Памятник святому благоверному князю Михаилу Тверскому установят в Твери Москва, 5 декабря 2007 г. Памятник святому благоверному князю Михаилу Тверскому (1272-1318 гг.) планируется установить в Твери в 2008 году, сообщает Седмица.Ru " В следующем году Тверь станет столицей празднования Дней славянской письменности и культуры в России. К этому важному событию в областном центре будет установлен памятник князю Михаилу Тверскому - духовному символу Верхневолжья " , - отметил представитель администрации области. По его словам, сегодня ведется работа по определению места размещения памятника св. князю Михаилу, определяется его концепция. В этой работе участвуют историки, искусствоведы, общественные деятели. Эскизы проектов памятника направлены на рассмотрение в научно-методический совет при Федеральном агентстве по культуре и кинематографии РФ. В последние годы в регионе было уже много сделано для увековечения памяти святого. " В селе Степурино Старицкого района, рядом с местом Бортеневской битвы, создается музей св. Михаила Тверского, а годовщина этого сражения станет ежегодным межрегиональным праздником " , - добавили в обладминистрации. В 1996 году впервые в истории в Твери была проведена международная конференция: “Михаил Ярославич Тверской — личность, эпоха, наследие”. Администрация области учредила, как высшую региональную награду — “Крест Михаила Тверского”. Святой благоверный князь Михаил Тверской родился в 1272 году уже после смерти своего отца великого князя Ярослава Ярославича, родного брата святого благоверного князя Александра Невского. В годы княжения святого Михаила Тверь была одним из центров российских земель и соперничала за лидерство с Москвой. В 1317 году войско Михаила Тверского одержало победу в Бортеневской битве над объединенным войском московского князя Юрия Даниловича и татарского полководца Кавгадыя. Михаил Тверской мученически погиб в Золотой Орде в 1318 году - добровольно сдавшись врагам, он спас Тверское княжество от разорения монголо-татарами. В 1549 году на II Макарьевском соборе в Москве князь Михаил Тверской был канонизирован. Русская православная церковь установила день поминовения Святого Благоверного князя Михаила Тверского 5 декабря. Сегодня он является одним из наиболее почитаемых тверских святых. 5 декабря 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/25111.html

144 ...бысть преемник престола... Василий Ярославич...– Василий Ярославич был великим князем с 1272 по 1276 г. 145 ...по нем владеша... Димитрий, Андрей и Даниил. – Димитрий Александрович (1250?–1294) стал великим князем Владимирским в 1276 г., в 1281 г. ярлык на великое княжение получил его младший брат Андрей, борьба за великое княжение между Андреем и Димитрием продолжалась вплоть до смерти последнего. После смерти Димитрия Андрей был великим князем Владимирским до своей смерти в 1304 г., ему наследовал Михаил Ярославич Тверской. Младший сын Александра Невского Даниил (1261–1303) великим князем Владимирским не был, а княжил в Москве. 146 ...подобаше сему благоверному князю Михаилу Ярославичу... взыти на великое княжение. – Михаил Ярославич имел преимущественные права на владимирский великокняжеский стол, так как был внуком Ярослава Всеволодича (см. выше), а претендовавший на это же княжение Юрий Данилович Московский (см. далее) лишь его правнуком. 147 ...присутствующу при том и святейшему Петру, митрополиту всея России, 1304 года от Христа... – Петр не мог присутствовать при этом, так как был хиротонисан в митрополиты в 1308 г. Однако это не ошибка автора Жития, а сознательная замена имени митрополита Максима (ум. 6 декабря 1305 г.), которого называют все предшествующие редакции Жития, на более известное и авторитетное имя. 148 ...великаго князя Даниила Александовича старейший сын, емуже имя Георгий... – Юрий Данилович (ум. в 1325 г.) – двоюродный племянник Михаила Ярославича, князь Московский, с 1315 г. великий князь Владимирский. 150 ...срете его святейший Петр митрополит... – Предшествующие редакции Жития и в этом случае называют митрополита Максима (см. выше). 154 ...благословение прием от святителя Божия Петра митрополита... – Петр еще не был митрополитом и не мог благословить князя Михаила (см. выше). 164 Кто есмь аз... у сих бо подобает мамоною неправды куковати небо. – Эти размышления Михаила Ярославича имеют в своем основании библейские противопоставления бедности и богатства, коими полна, например, Книга притчей Соломоновых (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИМИТРИЙ МИХАЙЛОВИЧ Вел. кн. Димитрий Михайлович. Фрагмент литографии «Таблица русских государей». 1858 г. (ГЛМ) Вел. кн. Димитрий Михайлович. Фрагмент литографии «Таблица русских государей». 1858 г. (ГЛМ) Грозные Очи (15.09.1298, Тверь - 15.09.1326, близ Сарая), кн. тверской (с кон. 1318), вел. кн. Владимирский (1322-1325), старший сын вел. кн. Владимирского и Тверского св. Михаила Ярославича и вел. кнг. св. Анны Димитриевны (см. Анна Кашинская ). Сведения о Д. М. содержатся в летописях и в Житиях митр. Петра и кн. Михаила Ярославича. О рождении Д. М. Лаврентьевская и Симеоновская летописи под 6807 (1298) г. сообщают с полной датой, включая и указание на время суток: «Того же лета, под осень, месяца сентября в 15 день, в понеделник, по вечерни, князю Михаилу Тферскому родися сын, и нарекоша имя ему Дмитреи» (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 484-485; Т. 18. С. 84); это свидетельствует о большом значении, придававшемся в Твери рождению долгожданного наследника. 8 нояб. 1302 г. в Твери над Д. М. совершили «постриги» (обряд 1-го пострижения волос и посажения на коня). Рождение кн. Димитрия Михайловича. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30–1. Л. 190) Рождение кн. Димитрия Михайловича. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30–1. Л. 190) Согласно Житию митр. Петра, в отсутствие отца, «князю великому Михаилу во Орде бывшу» (Житие митр. Петра. С. 29), Д. М. (в ранней редакции Жития он уже назван князем) и его брат св. Александр Михайлович в кон. дек. 1310 или в нач. (до марта) 1311 г. приняли участие в Переяславском Соборе, на к-ром Тверской еп. Андрей обвинил митр. св. Петра в симонии. О позиции тверских княжичей на Соборе ничего не известно. В нач. марта 1311 г. Д. М., узнав, что нижегородский стол перешел к московскому кн. св. Георгию (Юрию) Данииловичу (занявшему его в 1309 или 1310, после смерти бездетного нижегородского кн. Михаила Андреевича), выступил в защиту интересов отца как вел. князя Владимирского, имевшего право на выморочные уделы. В отсутствие Михаила Ярославича, находившегося в Орде, возможно, с целью получить ярлык на Нижегородское княжество, Д. М. во Владимире «собра вои многи и хоте ити ратью к Новугороду на князя на Юрья». Однако вмешался митр. Петр, к-рый «не благослови его», и князь был вынужден распустить войска и вернуться в Тверь (ПСРЛ. Т. 18. С. 87).

http://pravenc.ru/text/178221.html

В составе рукописи 549 – похвала великому князю Михаилу Ярославичу, Житие с чудесами и плачем великой княгини Анны, слово ο переложении мощей (лл. 257–340 об.). Часть листов рукописи перепутано. Название текста: «Мсяца въ 22 день. и блаженного страдальца великаго князя Михаила Ярославича, Тверскаго чудотворца. Благослови, отче». Из четырёх рукописей, ο которых идёт речь, одной из лучших, несмотря на отсутствие первого и нескольких последних листов, является рукопись 1299, включающая в себя Житие великого князя Михаила Ярославича с чудесами и плачем великой княгини Анны, похвалу блаженному, слово ο переложении мощей, слово об устроении плащеницы (лл. 23–91). Наконец, рукопись 1307 содержит Житие великого князя Михаила Ярославича, похвалу ему, слово ο переложении мощей, повесть об обретении мощей и чудеса, a также молитву Михаилу Тверскому (лл. 245–329 об.). Древнейший список Жития из коллекции ΓΑΤΟ Перейдём теперь к древнейшему списку Жития из коллекции Государственного архива Тверской области – в рукописи 1103, датируемой второй половиной XVII в. Рукопись эта описана В.А.Кучкиным 39 , Б.М. Клоссом 40 , Е.Л. Конявской 41 , a ныне подробно Г.С. Гадаловой (см. настоящее издание, с. 17–18). Исследуя текст Жития Михаила Тверского в рукописи 1103, В.А. Кучкин пришёл к выводу, что это один из семи известных в то время списков Пространной редакции данного памятника. Три списка Пространной редакции находятся в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки – РГБ, ф. 310 (собрание В.М. Ундольского), 1254, сборник житий, повестей, слов и поучений; РГБ, ф. 304 (собрание Троице-Сергиевой лавры), 671, Минея Четья на ноябрь Германа Тулупова; РГБ, ф. 299 (собрание Н.С. Тихонравова), 587, сборник исторический. Один список был известен в Государственном историческом музее – ГИМ, Синодальное собрание, 799, Минея Четья на ноябрь Иоанна Милютина. И, наконец, ещё два списка были известны в Санкт-Петербурге – в архиве Санкт-Петербургского филиала Института российской истории РАН, коллекция 238 (собрание рукописных книг Н.П. Лихачёва ), 397, повесть ο смерти в Орде Михаила Тверского, a также в древлехранилище им. В.И. Малышева Института русской литературы РАН (Пушкинского Дома), собрание М.Ф. Першина, 7, сборник житий (прежде эта рукопись находилась в г. Коврове) 42 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Хан велел вызвать Романа в Орду и объявить ему, что он должен выбрать или смерть мучительную, или веру татар. Князь отвечал, что он повинуется власти хана, но никто не заставит его изменить св. вере. Тогда хан приговорил князя к смерти. На месте казни св. мученик исповедовал пред народом святость Христовой веры. Ему сначала отрезали язык, потом вырезали глаза, обрезали уши и губы, обрубили пальцы на руках и на ногах и, наконец, отрубили голову. Глубокая любовь к православной вере воодушевляла русских людей на мученический подвиг за благо русского народа. Таким подвигом прославился князь Михаил Ярославич Тверской. Обвинённый своим политическим соперником Юрием Даниловичем пред ханом, Михаил Ярославич должен был ехать в Орду. Бояре советовали Михаилу послать вместо себя одного из старших сыновей. Но Михаил отверг этот совет, говоря: «Царь требует меня; за моё ослушание падёт много голов христианских. Тогда и я не избегну смерти: не лучше ли теперь положить душу за братию». В Орде Михаила приговорили к смерти. К Михаилу приставили стражу, удалили от него верных слуг и на шею ему надели деревянную колодку, так что он не мог лечь и проводил бессонные ночи. Михаил терпел мучения с. удивительной твёрдостью, проводил ночи в молитве и чтении Псалтири, причём отрок княжеский сидел пред ним и перевёртывал листы книги. 22 ноября 1318 года князь, извещённый своими друзьями, что в этот день должна совершиться его казнь, велел отпеть заутреню и часы, сам прочёл правило к святому причащению и причастился. Убийцы ворвались в шатёр Михаила, схватили за деревянную колодку, надетую на его шею, и так сильно ударили об стену шатра, что она проломилась. Князь встал на ноги, но его снова повергли на землю и принялись бить пятами. Наконец, один из палачей вонзил ему нож в ребро и вырезал сердце. Тело страдальца привезли в Москву и схоронили в Спасской обители. Супруга убиенного князя и его старший сын умолили Юрия отпустить тело мученика в Тверь. Прославленный нетлением мощей, Михаил Ярославич причислен к лику русских святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

кн. Александра Ярославича Невского , единственный внук блгв. кн. Ярослава (Феодора) Всеволодовича , за потомками к-рого с сер. XIII в. закрепилось Владимирское великое княжество . Однако право назначения вел. князя принадлежало хану Орды, куда в 1304 г. и отправился кн. Михаил. Следом за ним двинулся Г. Д., надеясь склонить хана на свою сторону. Г. Д. приходился Михаилу двоюродным племянником и, согласно древнерус. традиции наследования власти, не вправе был с ним соперничать. Более того, по принципу родового старейшинства Г. Д. уступал не только Михаилу Ярославичу, но и нижегородско-городецкому кн. Михаилу Андреевичу, сыну вел. кн. Андрея Александровича. По принципу же отчинному Г. Д. и в перспективе не имел прав на вел. княжение, т. к. его отец не владел Владимиром. Тем не менее Г. Д. вступил в борьбу (вопреки просьбе митр. Максима не соперничать с кн. Михаилом). В 1305 г., пока тверской и московский князья находились в Орде, Иоанн I Даниилович Калита, брат Г. Д., приехал на княжение в Переяславль, судьба к-рого в связи с предстоящим появлением нового вел. князя оказывалась неясной. Из Твери к Переяславлю подступило войско, к-рое было разбито московской и переяславской ратью. Хан Тохта решил вопрос о вел. княжении в пользу Михаила Тверского. Г. Д. намеревался оставить за собой хотя бы Переяславль. Из-за этого Михаил по возвращении на Русь осенью 1305 г. «ходил ратью к Москве на князя на Юрья и на его братью» вместе с ханским послом («Таирова рать»?). Очевидно, результатом похода было признание московским князем прав Михаила Ярославича на Переяславль. После этого младшие братья Г. Д.- Александр и Борис - отъехали из Москвы в Тверь. Зимой 1306/07 г. по приказу Г. Д. был убит находившийся в московском плену бывш. рязанский кн. Константин, к-рого отец Г. Д. захватил в плен во время боя под Рязанью в 1300 г. (в сражении на стороне рязанского князя участвовали татары). В результате в Рязани к власти пришли союзные Москве сыновья покойного пронского кн. Ярослава Романовича - брата Константина.

http://pravenc.ru/text/164459.html

Гр. Первухин, О Тверских иерархах, Тверь, 1901 г.). Но это послание, как написанное в 1347 г., архиепископом Василием, было адресовано к Феодору 2-му, Епископу Тверскому (см. у А. А. Титова . Тверские Епископы, М. 1890., стр. 40). 5  Что разумеется под «домом» св. Архистратига Михаила – особый ли храм, или придел в честь его (св. Михаила) трудно сказать. Ныне в кафедральном соборе нет придела (престола) в честь св. архистратига Михаила, но прежде, в 15 столетии, при соборе существовал придел в честь св. архистратига Михаила тезоименитого св. великому князю Михаилу Ярославину, святочтимому в Твери со дня его мученической кончины (в 1318 г.). А что был придел в честь св. архистратига Михаила см. Биографии Тверских иерархов, прот. К. Чередеева – стр. 45, где сказано, что в 1417 г. был престол св. архистратигу Михаилу. Архиепископ Арсений при возобновлении Тверского собора устроил придел в честь св. благоверного великого князя Михаила Тверского). Близ кафедрального собора на великокняжеском дворе существовала церковь архистратига Михаила. В Писцовых книгах Нарбекова о ней записано «да на государеве (дворе) храм архангела Михаила камен, верхи и паперть сгорели в Тверской пожар в 120 (1612) году» (Тверские Епархиальные Ведомости, 1889 г., Может быть, и этот храм при Архиепископе Арсении был возобновлён (1613–1615) и в него было пожертвовано им вышеупомянутое Евангелие. Был в Твери и монастырь в честь Архистратига Михаила (ныне не существующий), на берегу Волги, близ нынешней Рождество-Богородицкой церкви, что в Ямской слободе; в этом храме два придела, один из них посвящён св. архистратигу Михаилу, а другой – св. великому князю Михаилу. 6  В этом же житии говорится о постройке им церквей в пределах Тверской епархии... «На север, далеко от Москвы, в деревне, называемой Завидово (Ζαβδα), воздвиг большую церковь Успения Пресвятой Богородицы и два придела в ней, в честь собора великих чиноначальников Михаила и Гавриила и всех небесных бесплотных сил и великого пророка Илии». (В Тверской епархии доныне существуют два села Завидово и одно из них на пути из Москвы в Тверь). Вблизи этой местности (Ζαβδα) в местечке, называемом Спасским, он устроил церковь во имя великого Бога и Спасителя нашего И. Христа; выстроил и другую церковь во имя Архангелов в 115 милях от Москвы, в местечке, называемом «Никитское». (В Тверской епархии ныне более десяти сёл, именуемых Спасскими; есть и село Никитское, в Колязинском уезде. – Но здесь упоминаемое местечко Никитское нужно разуметь – с. Никитское в Клинском уезде, который прежде принадлежал Тверской (а ныне Московской епархии) и др. (см. А. А. Дмитриевский , Архиепископ Еласонский, Киев, 1899, стр. 206–209).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

IV . Новая рака князя Михаила Сегодня мало кому известно, что в начале прошлого столетия состоялось торжественное переложение мощей святого благоверного князя Михаила Тверского в новую гробницу. «Определением Священного синода (23 – его марта 1902 г.) разрешено переложение мощей св. благоверного князя Михаила Ярославича Тверского из обветшавшей деревянной раки во вновь сооруженную…» — так сообщала населению газета «Тверские Губернские ведомости» от 20 июня 1902 г.. В газете также указывалось, что мощи находились в раке с 1748 года, и ее обновление, также как обновление убранства святых мощей, уже давно требовались. Концепция и первоначальные эскизы раки принадлежат свитскому генерал-лейтенанту (генералу императорской свиты) князю Михаилу Сергеевичу Путятину, Рюриковичу, потомку Святого Владимира. По его замыслу гробницу следовало создавать по образу византийских или древнерусских гробниц XIV века, что соответствовало бы времени жизни и кончины князя. Фото Рака святого благоверного князя Михаила Тверского 1902 г. Фото И.П.Гусева. В ноябре 1900 г. тверской губернатор князь Н.Д. Голицын доложил великому князю Михаилу Александровичу Романову, тезоименитому святому благоверному князю Михаилу, о желании тверичей дать новую раку «честным мощам» великого князя. С этого дня Михаил Романов встал во главе этого предприятия и взял его под свое покровительство. Великий князь Михаил Александрович утверждал ее чертежи и был в числе первых жертвователей на обновление раки и одеяние мощей. Для дома Романовых это мероприятие стало весьма важным политическим актом. Дело в том, что после смерти великого князя Георгия Александровича цесаревичем – Государем Наследником российского престола стал великий князь Михаил Александрович, т.к. император Николай II в это время еще не имел сына. Для утверждения культа небесного покровителя наследника российского престола и было разрешено это торжественное мероприятие — переложения мощей. Так культ Михаила Тверского занял особое место в жизни Российской империи и императорской семьи Романовых. Богослужение состоялось 22-24 июня 1902 г. и было подробно описано в губернских газетах.

http://ruskline.ru/analitika/2024/02/20/...

Тверское региональное отделение Петровской академии наук и искусств (ТОПАНИ) создало и ведёт две долгосрочные программы на эту тему. С 1993 года — программу «Михаил Ярославич Тверской: личность, эпоха, наследие». Знаменательной вехой в этом исследовании стало наше участие в ноябре 1996 г. в Твери в первой Международной научной конференции, посвящённой Михаилу Тверскому, «Великий князь Тверской и Владимирский Михаил Ярославич: личность, эпоха, наследие», приуроченной к 725-летию со дня рождения святого князя. 1 Замысел, название и её организационное начало принадлежат нашим организациям: Академии политической культуры и Тверскому отделению ПАНИ. С 2003 г. мы ведём исследовательскую и пропагандистскую работу по своей долгосрочной программе «Патриарх ТИХОН — духовный вождь Русского мира». Ключевым проектом этой программы стало участие и выступления представителей ТОПАНИ с результатами своих исследований, вот уже 15 раз, на Торопецких православных Свято-Тихоновских научных конференциях, которые ежегодно проходят в городе Торопце Тверской области — на родине Василия Ивановича Беллавина, будущего Патриарха России. Поэтому вполне естественно, что моё выступление на Калязинской конференции, посвящённой русским святым и современности, будет отдано памяти, примеру жизни и актуальным заветам, в первую очередь, князя Михаила, а в дальнейшем — и патриарха Тихона. Святой благоверный великий князь всея Руси Михаил Ярославич Тверской (1271-1318 гг.) известен как руководитель центральной Северо-Восточной Руси, который начал собирание русских земель в начале XIV века, в страшный Ордынский период их существования. Он первым среди русских князей отважился, защищая своё Тверское княжество, выступить против объединённых московско-ордынских войск вторжения и нанёс им поражение в Бортеньевской битве 1317 г. Монгольский хан Узбек не простил этой дерзости, вызвал его к себе и повелел казнить в своей кочевой ставке на Северном Кавказе около древней столицы алан Магас в местечке Средние Ачалуки на территории нынешней Ингушской Республики РФ. 2 Приняв мученическую смерть «за други своя» — уникальный пример самопожертвования государственного деятеля и политика, который осознанно пошёл на смерть ради спасения своих подданных — Михаил Тверской стал обожаем сначала в родном краю. А затем в середине XVI века был причислен Русской Церковью к лику общероссийских святых. «...Ныне почитается православными людьми как небесный заступник града Твери и всей Русской земли» 3 .

http://ruskline.ru/analitika/2021/04/27/...

В день памяти благоверного князя Михаила Ярославича в Тверской митрополии совершены праздничные богослужения 6 декабря 2020 г. 10:43 5 декабря 2020 года, в день памяти благоверного князя Михаила Тверского, праздничную Божественную литургию в Воскресенском кафедральном соборе города Твери, где покоятся мощи благоверного князя Михаила Ярославича, возглавил митрополит Тверской и Кашинский Амвросий . Главе Тверской митрополии сослужили благочинные округов, председатели епархиальных отделов, духовенство Тверской епархии. На богослужении молились губернатор Тверской области И.М. Руденя, первый заместитель председателя корпорации «ВЭБ.РФ» М.В. Кузовлев, настоятельница Богородицкого Житенного женского монастыря игумения Елисавета (Евдокимова). В центре храма была установлена золоченая сень с ковчегом, в котором хранятся мощи святого, подаренные Тверской епархии Святейшим Патриархом Кириллом в 700-летие подвига заступника и покровителя Тверской земли. На проскомидии владыка Амвросий помянул о здравии и упокоении тех, за кого накануне через сайт епархии были поданы онлайн-просьбы о поминовении. Во время малого входа за жертвенный труд на благо людей в период коронавирусной инфекции священник Виктор Никитенко, который одновременно трудится и как врач, был награжден архиереем правом ношения камилавки. После чтения Евангелия митрополит Амвросий обратился к предстоящим людям с проповедью. На сугубой ектении диакон произнес особые прошения о прекращении губительного поветрия. После этого архиерей прочитал молитву об избавлении от пандемии. На заупокойной ектении были вознесены прошения об упокоении души Святейшего Патриарха Алексия II , который преставился ко Господу 5 декабря 2008 года. После великого входа митрополит Амвросий рукоположил клирика кафедрального собора диакона Александра Данилина в сан пресвитера. После служения сорокоуста в соборе священник Александр Данилин будет направлен на служение настоятелем Троицкой церкви г. Торжка. По заамвонной молитве было совершено славление с молитвой святому князю Михаилу Тверскому. Затем глава митрополии поблагодарил всех собравшихся на совместную молитву в соборе в этот значимый для всей Тверской земли день. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла митрополит Амвросий вручил первому заместителю председателя «ВЭБ.РФ» М.В. Кузовлеву орден преподобного Сергия Радонежского II степени. В завершение архипастырь благословил прихожан и гостей храма и вручил каждому книгу о духовной жизни. По материалам сайта епархии . Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010