Храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» на святом источнике. 27 мая 2012 года преосвященнейшим Климентом, епископом Краснослободским и Темниковским было совершено великое освящение храма на святом источнике в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Храм в честь святителя Варсонофия, епископа Тверского, Казанского чудотворца, 1756 г., восстановлен в 1992 г. Близ Воскресенского собора расположена бывшая Никольская церковь базиликального типа с колокольней, построенная в 1756 году, а в 1992 году вновь освященная во имя святителя Варсонофия, епископа Тверского, Казанского чудотворца. На первый взгляд Свято-Варсонофиевский женский монастырь имеет весьма короткую историю, всего 26 лет. На самом деле первый храм здесь был выстроен 266 лет тому назад. Эти места впервые попали в заметки историков, ещё в середине XVIII века, а именно с повеления Анны Иоановны о крещении народности мордвы-мокши. Произошло это событие в 1740 году. Тогда сюда, в Мордовские земли пришли многие православные миссионеры. Жители поселения Селищи проявили не только послушание, но и рвение к религиозной жизни. К 1756 году крещёная община построила сразу аж два деревянных храма: Покровский и Никольский. Покровский храм был летним и поэтому село получило своё церковное название от него - Покровские Селищи, а в Никольском службы проводились лишь в холодное время года, поэтому он был тёплым. К нач. XIX века Покрово-Селищанский приход насчитывал 5500 человек. С течением времени поселение разрасталось и разделилось на две приходские деревни. Покровские Селищи остались при Никольском храме, а прихожане деревни Новые Выселки или Борзуновка (3900 прихожан) посещали Покровскую церковь, в которой был устроен Никольский придел. К середине XIX века, а именно в 1854 году, в самом селе Новые Выселки был построен довольно внушительных размеров, каменный храм, где разместились три престола: Покрова Пресвятой Богородицы, в честь равноапостольного князя Владимира и великомученицы Ирины. Церковное здание повторяло архитектуру Спасо-Преображенского собора Серафимо-Дивеевского монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=13783

Успенская церковь в усадьбе Таболово. 1705–1721 гг. Фотография. 2016 г. Успенская церковь в усадьбе Таболово. 1705–1721 гг. Фотография. 2016 г. Тип восьмерик на четверике окончательно закрепился как доминирующий во всем храмовом строительстве России. При этом ярусное ядро могло включаться как в центрические, так и в продольные композиции. Яркий пример - группа реплик Варсонофиевского собора в Москве (1692, 1709-1730; не сохр.) с характерным оформлением восьмерика, пышно украшенного тройными пилястрами на фасадах и люкарнами в куполе ( Александрова. 1995; Яковлев. 2010). Впервые этот мотив был применен в центричной композиции белокаменной ц. Успения в усадьбе Таболово на территории городского поселения Видное Ленинского р-на (1705-1721, заказчик П. М. Апраксин) с архаичным расположением приделов по бокам четверика, окруженного гульбищем. Поздние реплики Варсонофиевского собора ближе к прототипу и имеют 3-частную композицию: 2-этажная ц. арх. Михаила в Никольско-Архангельском в г. Балашиха (1748-1771, заказчик А. В. Долгоруков) и одноэтажная ц. Св. Троицы в Голочелове Ступинского р-на (1752, заказчик М. Д. Бутурлин). Наиболее характерным типом городского и сельского приходского храма начиная с петровских времен стала именно такая 3-частная композиция, где к высокой ярусной центрической основе в виде восьмерика на четверике с запада примыкает низкая трапезная и ярусная колокольня: Покровская ц. в Покровском (ныне в дер. Юдановке Троицкого адм. округа Москвы; 1722-1726, заказчик стольник И. Р. Стрешнев); Ильинская ц. в Ильинском Красногорского р-на (1732-1740; обстроена с боков приделами в XIX в.) с изысканным барочным декором фасадов. Реже встречаются четверики, завершенные полуглавиями и малыми восьмериками: Успенская ц. в Успенском Одинцовского р-на (1726-1729, заказчик П. М. Апраксин). Сравнительно редки продольные 3-частные композиции с 8-гранной основой: явно связана с нем. влиянием утонченная по архитектуре ц. Рождества Христова в Телятьеве Серпуховского р-на (1729-1731, заказчики С. Д. и Ф. Д. Гурьевы; Чижков. 2006. С. 187), где стены храмового купольного восьмерика сливаются, плавно изгибаясь, с крестообразными притворами и алтарем, а яйцевидный купол прорезан арочными люкарнами по диагоналям.

http://pravenc.ru/text/2564194.html

Домовый храм в честь великомученика и целителя Пантелеимона, 2010 г. Домовая церковь великомученика и целителя Пантелеимона, расположенная в мансардном этаже здания богадельни, освящена высокопреосвященным Варсонофием митрополитом Саранским и Мордовским 14 декабря 2010 года. Домовый храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, 2000 г. В 2000 году в келейном корпусе была построена и освящена домовая церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Домовый храм в честь святителя Николая Мир Ликийских чудотворца, 1999 г. В 1999 году была освящена домовая церковь Святителя Николая, расположенная в мансардном этаже келейного корпуса, перестроенного из одноэтажного здания бывшей сельской библиотеки. Надвратный храм в честь Архистратига Божия Михаила, 2005 г. Был построен в 2005 году, а 6 мая 2012 г. освящен епископом Краснослободским и Темниковским. Собор Воскресения Христова, 2002-2012 гг. «Жемчужиной обители» по праву называют собор Воскресения Христова – десятиглавый белоснежный крестово-купольный храм с колокольней. Храм по проекту доктора архитектуры, профессора Валентина Витальевича Курбатова был заложен в 2002 году. Высота колокольни достигает 39 м. На ней - 8 колоколов различной величины, общим весом в 200 пудов. С колокольни открывается живописный вид на бескрайние сельские просторы. На праздничном стопудовом колоколе сделана надпись: “Во Славу Господа Бога и Спаса нашего в дар храму Воскресения Христова при игумене Алексии в 2004 году слит сей звон”. Длина собора с востока на запад, включая алтарную абсиду и притвор, составляет 35 метров, ширина – 20 метров, общая площадь собора - около 680 кв.м. 10 декабря 2007 года состоялось малое освящение нижнего храма собора в честь иконы Божией Матери Знамение, приделы которого буду освящены в честь святой великомученицы Варвары и святой великомученицы Анастасии Узорешительницы. Великое освящение верхнего храма во имя Воскресения Христова с приделами в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна было совершено 10 июня 2012 года, в Неделю всех Святых. Его возглавил высокопреосвященнейший Варсонофий, митрополит Саранский и Мордовский, Управляющий делами Московской Патриархии. Ему сослужили епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий, епископ Краснослободский и Темниковский Климент, секретари Саранской и Краснослободской епархии и сонм духовенства митрополии.

http://sobory.ru/article/?object=13783

- на церковные свечи, ладан, просфоры, масло деревянное, уголья, дрова, починки в церквях и ризнице - 135 рублей 38 копеек с четвертью; - нанятым четырем работникам для караула церкви, монастыря, огорода и чистки мостовой с прочими поденщиками - 49 рублей 28 копеек; - в исправление игуменом должности против прочих вотчинных монастырей по нарядам для содержания одной лошади с коляскою, санями с нарядом и в получение овса и сена по запискам - 45 рублей 34 копейки. Кроме вписанных сборов, никаких других доходов в монастыре нет, и за их отсутствием и от немалого времени монастырь состоит в крайней ветхости и разорении, а за производимым самонужнейшим жалованьем игумен с монашествующими, священно- и церковнослужителями питаются с прошения милостыни и претерпевают во всем нужду. В описи указывается также о Кресте Животворящем в большом киоте за стеклом, сделанном купцом Шумаевым, который в мае 1760 года определением Сенатской конторы В 1764 году при учреждении монастырских штатов Сретенский монастырь сделан заштатным семибратским, то есть на семь человек монахов (монастырская братия по штатам) и оставлен на содержании из собственных Но судьба заштатных монастырей нередко приводила к последующим их преобразованиям. В Полном собрании постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи от 15 марта 1764 года за 171 сохранилось постановление, в котором планировалось освобождение от монашествующей братии московского, что у Сретенских ворот, Сретенского мужского монастыря, который как безвотчинный был назначен комиссией к упразднению. В нем планировалось разместить учеников Московской гарнизонной школы близ Варварских ворот. Сретенский монастырь, с надлежащей описью, планировалось передать Военной коллегии. Если «тех школьников в монастыре поместить будет не можно», велелось отдать и другой, состоящий поблизости к Сретенскому Варсонофиевский монастырь или же из безвотчинных монастырей Москвы, которые в учиненные комиссией штаты не вошли: Новинский, Андреевский,

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

е. вероятно в пыточную избу. – „В немшоной бане“ Андрюшку взвешивали, „а сколько весу в нем оказалось, того знать было мне не можно“, замечает автор Истории Ивана Каина 104 . „Весу“, действительно, оказалось очень много. Сначала Андрюшка или Андреян Петров вздумал было разыграть знакомую ему роль немого, „но силою кнута отверзлись притворные немые его уста и он принужден был во всех своих мерзких и богопротивных делах принесть повиновение“ 105 . В этом своем „повиновении“ Андреян Петров признался, что „молчальничество и святость он напустил на себя, чтобы морочить своих покровителей, что пророчества его были обманом, придуманным для укрепления в хлыстах веры в мнимую святость и божественность их сборищ”. Вместе с этим признанием Андреян Петров указал на главных учителей и пророков хлыстовских, как-то: на Сергея и Димитрия Осиповых, на Белого или Чечеткина, на строителя Димитрия и других, рассказав многое из жизни, полной безнравственными деяниями, этих мнимых „угодников божиих” 106 . „Для вернейшего исследования“ о вновь открытой „богомерзкой квакерской ереси“, или „о тайной беседе свв. отцов”, была учреждена в Москве особая следственная комиссия, состоявшая из советника кн. Шаховского, архимандритов Гавриила и Лаврентия, ассесоров Гренкова и Сытина и находившаяся под непосредственным ведением канцелярии тайных розыскных дел, Сената и Св. Синода 107 . Правительство еще раз должно было убедиться, что прежние преследования не достигли вполне цели: переменились места и члены собраний, но зло было так же велико по объему, как и прежде, если не более. К следствию было отыскано в разное время и из разных мест 416 человек 108 . В этом числе были два священника, один диакон, три причетника, два иеромонаха – чудовский Варлаам Федотов и Троицко-Сергиевой лавры Мефодий Лукьяновский, один иеродиакон, один строитель Богословской пустыни Димитрий, два монаха, 25-ть стариц и белиц Ивановского монастыря, 26-ть стариц и белиц Варсонофиевского монастыря во главе с игуменьею Иринархою Михайловой, 5-ть стариц Никитского монастыря, одна старица Рождественского монастыря и др.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sekty-hl...

Живя в Ивановском монастыре, Настасья Карпова собирала к себе в келью многочисленных последователей хлыстовщины – мужчин и женщин, светских и монашествующих и здесь с неистовством предавались радениям. Сборища эти имели даже противоестественный и безнравственный характер; так, многие во время радений били себя палками и цепями, некоторые же предавались в это время разврату. На следствии 1733 года, между прочим, выяснилось, что у самой Настасьи Карповой, на чердаке ее кельи, находилась кровать, под которой спрятана была постель; при этом, одна старица при допросе созналась, что вследствие смесительного ночлега мужчин и женщин, происходивших нередко в келье Настасьи Карповой, она прижила ребенка 56 . Само собою понятно, что первенство на этих сборищах принадлежало самой Настасье Карповой. Впоследствии, когда именно – неизвестно, Настасья Карпова отстроила новый дом для сборищ под девичьим монастырем в Кочках. Здесь оказывала ей содействие при совершении радений старица Есфирь 57 . Кроме Настасьи Карповой, содержавшей в своей келье нечто в роде хлыстовского корабля, в Ивановском монастыре была и другая старица, которая также собирала в свою келью хлыстов и хлыстовок. Это была Марья Трофимова. На двух радениях, бывших в ее келье, участвовал, между прочим, иеромонах Варлаам Федотов, как он сознался на следствии 1745 года 58 . В монастыре Варсонофиевском деятельно пропагандировала хлыстовское учение белица этого монастыря Марфа Павлова в союзе с крестьянином сельца Воробьевых Гор Алексеем Трофимовым, о котором мы уже упоминали выше. Здесь также, как и в Ивановском монастыре, образовался целый хлыстовский корабль; сборища его происходили частию в келье Марфы Павловой, частию же в доме московского купца-хлыста Степана Яковлева за Пречистенскими воротами. Главную роль на этих сборищах играла сама Марфа Павлова, которая даже слыла в своем корабле „богородицей“ 59 . В Симонов монастырь хлыстовщина занесена была и распространена сыном Прокопия Лупкина Спиридоном Лупкиным, поступившим в этот монастырь в 1713 году с именем Серафима.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sekty-hl...

Однако в Царском войске открытая измена скоро обнаружила себя в лице первого воеводы Петра Федоровича Басманова(212), который при Царе Борисе Феодоровиче успешно воевал против Самозванца и неустанно обличал его. П.Ф.Басманов, добравшись 17 Апреля из Москвы до войска, привел его к присяге новому Царю Феодору Борисовичу, но через двадцать дней перешел на сторону расстриги. Эта измена главнокомандующего деморализовала московскую политическую элиту. Бунт, умело поднятый среди московской черни агентами Самозванца, привел к аресту Царской Семьи во Дворце: Царя Феодора Иоанновича, Царицу-Мать Марию Григорьевну и Царевну Ксению Феодоровну под стражей поместили в частные палаты Б.Ф.Годунова, которыми он владел ещё будучи правителем. 3 Июня 1605 года многие чиновные москвичи уже давали присягу расстриге, а уже 10 Июня произошло цареубийство. «Новый Летописец» об этом сообщает: «Егда же Патриарха Иова(213) изгнаша, и Годуновых и прочих разослаша; тогда князь Василий Голицын(214), да князь Василий Масальский(215), вземше с собою Михаила Молчанова(216) да Андрея Шерефединова(217) да стрельцов трех человек, и шедшее на двор Царя Бориса, иде же жена и сын его за стражею седяху, с ними ж и дщерь Царя Бориса Ксения, сущи девою. Вземше же их стрельцы, разведоща в разные храмины, прежде же Царицу Марию удавлению предаша; таж приидоша ко Царю Феодору, еще ему младу сущу и ждущу последнего конца, яко агнец заколения, и нападше на нь, начата давити; он же, елико можаше, противляшеся им, и не возмогоша четыре единого одолети. Един же от убийц онех, взять тайный уд его, и согнете крепко, и тако раздавив его удавиша. Сошедши же с оного двора князь Василий Голицын возвести народу, яко Царь и мати его опишася от страха смертного зелья и помроша; сестра же его от оной отравы едва оживе (ее же они не коснушася, Богу тако сохраньшу ее). Тело же Царя Бориса оный князь Василий с советники своими повеле выкопати, и положиша во гроб прост, и отнесоша вкупе со Царицею его и с сыном просто в монастырь Варсонофиевский, иже на Сретенской улице; Царевну же Ксению постригши отслаша в женский монастырь, сущий во Bлaдuмipe граде.

http://ruskline.ru/analitika/2011/09/23/...

Между тем новый скитоначальник твердой и властной рукой восстановил порядок в скиту: он внес в его казну 60 тысяч рублей личного своего капитала, уплатил долги, ремонтировал скит, обновил ризницу, устроил библиотеку. Твердым своим прямолинейным характером, не допускавшим ни малейшей уступки духу времени, он со строгостью умел соединить и нежно-любовное отношение к скитской братии, был полон о них забот. Он не стеснялся смирять, когда это требовалось. Но к кающимся о. Варсонофий был милостив и говорил, что тех, кто не хочет спасаться по доброй воле, тех надо спасать силой и силу эту применять умел. И многие из числа братии, не говоря о тех, которые поступили уже во время его управления, были всецело под его влиянием, испытав на себе всю пользу от его мудрого, благодатного руководства. В Шамордино, куда поступали его духовные дочки, им приходилось смиряться перед Иосифовскими «дочками», которые имели над ними старшинство. Особенно много занимался о. Варсонофий с интеллигентной молодежью, посещавшей Оптину Пустынь, и был единственным старцем оптинского скитского братства. До сих пор дело ограничивалось только натянутыми отношениями между Варсонофиевскими и Иосифовскими учениками и ученицами. У коренных оптинцев все же царил в конце концов дух смирения, да и влияние оптинских духовников о. о. Анатолия (Потапова), Феодосия и Нектария, употреблявших все силы для поддержания мира, делало свое дело. Например, когда о. Варсонофий опасно заболел и послал к о. Иосифу просить благословения на принятие схимы, в этот момент в келлии о. Иосифа оказался его духовник о. Нектарий, который и настоял на том, чтобы это благословение было дано. Много было у о. Варсонофия неприятностей после кончины о. Иосифа. Разные лица предъявляли свои претензии, кто относительно своих процентных бумаг, кто – вещей, якобы оставленных на хранение у о. Иосифа и т.п. Были и личные обиды на о. Варсонофия. Напр., в скиту скончался о. Даниил (Болотов), родной брат Шамординской игумении Софии (Шамординские сестры звали его «Дядюшкой»). Он много потрудился в деле христианской проповеди среди интеллигенции. С целью проповеди его часто отпускали из монастыря в мир. Перед смертью он хотел принять схиму. Но о. Варсонофий указал ему несовместимость его апостольского подвига с обетами схимы, требующими полного отречения от мира. Он спросил его, согласен ли он отказаться от своей апостольской проповеди в случае выздоровления. Подумав, о. Даниил отказался от схимы и так скончался простым иеромонахом. Родственники его не могли простить этого о. Варсонофию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

ПОСТАНОВИЛИ: 1. В связи с прошением Преосвященного митрополита Омского и Таврического Владимира назначить монахиню Таисию (Пилипчук) на должность игумении Ачаирского женского монастыря Честного Креста Господня поселка Набережного Омского района Омской области. 2. В связи с прошением Преосвященного митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеимона, временно управляющего Минусинской епархией, освободить игумению Амвросию (Усталову) от должности игумении Благовещенского женского монастыря города Красноярска и назначить на эту должность игумению Евфросинию (Горбачеву), освободив последнюю от должности игумении Вознесенского женского монастыря села Кочергино Курагинского района Красноярского края. 3. В связи с прошением Преосвященного митрополита Симбирского и Новоспасского Лонгина открыть Знаменский женский монастырь села Ляховка Майского района Ульяновской области и назначить монахиню Клеопатру (Ефремову) на должность игумении этого монастыря. 4. В связи с прошением Преосвященного митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия назначить монахиню Тихону (Федорову) на должность игумении Сурского Иоанновского женского монастыря села Сура Архангельской области. 5. В связи с прошением Преосвященного архиепископа Сыктывкарского и Коми-Зырянского Питирима назначить иеромонаха Силуана (Александрова) на должность наместника Усть-Вымского Михаило-Архангельского мужского монастыря села Усть-Вымь Усть-Вымского района Республики Коми. 6. В связи с прошением Преосвященного архиепископа Благовещенского и Тындинского Лукиана назначить иеромонаха Корнилия (Жадова) на должность наместника Свято-Троицкого мужского монастыря села Троицкое Ивановского района Амурской области. 7. В связи с прошением Преосвященного архиепископа Южно-Сахалинского и Курильского Никанора открыть Свято-Успенский женский монастырь села Березняки городского округа Южно-Сахалинск и назначить монахиню Арсению (Орлову) на должность игумении этого монастыря. 8. В связи с прошением Преосвященного епископа Краснослободского и Темниковского Климента освободить игумению Варсонофию (Кузьмичеву) от должности игумении Свято-Варсонофиевского женского монастыря села Покровские Селищи Зубово-Полянского района Республики Мордовия и назначить на эту должность монахиню Леониду (Куликову).

http://patriarchia.ru/db/text/5910999.ht...

В Мордовии мне хотелось бы возвести несколько подобных скитов, где бы пожилые священники могли спокойно жить, трудиться, молиться и делиться своим опытом с приезжающими в монастырь паломниками. Надеюсь, когда проект будет завершен, он соберет еще больше людей. Благо, и природа этой местности располагает к отдыху и восстановлению физических сил — рядом лес, пруд... А душеспасительные беседы с опытными священнослужителями помогут паломникам укрепиться в вере. Получается правильное совмещение: наш многофункциональный центр, с одной стороны, является домом престарелых, а с другой — местом паломничества, где можно получить добрые советы, утешение. Сегодня все семь домиков заполнены, поэтому для новых людей нам необходимо строить новые корпуса. И мы будем продолжать претворять в жизнь этот проект, поскольку он является неотъемлемой частью социальной деятельности Саранской и Мордовской епархии. Помимо этого на базе Варсонофиевского женского монастыря у нас организован приют для детей, оставленных родителями, и богадельня. Сюда мы приглашаем на жительство овдовевших матушек и одиноких пожилых женщин, которые желают завершить свой путь в монастыре. В обители они либо остаются трудницами, либо просто определяются в богадельню, где получают хороший уход. Как строится жизнь монастырского приюта? Сам монастырь существует уже около пятнадцати лет. Когда нам было передано здание бывшей школы, мы приняли решение организовать в нем детский приют. Сегодня здесь живут двадцать пять девочек. С детьми дошкольного возраста занимаются сами сестры. Старшие воспитанницы ходят в местную школу, которая расположена в ста метрах от монастырской ограды. Хотя девочки живут в монастыре, их никто не настраивает на принятие монашеского пострига. Мы часто вывозим воспитанниц и в Саранск, и в паломнические поездки. В частности, они побывали в итальянском городе Бари, где хранятся мощи Святителя Николая. Наши девочки — люди просвещенные, активные, жизнерадостные. Они хорошо поют, рисуют, любят организовывать вечера самодеятельности, устраивать концерты. Саранские дизайнеры специально для них разработали одежду, так что мы предоставляем им возможность и помодничать. После окончания школы воспитанницы сами определятся и сделают выбор, а устроиться в мире мы им всегда поможем.

http://bogoslov.ru/article/735099

   001   002     003    004    005