Разделы портала «Азбука веры» ( 25  голосов:  3.9 из  5) Матушки Схимонахиня Елисавета была старшей в общине отца Симеона (Нестеренко). И то, что она первой ушла вслед за батюшкой, никого не удивило. 90 лет — возраст немалый. Умирала она не один раз. Последний — в день батюшкиной кончины. Тогда матушка Варвара приказала ей повременить: «Погоди. Батюшку проводим, тогда и помирай». Елисавета послушалась. Сильно постаралась и умерла ровно через два месяца после кончины своего духовного отца: он — 6 декабря, она — 6 февраля. И сподобилась упокоиться рядом с любимым старцем. А ведь если бы раньше померла, лежала бы на дальнем кладбище… Матушка Елисавета с юности знала о своем монашеском призвании. В Перми, откуда она была родом, подвизался схиигумен Алексий. Она приехала к нему вместе со своей сестрой. Алексий внимательно посмотрел на девушек и приказал принести ему двух кукол. Он нарядил этих кукол в монашеское одеяние и сказал: «Имена поменяете и будете петь, как ангелы, до самой смерти». Так и произошло. Они стали монахинями и пели Богу своему до последнего вздоха. Сестра Елисаветы Евдокия ушла из жизни намного раньше и упокоилась в Гуд аутах, где они жили до переезда в Сочи. То, что отца Симеона и матушку Елисавету погребли рядом с храмом Победоносца Георгия, — великая милость Божия. Немногие знают, чего это стоило верным батюшкиным чадам. Ведь в Сочи не было еще ни одного такого погребения. Да и храмов никаких до недавнего времени не было, кроме Михаило-Архангельского. Настоятели новых церквей, слава Богу, живы. И вдруг умирает старец, никогда сочинским клириком не бывший. Как было доказать светским властям, что его нужно похоронить рядом с храмом? И все же удалось. Дай Бог здоровья мэру и всем, кто об этом хлопотал! Это были удивительные похороны. Проводить матушку Елисавету собралось немало народу — батюшкины чада, любившие своего духовного отца и тех, кто много лет ухаживал за ним. Все чувствовали не только печаль расставания с любимым человеком, но и радость оттого, что ей первой Господь судил встретиться с батюшкой. Когда закончилась панихида и установили крест над могилой — всего лишь в двух метрах от батюшкиного креста, — люди медленно двинулись меж двух могильных холмов, полностью засыпанных цветами, кланялись в пояс и целовали кресты: батюшкин и новопреставленной Елисаветы. И было в этом крестном целовании нечто от клятвы на верность Богу и обещание «вечной памяти» об усопших. Как это было не похоже на то, что происходило совсем рядом. По дороге к храму я прошел мимо людей, стоявших у свежей могилы. Мужчины курили и пили водку из пластиковых стаканов. Женщины тоже курили. О чем говорили они, я не слышал. Но это определенно были не слова молитвы.

http://azbyka.ru/fiction/vedro-nezabudok...

Обращаясь к присутствующим перед началом панихиды, владыка митрополит, в частности, сказал: «Наш гражданский и христианский долг —  вспомнить и молитвенно почтить человека, который вошел в историю не только города Новочеркасска, но и в историю всей нашей страны». По окончании заупокойного богослужения настоятель Михаило-Архангельского храма протоиерей Олег Добринский познакомил митрополита Меркурия с музейными экспонатами, которые находятся в нижнем криптовом храме в честь великомученика и целителя Пантелеимона. В экспозиции представлены личные вещи и письма иерархов Церкви, которые служили в Новочеркасске, а также фотографии и письма А.Ф. Лосева. По материалам сайта «Дон православный» Патриархия.ru за темою У роботу з У пройшла атрибути в та У нового видавничого науковий О.В. Щипкова «Исследуйте Писания». Патриаршая программа изучения Библии на приходах: первые итоги [Ihmepb " ю] У палестинського товариства в праць Миколая Японського Проблеми та позитивний дорослих обговорили на читаннях У Христа Спасителя пройшла робота читань, Кирила ректору МДУ М.В. Ломоносова В.А. Садовничому з дня народження : та звернення] У збори Кирила з РФ С.С. Кравцовим У проходить з у монастирях На 9-й день панахиду «Крокус Холу» з благословення Кирила звершив Одинцовський Красногорський Фома несуть до " я Церкви в пам " ять про жертви теракту в «Крокус Митрополит Чорногорський Приморський звершив панахиду за жертвами теракту в «Крокус У шосту в кемеровському торговому «Зимова вишня» у храмах молитовно згадали жертви з ключовими словами – синодальний – заклади – поминання   новини У кафедральному Череповця прославлення в лику святих Синозерських Голова Синодального та заступник голови Держдуми провели перше з XIII Парламентських секретар Синодального з козацтвом взяв участь у групи з формування структури козацьких товариств на нових У 15-ту утворення та докторантури на " в урочисте У пройде виставка-форум Слова» У м. Москви чергове Синодального з чернецтва У «Ковчег» монастиря у Ради Голова ВЗЦЗ з представником Церкви робоча голови Ради з керуючим Бердянською Митрополит Волоколамський з представниками Церкви   Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2245408...

Особое значение имеет еще одно место, связанное с Григорием Ефимовичем в Покровском - земли, простирающиеся по улице Советской от подстанции до федеральной дороги и далее (территория полигона бытовых отходов) - урочище Распутинские поля. Эти земли некогда принадлежали Г.Е. Распутину, а потом его семье. Сегодня эти участки заболочены в результате мелиоративных работ, проводимых в 70-80-х годах прошлого века. Именно здесь Григорию Ефимовичу явилась Божия Матерь. Памятный знак на пристани в г. Тюмени Еще один участок земель семьи Распутиных находится на восточных границах урочища Тарасово, ближе к современным границам с Усальским поселением по старому тракту. На этих пашнях располагался колодец, названный распутинским. Колодец существовал с начала освоения этих земель, то есть действовал в то время, когда здесь занимался хлебопашеством Григорий Ефимович. В настоящее время следы существования колодца найти довольно сложно. Когда он обвалился, местные механизаторы засыпали его, чтобы никто не пострадал. Было, наконец, и еще одно место, располагавшееся за прежней околицей Покровского - «распутинские ямы». Там добывали глину для кирпичей. По рассказам старожилов, семья Распутиных владела этим участком и изготавливала кирпичи. Такие фамилии покровчан, как Роспутины, Изосимовы, Подшиваловы, Распоповы, Моторины, Свистуновы, Алемасовы, Зубовы, Пролубщиковы, Хохловы, Девятковы, Чернышовы, Дружинины, Водорезовы, Логиновы, Минины, Старцевы, Беглых, прослеживаются по документам, начиная с первых годов XVIII века. Среди них было немало людей, оставивших заметный след в истории края. В фондах Государственного архива Тюменской области в метрической книге Покровской церкви за 1891 г. имеется актовая запись 13 о рождении 7 февраля (крещении - 9 февраля) Феодора. Родители: слободы Покровской крестьяне Иван Ферапонтович Распопов и законная жена его Дарья Яковлевна, оба православные. В документах архивного фонда Екатеринбургской Духовной консистории в метрической книге Крестовоздвиженского собора города Туринска за 1918 год имеется запись 44 о смерти 8 июля и погребении 15 июля Туринского уезда Слободо-Туринского прихода Михаило-Архангельской церкви священника Феодора Ивановича Распопова, 27 лет. Причина смерти: расстрелян большевиками.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/7...

Церковнославянский: исправлять то, что так и не удосужились понять? (+видео) Микеланджело сказал, что создает свои скульптуры просто: берет камень – и отсекает все лишнее. Так, мол, и нужно поступить с церковнославянским языком: отсечь все непонятное – и будет хорошо. Но ведь Микеланджело не предлагал поступать подобным образом с уже готовой скульптурой!.. 31 января, 2012 Микеланджело сказал, что создает свои скульптуры просто: берет камень – и отсекает все лишнее. Так, мол, и нужно поступить с церковнославянским языком: отсечь все непонятное – и будет хорошо. Но ведь Микеланджело не предлагал поступать подобным образом с уже готовой скульптурой!.. Доклад, прочитанный священником Алексием Агаповым на Рождественских чтениях: «Церковнославянский: исправлять и улучшать то, устройства чего так и не удосужились понять?» Священник Алексий Агапов настоятель Михаило-Архангельской церкви г. Жуковский Московской обл., преподаватель Высших Богословских курсов при МДА, «Современный богослужебный язык: проблемы функционирования». Иерей Алексий Агапов Размышляя о судьбе церковнославянского языка в XXI веке, на мой взгляд, нужно говорить не о «церковнославянском языке» (как о грамматической системе), а об уже существующем церковнославянском тексте. Это ново для «нормальной науки» о языке и непривычно, в частности, для историков языка. Мы привыкли описывать грамматическую систему, забывая, что она вторична по отношению к реальности текста. Но это важно учитывать, особенно в случае с церковнославянским наследием. Мы имеем перед собой молитвословные тексты – «живые и действенные». Церковнославянский язык и есть совокупность этих текстов, и в этом смысле он – не просто такой канал, через который передается традиция от прежних поколений к новым, а язык реально существующих памятников словесного искусства. На недавней конференции «Современная гимнография» , один из участников упомянул метафору Микеланджело, применив ее к церковнославянским текстам. Микеланджело сказал, что создает свои скульптуры просто: берет камень – и отсекает все лишнее. Так, мол, и нужно поступить с церковнославянским языком: отсечь все непонятное – и будет хорошо. Но ведь Микеланджело не предлагал поступать подобным образом с уже готовой скульптурой!.. «Исправляют то, что криво»

http://pravmir.ru/cerkovnoslavyanskij-is...

В 1930-х гг. храм закрыли для богослужений и перестроили под клуб. Затем долгие годы храм пустовал, приходя во все более и более ветхое состояние. В 2005 г. по инициативе и при участии коллектива местного краеведческого музея сельчане собственными силами начали частичную реставрацию двухпрестольного храма. Он стоит на уникальном месте: на скале сорокаметровой высоты, прозванной в народе " Церковным камнем " . На сегодня для богослужений открыт только Михаило-Архангельский придел, где, начиная с 2006 г., регулярно совершаются службы. Полное же восстановление старинного храма потребует многомиллионных затрат. Источник: сайт Православной газеты Екатеринбургской епархии  и фоторепортаж Аромашевское село, отстоящее епархиального города в 122 верстах и находясь на почтовой дороге из Екатеринбурга в Верхотурье, представляло собою довольно значительный пункт и называлось слободою. Аромашевская слобода была одним из самых старых русских поселений в зауральской части Пермской губернии, будучи основана в 1631 г. с целью развить хлебопашество для снабжения хлебом служилых людей в городах и острогах северной Сибири. Слобода эта была причислена к разряду так называемых пашенных слобод. В 1655-58 гг. в слободе были сооружены укрепления для защиты от калмыков, нередко делавших набеги на те места. Около церкви и государевых житниц поставлен был острог рубленый; «в вышину острог две сажени да башни рубленые четвероугольные с проезжими воротами, пятая башня глухая рубленая, а в вышину те башни от земли до облаков 3 сажени печатных, а в них по два моста». Сюда в случае опасности собирались все жители слободы. Впоследствии, когда завелись южные новые слободы по рекам Пышме, Исети, Багаряку, Течь и Миассу, положение Аромашевской слободы сделалось безопасным, и укрепление в ней не стали вовсе поддерживать. На земле, отведенной слободе, находилось много селений, которые в административном отношении также причислялись к слободе, хотя аромашевские крестьяне были причислены к Алапаевским казенным заводам.

http://sobory.ru/article/?object=11369

Трезвитесь, бодрствуйте... Настоятель талдомского Михаило-Архангельского храма и духовник приходского общества трезвости протоиерей Илия Шугаев также решил сосредоточиться на профилактической работе. — Начинали мы со школьных уроков трезвости и с отдельных акций. В 2017 году выиг­рали грант «Православной инициативы» на изготовление социальной рекламы «Трезвый город», — рассказывает отец Илия. — Несмотря на то что срок гранта истек, проект успешно продолжается и официально поддержан федеральным Министерством здравоохранения. Его суть в том, что каждый желающий на веб-сайте трезвый-город.рф может заказать графический файл из полутора десятков разработанных нами модулей баннеров или листовок социальной рекламы. Затем он самостоятельно изготовит рекламные изделия и может свободно применять их по прямому назначению. В следующем грантовом сезоне «Православной инициативы» мы победили с заявкой «Уроки трезвости в воскресной школе». Этот образовательный сегмент, к сожалению, до сих пор почти не освоен — а ведь Концепция Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма предусматривает изучение соответствующей темы! По разработанным нами учебным планам выполняется интегрирование этой темы в различные учебные курсы для разных возрастов. Вообще же, считает отец Илия, в церковном деле утверждения трезвости принципиально богословское осмысление проблемы. — Трезвость можно и нужно рассматривать как христианскую добродетель. Слова апостола Петра Трезвитесь, бодрствуйте (1 Пет. 5:8) — как раз об этом, — напоминает священнослужитель. — Конечно, то или иное понятие в области трезвости следует богословски верно трактовать. Например, монашествующие соблюдают обет безбрачия. Но разве целомудрие как христианская добродетель не нужно состоящим в браке лицам? Нужно! У трезвости как добродетели есть как буквальное толкование, когда верующие принимают соответствующий обет и вовсе не употребляют спиртного, так и более широкое. Можно говорить не только о телесном, но также о душевном и духовном измерениях трезвения. В душевном измерении это трезвомыслие как трезвость ума, бодрая воля и защита от опьянения чувствами (гнева, любовной одержимости и т. д.). Трезвость духа предполагает трезвение как постоянное внимание к собственным мыслям и поступкам.

http://patriarchia.ru/db/text/5957848.ht...

Священник И.И. Струженцев Михаило-Архангельской, в Овчинниках, ц., свящ. о. Н.П. Цыганкова: Никитской, в Татарской, ц., свящ. о. Ф.И. Введенского: Николаевской, в Заяицкой, ц., свящ. о. К.Н. Левкиевского: Николаевской, в Кузнецкой, ц., свящ. о. С.А. Ковганкина: Священник С.А. Ковганкин К.П. Бахрушин —45— 213. Николаевской, на Пупышах ц., свящ. о. М. В. Успенского: Священник М.В. Успенский Параскиевской, на Пятницкой, ц., протоиерея о. В.Ф. Сергиевского: Протоиерей В.Ф. Сергиевский Л.И. Бабанин И. Епифанов К. Сахаров Священник Н.Н. Соловьев Скорбященской, в Ямской Коломенской слободе, ц., свящ. о. А.Н. Потапова: Священник А.Н. Потапов Т. Королев Н.Бахрушин Герасимов Спасо-Преображенской, на Болвановке, ц., свящ. о. В.В. Воронцова: Священник В.В. Воронцов Софийской, на Набережной, ц., свящ. о. А. Боголепова: Максимов Троицкой, в Вишняках, ц., протоиерея о. С.В. Страхова: Протоиерей С.В. Страхов Троицкой, в Бол. Лужниках, ц., протоиерея о. A.T. Крылова: Успенской, в Кожевниках, ц., свящ. о. А.И. Птицына: Троицкой, в Кожевниках, ц., свящ. о. В.И. Левитского: Священник В.И. Левитский Церковный староста —46— Замоскворецкого сорока, 2-го отделения: Андреестратилатовской, при Учительском Институте, ц., свящ., о. Т.И. Синьковского: Священник Т.И. Синьковский Александроневской, в Приюте Императора Александра II, ц., свящ. о. Н.П. Попова. Введенской, в Мариинском Епархиальном женском училище, ц.; свящ. о. С.С Гречанинова: Священник С.С. Гречанинов Воскресенской, в Кадашеве, ц., свящ. о. Н. Смирнова: Церковный староста Н.Г. Григорьев с С-ми Е. Калашникова Георгиевской, Иверской тоже, на Бол. Ордынке, ц., протоиерея о. Н.И. Мячина: Протоиерей Н.И. Мячин А. Карпова А.Т. Другова Григорие-Неокесарийской, на Бол. Полянке, ц., протоиерея о. С. Лебедева: Розанов Екатерининской, на Всполье, ц., протоиерея о. И.И. Ключарева: Протоиерей И.И. Ключарев Иверской, при Иверской Общине сестер милосердия, ц., свящ. о. С.К. Махаева: Священник С.К. Махаев —47— 230. Иоакимовской, на Якиманке, ц., свящ. о. А.Д. Крылова:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Как и всякую, Иисусову молитву по ее способу творения можно подразделить на устную, умную и сердечную с переходами между этими тремя ее ступенями. Притчу о Царстве Небесном и о закваске, которую «женщина положила в три меры муки» (Мф. 13, 33), св. отцы объясняют так. Царствие Небесное, которое «внутри нас есть» (Лк. 17, 21), достигается преображением нас непрестанной молитвой так же в три ступени. На первой ступени христианин осваивает привычку непрестанной Иисусовой молитвы лишь устами. На второй ступени молитва утверждается уже в уме с непрерывным вниманием к ней. На третьей ступени размягчается и умиляется сердце, и молитва непрестанно творится, питая христианина миром и радостью. Приучать себя к Иисусовой молитве, конечно, лучше всего под руководством опытных в ней молитвенников. Но таких так трудно найти. Тогда при отсутствии их можно руководствоваться соответствующей литературой по ней, которая довольно обширна. Много места уделяется Иисусовой молитве в 5-м томе «Добротолюбия». Учение о ней изложено также в сочинениях Преосвященного Игнатия (Брянчанинова) и о. Валентина Свенцицкого. Увлекательное повествование о ней имеется в двух частях «Откровенных рассказов странника духовному отцу своему». Первая часть была выпущена несколькими изданиями Михаило-Архангельским Черемисским монастырем; рукопись второй была найдена в бумагах старца о. Амвросия Оптинского и издана Оптиной пустынью. Обычно для начала молящимся рекомендуют включение в вечернее, а кто может, то и в утреннее правило по 100 молитв Иисусовых, отсчитывая их по четкам. В дальнейшем число их постепенно увеличивают. В Оптиной пустыни и в некоторых других монастырях монахи обязаны были в вечерней келейной молитве читать «пятисотницу», т. е. выполнять ее 500 раз. При этом всегда рекомендуется читать молитву в течение дня, когда для этого бывает возможность, — за работой, на ходу, в постели и т. д. В «Откровенных рассказах» странник вначале, по указанию своего старца, совершал ежедневно 3000 молитв. Потом старец увеличил это число до 6000 и наконец до 12 000.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1873...

Он активно участвовал в возрождении храма своего небесного покровителя — Михаило-Архангельского собора в Ижевске, был его прихожанином. Кстати, Архангел Михаил — покровитель воинства... Снеговики и Новый год: новые сказки и стихи новых писателей . Редактор-составитель Л. Яковлев. - М.: Октопус, 2020. - 64 с.: ил./  Представляет Виталий Каплан //  Фома. - — январь 2020. - С.88. - (раздел « Культура », рубрика « Что читать »). Это сборник стихов и сказок тех, кто на обложке загадочно названы «новыми писателями». Они действительно новые — это дети возрастом от 10 до 16 лет, участники лаборатории по работе с литературно одаренными детьми и подростками при Центральной детской библиотеке им. А. П. Гайдара (Москва). Причем для некоторых из юных авторов эта книга стала даже не первой публикацией. То, что авторы — дети, вовсе не означает, что литературное качество этих текстов уступает работам взрослых писателей и поэтов. Дети вполне «держат» планку, и более того, их произведения зачастую выглядят гораздо более живо, чем попытки маститых авторов    имитировать детское творчество. Дети, конечно, писали что хотели и как хотели — единственное граничное условие было «снеговики и/или Новый год». Это могли быть стихи, сказки, реалистические рассказы, фантастика... Для руководителя лаборатории, писателя и драматурга Льва Яковлева, который стал и составителем книги, важен был        прежде всего художественный уровень детских работ. И это действительно были работы, а не случайные всплески вдохновения, детям приходилось по-взрослому работать над текстом, редактировать стиль, искать более интересные, неожиданные сюжетные повороты, отбрасывать банальные ходы. В итоге получилась живая, веселая (а порой и грустная) книга, которая безусловно станет отличным подарком детям 6-12 лет. А кого-то из юных читателей она сможет побудить к собственному литературному творчеству. Далия Трускиновская. Единственные . - М.: Книма (ИП Бреге Е.В.), 2015. - 432 с./  Представляет Виталий Каплан //Фома. - — январь 2020.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-1201-y...

В служении людям словом есть особый род служения, который может быть по справедливости назван «священнодействием слова». Это священнодействие слова мы видим в великих богословских творениях отцов и учителей церкви, в возвышенных назидательных их поучениях и беседах, в трогательных и умилительных, а нередко торжественных и радостных церковных канонах и стихирах. Правда, все это писано для народа, все это создано для назидания и просвещения людей, но не на народе, не в толпе творились эти произведения. Не при шуме общественной жизни рождались великие мысли святых и великих мужей. Нет! Местом рождения этих мыслей были уединенные келии и кабинеты. Там, в тиши от мирского шума, в дали от земной суеты творились глубокие богословские произведения христианских учителей и священные, вдохновенные гимны церковных сладкопевцев. Там источник христианского просвещения и назидания, а не на улицах и площадях, не в общественных собраниях и шумных сборищах праздной толпы. Итак, – и благоугождение Богу, и служение ближним требует уединения, оставления шумной общественной жизни. И если ты захочешь посвятить себя на это великое служение, то, сознав свое бессилие и недостоинство, ты неизбежно от всего сердца в молитвенном порыве воскликнешь к Богоматери: Превышшая ангел, мирского мя превышша слития сотвори! Сознавая необходимость уединения, все наши святые искали его то в пустынях, то в монастырях, то в своих моленных, то, наконец, в кабинетах. Искали уединения и стремились к нему не монахи только, но и миряне. Все ощущали нужду в более или менее продолжительном оставлении мира и его шумных и суетных дел. Ближе к цели стояли, конечно, те, которые избирали и более верные средства, т. е. те подвижники, которые совершенно удалялись от мира, избирая себе или пустыню или уединенный скит. Приблизившись там к Богу и стяжав духовные дары, они становились руководителями, наставниками и отцами ближних своих. Как к солнцу ветви и листья растений, к ним тянулись вереницами и монахи и миряне, томимые духовной жаждой, искавшие назидания и утешения. И далекая бесплодная пустыня нередко обращалась в обширную, многолюдную обитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Lollij-Yurevsk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010