После закрытия храма в селе Сентяпино и угрозы ареста за обличения «обновленцев» и за апологетические выступления на диспутах с атеистами, отец Михаил в 1928 г. по совету и протекции отца Василия Надеждина перебрался в Москву. Здесь он общается с отцом Василием и его окружением, в которое входили московские священники отец Владимир Амбарцумов и отец Михаил Шик, Сергей Алексеевич Никитин (будущий епископ Стефан), а также часть профессуры Тимирязевской Сельскохозяйственной Академии. Вскоре отец Михаил получил приход в Ильинском на Бодне Можайского района Московской области. Частыми гостями в Ильинском у отца Михаила были его московские друзья. Известная православная поэтесса Надежда Александровна Павлович в этот период всегда снимала дачу в Ильинском и духовно окормлялась у отца Михаила. Она и привезла Сергея Алексеевича Никитина в Ильинское после освобождения его из лагеря в 1933 г. Бывшим заключенным не разрешалось жить в Москве и Московской области в пределах 100 км. от Москвы. Поэтому первое время Сергей Алексеевич жил и был даже прописан у отца Михаила. А отец Василий с семейством гостил у отца Михаила накануне своего ареста. Он был арестован в 1929 г. и погиб в Кемьском лагере по дороге на Соловки. В 2000 г. отец Василий Надеждин прославлен Русской Православной Церковью и почитается как священномученик Василий Московский. После закрытия храма в Ильинском в 1934 г. арестовали и отца Михаила. Он был осуждён на 3 года в Сибирь на строительство Байкало-Амурской Магистрали (БАМ-1). Узнав об аресте отца Михаила, отец Владимир организовал помощь его семье, которая состояла из матушки Веры Михайловны, шестерых детей и родителей отца Михаила. Кроме того, отец Владимир благословил и как бы прикрепил семейство Квитко к семье отца Михаила для оказания всяческой постоянной помощи. Так зародилась дружба двух семей продолжающаяся и поныне. После освобождения из лагерей в 1936 г. отцу Михаилу и его семье помогли перебраться в деревню Бородухино, распложенную в 6-ти км. от г. Малоярославеца Калужской области, а матушка стала учительствовать в местной школе. В 1936 г. отцу Михаилу удалось получить в Пензенской области паспорт без отметки о судимости, что помогло ему избежать последующих арестов, особенно в 1937 г. Выдержав соответствующие экзамены на курсах учителей, отец Михаил стал учительствовать вместе с женой, и ко времени моего знакомства с ним был директором школы и даже депутатом Малоярославецкого районного Совета.

http://pravmir.ru/blagodatnye-vstrechi-v...

2. С.-Петербургская духовная академия в минувшем году и годичный акт: [О выбытии из Академии архимандрита Михаила Грибановского ]//Церковный вестник. 1891. 8. С. 113. 3. Наречение и хиротония архимандрита Михаила во епископа Прилукского, викария Полтавской епархии//Церковные ведомости. 1894. 33. С. 1146 (ч. неофиц.). 4. Наречение и хиротония архимандрита Михаила во епископа Прилукского, викария Полтавской епархии//Полтавские епархиальные ведомости. 1894. 17. С. 643–645 (ч. неофиц.). 5. О возношении при богослужениях имени епископа Прилукского Михаила, викария Полтавской епархии//Полтавские епархиальные ведомости. 1894. 18. С. 942–943 (ч. офиц.). 6. [О прибытии в Полтаву преосвященного Михаила, епископа Прилукского и его первых посещениях]//Полтавские епархиальные ведомости. 1894. 17. С. 679–681 (ч. неофиц.). – В разд.: Местная хроника. 7. [О совместном служении с преосвященным Иларионом, епископом Полтавским и Переяславским, панихиды по почившем Государе Императоре Александре III и принесении присяги Государю Императору Николаю II]//Полтавские епархиальные ведомости. 1894. 21. С. 907–909 (ч. неофиц.). – В разд.: Местная хроника. 8. Архиерейские служения//Полтавские епархиальные ведомости. 1894. 18. С. 939, 940; 19. С. 984, 985; 20. С. 1000–1001, 1001–1002; 21. С. 1053–1054,1054–1056; 22. С. 1085–1086; 23. С. 1116,1117–1118; 24. С. 1190–1191; 1895. 1. С. 5; 2. С. 55–56; 4. С. 153–154; 5. С. 187; 6/7. С. 224,225–226; 8. С. 261; 10. С. 324–325; И. С. 334–335; 12. С. 377–378; 13. С. 433–434; 14. С. 473–474; 15. С. 585, 586; 16. С. 669–671; 17. С. 742–743; 18. С. 813–814; 19. С. 841; 20. С. 885–886; (ч. офиц.). 9. [О поездке преосвященного Михаила, епископа Прилукского, для обозрения церквей Полтавского, Миргородского, Лохвицкого, Пирятинского и Прилукского уездов]//Полтавские епархиальные ведомости. 1895. 13. С. 439 (ч. офиц.). 10. [Высочайший указ о назначении епископа Каширского Михаила епископом Таврическим и Симферопольским]//Церковные ведомости. 1895. 49. С. 431 (ч. офиц.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

Первая церковь называлась Христокрещенской, была деревянной двухпрестольной: один в честь Крещения Господня, второй во имя преподобного Михаила Малеина (небесного покровителя Государя Михаила Федоровича Романова, при крещении нареченного в честь преподобного Михаила Малеина). Деревянный храм неоднократно страдал от пожаров, но каждый раз снова восстанавливался. Через сто лет в 1737 году в храме было уже три придела: во имя Богоявления Господня, во имя пророка Илии и во имя Архистратига Михаила. За сто лет придел преподобного Михаила Малеина трансформировался в придел Архангела Михаила. В апреле 1741 года и эта церковь полностью сгорела на глазах известного ученого-путешественника Иоганна Гмелина, бывшего в то время в Томске. Следующая деревянная церковь была четырехпрестольной: в честь Богоявления Господня, в честь иконы Божией Матери Одигитрии, во имя Архистратига Михаила и во имя пророка Илии. В 1770 году 15 апреля на площади произошел пожар. Горели деревянные купеческие лавки близ церкви Богоявления. В результате храм был почти полностью утрачен. Через год 9 июля 1771 года вместо сгоревшей церкви Богоявления Господня вновь была построена деревянная с наименованием собора святого Архангела Михаила. Наконец, 31 декабря 1776 года, было решено возвести на месте обветшалой деревянной церкви каменную. Заложен новый каменный двухэтажный храм был в 1777 году, метров на 50-70 к западу от прежней деревянной церкви (ближе к реке Томь). А на том месте, где у старого деревянного храма находился алтарь и святой престол, по церковному обычаю был устроен небольшой кирпичный памятник (в 1858 году этот памятник убрали и на его месте соорудили Иверскую часовню). Нижний этаж каменной церкви был построен и освящен в честь Богоявления Господня 23 ноября 1784 года. Строительство верхнего придела во имя пророка Илии растянулось на сорок лет, и завершено было лишь в 1817 году. Церковь строилась только на средства прихожан и жертвователей, постоянного источника денег на строительство не имелось, поэтому и само строительство шло не равномерно.

http://sobory.ru/article/?object=03578

«Повесть ο житии Михаила Клопского» — не столько житие святого, сколько собранные воедино краткие, увлекательные рассказы ο достопримечательных случаях из его жизни. Динамичность, занимательность повествования усиливаются ярким, сочным языком, который и по строю своему, и по лексике близок к живой разговорной речи новгородцев той поры. Β своем первоначальном виде «Житие», созданное в стенах Клопского монастыря, не соответствовало церковно–служебному, назидательному назначению житийного жанра. Поэтому уже вскоре после написания первой редакции «Жития», в 90–х гг. XV b., создается вторая редакция произведения, автор которой стремится придать этому памятнику более отвечаюший житийному канону вид. Β этой редакции появляются цитаты из книг Священного писания, приводятся молитвы святого, язык произведения принимает более книжный характер. Β 1537 г. боярским сыном Василием Михайловичем Тучковым создается третья редакция «Жития Михаила Клопского», уже полностью отвечающая всем требованиям житийного жанра. Живость и непосредственность языка первой редакции здесь полностью исчезают. Первая редакция «Жития Михаила Клопского» дошла до нас в двух вариантах — Α и Б. Β варианте Α есть несколько эпизодов, отсутствующих в варианте Б; в свою очередь в варианте Б есть эпизоды, которых нет в варианте А. Во второй редакции памятника имеются все эпизоды, вошедшие в варианты первой редакции. Поэтому у нас есть основание утверждать, что в первоначальном тексте первой редакции произведения имелись все эпизоды, а варианты Α и Б первой редакции отражают уже более поздний этап литературной истории произведения. Мы публикуем текст «Повести ο житии Михаила Клопского» по списку варианта Α первой редакции — РГБ, собр. Волоколамское, первая половина XVI b. (л. 344—351 об.). Β этом списке, в отличие от всех остальных списков варианта А, после посмертного чуда Михаила (с купцом Михаилом Марковым) присоединены эпизоды, отсутствующие в других списках этого варианта и имеющиеся в варианте Б. Научное издание всех текстов «Повести ο житии Михаила Клопского» см. в кн.: Повести ο житии Михаила Клопского. Подгот. текстов и статья Л. А. Дмитриева. М.; Л., 1958. Издание реконструкции первоначального вида произведения см.: Изборник (Сборник произведений литературы Древней Руси). М., 1969, с. 414—430 (реконструкция Л. А. Дмитриева). ПОВЕСТЬ О ЖИТИИ МИХАИЛА КЛОПСКОГО Явление Михайлы. Чудо первое юродивого Христа ради из Клопска, что на реке Веряже.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=919...

За эту свою неоценимую услугу Зарубежной Русской Церкви, о. Михаил Польский был возведен в сан протопресвитера. Следующим трудом о. Михаила была чрезвычайно ценная брошюра, изданная в 1949 же году под заглавием: «Американская Митрополия и Лос-Анджелесский процесс . Распутия Митрополии. (Ответ противникам мира церковного)». Особенно ярко и убийственно сильно и убедительно написана последняя глава брошюры: «Ответ Епископу Иоанну Бруклинскому ( Шаховскому ) на его брошюру «Пути Американской Митрополии» . В 1949 же году выходит 1 том главного труда о. Михаила – «Новые Мученики Российские» , изданный Свято-Троицким монастырем в Джорданвилле, в США. В 1957 году в том же издательстве выходит 2 том этой замечательной работы. Перед своей преждевременной кончиной о. Михаил заканчивал составление 3 последнего тома, который, если Бог даст, будет также напечатан. В 1952 г. вышла еще одна работа о. Михаила, также напечатанная Св. Троицким монастырём, под заглавием «Очерк положения Русского Экзархата вселенской юрисдикции» . Кроме того, им было написано много статей в различных органах («Православный Путь», «День Русского Ребенка», «Владимирский Календарь» и др.). В 1950 г. Св. Троицким монастырём была издана большая работа «Четвероевангелие» (Текст четырех Евангелий, поставленный параллельно, в хронологическом порядке). Сопоставил текст А.С. Ананьин под редакцией с предисловием и примечаниями протопресвитера о. Михаила Польского . Все работы о. Михаила имеют огромное историческое значение и являются вечным неумирающим нерукотворным памятником деятельности этого воистину великого человека нашего времени. Имя его несомненно навсегда останется в истории русской Церкви . Довольно высокую оценку личности и деятельность о. Михаила дал и Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Анастасий , известный своей сугубо строгой требовательностью к духовным писателям, дабы «не развращать их своими похвалами». В телеграмме на имя Архиепископа Тихона Владыка Митрополит сообщил: «Я глубоко опечален кончиной доброго пастыря отца протопресвитера Михаила Польского . Его служение было весьма полезным и ценным для нашей Соборной Русской Церкви. Молюсь, чтобы Милосердный Господь упокоил его душу в селениях святых».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Andreevsk...

1041.12.10 Смерть Михаила IV. Императором стал его племянник  Михаил V Калафат . Норманно-византийская война. 1041.12–1042.04 Массовые репрессии и казни всех родственников Михаила V.  1042.04 Арест, ссылка и постриг в монахини императрицы Зои. Восстание против Михаила V. Империатрицу доставили в Константинополь. 1042.04.20 Народ провозгласил младшую сестру Зои,  Феодору  империатрицей. Патриарх Алексей Студит немедленно ее короновал. Бегство Михаила и его дяди Константина в Студийский монастырь. Арест, ослепление обоих по приказу Феодоры. 1042.06.11 Возвращенный из ссылки  Константин IX Мономах  женится на Зое и провозглашается императором. Сербия окончательно утвердила свою независимость от Византии. 1042–1043 Восстание Георгия Маниака. Норманы начали завоевывать Южную Италию у Византии. Наступление русских войск. Разгром русского флота у Константинополя. Присоединение царства Ани к Византии. В Македонии Лев Торник провозгласил себя императором. Осада им Константинополя, но армия его была рассеяна, а сам Лев пленен и ослеплен. Первое вторжение сельджуков в Византийскую Армению. При нападении на Византию печенегов им дал отпор болгарский феодал Михаил со своей дружиной. 1054.07.16 Разделение христианской церкви на Западную – римско-католическую и Восточную – греко-католическую (православную). В этот день папский легат кардинал Гумберт положил на главный алтарь Айя Софии декрет, содержащий анафему византийцам. Патриарх в ответ на это на соборе отлучил папу от церкви. 1055.01 Смерть Константина IX Мономаха. Правление перешло к Феодоре. 1056.08.31 Смерть Феодоры. Императором стал  Михаил VI Стратиотик . 1057.04 Ссора Михаила V с Исааком Комнином.  1057.06 Заговор против Михаила V во главе с Исааком. 1057.08 Переговоры между Михаилом и Исааком. Восстание в Константинополе. Отречение Михаила и постриг в монахи. Императором стал Исаак I Комнин. Нормандцы захватили Апулию и Калабрию. Вторжение сельджуков в Каппадоки и Сирию. Союз римского папы с норманнами. Смерть бывшего императора Михаила VI.

http://azbyka.ru/shemy/kratkaja-istorija...

Михайловка. Церковь Михаила Архангела. Михайловская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Михаила Архангела Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:1825. Адрес: 410503, Саратовская обл., Саратовский р-н с. Михайловка, ул. Чернышевского, 53 Координаты: 51.4961, 45.710625 Проезд:автобус 350 от стадиона " Волга " (Заводской район) до с. Михайловка, 389 от Сенного рынка до с. Михайловка, 232 от Сенного рынка до с. Михайловка. Регулярно ходит только автобус 384. Расстояние от г. Саратова до с. Михайловка 14 км. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Храм во имя святого Архангела Михаила. Освящен антиминс 29 декабря 1989 года Архиепископом Саратовским и Волгоградским Пименом. В селе Михайловка (другое название — Устиновка) тщанием статского советника и кавалера Михаила Адриановича Устинова был построен каменный храм. Постройка была завершена в 1825 году. В храме было два престола: во имя Архистратига Божия Михаила и во имя святых Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В штате храма состояли священник и псаломщик, для которых были устроены церковные дома. При храме была устроена школа. В 2007 году в храме проводились крупные ремонтно-реставрационные работы. 19 июля 2009 года благочинный Саратовского округа протоиерей Владимир Пархоменко совершил чин освящения колоколов для храма. Обрести голос храму помог предприниматель из Москвы, уроженец Саратова. На его средства была изготовлена звонница из шести колоколов. http://www.eparhia-saratov.ru/ Церковь каменная, построена в 1825 г. тщанием статского советника и кавалера Михаила Адриановича Устинова. Престолов в ней два: во имя Архистратига Михаила и во имя трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В приходе домов 501, прихожан муж. пола 1441 душа, жен. пола 1569 душ; лютеран 42 души обоего пола. Имеются церковная школа и две земских: одна в Михайловке, а другая в дер. Ищебкино. Капитал церкви 501 руб. Штат причта: священник и псаломщик, дома церковные. Штатное жалование причту: священнику 144 руб. и псаломщику 47 руб. 4 коп.; земли 37 дес. 900 кв. саж.

http://sobory.ru/article/?object=15533

3) Из 51 студентов III курса: 33 имеют по поведению балл 5, 10 – балл 5-, 4 – балл 4, 2 – балл 4– и 2 – балл 3. Справка: 1) § 132–134 устава духовных академий: «По окончании испытаний, на каждом курсе составляется Советом список студентов по успехам и поведению. При определении сравнительного достоинства студентов и составлении списка их принимаются во внимание сочинения, устные ответы и поведение. Примечание. При составлении списка новые языки в общий счет предметов не вводятся. – В случае неуспешности, зависевшей единственно от болезни, студенты могут быть оставляемы, с разрешения Совета, на второй год в том или другом курсе, но один только раз в продолжение четырехлетнего академического курса». – 2) По § 81 лит. а пп. 4–5 устава духовных академий: «составление списков студентов после испытаний и перевод студентов из курса в курс» значится в числе дел, окончательно решаемых самим Советом Академии. 3) Указом Святейшего Синода от 16 января 1891 года за 212 Совету Академии вменено в обязанность дозволять студентам перенесение устных экзаменов на после-каникулярное время только в самых уважительных случаях и не иначе, как с особого в каждом отдельном случае разрешения Его Высокопреосвященства. Определили: 1) Принимая во внимание сравнительное достоинство сочинений, устных ответов и поведения сту- —70— центов I, II и III курсов Академии, – перевести их в следующие курсы в таком порядке: а) во II курс – студентов I курса: 1) Орлова Анатолия, Созонова Михаила, Богородского Николая, Цветкова Владимира, 5) Остроумова Михаила, Одинцова Михаила, Волотовского Михаила, Покровского Николая , Судакова Ивана, 10) Казанского Николая, Василькова Павла, Соколова Алексея, Шарапова Алексея, Адамова Ивана, 15) Старокадомского Григория, Лозинского Николая, Кутузова Михаила, Воскресенского Николая, Кобрина Николая, 20) Бензина Василия, Немешаева Димитрия, Зверева Георгия, Максимовича Владана, Добротворского Василия, свящ., 25) Ястребцева Михаила, Береснева Платона, Дьяченко Владимира, Трапицына Василия, Богословского Сергея, 30) Гречева Бориса, Кирикова Владимира, Буравцева Николая, Свавицкого Павла, Иеремича Божидара, 35) Дорошевского Федора, Симанского Сергея, Антонова Александра, Недригайлова Ивана, Жиромского Иосифа, 40) Платонова Михаила, Моисеева Александра, Плотникова Евгения, Минераллова Александра, Крестианполя Павла, 45) Флорова Василия, Драганчула Николая, Архангельского Михаила , Казанцева Николая, Ильинского Сергея, 50) Денисова Константина и Артемьева Василия.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Городец. Церковь Чуда Михаила Архангела. Городецкое благочиние Карта и ближайшие объекты Первое упоминание об этом соборе относятся к 1304 году. Там умер и был похоронен Сын Александра Невского, Андрей Александрович. К сожалению, попытка найти местонахождение этого древнего храма, а, следовательно, и могилы князя успехом пока не увенчалась, так как ныне существующая церковь Михаила Архангела возникла на территории бывшего позднего кладбища на рубеже XVII и XVIII bekob. Кирпичная церковь, построена в 1707-1712 гг. Бесстолпный одноглавый четверик с трапезной с южным приделом Рождества Предтечи и столпообразной шатровой колокольней. Северный Скорбященский придел пристроен в 1860 году. Закрыта в 1935-м. Возвращена верующим в 1991 году, отреставрирована. Первое документальное подтвержденное известие о храме относится к началу 14-го в. Церковь Архангела Михаила, бывший собор, в XIII-XIV в.в. выполняла роль усыпальницы удельных князей времён Городецкого удельного княжества 14 в. На этом месте, по преданию, и раньше находилась церковь, здесь захоронены сын и внуки Великого князя Александра Невского (Андрей Городецкий, Михаил и Василий Андреевичи). В 1368 г. церковь сгорела от молнии. После она была вновь отстроена князем Борисом Константиновичем, но и она также истреблена огнём. Существование деревянной церкви Михаила Архангела в Городце XVII в. подтверждается переписными книгами на Городецкую волость за 1623, 1627, 1666 г.г. На церковной земле в то время было 6 дворов да четырнадцать келий, а в них живут нищие, питаются от церкви Божией. Временем постройки церкви Михаила Архангела в Городце Нижегородской губернии, по данным литературы и архивных документов начала XX в., является 1707 г. Но документов, называющих точную дату основания храма, не обнаружено. Это дает возможность предполагать более раннее существование здания. В 1712 г. для освящения храма был «выдан антиминс по благословенной грамоте в Городецком уезде церкви Архангела Михаила в новопостроенную каменную церковь во имя Архангела Михаила».

http://sobory.ru/article/?object=08985

Б. М. Клосс Скачать epub pdf Глава IV. Тверская агиография XIV-XVI вв. § 1. Житие Михаила Ярославича Древнейшим памятником тверской агиографии является Житие князя Михаила Ярославича. Произведение (под не совсем точным названием «Повесть о смерти в Орде Михаила Ярославича Тверского») получило законченную характеристику в фундаментальном исследовании В. А. Кучкина 277 . Тщательно изучив рукописную традицию, историк обосновал положение, что первоначальный текст лучше всего представлен Пространной редакцией (читающейся в отдельных сборниках). В этой редакции рассказано о мученической кончине в Орде тверского князя, казненного по приказу хана Узбека 22 ноября 1318 г., последовавших затем чудесах и, наконец, о захоронении князя Михаила в Твери 6 сентября 1319 г. Житие написано по типу произведений о князьях-мучениках, хотя собственно мотив страданий за веру здесь отсутствует. На первый план выдвинута идея о гражданском долге и ответственности правителя перед своим народом, понимаемая в христианском смысле и выраженная словами Евангелия: «Аще кто положит душю свою за другы своя, сей великый наречется в царствии небеснемъ» (ГИМ, Увар., 184 (4°), л. 211). Автор Жития, лицо явно духовное, являлся «самовидцем» воспитания и «добронравного возраста» тверского князя, называет его «своим господином» и описывает события, произошедшие в «последняя времена, во дни наша». Автор был очевидцем смерти Михаила, судя по выражению: «Горесть бо нам воистинну, братие, в той час бысть, видевъшим таку смерть поносную господина своего князя Михаила Ярославича» (л. 226), – следовательно, ему же принадлежит описание подробностей о пребывании князя в ханской ставке и его мученической смерти. Не видно, чтобы автор сопровождал тело убиенного князя в конце 1318 г. при следовании до Москвы, так как описывает произошедшие чудеса со ссылкой на различных свидетелей и со слов некоего иерея – «от него же мы слышахом и написахом» (л. 228). Очевидно, автор оставался в Орде вместе с плененными тверичами и вернулся на Русь на «другое лето». Во всяком случае встречу в Твери гроба с телом Михаила Ярославича, привезенного из Москвы, и его погребение в городском Спасском соборе 6 сентября 1319 г. автор описывает живо и с подробностями. Со времен Филарета (Гумилевского) предполагается, что автором Жития Михаила Ярославича является игумен Александр, сопровождавший тверского князя в его поездке в Орду 278 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010