деятели, в коих доныне нуждаются здешние миссии против идолопоклонников и раскола. Озабочен был этим делом и преосвященный Михаил II, отличавшийся высоким просвещением и апостольскою ревностию; он уже вызывал таких деятелей, по сношению со святейшим Синодом. Еще недавно присланы были сюда из Костромской епархии, по изъявленному на то добровольному их желанию, – иеромонах (впоследствии игумен) Израиль, иеромонахи: Нифонт, Досифей и Варлаам. Но все они еще не были достаточно испытаны в способностях и благонадежности; а на деле оказа­лось, что один только иеромонах Нифонт, остававшийся при архиерейском доме, принес пользу миссии против язычников Иркутской губернии и исполнял это служение с честию. В обширном же отдаленном Забайкальском крае, куда редко удавалось проникнуть самим архипа­стырям даже для обозрения епархии, по трудности сообщения через Байкал, был до крайности ощутителен недостаток в деятелях на миссионерском поприще.

http://azbyka.ru/otechnik/Meletij_Yakimo...

иеромонах Михаил (Арранц) (иезуит) Евхаристия востока и запада. Опыт истории христианской Евхаристии 1-ая часть: возникновение христианской анафоры 1–1. Свидетельства нового завета Новозаветные данные о Тайной Вечере: Мф.26 , Мк.14 , Лк.22 и 1Кор.11 : Заключения: 1)  Мф. и Мк. совпадают: отсутствует промежуток между причащением Тела и Крови. Лк. и Кор. тоже совпадают: между причащением Тела и Крови – трапеза или ужин. 2) Мф. и Мк: на благословение хлеба употребляется греческое слово евлогисас (ελογσαζ), на благословение чаши – евхаристисас (εχαριστσαζ). 3) Лк. добавляет еще одну чашу перед преломлением хлеба. 4)  Слова Господни «Сие есть Тело Мое» – «Сия есть Кровь Моя» не принадлежат самой «евлогии» или «евхаристии», а являются пояснительными словами. Гипотеза: 1) Все четыре повествования зависят от практики совершения евхаристии времени и среды их написания. Итак, Мф. и Мк. свидетельствуют уже об евхаристии без ужина. 1 Кор. предвидит такую возможность. 2) Лк. описывает праздничный (не обязательно пасхальный) ужин по еврейской традиции: 1 : Кидду» ш или благословение первой чаши перед праздничным ужином. 2 : Благословение и преломление хлеба в начале ужина. 3 : Чаша благословения в конце ужина. 3)  Слова благословение (ελογσαζ)) и евхаристия (εχαριστσαζ) являются переводами одного еврейского слова: бераха " (множ. ч.: берахо " т). Бераха» – техническое служебное слово, обозначающее всякую молитву благодарения или хваления. Слово бераха происходит от бару " х (благословен: Wrb:). Этим словом начинаются почти все еврейские молитвы хваления и благодарения. 4) Загадочная евхаристия из Дидахи (IX книга) – близка к схеме евхаристии из Луки. См. ниже. 1–2. Еврейские и христианские молитвы 1 – До разрушения Храма (перед 70 г.) Мишна дает начало молитв (берахот), предполагая, что они всем знакомы и предписывает, как и когда именно их читать. Полный записанный текст появился только в IX веке («Седер Амрам Гаон» – Чин магистра Амрама: AP1). Ранее молитвы не записывались, а передавались устно:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

иеромонах Михаил (Арранц) (иезуит) IV. Пресвитерские молитвы Малых Часов древнего Византийского Евхология (1973) В предыдущих главах мы пытались осветить историю пресвитерских молитв византийской Вечерни и Утрени. Начиная с более древних известных кодексов, мы приходим к современному Евхологию, прослеживая эволюцию, которая привела от древних служб светильничного и зари к современным службам Вечерни и Утрени ( σπερινς и ρθρος). В этой главе 262 мы хотели бы обратиться к другим службам дня и ночи, которые вместе с Вечерней и Утреней составляют суточный круг богослужения. Мы называем их «малыми часами», чтобы отличить от «великих»: Вечерни и Утрени; это различие более практическое, чем традиционное. Когда мы открываем ныне употребляемый Византийский Евхологий, можно сделать первое утверждение: Малые Часы представлены только каким-нибудь возгласом или еще какой-нибудь молитвой, заимствованными из Часослова. В некоторых изданиях 263 они совершенно отсутствуют. Малые Часы – это монашеские службы. Присутствие священника для их совершения не требуется. Если он присутствует, тогда ему поручаются некоторые части службы. Количественно они очень сокращены и, во всяком случае, первоначально находились в Часослове, а не во Служебнике. Совсем иное значение придавалось Малым Часам в древнем Евхологии. В кодексе Барберини гр. 336 Ватиканской Библиотеки 264 к классическим службам Вечерни и Утрени присоединено 4 службы, чтобы составить суточный круг из шести служб: одна служба Полуночи и службы Третьего, Шестого н Девятого Часа. Каждая из этих служб имела одну и ту же схему пяти пресвитерских молитв: три предназначены на столько же антифонов; четвертая, называемая отпустом, и пятая – главопреклонения. Две молитвы только для Первого Часа, предполагающие, следовательно, службу значительно менее важную, прибавленные к шести, дают число семь служб, освященное Псалмом 118,164. К предыдущим добавлены две особые службы: Паннухис и Третий-Шестой Час Великого Поста. Первая сохраняет схему пяти молитв, вторая, предполагающая чтения, добавляет специальные молитвы к пяти обычным. Эти службы также являются службами с тремя антифонами.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

иеромонах Михаил (Арранц) (иезуит) III. Пресвитерские молитвы Византийской Утрени (1971) В предыдущей главе, где говорилось о молитвах Вечерни, мы назвали эти молитвы просто священническими. С тех пор дальнейшие размышления по этому поводу, конкретизированные в нашем сообщении на XVIII-oй Литургической Неделе Института св. Сергия в Париже: «министериальное священство в тайных молитвах византийских Вечерни и Утрени» привели нас к тому, чтобы считать прилагательное «священнические» по существу неподходящим 148 . Из 9 молитв Вечерни и тринадцати молитв Утрени, которые священник читает тайно, только последнюю из каждого ряда, т.е. главопреклонную молитву или молитву благословения, можно назвать чисто священнической; действительно, эта молитва, заимствующая свою тему из благословения Аарона (кн. Чисел 6,22–27), предполагала посредника между Богом и народом. Все другие молитвы Вечерни и Утрени, либо предшествовавшие псаломным антифонам, либо сопровождавшие конечную ектению, будучи уделом служащего священника, по своему тексту могли исполняться любым из собравшихся, и, говоря об этом, мы думаем о монашеских общинах, лишенных священников. В настоящей главе мы займемся тринадцатью молитвами, исполняемыми тихим голосом священником во время совершения службы ρθρος или Утрени. Двенадцать первых молитв произносятся во время исполнения чтецом вступительного к Утрени шестопсалмия (Псалмы 3,37 и 62; 87, 102 и 142) или же во время чтения им трех последних псалмов. Тринадцатая молитва совершается тихо в конце службы, в то время, как священник и народ наклоняют головы по призыву диакона. Мы будем ссылаться на эти молитвы на всем протяжении этой статьи по их порядковому номеру, который они имеют в Евхологии Гоара, а также в современном Евхологии 149 . Этот номер будет написан арабскими цифрами и поставлен в квадратные скобки : ... К этому ряду молитв мы добавим три молитвы, находящиеся в древних рукописных евхологиях: молитву об оглашенных и первую и вторую молитву верных: мы назовем их соответственно [ ΧII], [XIII] и [XIV]. Эти молитвы исчезли из современного Евхология: Гоар еще дает их среди « Variae Iectiones» 150 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Экспозиция будет открыта с 27 декабря по 15 января 2012 года, ежедневно с 11.00 до 19.00, кроме понедельника. Комментарии читателей 2014-05-05 22:48 Михаил : Спасибо Вам, отец Савватий, большое! 2012-06-08 18:35 Ольга(мама Ванятки) : Кому-то из окомментировавших кажется что афонские монахи хорошо кушают и живут припеваючи,забыв о молитве и наслаждаются только земными благами.Не забывайте о том, что это Благословенная земля и если там было так плохо,все бы пошло по другому. К слову..у нас тоже в храмах есть крупные батюшки(что не месяц,они все крупнее и толще).Я все грешная думала,какая у них должна быть зарплата чтобы так кушать за двоих,а то и за троих.Думала до тех пор,пока наш духовник не рассказал мужу,что многие батюшки,так же как обычные миряне подвержены многим болезням,что на ногах им приходиться стоять и молиться чуть ли не целый день.Нести послушание и больницах и тюрьмах,а омыв чашу после причастия теплотой.,выпить ее.Вот отсюда и отеки и полнота. А афонским монахам низкий поклон до земли ,что они молятся за нас.,когда многие из нас неизвестно чем заняты.Может сидят вот такие в интернете и ругают их. 2012-02-26 08:33 р.Б.Татиана : Спаси вас Господи! 2012-02-10 09:32 kola.kuznecov : Спаси, Господи! 2012-01-27 10:42 Людмила : Спасибо Вам за прекрасные снимки,хотя бы вашими глазами мы ви- дим Святые места. 2012-01-21 21:18 Михаил Махов : Афанасий - то как в " старцы " попал? Да еще и иеромонах и схимонах сразу. 2012-01-17 00:25 Виктор Возик : Низкий поклон о.Савватию за фото выставку своих работ о подвижниках нашей веры св.горы Афон.К сожалению, некоторые так и не поняли, что прикоснулись к творчеству очень талантливого фото художника(как говорится от Бога).Сейчас многие обзавелись фото камерами и считают себя фотографами,потому что научились нажимать на кнопку.Но только зритель с высоким духовным уровнем не может пройти равнодушно мимо этих работ.Человек-образ и подобие Божие.Именно поэтому так ярко это выражено в фотографиях истинных подвижников Святой горы в творчестве иеро монаха о. Савватия.Дай Бог ему здоровья и многая лета!!!

http://pravoslavie.ru/foto/image3534.htm

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010