IV. Обитель Михаила Клопского Еще однажды посетил я Новгород и опять под сенью Юрьевской обители. Это было весною, когда полная вода выступила из берегов Волхова и залила все окрестности; казалось, озеро Ильмень приступило к великому Новгороду, и его окрестные обители, рассеянные по холмам, стояли каждая на своем отдельном острову, как будто бы северная Венеция внезапно возникла из Славянских вод: не было другого сообщения, кроме как водою, с дальнею обителью св. Михаила Клопского, отстоящего за 15 верст от Юрьева, которую давно желал я посетить по собственному уважению к почившему в ней угоднику Божию, и я воспользовался полноводием, чтобы отплыть туда на осмивесельном катере. – Но плавание сие, по видимому легкое, оказалось весьма трудным. Из Волхова надобно было въехать в русло малой речки Прости, пересыхающей летом, и отыскивать догадкой ее течение по большим полянам, залитым водою, где часто останавливался на мели катер. Мы ехали мимо Ракомы, бывшего села Ярослава великого, где некогда, в порыве юношеского гнева, избил он старшин Новгородских и где, несколько дней спустя, граждане великого города, услышав что Великий Князь Святополк умертвил своих братьев, Бориса и Глеба, и что Ярослав хочет бежать к Варягам, пришли великодушно предложить ему свою помощь. Совершенно новая церковь св. Феодора Стратилата стоит на старом урочище Ярослава, и не осталось никаких следов жилья Княжеского. Только там, где речка Прость впадает в Веряжь, разширился проток, и катер быстро поплыл к озеру и обители, увлекаемый стремлением воды. Она представилась издали, окруженная также водою со всех сторон, и величествен был ее трехглавый собор с колокольнею посреди широкой равнины вод. Если смотреть только на церковные здания обители, то они мало заключают в себе примечательного, хотя довольно благолепны и восходят до времен Царя Иоанна Васильевича. Им основан холодный собор Троицкий из уважения к памяти преподобного Михаила, там почиющего под спудом, с приделом во имя его в южной части алтаря. Но другая придельная церковь Покрова Богоматери и теплый собор во имя чудотворца Николая сооружены после разорения Шведского уже по воле Царя Михаила Федоровича, и обитель обязана нынешним своим благолепием усердию трех игуменов Товии, Паисия и особенно Герасима, которые друг за другом управляли ею в нынешнем столетии. Однако первое и лучшее ее сокровище есть мощи Преподобного; он прославил собою монастырь, неизвестный до него в пределах Российских, и доселе привлекает к нему усердствующих богомольцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Обитель Михаила Клопского Еще дважды посетил я Новгород, и опять под сению Юрьевской обители. Это было весною, когда полная вода выступила из берегов Волхова и залила все окрестности. Казалось, озеро Ильмень приступило к великому Новгороду, и его окрестные обители, рассеянные по холмам, стояли каждая на своем отдельном острове, как будто бы северная Венеция внезапно возникла из Славянских вод. Не было другого сообщения, кроме как водою, с дальнею обителию Святого Михаила Клопского, отстоящею на 15 верст от Юрьева, которую давно желал я посетить, по особенному уважению к почившему в ней угоднику Божию, и воспользовался полноводием, чтобы отплыть туда на восьмивесельном катере. Но плавание сие, по-видимому легкое, оказалось весьма трудным. Из Волхова надобно было втекать в русло малой речки Прости, пересыхающей летом, и отыскивать догадкою ее течение по большим полянам, залитым водою, где часто останавливался на мели катер. Мы плыли мимо Ракомы, бывшего села Ярослава Великого, где некогда в порыве юношеского гнева избил он старшин Новгородских и куда несколько дней спустя граждане великого города, услышав, что Великий князь Святополк умертвил своих братьев Бориса и Глеба и что Ярослав хочет бежать к варягам, пришли великодушно предложить ему свою помощь. Совершенно новая церковь Святого Феодора Стратилата стоит на старом урочище Ярослава, и не осталось никаких следов жилья княжеского. Только там, где речка Прость впадает в Веряжу, расширился проток и катер быстро поплыл к озеру и обители, увлекаемый стремлением воды. Она представилась издали, окруженная также водою со всех сторон, и величествен был ее трехглавый собор с колокольнею посреди широкой равнины вод. Если смотреть только на церковные здания обители, то они мало заключают в себе примечательного, хотя довольно благолепны и восходят до времен царя Иоанна Васильевича. Им основан холодный собор Троицкий, из уважения к памяти преподобного Михаила, там почивающего под спудом, с приделом во имя его в южной части алтаря. Но другая придельная церковь – Покрова Богоматери – и теплый собор во имя чудотворца Николая, сооружены после разорения шведского уже по воле Царя Михаила Феодоровича, и обитель обязана нынешним своим благолепием усердию трех игуменов: Товии, Паисия и особенно Герасима, которые друг за другом управляли ею в нынешнем столетии. Однако первое и лучшее ее сокровище есть мощи Преподобного; он прославил собою монастырь, ненавистный до него в пределах Российских, и доселе привлекает к нему усердствующих богомольцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Губарёво. Церковь Богоявления Господня. Карта и ближайшие объекты Село Губарево расположено на правом берегу р. Ведуга, притока р.Дон. Основано в конце XYI века. В «Дозорной книге» 1615 г. отмечено как принадлежащее одному из боярских детей Василию Федоровичу Губарю. От этой фамилии и произошло название села. В 1657г. в селе была выстроена деревянная Богоявленская церковь, перестраивавшаяся в 1701 и 1800гг. Ныне сохранившийся каменный храм построен в 1800 г. на средства помещика - майора И.И.Невежина. Д.Самбикин писал: «Церковь Богоявленская в селе Губарева Землянского уезда с приделами на правой стороне – Казанской иконы Божьей Матери, на левой – придел Михаила Клопского. Каменная с колокольней. Построена в 1800 году на средства помещика майора Ивана Иоакима Невежина. К этой церкви приписана Богоявленная церковь села Терновки». На территории села сохранились усадьба и церковь, стоящие на государственной охране как памятники архитектуры. Церковь Богоявления, построенная в 1800г., расположена на территории сельского кладбища при автодороге Семилуки - Каверье, к которой обращена западным фасадом. В архитектуре прослеживаются черты барокко и классицизма. Кригер Л.В. Дошла до нас (правда, в разрушенном виде) еще одна православная святыня – церковь Богоявления, выстроенная в 1657 году и перестраивавшаяся в 1701 и 1800гг. на средства помещика – майора И.И. Невежина. В этой церкви крестили своих детей помещики Лосевы – Сомовы. Д. Самбикин писал: «Церковь Богоявления в селе Губарево Землянского уезда с приделами на правой стороне – Казанской иконы Божьей Матери, на левой - придел Михаила Клопского. Каменная с колокольней». Храм Богоявления в с. Губарево был богато украшен. В «Материалах свода памятников истории и культуры РФ» (вып. 4, ч.2) содержится его описание. Отмечается, что построена она в стиле барокко и классицизма. В композиции доминируют массивные, близко поставленные объемы храмовой части и колокольни. Северный и южный фасады четверика храмовой части украшены штукатурной имитацией четырех пилястрового портика с профилированными поясами антаблемента и капителей. Оригинальностью отличаются и проемы: в первом ярусе света – высокие, с лучковыми перемычками, обрамленные идущими от подоконной полки пилястрами и рамочными архивольтами; во втором ярусе – квадратные, в рамках. Окна восьмерика главы храма – арочные, в рустованных наличниках. Углы главки оформлены полу колонками с кубышками. Все остальные проемы (кроме арочных проемов звона) с лучковыми перемычками, в прямоугольных нишах над которыми помещались треугольные сандрики.

http://sobory.ru/article/?object=09150

Эта повесть — памятник новгородской литературы конца 70–х гг. XV b. Β основе произведения лежат местные предания ο юродивом Михаиле, подвизавшемся в Клопском Троицком монастыре под Новгородом с 10–х по 50–е гг. XV b. Монастырь занимал особое место среди новгородских монастырей. Возник он поздно (в конце XIV — начале XV b.) и первоначально земельных владений не имел, что вело κ столкновению монастыря с новгородскими боярами–землевладельцами в Шелонской пятине, на территории которой монастырь был расположен. Это определяло антибоярскую позицию монастыря, его связь с демократическими слоями новгородского населения. Характерно, что игумен монастыря Феодосий во время выступления народных масс Новгорода против бояр в 1421 г. был избран архиепископом Новгорода (через два года он был отстранен от архиепископства боярами). Антибоярская позиция монастыря особенно ярко проявилась во время борьбы в 70–х гг. Москвы с Новгородом: монастырь выступал сторонником подчинения Новгорода великому князю московскому. Антибоярская направленность, промосковская ориентация отличают и «Житие Михаила Клопского»: в памятнике оправдываются все действия московского князя, направленные против новгородских бояр, резко осуждаются действия крамольников, восстающих против великого князя московского. Β этом отношении «Житие Михаила Клопского» следует расценивать как одно из ярких проявлений идеологической борьбы конца 70–х гг. XV b. He случайно «Повесть ο житии» создается именно в эти годы как цельное произведение и в него включается рассказ ο пророчестве святым событий 1470–х гг., т. е. тех событий, свидетелем которых Михаил уже не был, так как умер по крайней мере за двадцать лет до них. Популярный среди новгородских демократических слоев юродивый Михаил Клопский выступал в эпизодах жития обличителем бояр, поборником подчинения Новгорода Москве, гневно осуждал тех, кто поддерживал сепаратистские устремления новгородской боярской верхушки. Примечательно, что после присоединения Новгорода к Москве, когда земельные владения многих новгородских монастырей были конфискованы московским великим князем, Клопскому монастырю были пожалованы земельные наделы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=919...

Сельцо. Троицкий Михаило-Клопский монастырь. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты Никольская церковь с трапезной палатой Клопского монастыря - уникальный памятник XVI века - в настоящее время находится в катастрофическом положении, на грани полного разрушения. Насколько ухудшилось его состояние с послевоенного периода, можно увидеть, сравнив снимки 1948, 1965 и 1980-х гг. В 1960-е гг. рухнул свод трапезной палаты, в 1983 г. - западная стена. На грани обрушения свод церкви. В скором времени единственным методом исследования памятника останутся археологические раскопки. Начало натурного исследования памятника положил Л.Е. Красноречьев, занимавшийся в 1960-е гг. восстановлением Троицкого собора. Основываясь на прекрасном знании новгородской архитектуры XVI в., визуальном обследовании, изучении изобразительных материалов (гравюр, фотографий, изображения монастыря на южной стене придела Михаила Клопского в диаконнике Троицкого собора), Л.Е. Красноречьев выполнил первую графическую реконструкцию памятника в формах XVI в. В документальных источниках, а также в трудах дореволюционных исследователей постройка датируется либо периодом правления Ивана Грозного, либо 1632 г. Иногда она вовсе не датируется по причине отсутствия в архивах монастыря каких-либо сведений. Л.Е. Красноречьев относил строительство здания к 1570 г. Е.А. Турова в дипломной работе, выполненной под руководством В.А. Булкина в ЛГУ, высказала предположение о более ранней дате сооружения храма - в 1530-1540 гг. Д.А. Петров и Э.А. Гордиенко считают датой строительства 1560-е гг., т.е. незадолго до закладки Троицкого собора. Постройку Никольской церкви нельзя относить к 1632 г., поскольку «...церковь с трапезою камена Никола Чюдотворец» упоминается в описи монастыря 1581-1582 гг. и Описи Новгорода 1617 г. Верхняя граница возможного сооружения храма устанавливается точно: 1581-1582 гг. Стилистический анализ архитектурных форм памятника также не позволяет вывести его за пределы XVI в. В пользу более ранней датировки Никольской церкви свидетельствуют следующие факты.

http://sobory.ru/article/?object=06722

В целом жизнь Митрополита Макария (†1563; пам. 30 дек.) делится на два периода: до архиерейской хиротонии в 1526 году и после нее. Эти два периода существенно отличаются друг от друга. Первый можно разделить еще на три хронологических отрезка, но практически они не отражаются в источниках и возможна только их реконструкция благодаря косвенным данным 1 . Второй период можно разделить на две части: новгородскую и московскую. Источники по ним весьма разнообразны. Однако есть одна интересная особенность. О новгородском периоде Святителя мы очень хорошо осведомлены прежде всего благодаря так наз. Владычнему летописному своду 1539 года 2 , в котором целенаправленно и последовательно освещена деятельность архиепископа Макария. Известия свода заканчиваются 1537 годом; последний раз имя святителя Макария упоминается в нем под 1537 годом, когда говорится о его молитвенном предстательстве во время мятежа князя Андрея Старицкого 3 . После первосвятительской интронизации в 1542 году главным источником сведений о его жизни является Никоновская летопись, когда имя Митрополита Макария опять становится частым на страницах летописи. Таким образом выявляется пятилетняя лакуна в конце его архипастырского служения в Великом Новгороде, о которой известно менее, чем о предшествовавших и последующих годах. Если о последних днях его Митрополичьего периода, то есть о конце жизни, мы знаем довольно подробно благодаря особой Повести, то о конце новгородского периода, наоборот, совсем мало. Поэтому представляется целесообразным максимально собрать сведения о годах, предшествующих его митрополичьей интронизации, используя прежде всего другие летописи с привлечением различных дополнительных источников. В летописи ранее, отдельно от рассказа о мятеже князя Андрея Старицкого, говорится о составлении по благословению святителя Макария Жития преподобного Михаила Клопского 4 . В службе этому Святому выявлен акростих, свидетельствующий о ее составлении по благословению архиепископа Макария 5 . Все это позволяет говорить о проведении местной, епархиальной канонизации преподобного Михаила в Великом Новгороде.

http://pravmir.ru/godyi-arhiereystva-svy...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Святитель Иона, архиепископ Новгородский (+ 1470) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 5 нояб. в день преставления, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых и 16 июля вместе с Собором Российских чудотворцев, прославленных свт.Макарием в 1547 и 1549 гг. Святитель Иона, в миру Иоанн, родился в Новгороде в конце XIV в. Трех лет он потерял мать, а семи — отца. Воспитала его благочестивая вдова Наталья Медоварцева. Хилый от рождения мальчик требовал больших забот, и она относилась к нему с материнской любовью. Учился Иоанн прилежно и успешно, но по слабости здоровья избегал шумных игр своих школьных товарищей. Раз после вечерни дети играли на улице. Иоанн смотрел на них издали. Вдруг на улице показался неизвестный в городе юродивый в странной одежде (это был прп. Михаил Клопский; память его 11 янв.). Дети бросились смотреть на него, а некоторые начали смеяться и бросать ему под ноги мусор, но блаженный не обратил на них внимания. Он подошел к Иоанну, поднял его выше своей головы и сказал: «Иван, прилежно изучай книги, быть тебе архиепископом в Великом Новгороде!» Он обнял его, поцеловал и удалился. Когда Иоанн вырос, он поступил в Отнюю пустынь, находившуюся в 50 верстах от Новгорода, в глухих лесах, вдали от жилья человеческого, и там постригся с именем Иона. За свою высокую жизнь он был со временем избран игуменом, и под его мудрым управлением обитель стала процветать. В 1458 г. после кончины архиепископа Евфимия (память его 11 марта) он был избран его преемником и в следующем же году возведен на архиепископский престол. Так через 50 лет сбылось предсказание прп. Михаила Клопского, который сам почил за 4 года до того. Ревностно стал новый архипастырь заботиться о духовном просвещении своей паствы. Он приказывал переписывать богослужебные книги и составлять жития святых. В Новгороде он возобновил и украсил Димитриевскую церковь, воздвигнутую в память Донской победы. Но особенно заботился он об Отней обители, в которой полагал начало своему иноческому житию: он строил в ней храмы, снабжал ее книгами и богослужебной утварью, выхлопотал для нее у великого князя Судную грамоту и завещал похоронить себя в ней, причем могилу выкопал для себя сам. Более же всего он пекся о бедных и сиротах, которым покровительствовал в память своего сиротства.

http://sedmitza.ru/lib/text/437852/

Киять (Кият). Церковь Богоявления Господня. Богоявленская церковь Карта и ближайшие объекты Архитектурное описание. Здание имеет сильно развитые двусветные объемы храмовой части и более строгий объем односветной трапезной, стройную трехъярусную колокольню. Представляет собой сельскую пятиглавую церковь, выполненную в традициях барокко. Из книги Липаков Е. В., Афонина Е. В., Долгов Е. Б., Середа Г. И., Якимов И. В. «Республика Татарстан: Православные памятники (середина XVI — начало XX веков)» — Казань: Издательство «Фест», 1998. Храм каменный, построен в 1801 г. помещиком Павлом Родионовым; в 1853 г. к нему пристроены два придела помещиком Ник. Терениным. Престолов в нем пять: главный (холодн.) в честь Богоявления Господня, в приделах: правом (холодн.) во имя преп. Михаила Клопского и в левом (холодн.) во имя св. мученицы царицы Александры: в теплых трапезных приделах – в правом во имя Святителя и Чудотворца Тихона Амафунтского и в левом – во имя свв. праведных Симеона Богоприимца и Анны пророчицы. На кладбище есть каменная часовня. Церковной земли 33 дес. пахотной. Причт состоит из священника и псаломщика; дома для них церковные. Капитал Причт 1529 руб. Жалованья от казны: священнику 300 руб. и псаломщику 100 руб. Прихожан в с. Кияти (н. р.; земск. больн.) в 97 двор. 335 м. и 365 ж.; в дер. Кугальне (при р. Свияге, в 6 пер.; н. р.) в 40 двор. 140 м. и 120 ж.; в дер. Немчинове (при рч. Кутузовой, в 1 вер.; н. р.) в 18 двор. 64 м. и 61 ж.; всего в 155 двор. 539 м. и 546 ж. Церк.-приход. попечительство существует с 1896 г. в селе начальная народная школа, открыта в 1880 г., и в дер. Кугальне церковная школа грамоты, открыта в 1900 г. Ближайшие села: Курени в 2 вер . и Кищак в 6 вер. Расстояние от Симбирска 63 вер., от Буинска 10 вер., от Бурундуковского волост. правл. 8 вер. Почтов. адрес. – г. Буинск. Источник: Н. Баженов «Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домашних церквей Симбирской епархии по данным 1900 г.», Приложение к Симбирским Епархиальным Ведомостям за 1903 год, Симбирск

http://sobory.ru/article/?object=21811

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКАРИЙ II († 12.09.1626), архиеп. Вологодский и Великопермский (1617-1619), митр. Новгородский и Великолуцкий (1619-1626). Происхождение и мирское имя М. неизвестны. Высказывались предположения о возможности идентифицировать Макария - настоятеля Клопского Михайловского во имя Св. Троицы мужского мон-ря в 1602-1608 гг. с будущим митрополитом М. (СбРИО. Т. 62. С. 690; Аннушкин, Буланина. 1993. С. 317), но достаточных оснований для подтверждения этой гипотезы нет. Первые достоверные сведения о духовной карьере М. относятся к 1614-1617 гг., когда он был игуменом тихвинского Большого в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря . Согласно имеющимся док-там, М. был активным сторонником власти Романовых в борьбе против швед. интервентов. В первый год игуменства М. обители пришлось выдержать осаду. Сохранилась записка М. белозерскому воеводе П. И. Чихачёву от 1614 г., в к-рой М. просит прислать запас «зелья и свинца», чтобы «было чем государевым воеводам и ратным людем против Немецких и Литовских людей стояти и в осаде безстрашно седети» (ДАИ. Т. 2. 30.2. С. 55-56). М. часто «печаловался» перед властями об экономическом и о хозяйственном возрождении и развитии Тихвинского мон-ря. 20 июля 1614 г. он добился выдачи своей обители подтверждения жалованной тарханно-несудимой и заповедной от постоя и незваных гостей грамоты от 11 февр. 1607 г., выданной ранее Тихвинскому мон-рю царем Василием Иоанновичем Шуйским (Мат-лы по истории Успенского Тихвинского мон-ря/Сост. О. А. Абеленцева. М.; СПб., 2015. Вып. 1: Акты и мат-лы писцового дела. Ч. 1: 1560-1644. 19. С. 46, 50. (Сер. «Тихвинский архив»)). В 1613/14 г. М. получил от нового царя Михаила Феодоровича жалованную данную грамоту на пустоши Николаевского Мостищского мон-ря в Антониевском Дымском погосте. Как и Тихвинский мон-рь, они находились в Обонежской пятине (Там же. 25. С. 57-58). Между сент. 1614 и 4 дек. 1615 г. последовала указная грамота царя тихвинским воеводам В. Ф. Неплюеву и И. И. Баклановскому, чтобы они отделили «Макарью з братьею» вотчины в Николаевском Шунгском погосте Обонежской пятины «за их многое разорение и за осадное сиденье в вотчину» (Там же. 27. С. 83), что и было исполнено (Там же. 28. С. 83-84; 36. С. 180-181; см. также: Там же. 30. С. 117-127; 37-38. С. 194-198).

http://pravenc.ru/text/2561428.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МЕДОВАРЦЕВ Михаил Яковлевич (2-я пол. XV в., Новгород - после 1532 г.), рус. книгописец, каллиграф, оформитель рукописных книг. Род. в семье новгородца Якова Дмитриевича Медоварцева. В доме вдовы Натальи, матери Якова («а Михаилове бабе»), воспитывался оставшийся сиротой буд. Новгородский архиеп. свт. Иона (†1470), к-рому его архиепископство предрек прп. Михаил Клопский или, по другим данным, безымянный «юрод» (см.: ПСРЛ. Т. 4. Вып. 1. С. 492-493; Т. 43. С. 184; Турилов А. А. Когда умер Михаил Клопский и кто предсказал церковную карьеру новгородскому архиепископу Ионе?//Славяноведение. 2005. 4. С. 22-28; он же. К биографии и генеалогии Михаила Клопского//Средневек. Русь. М., 2006. Вып. 6. С. 183-189). Сведения о новгородском периоде жизни М. неизвестны. К наст. времени выявлено ок. 20 рукописей, переписанных М. (полностью или частично). Из записей на 5 из них известно, что они переписаны в московском во имя свт. Николая Чудотворца мон-ре (Николы Старого, недалеко от Кремля), «в келье» М. Оставаясь мирским человеком, М. имел в Никольском монастыре келью, к-рая была книгописной мастерской. Там трудился штат писцов и выполнялись важные заказы, в их числе и великокняжеские. В рукописях М. его почерк соседствует с почерками др. писцов, некоторые из них подражают выработанному, четкому, изящному письму М. (очевидно, они принадлежат его ученикам). Отличительной особенностью письма М. была разностильность - он писал полууставом и скорописью, сохраняя при этом характерные признаки и отличительные особенности, позволяющие их идентифицировать. Так, в рукописи 1505 г. (Служебная Минея на сент.- РГБ. Троиц. 466), с записью (колофоном) о переписке ее М. в монастыре Николы Старого, отчетливо различаются несколько разновидностей письма. Первая, основная разновидность - полуустав с элементами декоративной скорописи, тщательный в начале рукописи и более размашистый к середине и концу. Две другие представляют стилизованное (но в разных направлениях) письмо: во 2-й разновидности писец стремится к воспроизведению более строгого полууставного типа с преобладанием в буквах прямоугольных форм, в 3-й - усиливает декоративно-скорописный элемент, увеличивает количество изящных лигатур, букв с округлыми формами, использует более тонкое перо. Четвертая разновидность, близкая к 3-й, представлена в конце рукописи, среди дополнительных текстов. Здесь иная, ускоренная и несколько более небрежная манера письма.

http://pravenc.ru/text/2562770.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010