В 1925 г. переселился в Париж, читал лекции по логике, философии и сравнительному богословию в Православном богословском институте прп. Сергия Радонежского , работал библиотекарем ин-та, одновременно участвовал в создании кружков РСХД. В 1929 г. З. избран секретарем РСХД в Прибалтике, где до 1933 г. занимался миссионерской работой среди студентов. По возвращении во Францию избран финансовым секретарем Богословского ин-та и генеральным секретарем РСХД. Выступал с лекциями о Православии в Швейцарии, Великобритании, Нидерландах, Дании, Швеции, Норвегии. Был организатором поездок хора студентов Богословского ин-та по европ. странам, выступления хора сопровождались пояснительными комментариями З. (см. об этом в его кн. «Песнь Господня», 1981). Принимал участие в экуменических съездах 1937 г.- «Жизнь и деятельность» (Life and Work, Оксфорд), «Вера и устройство» (Faith and Order, Лозанна, Эдинбург) и в амстердамском съезде 1939 г. В 1941 г. З. был помещен в нем. лагерь для интернированных Фронтшталаг 122 (в Руайальё, пригороде Компьеня) из-за служебных связей с Великобританией и США, провел в заключении неск. месяцев ( Зандер В. А. 1984. 141. С. 214-215). Во время войны писал статьи и издавал «Вестник церковной жизни» (см.: «Вестник Русского христианского движения» ), единственный журнал во Франции, печатавшийся в эти годы на ротаторе. По окончании войны продолжал работу в Богословском ин-те. Участвовал в экуменических съездах - в Осло (1947), Амстердаме (1948), Торонто (1950). Был членом Албания святого и прп. Сергия содружества . В 1960 г. получил степень д-ра (honoris causa) в Богословском ин-те и в том же году степень д-ра богословия в ун-те Марбурга. Последние 7 лет жизни З. вел в Богословском ин-те литургический семинар. Летом 1964 г. прочитал 6-недельный курс лекций о Православии на богословском фак-те Берлинского ун-та. З. умер от сердечного приступа. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. Его жена Валентина Александровна Зандер (урожд. Калашникова; 1894-1989) - правосл. духовная писательница, иконописец и церковный публицист. Работала вместе с З. секретарем РСХД в Прибалтике, была секретарем Женских богословских курсов в Париже. Автор популярных книг: «О русских православных братствах» (1925, под фам. Калашникова), «Les implications sociales de la doctrine de la Trinité» (Социальные последствия учения о Троице, 1936), «La fête de l " Épiphanie» (Праздник Богоявления, 1947), «La Pentecôte» (Пятидесятница, 1948), «La fête de Noël» (Праздник Рождества, 1949), «Преподобный Серафим Саровский» (1963), «Христос - Новая Пасха: Богослужения Страстной седмицы и Пасхи» (Брюссель, 1964) и ряда статей в журналах «Путь» (Икона Св. Троицы - 1931. 31. С. 30-52), «Вестник РСХД» (в т. ч. о матери Марии (Скобцовой) - 1955. 36. С. 3-7), «Русское возрождение»обители прп. Серафима - 1983. 22-24; То же - 2003. 82. С. 45-101).

http://pravenc.ru/text/182553.html

– Меня об этом попросили, – просто ответил отец Стефан. – Прихожане из Амстердама хотели, чтобы я стал их священником. В беседе со мной батюшка много говорил о голландском Православии, о том, что православная вера должна быть открыта для коренных жителей Нидерландов. – В последние десять лет мы замечаем не очень хорошую тенденцию, – говорит он. – Мы видим, что национальные группы основывают «национальные» церкви. Появляется сербский «островок», румынский «островок», болгарский «островок», причем все они углублены в самих себя. Мы теряем существенную часть Православия, мы делаем шаг назад! Многонациональный приход в Амерсфорте открыт для всех: новый «островок» настоятелю не нужен.Богослужения совершаются на голландском, хотя отдельные ектении отец Стефан произносит на других языках (чаще всего – на церковнославянском и арабском). Воскресные литургии посещает, как правило, 40–50 человек. Языковая особенность прихода – это не только признание того факта, что он находится в центре Голландии, но и выражение его миссионерской направленности. – Да, я занимаюсь миссионерством, потому что Христос призывает нас благовествовать, – подчеркнул отец Стефан. – Как я это делаю? Прежде всего, вы сможете научить людей только личным примером. Поэтому мы с женой очень искренни в своей жизни. Мы учим наших прихожан быть примером в семье, на работе. Это занимает много времени, требует повторения. Но если вы хотите созидать Церковь – не здание, а тело Христово, – у вас должно быть искреннее христианство. Во-вторых, я устанавливаю контакты с протестантскими колледжами и университетами, приезжаю к ним беседовать о Православии. В-третьих, мы принимаем активное участие в религиозной жизни Амерсфорта. Мы участвуем в экуменической деятельности, являясь соучредителями регионального Совета Церквей. – Вы полагаете, что таким образом можно донести информацию о Православии до представителей других конфессий? – интересуюсь я. – Вполне возможно и это, но наша первостепенная задача иная. Прежде всего, мы должны следить за тем, чтобы от имени Церкви не провозглашались различные ереси. Если секта или другая Церковь делает какое-то заявление, мы следим за тем, чтобы они не говорили от имени всего христианства… Кроме того, у нас есть обширный опыт работы с исламом. Мы знаем о нем больше, чем университетские профессора. Мы многое можем объяснить, открыв людям глаза.

http://pravoslavie.ru/1407.html

В период ранних меровингов Нидерланды в значительной степени обладали независимостью, а их фризская часть была полностью независима от власти франков. С ростом могущества франкского дворянства в течении первой половины шестого столетия положение вещей стало меняться. В 687 г. Пипин Второй сокрушил «майордома» Нейстрии (Австразия включает в себя «Арденны и верхнее Мойзе», а Нейстрия  была «западной частью франкского меровингского королевства»), что позволило ему направить свое внимание на север. В 689 г. у Дорестата он сокрушил фризского короля Радбода. Франкское могущество и христианская вера франков вызвали возмущение фризов, которые в первом усмотрели угрозу их древним свободам, а во втором – инструмент франкского империализма. Поэтому, Радбод был решительным сторонником язычества.   ПЕРВЫЕ МИССИОНЕРЫ: ФРАНКСКИЕ ЕПИСКОПЫ-МИССИОНЕРЫ В БЕЛЬГИИ Пипин Короткий Миссионерская деятельность франкских епископов, получивших образование при дворе Нейстрии, началась всерьез при содействии короля Дагоберта (годы правления: 623-629 вместе со своим отцом, 629-639 единолично). Фризское королевство «стало приобретать все большее значение для франкского королевства, из-за чрезвычайно важной роли, которую играли маршруты торговли и обмена между Шельдтом и Везером», начиная с правления отца Дагоберта, короля Хлотара Второго (годы правления: 584-629). Экспансия франкской державы не представляла собой главного предмета заботы миссионеров, она была одной из главных задач франкских королей, которые миссионерам помогали. Аквитанец св. Амандус (ум. 659) помогал основывать «монастыри по всей Фландрии, в частности в Эльноне (позже Сен-Аманд), Генте и Антверпе» (чтобы получить примерное представление об охвате его миссионерской деятельности см. карты Приложения). Король Дагоберт щедро поддерживал подобные миссионерские предприятия, особенно в форме фискальных (коронных) земель. Св. Амандус был «посвящен в сан епископа в 628 г. без определенной епархии, получив общие полномочия проповедовать веру язычникам. Он проповедовал Евангелие во Фландрии и среди славян в Каринтии». Затем был изгнан Дагобертом за осуждение «скандальных преступлений» короля и вел миссионерскую работу среди язычников Гаскони и Наварры. Вскоре Дагоберт раскаялся, снова призвал св. Амандуса и бросился к его ногам, прося прощения. Св. Амандус вернулся к миссионерской деятельности – на этот раз в окрестностях Гента.

http://pravoslavie.ru/2000.html

Творческое наследие Г. составляет свыше 90 произведений. Мировую известность автору принесли сочинения в области права: 1. «De jure praedae» (О праве добычи, 1604-1605), 12-я гл. к-рого была опубликована в 1609 г. как самостоятельное произведение под названием «Mare liberum, sive de jure quod Batavis competit Indicana commercia» (Свободное море, или о праве, принадлежащем голландцам в области торговли с Индией). 2. «Inleidinghe tot de Hollandsche Rechtsgeleerdheid» (Введение в изучение права Голландии, изд. 1631), написано во время заключения в замке Лувестейн, впосл. вплоть до введения в Нидерландах в 1809 г. Кодекса Наполеона было основой голл. права. 3. Посвященное франц. кор. Людовику XIII соч. «De jure belli ac pacis» (О праве войны и мира, в 3 кн., 1625), в к-ром Г. исследовал вопросы международного, гражданского и уголовного права, войны и мира, власти и гос. устройства. Оно сразу же было переведено на мн. европ. языки и, несмотря на внесение его в 1627 г. в Индекс запрещенных книг (где находилось до 1900), к сер. XVIII в. выдержало 45 изданий. Г. принадлежит ряд богословских сочинений и библейские комментарии: 1. «Pietas Ordinum Hollandiae ac Westfrisiae vindicata» (Религиозность Голландии и Зап. Фрисландии, 1613). 2. «Defensio fidei catholicae de satisfactione Christi adversus Faustum Socinum Senensem» (Защита кафолической веры по поводу теории удовлетворения Христа, против Фауста Социна Сиенского, 1617). 3. Написанное первоначально на нидерланд. языке стихами под названием «Bewijs van den waren Godsdienst», а в 1627 г. вышедшее в лат. переводе прозой соч. «De veritate religionis Christianae» (Об истинности христианской религии) представляет собой популярную апологию христианства, адресованную голл. морякам, имевшим общение с людьми др. религий. Оно было переведено на мн. языки, в т. ч. на араб., персид., кит., для использования в миссионерской работе, на рус. язык переведено в 1768 г. преподавателем Московского ун-та свящ. Петром Алексеевым . 4. «Annotationes in Vetus et Novum Testamentum» (Примечания к Ветхому и Новому Заветам, изд. 1642-1650). 5. «Via ad pacem ecclesiasticam» (Путь к церковному миру, 1642) и др. Собрание библейско-богословских сочинений Г. было издано в Лондоне в 1679 г. его сыном.

http://pravenc.ru/text/Гроций.html

Согласно раннему Житию Гертруды, мать помогала ей управлять аббатством, хотя формально и не являлась настоятельницей. И. заботилась об образовании монахинь, заказывала для обители рукописи в Риме и Британии, поддерживала связь с ирл. миссионерами. Под влиянием ирл. монашеской традиции мон-рь в Нивелле имел статус двойного (мужского и женского). Ок. 650 г. И. пригласила в Нивеллу прибывших из Ирландии монахов во главе с еп. св. Фоллианом и его братом св. Ультаном . Вероятно, с согласия Гримоальда И. выделила Фоллиану и его спутникам имение Беброна (ныне Фос-ла-Виль, Бельгия), где ирл. монахи основали мон-рь. Между общинами наладились прочные связи, монахи на средства И. продолжили миссионерскую деятельность за пределами обители. Святая скончалась в возрасте ок. 60 лет и была похоронена в монастырской ц. св. Петра (ныне коллегиальная ц. св. Гертруды). Дни поминовения И. указываются в дополнениях к Мартирологу Узуарда (8 мая и 5 нояб.). Обычай устраивать процессии с мощами И. во время различных бедствий существовал вплоть до франц. оккупации Австрийских Нидерландов (1792). Ист.: Vita S. Geretrudis//MGH. Scr. Mer. T. 2. P. 455-457; Additamentum Nivialense de Fuiliano//Ibid. T. 4. P. 449-451; Stephanus. Vita S. Modoaldi. 1//ActaSS. Mai. T. 3. P. 52; ActaSS. Mai. T. 2. P. 307-308. Лит.: Moreau É., de. Histoire de l " Église en Belgique. Brux., 1945. T. 1: La formation de la Belgique chrétienne des origines au milieu du Xe siècle. P. 134, 144-145; Hoebanx J.-J. L " abbaye de Nivelles des origines au XIVe siècle. Brux., 1952; Haenens A. Ita//BiblSS. Vol. 7. Col. 988; Dierkens A. St. Amand et la fondation de l " abbaye de Nivelles//Saint Géry et la christianisation dans le nord de la Gaule Ve - IXe siècles: Actes du Colloque, 5-7 oct. 1984/Éd. M. Rouche. Villeneuve d " Ascq, 1986. P. 325-334. (Rev. du Nord; 69); Gaillard M. Les fondations d " abbayes féminines dans le Nord et l " Est de la Gaule à la fin du Ve siècle//Revue d " Histoire de l " Église de France. P., 1990. T. 76. P. 5-20; Missone D. Iduberge//DHGE. T. 25. Col. 659-660; Effros B. Symbolic Expressions of Sanctity: Gertrude of Nivelles in the Context of Merovingian Mortuary Custom//Viator. Turnhout, 1996. T. 27. P. 1-10; Santinelli E. Des femmes éplorées?: Les veuves dans la société aristocratique du haut Moyen Âge. Villeneuve d " Ascq, 2003; Thiellet C. Femmes, reines et saintes (Ve-XIe siècles). P., 2004.

http://pravenc.ru/text/293553.html

Двое святых IV века связаны с этим городом и регионом. Однако очень мало сведений сохранилось об их жизни и деяниях. Одним из них был святитель Мартин (Martin) Тонгеренский. Он был седьмым епископом Тонгерена – кафедры, основанной в начале IV века святителем Матерном (Maternus; † 315). Святитель Мартин был практически полностью сосредоточен на миссионерской деятельности – это объяснялось тем, что в то время в северной Европе было почти повсеместно распространено язычество. Он проповедовал Евангелие в районе Эсбе (Hesbaye), на месте нынешней восточной Бельгии между реками Маас и Шельда. Он скончался примерно в 350-м году. Свт. Серватий Тонгеренский О жизни святителя Серватия (Servatius) Тонгеренского известно гораздо больше. Он, по-видимому, был армянин по происхождению, а также (по тем временам) довольно много путешествовал. Неясно, как он оказался на территории нынешней Бельгии. Известно лишь, что он был последовательным и решительным противником арианства, твердо защищавшим православное учение о Божестве Христа. В этом он был полностью единодушен со святителем Афанасием Великим, Александрийским († 373), с которым, возможно, встречался во время ссылки последнего в Трир (ныне в Германии). Святитель Серватий участвовал в важных Церковных Соборах, таких как Собор в Римини (Аримин). Он также был посланником к римскому Императору Констанцию II. Одна из самых замечательных историй из жизни святителя Серватия дошла до нас через духовного писателя святителя Григория Турского (Gregorius Turonensis; † 594), который рассказывает о пророческом видении святителя Серватия о предстоящем захвате Тонгерена гуннами. Это произошло, когда святитель Серватий, находившийся в паломничестве, молился во время всенощной у гробницы апостола Петра в Риме. Благодаря этому видению, в котором сам апостол явился святителю, он смог заранее организовать перенесение некоторых святынь из Тонгерена в Маастрихт (Maastricht; ныне в Нидерландах). В Маастрихте святой муж мирно почил о Господе в 384-м году и был захоронен.

http://pravoslavie.ru/156192.html

Церковь св. Лебуина в Девентере. Гравюра. 1790 г. Л. первоначально было связано с областью его миссионерской деятельности на р. Эйссел, позднее - с аббатством Верден. Альтфрид в Житии св. Лиудгера сообщает о восстановлении церкви в Девентере, разрушенной саксами, и об обретении мощей Л. Еп. Альберик († 784), преемник аббата Григория во главе диоцеза Утрехт, поручил сделать это св. Лиудгеру ( Angenendt. 2005. S. 90-91). Вскоре после начала строительства храма Л. явился Лиудгеру и указал место у юж. стены, где покоились его мощи, к-рые считались утерянными. После обретения мощей Лиудгер изменил план церкви так, чтобы могила святого находилась внутри храма. Согласно Древнему Житию, в сер. IX в. в Девентере находилась ц. во имя Л., в к-рой совершались чудеса по молитве к святому (per servum suum Lebuinum Dominus virtutes multas operator usque ad hodiernum diem); Альтфрид упоминал также о монашеской общине. В 882 г. церковь была разрушена норманнами, но вскоре восстановлена. По свидетельству еп. Радбода Утрехтского, в день памяти святого в Девентере собирались многочисленные паломники. Укрепление почитания Л. как одного из св. покровителей диоцеза Утрехт было связано с тем, что из-за угрозы набегов викингов в Девентер была временно перенесена резиденция епископа ( Grosse. 1987. S. 18-19). К X в. относятся упоминания Л. в литаниях ( Coens M. Anciennes litanies des saints//AnBoll. 1937. T. 55. P. 67; см. также: Idem. 1952. P. 294) и надпись на чаше, найденной в Девентере, в к-рой говорится о Л. (Liafuini - Pollman. 1928. S. 287). По указанию еп. Бернольда (1027-1054) на месте старого храма была построена базилика во имя Девы Марии и Л.; заменившая ее готическая зальная церковь (возведена между 1450 и 1525) в наст. время принадлежит Протестантской Церкви Нидерландов. Реликварий с мощами святого хранится в католич. ц. во имя Л. (бывш. францисканская церковь) в Девентере. Поблизости, в сел. Вилп, сохранилась протестант. ц. во имя Л. (XII в., перестроена в XVI в.), возведенная на месте 1-го оратория, который построил святой. В средние века почитание Л. получило распространение в соседних регионах; поминовение святого совершалось в нек-рых церквах и мон-рях Фландрии, напр. в аббатстве св. Бавона в Генте ( Coens, Straeten. 1966. P. 157).

http://pravenc.ru/text/2463217.html

леди Эренбург открыла первую В. ш. для членов гос. Шведской Церкви. В Норвегии В. ш. появились благодаря активности свободных церквей в 50-х гг. XIX в. В Нидерландах, Швейцарии и Франции, а позднее и в Германии В. ш. также получили широкое распространение. В др. странах мира появление В. ш. было связано с деятельностью протестант. миссионерских орг-ций. В Сев. Америке Первые сведения о детских В. ш. относятся к XVII в. (Плимут, 1669; Роксбери, 1674), но только в 1786 г. появилась школа, созданная по системе Рейкса. Она была основана в Ганновере методистским проповедником Ф. Асбери . В Сев. Америке В. ш. изначально не разделялись по деноминационной принадлежности и были ориентированы больше на изучение Библии, чем на катехизисы определенных конфессий. Кроме того, если в Англии движение В. ш. начиналось как благотворительное служение среди бедных слоев населения, то в Америке из-за отсутствия общенациональной системы образования и освоения новых отдаленных территорий В. ш. охватили все население. В соответствии с переписью, к-рую провело Бюро образования (U. S. Census Bureau of Education) в 1800 г., средний американец проводил в школе не более 82 дней. В Филадельфии епископы Уильям Уайт, Бенджамин Раш, Мэтью Кэри и др. основали Об-во воскресной школы (Sabbath School Societe; др. название «Первый день» (The First Day), 1790) для учреждения в. ш.; через год В. ш. появились в Бостоне и Нью-Йорке. В Филадельфии работали Об-во для обучения бедных девочек (с 1804), Об-во евангелических воскресных школ (с 1808); в Нью-Йорке были созданы Союз женских воскресных школ и Об-во мужских воскресных школ (в 1816). Постепенно небольшие союзы и об-ва В. ш. объединились в более крупные. В 1824 г. Филадельфийский союз воскресных школ и школ для взрослых стал общенациональным и изменил свое название на Союз американских воскресных школ (American Sunday Schools Union). Его члены, представители различных христ. деноминаций (в основном мирян), вели активную пропагандистскую и издательскую деятельность.

http://pravenc.ru/text/155346.html

Русская Православная Церковь и экуменическое движение Протоиерей Максим Козлов Прежде чем говорить об участии Русской Православной Церкви в экуменическом движении, следует сделать некоторые уточнения. В собственном смысле слова под экуменическим движением понимают движение многочисленных, главным образом протестантских, деноминаций, декларирующих своей целью достижение возможно полного единства между последователями различных христианских исповеданий. Первой конференцией различных христианских исповеданий стала Всемирная миссионерская конференция в июне 1910 года в городе Эдинбурге, одна из комиссий которой называлась «Сотрудничество в области достижения единства». Конференция прошла без участия православных представителей. Почти одновременно, в октябре 1910 года, на ежегодной конференции Американской Епископальной Церкви в городе Цинциннати (Соединенные Штаты Америки) была принята резолюция об образовании специальной комиссии для созыва всемирной конференции по вопросам веры и церковного устройства. Отсюда эту дату, 19 октября 1910 года, можно с определенной долей условности считать началом экуменического движения в современном смысле этого слова. Это решение привело впоследствии к созданию так называемого Всемирного Совета Церквей. Решение о создании Всемирного Совета Церквей (ныне широко употребляемая аббревиатура ВСЦ) было принято в мае 1938 года на консультативной конференции в городе Утрехте (Нидерланды). А первая ассамблея Всемирного Совета Церквей, состоявшаяся в 1948 году в Амстердаме, по существу завершила процесс организационного оформления экуменического движения. Таким образом, применительно к истории Русской Православной Церкви до 1917 года представляется вообще затруднительным использование термина «экуменическое движение». В этом смысле название таких книг как «Православие и экуменизм» с привлечением материала XVIII–XIX веков чисто исторически не вполне корректно. Целесообразно говорить лишь о межконфессиональных контактах Русской Церкви. В этот период истории Русской Церкви с точки зрения рассматриваемой нами темы нас могут интересовать, во-первых, высказывания авторитетных иерархов, богословов, подвижников благочестия Российской Церкви, многие из которых ныне канонизированы, по вопросам, касающимся отношения Православной Церкви к инославию и вопросам церковного единства и церковного общения, а также, естественно, официальные суждения священноначалия, Святейшего Синода по данным проблемам. Во-вторых, нас также должны интересовать непосредственные  контакты Российской Церкви с инославным миром, как на личном уровне (известная переписка А.С.Хомякова с архидиаконом Англиканской Церкви Уильямом Пальмером), так и на официальном уровне, контакты, имевшие своей целью вероисповедное единство и установление полного церковного общения.

http://pravoslavie.ru/475.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВАНГЕЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ КАЛИМАНТАНА [англ. Gereja Kalimantan Evangelis], одна из крупнейших протестант. церквей Малайзии. Е. ц. К. считает датой своего основания 26 июня 1835 г., когда на о-в Калимантан (Борнео) прибыли первые протестант. миссионеры. Наиболее плодотворной оказалась деятельность немцев из Рейнского миссионерского об-ва, к-рые, получив официальное разрешение от нидерланд. правительства, начали работать с племенами даяков. В 1859 г., во время восстания местных племен против нидерланд. властей, 4 миссионера и члены их семей (9 чел.) были убиты даяками. Подавив восстание, правительство ввело запрет на миссионерскую работу в регионе (до 1866). После первой мировой войны Рейнское миссионерское об-во испытывало серьезные финансовые трудности и было вынуждено передать Калимантан под эгиду швейцар. Базельской миссии. В этот период на острове насчитывалось 3,7 тыс. даяков-христиан, 17 миссионеров, 72 местных учителя и евангелиста, действовали 11 миссионерских станций и 33 миссионерских поста. В апр. 1935 г. в Куалакапуасе (Центр. Калимантан) был созван Генеральный синод Е. ц. К. 5 апр. его делегаты объявили о создании Даякской евангелической церкви. На следующий день состоялось 6 ординаций пасторов-даяков, был избран Исполнительный комитет для координации деятельности Генеральных синодов. Хотя церковь объединяла более 10 тыс. членов (96 конгрегаций) и считалась независимой, ее деятельность контролировалась руководством Базельской миссии. К 1939 г. численность Е. ц. К. превысила 15 тыс. чел., в т. ч. из местных жителей несли службу 16 пасторов, 23 евангелиста, 158 учителей и 40 миссионеров. Ситуация изменилась во время второй мировой войны. Когда гитлеровские войска вошли в Нидерланды, все немцы, находившиеся на территории Индонезии, были арестованы, включая миссионеров. В 1941 г., после того как японцы оккупировали Калимантан, были репрессированы проживавшие на острове голландцы, в т. ч. миссионеры. 7 миссионеров были убиты японцами. После войны Е. ц. К. пережила не менее тяжелые времена в период подъема национально-освободительного движения и усиления национализма в стране. Все контакты с зап. миссиями были прерваны. Однако Е. ц. К. нашла свое место в независимой Малайзии, уделив основное внимание социальной деятельности среди населения. Церковь содержит сеть лечебных учреждений в различных частях острова, техническую школу в с. Мандумай, сельскохозяйственную школу в Тумбанг-Лаханге и неск. общеобразовательных школ. Пасторов готовят в семинарии Банджармасин, учителей для религиозных школ - в учебном центре в Понтианаке (Зап. Калимантан). В 2007 г. Е. ц. К. насчитывает более 220 тыс. чел. (940 конгрегаций).

http://pravenc.ru/text/180958.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010