В XIX в. в др. странах Европы возрождение ордена босых К. происходило неравномерно. В 1841 г. викариат во Фландрии насчитывал лишь 17 монахов, но к 1850 г. была возобновлена провинция, численность которой в 1865 г. составила 77 монахов. В Австрийской империи стараниями босых кармелиток из пражской обители были основаны жен. мон-ри в Гмундене (1828), Инсбруке (1846), Линце (1860), Вене (1879). По инициативе кармелиток, которые выступили с просьбой об открытии муж. мон-ря в Граце (1844), восстанавливались муж. мон-ри босых К. на герм. землях. К 1851 г. возродилась Баварская провинция босых К., братия мон-ря в Вюрцбурге способствовала восстановлению приоратов в Регенсбурге и Райзахе. С 1872 г. в Нидерландах были основаны мон-ри в Хертогенбосе, Маастрихте и Эхте, где нашли убежище босые К. из нем. мон-рей, пострадавших от антикатолич. политики Бисмарка. Католич. св. Тереза из Лизьё. Фотография. 1895 г. Католич. св. Тереза из Лизьё. Фотография. 1895 г. Объединение итал. и испан. конгрегаций, поддержанное всеми босыми К., привело к дальнейшему росту ордена. В 1868 г. в старом мон-ре К. в Маркине (Страна Басков) была основана миссионерская коллегия для Кубы, отданная попечению итал. конгрегации. 12 февр. 1875 г. папа Пий IX издал бреве «Lectissimas Christi turmas», в котором объявлялось о роспуске испан. конгрегации и объединении ордена на основе устава итал. конгрегации. В 1882 г. образована нем. провинция, монахи к-рой основывали обители в Германии и США (Холи-Хилл - в 1906, Милуоки - в 1907), положившие начало Вашингтонской провинции. С появлением неск. новых мон-рей в Англии и Ирландии в 1885 г. были образованы англ. и ирл. полупровинции, объединенные в 1927 г. в Английскую провинцию. Два мон-ря на Мальте составили полупровинцию (1896), ведению к-рой поручалась миссионерская семинария для араб. стран. В 1882 г. 4 муж. мон-ря босых К. в Австро-Венгерской империи образовали полупровинцию, к-рая в 1896 г. основала орденскую коллегию в Вене. После изменения политики «культуркампф» были возрождены мон-ри босых кармелиток в Кёльне, Ахене, Дюрене и Люксембурге. К кон. XIX в. большинство мон-рей босых кармелиток находилось во Франции (ок. 120). К ордену принадлежали мистическая писательница католич. блж. Елизавета Пресв. Троицы (мирское имя - Элизабет Катез) и получившая всемирную известность благодаря автобиографии «История одной души» католич. св. Тереза из Лизьё (Тереза Младенца Иисуса и Св. Лика; мирское имя - Мари Франсуаза Тереза Мартен, в 1997 папа Римский Иоанн Павел II объявил ее учителем католич. Церкви, см. ст. Doctor Ecclesiae ). Во 2-й пол. XIX в. большое число жен. мон-рей босых К. было открыто в странах Лат. Америки.

http://pravenc.ru/text/1681105.html

Возмездие не заставило себя долго ждать. Весть о смерти мучеников быстро распространялась по всей провинции, от деревни к деревне, и когда христианам стало известно об их судьбе, собрался большой вооруженный отряд. Язычники, не в силах выстоять против натиска христиан, тут же обратились в бегство, но были перебиты. Король Пипин сначала потребовал, чтобы тело св. Бонифация осталось в Утрехте. Однако чудесный звон церковных колоколов убедил жителей Утрехта отдать останки. Жители Майнца также настаивали на том, чтобы сохранить тело у себя, но видение, явившееся одному дьякону, убедило их не противиться тому, чтобы тело св. Бонифация покинуло и Майнц. В результате, он был похоронен в Фульде, как он и завещал. Миссионерская работа продолжалась, ее база находилась в Утрехте, хотя престол епархии был вакантным на протяжении двенадцати лет и обязанности епископа после мученической кончины св. Бонифация и св. Эобана выполнял священник св. Григорий. Св. Лебуин почувствовал призвание к миссионерской работе среди саксов, и обратился к св. Григорию за советом. Св. Григорий помог ему. Христиане построили для него часовни на обоих берегах реки Эйссель «в месте по названию Вилп» (на территории сегодняшних Нидерландов), которые он использовал, начав свою проповедническую деятельность среди саксов. Он построил в Девентере церковь, но где-то в 773 г. она сгорела, примерно в то же время он умер. Св. Луидгар, фриз, получивший образование в Йорке, отстроил церковь заново и обрел мощи св. Лебуина. До начала миссионерской работы среди саксов он работал в Утрехте и в Доккуме. Св. Виллехад, другой англо-саксонский миссионер, проповедовал в Доккуме и Утрехте, начиная примерно с 765 г., еще до того, как он стал епископом Саксов. Интересно, что один из правнуков короля Радбода, св. Радбод (+ 918), епископ Утрехта, известен тем, что он никогда не ел мяса после того, как был избран епископом. Он также известен своей добротой к бедным. С началом датского вторжения он перенес свой престол в Девентер, где и почил в мире.

http://pravoslavie.ru/2000.html

Кальвинизм , представленный в Н. З. несколькими орг-циями, исповедуют ок. 330,5 тыс. чел. (2013). Пресвитерианская церковь Новой Зеландии (Presbyterian Church of Aotearoa New Zealand), история к-рой восходит к 1840 г., когда в Н. З. прибыли шотл. поселенцы-пресвитериане, насчитывает 22,2 тыс. чел. в 274 приходах (2016). Орг-ция «Реформатские церкви Новой Зеландии», официально основанная в 1953 г. отделившимися от Пресвитерианской церкви Новой Зеландии консервативными нидерландцами, прибывавшими в Н. З. с кон. 40-х гг. XX в., насчитывает ок. 4,6 тыс. чел. (2013) и имеет ок. 20 приходов. Пресвитерианская церковь Новой Зеландии «Благодать» (Grace Presbyterian Church of New Zealand) включает в настоящее время 20 приходов, создана в 2003 г. консервативными пресвитерианскими общинами на основе Евангелической пресвитерианской церкви, возникшей в 1974 г. в Крайстчерче в результате отделения от Пресвитерианской церкви Новой Зеландии. Конгрегациональный союз Новой Зеландии (Congregational Union of New Zealand), основанный в 1840 г. брит. миссионером Барзиллаем Куаифе как Конгрегациональное товарищество (Congregational Fellowship), насчитывает 850 чел. в 15 общинах (2004). В 1947-1963 гг. Конгрегациональный союз Новой Зеландии взял попечение о христ. общинах на Самоа, Островах Кука, Ниуэ (бывш. церкви Лондонского миссионерского об-ва). В 1963 г. эти общины отделились и сформировали Конгрегациональную церковь островов Тихого океана (Pacific Island Congregational Church). В 1967 г. большинство общин Конгрегационального союза присоединилось к Пресвитерианской церкви Новой Зеландии, меньшинство осталось в рамках самостоятельной орг-ции. Свободная пресвитерианская церковь Шотландии (Free Presbyterian Church of Scotland) имеет на территории Н. З. 4 общины (до 250 чел.), относящиеся к пресвитерии Австралии и Новой Зеландии. В Н. З. существуют многочисленные общины рабочих мигрантов с Самоа, являющихся членами Конгрегациональной христианской церкви Самоа (Congregational Christian Church of Samoa) и отколовшейся от нее Конгрегациональной самоанской церкви Лондонского миссионерского об-ва (Congregational LMS Samoan Church) (в сер. 90-х гг. XX в. обе орг-ции насчитывали ок. 11 тыс. чел. в 100 общинах). На Островах Кука доминирующей деноминацией является конгрегациональная Христианская церковь Островов Кука (Cook Islands Christian Church), имеющая 24 общины на Островах Кука, 22 общины в Н. З. и 15 общин в Австралии. Всего насчитывается ок. 18 тыс. последователей этой орг-ции. На о-ве Ниуэ доминирующей деноминацией является Конгрегациональная христианская церковь Ниуэ (Congregational Christian Church of Niue), к которой принадлежит 67% населения острова (1,19 тыс. чел.), а также ок. 4,5 тыс. проживающих в Н. З. мигрантов с Ниуэ.

http://pravenc.ru/text/2577757.html

Двое святых IV века связаны с этим городом и регионом. Однако очень мало сведений сохранилось об их жизни и деяниях. Одним из них был святитель Мартин (Martin) Тонгеренский. Он был седьмым епископом Тонгерена – кафедры, основанной в начале IV века святителем Матерном (Maternus; † 315). Святитель Мартин был практически полностью сосредоточен на миссионерской деятельности – это объяснялось тем, что в то время в северной Европе было почти повсеместно распространено язычество. Он проповедовал Евангелие в районе Эсбе (Hesbaye), на месте нынешней восточной Бельгии между реками Маас и Шельда. Он скончался примерно в 350-м году. Свт. Серватий Тонгеренский О жизни святителя Серватия (Servatius) Тонгеренского известно гораздо больше. Он, по-видимому, был армянин по происхождению, а также (по тем временам) довольно много путешествовал. Неясно, как он оказался на территории нынешней Бельгии. Известно лишь, что он был последовательным и решительным противником арианства, твердо защищавшим православное учение о Божестве Христа. В этом он был полностью единодушен со святителем Афанасием Великим, Александрийским († 373), с которым, возможно, встречался во время ссылки последнего в Трир (ныне в Германии). Святитель Серватий участвовал в важных Церковных Соборах, таких как Собор в Римини (Аримин). Он также был посланником к римскому Императору Констанцию II. Одна из самых замечательных историй из жизни святителя Серватия дошла до нас через духовного писателя святителя Григория Турского (Gregorius Turonensis; † 594), который рассказывает о пророческом видении святителя Серватия о предстоящем захвате Тонгерена гуннами. Это произошло, когда святитель Серватий, находившийся в паломничестве, молился во время всенощной у гробницы апостола Петра в Риме. Благодаря этому видению, в котором сам апостол явился святителю, он смог заранее организовать перенесение некоторых святынь из Тонгерена в Маастрихт (Maastricht; ныне в Нидерландах). В Маастрихте святой муж мирно почил о Господе в 384-м году и был захоронен.

http://pravoslavie.ru/156192.html

– Меня об этом попросили, – просто ответил отец Стефан. – Прихожане из Амстердама хотели, чтобы я стал их священником. В беседе со мной батюшка много говорил о голландском Православии, о том, что православная вера должна быть открыта для коренных жителей Нидерландов. – В последние десять лет мы замечаем не очень хорошую тенденцию, – говорит он. – Мы видим, что национальные группы основывают «национальные» церкви. Появляется сербский «островок», румынский «островок», болгарский «островок», причем все они углублены в самих себя. Мы теряем существенную часть Православия, мы делаем шаг назад! Многонациональный приход в Амерсфорте открыт для всех: новый «островок» настоятелю не нужен.Богослужения совершаются на голландском, хотя отдельные ектении отец Стефан произносит на других языках (чаще всего – на церковнославянском и арабском). Воскресные литургии посещает, как правило, 40–50 человек. Языковая особенность прихода – это не только признание того факта, что он находится в центре Голландии, но и выражение его миссионерской направленности. – Да, я занимаюсь миссионерством, потому что Христос призывает нас благовествовать, – подчеркнул отец Стефан. – Как я это делаю? Прежде всего, вы сможете научить людей только личным примером. Поэтому мы с женой очень искренни в своей жизни. Мы учим наших прихожан быть примером в семье, на работе. Это занимает много времени, требует повторения. Но если вы хотите созидать Церковь – не здание, а тело Христово, – у вас должно быть искреннее христианство. Во-вторых, я устанавливаю контакты с протестантскими колледжами и университетами, приезжаю к ним беседовать о Православии. В-третьих, мы принимаем активное участие в религиозной жизни Амерсфорта. Мы участвуем в экуменической деятельности, являясь соучредителями регионального Совета Церквей. – Вы полагаете, что таким образом можно донести информацию о Православии до представителей других конфессий? – интересуюсь я. – Вполне возможно и это, но наша первостепенная задача иная. Прежде всего, мы должны следить за тем, чтобы от имени Церкви не провозглашались различные ереси. Если секта или другая Церковь делает какое-то заявление, мы следим за тем, чтобы они не говорили от имени всего христианства… Кроме того, у нас есть обширный опыт работы с исламом. Мы знаем о нем больше, чем университетские профессора. Мы многое можем объяснить, открыв людям глаза.

http://pravoslavie.ru/1407.html

Церковь св. Лебуина в Девентере. Гравюра. 1790 г. Л. первоначально было связано с областью его миссионерской деятельности на р. Эйссел, позднее - с аббатством Верден. Альтфрид в Житии св. Лиудгера сообщает о восстановлении церкви в Девентере, разрушенной саксами, и об обретении мощей Л. Еп. Альберик († 784), преемник аббата Григория во главе диоцеза Утрехт, поручил сделать это св. Лиудгеру ( Angenendt. 2005. S. 90-91). Вскоре после начала строительства храма Л. явился Лиудгеру и указал место у юж. стены, где покоились его мощи, к-рые считались утерянными. После обретения мощей Лиудгер изменил план церкви так, чтобы могила святого находилась внутри храма. Согласно Древнему Житию, в сер. IX в. в Девентере находилась ц. во имя Л., в к-рой совершались чудеса по молитве к святому (per servum suum Lebuinum Dominus virtutes multas operator usque ad hodiernum diem); Альтфрид упоминал также о монашеской общине. В 882 г. церковь была разрушена норманнами, но вскоре восстановлена. По свидетельству еп. Радбода Утрехтского, в день памяти святого в Девентере собирались многочисленные паломники. Укрепление почитания Л. как одного из св. покровителей диоцеза Утрехт было связано с тем, что из-за угрозы набегов викингов в Девентер была временно перенесена резиденция епископа ( Grosse. 1987. S. 18-19). К X в. относятся упоминания Л. в литаниях ( Coens M. Anciennes litanies des saints//AnBoll. 1937. T. 55. P. 67; см. также: Idem. 1952. P. 294) и надпись на чаше, найденной в Девентере, в к-рой говорится о Л. (Liafuini - Pollman. 1928. S. 287). По указанию еп. Бернольда (1027-1054) на месте старого храма была построена базилика во имя Девы Марии и Л.; заменившая ее готическая зальная церковь (возведена между 1450 и 1525) в наст. время принадлежит Протестантской Церкви Нидерландов. Реликварий с мощами святого хранится в католич. ц. во имя Л. (бывш. францисканская церковь) в Девентере. Поблизости, в сел. Вилп, сохранилась протестант. ц. во имя Л. (XII в., перестроена в XVI в.), возведенная на месте 1-го оратория, который построил святой. В средние века почитание Л. получило распространение в соседних регионах; поминовение святого совершалось в нек-рых церквах и мон-рях Фландрии, напр. в аббатстве св. Бавона в Генте ( Coens, Straeten. 1966. P. 157).

http://pravenc.ru/text/2463217.html

Свою и римскую позицию относительно Пасхи Беда обосновывает в длиннейшем письме к королю пиктов Нейтону (V, 21). Ее же он вкладывает в уста епископа Вилфрида в его речи на соборе в Витби. Биограф Вилфрида Эдди, у которого Беда заимствовал сюжетную канву, передает эту речь гораздо короче. Вероятно, Беда, следуя Фукидиду и другим античным историкам, приписал своим героям те слова, которые они, по его мнению, должны были произносить в соответствующих обстоятельствах. Не прояснил он и подлинных причин принятия римской Пасхи, противниками которой первоначально были и король Нортумбрии Освиу, и аббатисса Витби Хильда, и епископ Хад (все они учились у ирландских монахов). Скорее всего, эти причины были политическими, но об этом историкам остается только гадать. Для Беды важнее очередное чудо–переход большинства участников собора, убежденных речами Вилфрида и его сторонников, на сторону истины. Следствием собора в Витби была победа Рима над Ирландией. Ирландские монахи покинули Нортумбрию, и несколько лет вся английская церковь находилась в состоянии кризиса. Такие подвижники, как Хад, Кутберт, Хильда, глубоко переживали изгнание своих ирландских учителей и фактически отошли от дел. Положение спасли энергичные усилия епископа Вилфрида и особенно Теодора, которого папа в 668 г. назначил архиепископом Кентерберийским. Этот 66–летний греческий монах из Тарса не был приверженцем ни одной из двух партий и смог сплотить церковь, а главное–реорганизовать ее в соответствии с новыми требованиями. Он усовершенствовал церковное управление на местах путем разукрупнения диоцезов, организовал обучение клириков в созданной им школе в Кентербери и развернул миссионерскую кампанию, в результате которой Нидерланды, а потом и Германия стали провинциями Римской церкви. Конечно, Теодор вызывал восхищение Беды, но он принадлежал к тому же типу «администраторов», глубинно чуждому автору «Истории». Говоря о простоте и смирении ирландских монахов (III, 26), он дает понять, что именно с их изгнанием моральное состояние английской церкви начало ухудшаться.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Чтобы не зависеть от находившейся под контролем англичан ГРЦЮА, в 1853 г. часть ее приходов в бурских республиках создали новую религиозную организацию — Голландскую реформатскую церковь Африки (ГРЦА). В 1856 г., после провозглашения Южно-Африканской Республики (Трансвааль), ГРЦА получила в ней статус государственной, а 9-я статья конституции этой страны гласила: «Народ не желает установления равенства между цветными и белыми как в церкви, так и в государстве» . Сходная статья была внесена и в конституцию другой бурской республики — Оранжевого Свободного Государства. В свою очередь, от ГРЦА в 1859 г. откололась Реформатская церковь Южной Африки (РЦЮА). Причиной этого стали разногласия между либеральным и консервативным крылом ГРЦА. Консерваторов возглавил видный политический и религиозный деятель П. Крюгер; его сторонники «допперы» (ортодоксальные кальвинисты) требовали буквального соблюдения постановлений Дордрехтского синода 1618–1619 гг. Реформатской церкви Нидерландов, запрещавшего крещение «детей язычников» . Таким образом, оказалось, что реформатство в Южной Африке стало представлено тремя независимыми церквями. В связи с теологическими спорами относительно необходимости приобщения африканского населения к христианской религии начало целенаправленной миссионерской деятельности реформатских проповедников среди коренного населения Южной Африки относится к значительно более позднему периоду, чем у других христианских церквей. В результате к середине XIX в. в Капской колонии насчитывалось лишь 13 реформатских миссий . К началу 1850-х гг. миссионерская деятельность ГРЦЮА ограничивалась в основном территорией Капской колонии и была обращена прежде всего к цветному населению. Однако в 1857 г. было все же принято решение об организации отдельных «туземных» приходов и для бантуязычного населения. Новый этап миссионерства Голландской реформатской церкви Южной Африки, в результате которого ее влияние вышло за пределы Капской колонии, наступил лишь после 1866 г. и был в значительной степени обусловлен началом «алмазной лихорадки» в Кимберли .

http://bogoslov.ru/article/6195794

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРОН [лат. Hieron, Ieron; нидерланд. Jeroen] († ок. 856, Нортго, ныне Нордвейк, Нидерланды), мч. Фрисландский (пам. зап. 17 авг., с 1995 - в 1-е воскресенье сент.). Основные источники сведений об И.- анонимное Житие и рассказ о переносе мощей (translatio), составленные, вероятно, монахом бенедиктинского мон-ря Эгмонд во 2-й пол. XI в. и переработанные в нач. XII в. Как предположил издатель Жития О. Опперманн, автор был недостаточно осведомлен о жизни И. и, работая над жизнеописанием мученика, скомпилировал отрывки Житий св. Агаты, свт. Мартина, св. Бонифация (Винфрида), св. Адальберта Эгмондского и «Диалогов» свт. Григория I Великого . Согласно Житию, И. род. на Британских о-вах (вероятно, в Ирландии или Шотландии). Ок. 847 г. отправился во Фрисландию проповедовать христ. веру. Св. Гунгер , еп. Утрехтский, выделил ему для миссионерской деятельности район Нортго. При И. здесь была основана 1-я церковь - во имя свт. Мартина Милостивого . Во время одного из набегов викингов (в Житии указан 856, однако эту дату следует считать условной) святой был схвачен и обезглавлен. Спустя столетие, в 955 г., мученик явился во сне некоему мирянину Нотбоду и повелел ему перенести мощи из Нордвейка в мон-рь Эгмонд. Выбор мон-ря для захоронения мощей, вероятно, был связан с проведенными в сер. X в. преобразованиями: ок. 950 г. гр. Голландии Дитрих I велел перенести сюда мощи св. Адальберта, проповедника из Нортумбрии, спутника св. Виллиброрда , и преобразовать мон-рь в мужской, переселив в него общину монахов из Гента. С этого времени Эгмонд становится главным мон-рем Фрисландии и графской усыпальницей. На месте древнего захоронения мученика ок. 980 г. была установлена часовня в романском стиле. Широкому распространению почитания мученика способствовал в т. ч. экономический рост рыбацкого Нордвейка, покровителем к-рого считался И. В 1303 г. началось строительство нового, готического храма на месте романского. В ходе работ в 1316 г. под старым алтарем был обнаружен череп. Поскольку алтарь находился на месте, где неск. веков назад были обретены мощи И., найденные останки, к-рые идентифицировали как мощи мученика, поместили в алтарь нового храма. С 1429 г. указом архиеп. Утрехтского Зведера ван Кюлемборга И. стал почитаться на территории всего еп-ства, г. Нордвейк объявлен паломническим центром (оставался таковым до Реформации ).

http://pravenc.ru/text/293692.html

Созданный в 1933 г. «Швейцарский комитет для помощи Русской Церкви в эмиграции и ее юношеской работе» организовывал миссионерские поездки небольшого церковного хора Сергиевского подворья и лектора проф. Льва Зандера по Швейцарии, Голландии, Дании, Норвегии, Швеции, Англии, Нидерландам. Встречи начинались с получасового доклада о сущности православия, затем выступал хор, причем исполнение церковных песнопений сопровождалось объяснением православного богослужения и обрядов. «Слушая вас, мы ощущаем бесконечное богатство православия. Вы сослужили огромную службу сближению наших Церквей» — так оценивал эти встречи архиеп. Кентерберийский Космо Ланг С. 282]. По разным адресам русского рассеяния рассылались «Сергиевские листки», издаваемые при институте по типу знаменитых в России троицких или почаевских изданий. Важной вехой в истории института стали послевоенные годы, когда к профессорско-преподавательской корпорации присоединились его выпускники: А. Князев (выпуск 1943 г.), А. Шмеман (выпуск 1945 г.), И. Мейендорф (выпуск 1949 г.), Н. Осоргин (выпуск 1950 г.), П. Евдокимов (выпуск 1928 г.), Б. Бобринский (выпуск 1949 г.). Однако вскоре (в 1950—1951 гг.) институт лишился выдающихся богословов — о. Г. Флоровского и переехавших вместе с ним А. Шмемана и И. Мейендорфа в США, где они начали преподавать в Свято-Владимирской семинарии. С 1925 г. стал выходить журнал «Путь», издание Религиознофилософской академии, созданной в Берлине (1922), затем переведенной в Париж (1925), в которой читались публичные лекции на религиозно-философские темы. Первым главным редактором журнала стал философ Н. А. Бердяев, много потрудившийся для того, чтобы Запад узнал наших православных философов и православие. Бердяев много писал о трагедии Церкви и трагедии культуры, о проблеме прогрессирующей секуляризации всех сфер жизни человека. Н. С. Арсеньев писал, что Николай Бердяев — писатель, глубоко согретый духом христианской свободы, глубокий христианский мыслитель, один из самых крупных ценителей современной нашей философской литературы, от которой мы ожидаем еще многих ценных плодов творчества. Не забываем, однако, об одном, и притом самом основном и самом важном, — лишь глазами любви, которые проникают вглубь, раскрывается истинная духовная сущность христианства.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010