А. Кёйпер. Фотография. 1905 г. А. Кёйпер. Фотография. 1905 г. С нач. XIX в. предпринимались попытки восстановления под покровительством монархии структур Римско-католической Церкви в Северных Н. В 1827 г. кор. Вильгельм I заключил с Папским престолом конкордат, подразумевавший восстановление системы католич. диоцезов в Северных Н. Однако из-за оппозиции протестантов и антиклерикальных кругов, а также ввиду недовольства католич. духовенства положениями конкордата, обеспечивавшими королю большое влияние на номинацию епископов, этот документ не получил реальной силы. До нач. 50-х гг. XIX в. Северные Н. оставались миссионерским округом. Конституция 1848 г. создала предпосылки для восстановления католич. иерархии в Северных Н. По договору с Папским престолом в 1852 г. либеральное правительство Н. отказалось от контроля за католич. Церковью в Н. и одобрило восстановление в стране епископальной структуры. В 1853 г. буллой папы Римского Пия IX «Ex qua die arcano» было утверждено создание католич. архиеп-ства Утрехт с суффраганами Харлем, Хертогенбос, Бреда, Рурмонд (в 1955 к ним были добавлены Роттердам и Гронинген). В сер. XIX в. католики составляли примерно 1/5 населения и стали принимать активное участие в политической жизни страны, имея свои политические программы и влиятельную прессу. Школа оставалась под контролем протестантов до 1857 г., когда разрешение на организацию частных школ позволило католикам отказаться от протестант. переводов Библии и способствовало процессу утверждения светского характера образования. Численность членов Старокатолической Церкви, сохранившей независимость от Папского престола, значительно увеличилась после Ватиканского I Собора (1869-1870) за счет представителей нем. католицизма, отвергших ряд решений Собора. В 1889 г. старокатоликами была принята Утрехтская декларация, в к-рой подтверждалось учение об апостольской преемственности епископов, но не признавались власть Римского понтифика над Церковью и целибат (нормы Римско-католической Церкви до наст. времени допускают лишь ограниченное общение со старокатоликами в таинствах).

http://pravenc.ru/text/2565200.html

На наших днях двинулся народ чутьём занимать новые земли в Сибирь и за Сибирь, как в старину: и чутьё его не обмануло. Наши канцелярии сперва было старались удержать народ от переселений, но наконец должны были сознаться, что центр России оскудел, и что переселение на Дальний Восток даже полезно в государственных видах. Все тяжкие жертвы народа на войнах со врагами за веру царя и отечество, и тяготы на родине известны одному только Богу, и остаются жертвами бескорыстными. А сироты их – земледельцы чем обладают ныне на земле православной? Они обладают в своём хозяйстве, по вычислению статистиков, – дефицитом! И, как полноправные, (с 1861 года) самостоятельные хозяева, покрывают свой дефицит специально изобретённым ими способом – „недоеданием“ и кабалой у многих купцов и у некогда бывших врагов Св. Руси. Это недоедание и кабала суть награда за его кровавые жертвы для отечества. Что получил православный народ за кровь, пролитую в разное время за иноземные царства? Возьмём в пример хотя одно XIX столетие. После Наполеоновских войн, во время которых разорился русский народ и сожжена Москва, европейские народы обожали Императора Александра I, восхваляли до небес за его великодушие к ним. И действительно было за что благодарить. Посмотрите на европейские государства, в особенности на нейтральные: Швейцарию, Бельгию, Нидерланды, вольные города немецкие, как они обогатились с 1815 года, благодаря тягостям, понесённым русским народом и крови русского войска, пролитой за благоденствие европейских народов? Вот, например, есть в Швейцарии город Цюрих: в нём, назад тому 20 лет, считалось, на одной только улице (не помню названия), но статистике, сто двадцать семь миллионеров! Польша принесла с собой в приданое России три или четыре миллиона господ евреев, не сеющих, но пожинающих доселе хлеб, добытый потовым трудом крестьян, житницы которых постепенно оскудевают, а карманы жнущих увеличиваются всеми неправдами. Бельгийцы снабжают Русь капиталами, промышленными предприятиями, эксплуатируя народный труд в свою пользу, заменяя часть его машинами.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

МЕННОНИТЫ - последователи одного из течений в протестантизме, возникшего в XVIb. в Нидерландах. Разделились на два толка: фламандский и фрислендский. В последнем менее пунктуально соблюдались обряды. В 1850-х гг. выделились община гюпферов и " община иерусалимских друзей " . В 1860-х гг. оформилась община братских меннонитов. Источником вероучения явился написанный основателем секты голландцем Менно Симонсом (ум. в 1561) " Фундамент истинной христианской веры " . Значительное место в вероучении занимает проповедь о втором пришествии Христа и " тысячелетнем царстве " . Меннониты не верят в предопределение и придают большое значение личной вере и нравственному самосовершенствованию, которое важнее Библии. Проповедуют отказ от борьбы со злом с применением физической силы, а также от службы в армии, призывают к смирению, покорности и терпению. Крестят взрослых обмыванием или окроплением и исполняют обряд омовения ног, символизирующий смирение. В России меннониты появились в XVIIIb. среди немецких колонистов. В СССР есть церковные меннониты (державная община), которые крестят, окропляя, и братские меннониты (общество меннонитского братства), которые крестят в естественном водоеме. МЕТОДИСТЫ - последователи сектантского движения, зародившегося в англиканской церкви. Начало движению положило учреждение в Оксфордском университете в 1729г. братьями Уэсли так называемого святого клуба для систематического изучения Библии и исполнения предписаний церкви. Догматика и культ учения близки к англиканской церкви, но наряду со взрослыми методисты крестят детей. Для идеологии движения характерны акцент на эмоциональном воздействии религии, проповедь смирения, миссионерская деятельность. Методисты отрицают наличие в элементах причащения тела и крови Христа, отвергают учение о чистилище и исповедь. МОРМОНЫ ( " святые судного дня " ) - члены секты, основанной в 1830г. в США Джозефом Смитом (1805-1844), который объявил, что расшифровал начертанные на медной доске записи мифического иудейского пророка Мормона, несколько столетий назад со спутниками переселившегося в Америку. Смит опубликовал " Книгу Мормона " , будто бы составленную пророком Мормоном и доставленную Смиту ангелом Мороном (сыном Мормона). Эта книга стала источником вероучения - смеси элементов измышлений самого Смита, ислама, буддизма, античных религий, первобытных верований и христианства. В " Книге Мормона " говорится, что за шесть веков до рождения Христос изложил свое учение " иерусалимским израильтянам " - обитателям Америки. Мормоны приняли от христианства веру в христианскую Троицу, искупительную жертву Христа, в царство небесное и будущее наказание за грехи. Они придерживаются глоссолалии ( " говорения на иноязыках " ) и ее символического толкования, а также концепции построения " Сиона " на американском континенте. Признают крещение через погружение в воду и покаяние. Ранее в секте практиковалось многоженство. Для секты характерны проповедь труда и миссионерская деятельность во всем мире.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/124/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГИХТЕЛЬ [нем. Gichtel] Иоганн Георг (14.03.1638, Регенсбург - 21.01.1710, Амстердам), нем. религ. мыслитель и мистик-визионер, один из представителей радикального спиритуалистического направления в пиетизме . Род. в зажиточной бюргерской семье и рано проявил визионерские способности. Наиболее сильным впечатлением детства стало для Г. решение отца, члена городского совета, отдать все состояние магистрату Регенсбурга для преодоления возникших финансовых трудностей. Поступив в Страсбургский ун-т, Г. изучал теологию и историю, но после смерти отца обратился к изучению юриспруденции. В Страсбурге он познакомился с Ф. Я. Шпенером , чьи лекции по геральдике он посещал. Встреча со Шпенером открыла для Г. мир пиетистского благочестия. По окончании ун-та (1663) он вернулся в Регенсбург и начал адвокатскую практику, сблизился с бароном Ю. фон Вельцем (1621 - ок. 1668), сторонником внутреннего обновления протестант. церкви и основателем «Душеполезного общества Иисуса для улучшения христианства и обращения язычников» (Christerbauliche Jesus-Gesellschaft, behandelnd die Besserung des Christentums und Bekehrung des Heidentums). Деятельность Вельца и Г. привела к конфликту с местными церковными властями, из-за чего они вынуждены были покинуть Германию. В Зволле (Нидерланды) Г. познакомился с хилиастически настроенным пастором Ф. Бреклингом (1629-1711), последователем И. Арндта и активным корреспондентом Г. Арнольда . Бреклинг выступал с резкой критикой реформатской церкви с позиций мистического спиритуализма. После отъезда Вельца в Юж. Америку Г. принял решение вернуться в Регенсбург, чтобы продолжить там миссионерскую деятельность. Однако в Нюрнберге, откуда Г. направил письмо в адрес регенсбургских клириков, он был арестован и под охраной препровожден в Регенсбург, где его обвинили в ереси и заключили в тюрьму. Суровые условия тюремной жизни привели к приступам отчаяния, к-рые довели Г. до попытки самоубийства.

http://pravenc.ru/text/165049.html

3) Первое Берлинское миссионерское общество (Berliner Missionsgesellschaft I) основано в 1824 году; в 1830 году оно открыло собственную миссионерскую семинарию, а в 1834 году отправило в южную Африку первых своих миссионеров, которые в том же году обратили в христианство 1218 язычников. В настоящее время в южной и восточной Африке оно содержит на свои средства 102 миссионерских стана, 336 миссионеров (в том числе 230 туземцев) и 170 школ, да в Китае – 38 миссионеров, расходует ежегодно до 700,000 марок (в 1884 г. – 356,349 м., а в 1900 г. – 624,400 марок). Его органом служит Berliner Missionsberichte. 4) Рейнское (Барменское) Миссионерское Общество (Rheinische Mission). Еще в 1799 году в Эльберфельде образовался небольшой кружок лиц, сочувствовавших распространению христианства среди язычников, и стал издавать журнал «Nachrichen von der Ausbrertung des Reiches lesu insbesondere unter den Heiden» («Известия о распространении царства Иисуса в особенности среди язычников»). Затем в Бармене образовалась уже община, вступившая в сношения с Базельским миссионерским обществом, а когда, в 1825 году в Бармене был открыт миссионерский институт, тогда (в 1828 году) через соединение небольших миссионерских общин Варненской, Эльберфельдской, Кельнской, Базельской, Равенсбергской и др. возникло большое Рейнское миссионерское общество. В 1829 году оно в первый раз отправило в южную Африку своих миссионеров. В настоящее время это общество содержит на свои средства: 1) в южной и юго-западной Африке 39 миссионерских станов, 46 миссионеров, 121 миссионерского помощника; 2) в Нидерландской Индии – 66 миссионерских станов, 36 миссионеров, 192 миссионерских помощника; 3) в Китае – 7 миссионерских станов в Фукуанге и других местах, 9 миссионеров, 16 миссионерских помощников; а всего – 112 миссионерских станов, 91 миссионера и 329 миссионерских помощников. На нужды миссии общество расходует до 900,000 марок в год (в 1884 г. – 336,709 марок, в 1900 году – 866,667 марок). Органом его служит: Bericht der Rheinischen Missionsgesellschaft.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Урок музыки. Гравюра из кн.: Cannutijs P., de. Incipiunt regulae florum musices... Florentiae, 1510 Урок музыки. Гравюра из кн.: Cannutijs P., de. Incipiunt regulae florum musices... Florentiae, 1510 Применение принципов тридентской реформы в пастырской работе привело к постепенному преобразованию религ. культуры католич. населения. Среди основных направлений реформы было религ. образование мирян, распространение знаний о вероучении, основанное на принципе «понимающей веры». Во всех католич. странах были приняты меры по катехизации мирян, взрослых и детей, но методы реализации этой программы варьировались и не везде оказались успешными. Основой катехизационной программы стал Римский катехизис (см. ст. Катехизис ), составленный по инициативе участников Тридентского Собора на итал. языке под наблюдением кардиналов К. Борромео и Г. Сирлето (впервые издан на латыни и итал. яз. в 1566). Римский катехизис предназначался для приходских священников, к-рые должны были руководствоваться им в пастырской деятельности. Мирянам рекомендовали читать катехизисы на национальных языках, неоднократно публиковавшиеся в XVI-XVII вв. Среди самых известных катехизисов, выдержавших многократные переиздания и переведенных на др. языки, были катехизисы иезуитов П. Канизия (1555, 1556 и 1558 или 1559), Эдмона Оже (1563), Диего де Ледесмы (1571), а также кард. Р. Беллармина (1597, 1598). Обращение авторов-иезуитов к жанру катехизиса объяснялось их активной преподавательской, пастырской и миссионерской работой. Причащение Св. Даров. Фрагмент росписи в ораторио-деи-Крочифери в Венеции. 1583–1592 гг. Худож. Я. Пальма Мл. Причащение Св. Даров. Фрагмент росписи в ораторио-деи-Крочифери в Венеции. 1583–1592 гг. Худож. Я. Пальма Мл. По решению Тридентского Собора каждое воскресенье после мессы приходские священники должны были обучать детей и подростков основам вероучения. В Испании, особенно в Кастилии, где систематическое религ. образование развивалось с нач. XVI в., к кон. столетия 91% горожан и 74% крестьян знали основные молитвы и Символ веры. В др. странах программа катехизации осуществлялась гл. обр. религиозными конгрегациями и благочестивыми братствами, к-рые содержали школы, а также особыми миссионерами. В Сев. Италии, Баварии, Лотарингии, Польше и Савойе активно заниматься катехизацией населения стали лишь к сер. XVII в., во Франции, в Испан. Нидерландах, Германии и во владениях австр. Габсбургов - еще позднее, а в сельских районах Юж. Италии - только в XVIII в.

http://pravenc.ru/text/2057152.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВСЕМИРНЫЙ ЕВАНГЕЛИЧЕСКИЙ АЛЬЯНС [англ. World Evangelical Alliance], международная орг-ция христиан- евангеликов . В 1846 г. в Лондоне 800 делегатов, в основном из Великобритании и Сев. Америки, создали В. е. а. для пропаганды единства евангелических церквей. В авг. 1951 г. лидеры В. е. а. из Великобритании и вновь созданная в США Национальная ассоциация евангеликов (National Association of Evangelicals) встретились с делегатами из 21 страны в Нидерландах и образовали Всемирное евангелическое содружество (World Evangelical Fellowship). Его лидерами стали А. Смит, Ф. Р. Каттелл, А. Дж. Дейн из Великобритании и Х. У. Окенга, Дж. Э. Райт из США. В 2001 г., на 11 Генеральной ассамблее в Куала-Лумпуре (Малайзия), было принято решение переименовать c янв. 2002 г. Всемирное евангелическое содружество во В. е. а. Основной целью альянса, по определению Г. Кёрби, генерального секретаря альянса в 1962-1966 гг., является «духовное единство в действии», направленное на усиление миссионерской активности в странах «третьего мира». В рамках альянса работают комиссии: теологическая, по миссиям, по коммуникациям, по делам женщин, по религ. свободе, по делам молодежи, по церковному обновлению, Совет по евангелическому теологическому образованию, а также Международный альянс по укреплению и развитию. Для подготовки церковных лидеров, особенно для стран «третьего мира», был создан Ин-т развития лидерства (Leadership Development Institute). Полными членами В. е. а. являются региональные (7) и национальные евангелические альянсы и орг-ции (121), ассоциативными считаются миссионерские и церковные орг-ции. В. е. а. управляется Международным советом, к-рый состоит из представителей регионов мира и избирается на Генеральной ассамблее, собирающейся каждые 4-6 лет. Делегатов на генеральную ассамблею направляют только полные члены. Штаб-квартира альянса находится в Эдмондсе (шт. Вашингтон, США). Офиц. сайт: http://www.worldevangelical.org. Рубрики: Ключевые слова: ДИБЕЛИУС Фридрих Карл Отто (1880 - 1967), епископ Берлинско-Бранденбургской евангелической церкви в Германии, руководитель нем. Исповедующей Церкви в период правления Гитлера

http://pravenc.ru/text/155508.html

В связи с активным обсуждением этой проблемы в СМИ и своеобразной «моде» на суррогатное материнство, возникшей в последнее время, портал Православие.Ru обратился за комментариями по этому вопросу к самой Елене Мизулиной, а также к Председателю Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерею Дмитрию Смирнову и Председателю Миссионерской комиссии при Епархиальном совете города Москвы , эксперту комитета Госдумы РФ по вопросам семьи, женщин и детей иеромонаху Дмитрию (Першину) . «Мы просто призываем общество к диалогу» Елена Борисовна Мизулина Елена Борисовна Мизулина , председатель думского комитета по вопросам семьи, женщин и детей: - Суррогатное материнство - это новое явление, новые технологии. Очевидно, что, если супружеская пара испытывает трудности с зачатием и вынашиванием ребенка, для нее такой способ репродукции - выход. Но надо понимать, что суррогатное материнство содержит в себе очень много опасных противоречий. Такого рода новые веяния, новые технологии всегда нуждаются во внимании и особом контроле со стороны общества. Мы не готовим законопроект по регулированию суррогатного материнства, у нас нет законодательных предложений по этому вопросу, мы просто призываем общество к диалогу, к дискуссии. Сейчас мы пытаемся обратить внимание общества на это явление, получающее все большее распространение. Обществу необходимо разъяснять все нюансы этого нового для человечества способа репродукции. Ведь решение проблемы бесплодной пары - лишь одна сторона вопроса. Само это явление намного более многогранно, но, к сожалению, практически не изучено. Мы должны дать возможность семейным парам узнать обо всех сторонах суррогатного материнства. Мы считаем, что с обществом нужно начинать такой диалог, который основан на мнениях экспертов, с предоставлением объективной исчерпывающей информации. Потому что, как показывает опыт развитых европейских государств, явление это не однозначное. Во Франции, Германии, Швеции, Австрии, Норвегии суррогатное материнство не просто запрещено, оно уголовно наказуемо и в некоторых случаях приравнивается к работорговле. Европа очень серьезно подходит к этому вопросу, ведь есть уже прецеденты принудительного вовлечения женщины в процесс рождения ребенка. Законодательство Великобритании и Нидерландов допускает использование суррогатного материнства, но при соблюдении очень жестких условий. В Великобритании, например, суррогатной матерью может стать только родственница бесплодной супружеской пары и лишь на безвозмездной основе.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

Культура древних греков VIII-IV веков до Р.Х. Феномен Древней Греции. Греческое образование, философские школы и формирование европейских научных центров   Ссылка на курс 3. Что римляне заимствовали у греков и как создавалась греко-римская культура? Культура древнего Рима III века до Р.Х. – I века по Р.Х.. В чем уникальность Рима, какую роль он сыграл в формировании европейской цивилизации?   Ссылка на курс 4. Римская империя и раннее христианство Главные новшества, внесенные христианами в европейскую цивилизацию. В чем феномен Христианской Церкви? Возникновение и развитие христианских школ и библиотек   Ссылка на курс 5. Какие философские школы главенствовали в первые века нашей эры? Система образования и научная мысль греческих философских школ. Христианство как философия   Ссылка на курс 6. Римская империи от Константина до Юстиниана. Очерк истории до 1453 года История Нового Рима от его создания императором Константином как новой столицы Римской империи до захвата турецким султаном Мехмедом Вторым, объявившим себя Цезарем Рима (Kayser-i Rum)   Ссылка на курс 7. Христианство на латинском Западе Латинские переводы Библии. Разделение церквей и культурных традиций восточного и западного христианства   Ссылка на курс 8. Образовательные и научные центры до и после появления университетов Сирийская традиция как связующее звено между греками и арабским миром. Ирландское монашество и монастыри как образовательные центры. Миссионерская деятельность Константинополя и Рима   Ссылка на курс 9. Возрождение и реформация Возникновение, развитие и смысл схемы античность — средние века — новое время. Предыстория Реформации, корни и итоги реформации. Протестантизм и развитие европейского образования   Ссылка на курс 10. Развитие европеизма в XV – XX веке Роль Италии, Франции, Нидерландов, Англии, Германии, России, Японии, Китая в развитии европейской цивилизации. Вклад евреев в литературу, науку, искусство, философию европейских стран и Америки в XIX-XX вв.   Ссылка на курс 11. Американский эпизод в истории Европейской цивилизации

http://europe.foma.ru/o-proekte/

– методисты также выделились из числа англикан в 40-е гг. XVIII в.; в их названии отражено обладание особым «методом» понимания и претворения в жизнь истин Священного Писания; они переняли религиозную практику, характерную для протестантов, и выступают как активные миссионеры; в настоящее время их общины имеются по всему миру, но особенно их много в США; – адвентисты седьмого дня; название этого религиозного течения, выделившегося из среды американских баптистов, происходит от латинского слова адвентус – пришествие; его появление связано с ожиданием Второго Пришествия Христа, первоначальную дату которого основатель адвентизма Уильям Миллер назначил на 1844 год; для адвентистов характерно исполнение ветхозаветных предписаний относительно субботнего покоя и неиспользования в пищу «нечистых» животных, кроме того, проведенная ими «санитарная реформа» запрещает их приверженцам употребление не только алкоголя и табака, но также чая и кофе; в настоящее время в мире насчитывается порядка 9 миллионов адвентистов; – пятидесятники представляют довольно молодое течение в протестантизме, их появление в США относится к 1906–1907 гг., однако благодаря миссионерской активности своих приверженцев оно быстро получило распространение по всему миру; по своим религиозным воззрениям пятидесятники близки к баптистам, из среды которых они вышли, при этом особое внимание они уделяют «дарам Святого Духа», отчего на их собраниях случаются глоссолалии («говорения на иных языках»), последнее они связывают с действием Святого Духа, подобно тому как это было с Апостолами в день Пятидесятницы. Здесь были приведены сведения лишь о некоторых течениях протестантизма, в том числе и о тех, которые получили распространение в России. Таковыми еще в XVIII в. явились лютеранство , распространенное среди живших в Российской Империи немцев и народов Латвии и Эстонии, и реформатство , приверженцами которого были жившие в России выходцы из Нидерландов. Во второй половине XIX и в XX в. к ним прибавились баптизм , методизм , пятидесятничество и адвентизм , приверженцами которых становились уже коренные жители Российской Империи и бывшего Советского Союза.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010