—516— митрополич; а который отделился от отца, живет собою и ест свой хлеб, тот мой, великого князя». Этим определением точнее, чем прежде, решен был вопрос, кто должен считаться человеком церковным и кто – княжеским. § 13. Памятники древнерусского канонического права. Обратимся теперь к обзору важнейших памятников церковного права, происшедших в настоящий период от самой духовной иерархии, т.е. памятников канонического русского права. Как мы уже знаем, русская церковь до половины XV в. находилась в зависимости от Константинопольских патриархов и от них получала своих митрополитов. В это время наши духовные иерархи и князья нередко обращались к патриархам с вопросами по делам церковного управления и дисциплины. Отсюда особым и довольно обильным источником древнерусского канонического права были – грамоты константинопольских патриархов по делам русской церкви. Некоторые из этих грамот дошли до нас в современных русских переводах, но большая часть известна только в греческих подлинниках. В переводах сохранились: 1) грамота патриарха Луки Хрисоверга 1160 года к владимиро-суздальскому князю Андрею Боголюбскому о канонической невозможности учредить во Владимире митрополию независимую от митрополии киевской и всея Руси; 2) грамота патриарха Германа II к киевскому митрополиту Кириллу I (1229 г.) – о непоставлении холопов в попы и диаконы и о невмешательстве князей и вельмож в дела церковного суда; 3) соборные ответы патриарха Иоанна Векка на вопросы саранского епископа Феогноста, данные в 1276 году; 4) грамота патриарха Нифонта тверскому князю Михаилу Ярославичу по поводу его жалоб на митрополита св. Петра (1312–1315 г.); 5) грамота патриарха Нила, писанная около 1382 год в Псков по поводу появления там еретической секты стригольников, отвергавших духовную иерархию на том основании, что все духовные власти и чины поставляются на свои степени ,,по мзде», т.е. за денежную плату. Некоторые из этих памятников, именно 2 и 3, входили и в состав русских Кормчих. Весьма характерным явлением в истории русского церковного права настоящего периода представляется то, что

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1959. 1—3. С. 45.    См: Павлов А.С. Указ. соч. С. 113.    См: Щапов Я.Н. Указ. соч. С. 121.    См. в частности: г. св. Савве и ньегове школе у ствараньу нове српских споменика//Светосавски Зборник, 1. Београд, 1938. С. 251—264.    См: Никодим, епископ Далматинский. Указ. соч. С. 210.    См: Slovo (Zagreb). Br. 4—5. 1955. S. 111—122.    Цит. по: Щапов Я.Н. Византийское и южнославянское правовое наследие на Руси в XI-XII вв. С. 123 (прим. 21).    Щапов Я.Н. Указ. соч. С. 123.    Вестник Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1959. 23. С. 203.    Цит. по: Суворов Н. Учебник церковного права. С. 172.    См: Никодим, епископ Далматинский. Указ. соч. С. 210 (прим. 6).    Алмазов А.И. Законоправильник при русском Требнике. СПб., 1902. С. 100.    Павлов А.С. Номоканон при Большом Требнике. С. 39—40.    См: Павлов А.С. Указ. соч. С. 53—54.    Там же. С. 62—63. Источники права Русской Православной Церкви. до учреждения С... Источники Византийского происхождения    До середины XV века Русская Православная Церковь была одной из митрополий Константинопольского Патриархата. Она руководствовалась теми же «Номоканонами», что и Константинопольская Церковь. Для нее обязательными были все постановления Соборов, Патриархов и Синодов кириархальной Церкви.    Самыми авторитетными источниками древнерусского церковного права в этот период являлись грамоты Вселенских Патриархов по делам Русской Церкви, составленные в виде посланий русским митрополитам, епископам, князьям.    Некоторые из этих грамот дошли до нас. Среди них: грамота Патриарха Луки Хрисоверга к Суздальскому князю Андрею Боголюбскому с отказом в его просьбе об учреждении во Владимире-на-Клязьме отдельной митрополии, независимой от Киевской кафедры (1160 г.); грамота Патриарха Германа Киевскому митрополиту Кириллу, запрещающая хиротонию холопов, а также настаивающая на невмешательстве князей и бояр в дела церковного суда и на неприкосновенности церковного имущества (XIII в.); соборные ответы Патриарха Иоанна Векка на вопросы Сарайского епископа Досифея (1276 г.); грамота Патриарха Нифонта Тверскому князю Михаилу Ярославичу по поводу его жалобы на святителя Петра (начало XIV в.); грамота Патриарха Нила, посланная в Псков по поводу ереси стригольников; в этой грамоте оправдывается взимание пошлины со ставленников (1382 г.); грамота Патриарха Антония великому князю Московскому Василию Дмитриевичу с укоризной за неуважение к византийскому императору (конец XIV в.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4122...

л.570. «Письмо Харино». л.698. Запись скорописью XVI века: «Апостол толковый писан в великом Но- вегороде на царя и великого князя Ивана Васильевича всея Русии и его богодаро- ванного чяда царевича князя Ивана Ивановича лета 7062, совершена месяца маия в 8 день, а писан с книги честныя обители Отенского монастыря, идеже лежит чю- дотворец Иона архиепископ Новгородский, а тетратей в нем 60 без дву». л.699. «Апостол толковый Харино письмо, а во иноцех Христовор, а письмо правлено». л.1019. «Письмо Постниково правлено». л.1468, 1469. Листы испорчены сыростью. л.1, 571, 573, 699. Заставки нововизантийского стиля на золотом фоне, л.577, 699. Узорные инициалы в красках. В тексте инициалы и вязь киноварные. Доски переплета XVI в. (обтянуты новым материалом). Арх. Савва. Указатель ... стр.210. (Син,176) Минея-четья, месяц Ноябрь, 1°, русский полуустав в два столбца, 1645 в. Начало и конец рукописи утрачены. Водяные знаки: 1. Сфера, Бр. 13994, 1550 г. 2. Перчатка под короной, Бр. 10911, 10967, 1540 г. л.1. Подклеен бумагой. Счет листов начинается с 7-го, так как первые 6 листов утрачены, л.869 наполовину оборван. Из русских н славянских житий помещены: л.96. «Воспоминание о блаженном Ионе архиепископе великого Новагорода я Пьскова иже бысть по втореем Еуфимии в лето 6966-е до лета 6979-го» (А.В.Горский в К.И.Невоструев этот текст дают полностью). л.114 об. Житие Варлаама Хутынского (сочинение Пахомия Серба), 6 ноября. л.138. «Климента ученика Мефодия Моравского похвала архистратигу Михаилу» (в тексте дана похвала и архиепископу Гавриилу). л.1367. «Убиение великого князя Михаила Ярославича Тверскаго от безбожнаго царя Азбяка», 22 ноября. л.1377. Слово похвальное князю Александру Невскому, 23 ноября. л.1573. «Слово о знамении святыя Богородицы в великом Новеграде в лето 6677-е», 27 ноября. Текст Минеи обрывается на житии апостола Андрея, словами: «... Андрей же кроткым гласом рече ему ...» (Анфипату), ЗО ноября. По краям листов пометы писцов: л.414 об. «Федор Студит писмо Онашки постника».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Moskov...

– Вероятно, по возвращении с сего собора, митрополит разослал «всем христианам правоверным» правило о постах и хранении законного брака 115 , – Когда по смерти в. кн. Андрея престол великокняжеский по праву старейшинства следовало занять Тверскому князю Михаилу Ярославичу, а Юрий Московский, по властолюбию, шёл в орду искать того же престола, блаж. святитель со всей любовью уговаривал Юрия отказаться от недобрых намерений. Юрий был не таков, чтобы слушаться святителя; ему нипочём было и нагло лгать перед святителем: «иду, отче, в орду, но не хощу великого княжения», говорил Юрий. Это было в 1304 г. В следующем году святитель с утешением посадил во Владимире на великокняжеский престол блаж. князя Михаила 116 . – Дек. 6-го 1305 г. святитель окончил подвиг земной жизни своей и положен был во Владимирском соборе 117 . – Имя его – в древних святцах, где называется он святым и чудотворцем 118 . Известно и «сказание о святом и блаженном митрополите Максиме» 119 , –Новое известие говорит, что, при поправке пола во Владимирском соборе, нечаянно сдвинута была крышка с его гроба и в гробе видели мощи и одеяние его 120 . Св. Феофила, епископа Антиохийского, исповедника и писателя В жизни Феофила представляется доказательство могущественного действия Священного Писания . Он родился в язычестве, но, получив обширное образование, пожелал познакомиться и с Священным Писанием и из чтения его убедился в истине веры во Христа. – «Не верил я, – говорит он, – воскресению, а теперь верю, после того, как внимательно размышлял; я обрёл св. Писания святых пророков, которые Духом Святым прорекали о прошедшем так, как оно происходило, о настоящем так, как оно происходит, и о будущем – в том порядке, как оно совершится. И так, когда я уверен, что происходящее ныне было предсказано, то не остаюсь более неверующим, а верю, повинуюсь Богу» 121 . И. заслужив избрание епископом на престол Антиохийский (в 168 г.), Феофил оправдал это высокое доверие к нему разнообразной деятельностью на этом поприще в истинно-христианском духе.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Князь Святослав (во св. крещении Гавриил) Всеволодович, 7-й сын великого князя Всеволода Георгиевича, родившийся 27-го марта 1196 года, еще в детстве бывший два раза на княжении в Новгороде, княживший затем в юности и зрелом возрасте в Юрьеве Польском, Переяславле южном и Суздале, по смерти брата своего великого князя Ярослава Всеволодовича по праву занявший даже великокняжеский престол, но принужденный вскоре уступить его племяннику Михаилу Ярославичу Храброму, – строитель существующего и доныне Юрьевского соборного храма кончил его построение в 1234 году, бывший в битве с татарами на р. Сити. Скончался он 3-го февраля 1253 года на 57 году жизни, в первый год великого княжения своего племянника св. Александра Невского. О погребении его во Владимирском соборном храме не говорит летопись, но в указе Царя Иоанна Васильевича он упоминается, и в Сборнике Троице-Сергиевой Лавры указан вместе с братьями Владимиром и Иоанном, как погребенный с ними на левой стороне храма. Князь Иоанн Всеволодович, 8-й – самый младший сын великого князя Всеволода Георгиевича, родившийся 28-го августа 1198 г., в 1238 г., после погрома татарского, получивший от брата, великого князя Ярослава Всеволодовича, во владение Стародуб на р. Клязьме. Летопись не говорит вовсе даже и о кончине Иоанна Всеволодовича, но о погребении его во Владимирском соборе свидетельствует указ Царя Иоанна и Сборник Троице-Сергиевой Лавры. Великий князь Михаил Ярославич, 7-й сын великого князя Ярослава Всеволодовича, младший брат св. Александра Невского, получивший прозвание Храброго 94 , вступивший в 1247 году на великокняжеский Владимирский престол, принудив уступить этот престол своего дядю Святослава Всеволодовича, но в следующем году убитый в сражении с литовцами при реке Протве 95 . Тело его привезено было во Владимир и погребено епископом Ростовским Кириллом в соборном храме – в стене, как сказано в летописи. Князь Константин Ярославович, 4-й сын великого князя Ярослава Всеволодовича, младший брат св. Александра Невского, посланный около 1243 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Vinog...

Великому князю Борису ростовскому, сотворившу волю цареву 484 , царь же Батый повеле елдеге воем заповедати, да преминут города Ростова, и одари великого князя Бориса ростовского, повеле ему седети на уделе своея отчины, и нииже мнози зряще сицевое прельстишася, сотвориша волю цареви, Царь же честь им воздаваше прелестную, якоже и князю Борису ростовскому, и отпущаше их на свои отчины, великому же князю Александру Ярославичу, внуку Всеволода Владимирского, тогда седящу ему на своем столе в великом Нове граде. В лето прежде помянутому великому князю Михаилу Черниговскому, отцу преподобной и благоверной Евфросинии, держащу Киев, и приидоша послы от царя Батыя к нему с словесы льстивыми, и повеле их благочестивый князь избити 485 . Сам же великий князь Михаил отиде во угры, и с домашними своими, и бывает тамо пришлец в земли чуждей, якоже Авраам и Иаков 486 , инии бежаща в дальние страны от лица Батыя царя, инии же крыяхуся в пещерах земных и пропастех, а инии во градех затворишася, и со слезами Бога моляху, помале же времени граду Киеву взяту бывшу, и в нём все православные люди избиени быша, и что много глаголю: безбожный царь Батый всею землею русскою 487 облада, сущим же во всех градех видяху 488 , яко несть помогающего им, ниже избавляющего, начаша дань даяти елико хотяху 489 погании, слышав же се великий князь Михаил, бывающая во всех градех русских 490 , паче во отечествии своем матере градовом, преименитого Киева, вельми болит 491 душою, и сердцем снедается, и о беззаконии негодует нечестивого царя, и верою вооружився якоже Давид на голиафа, и паки возвращается к Киеву со всеми людьми своими, и с добрым боярином своим Феодором, слышавше же сия иже в дальних странах сущии, паки возвращаются во свои жилища, мало же опочившим им от бежания, и тако начаша их звати к Батыеви, глаголюще: яко недобро есть вам рече: жити на земле Батыеве, и к ханове, не поклонившися има, мнози же от князей приходяще покланяхуся ему. Во дни же тыя благоверный великий князь Михаил преста пред царем, с добрым своим боярином Феодором, обличая нечестие его, Батый же зело его хотя отвратити от веры его и претяше ему муками велиими волю его сотворити, и поклонитися кусту и идолом, и чести сподобитися, со отвергшимися Христа 492 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

Глаза изображены особенно рельефно: выявлена выпуклость голубого белка, округлость век. Такая материальная убедительность в изображении Богоматери делает ее пространственно соизмеримой зрителю. Св. Димитрий Солунский. Икона из деисусного чина. 1-я пол. XV в.Тверь. 114х42 см. ГТГ Насыщенный горящий колорит иконы – киноварь, коричневый, золото – властно захватывает зрителя. Красный цвет подчеркивает жертвенный смысл образа Богоматери, принимающей будущие страдания сына за людей. Богоматерь представлена на иконе в своей земной ипостаси – страдающей, жертвующей и поучающей. Ее образ близок поэтическим определениям Марии в строфах «Великого Акафиста», самого распространенного древнего гимна, посвященного Богоматери. В этих строфах она уподобляется Христу и прославляется как «наставница целомудрия», «исправление человеков», «заря таинственного дня». Св. Георгий. Икона из деисусного чина. 1-я пол. XV в. Тверь. 117х48 см. ГТГ В XIV в. на всю древнерусскую живопись большое влияние оказывает искусство Византии и Балкан. В живописи Твери оформляется целое направление, которое непосредственно следует традиции греческого и южнославянского письма. Сложность и напряженность византийских икон, их экспрессия, острота воздействия на зрителя привлекают особое внимание тверичей близостью их собственным творческим поискам. Тверь поддерживала с Царьградом – религиозным и культурным центром православного мира – постоянную непосредственную связь. В княжение Михаила Ярославича епископ Андрей посылал жалобу на митрополита Петра, что вызвало приезд на Русь патриарших клириков. Из Твери в Царьград посылалось много «милости оскудения их ради». Сношения Твери с Константинополем стали более частыми во время правления кн. Михаила Александровича (1368–1399гг.), при котором Тверь возвратила себе былую силу и славу и даже великое княжение Владимирское. Из Царьграда в Тверь привозились произведения византийского искусства. Так, согласно летописи, в 1399г. Константинопольский патриарх прислал Михаилу Александровичу икону «Страшный Суд», которая потрясла умирающего князя.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

Захарий Копыстенский в Палинодии своей говорит, что сам Иларион по посвящении своем посылал к Константинопольскому патриарху Михаилу Керуларию просить себе благословения и утверждения на своем престоле и получил оное. А Ярослав со своей стороны пожаловал митрополиту сему грамоту в подтверждение данной уже отцом его Великим Князем Владимиром, и другою сверх того, епископов и все духовенство освободил от платежа торговых пошлин и даней, а священникам давал жалование 76 . В первый год сего митрополита пришли в Киев с семействами своими три греческих певца, которые завели здесь распевы на восемь церковных гласов и пение троеголосное и красивое демественное 77 . Сильвестр Коссов говорит, что он освящал и Ярославову церковь св. Георгия при Златых Вратах, а правления его полагает 17, но Киевский каталог 20 лет, т.е. до 1072 года, По свидетельству Преподобного Нестора, при нем «нача вера христианская плодились и расширятись и черноризцы почаша множитись и монастыреве починаху быти. Ибе Ярослав, любя церковные уставы и попы любяше повелику, излиха же черноризцы, и книгам прилежа и почитая часто в нощи и во дни; и собра писцы многи, и прелагате от грек на славянское письма, и списаша книги многи, ими же поучахуся вернии людие, и положи во святей Софии, юже созда сам и украси ю златом и сребром и сосуды церковными, и иные церкви ставляте по градом и по местам, и постлавляше попы и давше им от имения своего урок, и радоватесь Ярослав, видя многи церкви и люди христианы зело» 78 . Ярослав насадил также первые семена веры христианской и в Лифляндии, построил русский город Юрьев (Дерпт). Преемник Ярославов Великий Князь Изяслав-Димитрий Ярославич в правление Илариона создал в 1055 г. в Киеве монастырь св. Димитрия. Захарий Копыстенский в Палинодии своей упоминает из Киевского Помянника по Иларионе митрополита Ефрема, а Никонова летопись говорит о нем под 1055 годом. Но в иерархических каталогах он не считается. Собиратель Киевского каталога думает, не был ли Иларион в схиме переименован Ефремом.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Нищим же и убогим довольную милостыню воздаваше. И присно цветущи ей благими детельми, приспе в совершенный возраст, подобна на сочетание браку. Обручиша бо ея родители великому князю Михаилу Ярославину, господьствующу тогда во граде Твери 3574 . Такожде и той благоверный князь Михаил велми благочестив и боголюбив, смирением кротостию и благочестием сияя, к нищим и странным 3575 попремногу пребывая милостив, иже последи скончася мученическим подвигом и венцем увязеся мучения от вседержителныя руки, якоже напреди о сем явит слово. Живущема же има во благочестии, и в законе Господни поучашеся день и нощ, преспевающе красотою делания своего, еже к нищим и убогим нищеподателством, и к странным и болным призрением, якоже древле Авраам праведный 3576 , и, по Иову терпеливому, всем всяка быста: «нога хромым и око слепым» 3577 . Велми же любяста священнический чин, якоже Божии слуги, и яко слово хотяще воздати о данней им благодати. И попремногу почитаста иноков, яко присных 3578 Божиих делателей заповедей. Не зряше бо на красоту века сего суетнаго, яко прелесть бо и скоро преходит, и яко сень 3579 мимо течет, ниже возвеличастася благородием и величеством господьства своего, или гордостию превзымастася 3580 , якоже нецыи творят, вздымаются бо величеством благородства своего и яко беземертнии творят ся, надмением и кичением, тщеславием же и высокоумием и гордостию превзымающеся еже друг на друга, не ведуще, яко гордости ради, иже иногда бывши Денница отпаде славы Божия и вместо света тьма бысть и Диавол преименовася 3581 . И хотящим во смирении быти вельми супостат душ наших запинает 3582 и в преисподняя с собою сводит, иже и Адама праотца высокоумия ради из породы 3583 изгна 3584 . И сице вспоминаста в себе благоверный и благочестивый великий князь Михаил со благоверною великою княгинею своею Анною, велми смирение любяста и любовь равну между собою держаста. Ведуще от Божественна Писания, яко любви ради Сын Божий, преклонив небеса, и сниде на землю, и воплотися нашего ради спасения от преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, и бысть совершен Бог и совершен человек, и толико смирив себе, Творец и Зиждитель всея твари, и быв послушлив даже до креста и смерти, якоже апостол глаголет 3585 , да нас примирит Бог Отцу своему, и вся сия пострадав безгрешный, да нас свободит от клятвы законный и наследники сотворит Царства своего Небеснаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сотворено смиреным иноком Михаилом тоя же обители, идеже блаженнаго тело лежит. В лето 6771 ноября 14, князь великий Александр Ярославичь, идущу ему изо Орды, Божиею волею разболевся и дошед Городца пострижеся ноября в 14, тоя же нощи преставися и везше положиша его в Володимере у пречистыя Рожества, якоже напреди рехом, ноября 23. Иноком же Савастиян и митрополит Кирил приступль и хоте разняти руку его да вложит грамоту пращалную, святый же великий князь Ярослав (!) простре руку свою сам, яко жив, и вложи митрополит грамоту. Князь же съгнув руку, приим ю. Так бо прослави Бог угодника своего» 95 . – Этому же самому Михаилу Ключевский приписывает составление новой редакции жития. Житие носит заглавие: «Слово похвалное благоверному великому князю Александру, иже Невьский именуется, новому чюдотворцу, в нем же и о чюдесех его споведася». Первые его строки посвящены восхвалению человеколюбия Божия. Слово Божие, заключающееся в свв. книгах, признается автором единственным двигателем жизни. По пророку, человеческая мудрость без Божиих слов ничтожна. Поэтому нам подобает усердно читать божественные словеса и искать в них себе пользы. Прошло уже много лет, продолжает автор, и никто еще не писал о святых отцах, прославившихся на Руси за последнее время. О них обещает он сказать «последи». Только во время царствования Ивана Васильевича Бог вложил в сердце царя мысль прославить князя Александра, этого второго Константина и нового Владимира. Царь поручил это дело митрополиту Макарию, который вместе со всем священным собором, «изыскавше известно с всяцем испытанием о чюдесех, бывающих от честныа его раки», ревностно принялся за работу. После предварительных изысканий митрополит предлагает автору написать житие. Боясь осуждения, подобно евангельскому рабу, не исполнившему повеления своего господина ( Мф.25:14 ), автор, заручившись благословением митрополита, приступает к «похвалению» угодника Божия. Он не пропускает обычного житийного уподобления святого светильнику, взятого из Евангелия ( Мф.5:15 ) и, к концу предисловия, не отказывает себе в удовольствии довести «плетение словес» до некоторой неясности.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010