Творческое наследие Г. составляет свыше 90 произведений. Мировую известность автору принесли сочинения в области права: 1. «De jure praedae» (О праве добычи, 1604-1605), 12-я гл. к-рого была опубликована в 1609 г. как самостоятельное произведение под названием «Mare liberum, sive de jure quod Batavis competit Indicana commercia» (Свободное море, или о праве, принадлежащем голландцам в области торговли с Индией). 2. «Inleidinghe tot de Hollandsche Rechtsgeleerdheid» (Введение в изучение права Голландии, изд. 1631), написано во время заключения в замке Лувестейн, впосл. вплоть до введения в Нидерландах в 1809 г. Кодекса Наполеона было основой голл. права. 3. Посвященное франц. кор. Людовику XIII соч. «De jure belli ac pacis» (О праве войны и мира, в 3 кн., 1625), в к-ром Г. исследовал вопросы международного, гражданского и уголовного права, войны и мира, власти и гос. устройства. Оно сразу же было переведено на мн. европ. языки и, несмотря на внесение его в 1627 г. в Индекс запрещенных книг (где находилось до 1900), к сер. XVIII в. выдержало 45 изданий. Г. принадлежит ряд богословских сочинений и библейские комментарии: 1. «Pietas Ordinum Hollandiae ac Westfrisiae vindicata» (Религиозность Голландии и Зап. Фрисландии, 1613). 2. «Defensio fidei catholicae de satisfactione Christi adversus Faustum Socinum Senensem» (Защита кафолической веры по поводу теории удовлетворения Христа, против Фауста Социна Сиенского, 1617). 3. Написанное первоначально на нидерланд. языке стихами под названием «Bewijs van den waren Godsdienst», а в 1627 г. вышедшее в лат. переводе прозой соч. «De veritate religionis Christianae» (Об истинности христианской религии) представляет собой популярную апологию христианства, адресованную голл. морякам, имевшим общение с людьми др. религий. Оно было переведено на мн. языки, в т. ч. на араб., персид., кит., для использования в миссионерской работе, на рус. язык переведено в 1768 г. преподавателем Московского ун-та свящ. Петром Алексеевым . 4. «Annotationes in Vetus et Novum Testamentum» (Примечания к Ветхому и Новому Заветам, изд. 1642-1650). 5. «Via ad pacem ecclesiasticam» (Путь к церковному миру, 1642) и др. Собрание библейско-богословских сочинений Г. было издано в Лондоне в 1679 г. его сыном.

http://pravenc.ru/text/Гроций.html

В период ранних меровингов Нидерланды в значительной степени обладали независимостью, а их фризская часть была полностью независима от власти франков. С ростом могущества франкского дворянства в течении первой половины шестого столетия положение вещей стало меняться. В 687 г. Пипин Второй сокрушил «майордома» Нейстрии (Австразия включает в себя «Арденны и верхнее Мойзе», а Нейстрия  была «западной частью франкского меровингского королевства»), что позволило ему направить свое внимание на север. В 689 г. у Дорестата он сокрушил фризского короля Радбода. Франкское могущество и христианская вера франков вызвали возмущение фризов, которые в первом усмотрели угрозу их древним свободам, а во втором – инструмент франкского империализма. Поэтому, Радбод был решительным сторонником язычества.   ПЕРВЫЕ МИССИОНЕРЫ: ФРАНКСКИЕ ЕПИСКОПЫ-МИССИОНЕРЫ В БЕЛЬГИИ Пипин Короткий Миссионерская деятельность франкских епископов, получивших образование при дворе Нейстрии, началась всерьез при содействии короля Дагоберта (годы правления: 623-629 вместе со своим отцом, 629-639 единолично). Фризское королевство «стало приобретать все большее значение для франкского королевства, из-за чрезвычайно важной роли, которую играли маршруты торговли и обмена между Шельдтом и Везером», начиная с правления отца Дагоберта, короля Хлотара Второго (годы правления: 584-629). Экспансия франкской державы не представляла собой главного предмета заботы миссионеров, она была одной из главных задач франкских королей, которые миссионерам помогали. Аквитанец св. Амандус (ум. 659) помогал основывать «монастыри по всей Фландрии, в частности в Эльноне (позже Сен-Аманд), Генте и Антверпе» (чтобы получить примерное представление об охвате его миссионерской деятельности см. карты Приложения). Король Дагоберт щедро поддерживал подобные миссионерские предприятия, особенно в форме фискальных (коронных) земель. Св. Амандус был «посвящен в сан епископа в 628 г. без определенной епархии, получив общие полномочия проповедовать веру язычникам. Он проповедовал Евангелие во Фландрии и среди славян в Каринтии». Затем был изгнан Дагобертом за осуждение «скандальных преступлений» короля и вел миссионерскую работу среди язычников Гаскони и Наварры. Вскоре Дагоберт раскаялся, снова призвал св. Амандуса и бросился к его ногам, прося прощения. Св. Амандус вернулся к миссионерской деятельности – на этот раз в окрестностях Гента.

http://pravoslavie.ru/2000.html

Сын фабричного рабочего. В 1883 году поступил в миссионерскую школу в Стейле (Нидерланды), филиалом которой было Общество Verbi Divini (слова Божий), основанное в 1875 году. Здесь он завершает свое философское и богословское образование и в 1892 году рукополагается в пресвитера. В 1893-1895 годах изучает в Берлинском университете семитские языки. В 1895 году назначается профессором богословия в семинарию св. Гавриила в Мёдлинге (Австрия). Миссионерские задачи семинарии заставляют В. Шмидта заняться сравнительным языкознанием и религиоведением. В 1906 году он основывает международный журнал по этнологии и языкознанию «Антропос», существующий и по сей день. В 1931 году он создает Антропологический институт в Мёдлинге, директором которого остается до 1950 года (ныне институт располагается в Санкт Августине близ Бонна). С1921 года Шмидт профессор Венского университета, с 1927 года директор Понтификального этнологического музея в Риме. С момента захвата Австрии нацистской Германией Шмидт перебирается в университет Фрибурга (Швейцария), где занимает профессорскую кафедру вплоть до своей кончины в 1954 году. Шмидту принадлежат выдающиеся открытия в области языкознания народов Юго-Восточной Азии и Океании, фундаментальные работы религиоведческого и богословского характера. В области религиоведения главным достижением Вильгельма Шмидта является аргументированное выдвижение концепции «первоначального монотеизма» (Urmonotheismus), оспариваемой многими учеными, но, в существе своем, так и не опровергнутой доныне . Не будучи в состоянии отвергать в принципе наличие монотеистических верований в среде неписьменных народов, приверженцы анималистической теории Тэйлора выдвинули гипотезу о «заимствованном характере» такого монотеизма. Сэр Артур Эллис назвал Бога-Творца внеисторических религий the loan god, утверждая, что монотеистические мотивы первобытные народы восприняли сравнительно недавно от христианских и мусульманских купцов и миссионеров. Однако он сам отказался от этой гипотезы под влиянием все возраставшего этнографического материала, свидетельствовавшего об оригинальном характере «первобытного монотеизма».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

В XVI в. в Европе существовали несколько важных центров книгоиздательской деятельности, где выпускалась в свет католич. лит-ра: Париж и Лион - во Франции, Антверпен - в Испан. Нидерландах, Венеция - в Италии, Диллинген - в Баварии, а также ряд столиц церковных княжеств Свящ. Римской империи - Бонн, Кёльн и Бриксен (ныне Брессаноне, Италия). В XVII в. к ним прибавились Фрайбург, Вюрцбург, Трир, Вена, Грац. Важным издательским центром стал Рим. Среди католич. авторов преобладали клирики, прежде всего иезуиты, важной частью деятельности к-рых была «миссия пера», а также и представители др. орденов, принимавших активное участие в проповеднической и образовательной деятельности. Каталог книг, опубликованных иезуитами с момента создания ордена и до его роспуска в 1773 г. (Bibliothèque des écrivains de la Compagnie de Jésus/Éd. A. de Backer. Liège, 1853-1861. 7 vol.), дает представление об издании католич. лит-ры эпохи К. Всего было опубликовано более 30 тыс. книг; чуть более 1/3 книг (11 тыс.) - это богословская лит-ра, из которых большая часть (ок. 3,8 тыс.) представляет собой духовные тексты и наставления в религиозной жизни (о молитве, христианском совершенстве, подражании Христу); гомилетические сочинения - 2,4 тыс. книг; более 1,5 тыс.- труды по догматическому богословию. Ок. 1,3 тыс. произведений было посвящено полемике с представителями др. христ. конфессий (гл. обр. с лютеранами и кальвинистами) и нехрист. религий, а также неортодоксальных движений (напр., в кон. XVII-XVIII в.- с янсенистами и в XVIII в.- с масонами). 2/3 сочинений не являлись богословскими по тематике, но материал в них был полностью или частично религиозным. Эти издания были тесно связаны с преподавательской и миссионерской деятельностью ордена иезуитов. Так, 8 тыс. названий приходилось на сочинения по истории и географии - рассказы о путешествиях, описания неевроп. стран, труды, посвященные светской и церковной истории, а также истории католич. миссий. Ок. 7 тыс. книг представляли собой грамматики и словари всех европ. языков, а также копт., древнесир. и древнеевр., япон., кит. языков, фарси, санскрита, языков индейцев Сев. и Юж. Америки и т. д. В этот же комплекс входили религ. поэзия и драма на разных языках. Еще ок. 3,6 тыс. книг были посвящены философии (истории древней и совр. философии, диалектике, логике, метафизике и этике), математике и естественным наукам, а также представляли собой труды по живописи, музыке и архитектуре. Часть текстов была составлена на неевропейских языках, большинство из них носило наставительный или богослужебный характер. Единственным исключением были сочинения на кит. языке, среди которых помимо доминировавших богословских сочинений были труды, представлявшие достижения европ. философии и науки ( Po-chia Hsia. 2005. P. 185).

http://pravenc.ru/text/2057152.html

1910 г. – Всемирная миссионерская конференция в Эдинбурге («Сотрудничество в области достижения единства» – одна из ее комиссий) и ежегодная конференция Американской Епископальной Церкви в г. Цинциннати (США) (принятие резолюции об образовании комиссии по созыву всемирной конференции по вопросам веры и церковного устройства); 1927 г. – первая всемирная конференция «Вера и церковное устройство» в Лозанне; 1938 г. – конференция в г. Утрехте (Нидерланды) (решение о создании Всемирного Совета Церквей); 1948 г. – первая ассамблея Всемирного Совета Церквей в Амстердаме. Особняком в этом процессе формирования экуменического движения стоит участие Константинопольской Православной Церкви, которое требует особого внимания. Так, окружное послание Синода Константинопольской Церкви 1920 г. содержит призыв к «созданию Лиги Церквей, задачей которой было бы сближение Церквей и конфессий всего мира через контакты, сотрудничество и взаимную солидарность с конечной целью – осуществить их единство» (см.: с. 382; 29]). Именно в 1920 г., с участия представителей Константинопольского Патриархата в конференции «Вера и церковное устройство» в Женеве, начинается участие Православной Церкви в экуменическом процессе. С какой бы стороны ни подходить к анализу экуменического движения, очевидно, что его появление обусловлено исторической логикой и, таким образом, оно неизбежно попадает в поле зрения и внимания богословия истории. Сам термин «экуменизм» происходит от греческого слова «οκουμνη» – вселенная, обитаемая земля. Данный термин заключает в себе смысл, соответствующий определению: стремление к тому, чтобы по всей вселенной были преодолены христианские расколы, разобщения и разногласия. Экуменизм как движение вдохновляется именно этой идеей – идеей единого христианства, вселенского (греч. «οκουμενηκς», экуменического), христианского согласия, «неразделенной Церкви» всех христиан. Таковое единство декларируется в качестве генеральной цели движения, а поиск путей к нему становится его насущной задачей.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/eku...

Стремление к активной деятельности в миру во мн. случаях было следствием влияния иезуитов, которые поддерживали распространение жен. орденов и конгрегаций, а члены этих орденов и конгрегаций в свою очередь принимали иезуитов как исповедников и следовали модифицированному правилу Об-ва Иисуса. Такая тенденция противоречила вводимому после Тридентского Собора правилу затвора; чтобы избежать конфликтных ситуаций, жен. общины, ставившие своей целью благотворительную деятельность и работу в школах, где девочки получали религ. и светское образование, не стремились иметь статус религ. ордена. Часто у них был статус религ. конгрегаций, члены к-рых либо вовсе не давали монашеских обетов, либо приносили их на определенное время (на год) с повторением их по истечении этого срока. Один из самых радикальных путей был предложен англичанкой Мэри Уорд. В 1609 г. она основала в г. Сент-Омер (Испан. Нидерланды; ныне деп. Па-де-Кале, Франция) Ин-т Блаженной Девы Марии - общину, которая создавалась как жен. параллель ордену иезуитов. «Английские сестры», как называли последовательниц Уорд, сосредоточились на образовании для девочек, следуя адаптированной программе иезуитских коллегий. Вскоре были основаны школы (и общины) в Льеже (1616), Кёльне (1620), Трире (1621), Риме (1622), Неаполе (1623), Перудже (1624), Мюнхене и Вене (1627), Пресбурге (ныне Братислава) и Праге (1628). По примеру иезуитов Уорд пыталась организовать жен. конгрегацию миссионерок, к-рые проповедовали бы католич. вероучение в странах, где католики жили рядом с протестантами; однако миссионерские амбиции Уорд были сочтены неподобающими женщинам. Под давлением иезуитов (создание жен. ветви в ордене было запрещено Лойолой) общины «английских сестер» распустили, а Уорд в 1637 г. отправили в Англию (где она до своей кончины в 1645 занималась проповедью католич. веры). Созданные «английскими сестрами» школы сохранились, они пользовались большой популярностью и покровительством местной католич. знати (особенно в Свящ. Римской империи); общины, содержавшие эти школы, со временем превратились в самостоятельные женские конгрегации. Тем не менее другие женские объединения, занимавшиеся образованием девочек, продолжали пользоваться покровительством ордена иезуитов, как, напр., Сестры св. Екатерины - община, основанная Региной Протманн в кон. XVI в., или урсулинки в Кёльне.

http://pravenc.ru/text/2057152.html

Переводческая группа будет неизбежно возвращаться к принятым установкам, что-то менять и уточнять, поскольку и сама ситуация в культуре языка перевода не останется неизменной, но крайне важно, чтобы эти вещи проговаривались с самого начала, иначе очень легко оказаться в ситуации, когда несколько человек делают разные переводы (а порой и один и тот же человек переводит через пять-десять лет совсем иначе, чем прежде), и плоды такой работы оказываются несовместимыми друг с другом. Как и в любой другой области человеческой деятельности, в библейском переводе можно добиться успешного результата только в том случае, если сотрудники сразу договариваются об общих целях и методах и затем проверяют, насколько реальная работа им соответствует. 3.2. Разнообразие моделей 3.2.1. NBV: организация проекта Понятно, что все выборы, о которых было сказано в предыдущем разделе, делаются не сами по себе, а в системе. Каждый из них так или иначе должен соответствовать общему замыслу проекта, и в проектах со сходными условиями и целями выборы будут похожими. Например, в приложении к книге под редакцией Тимоти Уилта приведено описание нескольких конкретных проектов 338 . Здесь мы рассмотрим вслед за этой книгой только первый из них – нидерландский NBV, тем более что о нем подробно рассказывает еще одна книга под редакцией Уилта и Вэндленда 339 . Этот перевод был создан на язык, на который Библия уже переводилась не раз – существовал и архаичный текст, и перевод «смысловой». Однако к началу ХХ в. все острее ощущалась потребность в переводе литературном, отражающем современное состояние языка во всем богатстве его изобразительных средств. Именно эту нишу и призван был заполнить новый перевод – его можно назвать литературным (а не филологическим, миссионерским и т. д.). Он должен был быть общенациональным и межконфессиональным, поэтому в его создании принимали участие как Нидерландское библейское общество, так и Католический библейский фонд. Целевая аудитория этого перевода достаточно образованна, она привыкла читать на родном языке и оценивать художественные достоинства. Использоваться этот перевод должен, по замыслу его создателей, и за богослужением всех основных деноминаций Нидерландов (главные из них – Реформатская и Католическая Церкви, но учитывалось мнение и других общин, включая иудейскую), а также для изучения Библии и самостоятельного домашнего чтения как верующими, так и неверующими, которые хотят познакомиться с этим текстом как с памятником мировой культуры. Однако приоритет отдается все же христианскому контексту.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

Помимо названных религ. орг-ций в Н. действуют неск. реформатских церквей, возникших в результате миграций из бывш. нидерланд. колоний. Крупнейшей из них является реформатская Молуккская евангелическая церковь в Нидерландах (индонезийское Geredja Indjili Maluku, нидерланд. Molukse Evangelische Kerk in Nederland), основанная в 1952 г. переселенцами с Молуккских о-вов; в наст. время насчитывает ок. 25 тыс. чел. в 65 общинах. Англиканская ц. Св. Троицы в Утрехте. 1911–1913 гг. Архит. П. Й. Хаутзагерс Англиканская ц. Св. Троицы в Утрехте. 1911–1913 гг. Архит. П. Й. Хаутзагерс Англиканская Церковь в Нидерландах (Anglicaanse Kerk in Nederland) история к-рой восходит к 1585 г., когда в Гааге служил 1-й англикан. капеллан, имеет в наст. время 21 приход, объединенный в диаконство Нидерландов в составе архидиаконства Северо-Западной Европы, входящего в диоцез Европы. Насчитывается ок. 8,5 тыс. прихожан. Лютеранство . В 2004 г. общины Евангелическо-лютеранской церкви в Королевстве Нидерланды, объединявшие до этого ок. 14 тыс. чел. в 55 общинах, вошли в состав ПЦН. Также действуют общины Евангелической церкви Германии (Evangelische Kirche in Deutschland) в Амстердаме, Гааге и Роттердаме (их прихожанами являются гл. обр. немцы), а также сканд. лютеран. общины в портовых городах (гл. обр. в Роттердаме). Моравские братья (см. ст. Чешские братья ) (Моравская церковь, гернгуттеры, общины евангелических братьев; evangelische broedergemeente), присутствующие в Н. с 1736 г., насчитывают в стране ок. 5,5 тыс. чел. в 7 общинах. Меннониты в Н. объединены Всеобщим баптистским об-вом (Algemene Doopsgezinde Sociëteit), возникшим в 1811 г. и в наст. время насчитывающим 6085 чел. в 110 общинах. Большинство баптистов в Н. объединены в Союз баптистских общин в Нидерландах (Unie van Baptistengemeenten in Nederland), к-рый был создан в 1881 г. в составе 7 общин, в 2005 г. насчитывал 11,1 тыс. чел. в 85 общинах. Первая баптист. община была основана в Амстердаме в 1609 г. англичанином Дж. Смитом , но совр. баптизм в Н. не имеет прямой преемственности с первыми баптистами и ведет начало от деятельности нидерланд. пастора НРЦ Й. Э. Фейссера, к-рый в 1843 г. был отстранен от служения за отказ крестить детей и в 1845 г. с группой сторонников принял т. н. крещение по вере от представителя Гамбургского баптистского об-ва Ю. Кёбнера. Часть баптистов, не входивших в союз, в 1981-2006 гг. были объединены в Братство баптистских общин в Нидерландах (Broederschap van Baptistengemeenten in Nederland). В 2006 г. братство и Христианско-миссионерский альянс (Christian and Missionary Alliance (CAMA)) создали Союз баптистов и христианско-миссионерских общин (Alliantie van Baptisten- en CAMA-gemeenten). Действуют и др. небольшие баптист. орг-ции (напр., баптисты седьмого дня), а также независимые баптист. общины. Всего в стране насчитывается от 15 до 20 тыс. баптистов.

http://pravenc.ru/text/2565200.html

Старокатолический собор св. Гертруды Нивельской в Утрехте. 1914 г. Архит. Э. Г. Вентинк Младший Старокатолический собор св. Гертруды Нивельской в Утрехте. 1914 г. Архит. Э. Г. Вентинк Младший В XVIII в., в век Просвещения, окрепли позиции не только философских течений, но и мистико-интеллектуальных объединений масонов (см. Масонство ). Первая нидерланд. ложа Великого Востока возникла в Гааге в 1734 г., и после временного запрещения ее положение упрочилось, когда она подтвердила свою верность Генеральным штатам. С 1736 г. богослов и основатель Моравской церкви (см. Чешские братья ) гр. Н. Л. фон Цинцендорф неоднократно посещал Амстердам с целью распространения своих идей в Соединённых провинциях и организации миссии в нидерланд. колониях. В Н. он встретил поддержку среди части меннонитов и коллегиантов, основавших немногочисленную Моравскую церковь в Н. с центром в Зейсте (близ Утрехта), существующую по наст. время. Моравские братья приобщили нидерланд. протестантов к миссионерской работе в колониях. В 1797 г. Я. Т. ван дер Кемп (1747-1811) основал Нидерландское миссионерское об-во, к-рое направляло миссионеров в Индонезию. Католический собор св. Христофора в Рутмонде. XV в., нач. XXI в.. Католический собор св. Христофора в Рутмонде. XV в., нач. XXI в.. В 1789-1815 гг. в Н. стремительно менялся политический и религ. климат. 5 авг. 1796 г. Национальная ассамблея Батавской республики приняла решение о недопустимости существования в стране к.-л. привилегированной Церкви и о разделении Церкви и гос-ва. Католики и протестант. меньшинства поддержали это решение, в то время как руководство НРЦ в связи с сокращением гос. поддержки предвидело серьезные трудности. В 1798 г. принцип равенства прав всех религий и разделения Церкви и гос-ва получил конституционное оформление. С этого времени стали усиливаться позиции Римско-католической Церкви. Масштабное строительство новых храмов и перестройка прежних свидетельствовали о резком увеличении численности католиков. В 1784 г. в Н. насчитывалось 350 католич. приходов и 400 католич. священников, в 1815 г.- 673 прихода и 925 священников. В 1798-1799 гг. в Бреде, Хертогенбосе, Вармонде и Херенберге были основаны католич. семинарии для подготовки священников.

http://pravenc.ru/text/2565200.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВАНГЕЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ КАЛИМАНТАНА [англ. Gereja Kalimantan Evangelis], одна из крупнейших протестант. церквей Малайзии. Е. ц. К. считает датой своего основания 26 июня 1835 г., когда на о-в Калимантан (Борнео) прибыли первые протестант. миссионеры. Наиболее плодотворной оказалась деятельность немцев из Рейнского миссионерского об-ва, к-рые, получив официальное разрешение от нидерланд. правительства, начали работать с племенами даяков. В 1859 г., во время восстания местных племен против нидерланд. властей, 4 миссионера и члены их семей (9 чел.) были убиты даяками. Подавив восстание, правительство ввело запрет на миссионерскую работу в регионе (до 1866). После первой мировой войны Рейнское миссионерское об-во испытывало серьезные финансовые трудности и было вынуждено передать Калимантан под эгиду швейцар. Базельской миссии. В этот период на острове насчитывалось 3,7 тыс. даяков-христиан, 17 миссионеров, 72 местных учителя и евангелиста, действовали 11 миссионерских станций и 33 миссионерских поста. В апр. 1935 г. в Куалакапуасе (Центр. Калимантан) был созван Генеральный синод Е. ц. К. 5 апр. его делегаты объявили о создании Даякской евангелической церкви. На следующий день состоялось 6 ординаций пасторов-даяков, был избран Исполнительный комитет для координации деятельности Генеральных синодов. Хотя церковь объединяла более 10 тыс. членов (96 конгрегаций) и считалась независимой, ее деятельность контролировалась руководством Базельской миссии. К 1939 г. численность Е. ц. К. превысила 15 тыс. чел., в т. ч. из местных жителей несли службу 16 пасторов, 23 евангелиста, 158 учителей и 40 миссионеров. Ситуация изменилась во время второй мировой войны. Когда гитлеровские войска вошли в Нидерланды, все немцы, находившиеся на территории Индонезии, были арестованы, включая миссионеров. В 1941 г., после того как японцы оккупировали Калимантан, были репрессированы проживавшие на острове голландцы, в т. ч. миссионеры. 7 миссионеров были убиты японцами. После войны Е. ц. К. пережила не менее тяжелые времена в период подъема национально-освободительного движения и усиления национализма в стране. Все контакты с зап. миссиями были прерваны. Однако Е. ц. К. нашла свое место в независимой Малайзии, уделив основное внимание социальной деятельности среди населения. Церковь содержит сеть лечебных учреждений в различных частях острова, техническую школу в с. Мандумай, сельскохозяйственную школу в Тумбанг-Лаханге и неск. общеобразовательных школ. Пасторов готовят в семинарии Банджармасин, учителей для религиозных школ - в учебном центре в Понтианаке (Зап. Калимантан). В 2007 г. Е. ц. К. насчитывает более 220 тыс. чел. (940 конгрегаций).

http://pravenc.ru/text/180958.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010