Из Вильны ездил я с отцом Мартинианом в город Свенцяны. Там квартировали мы у старосты мещанского общества Сафона Филимоновича Иванова. Он беспоповец, но о святой церкви имеет уже правильные понятия и довольно начитан, не мало есть у него и книг: нас принял с большим усердием. Верстах в 11 от Свенцян есть деревня Опидомо, где существует старообрядческая моленная, а в окрестности есть несколько маленьких деревень, заселенных беспоповцами. Они ходят к Иванову, беседуют с ним, и некоторые стали правильно рассуждать о церкви. Когда мы приехали в Свенцяны, Ивавов повестил им, чтобы пришли со мною побеседовать. Явились четверо: Иван Савельев Жареный, Яков Онуфриев Девятников, Мартин Артамоновъ Мажута и после других отец Якова Онуфрий. Они о многих предметах с таким любопытством меня расспрашивали, и оказались так здраво рассуждающими о церкви, что я выразил удивление, почему они медлят присоединением. Они ответили, что связаны семействами и что желают прежде поусовестить некоторых из близких своих, и я против этого возражения им не сделал. Между прочим, они рассказывали: Когда Яков Онуфриев Девятников стал в опидомской моленной говорить о церкви, то люди порассудительнее стали слушать, а закоснелые старики сделали бунт, закричали: нам церкву и попов проповедуют, чтó никогда у вас не бывало! Призвали из ближней деревни наставника и произошло публичное прение. Яков Онуфриев стал требовать от наставника объяснений, почему нет у беспоповцев церкви и священства, когда Христос основал и обещал соблюсти свою церковь неодоленной во веки, в подтверждение чего и привел свидетельства из Евангелия и Апостола. Наставник, не имея чтó ответить ему, дерзнул сказать, что слова Христа Спасителя о вечности церкви несправедливы. Люди, понимающие ужаснулись такой страшной хулы наставника; другие же стали его защищать, говорят: «у нас так было завсегда, а Якова и всех толковщиков, что толкуют о церкви, надо выгнать из часовни, чтобы не смели и ходить!». Потом напали на своего опидомского наставника, зачем он дозволяет в часовне толковать о церкви. Наставник оправдывался, что он еще поступил вновь, а те, что толкуют, люди сильные в своем обществе, да к тому же говорят от книг. – В нашу бытность в Свенцянах у опидомских беспоповцев было назначено собрание, на котором предполагалось постановить решение, чтобы наставника отрешить от должности; но собрание почему-то не состоялось, притом же в обществе есть люди сильные, которые защищают наставника. Я спросил: много ли есть таких, что здраво рассуждают о церкви? Мне ответили, что есть более десяти человек. При помощи Божьей, они могут послужить церкви наставлением и других на путь истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Иосиф (Русин) митрополит, бывший архиеп. Полоцкий и Витебский, возведен † в начале 1534 (1535) Макарий (Москвитянин) митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси, бывший еп. Луцкий и Острожский с 9.04.1535 (с 1.03.1534) Сильвестр (Белькевич) митрополит, поставлен с 30.09.1556 Иона (Протасевич-Островский) митрополит, бывший еп. Туровский и Пинский, утвержден с 25.06.1568 по 1576 отказался от кафедры, †1577 Илия (Куча) митрополит, управлял с апреля 1577 Онисифор (Петрович-Девочка) митрополит, рукоположен (наречен в 1579) с 27.02. до июля 1589 сведен с кафедры 1583 † после 1592 Михаил (Рагоза) митрополит, рукоположен 27.07.1588 † сентябрь 1599 Ипатий (Потей) митрополит (униат), бывший еп. Владимиро-Волынский и Берестейский, назначен с 26.09.1599 †8.07.1613 Киевская, Галицкая и всея Малыя России Иов (Борецкий) митрополит, экзарх Константинопольского трона, рукоположен с 9.10.1620 †2.03.1631 Исаия (Копинский-Борисович) митрополит, бывший архиеп. Смоленский, избран на кафедру с 18.11.1631 по 1632 сведен с кафедры †30.10.1640 (1634) Петр (Могила) митрополит, экзарх Константинопольского трона, рукоположен с 28.04.1633 †1.01.1647 Сильвестр (Коссов), митрополит экзарх Константинопольского трона, бывший еп. Мстиславский, Оршанский и Могилевский избран 25.02.1647 утвержден 18.01.1649 †13.04.1657 Лазарь (Баранович) епископ Черниговский, местоблюститель Киевской митрополии с апреля 1657 по декабрь 1657 еп. Черниговский и Новгород-Северский Дионисий (Балабан-Тукальский), митрополит, экзарх Константинопольского трона, бывший еп. Луцкий и Острожский с 28.02.1658 †10.05.1663 Лазарь (Баранович), епископ Черниговский, местоблюститель Киевской митрополии (повторно) с октября 1659 по май 1661 еп. Черниговский и Новгород-Северский Мефодий (Филимонович) епископ Мстиславский, Оршанский и Могилевский, местоблюститель Киевской митрополии с 5.05.1661 по 1662 предан анафеме, устранен от управления, вернулся в 1664 Дионисий (Балабан-Тукзльский), митрополит, экзарх Константинопольского трона (повторно)

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В авг. 1863 г., во время 2-го пребывания иконы в России на период сборов иером. Паисием средств для устроения Андреевского скита, в Казанской губ. икона проявила чудотворную силу при исцелении людей. Первое чудо от иконы зафиксировано 19 нояб. 1863 г. в жен. мон-ре в честь Рождества Христова в г. Слободском, где игуменией была мон. Пульхерия, дочь о. Филарета (Филиппа Филимоновича Сазонова), одного из первых насельников Андреевского скита,- обрел дар речи 18-летний учащийся вятского ДУ Владимир Неволин. На Рождество 1857 г. он отправился в с. Кырмыж Вятского у. 31 дек. на паперти храма некто приказал передать весть его отцу иером. Неону, насельнику слободского Крестовоздвиженского мон-ря, и предостерег, что если он этого не сделает, то пострадает. Юноша не исполнил веления и вскоре стал чувствовать недомогание. В 1-й день Великого поста он имел видение 3 светозарных мужей, один упрекнул его в неисполнении приказа и предрек наказание - немоту. Владимир рассказал о видении сестре, жене священника. В тот же день он онемел. Спустя 6 лет, когда Владимир после молебна приложился к иконе, то ощутил «в своем языке жар, который распространился по всему телу». Вернувшись домой, неожиданно заговорил. Первыми его словами были: «Какой чудный бриллиантовый венец на Божией Матери!» С этого момента исцеления от иконы стали совершаться непрерывно. 22 нояб. заговорила косноязычная дочь дьячка Сретенской ц. г. Слободского Параскева Овчинникова, 24 нояб. исцелились от паралича ног крестьянин Николай Ворожцов, от болезни ног 7-летняя девочка Ксения Кайсина и от припадков 3-летний мальчик Петр Лихачёв, 25 нояб.- от беснования А. Г. Шуктомова, 5 дек.- от воспаления кости 4-летний мальчик Василий Кибардин. За 2 месяца после 1-го чуда было зафиксировано множество подобных свидетельств (О благодатных исцелениях, совершившихся в г. Слободском пред Афонской иконой Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение»//Вятские ЕВ. 1864. 3. С. 73-109). В 1876-1882 гг. икона снова находилась в России в сопровождении иером. Иезекииля, опять наблюдались исцеления больных. В 1890 г. икону по решению братии Андреевского скита навсегда отправили в Россию. Сопровождал ее буд. игумен скита иером. Иосиф. 3 марта икону торжественно встретили в Одессе, где в соборном храме получили исцеление от беснования 2 девочки, 14 марта - на ст. Борки, 16 марта - в Ростове-на-Дону, где также был зафиксирован случай исцеления от беснования, затем в Новочеркасске, в Москве, на афонском подворье скита в С.-Петербурге; в местах остановок служились молебны при стечении огромного количества верующих. В 1890-1891 гг. иером. Иосифом в С.-Петербурге зафиксировано 21 исцеление от различных недугов. С 17 сент. по 2 окт. икона находилась в Угличе и его окрестностях, и здесь от нее также совершались исцеления.

http://pravenc.ru/text/155570.html

Была членом партии социалистов-революционеров, в 1918 стала городским головой Анапы. С 1923 в эмиграции в Париже. Активная участница РСХД. В 1932 приняла монашеский постриг. Устроила несколько домов-общежитий и столовых для русских беженцев. В 1935 совместно с о. Сергием Булгаковым (см.), Н. Бердяевым (см.), Г. Федотовым (см.) и др. создала движение «Православное дело», сочетавшее в себе практическое служение людям и творческую культурную работу. Во время войны члены движения прятали и спасали евреев и бежавших военнопленных. В 1943 их арестовало гестапо. М. М. погибла в концлагере Равенсбрюк 31 марта 1945. Наследие М. М. до сих пор не полностью разыскано и опубликовано, но и то, что известно, весьма разнообразно по форме (стихи, которые она продолжала публиковать будучи монахиней, стихотворные драмы-мистерии, художественная проза, воспоминания, многочисленные статьи и эссе) и содержанию (статьи затрагивают самые разные вопросы — от положения русских безработных до мистики крестоношения Богоматери). Во всем этом разнообразии прослеживается единая тема о возможности преображения практической повседневности отдельного человека в богослужебное литургическое общение всех людей через радикальный отказ от себя. Марк Подвижник (Аскет) (IV b.), прп., игумен монастыря в Галатии, затем отшельник египетской пустыни. Оставил ряд аскетических и мистических сочинений («О крещении», «О покаянии», «О Мелхиседеке» и др.). Его подвижнические наставления вошли в «Добротолюбие». Память в среду Светлой седмицы (Собор Синайских преподобных). Марк Эфесский (? — ок. 1450), митрополит, защитник православия на Флорентийском соборе. Память 19 января. Маркс, Карл Генрих (1818—1883), немецкий социальный философ и экономист. Марсель, Габриель Оноре (1889—1973), французский философ, драматург и литературный критик, основоположник католического экзистенциализма. Марцинковский, Владимир Филимонович (1884—1971), христианский проповедник, миссионер, педагог. Руководил студенческими кружками по изучению Библии и христианской литературы, читал лекции о христианстве в университетах, на заводах, в тюрьмах.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=703...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) XIII. Епархия Могилевская Могилевская епархия учреждена в 1632 г. Девятая в второклассных. I. Епископы Могилевские, Мстиславские и Оршанские 1. Иосиф Бобрикович , игум. Свято-Духовский Виленский, избран 1632, утверждён 14 мар. 1633; † 9 апр. 1635. 2. Сильвестр Коссов хирот. 1635 из префектов Киевской акад.; в 1647 перев. в Киев митрополитом. 3. Игнатий Оксенович-Старушич хирот. 12 июля 1650, из игум. Киево-Выдубицкого монастыря; вскоре †. 4. Иосиф Кононович-Горбацкий хирот. в 1650 из игум. Златоверхомихайловского монастыря; † в 1651. 5. Мефодий Филимонович хирот. 4 мар. (sic) 1661 [блюститель митрополии Киевской; жил в Киево-Софийском мнтре 1665–67;] взят в Москву, за измену, в 1666, и был там в 1667 и 69; 1675 – в Новоспасском; еписк. Нежинский 1681. 6. Иосиф Нелюбович-Тукальский утверждён 3 авг. 1661 из архим. Лещинского монастыря; с 1664 митрополит Киевский. 7. Феодосий Василевич хирот. 1669, утверждён 20 апр. 1672 из архим. Слуцких; † 11 мар. 1677. 8. Серафион (Серапион) Полховский утверждён 30 сент. 1697 из архим. Слуцких; † в февр. 1704. 9. Сильвестр, кн. Четвортенский , в 1707–28; † 18 февр. (sic). 10. Арсений Берло , из архим. Киево-Межигорских, избран 8 июля 1729, утверждён 30 янв. 1730; 28 янв. 1738 перев. в викарии Киевские. 11. Иосиф Волчанский утверждён 30 дек. 1735 из архим. Киево-Николаевского монастыря; 1 сент. 1742 перев. в Москву архиепископом. 12. Иероним Волчанский хирот. 2 окт. 1744, из игум. Виленского Свято-Духова монастыря; † 14 окт. 1754. 13. Георгий Конисский хирот. 20 авг. 1755 из архим. Киево-Братского монастыря; с 14 дек. 1772 «Могилевский, Мстиславский и Оршанский»; 22 сент. 1783 пожалован в архиепископа; † 13 февр. 1795. II. Епископы Могилевские и Полоцкие 14. Афанасий Вольховский 5 мар. 1795 перев. из викариев Новгородских; 27 авг. 1797 уволен на покой; † 1 янв. 1801, в Мгарском мнтре. 15. Иларион Кондратковский 1 сент. 1797 перев. с Новгород-Северской епарх., а 24 окт. уволен на покой; † 12 янв. 1799 в Новгород-Северском мнтре. III. Архиепископы Могилевские и Витебские

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Куряжский монастырь, прекрасный памятник набожности бывшего Харьковского слободского полка. О начале монастыря так извещал Харьковский полк полковник его, Григорий Ерофеевич Донец. «По Божиему благоизволению началось благопотребное дело при державе благочестиваго царя и великаго князя, Алексея Михайловича, всей великой и малой и белой России самодержца, в патриаршество по духовному чину отца его и богомольца, велик. господина, свят. Иоасафа, патриарха московскаго и всей России, по благословению и повелению преосвящен. Мисаила, митрополита Белгородскаго и Обоянскаго, в лето 7181, от Рождества Христова 1663 г., месяца апреля, 28 дня. Всем чадам матери Православно-Российской церкви, Харьковскому гражданству, жителям самого Харькова и окольных мест, местечков и сел, как особам рыцарскаго стана, так и людям всякаго сословия даем о сем знать и извещаем письмом сим. По указу вел. государя нашего, царя и велик. князя, Алексея Михайловича, самодержца всей великой и малой и белой России, нам дана власть раздавать всякие вольные грунты и пасечные угодья всяким людям для жительства. Бог послал мне добрых людей помощниками в моем намерении и заведении и основании монастыря на урочище Куряже над речкою. На совете были боголюбивые особы: судья Иван Лазчен-ко, сотник Константин Парасочич, Степан Свищ, Логин Люботинский, Тимофей Клочко, Яков Лисый Исаевич, атаман Матвей Кременецкий, Войт Иван Осипович, Максим Цепковский, Григорий Цепковский, Писарь Иван Местный, Писарь Григорий Иванов, Протопоп Захарий Филимонович. Ктитором вместе со мною, Григорием Иерофеевичем, полковником Харьковским, взялся быть Логин Федорович, чтобы строить монастырь над Куряжом подле дороги. Здесь Алексей Куряжский, в прошлое время, первый завел пасеку. У него это место купил за 150 грошей Белаш Тенетевский, и держал для выгод грунт с мельницею. Когда Божиим изволением и по совету добрых людей решено заводить на этом месте монастырь, я, Григорий Ерофеевич, полковник Харьковский, прежде всего за тот грунт, где теперь стоит монастырь над Куряжем, уплатил Иеремии Белашу Тенетевскому 200 золотых, а в прибавку к этим деньгам дал ему мельницу с землею под самою Даниловкою на р.

http://sobory.ru/article/?object=33147

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Церковь в период автокефалии; Учреждение патриаршества (1431 - 1700) МЕЛЕТИЙ (Смотрицкий Максим Герасимович; ок. 1577 - 1633), правосл. архиеп. Полоцкий, с 1631 г. униат. архиеп. Иерапольский, писатель-полемист, богослов, филолог МЕФОДИЙ (Филимонович Максим; † нач. 1690), еп. Могилёвский, Мстиславский и Оршанский, местоблюститель Западнорусской митрополии МИТРОФАН (мирское имя Михаил; нояб. 1623 - 1703), еп. Воронежский, свт. (пам. 7 авг., 23 нояб., 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 4 сент.- в Соборе Воронежских святых, 7 июня - в Соборе Иваново-Вознесенских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 сент.- в Соборе Липецких святых) МИТРОФАН († не ранее 26.12. 1660), архим. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря, игум. Кириллова Новоезерского в честь Воскресения Христова мужского монастыря МИХАИЛ (Копыстенский Михаил Федорович; 50-е гг. XVI в. - нач. марта 1609), правосл. еп. Перемышльский и Самборский Западнорусской митрополии МИХЕЙ († кон. XIV - нач. XV в. (?), Троице-Сергиев мон-рь), Радонежский, мон. Троице-Сергиева мон-ря, ученик, келейник и собеседник прп. Сергия Радонежского, прп. (пам. 6 мая, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) МОНАСТЫРСКИЙ ПРИКАЗ орган центрального государственного управления по церковным вопросам в 1649-1677 и в 1701-1725 гг. МЦЕНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Мценский во имя святых апостолов Петра и Павла мужской монастырь, располагался на сев.-зап. окраине г. Мценска НАСЕДКА (Наседкин; Шевелев Иоанн Васильевич, в монашестве Иосиф; ок. 1570 - ок. 1660), свящ., богослов, справщик Московского Печатного двора НИКАНДРОВ В ЧЕСТЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Никандров в честь Благовещения Пресвятой Богородицы мужской монастырь (пустынь) (Псковской и Порховской епархии) НИЛ (Полев Никифор Васильевич; XV-XVI вв.), мон. Иосифова Волоколамского (Волоцкого) в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря, автор посланий, книгописец НИЛОВА СОРСКАЯ В ЧЕСТЬ СРЕТЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ находилась в Кирилловском у. Новгородской губ., в 5 верстах от г. Кириллова (ныне дер. Пустынь Кирилловского р-на Вологодской обл.)

http://pravenc.ru/rubrics/121748_11.html

Здания, принадлежащие церкви - деревянные сторожка при церкви и сторожка при базаре и таможне». Практически все члены церковного причта состояли в родстве. В советское время храм не закрывался, но во 2-й половине 1930-х гг. богослужения в нём не совершались из-за отсутствия священников. В 1937 г. был арестован и по обвинению в контрреволюционной агитации расстрелян священник Виктор Филимонович Пылинский. В 1938 г. были арестованы и расстреляны на Бутовском полигоне староста храма Дмитрий Рогов и уставщик Тимофей Баулин, а также о. Павел Успенский. О. Павел был арестован,  себя виновным не признал (допросив местных жителей, следователь даже не дал им прочитать протокол, но потребовал все подписать, потому что, как расскажет потом один из допрашиваемых, «духовенство надо ликвидировать, давай наговаривай больше»). Прошлись по погосту. У стен храма могилы о. Алексия Кленникова и его жены Марии, убитой бандитами в 1965-м году. Чуть дальше могила, на надгробии которой фигура ангела. Здесь похоронен диакон Василий Лихачев. У него было семь детей, пятеро стали священниками. Старший сын о. Алексий был расстрелян в 1930-м году: храм, в котором он служил, было предписано взорвать, но прихожане окружили церковь, не давая это сделать. Вскоре настоятеля арестовали и расстреляли. Надгробного ангела неоднократно воровали, хотели, видимо, сдать на металл. Но его всегда находили: тяжелый, далеко не унесешь –  бросали в поле, даже руку оторвали. После последней кражи прошло 10 лет, думали, что уже все. Но однажды раздался звонок: «Заберите ангела». Не попустил Господь глумления. На одной из могил от любящего мужа такая надпись: «Спи моя голубка Маня, Божие кроткое создание». И совсем свежая могила – на днях умер бывший настоятель храма о. Василий (он два года как был на покое). По словам Веры, на отпевании было много народа, даже те, кто давно отошел. Его почитали, любили. Из Дулева были священники, из Куровской, пел хор семинаристов. Сейчас настоятель о. Серафим – насельник Спасо-Гуслицкого монастыря в г.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/10/05/ne...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 СКАЛЬСКИЙ АЛЕКСАНДР ФИЛИМОНОВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прот. Александр Скальский Редакция текста от: 08.10.2023 07:11:18 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/16855.html

А этого звали Емелей, Емельяном Ильичом. Думаю, думаю: как мне с ним быть? прогнать его — совестно, жалко: такой жалкий, пропащий человек, что Я господи! И бессловесный такой, не просит, сидит себе, только как собачонка в глаза тебе смотрит. То есть вот как пьянство человека испортит! Думаю про себя: как скажу я ему: ступай-ка ты, Емельянушка, вон; нечего тебе делать у меня; не к тому попал; самому скоро перекусить будет нечем, как же мне держать тебя на своих харчах? Думаю, сижу, что он сделает, как я такое скажу ему? Ну, и вижу сам про себя, как бы долго он глядел на меня, когда бы услыхал мою речь, как бы долго сидел и не понимал ни слова, как бы потом, когда вдомек бы взял, встал бы с окна, взял бы свой узелок, как теперь вижу, клетчатый, красный, дырявый, в который бог знает что завертывал и всюду С собой носил, как бы оправил свою шинелишку, так, чтоб и прилично было, и тепло, да и дырьев было бы не видать, — деликатный был человек! как бы отворил потом дверь да и вышел бы с слезинкой на лестницу. Ну, не пропадать же совсем человеку… жалко стало! А тут потом, думаю, мне-то самому каково! Постой же, смекаю про себя, Емельянушка, недолго тебе у меня пировать; вот скоро съеду, тогда не найдешь. Ну-с, сударь, съехали мы; тогда еще Александр Филимонович, барин (теперь покойник, царство ему небесное), говорят: очень остаюсь тобою доволен, Астафий, воротимся все из деревни, не забудем тебя, опять возьмем. А я у них в дворецких проживал, — добрый был барин, да умер в том же году. Ну, как проводили мы их, взял я свое добро, деньжонок кой-каких было, думаю, попокоюсь себе, да и съехал я к одной старушоночке, угол занял у ней. А у ней и всего-то один угол свободный был. Тоже в нянюшках где-то была, так теперь особо жила, пенсион получала. Ну, думаю, прощай теперь, Емельянушка, родной человек, не найдешь ты меня! Что ж, сударь, думаете? Воротился я повечеру (к знакомому человеку повидаться ходил) и первого вижу Емелю, сидит себе у меня на сундуке, и клетчатый узелок подле него, сидит в шинелишке, меня поджидает… да от скуки еще книжку церковную у старухи взял, вверх ногами держит.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010