Архипастырь сердечно поблагодарил руководителя Департамента по культуре и туризму Смоленской области Е.Н. Филимонова и Н.В. Деверилину за заботу об исторической памяти людей, которые внесли особый вклад в сохранение истории Смоленской земли. В свою очередь, Е.Н. Филимонов констатировал, что, восстановив памятник основателю историко-археологического музея, смоляне восстановили страницу истории своего края. Он вручил благодарственное письмо от Департамента по культуре и туризму Д.В. Яновскому, на средства которого был восстановлен памятник. В завершение собравшиеся возложили цветы к кенотафу Семена Петровича Писарева. Семен Петрович Писарев (31.08.1846, Нижний Новгород — 26.04.1904, Смоленск) — историк-краевед, педагог, коллекционер, музейный деятель. Родился в семье диакона, первоначальное образование получил в духовном училище и духовной семинарии, высшее — в Казанском и Московском университетах. С 1875 году — преподаватель русского и латинского языков в Смоленской мужской классической гимназии, затем — инспектор народных училищ губернии. Увлекшись историей Смоленска, вел раскопки археологических памятников и церковных древностей, в июне 1888 года при содействии городского головы А.П. Энгельгардта открыл историко-археологический музей. В 1894 году опубликовал книгу «Княжеская местность и храм князей в Смоленске», которая является примером скрупулезного изучения истории одной местности в тесной связи с историей не только города, но и всей древней Руси. В 1898 году издал «Памятную книгу г. Смоленска. Указатель и путеводитель», в которой широко использованы новые документальные материалы по истории города, не вошедшие в «Княжескую местность». С. Писарев нашел, подготовил к печати и опубликовал в «Справочной книжке Смоленской губернии на 1898 год» рукописное «Историческое и географическое описание города Смоленска», составленное И. Шупинским к приезду Екатерины II в Смоленск. (Будаев Д.И. Историки Смоленска в XVIII — начале ХХ в. — Смоленск, 1993. Источник:  nasledie-smolensk.ru )

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

3. Фрагмент кладки сводчатого перекрытия. 4. Цветовое решение фасадов, включая цвет кровельного материала на 1911 г.: стены - белый; покрытие - зеленый. Предмет охраны может быть уточнен при разработке научно-проектной документации в процессе проведения ремонтно-реставрационных работ. Эксперт Авдеев В.А., Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Новосибирской области, г. Новосибирск, 30 октября 2019 г. Проект Михаило-Архангельского храма для села Легостаевского в стиле классицизма был составлен первым профессиональным архитектором Колывано-Воскресенских заводов Андреем Ивановичем Молчановым (1765 - после 1824). Этот проект сохранился в фондах Государственного Архива Алтайского края (Барнаул), и опубликован доктором искусствоведения, проф. Т. М. Степанской в ее книге «Архитектура Алтая». А.И. Молчанов родился в семье солдата. Отец умер, когда сыну не исполнилось и десяти лет. В 1772 году Андрей поступил в горную школу при Барнаульском сереброплавильном заводе, обучавшую 20-30 учеников из детей солдат и драгун. Обучение велось на двух отделениях: математическом, где изучали арифметику, геометрию, тригонометрию и немецкий язык, и словесном, где учили писанию прописью, азбуке, чтению часослова и сбору лекарственных трав. Обычно ученикам давали возможность что-то заработать на разборе руд. Т. Степанская предполагает, что Молчанов учился на математическом отделении. В 1781 году он поступил на службу в Колывано- Воскресенские заводы учеником плотника. В 1783 году он уже «ученик механический», а в следующем году - ученик «маркшейдерский». В послужном списке Молчанова указывается: «С (...) определения в службу при барнаульской чертежной (...) был за описанием рек, рудников и других мест при офицерах». В 1786 году, по распоряжению начальника Колывано-Воскресенских заводов К.С. Качки, Андрей Молчанов был направлен для обучения архитектуре в Петербургскую Академию художеств. Учеба его продолжалась до 1790 года. Андрей Иванович вышел из Академии убежденным классицистом. Вернувшись в Барнаул, начал служить при каменном и деревянном строении и при чертежной, погружался в многочисленные заботы и обязанности. Ему надлежало содержать в порядке пильные мельницы и прочие заводские строения не только в Барнауле, но и во всех алтайских рудниках и заводах.

http://sobory.ru/article/?object=51158

Мельница представилась Кислиным своеобразным сердцем деревни: с одной стороны села - ждущий восстановления Михаило-Архангельский храм, с другой - пещера разбойника Кудеяра, который, по народным поверьям, в конце жизни принял монашество, а посередине - мельница. Что так поразило Кислиных, тронуло настолько, что все они разом решили: нужно мельницу сберечь, заняться ее восстановлением, оставив привычную городскую жизнь, работу, учебу? По большому счету, это тайна человеческого сердца. Сказались, конечно, и впечатления от прошлых путешествий, и красота этого края, но было, наверное, и что-то еще... На обратном пути они уже узнавали о продающихся в селе домах, рассчитывая на весьма скромную сумму. Аня В день переезда в Лох глава семьи преподнес супруге подарок. Вернее, намекнул сначала, что в деревне нужно будет и до магазина, и до других ближайших мест как-то добираться. Удивленная Нина, уже вообразившая и цвет, и размер машины, получила от супруга... осла. -Мы его из контактного зоопарка забрали и везли сюда на машине, смирный был, не то что теперь,- рассказывает девятиклассница Аня, гладя ослика Кузю, норовящего ее укусить. Этот любимец семьи - большой хитрюга: энергии хоть отбавляй, но когда кто-то хочет покататься на нем, прикидывается бессильным и с несчастным видом - «оставьте меня!» - показывает, что от тяжести вот-вот сядет на шпагат. Оседлать его может только Аня. Но всякий раз, когда ей это удается, Кузя торопится в заросли крапивы или трусит к кустам, где побольше колючек. В доме Кислиных живет целый зоопарк, составляющий своеобразное продолжение семьи: из города переехали собака Эля и кот Симоша, а остальные животные - куры, собаки и множество кошек - появились уже здесь. Живут они по-разному: то дружно, то не очень. Об их характерах, отношениях между собой и с местными воробьями, совами, жуками пишет в своем Интернет-блоге «ВКонтакте» Аня, в детстве мечтавшая стать ветеринаром, а теперь - «странствующим филологом», любительница произведений немецкого ученого-зоолога Альфреда Брэма, книг путешественника Тура Хейердала, тургеневских романов и саги о мумии-троллях.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/a...

«Нужны ли и допустимы ли в школах молельные комнаты? Как вы относитесь к идее вернуть школьную форму?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям. Священник Андрей Постернак, директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук: - Предложение о введении школьной формы, по-моему, вполне разумно. Это норма для каждого уважающего себя учебного заведения. Это до сих пор принято на Западе, и у нас это было принято и до революции, и в советские годы. Форма позволяет чувствовать себя членом единой команды, а это очень важный воспитательный момент. И как директор школы, в которой форма существует уже продолжительное время, я должен сказать, что это положительный опыт. Другое дело, что, наверное, не может быть единой формы для всех школ нашей страны. Вопрос о молельных комнатах связан с более серьезной проблемой. Речь идет о соблюдении прав верующих, учащихся в государственной школе. Если говорить о православных, составляющих большинство в нашей стране, то с ними не считаются в очень многих вопросах. Достаточно упомянуть, например, питание в постные дни или учебные программы, составленные со светской, а в нашем понимании – с атеистической, позиции. Учебный режим часто не согласуется с церковными праздниками и т.д. Здесь уже речь должна идти о дискриминации по религиозному признаку. А конфессиональные православные школы жестко дискриминируются в финансовом плане. Их финансирование в два раза меньше по сравнению с государственными школами - хотя в них, очевидно, учатся дети тех же налогоплательщиков. Вопрос о молельных комнатах для представителей традиционных конфессий нашей страны, я думаю, вполне можно решить положительно. Дети, их родители и администрация школы вполне могут решить эту проблему по взаимному согласию. Священник Алексий Агапов, настоятель Михаило-Архангельской церкви г. Жуковского Московской области: - Я не против школьной формы. Только бы образование не падало ниже плинтуса. Только бы не забыли, что образование - это живой творческий процесс, да платили бы учителям достойные зарплаты. Форма - все-таки не главное в школе.

http://pravoslavie.ru/57554.html

Насколько разнообразны предметы собеседований, настолько же разнообразны были и употребляемые приемы и методы. Многие священники, убеждаясь на опыте, что собеседования приносят больше пользы, чем поучения с кафедры и, имея постоянную паству (в деревнях и селах), вели свои беседы в «систематическом» порядке, с разделением чтений на отделы. В особенности эта систематичность в беседах наблюдается в Владимирской епархии. Один священник, напр. доносит, что им произнесено было девять бесед на одну пятую заповедь. 46 Другой священник доносит, что он произнес 12 собеседований на молитву Господню; третий сообщает, что им произнесено 10 бесед о христианском храме и его принадлежностях, и т. д. Это уже прямо курсы богословия и нравственности, и счастливы те пастыри, которые могут так основательно обучать свою паству. Весьма любопытны те приемы, которые выработались с годами в Вологодской епархии: «во многих местах епархии дневное Евангелие прочитывалось по-славянски, а иногда и по-русски, встречавшиеся в нем неудобопонятные слова и речения изъяснялись, самое содержание Евангелия передавалось своими словами и объяснялось в целом его составе. При изъяснении Апостола, а равно при изложении и изъяснении событий Священной истории, особенно важные места, преимущественно слова Господни и речи библейских лиц, прочитывались буквально по Библии . При объяснении молитв, заповедей, символа веры , во многих местах – молитвы, заповеди и символ были произносимы всеми присутствующими вслух, чтобы содержание их лучше запечатлелось в умах слушателей. Один из священников, именно Михаило-Архангельской церкви, Вельского уезда, держался при этом следующего порядка: на известное время он обязывал 26 лиц из молодого поколения прихода являться к каждому вечернему Богослужению, после которого преимущественно и обучал их молитвам и заповедям с объяснением и вопросами; этот священник находит, что намеченная цель легче достигается с отдельной, определенной «группой», чем со всеми являющимися на собеседовании, так как большинство прихожан приходит не к каждому собеседованию, вследствие чего систематичность, с которою ведутся собеседования, нарушается. Есть места (напр. в Рязанской епархии), где священники не ограничиваются собеседованиями, а прямо обучают прихожан молитвам (привлекая к этому учительству и других членов причта).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Были работники университетские ( Б. А. Тураев , Н. О. Лосский, Л. П. Карсавин, С. С. Безобразов и др.). К весне 1923 года Богословскому Институту удалось сделать первый выпуск. Этот выпуск был единственный. Тою же весною 1923 года Институт прекратил свое существование. Послушный указаниям св. Патриарха Тихона и верный заветам своего архипастыря Митрополита Вениамина, институт оказался с политической стороны неуязвимым даже для советской власти. Она его задушила, возложив на него непосильное бремя финансовых тягот. Судьба его решилась в 1923 г. Ее неизбежность была ясна уже к концу лета 1922 г.» (Путь. Репринтное издание. М. 1992. Кн. 1 1]. С. 103). См.: Азиатцев Д. Б. Безобразов Сергей Сергеевич (Кассиан, епископ Катанский).//Сотрудники Российской национальной библиотеки – деятели науки и культуры. Биографический словарь. Т. 1. СПб. 1995. С. 79–81; Зеньковский В., прот. Мои встречи с выдающимися людьми. Часть II. Белград, Прага. 9. Епископ Касьян (в миру Сергей Сергеевич Безобразов).//Записки русской академической группы в США. Т. XXVII. Нью-Йорк. 1995. С. 15–16. 202, 226, 249, 255, 260, 265, 280 Кассиан (Ярославский Сергей Николаевич); (10 августа 1899 – 20 марта 1990). Окончил Угличское ДУ (1915) и 3 класса Кашинской ДС (1918), поступил на юридический факультет Ярославского государственного университета. С 1919 – на военной службе, с 1920 – на гражданской службе. С 1920 – псаломщик церкви с. Золоторучье, был посвящен в стихарь с поручением произносить проповеди в храмах Угличского викариатства. 1920–1922 – слушатель Угличских пастырско-богословских курсов. С 14 августа 1923 – священник, настоятель Николо-Песоцкого храма, с 1925 – настоятель Николо-Сухопрудской церкви Углича. В ноябре 1928 – настоятель церкви с. Ильинского Угличского района. С 14 мая 1941 – священник Димитриевской Угличской церкви. С апреля 1943 – настоятель Михаило-Архангельской церкви Угличского района. В 1948 пострижен в монашество, с 1949 – игумен. Окончил Ленинградские ДС (1953) и ДА (1958), к.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 БУЛГАКОВ ПЕТР АЛЕКСЕЕВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прот. Пётр Булгаков Пётр Алексеевич Булгаков ( 1878 - 1931 ), протоиерей Родился в 1878 году в селе Алеур Нерчинского округа Забайкальской Области в семье псаломщика. Рано осиротел. Окончил Иркутскую духовную семинарию на стипендию, выделенную Читинским епископом, и в 1898 году был рукоположен во священника . Был женат на дочери многодетного священника, ставшей учительницей начальной школы; в браке родились дети: Алексей, Вениамин и Галина. С 1900 года упоминается настоятелем Михаило-Архангельского храма села Уненкер Читинского уезда . С 1906 по 1913 год состоял благочинным . Служил в маленьком вагоне-церкви, обслуживающем мелкие разъезды и поселки вдоль Забайкальской железной дороги, с 1913 года - в Петропавловской церкви при станции Могзон . После постройки школы в Могзоне стал ее заведующим и законоучителем. Его трудами школа была обустроена, в ней была создана библиотека и сплочен хороший коллектив учителей. Был бессребреником. Никогда не смотрел сколько денег дают ему за требы и всегда был готов отдать последнее нуждающемуся. После революции 1917 года отцу Петру предложили сложить сан. Он отказался и был уволен из школы, которую очень любил. Однажды в Могзон приехал атеистический агитатор для проведения диспута на тему: " Есть ли Бог? " . На диспуте он долго и скандально кричал про развратников-попов, так что в зале над ним даже стали смеяться. Затем выступил отец Петр, его слушали с вниманием и уважением. После этого местные большевики агитаторов больше не звали. Возведен в сан протоиерея . В 1925 году назначен благочинным. В его благочинии в 1928 году находилось восемь приходов, в последующем их количество сократилось. 16 марта 1930 года отец Петр и с ним еще 16 человек были арестованы читинским окружным отделом ОГПУ. Священника обвиняли в агитации против колхозного строительства в Могзоне , якобы вследствие этой агитации произошел массовый выход из колхоза. Отпущен на свободу 6 мая этого же года.

http://drevo-info.ru/articles/13672289.h...

С глубоким смирением, безропотно батюшка разделял со своими прихожанами тяжелые экономические и бытовые условия жизни. Климат здесь был суровый, зимы морозные, весной и осенью долго стояли холода, промыслы и заработки Наиболее трудными выдались неурожайные 1910-1912 годы. Только в 1912 году в Каинском уезде от неурожая пострадали 25 884 десятины яровых хлебов, крестьянам требовалось 201 313 пудов зерна на посев и 106 547 пудов на продовольствие. В это трудное время они особенно нуждались в пастырской Несмотря на экономические трудности, неустанными заботами и стараниями священника Димитрия Семенова, являвшегося председателем церковно-приходского попечительства, к 1913 году удалось отремонтировать здание церкви, построенное еще в середине 1850-х годов: стены были окрашены снаружи, внутри обиты картоном и «украшены живописью». Приобретена новая церковная утварь: серебряно-золоченый потир с принадлежностями, три напрестольных креста, одно большое и два малых Евангелия, дарохранительница. В воскресные и праздничные дни отец Димитрий произносил проповеди и вел нравственные беседы с прихожанами. Одновременно батюшка нес труды по окормлению относившихся к Михаило-Архангельскому приходу сельских школ. За время его служения в них значительно улучшилась материальная база и увеличилось количество учеников. В селе Таскаевском находилось сельское училище Министерства внутренних дел, в котором отец Димитрий состоял заведующим и законоучителем. В 1912 году в училище обучалось 48 мальчиков и 29 девочек. В наиболее крупном поселении, приписанном к приходу, — деревне Бакмасихе — имелась школа грамоты, в 1911 году благодаря энергичной деятельности настоятеля преобразованная в церковно-приходскую школу и получившая «прекрасное школьное здание стоимостью в 2500 руб.» (из которых 1600 рублей были изысканы отцом Димитрием на В 1912 году в ней обучалось 33 мальчика и 17 девочек (в 1909 году их было 18 и 7 За заслуги в деле христианского воспитания детей 2 сентября 1912 года священник Димитрий Семенов был награжден

http://patriarchia.ru/db/text/5980942.ht...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ГЕРМАН (ХРЕБТОВИЧ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Герман (Хребтович) (+ 1558 ), архиепископ Полоцкий, Витебский и Мстиславский . В миру Хребтович [Хрептович] Юрий Федорович. Старший сын земского подскарбия Ф. Б. Хребтовича, представитель белорусской ветви знатного православного рода. В 1520-40-х годах - королевский дворянин. В 1528 году, согласно переписи войска Великого княжества Литовского, Хребтович должен был со своих владений выставить в поход помимо имений " матки своее " 8 коней. Сохранились сведения о земельных и имущественных спорах Хребтовича с князьями Ю. С. Олельковичем-Слуцким (1534), А. М. Сангушко-Коширским (1536-1541), с боярином Трокского повета С. Юшкевичем (14 августа 1540), с виленским каноником кн. Матеем Добратицким в связи с частичной неуплатой Хребтовичем со своего имения Сененское десятины в пользу католического костела в Крошине (1540-1541), с женой пана М. М. Кежгайловича (1541). Хребтович был женат на кнж. Л. Ю. Толочинской-Друцкой, от брака с которой имел сына Ивана (+ 1555). Состоял в родстве со многими представителями высшей шляхты Полоцкой земли, что, по-видимому, стало причиной утверждения его кандидатуры кор. Сигизмундом II Августом около 1549-1551 годов на замещение вакантной православной епископской кафедры в Полоцке (епископы возводились на Полоцкую кафедру по ходатайству местных князей, панов и бояр). Назначение Хребтовича соответствовало практике XVI века, когда епископские кафедры в Литовском великом княжестве давались королем знатным шляхтичам, принимавшим постриг позднее. О высоком авторитете архиепископа в жизни Полоцкой земли, в частности, свидетельствует его участие в заключении 2 сентября 1551 года соглашения между землевладельцами Витебского повета (Герман упомянут в акте первым) о повинностях вольных " похожих " крестьян и об условиях их перехода к другому владельцу. В 1552 году в Полоцком повете была предпринята ревизия, которая зафиксировала владения и привилегии епископской кафедры, православных монастырей, соборов и церквей, пожалованные начиная с эпохи первых литовских великих князей. 7 января 1555 года в ответ на просьбу Германа, поддержанную полоцким воеводой С. С. Довойною, кор. Сигизмунд II выдал архиерею привилей на замещение вакантной после смерти настоятеля Дионисия архимандритии в полоцком Михаило-Архангельском мужском монастыре на Городке .

http://drevo-info.ru/articles/13048.html

17 Григорьев Н. Беседа с татарами о Мухаммеде сотрудника Оренбургского Михаило-Архангельского братства Богдана Колостова. Оренбург, 1901. С. 45. 18 Любопытно, что половой акт в этой системе взглядов появляется именно как вид физического наслаждения, а не как проявление любви одной личности к другой. Гурии безличностны. 20 Журавский А. В. Представления о человеке в Коране и в Новом Завете//Страницы. 1996. 3. С. 147. 21 См.: Patrologiae Cursus Completus. Series Graeca/Accurante J. -P. Migne. Parisiis, 1857. T. 104. Col. 1449 (далее: PG). 22 Сунна – поступки и высказывания Мухаммеда, являющиеся образцом для каждого мусульманина в решении всех жизненных проблем. – Изд. 25 Ас-Савваф Мухаммад Махмуд. Мусульманская молитва . М., 1994. С. 64. Это слова одного из трех вариантов формулы предначинательной молитвы, которую должен произносить каждый мусульманин пять раз в сутки. 39 Но тем не менее любая аллегория всегда зависит от того образа, от которого отталкивается, и это оправдывает саму постановку вопроса. 47 Ал-Газали Абу Хамид. Избавляющий от заблуждения//Степанянц М. Т. Восточная философия. М., 1997. С. 435. 50 Варденбург Ж. Мировые религии с точки зрения ислама//Христиане и мусульмане: проблемы диалога. М., 2000. С. 329. (Рецензию на книгу см. ниже, с. 229–236.– Изд.) 52 Яхья О. Человек и его совершенство в мусульманском богословии//Медани Бессам. Библия и ислам. М., 1996. С. 76. 59 Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит, Исайя (Белов), архимандрит. Догматическое богословие. Сергиев Посад, 2002. С. 238. 87 Ал-Багдади Абд ал-Кахир бен Тахир. Основы религии в богословии//Хрестоматия по исламу. С. 124. 88 Впервые опубликовано: Альфа и Омега. 2001. 1 (27). Печатается с некоторыми изменениями и дополнениями. 91 Это не совсем полное определение; точнее было бы сказать, что Христос шел по воде, чтобы уйти от напряженного, но не совсем благочестивого интереса к Нему, вызванного умножением хлебов. – Ред. 95 Айуб Махмуд. Отношение мусульман к христианству: несколько современных примеров//Христиане и мусульмане: проблемы диалога. М., 2000. С. 361.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010