В роли заказчиков монументальных построек 30–50-х гг. XIV в. чаще всего выступали архиепископы, их строительные инициативы тесно связаны с украшением храмов: устройством медных дверей (Васильевских врат), иконостаса собора Св. Софии, росписью храмов, изготовлением колоколов. Велось строительство и по заказу частных лиц (жителей Лубяницы, новгородцев Лазуты, Андреяна и Данилы и др.). Для владык и для др. заказчиков, скорее всего, строили одни и те же мастера. 2-я пол. XIV – 1-я четв. XV в. В 1360 г. со строительством ц. вмч. Феодора Стратилата на Ручью начинается новый период в истории зодчества средневек. Н., во многом, возможно, связанный с естественной сменой части мастеров или с приходом нового зодчего. Общность конструктивных и декоративных решений, единство примененных строительных материалов и технологий позволяют рассматривать архитектуру 60-х гг. XIV в. – 20-х гг. XV в. как единый период. Наиболее активно строительство велось при новгородских архиепископах Алексие (1359–1389), Иоанне II (1389–1415) и Симеоне (1415–1421). Летописные данные свидетельствуют о возведении во 2-й пол. XIV – 1-й четв. XV в. нескольких десятков построек, многие из них сохранились, нек-рые изучены в ходе археологических работ. Меньше всего известно о заключительной части периода — архитектуре 10–20-х гг. XV в. Известия летописей демонстрируют значительное развитие строительного дела в Н. в это время — сооружение храма занимало, как правило, один сезон, в нек-рые годы в Новгородской земле строилось одновременно неск. церквей. Постепенно большая часть городских храмов стала каменной, церкви возводили и в малых городах Новгородской земли – Старой Руссе, Порхове, мн. пригородные мон-ри также получили каменные постройки. В нек-рых мон-рях возникли комплексы, состоявшие из ряда каменных церквей (Аркажский, Деревяницкий, Лисицкий). Об организации строительства в новгородской земле в это время известно благодаря сведениям порядной на строительство Троицкой ц. Клопского мон-ря 1419 г., дошедшей до нас в составе Жития прп. Михаила Клопского — строительство церквей выполнялось дружиной из неск. мастеров, нанимавших подсобных рабочих на месте, поставкой строительных материалов, судя по всему, занимался заказчик.

http://sedmitza.ru/lib/text/8742738/

Эта повесть — памятник новгородской литературы конца 70–х гг. XV b. Β основе произведения лежат местные предания ο юродивом Михаиле, подвизавшемся в Клопском Троицком монастыре под Новгородом с 10–х по 50–е гг. XV b. Монастырь занимал особое место среди новгородских монастырей. Возник он поздно (в конце XIV — начале XV b.) и первоначально земельных владений не имел, что вело κ столкновению монастыря с новгородскими боярами–землевладельцами в Шелонской пятине, на территории которой монастырь был расположен. Это определяло антибоярскую позицию монастыря, его связь с демократическими слоями новгородского населения. Характерно, что игумен монастыря Феодосий во время выступления народных масс Новгорода против бояр в 1421 г. был избран архиепископом Новгорода (через два года он был отстранен от архиепископства боярами). Антибоярская позиция монастыря особенно ярко проявилась во время борьбы в 70–х гг. Москвы с Новгородом: монастырь выступал сторонником подчинения Новгорода великому князю московскому. Антибоярская направленность, промосковская ориентация отличают и «Житие Михаила Клопского»: в памятнике оправдываются все действия московского князя, направленные против новгородских бояр, резко осуждаются действия крамольников, восстающих против великого князя московского. Β этом отношении «Житие Михаила Клопского» следует расценивать как одно из ярких проявлений идеологической борьбы конца 70–х гг. XV b. He случайно «Повесть ο житии» создается именно в эти годы как цельное произведение и в него включается рассказ ο пророчестве святым событий 1470–х гг., т. е. тех событий, свидетелем которых Михаил уже не был, так как умер по крайней мере за двадцать лет до них. Популярный среди новгородских демократических слоев юродивый Михаил Клопский выступал в эпизодах жития обличителем бояр, поборником подчинения Новгорода Москве, гневно осуждал тех, кто поддерживал сепаратистские устремления новгородской боярской верхушки. Примечательно, что после присоединения Новгорода к Москве, когда земельные владения многих новгородских монастырей были конфискованы московским великим князем, Клопскому монастырю были пожалованы земельные наделы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=919...

Закрыть itemscope itemtype="" > " Веруйте, детки, веруйте! " Дневник участников Крестного хода Санкт-Петербург - Москва. Часть 2 17.05.2008 645 Время на чтение 14 минут " Нас не покидало ощущение чуда... " 8 - 9 мая 2008 года Наш путь лежит в Святое Поозерье. Позади Великий Новгород - город со Златоглавою Софией, слева - исток Волхова, за которым бесконечные просторы озера Ильмень, справа - река Веряжа, а впереди - на всхолмленной равнине - неподалеку одна от другой, на небольших возвышениях, уютно разместились деревни. Мы сворачиваем со стороны Псковского шоссе в Клопский монастырь. Первые известия о монастыре относятся к началу XV века. Начальные страницы его истории связаны с именем Михаила Клопского. В житии он назван " своитином " Великого Князя Дмитрия Донского, и был сыном его родной сестры Анны. Михаил Клопский прожил в монастыре 44 года и умер в 1458г. Мощи его почивают " под спудом " в Троицком Соборе монастыря. В соборе нас гостеприимно встретил иеромонахом Иаков, где совместно с братией монастыря был отслужен благодарственный молебен. Нина Михайловна, которая работает в монастыре 12 лет, рассказала участникам крестного хода об истории монастыря, его жизни. В монастыре ведутся строительно-реставрационные работы, и здесь рады всем, кто захочет помочь и принять участие в восстановлении обители. В Клопском монастыре нас ждала баня, чистые новые рубашки для мужчин и русские сарафаны для женщин. " Красота в глазах смотрящего " . 9 мая, после утренней молитвы, совершенной в заново поставленном деревянном храме в честь преподобного Михаила Клопского, участники Крестного хода в традиционной русской одежде, с приподнятым настроением двинулись дальше в путь, к некогда процветавшему монастырю святого Ефрема Перекомского. На повороте с Псковского шоссе крестоходцев встретили представители Администрации Поозерья и священник Александр Фролов. Местные жители преподнесли традиционный, но всегда удивительно вкусный и приятно-радующий хлеб-соль. А теплые задушевные слова, сказанные в адрес Крестного хода, были той необходимой поддержкой, которая дает силы в долгом пути.

http://ruskline.ru/analitika/2008/05/17/...

В научной лит-ре высказывалось мнение о том, что Г. был поставлен не на общерус. митрополичью кафедру, но для управления зап. епархиями Русской Церкви - Западнорусской , или Литовской, митрополией (в разное время отделявшейся от общерус. кафедры). Такой т. зр. придерживались митр. Платон (Левшин) , Н. М. Карамзин , Е. Е. Голубинский и др. Однако большинство историков (митр. Макарий (Булгаков) , С. М. Соловьёв , А. И. Соболевский , С. Б. Веселовский , А. А. Зимин , Я. С. Лурье , Б. А. Успенский и др.) считали, что Г. возглавлял общерус. митрополию. Возведение Г. на престол произошло после кончины свт. Фотия, в то время как почти все попытки поставить отдельного митрополита на зап. часть Киевской митрополии осуществлялись при живом митрополите всея Руси. Показательно титулование Г. «митрополитом Киевским и всея Руси», «митрополитом Русьстим» или «Руской земли» в великорус. источниках - псковских и новгородских летописях, Житиях свт. Евфимия (Вяжицкого) и блж. Михаила Клопского. В большинстве редакций Жития св. Михаила Клопского, в т. ч. в древнейшей, содержится сообщение о том, что блж. Михаил, отрицательно относившийся к Литве, предсказал свт. Евфимию (Вяжицкому) поставление у Г. 30 нояб. 1433 г. датируется запись в Минее Праздничной, написанной в Мостищском мон-ре во имя свт. Николая близ Новгорода «при архиепископе нашемь Герасиме Киевьстем и всеа Русе» (ГИМ. Чертк. 230. 1°. Л. 424). Поздняя Новгородская III летопись (списки XVII в.) титулует Г. «митрополитом Московским». Менее значимыми представляются свидетельства западнорус. источников, поскольку Западнорусские (Литовские) митрополиты, начиная с Романа (сер. XIV в.), носили титул «митрополитов Киевских и всея Руси». Г. титулуется «митрополитом Киевским и всея Руси» в западнорус. Кормчей из Ягеллонской б-ки в Кракове АКС 71/1952. С. 721 (кон. XV в.) и в смоленском Требнике (ГИМ. Син. 310. Л. 226 об., нач. XVI в.). В Толковом Евангелии, переписанном в 1434 г. в Киево-Печерском мон-ре иеродиак. Иосифом, Г. назван «архиепископом Киевским» (РНБ. F. I. 73. Л. 297). С сер. XV в. общерус. права Г. ставились под сомнение в Москве митр. св. Ионой (к-рый был возведен на престол Собором великорус. епископов) и его преемниками. После того как Смоленск был присоединен к Москве (1514) и Смоленская кафедра стала частью Московской митрополии, в смоленском Требнике (ГИМ. Син. 310) на полях листа, где Г. назван в числе Киевских митрополитов, была сделана запись о непоминании за богослужением митрополитов «Пимена, и Дионисиа, и Григориа Цамблака, и Герасима, и Сидора» (Л. 226 об.).

http://pravenc.ru/text/164561.html

В своих Чети-Минеях Макарий желал совместить жития не только святых древней Церкви, но и отечественных и вообще славянских. А между тем открылось, что жития некоторых из этих святых еще вовсе не были написаны, а других если и были написаны, то неудовлетворительно. И вот первое обстоятельство, потребовавшее составления новых житий святых или, по крайней мере, новых редакций житий. В 1537 г., когда по воле государя в Новгород прибыл для собирания ратных людей боярский сын Василий Михайлович Тучков, издетства наученный книжной мудрости, Макарий упросил его написать вновь и «распространить житие и чудеса» Михаила Клопского и вручил ему прежнее житие преподобного, которое считал написанным «вельми просто» и неполным. Тучков действительно распространил это житие и украсил его цветами своего книжного красноречия, но распространил только тем, что прибавил в начале витиеватое и многоглаголивое предисловие, в конце — такое же послесловие и затем описание четырех новых чудес с витиеватыми же, хотя более краткими, предисловием и послесловием. А самого жития нимало не распространил и не дополнил, напротив, еще сократил содержащиеся в нем сказания о пророчествах святого и о его кончине и отчасти исказил некоторыми изменениями и историческими погрешностями. Потому-то, может быть, Макарий и внес в свои Чети-Минеи не одно новое житие Михаила Клопского, составленное Тучковым, но вместе и прежнее, которым Тучков пользовался, да не сумел воспользоваться . Вскоре Макарию представился другой подобный случай. В Новгород пришли два монаха с Афона. Передавая архипастырю по его желанию о положении православия и православных в тех странах и о разных притеснениях со стороны турок, иноки рассказали, между прочим, как недавно потерпел мучение один молодой болгарин по имени Георгий. Рассказ до того подействовал на святителя, что он немедленно приказал описать жизнь и подвиги нового мученика иеромонаху своей домовой церкви Илие — вероятно, тому самому, которого посылал (в 1534 и 1535 гг.) для утверждения христианства между корелами и другими финскими племенами .

http://sedmitza.ru/lib/text/436011/

– Ред. 1135 В русских диалектах имена родства могут иметь и иное значение; в некоторых из них система этих имен шире; так, слово нянька может означать старшую сестру. – Ред. 1136 Курьезный случай словоупотребления наблюдался, когда вдова с двумя детьми вышла замуж за вдовца с двумя детьми и в этом браке родились еще двое детей: однажды раздался крик матери: беги скорее, твои с моими наших бьют! – Ред. 1137 В Словаре Г. Колчина нет древнерусских терминов, обозначающих родство (См.: Материалы для терминологического словаря Древней России/Сост. Г. Е. Колчин. М.; Л., 1937). 1139 В ряде современных языков (например, в грузинском) различение родства по мужской и по женской линии сохраняется. – Ред. 1144 РИБ. Т. 31, стб. 301. Можно указать еще один пример. Воевода Василий Скопин-Шуйский приходился царю Василию Шуйскому «по прирождению нетий, сиречь племяник» (Писание о преставлении и о погребении князя Михайла Васильевича Шуйскаго, рекомаго Скопина//Памятники литературы Древней Руси. Конец XVI–haчaлo XVII веков. М., 1987, с. 58). В русском переводе памятника читаем это место: «...по рождению нетий, то есть родственник царя» (Там же с. 59). «Словарь русского языка XI–XVII вв.» указывает для слова нетий перевод ‘племянник’ (М., 1986. Вып. 11, с. 319). 1145 Архимандрит Макарий. Московский Митрополит Макарий и его время. Сборник статей. М., 1996, с. 132. 1146 Архимандрит Леонид. Святая Русь или сведения о всех святых и подвижниках благочестия на Руси (до XVIII века) обще- и местночтимых... СПб., 1891, с. 118. 468. 1147 Повести о житии Михаила Клопского/Подготовка текстов и статья Л. А. Дмитриева. М.; Л., 1958, с. 91. 1148 Янин В. Л. К вопросу о происхождении Михаила Клопского//Археографический ежегодник за 1978 год. М., 1979, с. 58. 1151 Отрадно отметить, что студенты Духовной академии и семинарии усердно почитают преподобных Кирилла и Марию. – Ред. 1152 Имена, отмеченные звездочкой взяты из книги А. А. Зимина «Крупная феодальная вотчина и социально-политическая борьба в России (конец XV–XVI вв.)». М., 1977, с. 40–41. 1153 Тихомиров М. Н. Иван Грозный и Сербия//Тихомиров М. Н. Исторические связи России со славянскими странами и Византией. М., 1969, с. 86–87. 1155 Синодики передают также настроения наших предков. «Записи родов в Синодиках зримо свидетельствуют о мироощущении русских людей, об их благочестии. Обилие монашествующих имен в Синодиках наглядно показывает, как люди стремились хотя бы конец своей жизни провести под сенью святой обители» (Архимандрит Макарий. К вопросу изучения Синодиков-помянников//Рукописные собрания церковного происхождения в библиотеках и музеях России. Сб. докладов конференции 17–21 ноября 1998 года, Москва. М., 1999, с. 127). Читать далее Источник: О Церкви земной и Церкви небесной : Сборник статей к 55-летию автора и к 10-летию его сотрудничества в журнале «Альфа и Омега»/Архим. Макарий (Веретенников). - Москва : Фонд содействия образованию XXI века, 2006. - 508 с. : ил., портр. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Первым по времени из житий, написанных по распоряжению Макария, была новая редакция биографии Михаила Клопского, составленная в 1537 году Василием Михайловичем Тучковым. Неизвестно, почему архиеп. Филарет назвал этого писателя Михаилом, смешав его с отцом, Михаилом! Васильевичем Тучковым, дедом Андрея Курбского по матери 311 . Оба Тучковы, отец и сын были довольно известные люди на Руси в XVI в. и исторические источники сохранили о них достаточно сведений. Автор новой редакции жития Клопского юродивого в похвале святому дважды называет себя недостойным рабом Василием; тоже имя находим у современника, новгородского летописца, который подробно рассказывает о происхождении нового жития и называет автора сыном боярским, тогда как Михаил Тучков уже в 1512 г. является окольничим, еще при великом князе Василие был наместником в Новгороде, а в 1537 г. принадлежал к числу старых думных бояр 312 . Столь же ошибочно другое известие архиеп. Филарета, будто биограф Тучков стал потом иноком Илиею, написавшим канон Михаилу Клопскому и житие Георгия, мученика болгарского. По известию, скрытому автором в каноне, последний написан рукою пресвитера Илии по благословению новгородского архиепископа Макария, следовательно не позже 1542 года 313 . Житие Георгия болгарского, по словам биографа, того же Илии, составлено в 1539 году. Отсюда видно, что если бы этот Илия был Василий Тучков, мы не встретили бы официального известия, что на царской свадьбе в 1547 г. была только жена Василия Михайловича Тучкова, а сам он болел, убился с кони и его место дружки с невестиной стороны занимал Морозов 314 . Рассказ самого Тучкова в послесловии к житию и известие современного летописца согласно показывают, что побуждение, вызвавшее новую редакцию, было чисто литературное: Макарий был недоволен «весьма простым» изложением древней редакции и когда к нему явился за благословением грамотей сын боярский, приехавший в Новгород собирать ратников в поход и «издетска навыкший велми божественного писания», владыка упросил его «написать и распространить житие и чудеса, Михаила, сообщив ему для этого древнюю редакцию.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Здесь открывается источник тех любопытных подробностей и хронологических отметок, которые находим в пространной редакции и которых нет в краткой. Ясно, что первая гораздо ближе последней стоит к этому источнику или по крайней мере воспользовалась им шире. В самом изложении редакции пророчеств заметны следы этих монастырских записок: в начале ее читаем, что Михаил помыслил уединиться от мира и пришел на Клопско «прежде неких немногих лет»; эти слова едва ли принадлежат редактору, писавшему спустя 60 или более лет по приходе Михаила в обитель на Клопско. Притом этот редактор – человек книжный, владеет литературным языком времени и умеет украсить рассказ общими риторическими местами; однако ж перо его часто падает до оборотов простой разговорной речи. То и другое можно объяснить влиянием современного святому монастырского источника, текст которого отрывками прокрался в книжное изложение редактора Наконец, в последнем, 12-м пророчестве Михаила о близком падении Новгорода редактор обличает в себе современника новгородских погромов 1470-х годов: «тако в нынешняя времена и лета, – замечает он о состоянии вольного города пред падением, – по Божию попущению велику мятежу бывшу и усобной рати промежи боляр и множества рати людий и всего народа в Великом Новеграде». Не смотря на такую близость редакции ко времени святого, в ней есть уже легендарный анахронизм, – знак, что рассказами о Михаиле начинала овладевать народная фантазия. В помянутой статье о 12-м пророчестве рассказывается, как в Клопский монастырь приехал посадник Иван Немир благословиться у блаженного старца. На слова гостя, что в Новгороде есть теперь литовский князь Михаил Александрович, юродивый отвечал: «то, сынку, у вас не князь, но грязь» и пророчески описал поражение новгородцев на Шелони и падение Новгорода. Житие помечает этот рассказ 6979 годом, когда великий князь московский был «гневен» на Новгород и сбирался воевать с ним: по обстоятельствам дела видно, что редактор разумел конец 1470 или начало 1471 года, когда прошло уже более 10 лет со смерти Клопского юродивого.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

По древней новгородской летописи, деревянная церковь Троицы в монастыре построена в 1412 году 288 . Несколько лет спустя, когда была построена каменная церковь , Михаил жил уже в монастыре. Отсюда видно приблизительно время его прихода на Клопско; отсюда же обнаруживается другая неточность краткой редакции. По ее известию, Михаил жил в монастыре 50 лет и 6 месяцев; следовательно, скончался около 1462 года. Но биограф архиеп. Ионы, современник юродивого, знавший о последнем более всех редакций его жития, говорит, что он умер прежде смерти архиеп. Евфимия, то есть до 1458 года Поэтому более доверия внушает показание пространной редакции пророчеств, что блаженный жил в обители 44 года, следовательно, умер около 145б года 289 . Наконец, в некоторых местах краткая редакция впадает в неточности, не выразумев известия источника 290 . Все сказанное не позволяет видеть в редакции пророчеств простую переделку краткой некнижной повести. Находим в первой заметку, повторенную и в последней: после того как Михаил предсказал Шемяке неудачу в борьбе с великим князем Василием, на вопрос братии об успехе первого юродивый отвечал: «Заблудили наши, от супротивных бегая». Братия, добавляет редакция пророчеств, записала тот день, когда блаженный сказал это. Отсюда позволительно заключить, что предсказания Михаила записывались в монастыре еще при его жизни. Здесь открывается источник тех любопытных подробностей и хронологических отметок, которые находим в пространной редакции и которых нет в краткой. Ясно, что первая гораздо ближе последней стоит к этому источнику или по крайнем мере воспользовалась им шире. В самом изложении редакции пророчеств заметны следы этих монастырских записок: в начале ее читаем, что Михаил помыслил уединиться от мира и пришел на Клопско «прежде неких немногих лет»; эти слова едва ли принадлежат редактору, писавшему спустя 60 или более лет по приходе Михаила в обитель на Клопско. Притом этот редактор-человек книжный, владеет литературным языком времени и умеет украсить рассказ общими риторическими местами; однако ж перо его часто падает до оборотов простой разговорной речи.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Курицко. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Село Курицко расположено в южной части Поозерья, которое в народе называют «Угловщиной». В старину в этом месте в Ильмень выдавался мыс, который назывался Курицким или Куричьим. Впервые Курицкая церковь упоминается в житии преп. Михаила Клопского (+ ок. 1453-56 г.г.). Курицкий погост также упоминается в переписных оброчных книгах Шелонской пятины в 1498 году. Писцовые книги 1501 и 1551 г.г. сообщают и об Успенском храме. До нынешней церкви здесь стояло не менее двух деревянных предшественниц. В 1595 году в Курицко был срублен новый деревянный храм, сохранившийся до наших дней. Постоянные наводнения подмывали берег Ильменя. После " большой воды " 1922 и 1927 годов алтарь храма оказался повисшим над обрывом. В 1927-28 г.г. Успенская церковь была разобрана, перевезена за село и собрана на новом кладбище. В 1964 году церковь была вновь разобрана и перенесена уже под Новгород, став первым объектом музея Витославлицы. Проект нового каменного храма для с. Курицко, разработанный епархиальным архитектором А. Н. Дьяковым, был утвержден 10 марта 1896 года. К его осуществлению строительная комиссия приступила в июне того же года. Для храма выбрали место - к юго-западу от села. Постройка была закончена к осени 1899 года. 3 октября в 6 часов утра в старой деревянной церкви служили раннюю литургию, а в 8.30 состоялось освящение каменной церкви и после него отправлена первая литургия. Нынешний курицкий храм одноглавый, с поднимающейся над западным входом колокольней, увенчанной шатром. При входе в храм из-под колокольни на откосах помещены изображения преп. Михаила Клопского и Ефрема Перекомского. На колокольне сейчас находятся три колокола, в больший из них звонят с земли. Внутри храма открытое бесстолпное пространство,, в нем два придела: центральный Успенский и южный св.Мученицы Параскевы, но они объединены одним иконостасом. Иконостас в храме первоначальный четырехъярусный, 15-частный, выходящий на боковые стены. В нем трое царских врат и две диаконские двери. Северные царские врата не имели прямого назначения, т.к. здесь никогда не было придела. Окружает храм металлическая ограда на кирпичных столбах со святыми воротами, поставленная в начале XX в.

http://sobory.ru/article/?object=04514

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010