Тобольск. Церковь Михаила Архангела. Карта и ближайшие объекты Когда-то храм находился в самом центре города, и даже ведущая городская магистраль называлась в его честь – Большая Архангельская (ныне улица Ленина). Более трех столетий возносятся здесь молитвы к Создателю, кажется, что за витой церковной оградой дышит сама история. Здесь господствуют тишина и покой, и так привольно становится усталой душе. Храм пережил разные времена. Основанная в 1652 году первая деревянная церковь, сгоревшая от пожара и восстановленная вновь, разобрана была впоследствии ввиду ветхости. В 1744 году прихожане стали хлопотать о строительстве нового каменного храма. По прошению их Митрополит Антоний распорядился выдать им шнуровую книгу для сбора денег на строительство. Через год храм заложили, в 1749 году построили нижний храм, а в 1759 году строительство завершили. Под карнизом церковного купола из изразцов выложена надпись: «Создася сей храм в честь Архистратига Божия Михаила и апостола Евангелиста Иоанна Богослова при державе великия Государыни нашея Императрицы Елизаветы Петровны и при наследнике ея императорского Величества, внуке Петра Перваго, благоверном Государе и великом князе Петре Феодоровиче и супруге его Великой княгине Екатерине Алексеевны, з благословением преосвященного второго Антония митрополита Тобольского и Сибирского; начася здатися тысяча семьсот четыредесять девятого году в бытность губернатора Алексея Михайловича Сухарева и старосты Дмитрия Худякова». Церковь двухэтажная, с зимним и летним храмами. Построена по привычной для Тобольска трехчастной схеме, однако для подъема на второй этаж здесь устроена наружная лестница на аркадах. Сам вид этого храма создает особый молитвенный настрой, который еще более увеличивается с восхождением в верхнюю церковь. На открытую светлую галерею лестницы можно попасть из темной закрытой паперти, как бы из мрака – к свету. На втором этаже человек также попадал в затемненный ярус колокольни, из которого входил в низкую светлую трапезную, а затем – в залитый светом высокий летний храм, под куполом со светлым фонарем. Эти перемены света и тьмы приводили верующих в особое торжественное чувство церковного праздника и служили как бы прелюдией к молитве. Особое мастерство строитель Архангельской церкви проявил в рисунке ее ограды, состоящем из заглавных букв имени Архангела Михаила.

http://sobory.ru/article/?object=00968

I. Положение вопроса Храмы в честь архангела Михаила существовали уже в IV в. 1 , но неизвестно, в какой день тогда праздновали архангелу. Православная восточная церковь позднейшего времени совершает собор святого архистратига Михаила и прочих бесплотных сил 8 ноября. Западная церковь в этот день поминает св. четырех увенчанных мучеников и не празднует архангелу. Торжественный праздник в честь св. Михаила она издревле совершает 29 сентября и указывает ближайшее основание для его установления: в этот день было освящение базилики ангела Михаила на via Salaria в 6 милях от Рима 2 . Не так стоит дело с православно-восточным праздником. В русском thesaurus heortologicus, «Полном Месяцеслове Востока» преосв. Сергия Могилевского 3 , читаются след. строки: «Собор в честь ангелов – древний праздник, частная причина его установления неизвестна; кажется, ее и не было, иначе она не была бы забыта». Месяцесловы нередко предлагают подобного рода задачи, заставляя считаться с неизвестными причинами. Когда дело идет о памяти мученика, святителя, преподобного, задача имеет неизбежно вид трилеммы: или в этот день святой скончался, или празднество установлено по идеальным основаниям, или же в основе его лежит какой-либо исторический факт, может быть простая случайность, а может быть и очень знаменательное событие. 8-е ноября очевидно предлагает задачу в упрощенном виде дилеммы: или идеальное основание, или исторический факт. И нетрудно понять, что нельзя остановиться на первой половине. Самоочевидно то идеальное, эстетическое основание, по которому Собор Богородицы празднуется на другой день рождества Христова, собор Предтечи – на другой день Богоявления, память Симеона Богоприимца и пророчицы Анны – на другой день Сретения, Собор архангела Гавриила – на другой день Благовещения, собор 12 апостолов – на другой день праздника верховных апостолов Петра и Павла, память свв. Иоакима и Анны – на другой день Рождества Богородицы, память царицы Елены, матери Константина, – на другой день Воздвижения Креста 4 . Но 8-е ноября в этом смысле совершенно немо. Если бы Собор бесплотных сил праздновался первого числа какого-нибудь весеннего месяца, в этом можно было бы видеть отражение мысли о том, что ангелы созданы в начале, прежде видимого мира; но едва ли кто думал, что мир создан был осенью. Остается последняя половина: в основе праздника лежит неизвестный факт.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Алупка. Церковь Михаила Архангела (новая). Карта и ближайшие объекты К концу XIX века население Алупки сильно возросло, а храм, построенный в 1820 году на средства графа Воронцова, был разрушен оползнем. Инженер-гидростроитель Я.П. Семёнов и архитектор О. Э. Вегенер приняли решение о возведение храма в центре Алупки, рядом со старым кладбищем. 2 октября 1902 года утвердили проект, разработанный Хрисанфом Васильевым, и начали сбор средств. Основным капиталом стали 45 тысяч рублей, которые завещала Софья Вялых-Флегонтова. 26 октября 1903 года состоялась торжественная закладка, но строительство, из-за нехватки денег, шло с перерывами. Пришлось даже рассылать письма к богатым людям с просьбой о пожертвовании. Многие известные и состоятельные люди в Крыму с готовностью откликались на просьбу о помощи, среди них Воронцовы-Дашковы, Мальцовы, Милютины. Государь Император выделил 2800 рублей на изготовление золочёных купольных крестов. Из-за недостатка средств вместо колокольни соорудили деревянную звонницу на семь колоколов. 8 ноября 1908 года в день Архистратига Михаила храм был освящён. Крестообразный храм построили в русском стиле. Пять глав гордо вознеслись к небу. Для возведения и отделки стен использовали гаспринский и инкерманский известняк. Внутри храм украшали росписи, с потолка свисала огромная люстра, изготовленная ялтинскими мастерами. Иконостас выполнили в Петербурге в мастерской художника В. С. Лапина. В 1927 году в Крыму произошло сильное землетрясение, вследствие которого храм получил серьёзные повреждения. В октябре 1927 года церковь закрыли. В 1932 году храм решили разобрать, с куполов сняли кресты, но само здание всё же сохранили, устроив здесь складское помещение. В 1990 году храм святого Архистратига Михаила вновь был передан Православной Церкви, начались восстановительные работы, через год была проведена первая служба. Правый придел освятили в честь святого Николая Чудотворца. Первый православный храм в Алупке был построен и освящен еще в 1838 г. стараниями М.С. Воронцова. Архитектор Ф. Эльсон избрал для православной церкви исключительно оригинальные формы древнегреческого храма - периптера, окруженного колоннадой дорийского ордера. Интерьеры были под стать внешним формам, чего только стоил гладкий трехметровый крест на подиуме в алтарной части. В 1908 г. пришедшую в ветхость постройку разобрали и на ее месте воздвигли нынешний храм Святого Ахистратига Михаила, сооружение в архитектурном плане вполне традиционное, увенчанное двумя рядами кокошников и шатром с луковичным куполом, окруженным плотной группой из четырех меньших главок.

http://sobory.ru/article/?object=12872

Домановичи. Церковь Михаила Архангела (старая). /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Когда была построена первая церковь в Домановичах - неизвестно, известно что она располагалась в самом местечке Домановичи, была деревянной и к 1815 году пришла в полную ветхость. В архиве НИАБ хранится документ «О разрешении постройки в селе Домановичи новой церкви, от 11 октября 1815 года». В документе, управляющий имением Михаил Андреевич Рен, обращается к Даниилу Епископу Могилевскому и Витебскому с просьбой о постройке в имении Домановичи новой церкви. «Его преосвященству, Даниилу Епископу Могилевскому и Витебскому и Кавалеру. Милостивому Архипастырю. Минской губернии Речицкого повета по доверенности Господина Генерал-Майора и Кавалера Николая Михайловича Арсеньева, опекуна над малолетними детьми покойного Действительного Статского Советника и Кавалера Михайлова, Домановицкого их имения Управителя, Дворянина Михайла Андреева сына Рена. Прошение. Находящаяся в помянутом имении малолетних господ Михайловых, вверителей моих в селе Домановичах, деревянная церковь во имя Святого Архистратига Михаила пришла в такую ветхость, что почином поддержать никак уже не можно и в недолгом времени нельзя будет отправлять в оной богослужения. Для чего по долгу звания моего, представлял я о сём отсутствующему опекуну малолетних Господину Генерал майору и Кавалеру Арсеньеву и от 24-го минувшего августа, получил от его превосходительства резолюцию, чтобы я на основании высочайшего разрешения о строении в Минской епархии деревянных церквей, испросил у Вашего Преосвященства благославления освятить избранное мною под новую церковь место и соизволения построить на оном новую деревянную церковь во имя того же Святого Архистратига Михаила, и украсить подобающим благолепием, употребя на то коштъ из вверенной управлению моему Домановицкой экономии и вотчины. А старую церковь до выстройки новой, поддержать елико возможно починою. По сему представляя сие благоусмотрению вашего преосвященства, я всепокорнейше прошу дать ваше Архипастырское, Мозырскому протоиерею, яко ближайшему к сему месту поселение, освятить избранное мною в селе Домановичах под новую церковь место, и соизволения построить на оном новую деревянную церковь .... и не медлить оным, дабы нынешнею же осенью мог я приступить к заготовлению леса и прочего материала для благоуспешного строения. Управитель Михаила Андреева сын Ренъ. 20.09.1815».

http://sobory.ru/article/?object=51783

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРХАНГЕЛЬСКИЙ ВО ИМЯ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ основан на мысе Пур-Наволок, в 30 верстах от впадения Сев. Двины в Белое м. (на территории совр. Архангельска), наряду с корельским во имя свт. Николая Чудотворца мон-рем играл важную роль в распространении христианства в Двинской земле. Об основании А. м. сообщает недатированная благословенная грамота Новгородского архиеп. Иоанна (ИРИ. Т. 3. С. 300) - по всей видимости, того из Новгородских архиереев с этим именем, к-рый занимал кафедру в 1389-1415 гг.; предположение основано на описании в грамоте сословий и гражданского устройства Заволочья, характерного для XIV в. (ц. во имя арх. Михаила старше мон-ря, поскольку в грамоте она упоминается как уже существующая). Н. М. Карамзин (История. Т. 2. Прим. 47) и В. В. Крестинин считали, что А. м. основан в XII в. (при еп. Иоанне, 1110-1129, или свт. Илии (в схиме Иоанне ), 1165-1186). Об основании обители в XII в. говорит сохранившаяся копия челобитной игумена А. м. Иеремии от 1695 г. к царям Петру I и Иоанну V Алексеевичам : «А тому, государи, богомолию (А. м.- В. С.) больши 500 лет» (цит. по: Кириллов. Прим. 9). Однако большинство историков (митр. Макарий (Булгаков) , А. А. Шахматов , В. В. Зверинский , В. Ф. Андреев и др.) относили основание А. м. к кон. XIV в. В 1419 г. мон-рь был разорен норвежцами, вскоре возобновлен на прежнем месте. Грамота царя Иоанна IV Васильевича Грозного от 1543 г. игум. Феодосию предписывала местным властям в связи с голодом в Двинской земле содержать игумена и 35 старцев А. м., передавая в мон-рь по 70 четвертей ржи и по 70 четвертей овса из царских житниц; в следующем году царской грамотой А. м. был освобожден от постоя. Однако двинские власти не выдавали мон-рю положенного царской грамотой хлеба, и из-за голода к 1551 г. число братии сократилось до 12 чел. Впосл. число насельников увеличивалось, и в 1587 г. в мон-ре жили 42 старца. В 1550 г. в А. м. существовали шатровый холодный храм во имя арх. Михаила и теплая ц. во имя прор. Илии, в 1587 г. помимо ц. во имя арх. Михаила с приделом мч. Мины в обители была теплая ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы. Первоначально А. м., как и большинство сев. обителей, был особножительным, после монастырской реформы в Новгородской епархии архиеп. свт. Макария в 1528 г. все обители, в т. ч. и А. м., приняли общежительный устав.

http://pravenc.ru/text/76444.html

Псков. Церковь Михаила и Гавриила Архангелов с Городца. Церковь Георгия Победоносца при 94-ом пехотном Енисейском полку Карта и ближайшие объекты Церковь Михаила и Гавриила Архангелов. 14–17 вв., 19 в. Михайловская церковь — кончанский храм Городецкого района (конца), стоит в древнейшей части города, возможно, предшествующей Пскову. Эта первая каменная церковь в посаде имела важнейшее значение для города; к ней стекались все дороги: Великая (ул. Советская), Трупеховка (Октябрьский проспект), Петровская (Новгородская, ныне — К. Маркса), Званница (Леона Поземского) с Запсковья, Изборская (Рижский проспект) — от Завеличья. Рядом был знаменитый псковский Торг. Церковь доныне сохраняет это значение, хотя претерпела много изменений. Древний четверик (1339 г.) с одной главой и одной апсидой, четырьмя столпами, приделом, притвором, галереями, папертью, к сожалению, не сохранил позакомарного покрытия. Ю.П. Спегальский: «В его интерьере — высокие столпа и ступенчатые арки, переделанные по-видимому, во время ремонта в конце 17 века, из пониженных — в повышенные». Храм стал соборным с 1429 г. и особенно обустраивался в конце 18 века. двухъярусная надвратная шатровая колокольня с боковыми корпусами тяготела к московским вкусам, а древнейшие формы храма — к новгородско-псковским. Барабан храма декорирован полихромными печными изразцами, паперть — фреской с изображением Архангела Михаила (выполнена знаменитым современным иконописцем архимандритом Зиноном). В 20–30-х гг. прошлого века церковь Архангела Михаила являлась кафедральным собором, т.к. Троицкий собор был передан «обновленцам». В 1936 г. храм закрыли, а в 1948 г. здесь проводились реставрационные работы под руководством Ю.П. Спегальского, удалившего некоторые напластования 19 века. Ныне храм — действующий. Церковь 94-го пехотного Енисейского полка в честь Св. Великомученика Георгия Победоносца. Полковой праздник 23 апреля. Походная (при полку) церковь учреждена в 1864 году. Церковь эта сопутствовала полку в Турецкую войну 1877-1878 г.г.

http://sobory.ru/article/?object=01915

Стяжкино. Церковь Михаила Архангела. Михайло-Архангельский храм Карта и ближайшие объекты Храм во имя Архистратигв Михаила, каменный, с двумя боковыми приделами: правым - во имя прп.Кирилла Белозерского и левым - во имя свт. и чуд.Николая. Построен в 1801 году, а в 1899 году приступили к капитальному ремонту всего храма и колокольни, в ходе которого трапезная часть была значительно расширена, колокольня капитально отремонтирована, стены внутри всего храма оштукатурены, настоящий храм сделан теплым, окна его переделаны, поставлены в трапезную новые ценные иконостасы и приобретены новые иконы. На ремонт и благоустройство храма израсходовано до 40 тыс.рублей, одной только утвари поступило на сумму около 5 тыс. рублей. Были также построены дома для притча и странноприимные дома для богомольцев, на что израсходовано до 10 тыс.рублей. Среди благотворителей стоит отметить: протоиерея Иоанна Кронштадтского(пожертвовал 100 рублей), купца из г.Ростова-на-Дону Константина Файдыша(200 рублей), иеромонха Троице-Скановой Лавры Михаила( 500 рублей), мещанина г.Ломов Матвея Лопатина( 800 рублей). 14 октябя 1901 года состоялось освящение придельного храма в честь свт. и чуд.Николая, 3 октября 1904 года - придела в честь прп.Кирилла Белозерского. 22 августа 1910 года архиереем Митрофаном в сослужении 32 священнослужителей был освящен главный придел в честь Архистратига Михаила. Святыней храма являлась икона Христа Спасителя, выполненная из какого-то черного вещества, наподобие стекла, размером 3/4 вершка. Найденная, согласно преданию в cep.XVIII в., крестьянином, пасшим стадо вблизи с.Сорокино. Другой почитаемой иконой была, написанная на кипарисовой доске, икона Успения Божией Матери, принесенная в стяжкинский храм в 1865 году странником Иваном Бутузовым из Киева. Икона являлась точной копией чудотворной иконы Киево-Печерской Лавры. Эти святыни привлекали к себе множество богомольцев. Так в 1903 году храм посетило около 60 тыс.верующих. pravoslavie58region.ru В Михайло-Архангельском храме с 1896 года до своей кончины в 1926 году служил настоятелем священник Николай Болоховский, который являлся выдающимся пастырем Пензенской епархии. К нему на богослужение стекались верующие не только из окрестных сел и деревень, но и из других, более отдаленных мест, чтобы послушать его назидательные беседы и поучения. По инициативе Николая Болоховского в 1913 году в селе Стяжкино была устроена Успенская мужская община в память 300-летия Дома Романовых. Захоронили священника у алтаря церкви. В 1958 году над могилой возвели часовенку, которую сломали через год в пылу борьбы с объектами религиозного поклонения. В настоящее время в селе никто не проживает, храм находится в заброшенном состоянии и постепенно разрушается.

http://sobory.ru/article/?object=02706

Богоявленский собор (Томск) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Богоявленский собор — кафедральный собор Томской епархии Русской Православной Церкви. Находится в городе Томске. Содержание История [ править править код ] Деревянная церковь Богоявленский собор берет свое начало от небольшой Богоявленской церкви, построенной в 1633 году. Называлась она Христокрещенской, была деревянной двухпрестольной: один в честь Крещения Господня, второй во имя преподобного Михаила Малеина (небесного покровителя Государя Михаила Федоровича Романова, при крещении нареченного в честь преподобного Михаила Малеина). Деревянный храм неоднократно страдал от пожаров, но каждый раз снова восстанавливался. Через сто лет, в 1737 году, в храме было уже три придела: во имя Богоявления Господня, во имя пророка Илии и во имя Архистратига Михаила. В апреле 1741 года и эта церковь полностью сгорела на глазах известного ученого-путешественника Иоганна Гмелина, бывшего в то время в Томске. Следующая деревянная церковь была четырехпрестольной: в честь Богоявления Господня, в честь иконы Божией Матери Одигитрии, во имя Архистратига Михаила и во имя пророка Илии. 15 апреля 1770 года на площади произошел пожар. Горели деревянные купеческие лавки близ церкви Богоявления. В результате храм был почти полностью утрачен. Через год 9 июля 1771 года вместо сгоревшей церкви Богоявления Господня вновь была построена деревянная с наименованием собора святого Архангела Михаила. Наконец, 31 декабря 1776 года, было решено возвести на месте обветшалой деревянной церкви каменную. Каменный храм Заложен новый каменный двухэтажный храм был в 1777 году, метров на 50-70 к западу от прежней деревянной церкви (ближе к реке Томь). А на том месте, где у старого деревянного храма находился алтарь и святой престол, по церковному обычаю был устроен небольшой кирпичный памятник (в 1858 году этот памятник убрали и на его месте соорудили Иверскую часовню). Церковь строилась только на средства прихожан и жертвователей, постоянного источника денег на строительство не имелось, поэтому и само строительство шло неравномерно.

http://azbyka.ru/palomnik/Богоявленский_...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Михаил Держинский» К 60-летию со дня кончины Нижегородского Старца Михаила Сметанина 26.12.2020 3256 Время на чтение 7 минут «Михаил Держинский» - удерживающий от мирового зла – так называла Старца Михаила Сметанина известная Нижегородская Старица, схимонахиня Мария (Кудинова). Похоронен Старец недалеко от города Дзержинска Нижегородской области, на кладбище около села Игумново. В годы так называемой «Хрущевской оттепели», когда по телевизору хотели показать последнего попа, Старец Михаил исцелял людей своей молитвой и святой водой и все время говорил: «Пейте святую водичку, пейте святую водичку, пейте святую водичку…» Это по его молитвам ни одна бомба не упала на город химиков Дзержинск. «А если бы упала, -говорил ученик Старца, протоиерей Григорий Долбунов, - Нижнему было бы не сдобровать. Было бы как Хиросима и Нагасаки». Напротив Дзержинска, на Хабарской горе, на противоположном берегу реки Оки молился Старец Михаил. Сейчас в память о его молитвенном подвиге здесь установлен семиметровый металлический крест. А на середине горы построен храм в честь его небесного покровителя Михаила Архангела. Недалеко от храма бьет родник, где построены купальни. И вода здесь ничуть не уступает воде Дивеевской. 22 декабря исполнилось 60 лет со дня кончины Старца Михаила Сметанина, Михаила Хабарского, как его еще называли. С самого утра спешили на могилу Старца православные, чтобы поклониться ему, попросить молитвенной помощи. Приносили пироги, освящали на могиле. Помню, когда мы с поэтом Марией Сухоруковой издавали книгу о Старце Михаиле «Богатырь Духа Русского», нам было явлено такое чудо: поставили на могилу воду, а на следующий день она сделалась сладкой. Дети называли его «жажака раманатненький», что в переводе с детского означает «ароматный дедушка». И этот аромат мы ощутили с Марией. Пошли в гости к сестре Елизавете, келейнице Старца. Попросили что-нибудь на память. И нам дали поясок от ее платья. И вот этот поясок у нас вдруг заблагоухал. А еще его называют Царским Старцем. Оказывается, когда Царь Николай II с Царицей Александрой Федоровной ехали в Дивеево, чтобы помолиться о даровании Наследника, Они заезжали к Старцу Михаилу в село Наруксово Починковского уезда Нижегородской губернии. И когда Царица вышла от него, Она сказала: «Мы мало молились». Так что и по молитвам Старца Михаила Сметанина появился долгожданный Цесаревич Алексей.

http://ruskline.ru/analitika/2020/12/26/...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней Собор архистратига Михаила и Гавриила. Источник Архангелов Чудо Архангела Михаила в монастыре Дохиар на Афоне. Икона 17 века     Собор архистратига Михаила и Гавриила. Источник Архангелов   21 ноября   состоится святогорский Панигер в  монастыре Дохиар - Собор архистратига Михаила и Гавриила. Афон готовится к общему празднику.   Собор архистратига Михаила и Гавриила – это не просто  праздник архангелов. В Дохиаре сложилась такая традиция, что этот панигер прежде всего праздник пения. На него приезжают лучшие певцы из Салоник и Афин. Так что хор братьев монастыря становится более похож на звук грома или шум прибоя.   А в центре внимания людей не обремененных красотами пения оказывается источник архангелов . Этот глубокий колодец с древности и до сих пор дает чистую и вкусную воду, которая признана целебной.   Придание об этом источнике кратко рассказывают в Дохиаре. Тем не менее, никто не записал его столь красочно и подробно, как иеромонах Сергий Веснин:   Придание об этом источнике Архангелов Комментарии Всего комментариев: 17 2020/11/21, 23:44:54 О святый Михаиле Архангеле, помилуй нас, грешных, требующих твоего заступления, сохрани нас, раб Божиих Андрея, от всех видимых и невидимых враг, паче же подкрепи от ужаса смертнаго и от смущения диавольскаго и сподоби нас непостыдно предстати Создателю нашему в час страшнаго и праведнаго Суда Его. О всесвятый, великий Михаиле Архистратиже! Не презри нас, грешных, молящихся тебе о помощи и заступлении твоем в веце сем и в будущем, но сподоби нас тамо купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков.Аминь Андрей 2016/11/21, 00:34:48 О, Великий Архангеле Михаиле, победи вся противящиеся мне силою Честнаго, и Животворящаго Креста Господня, молитвами Пресвятыя Богородицы и святых ангел, и святых апостол, и святого Николая Чудотворца, и святого пророка Илии, и святых великомучеников Никиты и Евстафия и преподобных отец и святителей, мученик и мучениц, и всех святых Небесных Сил. Аминь.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=5&iid=846

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010