от доход церковных некая манастырю даровав вся лета епископьства своего») (Житие Иосифа, сост. неизвестным//ЧОИДР. 1903. Кн. 3. Отд. 2. С. 32). Во вкладной книге Иосифова Волоколамского мон-ря было записано поминание Г. с указанием данных им вкладов ( Титов А. А. Вкладные и записные книги Иосифова Волоколамского мон-ря XVI в. и упраздненные мон-ри и пустыни в Ярославской епархии. М., 1906. С. 16). При участии Г. в новгородских землях велась агиографическая работа. Г. благословил написание Жития преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Очевидно, архиерей был инициатором создания 2-й редакции Жития прп. Михаила Клопского, в к-рой усилилась промосковская тенденция ( Дмитриев Л. А. Житие Михаила Клопского//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 304). Архиерей содействовал установлению церковного почитания прп. Евфросина Псковского. Ок. 1486 г. во время беседы с игум. Спасо-Елеазарова мон-ря Памфилом Г. благословил «образ святого отца на иконе написати, житие изложити» ( Кушелев-Безбородко. Памятники. Вып. 4. С. 103). Борьба с ересью жидовствующих В 1487 г. архиерей объявил об обнаружении им в Новгороде ереси жидовствующих («жидовская мудръствующих»). Еретики отрицали Св. Троицу, Божественную природу Иисуса Христа, отвергали церковные установления: таинства, иерархию, монашество, почитание святых, икон. Г. принадлежит неск. посланий о ереси, адресованных иерархам Русской Церкви: Сарскому еп. Прохору (1487), Суздальскому еп. Нифонту (янв. 1488), бывш. Ростовскому архиеп. Иоасафу (Оболенскому) (февр. 1489), митр. Зосиме (окт. 1490), Собору епископов (окт. 1490). Возможно, Г. принадлежит послание неизвестному о ереси, сохранившееся в отрывке (после 1 сент. 1492; публ.: Казакова, Лурье. Антифеодальные еретические движения. С. 388-391). Сочинения Г. о жидовствующих послужили одним из источников для прп. Иосифа Волоцкого при написании отдельных полемических Слов против еретиков и «Книги на новгородских еретиков» («Просветителя»). По предположению А. И. Клибанова, Г. является автором 3 сказаний о «скончании седьмой тысящи» (1-е составлено ок.

http://pravenc.ru/text/162054.html

—369— житиям юродивых, т. е. той именно области, которая в известной работе В.О. Ключевского осталась еще не достаточно обследованной, предстояло выполнить г. Нечаеву Тихону в его курсовой работе. И эту задачу автор выполнил достаточно успешно. В подвергнутых исследованию 14 житиях, которые (за исключением жития Исаакия Печерского) относятся к эпохе «условного» стиля агиобиографической письменности, автором указаны: 1. побудительные причины к написанию житий; 2. источники их происхождения: – а., изустное в простонародной передаче предание (например, 2-я ред. жития Михаила Клопского, 45 с.); – б., легенды (житие Исидора Ростовского, 110 с., житие Василия Блаженного по новому списку, 171 с.); – в., записи монастырские (житие Прокопия Вятского, 151 с.; житие Лаврентия Калужского, 166 с.); – г., записи приходского духовенства – отца духовного (житие Прокопия Вятского, 199 с.); – священника (жития Иоанна Устюжского, 75 с.; Иоанна Ростовского, 150 с.); д., записи современников – очевидцев (жития Исидора Ростовского, 124 с.; Иоанна Московского, 140 с.): 3. следы искусственного «добрословия» (например, житие Иоанна Устюжского, 107 с.) и непосредственного литературного влияния (жития Исаакия Печерского, с. с. 8–13; 2-я ред. Михаила Клопского, с. с. 20–21: Иоанна Ростовского с. с. 153–165; Исидора Ростовского, с. с. 111–123. Особенно интересны наблюдения в последней области, где автор посредством сопоставления текстов устанавливает положительную связь житий, например, Прокопия Устюжского (55 с.) и особенно Иоанна Устюжского (с. с. 97–106) с житием Цареградского Андрея. Общие черты, которыми в последующих житиях стали изображать древнерусских юродивых, взяты несомненно из Византийской агиобиографии. Во второй части работы (с. с. 186–209) объединены частные выводы произведенного анализа и дана заключительная характеристика житий юродивых, как исторического источника. Правда, в некоторых частях своего исследования автору пришлось иметь дело с разобранным уже материалом (в трудах Ключевского и о. Кузнецова), но все же большую долю работы он проделал с сырым материалом, что, конечно, составляет одно из положительных достоинств сочинения. Даже не все жития юродивых из-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

11/24 Преподобного Феодосия Великого, общих житий начальника (529). Преподобного Михаила Клопского, Новгородского (ок. 1453–1456). Икон Божией Матери: Елецкая (1060) и Египетская (1060). Тропарь преподобному Феодосию Великому, общих житий начальнику, глас 8 Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси,/и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси,/и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Феодосие отче наш,/моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак, глас тойже Насажден во дворех Господа твоего,/преподобными твоими добродетельми красно процвел еси,/и умножил еси чада твоя в пустыни,/слез твоих тучами напаяемая,/стадоначальниче Божий Божественных дворов./Темже зовем: радуйся, отче Феодосие. Величание Ублажаем тя,/преподобне отче Феодосие,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. Тропарь преподобному Михаилу Клопскому, Новгородскому, глас 8 Иже на земли Христа ради волею в буйство преложився,/мира сего красоты отнюд возненавидел еси,/и плотская играния увядив постом и жаждею, и на земли летанием,/от зноя же и студени, от дождя и снега/и от прочил воздушныя тягости никогдаже уклонился еси,/душу же очистил еси добродетельми, яко злато в горниле,/отче преподобне богоносне Михаиле,/и ныне на Небесех предстоиши престолу Пресвятыя Троицы,/но яко имея дерзновение многое,/моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак, глас тойже Духа Святаго силою уподобился еси богоглаголивым древним пророком,/сказав безвестная и тайная, и еже судьбам Божиим в сбытие,/и ина многа чудеса о Христе сотворив,/и люди удивив, торжествовати устроил еси, вопиющия:/слава Богу, прославляющему святыя Своя. Величание Ублажаем тя,/преподобне отче Михаиле,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. Читать далее Источник: Полный тропарион : Тропари, кондаки и величания на праздники Господни, Богородичны, святых угодников Божиих и икон Божией Матери на каждый день года/[Сост.: Т. С. Олейникова]. - М. : Ставрос (Тип. АО Мол. гвардия), 2003-./Кн. 1. 2003. – 429 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

М., 1996. Вып. 15. С. 50). О жезле А. П. из с. Грузина подробнее рассказывается в житии прп. Михаила Клопского , к-рое было написано в Новгороде в 1537 г. боярским сыном В. М. Тучковым по поручению архиеп. Макария (Повести о житии Михаила Клопского. С. 148). Тогда же, очевидно, было написано Похвальное слово А. П. «и о монастыре, рекомом Грузино», известное в списках XVII в. Во 2-й пол. XVI в. было составлено «Сказание кратко о создании пречестныа обители боголепнаго Преображениа Господа Бога Спаса нашего Исуса Христа на Валаме и отчасти повесть о преподобных святых отец тоя же обители началник Сергиа и Германа и о принесении святых мощей их. Благослови Отче», где говорится о посещении апостолом о-ва Валаам (ТОДРЛ. Т. 47. С. 135-147). Т. о., подкрепленное новгородскими преданиями, начальное киевское сказание о путешествии А. П. по Днепру и Волхову обратилось в традицию об апостольской проповеди по всей Русской земле. Со времен царя Иоанна Васильевича IV Грозного об этом заявлялось в случаях, когда требовалось защитить самостоятельность России в церковных делах. Особенно настойчиво тема апостольской преемственности Русской Церкви стала звучать в XVII в. в Киеве. В 1621 г. киево-печерский иером., впосл. архим., Захария Копыстенский написал «Палинодию, или книгу обороны святой кафолической Всходней церкви» в защиту правосл. Церкви против латино-униатских сочинений (РИБ. СПб., 1878. С. 713-1200). В гл. «О уверении и крещении руссов» Захария рассуждает о достоинстве А. П. как старшего брата ап. Петра и апостола Первозванного, затем излагает предание о посещении А. П. Киевских гор и Новгородской земли, поясняя, что А. П. в это время многих крестил, ибо апостолы никогда напрасно не ходили. Этот рассказ иером. Захария подкрепил ссылкой на местное киевское предание: «на той горе в Киеве, где стоял апостол, того ж часу и церковь была поставлена, где и теперь есть, як и повесть и до сих дний обносится о той церкви и о той горе» (имеется в виду ц. в честь Воздвижения Креста Христова, построенная в Киеве в XIII в.

http://pravenc.ru/text/115300.html

Михайло-Клопский Троицкий мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Михайло-Клопский Троицкий мужской монастырь - православный мужской монастырь в Новгородской области. Основан в 1408 году, упразднен в 1934. Передан Церкви в 2005 году. В настоящее время продолжается восстановление древней обители. Содержание История [ править править код ] Преп. Михаил Клопский Судьба монастырского архива нам неизвестна - лишь около двух сохранившихся десятков дел XVIII-XX вв. являются жалкими свидетельствами истории этой интереснейшей обители новгородской. По ним трудно проследить даже основные вехи истории Клопского монастыря в XVIII -XIX вв. До начала XX в. монастырь был мужским и сохранил ведомость о монашествующих за 1798 г. дает сведения о монастырской братии в количестве 13 человек (7 монахов и 6 послушников). Описи церковного и ризничего имущества 1800 г. и 1811 г. содержат подробное описание предметов церковного обихода, главного иконостаса, раки под мощами прп. Михаила Клопского: " Бронзовая хорошей работы, вызолоченная и местами посеребренная. Наверху отлитый образ прп. Михаила и на нем подпись. Вокруг раки медная решетка. Балдахин столярной и резной работы. С западной стороны большой посеребренный подсвечник местами золочен " . Среди документов середины XIX в. почти детективное дело о рассмотрении жалобы на настоятеля монастыря игумена Дмитрия, который якобы, притеснял " монаха Аркадия за отказ дать показания на виновника, якобы желавшего поджечь монастырь. Из рапорта благочинного архимандрита Мануила митрополиту Новгородскому, С-Петербургскому и Эстляндскому Никанору, следует, что монах Аркадий притеснениям не подвергался, хотя вел себя в монастыре не должным образом: собирал в своей келье по ночам братию, однажды явился в трапезу пьяным и другой раз приехал из города в таком же виде. Благочинный сообщал, что монах Аркадий был переведен в Клопский монастырь из Тихвинского Дымского монастыря за провинность под строгий надзор. Он предполагал Аркадия " определить в черные труды " , а в случае дальнейшего ропота - перевести в другой какой-либо монастырь.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкий...

Михаил Клопский, сродник московских князей, пришел сюда из Москвы в 23 день июня, в то время монастырь уже был с довольным числом монашествующей братии под начальством игумена Феодосия 1141 . Тогда находились в нем две деревянные церкви, из коих одна была во имя святой Троицы, а другая святителя Николая с братскою трапезою 1142 . О построении Троицкой деревянной церкви сказано, что она построена в 1412 году при архиепископе Иоанне 1143 . Что касается до каменных церквей, то первая из них Троицкая основана в 1419 году. В Новг. I летописи сказано о построении сей церкви под 6927 годом: «Феодосий игумен постави святую Троицю церковь камену на Клопске, в 60 дний» 1144 . Подобное повторяется и в Новг. III летописи под тем же 6927 годом: «Клопского монастыря игумен Феодосий с братиею постави церковь камену святую Троицу, на Клопске в 60 дний» 1145 . По монастырским записям известно, что каменная церковь сия построена иждивением новгородского наместника князя Константина Димитриевича, что был брат великого князя московского Василия Димитриевича и ближайший сродник преп. Михаилу Клопскому 1146 . В 1452 году 11 генваря преставился преподобный Михаил, и мощи его положены в Троицкой церкви. Спустя 110 лет после преставления преподобного, каменная Троицкая церковь разобрана и построена новая, остающаяся в целости доныне. Об этом построении в Новг. III летописи сказано: 1147 «В лето 7070 (1562) маия в 31 день в Клопском монастыре старую церковь каменную святой Троицы разобраша, где положены быша мощи нашего Михаила Клопского чудотворца, и вновь церковь и гроб чудотворцев в той церкви устроиша, повелением благочестивого государя царя и великого князя Иоанна Васильевича всея Росии 1148 , а на строение из своей царской казны подал 50 рублев, при архиепископе Пимине Великого Новаграда и Пскова, при игумене Корнилии с братиею» 1149 . Около тогоже времени построена и Никольская церковь с трапезою, двуэтажная, в которой устроены два придела в 1811 и 1812 годах 1150 . К монастырю Клопскому были приписаны две обители – Сутоцкая и Аркажская.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Критически отнесся к житиям святых и преосв. Сергий, архиепископ Владимирский в своем сочинении: «Полный месяцеслов Востока. Том I. Восточная агиология. Владимир 1901 г.». Задача труда – представить по возможности полный список всех угодников Божиих. Предлагаемые прерсвященным автором сведения в 7 отделах сочинения добыты им с большим старанием и изложены с строгой критикой, а для сторонней поверки снабжены многочисленными приложениями (числом 15, около 200 страниц). Печатные памятники восточной агиологии, которые имел в виду г. Мартынов, автор «церковного года», преосвященным автором исследованы вновь по первым изданиям, точнее разграничены и восполнены новыми, изданными на западе и в России и просмотрено по этому предмету более 1500 рукописей греческих и особенно славянских. В близкой связи к вышеуказанному сочинению стоит и исследование проф. Киевской Духовной Академии Николая Ивановича Петрова – «о происхождении и составе славяно-русского печатного пролога». Киев. 1875 г. Профессор Петров полагает, что автор «полного месяцеслова» слишком много доверяет сказаниям пролога и г. Яковлева 16 – «о Киево-Печерских прологах», а г. Яковлев слишком много значения придает сравнительной мифологии. Сочинение проф. Петрова занимает средину между этими двумя направлениями; критически относясь к сказаниям Пролога, оно не оставляет без внимания и мифологии. Здесь, между прочим, он доказывает, что жизнь подвижников и повествования патериков, основанные главным образом на подражании священному писанию, носят следы влияния апокрифов, современной им философии и народных воззрений. Святыни и древности Пскова. Графа М. Толстого . Москва. 1861 г. В этом сочинении даются сведения о блаженном Николае Салосе Псковском. Святыни и древности великого Новгорода. – Его же. Москва. 1861 г. Здесь кроме археологического описания церковных новгородских древностей, автор знакомит с жизнеописаниями местных святых, заимствованных им из древних рукописей. Так, например, при составлении жития Михаила Клопского Салоса автор пользовался следующими рукописями: 1) «пчела преподобного Максима , XVI в. без начала, полууст. в четвертку» (библиот. Сергиевой лавры 735), – житие его на листах 32–48 без начала; 2) «сборник 1536 г., полууст. в четвертку» (библиот. Московской Духовной Академии, по катал, рукописей Иосифова Волоколамского монастыря 659), житие на лист. 311–336; 3) «минея-четья», полууст. 1629 г. писан. Германом Тулуповым, в лист (Лавр, библиот. 673), житие на лист. 219–248; 4) жития святых русских и апокалипсис, полууст. тщательный, в лист, XVI в.» (Лавр, библиотека 692), житие на лис. 59–91. В этой рукописи находится житие Клопского, составленное в 1537 г. Василием Михаиловичем Тучковым, по поручению архиепископа (впоследствии митрополита) Макария. При жизнеописании Саввы, Вишерского столпника, автор пользуется рукописью 1514 г. библиот. Московской Духовной Академии 73 и новгородской летописью.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

С нелегким церковным служением в Васильевском храме, на обозримом, более вековом протяжении, связали свою жизнь 3 поколения поозеров – Конышевых. Жили они в Хотяже – большой деревне, расположенной к югу от Васильевского погоста, напротив стен Клопского монастыря. Жизнь представителей этой псаломщической династии была исполнена замечательными чаяниями простых крестьян, с удивительно светлой сущностью души русского человека, устремленной к добру и свету. Первый из рода Конышевых – Михаил Андрианович (1854-ок.1930) еще по службе матросом на флоте исполнял обязанности уставщика в школе пения. После возвращения в 1882 г. с армейской службы, он регентировал Васильевским клиросом. С сыном и внуками по праздникам пел в хоре Клопского монастыря. Его сын Михаил Михайлович (1884-1962) и внук Дмитрия Михайлович (1913-1991) Конышевы до конца своей жизни несли псаломщическое (регентское) служение в Васильевской церкви. Об уровне церковного клироса в ХХ в. можно судить по сохранившимся рукописям нотных сборников с произведениями, здесь исполнявшимися. Среди них Херувимские: Киевская, Царская, Голицина, Бортнянского 4, Ломакина 1,4,5,10; «Милость мира» В.Старорусского 2 и 3; «Тебе поем» Григорьева, «Достойно» Бортнянского и мн. др. На долю Михаила Михайловича и его сыновей Дмитрия и Федора выпало немало испытаний. В 1934 г. после «показательного суда» они были сосланы, получив срок по 2 года, как сказали в сельсовете – «за то, что хорошо пели». Все имущество и дом были отобраны и распроданы местным крестьянам. Михаил Михайлович попал в Ленинградские «Кресты», а Дмитрий и Федор на торфоразработки около Рогавки. Дмитрий Михайлович до последнего времени руководил Васильевским клиросом. Ум его был живым и память светлой. Тем горше его уход от нас, тем прискорбнее наша утрата. Конышевы олицетворяли собой Святое Поозерье, и потому как завет о духовном бодрствовании звучат слова «Правды Божией над человеком», написанные в памятование себе М. М. Конышевым на аттестате отца: «Духовная смерть поражает сердце человека и человек внутренне умерщвляется. Люди, живущие в роскоши и счастии, но духовно умершие, по-видимому, и наслаждаются благами мира, но душевно мучаются… в сердце их царствует сатана, и порождает греховные пожелания… разум их помрачается; и тогда перестают различать добро от зла».

http://sobory.ru/article/?object=04515

В роли заказчиков монументальных построек 30-50-х гг. XIV в. чаще всего выступали архиепископы; их строительные инициативы тесно связаны с украшением храмов: устройством медных дверей (Васильевских ворот), иконостаса в соборе Св. Софии, росписью стен, а также с изготовлением колоколов. Велось строительство и по заказу частных лиц (жителей Лубяницы, новгородцев Лазуты, Андреяна и Данилы и др.). Для владык и для др. заказчиков предположительно строили одни и те же мастера. 2-я пол. XIV - 1-я четв. XV в. В 1360 г. со строительства ц. вмч. Феодора Стратилата на Ручью начинается новый период в истории зодчества средневек. Новгорода, во многом, возможно, связанный с естественной сменой части мастеров или появлением нового зодчего. Общность конструктивных и декоративных решений, единство примененных строительных материалов и технологий позволяют рассматривать архитектуру 60-х гг. XIV - 20-х гг. XV в. как зодчество единого периода. Наиболее активно строительство велось при Новгородских архиепископах Алексии (1359-1389), Иоанне II (1389-1415) и Симеоне (1415-1421). Летописные данные свидетельствуют о возведении во 2-й пол. XIV - 1-й четв. XV в. неск. десятков построек, многие из к-рых сохранились, нек-рые изучены в ходе археологических работ. Меньше всего известно об архитектуре 10-20-х гг. XV в. заключительной части периода. В летописях отмечено значительное развитие строительного дела в Н. р. в это время - сооружение храма занимало, как правило, один сезон, в нек-рые годы на Новгородской земле строилось одновременно неск. церквей. Постепенно большая часть городских храмов стала каменной, церкви возводили и в малых городах Новгородской земли - Ст. Руссе, Порхове, мн. пригородные мон-ри также получили каменные постройки. В некоторых мон-рях возникли комплексы, состоявшие из ряда каменных церквей (Аркажский, Деревяницкий, Лисицкий). Об организации строительства в Н. р. в это время известно благодаря сведениям порядной на строительство Троицкой ц. Клопского мон-ря 1419 г., дошедшей до нас в составе Жития прп. Михаила Клопского. Строительство церквей выполняла дружина из неск. мастеров, нанимавших подсобных рабочих на месте, поставкой строительных материалов занимался заказчик.

http://pravenc.ru/text/2577775.html

Чудо второе, о разбойниках . Спустя немного времени как-то Феодосий-игумен и старец, после того как окончилась обедня, вышли с обедни из церкви, а у церкви стоят трое неизвестных. И Феодосий-игумен дал им просвиру, и двое из них взяли просвиру, а один не взял. И старец говорит Феодосию: «Зови их хлеб есть, ведь они издалека пришли». Сели в трапезной за стол, да не едят. Тогда спрашивает их старец: «Почему, детки, не едите?» А они говорят: «Есть, господин, у нас еще товарищи». И он одного послал: «Позови товарищей». И тот пошел и позвал их. А их идет, к тем троим, еще двенадцать человек с оружием. И стал старец понуждать их поесть хлеба – не хотели есть. И некоторые из них поели, а один, старший среди них, и хлеба не захотел попробовать, и охватил его сердечный недуг. И те, которые поели, пошли прочь, а двое из них разболелись. И одному из них старец сказал: «Постригись – тогда выздоровеешь!», – а другому сказал: «Иди, скажи своим друзьям: с этих пор больше не крадите, не разбойничайте, отступитесь от своих грехов». А товарища их постригли и дали ему имя Дорофей. Чудо третье о Михаиле. Как узнал его князь Константин . Вскоре после этого, на Преображение Господне, приехал князь Константин Дмитриевич со своей княгиней, чтобы причаститься и монастырь накормить. И за обедом заставили старца читать Книгу Иова праведного. И князь, услышав голос его, посмотрел ему в лицо и узнал его. И говорит ему: «А ведь это Михаила, Максимов сын». И он в ответ молвил князю: «Бог знает!» И Феодосий-игумен ему сказал: «Почему, сынок, имени своего нам не назовешь?» И он молвил в ответ: «Бог знает!» И с тех пор назвал свое имя – Михаила. И начали его звать Михаилом. И князь сказал игумену и старцам: «Бережно относитесь к нему – этот человек наш свойственник!» С тех пор игумен и братья начали оберегать его. Чудо об источнике . Как-то в Веряже вся вода высохла. Пошел пономарь за водой для церкви и увидел, что Михаила пишет на песке: «Чашу спасения приму, имя Господне призову. Тут будет источник неисчерпаемый». И как обедню отпели, пономарь сказал об этом игумену. И пошли игумен и Михаила на берег, и посмотрел игумен, что написано на песке. И спросил игумен у Михаилы: «Что, Михаила, написано на песке?» И Михаила говорит: «Чашу спасения приму, имя Господне призову. Тут будет источник неисчерпаемый». И сотворили игумен и Михаила молитву. И покопали немного, и истекла вода ключом. И забил источник неисчерпаемый, и течет до нынешнего дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010