Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Мефодий (Кульман), еп. Кампанский. Фотография. Кон. 60-х гг XX в. (Кульман Владимир Николаевич; 12.07.1902, С.-Петербург - 13.04.1974, Аньер-сюр-Сен, пригород Парижа), еп. Кампанский Западноевропейского Экзархата русских приходов Константинопольского Патриархата . Род. в семье проф. Николая Карловича Кульмана (1871-1940), известного слависта и лит. критика. На духовное формирование Владимира оказал большое влияние его дядя свящ. Александр Карлович Кульман († 1937). Во время учебы в гимназии Владимир придерживался социалистических взглядов. Ужасы террора в г. Николаеве, куда семья бежала в 1918 г., изменили его отношение к революции. Осенью 1920 г. семья Кульманов покинула Россию. Более года Кульманы прожили в Варне (Болгария), где Владимир окончил гимназию. В 1922 г. семья переехала в Прагу (Чехословакия). В том же году Владимир поступил на историко-филологический фак-т пражского Карлова ун-та. В студенческие годы на него сильное влияние оказал Пражский еп. Сергий (Королёв) , которому Владимир прислуживал за богослужениями. Большое впечатление произвели на него посещения в студенческие годы Прикарпатской и Пряшевской Руси, где правосл. население столетиями сохраняло свою веру и национальное сознание в чужом окружении. В 1926 г. окончил ун-т со степенью доктора философии. Был сотрудником пражского Славянского ин-та, однако отказался от карьеры кабинетного ученого и решил отдать все силы служению Церкви. Еп. Сергий благословил его поступить в Православный богословский институт преподобного Сергия Радонежского в Париже. Работал в Славянской б-ке. Стал одним из основателей братства имени прп. Сергия Радонежского, участвовал в издании «Сергиевских листков» . 14 дек. 1930 г. пострижен в Париже управляющим рус. правосл. приходами в Зап. Европе митр. Евлогием (Георгиевским ; с 1931 г. экзарх Западноевропейского Экзархата рус. правосл. приходов) в монашество с именем в честь прп. Мефодия Пешношского, был рукоположен во диакона. В 1931 г. окончил Сергиевский ин-т с дипломом 1-й степени. Был рукоположен во иерея. Первое послушание М. проходил как духовный руководитель в молодежном летнем лагере, организованном Русским студенческим христианским движением на атлантическом побережье Франции. Там он служил в лагерном храме, проводил беседы, ежедневно читал краткие проповеди, которые по указанию начальства не должны были превышать 3 мин. Этот навык остался у него на всю жизнь: его проповеди отличались глубиной мысли и краткостью изложения. Духовником М. был свящ. Сергий Четвериков, который передал ему любовь к Оптиной пустыни и вместе с которым М. в 1939 г. ездил в Валаамский мон-рь в Финляндии. В 1932 г. М. стал настоятелем только что основанного в г. Аньер-сюр-Сен деп. О-де-Сен Франции храма Христа Спасителя (в память о разрушенном храме Христа Спасителя в Москве). В этом храме М. служил 42 года. В 1938 г. был возведен в сан игумена, в 1940 г.- архимандрита.

http://pravenc.ru/text/2563118.html

Памяти Преосвященного Мефодия, епископа Кампанского († 1974) В 1999 году исполнилось 25 лет со дня смерти епископа Мефодия – доброго пастыря и молитвенника, много сделавшего для сохранения и укрепления православной веры в кругах русской эмиграции в Париже 2 . На протяжении всей своей жизни он неуклонно следовал завету святого Иоанна Кронштадтского – «Торопись делать добро». Эти слова стали основой всей его самоотверженной пастырской жизни и разнообразной деятельности. Владыка Мефодий (в миру Владимир Николаевич Кульман) родился 12 (25) июля 1902 года в высокообразованной дворянской семье в Петербурге. Его отец Николай Карлович был известным профессором-славистом. В детские и юношеские годы Владимир молился в Петропавловском соборе, посещал Линтуловский женский монастырь и Валаамский монастырь. После революции 1917 года семья вынуждена была покинуть Россию и бежать в Болгарию. Пришлось переправляться на речном катере, буксируемом пароходом. В Черном море сильные волны оторвали канаты, и гибель катера казалась неминуемой. Но по горячим молитвам всех обращенных к святителю Николаю совершилось чудо. Утром катер выбросило на румынский берег, и все были спасены. Но румыны их не приняли и, вновь прикрепив катер к пароходу, отправили в Болгарию. Там семья прожила некоторое время в городе Варне, где Владимир окончил гимназию. Затем Кульманы переехали в Чехословакию, которая предоставила убежище многим русским студентам и профессорам. В Праге Кульманы поселились в профессорском доме. Владимир поступил на историко-филологический факультет университета и закончил его в 1926 году. В студенческие годы Владимир испытал сильное духовное влияние Преосвященного епископа Пражского Сергия (Королева) , которому часто прислуживал за его богослужениями. Вот как сам Владыка Мефодий писал об этих годах, проведенных в Праге: «Параллельно идет академическая жизнь, научные занятия. Начинаешь понимать относительность и изменчивость научных утверждений. Окончание университета. Получение докторского диплома. Научные и служебные занятия. Неожиданное и близкое знакомство с современной богоборческой литературой и мировым богоборческим движением. Перед лицом этого ужаса можешь ли оставаться кабинетным научным работником? Все существо протестует. Ведь «святая святых» попирается! Владыка Сергий благословляет желание поступить в Богословский институт в Париже и отдать свои силы на служение Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

диакон Александр Занемонец Представленная статья посвящена незаурядной личности епископа Кампанского Мефодия (Кульмана) , благодаря трудам и опеке которого сотни русских паломников из Русского Зарубежья впервые после полувекового перерыва смогли снова посещать Святую землю. «Владыка Мефодий молился, он был большой молитвенник. Говорят, он очень хороший администратор. Он был главное – монах, он главное был – молитвенник. И любящий молитвенник. Понимаете, он любил людей. Вот его, я бы сказала, самое главное качество, что он подходил к каждому человеку особенно, как будто он один для него. Это редко бывает. И это у него осталось навсегда. В паломничестве говорили: как он все организовал! А я говорю: как он подходил к каждому паломнику! Все узнавал: у кого беда какая, радость, как они живут... А администрация -- да, все это было. Но на первом месте у него была душа человека». Игуменья Ольга (Слезкина) На одной из могил в крипте Успенской церкви на русском кладбище св. Женевьевы под Парижем есть надпись: «Епископ Мефодий. 25.VII. 1902 – 13.IV.1974. Настоятель Храма Христа Спасителя в Аньере. Возобновитель Православных Паломничеств на Святую Землю. Отошел ко Господу в Великую Субботу 1974. Слава Богу за все». Епископ Мефодий (Кульман) родился и вырос в дореволюционной России. После революции и Гражданской войны, как и многие, он оказался в изгнании и большую часть жизни провел во Франции. В течение более чем сорока лет он являлся настоятелем небольшого приходского храма в Аньере, под Парижем, который назвал во имя Христа Спасителя, так как приход был создан в год взрыва московского Храма Христа Спасителя («наш приход – говорил владыка – это наше общее бревнышко на устроение многострадальной русской церкви» 1 ). В 1953 году о. Мефодий был возведен в епископский сан с титулом Кампанский, являясь викарным архиереем при митрополите Владимире (Тихоницком), а затем архиепископе Георгие (Тарасове) – предстоятелях русского Экзархата в Западной Европе (Вселенский патриархат). Так о приходской деятельности о.Мефодия писал в середине 40х гг. его епархиальный архиерей – митрополит Евлогий (Георгиевский), – оставивший в своей книге «Путь моей жизни» описание многих русских приходов в Западной Европе, в том числе – и прихода о. Мефодия (Кульмана) в Аньере:

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

Закрыть itemscope itemtype="" > Лепта чистой жизни 12.07.2010 401 Время на чтение 17 минут Епископ Кампанский Мефодий (Кульман) - один из тех людей, благодаря которым сохранялась и укреплялась православная вера в среде русской эмиграции. В России в 2000 году издана книга его глубоких и непривычно лаконичных проповедей, свидетельствующих о том, что их автор - глубокий молитвенник и истинный пастырь Христов. О жизни владыки Мефодия и об одном из главных дел его жизни - возобновлении православного паломничества на Святую Землю в начале 1950-х годов - рассказывает его духовная дочь игумения Ольга (Слезкина), ныне настоятельница Покровского монастыря в Бюсси-ан-От в Бургундии (Франция). - Матушка, как Вы познакомились с Владыкой Мефодием? - Владыка Мефодий был моим духовным отцом 40 лет - такое бывает нечасто. Мы познакомились в 1931 году в лагере Русского студенческого христианского движения (РСХД). Эти летние лагеря играли очень важную роль в сохранении православной веры, русской культуры и родного языка для русских детей, ведь в эмиграции мы оказались в католической и протестантской среде. Я ездила туда несколько лет подряд, и однажды нам сказали, что приедет новопостриженный иеромонах Мефодий. А в лагере было много девушек, я еще подумала: «Странно, что молодого монаха посылают в такой лагерь». Когда он приехал, мы в особой палатке устроили храм. После его освящения отец Мефодий начал освящение палаток, в которых мы жили. И мне это очень запомнилось. Я сразу обратила внимание, как этот священник сосредоточенно молился. Он не только кропил палатку, каждую кровать в ней святой водой, но останавливался и долго молился. На меня это произвело очень большое впечатление. Вот мое первое воспоминание об отце Мефодии. Потом ему сказали, что каждый день после утренних молитв нужно кратко что-то говорить - несколько слов детям, не более двух-трех минут. И он - послушный - кратко говорил, и это у него осталось на всю жизнь! Поэтому, видите, даже когда он уже был епископом и выпустил книгу, то все равно его проповеди остались краткими и очень содержательными.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/i...

диакон Александр Занемонец От издателя XX век в истории Православия на Святой Земле – стал временем испытаний. С особой силой он отразился на представителях Русской Церкви и на русских учреждениях в Палестине, которые лишились материальной и дипломатической помощи из России. Это время стало временем выживания и создания новых форм существования русских православных людей на Святой Земле. Те, кто после падения Российской Империи оказались в Иерусалиме и в Палестине – сделались по своей сути стражами святых мест. В очень трудных условиях они сохранили русскую собственность и само русское имя в сердце христианского мира – в Святом Граде. А сам Иерусалим, как и вся Святая Земля, в конечном счете стали в эмиграции кусочком живой старой России – Святой Руси. Судьба «Русской Палестины» оказалась не отделимой от судьбы России. Подобно ей она пережила трагический период, и мы надеемся, вместе с ней переживет возрождение и новый расцвет. «Русская Палестина» сегодня – это символ преодоления разделения русских православных людей. Наш долг – помнить о всех, кто в трудное время верил в возможность такого объединения, работал для него, хранил святые места, а вместе с тем хранил и традицию русского духовного и политического присутствия на Ближнем Востоке. Поэтому издательство «Индрик» планирует систематически публиковать материалы, связанные с историей Русской Православной Церкви, русской эмиграции и русского паломничества в Святой Земле в XX веке. Мы просим всех, кто располагает такими историческими материалами или другой информацией по этой теме, сообщать о них в редакцию издательства по электронной почте. Возобновление русских паломничеств из Западной Европы На одной из могил в крипте Успенской церкви на русском кладбище св. Женевьевы под Парижем есть надпись: «Епископ Мефодий. 25.VII. 190213.IV.1974. Настоятель Храма Христа Спасителя в Аньере. Возобновитель Православных Паломничеств на Святую Землю. Отошел ко Господу в Великую Субботу 1974. Слава Богу за все». Епископ Мефодий (Кульман) родился и вырос в дореволюционной России. После революции и Гражданской войны, как и многие, он оказался в изгнании и большую часть жизни провел во Франции. В течение более чем сорока лет он являлся настоятелем небольшого приходского храма в Аньере, под Парижем, который назвал во имя Христа Спасителя, так как приход был создан в год взрыва московского Храма Христа Спасителя («наш приход, – говорил владыка, – это наше общее бревнышко на устроение многострадальной русской церкви» 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Храм Христа Спасителя в Аньере Российскому читателю Автор книги «Пастырские наставления» – Преосвященный Мефодий (в миру Владимир Николаевич Кульман; †1974), епископ Кампанский, более 42 лет настоятельствовал в православном храме Христа Спасителя в Аньере – пригороде Парижа. Непросто складывалась судьба епископа Мефодия. После октябрьского переворота 1917 года он вместе с родителями был вынужден покинуть Россию и после долгих скитаний по Европе обосновался в Париже, в среде русских эмигрантов. По окончании историко-филологического факультета Пражского университета, сознавая, каким жестоким гонениям подверглась Русская Православная Церковь , и всей душой стремясь помочь ей в этих страшных испытаниях, он по благословению Пражского Владыки Сергия (Королева) поступил в Богословский институт в Париже и еще до его окончания принял монашеский постриг от Высокопреосвященнейшего митрополита Евлогия, имевшего огромный авторитет среди русских эмигрантов во Франции и во многих других странах, в которые ветрами революционных бурь были занесены сотни тысяч обездоленных русских людей. В 1931 году митрополит Евлогий назначил епископа Мефодия, тогда иеромонаха, настоятелем только что основанного в Аньере русского православного прихода, у которого еще не было церкви, но было огромное желание создать храм Христа Спасителя в память одноименного храма в Москве, предстоящее разрушение которого вызывало глубокую скорбь у русских беженцев. Работы по созданию храма продвигались очень быстро, и через краткое время – в 1932 году Владыка Евлогий освятил аньерский храм Христа Спасителя. К тому времени московский храм был уже разрушен. Неравнодушному читателю книга Владыки Мефодия расскажет о многом, в частности о том, что в те далекие 30-е годы живоносным источником поддержания и сохранения самобытности, а порой и физического существования потерявших родину наших соотечественников служила не только ностальгия, не только хорошие воспоминания о прошлом, а главным образом православная вера. Об этой стороне жизни русских беженцев в Париже еще совсем недавно в России почти ничего не было известно.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

В кругу церковного года 8/21 сентября. Рождество Пресвятой Богородицы 1 «Сей день Господень, радуйтеся людие...» Что это за день? Почему люди должны радоваться? Представим, что ночью на море была буря. Люди терпели бедствие. Волны готовы были поглотить плывущих по морю. Но к этому бедствию прибавилось и другое: люди потеряли дорогу, они не знали, где берег, куда плыть, где спасение. И вдруг увидели свет маяка – там берег, там спасение! Рождество Пресвятой Богородицы было именно этим светом для рода человеческого. Среди ветхозаветной тьмы загорелась звездочка, за которой вскоре появится солнце Правды – Христос Спаситель. Вот почему говорится: «Сей день Господень, радуйтеся людие...» И эта звездочка осталась для людей Звездой путеводной в Новом Завете. Плывем мы по морю житейскому – море бурное, грозное, готовое поглотить каждого из нас. Надо помнить Пречистую – Она укажет, как жить, куда направлять корабль своей жизни. Она путь чистоты, смирения, кротости, терпения, любви и веры. Пресвятая Богородица, спаси нас! 2 Пресвятая Дева Мария родилась от престарелых супругов Иоакима и Анны. Она происходила от царского рода, а по матери – от архиерейского. День Ее Рождества является начальным праздником для всех новозаветных праздников – на земле родилась Та, через Которую придет Христос Спаситель. Люди празднуют дни рождения своих родных и близких, а также дни рождения знаменитых людей. Кто же из рожденных на земле может быть знаменитее Матери Христа Спасителя! Кто из близких и родных, сегодня живых, а завтра умерших, может быть ближе и роднее нам, чем Дева Мария, Матерь Божия, Заступница усердная рода христианского! Но празднуем мы день Рождества Пречистой не только как родной нам и близкой, не только как знаменитой. Мы празднуем день Ее Рождества и как самой чистой, кроткой, многомилостивой, любвеобильной. В день рождения мы обычно приносим родному и близкому человеку подарок. Какой же подарок можем мы принести Пречистой сегодня? Свечку, молитву, особенно молитву сердечную, а главное – память о Ней и подражание Ей в нашей жизни. Подражание Ее чистоте, Ее кротости, Ее любви и терпению.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

Из жизни прихода храма Христа Спасителя в Аньере (1932–1974) Начало жизни прихода Слово, сказанное 14 февраля 1933 года Вспоминаю Карпатскую Русь. Эта область входит ныне в состав Чехословакии. Но до этого в течение нескольких столетий она принадлежала Венгрии. В Карпатской Руси живут русские люди; сотни лет они были оторваны от России и Русской Православной Церкви и находились под игом чужим. И, несмотря на это, русские люди в Карпатской Руси не утратили ни своей веры, ни своего языка. Каждое село имело свою церковку, старенькую, дряхлую, деревянную. Около нее держались русские люди, и она поддерживала и руководила их в жизни. После великой войны (очевидно, что автор имеет в виду первую мировую войну – Примеч. изд.) в силу различных местных обстоятельств во многих русских селах храмы были отняты и переданы католикам. Русские люди остались без храмов. Но они не отказались от Господа. Божественная Литургия служилась под открытым небом или в хижинах. Народ не мог отказаться от Господа. Храмы отняты – начались постройки новых храмов. За эти годы воздвигнуто в Карпатской Руси несколько десятков церквей. Все трудились, все жертвовали. Давали деньги, землю, строительный материал, работали своими руками со своими лошадьми; мужчины, женщины, дети – все были строителями. В праздничный день там, на службе Божией, весь народ. Поет вся церковь . Ни долгое чужое иго, ни отнятие храмов и церковного имущества, ни бедность всей их жизни не принудили их ни отказаться от своей принадлежности к русским, ни охладеть к своей святой вере. Господь пребывает с ними, они не отвратились от Него. Подобное же происходит в нашем зарубежье – всюду, где есть русские люди, строятся храмы, организуются богослужения. Но не всюду одинаковое рвение. Бывает, устроят храм и богослужения, но в храме пусто, нет молящихся; бывает, устроят храм, но в нем не совершается даже и богослужения. Рвение пропало, вера оскудела... Что будет с нашей попыткой создать храм в Аньере? Создадим ли мы храм, будем ли в нем молиться? Несложное это дело, но требует от нас воли, настойчивости, рвения. Дело начато, отказаться от него – отказаться принять в своем городе Господа. Да не будет этого! Постараемся послужить Господу, подумаем о своих душах и о душах наших детей. Не охладеем в деле строительства православного храма Христа Спасителя в Аньере. Потрудимся сами и призовем к этому тех, кто еще не с нами. Будем строить наш храм молитвою, словом веры и делом любви. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

На пути христианской жизни Архиерейское служение Служение архиерейское поражает нас своей торжественностью. Но эта торжественность не должна нас отвлекать от глубокой сущности священнодействия. На Божественной литургии мы с Господом, и Господь с нами. Об этом нам напоминает все: и трикирий (трехсвечник) в руках архиерея, говорящий нам о Святой Троице, и дикирий (двухсвечник), указывающий, что Господь Иисус Христос был Бог и Человек, и омофор на плечах архиерея, как образ заблудшей овцы, найденной Пастырем и возвращенной домой. А возглас архиерея за литургией: «Яко Свят еси, Боже наш, и Тебе славу воссылаем Отцу и Сыну и Святому Духу» – прославляет Господа Бога в трех Лицах и призывает нас к Его прославлению. Следующее же молитвенное возглашение: «Призри с небесе, Боже, и виждь и посети виноград сей и утверди и, егоже насади десница Твоя» указывает, кто мы. Мы виноградник Божий, который не может без Него существовать, как не может существовать и обычный виноградник без света солнечного и воздуха. Поэтому «призри, Боже, и посети и утверди!» А мы должны для жизни нашей духовной искать Света Божия. «Свет Христов просвещает всех». Под торжественностью архиерейского служения кроется большой духовный смысл. Будем стараться вникать в этот смысл и молитвенно участвовать в богослужении. «Всякое ныне житейское отложим попечение…» «Всякое ныне житейское отложим попечение», – взывает Церковь , и мы с умилением внимаем сему. Но нередко бывает, что волнующееся житейское море не оставляет нас в покое и в эти минуты. Житейские помышления, рассуждения и осуждения не покидают нас. Мы как бы забываем, где мы стоим и что совершается перед нами. «Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат». Чистые сердцем это хорошо знают. А нам мешают «житейские попечения». Ведь даже если священнослужитель грешен и недостоин, церковное таинство все равно совершается. Как же лишать себя прикосновения к этому таинству, отрывать себя от него «житейскими попечениями»? «В храме стояще на небеси стояти мним»... «Всякое ныне житейское отложим попечение»... Грех

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

На Святой Земле От издателей Постоянным желанием Владыки Мефодия еще во времена его служения Господу архимандритом было посещение Святой Земли. Он горячо желал этого и для самого себя и для русских православных людей, в былые времена так часто совершавших паломничество на Святую Землю. Путешествие это представлялось тогда очень затруднительным во всех отношениях, но наконец, после многих попыток и поисков, Владыка решил в 1951 году примкнуть к группе паломников из университета города Lille (Лилль – город на севере Франции) и совершил с ними свое первое посещение Святой Земли. Вернувшись в Париж, он прочел приводимый ниже доклад. О подготовительной поездке в Святую Землю в 1951 году Путешествие в Святую Землю я совершил с группой французов. В конце августа мы погрузились в Марселе на греческий, значит, православный пароход и пошли вдоль берегов, сначала Франции затем Италии. Зашли в Геную, ночью прошли около огнедышащего вулкана Страмбули – было красиво и жутко. На четвертый день оказались у греческих берегов. Прошли Коринф, тот Коринф, где некогда проповедовал святой апостол Павел, тот Коринф, жителям которого написал он свои два послания, входящие в состав Нового Завета. Вошли в узкий глубокий Коринфский канал и дальше шли уже «по путям» апостола Павла. Подошли к Пиреи, порт Афин, и задержались здесь на сутки. Как приятно провести хотя бы и сутки в православном городе, в православном государстве! Всюду храмы православные, открытые целый день. В них горят лампады, свечи; все время заходят люди помолиться, слышится звон колокольный. Здесь и воскресные дни, и праздники, и посты соблюдаются. Из Пиреи мы пошли прямо через Средиземное море в Александрию. Александрия когда-то была центром христианской богословской мысли, откуда вышло множество православных подвижников, где подвизался защитник православия Александрийский патриарх Афанасий Великий , где раскаялась проводившая свою жизнь в грехе преподобная Мария Египетская, где шла борьба против ереси Ария, отвергнутая впоследствии I Вселенским Собором. Александрия встретила нас восточной пестротой, шумом, гамом, криками толпы. Пройдя пограничные формальности, мы сели в автобус и направились в Каир. Путь наш лежал через пустыню. Сначала попадались верблюды, одинокие пальмы, а потом мы оказались среди моря песка, по которому мы неслись на автомобиле около трех с половиной часов. Жара была жгучая. Протянутую из автомобиля руку обжигало, как в горячей печи. Вспоминались египетские пустынники, бегство Святого Семейства из Вифлеема в Египет... На полпути был оазис, в котором мы передохнули, утолили жажду. Вдали нам показывали коптский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010