Дворец гр. А. И. Мусина-Пушкина на Разгуляе в Москве. 1790–1800-е гг. Фотография. Нач. XX в. Дворец гр. А. И. Мусина-Пушкина на Разгуляе в Москве. 1790–1800-е гг. Фотография. Нач. XX в. В дальнейшем коллекция М.-П. пополнилась рукописями из собраний гр. Г. И. Головкина, историка и археолога А. Н. Оленина, прот. П. А. Алексеева, Астраханского и Ставропольского архиеп. Никифора (Феотоки) . Большую коллекцию ростовских и ярославских древностей М.-П. получил благодаря знакомству с Ярославским и Ростовским архиеп. Арсением (Верещагиным) . Архангелогородский архиеп. Аполлос (Байбаков) специально завещал М.-П. книжные редкости и летописи. Екатеринославский, Херсонский и Таврический архиеп. Иов (Потёмкин) подарил ему неск. редких книг, найденных в Польше, в т. ч. Литовский статут, напечатанный «славянскими буквами» в Вильно в 1588 г. Неск. своих рукописных сочинений отдал М.-П. поэт Державин. В коллекцию М.-П. поступали целые б-ки с личными архивами (с 1791 - А. А. Барсова, профессора Московского ун-та, и с 1794 - Болтина, к-рую специально приобрела для собрания императрица) или их значительная часть (рукописи и книжное собрание Елагина и историка Татищева, б-ка архим. Иоиля (Быковского)). Большое место в коллекции М.-П. заняли черновые бумаги выдающихся личностей. Первыми были черновики имп. Екатерины II к «Запискам касательно Российской истории» и к новому уложению, к-рые собирателю подарила сама императрица. Затем к ним добавились рукописи митр. Ростовского свт. Димитрия (Савича (Туптало)) , митрополитов Гавриила (Петрова), Киевского Самуила (Миславского) , архиеп. Арсения (Верещагина). В собрании М.-П. находился сборник на пергамене с Житием вел. кн. св. Владимира. Наиболее известные памятники из собрания М.-П.- «Слово о полку Игореве» (XII в.) и Лаврентьевская летопись (ныне в отделе рукописей РНБ). Со слов М.-П., его комиссионер в 1795 г. приобрел рукопись «Слова...» у архим. Иоиля (Быковского), бывш. настоятеля обращенного к тому времени в архиерейский дом ярославского в честь Преображения Господня монастыря . Но установлено, что М.-П., будучи обер-прокурором Синода, получил сборник, содержавший «Слово...», из б-ки Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря и присвоил его себе ( Бобров. 2014). Осенью 1791 г., согласно повелению имп. Екатерины II, эту рукопись вместе с другими, «до российской истории относящимся», прислали митр. Гавриилу (Петрову), к-рый в соответствии все с тем же повелением императрицы собирал древние рукописи, посещая мон-ри своей епархии. В дек. того же года митрополит переслал рукопись в Синод к М.-П.

http://pravenc.ru/text/2564398.html

В Киевской Академии в начале XVIII в. тон задавала схоластико–богословская система Иоасафа Кроковского, которая, как отметил Макарий Булгаков, собственно говоря, представляет собой не систему, а ряд трактатов. Богословская система Феофана Прокоповича, которую он, хотя и не до конца, изложил в своих лекциях 1711–1715 гг. в Киевской Академии, также состояла из семи трактатов, но в противоположность курсам его предшественников носила явные признаки сильного воздействия протестантизма  . Наиболее значительным из преемников Феофана был ректор академии архимандрит Сильвестр Кулябка. Курс лекций, прочитанный им в 1741–1745 гг. и опубликованный также в форме трактатов в 1786 г. под названием «Compendium orthodoxae theologiae doctrinae» [«Краткое изложение православного богословского учения» (лат.)], был, с одной стороны, не свободен от схоластики, но с другой — опирался, как и у Феофана, на сочинения протестантских теологов. Сильное влияние Феофана несомненно в лекциях Георгия Конисского, ректора академии в 1751–1755 гг. Киевский митрополит Арсений Могилянский желал, чтобы богословие преподавали по единому учебнику и рекомендовал в качестве такового сперва (1759) книгу Платона Левшина «Православное учение, или Краткая христианская богословия». Но в 1763 г. он все–таки предпочел систему Феофана Прокоповича, которая с тех пор и стала господствовать в Киевской Академии. Хотя в инструкции ректора академии Самуила Миславского (1761–1768) вместо единого обязательного учебника сделан упор на Библию, патристику, деяния Вселенских и Поместных Соборов, а также «Православное исповедание» Петра Могилы, в то же время Самуил озаботился изданием системы Феофана Прокоповича, которая и вышла в свет в 1782–1784 гг. с дополнениями самого Самуила; в 1804 г. эта книга была переиздана Иринеем Фальковским в сокращенном виде, предназначенном для преподавания в школах. В Москве богословие Феофана возобладало благодаря курсу Феофилакта Горского, читанному в 1769–1774 гг., который, кроме того, опирался на протестантских теологов Буддея (Buddeus) и Шуберта (Schubert). В 1784 г. были опубликованы лекции Горского «Orthodoxae Orientalis Ecclesiae dogmata, seu Doctrina christiana de credendis et agendis» [«Догматы православной Восточной Церкви, или Христианское учение о том, во что верить и как поступать» (лат.)], которые оставались классическим учебником по богословию как для Московской Академии вплоть до начала XIX в., так и долгое время — для духовных семинарий  .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

102 Впрочем, и «польза», принесенная богословским умам схоластикою, отрицаема быть не может. «Подавляя юные умы тяжестью формы, занимая учеников пустыми спорами, поселяя в них ложную уверенность в приобритении мудрости..., схоластика» в тоже время содействовала «развитию строгого логического мышления, твердости в суждениях: логические формы... усиливали твердость доводов»...,– „из богослова приготовляла крепкого борца в спорах...: тонкости диалектики... составляли... оружие для отражения противников... Строгая, разумная оценка истин богословских... вела к тому, что эти истины принимали характер полной убедительности... Перегорев в горниле схоластики..., Богословие» потом и «явилось в чистой, светлой одежде которую оно выработало трудами схоластики» (ibid., стр. 157–158). 104 Об «изданиях» и «переводах» этого опыта см.,напр.,у Сопикова: ч. I, 154–156 (стран. 56; Спб. 1813 г.), ч. II (Спб. 1814 г.), 2275–2278 (стр. 61–62)... Ср. отчасти у Смирдина в «Росписи российским книгам»... (Спб. 1828 г.), стр. 20, 262. См. у А. С Родосского («Описан. старопеч. книг»..., 270, стр. 167–169; 348, стран. 205–206; 349, стр. 206) и у друг. – У нас в руках изд. 1791 г. (Киев) [у А. С. Род. под 348]; полное заглавие его: «Православное учение или сокращенная христианская Богословия, для употребления Его Императорского Высочества Пресветлейшего Всероссийского Наследника, Благоверного Государя Цесаревича и Великого Князя Павла Петровича, сочиненная Его Императорского Высочества учителем иеромонахом [что ныне Синодальным Членом, Митрополитом Московским и Калужским и Свято-Троицкия Сергиевы Лавры Архимандритом] Платоном 109 Чит. также еще у С. К. Смирнова: стр. 255–256, 257 сочинения называемого нами в 113 примечании. 118 «В 1770-х годах трудами Самуила Миславского в первый раз были изданы в печати... трактаты «Прокоповича» ( П. В. Знаменского «Дух. школы»... стран. 760). См. и у Сопикова: ч. 1, стран. 239, 1423 и т. под. См. 208а) наше примеч. 119 О «катихизисах» м. Платона и проч. см., напр., в «Обзоре» арх. черн. Филарета: стран.404 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

дух. академии «с 1693 по 97 г.» Кроковского был «составлен, быть может, по руководству системы Ф. Аквината, только имеет особенный план» (у иер. М. Булг. стр. 69). «Две богословские системы, читанные до Ф. Прокоповича» в киев. д. акад., говорит иер. Булгаков, «одна с 1702 г. по 6-й г., и другая с 6-го по 11-й» (Лопатинского?) «суть собственно не системы, а ряд трактатов, не имеющих между собою никакой внутренней связи: они очень похожи на учебник с 1693 по 97 г... Метода схоластическая – одна, дух православия – один, бессвязность между общими частями – одна»... (ib., стр. 136–137). О других – дальнейших учебниках в киев. д. акад. (напр., Сильвестра Кулябки, Георгия Конисского ...) ср. ibid. стр. 137, 138 и след., 145–146.... «С 1759 г... по предписанию митр. Арсения читано было» в киев. д. акад. «Правосл. исповед. кафол. вост, ц., под конец 18-го столетия введено Православное учение или сокращенная христианская Богословия преосв. Платона. С 1798 г., когда указом Свят. Синода предписано было во всех дух. академиях читать полный курс Богословия, начали здесь преподавать в богословском классе ...Нравственное Богословие по руководству Шанцову " (ib., стр. 143) (О Schanza ср. у Gass " a op. cit. zweiten Bandes zw. Abtb., S. 155. 156. Его сочинение: «De theol. morali positiones; Brünn, 1780», очевидно, прельстило тем, что незадолго пред этим временем оно лишь вышло в свет; особых достоинств в нем нет). К 52-му : «По руководству Ф. Аквината, без малейших изменений в порядке составлен учебник по Богословию» в киев. д. акад., «читанный в 1642 по 46 г. (иером. М. Булгак., стр. 69). К 65-му : Об «иерографической ифики (напеч. в 1712 г.), сочиненной Афанасием Милославским», говорит и иером. М. Булгаков (стр. 91). К 123-му и 119-му : О Самуиле Миславском чит. у В. И. Аскоченского op. cit. („Киев с древн...“), ч. II, гл. VII. К 163-му : В 3-й части «Христианской Богословии» иером. Ювеналия (со 165-й её страницы и до конца книги – до 329 стр. включит.) содержатся «нравоучительные наставления»: «о добрых делах вообще, о должностях к Богу, к ближнему» (=«к самому себе» и другим во всевозможных положениях и отношениях).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

На чем основывалась такая датировка? На этот вопрос можно ответить точно — церковь датировали на основании тех сведений, которые содержались в работах А.П. Крылова, А.А. Титова, Г. Преображенского и других авторов. При этом почему-то игнорировали данные, приведенные в «записке» С. Миславского, где о церкви Никиты сказано: «Построена каменным строением тщанием и собственным иждивением подъячим Афанасьем Холмовым в 1684 году, а кем освящена, известий нет; внутри стенным письмом не росписана, а только выбелена; пол кирпичный; покрыта по железной решетке листовым железом под краской, а глава опаяна жестью». Не зная первоисточника, которым пользовался С. Миславский, когда писал о церкви Никиты, мы считаем, тем не менее, его сообщение верным. В пользу новой датировки памятника (1684 г.) говорит и то обстоятельство, что не только вышеописанные конструктивно-планировочные особенности храма, но и его фасадный декор не позволяют считать церковь Никиты так называемым промежуточным звеном между церковью Николы Надеина 1620-1622 гг. и церковью Рождества Христова 1644 г. С постройкой в 1684 г. на месте деревянной церкви Никиты каменного (кирпичного) церковного здания можно связывать и поновление храмовой иконы «Никита мученик в житии» второй половины XVI в. В 80-х годах XVII в., когда, по нашему мнению, была построена посадская церковь Никиты, ярославские зодчие окончательно встали на путь новых архитектурно-художественных исканий. В этот период ими (под руководством приезжего мастера?) была построена бесстолпная церковь Богоявления (1686-1693 гг.), открывшая собою целый ряд культовых построек этого архитектурного типа. Несколько раньше — с 70-х годов XVII в. — мы сталкиваемся в работе ярославских мастеров и с пробудившимся у них интересом к двустолпной храмовой конструкции, о чем говорят выстроенные ими двустолпные церковь Дмитрия Солунского в Ярославле (1671-1673 гг.) и Благовещенский собор в селе Дунилове Суздальского уезда (1670-1675 гг.). Упомянем также двустолпную церковь в селе Пазушино под Ярославлем, построенную в конце XVII в. В этом ряду ярославских двустолпных храмов последней трети XVII в. находит себе место и посадская церковь Никиты — памятник весьма своеобразный и ставший теперь более известным.

http://sobory.ru/article/?object=61465

Митрополита Киевского, бывшего архимандрита печерского Варлаама Исинского. Митрополита Ростовского, бывшего игумена Глуховского Димитриа Савича, описателя житий святых. Архиепископа Черниговского, бывшего наместника севского Иоанна Максимовича . Коломенского епископа Иосифа. Митрополита Тоболского Себирского Филофеа. Митрополита Смоленского Верлаама Косовского. Архиепископа Германа Копцевича. Лавры Киевопечерския архимандрита Афанасия Миславского, бывшего в Свенску наместника. Лавры Киевопечерския архимандрита Луки Белоусовича, бывшего в Свенску наместника. Архимандрита Солочинского Исаакия Яворского. Архимандрита Петровского Пахомиа. Архимандрита Псковского Иоиля. Архимандрита Петровского монастыря Варлаама. Архимандрита Петровского Варсонофия. Архимандрита Севского Моркела. Архимандрита Курского Никодима. Архимандрита Белевского, Феодосиа Софоновича. Род Свенского архимандрита Иерофеа. Род Свенского настоятеля игумена Аврамия. (Л. 28 об.). Настоятелей Свенской Обители: Ионы, Игнатия, Арсения, Мартиниана, Никиты, Гурия, Иова, Варлаама, Митрофана, Иосифа, Исаии. Ионы, Павла, Сильвестра, Иакова, Варлаама, Марка, Корнилия, Варсанофия, Иова, Ионы, Иакова, Феодосия, Иакова, Ермогена, Иакова, Марка, Варнавы, Никодима, Филарета, Маркелла, Никона (последние два отмечены архимандритами). Наместниковъ иеромонахов: Ионна (!), Афанасия Филофея, Серапиона, Антония, Модеста, Илии, Иакова, Варсанофия, Иннокентия, Иолия, Геннадия, Луки, Гервасия, Иерофя, Ипатия. Игуменов: Ираклия, Каллиста, Палладия. Настоятелей: Модеста, Никона, Елизара, Феодосия, Мануила, Израиля, Филарета, Дионисия, Амвросия, Амвросия, Сергия, Дометия, Венедикта архимандрита. Архимандритов: Смарагда, Иерофея (Настоятели все от начала до конца вписаны позднейшей рукой конца XIX в.). л 30. Свенского монастыря игумена Палладиа, род (монахи 1714 года декабря 22 дня Тимофеем Щеркаским, Киевопечерския Лавры архимандритом Преосвященным Амвросием епископом чернеговским посвящен диаконом 1745 года, февраля 1 числа, во иеромонахи Киевским Митрополитом Тимофеом Щеркаским 1758 года, февраля 9 числа, а преосвященным Арсением киевским митрополитом в Свенский монастырь посвящен во игумена 1770 года, апреля третияго дня, в Свенской монастырь прибыл мая 30).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

Первая часть (по современной классификации) должна была представлять собой курс догматического богословия, а 2-я - нравственного. Курс догматики в свою очередь разделялся у архиеп. Феофана также на 2 части: о Боге в Себе (ad intra) и о Боге вовне (ad extra). За время своего преподавания он успел прочесть лишь следующие трактаты: 1) «О богословии», 2) «О Священном Писании», 3) «О Соборах, Предании и изречениях отцов о богословских предметах», 4) «О Боге в Самом Себе», 5) «О тайне Святой Троицы», 6) «О взаимоотношениях Божественных Лиц и особенно об исхождении Святого Духа только от Отца», 7) «О творении и всеобщем промысле», 8) «О безгрешном состоянии человека». Первые 3 трактата представляют собой введение в богословие; 4, 5 и 6-й относятся к первой части догматики (о Боге в Самом Себе); 7-й и 8-й - ко второй части догматики (о Боге вовне). Очевидно, что некоторые темы заимствованы автором у протестант. теологов. Хотя курс богословия был прочитан архиеп. Феофаном не в полном объеме, в сохранившихся рукописях им представлен и план дальнейших лекций. Тем не менее непосредственные преемники архиеп. Феофана на богословской кафедре продолжали читать разрозненные трактаты, фактически не восприняв его новшеств. Реформа богословского курса в академии, намеченная архиеп. Феофаном, была осуществлена лишь в 50-60-х гг. XVIII в. благодаря усилиям ректора архим. Георгия (Конисского) и архим. Самуила (Миславского). В 1782-1784 гг. Самуил (Миславский), тогда уже архиепископ, издал в Лейпциге полный курс богословия архиеп. Феофана (Прокоповича). Двухтомный труд архим. Иринея (Фальковского ; впоследствии епископ) «Компендиум христианского православного догматико-полемического богословия» (Christianae, Orthodoxae, Dogmatico-polemicae Theologiae... Compendium), созданный по плану архиеп. Феофана (Прокоповича), сразу после опубликования в 1802 г. стал учебником не только в Киевской, но и в других академиях. Как сам автор указал в заглавии, его труд является сокращенным изложением (компендиумом) системы архиеп.

http://pravenc.ru/text/1684336.html

За Литургией глава Татарстанской митрополии возвел в сан пресвитера выпускника Казанской духовной семинарии диакона Максима Смирнова. По запричастном стихе протоиерей Владимир Самойленко огласил послание митрополита Феофана архипастырям, пастырям, монашествующим и мирянам Татарстанской митрополии по случаю празднования 440-летия явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани. По завершении Литургии архипастыри, духовенство и миряне прошли крестным ходом с чудотворным списком Казанского образа от кремля к месту явления иконы — в Богородицкий монастырь. Молитвенное шествие сопровождалось колокольным звоном храмов и монастырей, расположенных в центре города. Верующие исполняли песнопения Царице Небесной. В этом году участники молитвенного шествия проследовали по улицам Кремлевской, Чернышевского, Профсоюзной, Баумана (вдоль Площади Тысячелетия), Батурина, Карла Маркса, Миславского, Большой Красной. Помощь в поддержании порядка во время праздничных мероприятий оказывали представители молодежного движения «Казанские православные добровольцы» и местное казачество. По прибытии в Богородицкую обитель был совершен молебен перед Казанским образом, затем митрополит Феофан обратился к собравшимся с архипастырским словом , в котором рассказал об истории явления святыни и значении Казанского образа Пресвятой Богородицы для всего русского народа. В своем слове владыка Феофан также выразил благодарность президенту Республики Татарстан Р.Н. Минниханову и первому президенту Татарстана М.Ш. Шаймиеву за помощь в восстановлении собора Казанской иконы Божией Матери . Правящий архиерей поблагодарил архипастырей, прибывших в город Казань на торжества по случаю 440-летия явления Казанского образа. Особые слова приветствия митрополит Феофан адресовал председателю Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископу Каширскому Феогносту. Владыка Феогност посетил Казанскую епархию по благословению Предстоятеля Русской Православной Церкви и по приглашению главы Татарстанской митрополии. В течение трех дней пребывания в республике владыка Феогност ознакомился с жизнью местных монашеских обителей. Архипастырь совершил Литургию в Свияжском Богородице-Успенском мужском монастыре и всенощное бдение в канун праздника Казанской иконы Богородицы в Раифском Богородицком мужском монастыре.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5476057...

Григория. Ибо в Летописях повторяется, что они полагаемы были один подле другого. Впрочем, по обкрошившимся краям мраморных камней, из коих составлен надгробный памятник Ярославов и по не древней между каменьями известковой замазке, можно заключить, что он когда-нибудь был взломан и паки составлен, и может быть, на нынешнее место перенесен. Неизвестно также, когда и кем, памятник сей устроен, а по Готическим, средних веков, украшениям его, не можно сомневаться, что он есть близкого Ярославова века времени. Рисунок его приложен при конце сей книги. Может быть, знающие средних веков символы, отгадают и знаменование изображений на оном. В юго-западном углу под ризничной, вновь устроенной палатой, находится усыпальница или погреб, в коем ставятся гробы с телами усопших Митрополитов Киевских. Древнейшие все отгорожены уже глухими каменными стенами, а из новейших в притворе пред отгородкой стоят гробы Митрополитов Рафаила Заборовского, Арсения Могилянского, Гавриила Кременецкого, Самуила Миславского, Иерофея Малицкого и Серапиона Александровского, над коими в 1824 году устроены уже каменные надгробия. – При Киево-Софийском Соборе с самого основания его учреждена и Митрополичья Иерархическая Кафедра. Первым Митрополитом Киевским и всея России полагается 1. Св. МИХАИЛ, родом Сирин, пришедший в Киев 988 года; а скончавшийся в 992 г. по 4 летах его правления; он погребен был в Десятинной Церкви, а ныне мощи его открыто почивают в Печерской Лавре. – 2. ЛЕОН или ЛЕОНТИЙ Грек, прибыл в Киев в 992 году; скончался в 1008 году, где погребен, неизвестно. 3. ИОАНН I или Иона, вступил на Киевскую Митрополию в 1007 или 1008 году, скончался в 1035, где погребен, неизвестно. 4. ФЕОПЕМПТ родом Грек; прибыл в Киев около 1038 или 1039 года; скончался около 1049 года. Поскольку он освящал Софийский Собор, то, вероятно, погребен он, как и преемники его под сим Собором. – 5. Россиянин, хиротонисанный в сан Митрополита в Киеве 1051 года, скончался 1072 года. 6. ГЕОРГИЙ Грек посвящен в сан Митрополита Киевского в 1072 г; скончался 1079 года. 7. ИОАНН II, неизвестно откуда родом, посвящен 1080 г; скончался в 10З9 году. 8. ИОАНН III. Скопец, родом Грек, посвященный в 1089 г., скончался в 1090 году. – 9. ЕФРЕМ скопец, родом Грек, посвященный в 1091 г., скончался в 1096 году. 10. НИКОЛАЙ Грек, посвящен 1102 года, скончался в 1106 году. 11. НИКИФОР Грек, посвященный в 1106 или 1107 г., скончался около 1121 года. 12. НИКИТА Грек, посвященный в 1122 году, скончался в 1126 году августа 1. 13. МИХАИЛ II, родом Грек, хиротонисан в 1130 или 1131 г., скончался в 1147 году. 14. КЛИМЕНТ Смолятич, родом Россиянин, посвящен 27 июля 1147 года в сан Митрополита, а в 1156 г., перестав управлять Митрополией, скончался во Владимире на Волыне.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАВИД (Нащинский Даниил; 31.01.1720, Полтава - 5.05.1793, Киево-Печерская лавра), архим., переводчик. Из семьи казака. В 1736-1737 гг. был учеником грамматического класса Киево-Могилянской академии. Проявил особый интерес к вост. языкам: помимо обязательного древнеевр. выучил также араб. и халд. (сир.). Обучался за счет Киевского архиеп. Рафаила (Заборовского) , пользовался его покровительством. Как один из наиболее талантливых студентов был отправлен за границу для продолжения образования. Обучался в Магдебургском ун-те, слушал лекции в Кёнигсбергском ун-те, где сильное влияние на него оказал Ф. К. Баумейстер. По возвращении в Россию Нащинский состоял с ним в переписке. В нач. 1747 г. вернулся в Киев, окончил академию и был определен в ней учителем грамматического класса, с 1748 г.- учителем синтаксимы, затем нем. и греч. языков и др. С 1752 г. преподавал философию по учебнику Баумейстера, что не одобряли его коллеги. Нововведением в академии были читаемые им лекции по рус. языку, а также курсы рус. риторики и пиитики (ввел преподавание силлабо-тонического стихосложения). В преподавании, к-рым Д. занимался до нояб. 1755 г., использовал опыт своего учителя Псковского архиеп. Симона (Тодорского) , к-рый ему покровительствовал. Также исполнял обязанности конгрегационного и академического префекта. В 1750 (1751?) г. в Киеве принял монашеский постриг. В 1755 г. Д. был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем слуцкого во имя Св. Троицы муж. мон-ря , находившегося на территории Речи Посполитой. После кончины архим. Манассии (Максимовича) 2 июля 1758 г. был избран на должность ректора Киево-Могилянской академии, назначен настоятелем киевского Братского в честь Богоявления монастыря и преподавателем богословия. В основу своего курса Д. положил «Исповедание» прп. Иоанна Дамаскина . Учил студентов работать с первоисточниками, допуская критическое к ним отношение и ознакомление с иными направлениями богословской мысли. Пытался коренным образом изменить учебный процесс, но появились многочисленные жалобы на Д. со стороны преподавателей, прежде всего иером. Самуила (Миславского ; впосл. Киевский митр.), претендовавшего на должность ректора. В ответ Д. писал «доношения», с янв. 1759 г. резко сократил количество пропитания, выдаваемого из мон-ря учителям, что вызвало новую волну недовольства. Из-за этого конфликта Киевский митр. Арсений (Могилянский) 12 дек. 1759 г. отменил все преобразования Д., отстранил его от преподавания богословия «за его пред другими недостаточность» и 10 февр. 1760 г. уволил из академии.

http://pravenc.ru/text/168504.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010