«И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал,// и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал» ( Быт. 2, 2 ). При этом следует отметить, что в Библии проза и поэзия стоят друг к другу гораздо ближе, чем в литературах нового времени. «Даже в прозаических текстах, – пишет проф. А.А. Олесницкий , – в изложении исторических обстоятельств или законодательных постановлений речь принимает [иногда – М. И.] поэтический оттенок так что масореты имели основание весь Ветхий Завет рассматривать как произведение поэтическое» 413]. Постановка масоретами разделительных и соединительных знаков (акцентов) свидетельствует, что эта особенность библейского текста ими была принята во внимание. Примечательна в этом отношении постановка атнаха (евр. atnah) – сильного знака, разделяющего стих на две части. Масореты ставят атнах не только тогда, когда в стихе со всей очевидностью наблюдается «дистих мысли» 9], характерный для библейской поэзии, но, как правило, и тогда, когда смысловое двустишие усматривается с трудом или вообще отсутствует в стихе. [Срав. три случая: 1) «Укажи мне, Господи, пути Твои (атнах) и научи меня стезям Твоим» ( Пс. 24, 4 ); 2) «Посему Я буду судить вас, дом Израилев, каждого по путям его, говорит Господь Бог; (атнах) покайтесь и обратитесь от всех преступлений ваших, чтобы нечестие не было вам преткновением» ( Иез. 18, 30 ); 3) «В начале сотворил Бог (атнах) небо и землю» ( Быт. 1, 1 ).]. Таким делением масореты воспроизводят ритм мысли,, характерный для библейского текста и сближающий еврейскую поэзию с прозой. Что представляет собой дистих по содержанию? До недавнего времени считали, что при всем разнообразии он всегда состоит из двух параллельных членов – «параллелизмов» (лат. parallelismus membrorum). В зависимости от содержания каждого члена в дистихе видели четыре основных вида параллелизмов. Синонимический. Мысль первого члена повторяется во втором почти в одних и тех же выражениях, например: «В Боге восхвалю я слово Его,// в Господе восхвалю слово Его«( Пс. 55, 11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Ибо пока Он был жив, Он Сам заботился о немощных, но когда Он умер, воскрес и удалился на небо, то вверил эту заботу Апостолам. Ведь содержатель гостиницы – это всякий предстоятель Церкви, то есть, всякий епископ, и всякий преемник Апостолов. Два же динария – это Новый и Ветхий Завет , которые доставляют исцеление немощным. Ибо Он сказал в двадцать четвертой главе Евангелия от Матфея, что «всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое» 411 . Или два динария – это два толкования Писания евангельского, или вообще всякого, то есть историческое и духовное (κατ ναγωγν). (10, 35) И если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Если ты что-то от себя дополнительно издержишь на его пользу. Ибо учителя добавляют и от себя, давая пространные толкования божественных речений. А именно, они берут за основание два завета и своими речами доставляют более щедрое попечение страждущим. Возвращение же Христа – это второе пришествие, во время которого Он всем выплатит воздание. (10, 36–37) Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: сотворивший милость с ним 412 . «С ним» означает «ему». (10, 37) Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же. Заботься о том, кто требует помощи. Ведь кто так не поступает, не любит ближнего как самого себя, а кто не любит ближнего как самого себя, не любит и Бога всем сердцем, и всею душею, и всею крепостию своей, и всем разумением своим 413 , что выражает пламенность и силу любви. Глава 37. О Марфе и Марии (10, 38) В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Это селение – Вифания, ведь именно ее Иоанна назвал селением Марфы и Марии 414 . (10, 40) Марфа же вся была поглощена служением 415 . Подготавливая то, что необходимо для угощения и ухода за Ним и за Его учениками. (10, 40) И, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Иез. 16 :60. Но Я вспомню завет Мой, который (был) с тобою во дни младенчества твоего, и возстановлю с тобою завет вечный. Иез. 16 :61. И вспомнишь пути свои 401 и устыдишься 402 , когда примешь сестер своих старейших с юнейшими тебя 403 , и дам их тебе для созидания 404 , но не от завета твоего 405 . Иез. 16 :62. И Я возстановлю завет Мой с тобою, и узнаешь, что Я Господь, Иез. 16 :63. Чтобы ты вспомнила и устыдилась, и не могла более открыть уст своих от стыда своего, когда милостив буду к тебе во всем, что ты сделала, говорит Господь Бог 406 . Глава 17 Иез. 17 :1. И было слово Господне ко мне и сказано: Иез. 17 :2. Сын человеческий! разскажи повесть и скажи притчу на 407 дом Израилев. Иез. 17 :3. И скажи: так говорит Господь Бог: большой орел, с большими крыльями, с длинными членами 408 , с многими когтями 409 , возымел намерение 410 прилететь на Ливан и взял лучшие кедры. Иез. 17 :4. Сорвал мягкие верхние побеги и принес их в землю Хананейскую, положил их в городе, окруженном стеною. Иез. 17 :5. И взял от семени земли, и посадил его на плодородном поле (чтобы укрепился корень) 411 при обильной воде, чтобы видели его. Иез. 17 :6. И стало рости оно и сделалось виноградною лозою слабою 412 и малорослою, так что не видны были лозы его на нем, и корни его под ним были; а потом стало виноградным деревом 413 и произрастило ветви и пустило отрасли свои. Иез. 17 :7. И был другой орел, большой, с большими крыльями, со множеством когтей; и вот виноградное дерево это стало плестись вокруг его, и корни его к нему 414 , и ветви свои направило к нему, чтобы напаять себя и землю 415 сада своего. Иез. 17 :8. На земле хорошей, при большой воде оно питается, так что (могло) пускать отрасли и приносить плод и сделаться лозою большою. Иез. 17 :9. Посему скажи: так говорит Господь Бог: будет ли оно прочно? Не сгниет ли мягкий корень его и плод? И высохнут все отрасли его; и не с большою-ли силою, ни при многолюдстве-ли вырвут его из корня его? Иез. 17 :10. Вот оно напаяется, но будет ли прочно? Не тотчас ли, как только коснется его ветер знойный, оно совсем высохнет? С грядою своих отраслей высохнет.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Иов. 19 :23. Кто бы дал (возможность) написать слова мои и положить в книге на веки? Иов. 19 :24. И на дощечке 391 железной и олове, или на камнях вырезать их? Иов. 19 :25. Ибо я знаю, что Присносущенъ 392 Имеющий искупить 393 меня Иов. 19 :26. (И) 394 на земле воскресить 395 кожу мою, терпящую 396 это, ибо отъ Господа со мною это совершилось 397 . Иов. 19 :20. Это 398 я знаю в себе самом, это видели глаза мои, а не другой (человек), все это у меня совершилось во внутренности 399 . Иов. 19 :28. Если же и скажете: „что скажем против него и причину события 400 (всетаки) найдем в немъ“, Иов. 19 :29. То убойтесь же и вы меча 401 , ибо беззаконников постигнет ярость, и тогда они увидятъ 402 , где их сила 403 . Глава 20 Иов. 20 :1. И отвечал Софар Минейский, и сказал: Иов. 20 :2. Я не такъ думал возражать тебе в сем, и вы 404 знаете не более, чем и я. Иов. 20 :3. Обидное вразумление себе я выслушал и дух разумения (моего) 405 отвечает во мне 406 . Иов. 20 :4. Ужели ты этого еще не знал издревле 407 , какъ поставлен человек на земле? Иов. 20 :5. (Ведь) веселие нечестивых необычайно гибельно 408 и радость беззаконников – пагубна. Иов. 20 :6. Если бы достигли небес дары его и жертва его коснулась облаковъ 409 , Иов. 20 :7. То, когда он признает себя непоколебимымъ 410 , тогда до конца погибнет, видевшие же его скажут: „где онъ“? Иов. 20 :8. Какъ удалившийся сон, он не будет найден, как ночное видение, унесся 411 . Иов. 20 :9. Глаз, видевший его, более не увидит (его) и не узнает уже его место его 412 . Иов. 20 :10. Сыновей его погубят (люди) негодные 413 , а руки его будут причинять 414 болезни. Иов. 20 :11. Кости его наполнились грехами 415 юности его и съ ним в прахе будут лежать. Иов. 20 :12. Если сладка в устах его злоба, он скроет ее под языком своим, Иов. 20 :13. Не удержится от нея и не оставит ея, а соберет ее внутри гортани своей 416 , Иов. 20 :14. Но не сможет помочь себе: желчь аспидовъ 417 — во чреве его 418 . Иов. 20 :15. Богатство, неправедно собираемое, будет изрыгнуто, из храмины его 419 исторгнетъ 420 его Ангелъ 421 .

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

«Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» 413 – Бог сочетал 414 , сделав одною плоть мужчины и женщины; [никакой] человек не может разделить ее, кроме одного только Бога. Человек разлучает тогда, когда отпускает первую жену вследствие желания иметь жену другую; Бог же разлучает, – Бог , который и соединил, – тогда, когда ради служения Богу, по взаимному соглашению (потому, что время близко), мы имеем жен так, как будто мы не имеем их ( 1Кор.7:29 ). Мф.19:7 .  Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Они раскрывают то злословие против Господа, которое приготовили. Однако несомненно, что Господь изложил не свое суждение, а только воспроизвел события древней жизни народа и заповеди Божии. Мф.19:8 .  Он говорит им: Моисей, по жестокосердию вашему, позволил вам разводиться с женами вашими; а сначала не было так. Слова Его такого рода: «Разве Бог может Себе противоречить так, чтобы прежде приказать одно, а потом Свой приговор нарушить новым повелением?» Не так должно рассуждать; а так, что когда Моисей увидел, что вследствие желания иметь других жен, или более богатых, или более молодых, или более красивых первые жены бывают умерщвляемы или проводят бедственную жизнь, то предпочел смягчить несогласие, чтобы не дать продолжаться ненависти и человекоубийству ( Втор.24, 1–4 ). Вместе с тем обрати внимание и на то, что Он не сказал: «По жестокосердию вашему повелел вам Бог», но: «Моисей», так что, – как говорит апостол ( 1Кор.7, 25 ), 415 – это совет человеческий, а не повеление Божие. Мф.19:9 .  Но Я говорю вам: кто разведется с женою своею [по какому-либо поводу] не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует. Только одно прелюбодеяние [жены] пусть превозмогает над склонностью к жене. И, притом, когда жена разделит одну плоть на две и через прелюбодеяние отделится от мужа, тогда она не должна быть удерживаема [мужем], чтобы муж не подпал проклятию слов Писания: «Кто удерживает прелюбодействующую, тот не разумен и нечестив» ( Притч.6,32–33 ) 416 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Как же стать нам учениками Христа? Послушаем Его Самого, говорящего: «Хотящий идти за Мною пусть отвергнется себя, и возьмет крест свой, и следует за Мною» 405 . «Следованием» Он называет подражание делами, чтобы как Он шествовал, подобно Ему и мы шествовали 406 , терпели искушения и поношения с радостью и стали причастниками Духа Святого, без Которого ни пост, ни долулежание, ни нестяжательность, ни бдение, ни стояние, ни исихия, не телесный труд и ничто иное, что бы ты ни назвал, не даст нам слово мудрости или слово знания либо различения 407 , ибо все это есть путь, ведущий к свету, а не свет. Если я, шествуя в этих [добродетелях] тысячу лет, не достигну света, который есть Дух Святой, «Который от Отца исходит» 408 и через Сына «просвещает всякого человека грядущего» 409 , но буду найден пребывающим во тьме при исходе жизни моей, «какая мне польза» 410 ? Ты наверняка скажешь: «Никакой», – потому что апостол говорит: «Одному дается слово мудрости, кому-то слово знания, иному же дары исцелений, вспоможения, управления» 411 и, перечислив дальнейшее, сказал: «Все – один и тот же Дух» 412 . Видишь, как без Духа никто не может ни учиться, ни учить других? Тот, кто сам не получил прежде Утешителя, «Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его» 413 , кто еще «от мира» 414 и «в мире», 415 но дерзко пытается взять на себя чин учителя и стать посредником между другими и Богом, приводить их к Богу и примирять с Ним, – разве не достоин многих тысяч ударов молний и наказаний 416 ? И чтобы ты знал, что мы не говорим чего-то чуждого Божественным Писаниям, послушай Павла, говорящего: «Если кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» 417 . Видишь, как не имеющий в себе Духа Святого не только учить не допускается, но даже не может быть Христовым? " Если кто, – говорит он, – Духа Христова не имеет, тот и не Его». Ведь единство со Христом соделывает благодать Святого Духа, и нельзя не имеющему Духа Святого и не осознающему, что Он обитает в нем, иметь общение со Христом или сознательно зреть славу Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_B...

Между верующими в Фессалонии были также лжебратия, которые старались жить не трудясь, а за счет общины, но жизнь таковых не согласовалась с правилами евангельскими. Павел начертал возлюбленным чадам своим правила, как поступать с этими преступными. Не должно поддерживать их в праздности, но заставлять трудиться, а не разделять с ними своего хлеба; преступных братьев этих не должно считать врагами, но должно вразумлять их; а если не последуют добрым советам, то с ними не сообщаться и тем заставить понять, что они недостойны принадлежать к христианской общине. 410 Павел настойчиво повторяет закон о трудолюбии, в котором сам он подавал пример и оканчивает тем, что просит фессалонийцев хорошенько заметить подпись его, чтобы не могли их обманывать подложными посланиями. 411 После полуторогодового пребывания в Коринфе, Павел отправился в Кенхреи, 412 в пристань того города, чтобы оттуда отплыть в Сирию. Акила и Прискилла в то же время оставили Коринф и отплыли к берегам Азии. В Кенхреи Павел остриг свои волосы, но обету, данному им согласно закону Моисееву. 413 Закону этому он не хотел подчинять язычников; но сам, подобно прочим Апостолам, полагал, что Иудеи должны подчиняться предписаниям закона во всем, что только могло согласоваться с учением евангельским. 414 Благочестивый Иудеянин мог оставаться верным закону Моисееву и веровать во Иисуса Христа. Учение Павла ни в чем не отличалось от учения Петра и Иакова Иерусалимского. Мы заметили уже, что он даже обрезал Тимофея, рожденного от еврейки, и увидим, как в Иерусалиме сам подвергнется законным очищениям. Павел прибыл в Ефес 415 и оставил там Акилу и Прискиллу. Он вошел в синагогу, где рассуждал с Иудеями. Его убеждали пробыть долее в этом город, но он не согласился и простился с братьями, обещав к ним возвратиться. Оставив Ефес, Павел отплыл в Кесарию, исполнил обет свой в Иерусалиме и отошел в Антиохию. Через некоторое время отправился оттуда и проходил Галатию и Фригию, утверждая всех учеников в вере. Затем пошел в Ефес, 416 где нашел учеников около двенадцати, получивших только крещение Иоанново. Подобно учителю своему, Предтечи, они веровали, что Мессия пришел, но учение Его не было им передано. Павел спросил их: «Приняли ли вы Святаго Духа, уверовав»? Они же отвечали ему: «Мы даже не слыхали есть ли Дух Святый». «Во что же вы крестились? – спросил их опять Павел и они отвечали: «В Иоанново крещение». «Иоанн, сказал Павел, крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса». Услышав это, они последовали наставлению Павла и крестились во имя Господа Иисуса, и когда Павел возложил на них руки, снизошел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

" Могу ли я для других жертвовать тем, что самому мне стоит таких трудов и попечении, да и достоин ли помощи просящий, не употребит ли он во зло самого благодеяния, не располагают ли его подаяния к жизни праздной за счет ближних своих? " и прочее. Другой пример: мы обижены и потерпели нечто от ближнего... Закон Божий говорит: " любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас " (Мф. 5, 44). Но мы, не отвергая высоты Евангельской заповеди, стараемся так обсудить наше положение, чтобы именно к нам одним не имела она безусловного приложения; если стерплю обиду, говорим, то признаю себя как бы достойным ее, а мои отношения к другим таковы, что показаться достойно униженным-значит отвратить от себя всех и ввести других в заблуждение о моей чести, а себя самого поставить в положение самое трудное и невыносимое в обществе... Каковы бы ни были эти и подобные суждения (впрочем, никакого сомнения нет, что они ложны, как произведения нашего своекорыстия и самолюбия), но не дерзко ли судить то, что, так сказать, обсуждено уже Самим Богом? " Если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья. Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить, а ты кто, который судишь другого? " (Иак. 4, 11-12). Вникнем в положение святого апостола Петра, которому были сказаны эти слова: " Встань, сойди и иди с ними, нимало не сомневаясь " . Ему повелевается идти к язычнику и вступить с ним в общение. Но " иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником " (Деян. 10, 28). Поэтому какую основательную причину мог бы представить апостол Петр для того, чтобы не исполнить данного ему повеления... Но так как ему было сказано: " иди с ними... ибо я послал их " , то он не проявил ни тени сомнения или нерешительности в исполнении повеления Господня. И перед каждой евангельской заповедью есть слово Самого Господа Законодателя: " Я говорю вам " (Мф. 5, 22, 28, 32, 34, 39, 44). Зачем же лукавые помышления входят в сердца ваши, когда предстоит нам исполнение этих заповедей? Для чего дерзаем казаться предусмотрительнее Самого Господа, подвергая сомнению то, что Он повелевает нам делать, не сомневаясь? Некоторые из подвижников до того усовершенствовали свое послушание воле других, более опытных, подвижников, что не позволяли себе ни малейшего сомнения или колебания в исполнении всякого указания их, и потому, где можно было, по-видимому, опасаться за их неразборчивость, там они совершали чудеса... А мы не хотим безусловно покориться воле Божией! Господи! " Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего " (Пс. 118, 18)! Воскресное чтение (114, 340-341). Покаяние составляется из исполнения всех Евангельских заповедей. Евангельские заповеди возможно исполнять точно и богоугодно только из сердца сокрушенного и смиренного. Дух жительства по Евангельским заповедям-покаяние (82, 413). Может ли находящийся в самообольщении, в области лжи и обмана, быть исполнителем заповедей Христовых, которые истина от Истины-Христа? (108, 106).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

Молитвой приношения мы, служащие священники, просим Господа нашего Иисуса Христа, сделать нас достойными принести Святые Дары, сначала за наши собственные «грехи», а затем за «неведения» народа. Проступки священников, как мы сказали, называются грехами, в то время как проступки народа – грехами неведения. Первые совершаются сознательно, вторые же – по незнанию. Для священника не допускается незнание. И его самые незначительные и крошечные грехи велики, не по природе своей, но потому что отягощаются званием священника, который их совершает. В Ветхом Завете говорится, что если согрешит кто-нибудь из сынов Израилевых по незнанию или ошибке, надо принести малую жертву. Однако, если согрешит первосвященник, он сделает виновным весь народ! 410 Ибо, как говорит нам святой Иоанн Златоуст , раны священника, то есть его грехи, его падения и ошибки требуют большей помощи: такой, какой требуют все вместе раны народа, потому что отягощены «званием» его Священства! 411 Так епископ отягощен всеми грехами народа его митрополии. Священник – всеми падениями народа его прихода. Духовник – всеми ранами исповедующихся ему чад, потому что не назначил им подходящего лечения. Священник грешит… народ не ведает… Один Господь наш Иисус Христос, Богочеловек, воплотившийся Бог Слово безгрешен! Несмотря на то, что грехи народа называются грехами «неведения», как только народ узнает и поймет, что есть Божия воля, с этого момента он сам несет ответственность за то, за что понесет наказание в день Суда («который знал… и не делал… бит будет много» 412 ). В молитве приношения мы должны обратить внимание на слова «всем сердцем». Возлюбим Бога нашего, как его любили святые, мученики и исповедники, великие отцы Церкви и все анахореты. Возлюбим Его с такой силой, с таким жаром, такой верой, чтобы мы смогли вместе с апостолом Павлом признать: кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?… ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем 413 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу» ( Мф. 24, 20 ). А мы в «зиме», когда владычествуют в нас плотские страсти. Потому, так надо понимать это евангельское изречение: да не будет бегство наше, когда преобладает в нас худшее, или когда мы губим жизнь в праздности. Ибо такую мысль внушает оно словом «суббота», чтобы мы сподобились такого благословения: «Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет» бдящим ( Мф. 24, 46 ) ( 116, 413 ). Что значит: «Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит» ( Мф. 12, 20 )? «Трость надломленная», как рассуждаю, есть тот, кто с какой-нибудь страстью исполняет заповедь Божию; и его надо не преломлять и не отсекать, но более исцелять, как и Господь учил: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас» ( Мф. 6, 1 ); и как заповедует апостол: «Все делайте без ропота и сомнения» ( Флп. 2, 14 ) и в другом месте: «Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию» ( Флп. 2, 3 ). А «лен курящийся» – исполняющий заповедь не с пламенным желанием, но лениво и вяло, – и его не останавливать надо, а более побуждать напоминанием о судах и обетованиях Божиих. Святитель Василий Великий ( 115, 512–513 ). Страсти есть внутреннее и душевное идолослужение; потому что служащие страстям почитают их внутренним подчинением сердца, как идолов. Так об угождающих и служащих чреву апостол говорит: «Их бог – чрево» ( Флп. 3, 19 ); о лихоимце – «любостяжание... есть идолослужение» ( Кол. 3, 5 ); работающие маммоне, маммону за господа почитают ( Мф. 6, 24 ), и «всякий, делающий грех, есть раб греха» ( Ин. 8, 34 ); «кто кем побежден, тот тому и раб» ( 2Пет. 2, 19 ). Для грехолюбивого человека грех, которому он служит, стал идолом. Его грехолюбивое сердце подобно мерзкому капищу, в котором этим истуканам приносят жертвы: ибо живет грех в сердце. Вместо тельцов, баранов и прочих животных, свою волю и послушание приносят в жертву. Итак, сколько раз грешник соглашается на грех, к которому пристрастился, столько сердцем отрекается Христа; и сколько раз делом его исполняет, столько этому идолу приносит жертв ( 104, 1984–1985 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010