А. О внутренних признаках истинно-божественной веры Б. О внешних признаках истинно-божественной веры II. Об истинности и божественности веры православно-христианской А. Внутренние признаки православно-христианской веры Б. Внешние признаки православно-христианской веры III. О лживости и мнимо-божественности мухаммеданской веры Предварительные замечания о мухаммеданском вероучении А. Недостаток внутренних признаков истинно-божественной веры в мухаммеданской вере Б. Недостаток внешних признаков истинно-божественной веры в мухаммеданской вере Заключение Выпуск 10 (1876) Мухаммеданский брак в сравнении с христианским браком, в отношении их влияния на семейную и общественную жизнь человека. Сочинение студента 17 учебного курса (1872–1876 г.) Михаила Машанова Введение I. Христианское законодательство о браке и разводе Происхождение и отличительный характер христианского брака с дохристианскими воззрениями на брак Условия законности и незаконности христианского брака Христианское законодательство о разводе II. Мухаммеданское законодательство о браке и разводе Отличительный характер мухаммеданского законоположения о браке сравнительно с христианскими законами Условия правильности мухаммеданского брака и препятствия ко вступлению в брак Мухаммеданское законодательство о степенях родства Мухаммеданское законодательство о возрасте вступающих в брак и о девственности невесты Полигамия как условие мухаммеданского брака Мухаммеданское законодательство о препятствиях ко вступлению в брак Мухаммеданское законодательство о разводе III. Влияние христианского брака на семейную и общественную жизнь человека Общий взгляд на положение женщины у древних дохристианских народов Положение женщины у римлян, греков, восточных народов и евреев Положение женщины в христианстве Влияние дохристианского брака на семейную и общественную жизнь человека Влияние христианского брака на семейную и общественную жизнь человека IV. Влияние мухаммеданского брака на семейную и общественную жизнь человека Критика различных взглядов на положение женщины в Аравии до Мухаммеда и после Мухаммеда

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Имп. Лев VI Мудрый , как считают издатели его новелл, при составлении своих законов пользовался непосредственно И. Ю., «Дигестами» и Кодексом, игнорируя переработанный их текст в «Василиках» (см.: Novell. Leo. P. XVI-XVII). Так, Novell. Leo. 51 (о кладах) опирается на норму Inst. Just. II 1. 39, к-рая к тому времени вышла из употребления и не была включена в «Василики» ( Липшиц. Законодательство. С. 110-111). В новеллах Льва встречаются ссылки на 13 фрагментов И. Ю. (см. указатель источников: Τρωνος Σπ. Ν. Ο Νεαρς Λοντος (?) το Σοφο. Αθνα, 2007. Σ. 326). И. Ю. часто употреблялись юристами-практиками (непосредственно или через Парафразу Феофила) при подготовке неофиц. правовых сводов и справочников вплоть до «Прохирона» Константина Арменопула (см. указатель параллельных мест: Constantini Harmenopuli Manuale legum sive Hexabiblos/Ed. G. E. Heimbach. Lipsiae, 1851. P. 852-976). В частности, Ecloga legum содержит 47 ссылок на И. Ю. (см. указатель источников: Zachariae. JGR. Pars 2. P. 439). В Ecloga privata aucta одна из важнейших глав (III 14), устанавливающая максимальный ссудный процент, вероятно, заимствована из И. Ю. через Парафразу Феофила. Таков же источник ряда норм наследственного и обязательственного права в Ecloga privata aucta ( Липшиц. Законодательство. С. 11-12, 22, 24-29). В «Пире» И. Ю. упоминаются трижды (Peira. XXXVI 3; XXXVIII 8; LI 24). Парафраза Феофила послужила источником сведений для визант. правовых словарей и Synopsis legum Михаила Пселла ( Burgmann. 1984; F ö gen. 1991. P. 1000). Отрывки из И. Ю. через парафразу неизвестного автора, отличающуюся от Collectio tripartita ( Бенешевич. Канонический сборник. С. 215-216), вошли в «Номоканон XIV титулов» (всего 9 фрагментов, см. указатель источников: Нарбеков В. Номоканон Константинопольского патриарха Фотия с толкованиями Вальсамона. Каз., 1899. Ч. 2. С. III-IV). Рецепция До XI в., когда на Западе были вновь открыты «Дигесты», И. Ю. были главным пособием для изучения рим. права. Они рано начали подвергаться глоссированию; большое количество глосс сохранилось в туринской рукописи ( Kr ü ger. 1868). Кроме того, И. Ю. включались в различные зап. юридические сборники. Так, вместе с Кодексом и Новеллами Юстиниана И. Ю. легли в основу церковно-правового сборника Lex Romana canonice compta (между 825 и 900). В распоряжении составителя этого сборника имелась полная рукопись И. Ю. ( Maassen. 1870. S. 888-896). Составление глосс к И. Ю. продолжалось и в XI-XII вв. В XIII в. Аккурсий создал «Ординарную глоссу», охватывавшую весь Corpus iuris civilis, включая И. Ю. Это фактически завершило процесс глоссирования данного памятника. Ок. 1220-1230 гг. И. Ю. были переведены на старофранц. язык.

http://pravenc.ru/text/468833.html

Вероятно, переименование состоялось к концу периода самостоятельного правления Михаила III и не позже начала правления Василия I Македонянина (867–886). Во всяком случае, в Херсоне найдена медная монета с литерами MB на аверсе и аббревиатурой К/(М?) на реверсе 1869 , которые можно расшифровать как «Михаил василевс» (либо «Михаил III – Василий I») и «Климата». Как уже было сказано, она датируется в пределах от 842 г. до 866–867 г. и может быть одним из свидетельств официального употребления первоначального названия стратигии. Зато в Тактиконе 899 г. название Климата отсутствует и в иерархии высших чинов на 30-м месте, из 59, значится стратиг только Херсона 1870 . В списке стратигов он назван 24-м и последним, если не считать приписки относительно других фемных эк просопу (kai ek prosopou eisi ton thematon), очевидно, все тех же кира, экдика, «отца города», протевонов, выступавших «от лица» стратига (см.: рис. 172) 1871 . Стратигом Херсона это должностное лицо именуется и на моливдулах, начиная примерно с середины IX в., что позволило К. Цукерману высказать предположение о существовании фемы с названием Климата в очень узких хронологических рамках, не более нескольких лет, до конца 840-х или начала 850-х гг. 1872 . Окончательно прояснить этот вопрос помогут только новые нумизматические или сфрагистические находки, которые, надо надеяться, не заставят себя долго ждать. Вместе с тем, утверждать, что «амбициозный проект Феофила потерпел провал» было бы неверно 1873 . Именно благодаря существованию фемы на здешних землях и ее тесной связи с заморьем трудная политическая ситуация, сложившаяся вокруг города в середине IX столетия, со временем оказалась преодолена для херсонитов с наименьшими потерями и с наибольшими перспективами. Отражением неослабного внимания правительства к преобразованной феме могло стать строительство в правление Василия I большого общественного архитектурного комплекса, возведенного в это время на территории «цитадели», который И. А. Антонова убедительно интерпретировала как здание византийского претория – резиденции стратига и командиров его ведомства 1874 . В таком случае именно для него в апреле 1059 г. стратигом Херсона и Сугдеи, патрикием Львом Алиатом, было приказано изготовить «железные двери» (ai portai ton praitoriou siderai), что указывает на преемственность расположения провинциальной администрации Херсона в течение всего существования фемы и на особое отношение ромейских властей к «цитадели» и здешнему военно-административному комплексу 1875 . Именно за его содержание на херсонской земле местные власти могли получать весьма значительные арендные деньги – те две литры (144 номисмы) пакта (tas duo tou paktou), o которых, наряду с прочими казенными выплатами, выдаваемыми кастрону Херсон, особо упоминал Константин Багрянородный 1876 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

46 . Τς νεαρς – так озаглавлены «Новеллы Юстиниана» (в данном случае со строчной буквы). О новых конституциях Юстиниана, в частности, см.: Сметанин В. А. О специфике инвариантной информации «Новелл Юстиниана». I. Color graecus. 1. К оценке «Новелл Юстиниана» как историко-правового источника//АДСВ. 2000. Вып. 31. С. 45–59; Он же. О специфике инвариантной информации «Новелл Юстиниана». I. Color graecus. 2. Пролегомены к презумпции об уникальности содержания «Новелл Юстиниана»//АДСВ. 2001. Вып. 32. С. 63–85. 54 . v στιτοτα (в тексте со строчной буквы), от лат. Institutiones – Институции. «Институции Юстиниана» (Institutiones Iustiniani) были изданы 21. 11. 533 г. и вступили в силу 30. 12. 533 г. (одновременно с Дигестами). Они состоят из вводной конституции, четырех книг, 88 титулов и 741параграфа. Редко встречаются подпараграфы: I. III. 1. 2 (2a, 2b); I. III. 1. 3(3a, 3b); I. IV. 6. 33 (33a, 33b, 33c, 33d, 33e). Институции являются первой (с учетом времени составления) частью «Корпуса цивильного права». См. перевод Институций: Институции Юстиниана/Пер. с лат. Д. Расснера, под ред. Л. Л. Кофанова, В. А. Томсинова. М., 1998. 89 . Данная строка вызвала недоумение издателя (Weiss G. Die “Synopsislegum”... S. 162). В самом деле, если упомянут Закон двенадцати таблиц, созданный коллегией децемвиров в 451–450 гг. до н. э., то δ δεκα λ γιοι Михаила Пселла , которым атрибутировано авторство, – не decemviri legibus scribundis. δωδεκδελτος обозначен к тому же как δωδεκλτος. 90 . Τν πραιτ ρων, от лат. praetores – преторы. См. также стк. 442, 584, 828, 829, 1056. 92 . Система организации правового материала по лицам, вещам и искам восходит к «Институциям» Гая (117/118 – 108/192) (лица – persona, τα πρ σωπα, вещи – res, τα πργματα, иски – actiones, α γωγα). 95 . ρ , от лат. re – реальные контракты, βρβις, от лат. verbis – вербальные контракты, λ τερις, от лат. litteris – литтеральные контракты, κονδσο, от лат. consensu – консенсуальные контракты. См. также стк. 97,98, 100, 105, 106, 107, 125, 133, 135, 143, 147, 149, 155, 158, 165, 604. О contradictus см.: Бартошек М. Римское право: Понятия, термины, определения. М., 1989. С. 90–91.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

В бытность студентом II курса Академии, наряду с обычными обязательными учебными занятиями, Грибановский находил время для сотрудничества в журнале «Мысль». В 1882 году в этом журнале помещены две его статьи: «Посмертные сочинения Д. Г. Льюиса» (январь) и «Развитие представления «Я» в человечестве» (март). Статьи были подписаны буквою Г. и настолько понравились редактору журнала (теперь уже покойному) Л. Е. Оболенскому, 997 что он просил даровитого студента быть постоянным сотрудником и был очень огорчен, узнав, что срочные студенческие работы, а затем экзамены мешали Грибановскому исполнить желание редактора в 1882 году. В следующем же учебном году студенту Грибановскому пришлось все время употребить на кандидатское сочинение. Среди товарищей-студентов Грибановский пользовался и в Академии общим уважением, а среди близких и искренней, горячей любовью. За ним на первых же порах установилась репутация философа – человека твердых нравственных принципов. Более близкие к нему с любовью и надеждой смотрели на него как на человека, от которого в будущем можно ожидать много полезного для Русской Церкви и науки. Осведомленность же его в философских науках снискала ему авторитет даже в среде студентов старших курсов. Нередко его, студента II курса, можно было видеть за беседою со студентом III курса по поводу взятой им по философии темы для кандидатского сочинения. И беседа эта не была пустым времяпрепровождением, а открывала для старшего студента новые точки зрения, новые горизонты. В 1882–1883 учебном году Грибановский – студент III курса и пишет сочинение на степень кандидата богословия. Тема взята из древнегреческой философии, а именно «Религиозно-философское мировоззрение философа Гераклита». Сочинение Гераклита сохранилось только в отрывках или фрагментах у разных писателей. На основании этих фрагментов требовалось воссоздать связный и цельный образ философской системы Гераклита. Для этого необходимо было основательно ознакомиться с обширными монографиями, имеющимися в иностранной литературе по предмету сочинения, а также с теми сочинениями писателей, у которых сохранились названные отрывки.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

202 См. 6 прав. VII Всел. Собора. 203 Cp. толкование Зонары этого правила ( Α ф. Синт., II, 47). 204 Ср. Епифания “ер. ad Johan. hierosolym.” [Migne, s. g., t. 43, col. 379—392]. 205 Cp. синодальное решение патр. Михаила Анхиала (1160—1177) у Μ . Γεδεν , Κανονιχα διαταξεις , II, 29—33. Α ф. Синт., III, 440, толкование Вальсамона 54 прав. Карф. Собора. 206 Свидетельство о способе избрания епископа, пресвитера и диакона в самое древнее время находим в 58-м послании Киприана Карфагенского (III в.): Quod et ipsum videmus de divina auctoritate descendere, ut sacerdos ρ lebe ρ raesente sub omnimum oculis deligatur, et dignus atque idoneus publico judicio ac testimonio comprobetur... Coram omni synagoga jubet Deus constitui sacerdotem, id est, instruit et ostendit ordinationes sacerdotales non nisi sub populi assistentis conscientia fieri oportiere, ut plebe praesente vel detegantur malorum crimina, vel bonorum merita praedicentur, et sit ordinatio justa et legitima, quae omnium suffragioet judicio fuerit examinata. Quod postea secundum divina magisteria observatur in Actis Apostolorum... Nec hoc in e ρ iscoporum tantum et sacerdomum, sed et in diaconorum ordinationibus observasse Apostolos animadvertimus... Quod utique idcirco tam diligenter et caute convocata plebe tota gerebatur, пе quis ad altaris ministerium, vel ad sacerdotalem locum indignus obreperet [Migne, s. l., t. 3, col. 1025, 1026, 1027]. Относительно клириков, рукополагаемых епископом, читаем в 22 прав. IV Карфаг. Собора (Harduini, Concilior. I, 984): Ut episcopus sine consilio clericorum suorum clericos non ordinet: ita ut civium adsensum et conniventiam testimonium quaerat. 207 Последние слова в соответствующем греческом тексте правила читаются так: “ Απαξ μν τ τεταρτη βδομαδι τς Πεντηκοστς , δετερον δ , περβερεταου δωδεκατη .” Аф. Син τ ., II, 50. 208 Hefele, “Conciliengeschichte,” Ι , 83 и сл., 86 и сл., 117 и сл. 209 Месяц хиперверетей отвечает нашему октябрю (см. выше греческий текст правила в примечании), — так называли октябрь сирийцы, македонцы и в Азии. Β е ν eregii, Σ . sive Pandectae, II, Annot. in h. can., p. 27—28.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3710...

266 Prudent. Trevir. ap. Pertz, I, 448. С 853 года Болгары были в союзе с соседними славянскими народами, в том числе преимущественно с Моравами. 268 Вопрос о том, были ли Константин и Мефодий Славянами, останется в науке надолго, если не навсегда, предметом более или менее вероятных догадок. Из рассмотрения письменных источников следует, впрочем, заключить, что они не были Славяне; далее этого отрицательного вывода идти нельзя, потому что, как нам кажется, выражению того зальцбургского меморандума, о котором мы говорим ниже, нельзя придавать буквального, тесного значения; из слов его: usque dum graecus Methodius nomine etc., нельзя еще заключать, что Кирилл и Мефодий были Греки. Кроме приведенного места, в документальных источниках ни разу не встречается упоминания о народности Солунских братьев. Что же касается источников легендарных, то в них встречаются два места, из которых новейшие ученые желали бы вывесть, что Кирилл и Мефодий были Славяне; такой вывод кажется нам по меньшей мере слишком смелым. Моравский герцог Ростислав просил у Византийского императора именно таких учителей, которые могли бы проповедовать на славянском языке: doctorem talem non habemus, qui nostra lingua veram fidem christianam nos edoceat, как сказано в древне-сербской легенде (перев. Миклошича); и Михаил III, посылая Константина и Мефодия, мотивирует выбор их в эту миссию именно тем, что они умеют говорить по-славянски: вы бо еста Селунянина, да Селуняне все чисто Словенскы бесдуютъ, как записано в паннонской легенде. Некоторые ученые видят в этом выражении паннонской легенды доказательство славянского происхождения Солунских братьев; мы же позволяем себе совершенно противное объяснение текста. Мы видим в нем прямое доказательство, что они были не Славяне, в противном случае легенда вложила бы в уста Михаила III более простой мотив: «поезжайте к Моравам, ведь вы сами же Славяне». Другое доказательство берется из так-называемой богемской легенды, в которой встречается следующе место: sanctus Cyrillus, graecis et latinis apicibus sufficientissime instructus etc. Основываясь на этих словах легенды, архимандрит Макарий говорит: «В легенде о богемской княгине Людмилле даже говорится, что св. Кирилл был научен языкам греческому и латинскому.... а не сказано, чтоб он учился прежде славянскому языку»; из этого автор заключает, что Солунские братья не были Греки, но были Славяне. Более близкое знакомство с языком легенд не допускает подобных заключений. Так, в болгарской легенде говорится: Gorasdus ille, quem е Moravo oriundum et utriusque linguae slovenicae et graecae peritissimum, etc.; как болгарская легенда ставит Славянину Горазду в заслугу знание славянского языка, так богемская легенда восхваляет Кирилла за знание греческого. Если же обратить внимание на выражение арех, встречающееся в богемской легенде, то быть может, легенда ставила Кириллу в заслугу его знакомство с греческою и латинскою литературою, а не языком только.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Казалось бы, теперь ситуация стабилизировалась, но, к несчастью, Ламберт умер в этом же году, и его смерть породила новый кризис папства и Западной Римской империи. Вновь начались междоусобицы, которыми воспользовались венгры, совершившие в 899 г. первое, но не последнее нападение на Северную Италию. А претензии на императорскую корону заявил Людовик Прованский. Именно он разбил в 902 г. венгров, в течение года терроризировавших баварцев, швабов и франков. Но теперь вновь засверкала сарацинская угроза: арабы Африки вернули под свою власть Апулию и Калабрию и завоевали многие города Италии 217 . Поскольку натиск врагов был страшен, а помощи ждать было неоткуда, латиняне поспешили в 901 г. возвести Людовика Прованского (901–905) на императорский престол. Это было совершено руками нового папы Бенедикта IV, ставшего Римским епископом после смерти папы Uoahha IX в 900 г. Впрочем, и его понтификат был коротким – летом 903 г. он скончался. На его место заступил папа Лев V, но спустя месяц он был низвергнут кардиналом Христофором, ставшим новым понтификом. Однако и тот, спустя всего месяц, был брошен в тюрьму и бесследно исчез. Так, в течение 8 лет Рим узнал и попрощался с восемью понтификами – очевидное свидетельство слабости папской власти и ее бессилия 218 . А интрига все не утихала – церковный раскол на Западе еще только разгорался. Взошедший на кафедру папа Сергий III (904–911), избранный «антиформозовской» партией еще в 897 г. (о нем кратко речь шла выше), но реально вступивший в права только в 904 г., оспорил законность возведения в сан своих предшественников 219 . Именно он бросил в тюрьму и там умертвил папу Льва V и папу Христофора и восстановил решения «Собора с трупом» 220 . Примечательно, что, согласно преданию, Сергий III и был тем самым диаконом, который на заседаниях «Собора с трупом» отвечал за мертвого Формозу на вопросы судей. Его ненависть к Формозе была столь велика, что он, хиротонисанный во времена последнего, добровольно сложил с себя епископский сан, чтобы получить его уже из рук папы Стефана VI 221 . Руководя Римской Церковью 7 лет среди бурь и политических штормов, он скончался в 911 г. Два последующих папы – Анастасий II и Ландо – вершили судьбы Западной Церкви 2 года и 6 месяцев соответственно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Эта связь еще более окрепла после 1024 г., когда клюнийцы обеспечили себе право независимости от местного епископа и, следовательно, от светской власти и добились права избирать своего аббата самостоятельно. Вскоре дисциплинированные и благочестивые клюнийцы создали нечто вроде монашеской республики 833 . Григорий и его сторонники искренне утверждали превосходство священства над царством, и вскоре им представилась возможность воплотить свои идеалы в земной действительности. Когда скончался Дамасий II, вновь по инициативе императора Генриха III Вормский рейхстаг назначил уже папой упоминавшегося Бруно, его двоюродного брата, высокого, рыжеволосого и мощного эльзасца, принимавшего активное участие в одном из карательных походов императора в Италии. Впрочем, военные подвиги были не единственным известным делом его рук. Повсеместно ходили рассказы о том, как Бруно, уже в качестве епископа, пригревал в своем доме бедняков, страдающих заразой, которым он предоставлял свою постель. Однако Григорий Гильдебранд посоветовал тому отказаться от триары, полученной из рук светской власти, и подождать канонического избрания народом Рима и клиром; Бруно согласился. Друзья вдвоем добрались до Вечного города, население которого с радостью приняло Бруно и признало его новым Римским понтификом Львом IX (1049–1054). Как рассказывали современники, по дороге в Рим он слышал голоса Ангелов, поющих в вышине: «Говорит Господь: Я думаю о мире, а не о разрушении, обратитесь ко Мне с молитвой, и Я услышу вас из плена ото всех мест» 834 . Конечно, Генрих III обиделся таким пренебрежением со стороны родственника, которому он сделал блестящую карьеру, но отнес этот поступок к личной скромности апостолика и простил его. Нелегкая доля ожидала нового Римского епископа. Симония достигла совершенно неприличных размеров, и высшие церковные должности открыто выставлялись на продажу, как товар на аукционе. Запрет на браки (целибат) практически не действовал, и хотя священники не могли официально жениться на своих сожительницах, это обстоятельство вовсе не препятствовало им продолжать внебрачные связи и плодить детей. Церковная десятина почти не уплачивалась, и общины нищенствовали. Иными словами, положение папства было таково, что ввиду полного истощения казны Лев IX даже собирался продать свое облачение, чтобы содержать скромный аппарат церковных чиновников. Только неожиданное приношение из Беневента удержало его от этого поступка и вообще от постыдного бегства в Германию 835 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Гору. Последняя начинала приобретать славу главного центра монашеской жизни, где по преимуществу сосредоточивалась и развивалась религиозно-созерцательная жизнь Византии. К началу XIII в. Афон был весь усеян монастырями, так что казался одним большим монастырем. Папа Иннокентий III был не совсем неправ, когда писал в 1214 г., что св. Гора была покрыта тремястами монастырями. 1197 На Афоне по преимуществу находило удовлетворение религиозное чувство православного населения не только Византии, но и южнославянских государств. Сюда стекались любители аскетизма и из других стран. Преп. Савва Сербский , описывая погребение своего отца – инока Симеона, говорит: «Прежде всего пели греки, затем иверы, русские и болгары, а потом мы – сербы». 1198 Кроме того, на Афоне подвизались латиняне, армяне, абазхи, лазы и др. Афон роднил все племена. Единство духовных целей сплачивало здесь в одну общину представителей разных народностей. Здесь не было вражды ни национальной, ни религиозной, – здесь исчезал всякий антагонизм. Все стремились к одной цели – вечному спасению. Для всех Афон был самой высшей школой православно-христианского подвижничества. Это был монашеский рай, или, говоря словами папы Иннокентия III, место святое, дом Божий и врата небесные. 1199 Неудивительно, что в этот рай, в это святое место стремились тысячи любителей аскетизма, из которых образовался особый иноческий мирок – как бы отдельное иноческое государство, ограниченное пределами афонской территории, – со своими законоположениями и порядком в отношении к жизни внутренней и внешней. Эта монашеская община достигла блестящего внешнего состояния к концу XII и началу XIII в. в отношении числа и монастырей, и монахов, и монастырских имуществ. Судя по настоящему, ей предстояло и блестящее будущее. Но в 1204 г. жизнь афонской общины была нарушена латинским нашествием. Св. Гора была завоевана латинянами, вошла в составе фессалоникийского латинского королевства, отданного маркизу Монферратскому Бонифацию; в церковном отношении она была подчинена легату кардиналу Бенедикту, С того времени в жизни афонского монашества наступила другая пора...

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010