Не напрасно святые Отцы уподобили скорби огню: один и тот же огонь солому превращает в пепел, а золото очищает от всякой нечистой примеси. Сказал Спаситель, что тесен и прискорбен путь добродетели, но вместе и утешил, показал великую безопасность и спокойствие на этом пути, и неминуемую опасность на широком пути. Как добродетель полезна даже для временной жизни, так и порок не только губителен для будущей жизни, но вреден и опасен для жизни настоящей. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобляется человеку безрассудному, который построил дом свой на песке : он думал найти свое счастье и спокойствие, довольство в пороке, но что может быть безрассуднее этого? “Еще нет бед, не видно искушений, а порочный человек уже тревожится в своей совести. “Нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним” ( Притч. 28:1 ). Он трепещет теней, подозревает друзей и врагов, знаемых и незнаемых, терпит муку прежде вечных мучений. Иудеи связали Апостолов и привели их на свое судилище; Апостолы с дерзновением заявляют им, что они не могут оставить свою проповедь. Что же иудеи? Они в недоумении и не знают на что решиться: “что нам делать с этими людьми?” ( Деян. 4:16 ), говорят они. Вот как бессилен порок! “Тот, кто ударяет в адамант, сам ударяется, – говорит св. Златоуст, – кто идет против рожна, сам получит жестокие раны. Так и злоумышляющий против добродетельных сам себя подвергает опасностям. Предтечу Иоанна никто не мог опечалить, напротив, он опечалил Ирода. Не имея ничего, Иоанн восстал против властелина, а властелин, облеченный в порфиру, трепещет и страшится его, и даже не может смотреть без ужаса на его отсеченную голову.” Так бессилен порок даже тогда, когда он по-видимому безопасен. Но что бывает с порочными, когда настанет час испытаний? И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, пришли всякие превратности в земной жизни, и налегли на дом тот – налегли со всей тяжестью на храмину души того грешника, и он упал, и было падение его великое, падение было гибельным.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

Не потому ли и у нас сейчас столько скорби? Ведь Сам Господь назвал учеников Своих и Матерью Своею и братьями Своими. А если так и если мы ученики Господни, как мы можем быть без скорби? Ведь распятие Господа (Правды без плоти) продолжается до сего дня. Господь, Правда, ныне распинается. Как же мы будем без скорби? И мы стоим у Креста и скорбим, но скорбь наша кроткая, без уныния и отчаяния, потому что мы знаем, что Господь – Правда – будет снят со Креста и воскреснет. Этого Воскресения мы ждем, кротко приготовляя сердце для встречи с Господом. И в этом пред стоянии у Креста ободряет нас Сама Пресвятая Дева, Пречистая Матерь Божия, наша Заступница и Молитвенница. 4 Архангел Гавриил был послан к Деве Марии с радостной, благой вестью: от Нее родится Иисус, родится безмужно наитием Духа Святого. С трепетом и смирением приняла Пресвятая Дева эту весть: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему ( Лк. 1, 38 ). Так Пресвятая Дева становится Материю Божией. Вся история человечества разделяется на две части. Первая – до Рождества Христова и вторая – после него. До Рождества Христова человечество в своих лучших представителях искало Бога, ожидая пришествия Спасителя, готовилось к этому и дало лучшее, что могло, – Пресвятую Деву. По Рождестве Христовом человечество знает Бога, насколько это можно для человека; Благая весть о Спасителе обращается теперь к каждому человеку, ищет каждого из нас. Благая весть – евангельская истина о вере, любви, правде стучится в душу каждого из нас. Но трудно достучаться до нашего сердца: мы все отворачиваемся, все не хотим. Но Господь ищет нас и стучится к нам. И вдруг, бывает, что смягчится человек, услышит зов Господа и душа скажет: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему ( Лк 1, 38 ). И тогда преображается человек, становится человеком-богоносцем. Вход Господень в Иерусалим 1 После воскрешения Лазаря, за несколько дней до страданий, Господь Иисус Христос, воссев на молодого осла, направился к Иерусалиму. Весть о том, что Спаситель грядет в Иерусалим, пронеслась по городу, и толпы народа вышли навстречу, чтобы увидеть Того, Кто воскресил Лазаря, Кто, может быть, тот Мессия, земной царь, которого ожидали евреи. Восторженная толпа срывала ветви деревьев, сбрасывала с себя одежды и ими устилала путь Грядущему: благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних! – неслось со всех сторон ( Мф. 21:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

Неделя 22-я по Пятидесятнице Сегодняшнее чтение Евангелия заставляет нас задуматься о самом главном: какая конечная цель, какой смысл жизни? Как нам жить? Господь Иисус Христос сказал такую притчу. Был один богатый человек. Он одевался в дорогую одежду и каждый день устраивал богатый пир. Был также один нищий по имени Лазарь. Он лежал у ворот этого богача, покрытый ранами, и хотел питаться хотя бы крохами, которые падали со стола богача, и собаки приходили и лизали его раны. Умер нищий, и душа его была отнесена Ангелами в Царствие Небесное, к Аврааму. Умер и богач; тело его похоронили (см.: Лк. 16:19–22 ), а душа его попала в мучение, или в ад. Будучи в мучениях, богач поднял свои глаза и увидел вдали, в Царствии Небесном, Авраама и Лазаря и воскликнул: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем ( Лк. 16:24 ). Но Авраам отвечал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того, между нами и вами утверждена великая пропасть, что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят ( Лк. 14:25–26 ). Тогда богач просил послать Лазаря к братьям, чтобы их предупредить, но Авраам отвечал: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их ( Лк 14:29 ), а, если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят ( Лк. 14:31 ). Таков рассказ Спасителя. Он говорит о жизни вечной, о блаженстве и мучении в ней. Жизнь человека не кончается на земле, не ограничена несколькими десятками лет – она вечна. Каков же смысл нашей жизни, какая цель, как нам жить? Жить так, как хочешь жить там. Какую одежду приобретешь для души здесь, в той окажешься и там. Будешь жить здесь без Бога, без Его заповедей, нам для жизни данных, будешь и там без Бога, в мучении. Это так просто, так ясно; пусть будет только память об этом, и вся наша жизнь изменится к лучшему. Ведь слова о жизни вечной принадлежат Самому Господу Иисусу Христу. Исцеление десяти прокаженных. (Лк 17:12–19)

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

Нет, не беспечности учит Господь наш; Он не запрещает трудиться, труд – дело Богом благословенное. И в раю Бог заповедал Адаму труд, а по изгнании из рая, тем более повелел ему в поте лица доставать и съедать свой хлеб. Трудились все святые Божии; так апостол Павел своими трудами доставал себе пропитание и другим дал строгую заповедь: кто не хочет трудиться, тот и не ешь! ( 2Сол. 3:10 ). – Спаситель запрещает только такие заботы, которые заставляют человека забывать о Боге, заботы о том что для нас излишне, ненужно, что составляет прихоть, и во всяком случае находится не в нашей власти, а в руках Божиих. Посему то – “не сказал Господь просто: не заботьтесь, а прибавил – для души вашей, т. е. не предавайтесь всей вашей душой таким попечениям. Господь не сказал: сложи руки свои и сиди без дела, Я подам тебе пищу и одежду; но говорит, не будь раб своего чрева, не предавай всего твоего ума попечениям о плоти.” Так толкуют слова Христовы и Отцы Церкви. Св. Златоуст вопрошает: что же, неужели все бросать? тогда как же будет жить? Ужели не должно сеять? Нет, Он не сказал, что не нужно сеять, не нужно работать, но что не должно быть малодушным и изнурять себя заботами. Он велел и кормиться, но не заботиться чрезмерно о пище. По крайней мере, помыслив о бесполезности такой заботы, оставь ее. Христос сказал: “не заботьтесь для души вашей” – не потому, будто душа имеет нужду в пище: она бестелесна, но потому, что она не может пребывать в теле, если оно не питается. Душа не больше ли пищи, – говорит Господь, – и тело одежды ! Итак, Кто создал плоть имеющую нужду в пище, Тот не даст ли ей и пищи? Сей, но не мучь себя бесполезными заботами. Хотя бы ты и прилагал в тысячу раз больше забот, однако, не дашь дождя, ни солнца, ни ветра, от чего семя приносит плод. Это дает один только Бог. – “По благости Своей, – говорит бл. Августин, – Бог дал тебе жизнь, сотворил чудный телесный состав: неужели не достанет у Него могущества и благости, чтобы давать тебе и все то, что нужно для жизни: пищу, одежду, жилище? Ведь все это малоценнее твоей жизни, к чему же беспокойство и тревожные заботы обо всем этом? – Ты не вечно будешь жить на земле, зачем же так много суетиться, так много заботиться об удобствах этой жизни, совсем забывая о жизни вечной? Довольно с тебя заботы о хлебе насущном, о том, что необходимо; остальное оставь на волю Бога-Промыслителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

Нищий так не заботится о куске хлеба насущного, как она тревожится от том, как бы одеться получше других, как бы какая-нибудь не перещеголяла ее… А удалось это, в сердце уже подняла голову другая страсть – тщеславие… Когда ей заботится о детях? Что ей за дело до того, что у мужа уже не достает средств на обновы для нее? И сколько огорчений, даже семейных несчастий бывает из-за этой пустейшей страсти к нарядам! Найдется ли в сердце такой женщины место для Бога, для заботы о спасении души?… Но всех таких земных “сокровищ”, всех греховных привязанностей нашего сердца и не перечтешь: сколько грехов, столько и идолов, которым человек отдает свое сердце. А для Христова ученика должно быть только одно сокровище – Бог и Его святой закон. Если ты любишь Бога всем сердцем, всем твоим помышлением, то и все желания твои должны быть обращены к единому Богу. Живи и на земле только для Бога, потому что нигде и не в чем наше сердце не может найти мира и блаженства, кроме единого Бога. А Он обитает только в чистой совести, и Сам, Своей благодатью, приходит в наше сердце, но только тогда, когда там будет для Него чистое место, а не скверное… Не можете Богу служить и маммоне… (6:22–25) Желая яснее показать, что в сердце человека не могут ужиться две заботы: забота об угождении Богу и забота о богатстве, Спаситель приводит еще пример. Никто не может служить двум господам, (если они будут приказывать противное один другому) ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть . Сначала Спаситель говорит просто о двух господах, не называя их по имени, чтобы заставить слушателей согласиться в том, что Он говорит истину. Затем уже и по именам называет тех, кого Он разумеет под господами: Не можете служить Богу и маммоне. Надо вам выбрать кого-нибудь из двух: или Бога, или маммону. Маммоной у сирийцев назывался бог или идол богатства, а евреи под этим словом понимали просто богатство. – “Маммона есть всякая неправда, толкует бл. Феофилакт: неправда же – дьявол.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

Но ещё строже, ещё решительнее уже теперь произносит Господь Свой Суд над тем, кто с гордым презрением и злобою поносит ближнего своего: А кто скажет, безумный, – нечестивый, бессовестный, такой поноситель ближнего, подлежит геенне огненной – вечному мучению во аде… Так, по суду Христову, можно и словом убить человека, и всякое бесчестие и поношение ближнего осуждается заповедью Божией: не убивай . “Смотри, – говорит святой Златоуст, – как постепенно Он переходит от малых наказаний к большим, и тем как бы защищает Себя пред тобою, показывая, что Сам Он вовсе не хотел бы употреблять подобных угроз, но что мы сами заставляем Его произносить такие приговоры. Я сказал тебе, – говорит Он, – не гневайся напрасно, ибо повинен будешь суду. Ты не послушался, смотри же, что породил гнев твой: он заставил тебя сказать брату ‘рака,’ и за это Я подверг тебя суду Сонмища. Но если ты и после этого не вразумишься, то Я подвергну тебя вечному мучению гееннскому, чтобы ты не покусился на убийство. Ибо ничто, ничто не бывает так несносно, как ругательство. Итак, не почитай маловажным называть другого безумным. Ты этим отнимаешь у брата своего то, чем мы отличаемся от бессловесных тварей и что именно делает нас человеками, то есть ум, рассудок, и через это ты лишаешь его всякого благородства. Не думай, что в словах Христовых было преувеличение; напротив, удивляйся их кротости. Ни о чём Бог так не печётся, как о том, чтобы мы жили в любви между собою. Вот почему Иисус Христос со всею заботливостью истребляет всё то, что разрушает любовь,” – поучает святой Златоуст. Иудеи думали, что можно приносить Богу жертву и в то же время злобствовать в сердце на ближнего. Но что же говорит им Христос Спаситель? Итак, если ты принесёшь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя: оставь дар свой пред жертвенником и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Для чего повелевает Он так поступать? Во-первых, Он хочет показать, что любовь почитает величайшей жертвой, и без нее даже других жертв не приемлет; во-вторых, заставляет примириться с ближним – если не по любви к нему, то по крайней мере для того, чтобы жертвоприношение не осталось неоконченным.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

Но, скажут, где нам увидеть ограбленного и избитого разбойниками? Есть такие люди, надо только смотреть внимательнее, что делается вокруг. Кроме разбойников, которые терзают тело, есть разбойники и духовные. Они грабят и ранят душу человека. Сколько среди нас избитых и душевно раненных людей! Как мы к ним относимся? Редко-редко когда кто пройдет мимо такого раненого. Обычно мы к нему подходим, останавливаемся около него, но часто не для того, чтобы смягчить и перевязать рану, а для того чтобы растравить ее и растерзать. Ведь если мы заметим недостаток ближнего, его душевную рану, то обычно возмущаемся, осуждаем, обижаемся на него, вместо того, чтобы прикрыть эту рану чувством любви и сострадания. Отсюда ссоры и раздоры вокруг. Нам, христианам, надо быть носителями мира, а вместо этого говорим иногда друг о друге, «что у нас не может быть с ним ничего общего». Это у нас-то, верующих в Единого Бога, Господа Иисуса Христа, молящихся «Отче наш», а не «Отче мой», нет ничего общего?! Как страшен этот грех разделения! Его надо всячески преодолевать неосуждением ближнего и памятью рассказа Господа о милосердном самарянине. Вот высшая степень милосердия – милосердие к врагу, к обидчику. По заповеди Христовой, духовно избитых и ограбленных людей надо не поносить, а пожалеть, постараться помочь залечить их раны словом и делом любви и милосердия. Когда христианин видит ограбленного и избитого человека, он не должен спрашивать ни паспорта, ни партийного билета, а просто, как милосердный самарянин, подойти и помочь. Имеяй уши слышати, да слышит ( Лк. 8:15 ). Притча о богаче и житницах. (Лк. 12:16–21) Неделя 26-я по Пятидесятнице Сегодня мы слышали в Евангелии притчу: у одного богатого человека был богатый урожай, и он рассуждал сам с собой, что ему делать? И решил, что построит новые, большие житницы, а потом успокоится и будет есть, пить и веселиться. Безумный не знал, что в эту же ночь он умрет. Так [бывает с тем], кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет – такими словами заканчивает эту притчу Господь Иисус Христос ( Лк. 12, 21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий , Он же – и воплотившийся Сын Божий, имеет власть даже и теперь, когда он еще на земле , не говоря уже о том времени, когда Он будет на небеси, и теперь Он как Бог имеет собственную власть прощать грехи , – смотрите: Тогда Господь обращаясь уже к болящему, говорит расслабленному: встань, возьми постель твою и иди в дом твой! “Видишь ли, – говорит Златоуст, – как Он желал, чтобы Его почитали равным Богу Отцу? Он не сказал, что Сын Человеческий имеет нужду в помощи другого, но говорит: “имеет власть.” И говорит это не по честолюбию, но для того чтобы убедить врагов в том, что Он не богохульствует, делая Себя равным Богу Отцу. И когда в начале говорит расслабленному, то еще неясно обнаружил Свою власть, ибо не сказал: Я отпускаю тебе грехи, но “прощаются тебе грехи”; а когда нужно было уверить в том врагов, то яснее показывает Свою власть: “власть имею.” Господь везде желает представлять ясные и неопровержимые доказательства; точно так и здесь: в доказательство отпущения грехов больному, укрепляет его тело, а в доказательство укрепления тела заставляет его нести одр, чтобы сотворенное Им чудо не сочли за обман. И к общему изумлению слово Его влило живоносную силу в мертвенность больного и расслабленный тотчас исполнил повеление Исцелителя: И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой – бодро пошел сквозь толпу, стеной стоявшего народа. “Можно спросить, – говорит святитель Филарет, – что было радостней для расслабленного: прощаются тебе грехи твои, или услышать: встань и ходи. – Я думаю, что слово прощения было для него столько радостней, сколько душа и ее здравие важнее тела и его здоровья. – Теперь всякий мог видеть, что сотворенное чудо – не мечта: свидетелей болезни Господь делает и свидетелями выздоровления этого человека. Он как бы говорит исцеленному: “Я желал бы через твою болезнь исцелить и тех, которые считают себя здоровыми, а в самом деле больны душой; но поскольку они не хотят этого, то иди в том твой и исправляй тех, которые там находятся.” – Видишь ли, как Господь показывает, что Он есть Творец души и тела? Ибо исцеляет больного от расслабления и духовного и телесного, и невидимое открывает посредством видимого.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

Об одной иконе в аньерском храме Христа Спасителя Хочется сказать слово о Господе. Но как говорить? Слова человеческие недостаточны. Все выйдет не то, не так. Как говорить языком человеческим о Том, Кто выше всего человеческого? Но все же слово мое о Господе, о Господе в наши дни. Господь, вознесясь на небо, не оставил мир, не оставил род человеческий. Изо дня в день, из года в год Он с людьми, Он с каждым из нас. За каждым Он смотрит, за каждым следит, каждому протягивает руку помощи, если протягивается к Нему за помощью рука человеческая. И сколько милостей на роде человеческом и на каждом из нас от Господа. Часто только мы этого не видим, не чувствуем. Не оставил Господь людей. Он промеж нас ходит и зовет к правде, к любви. Но оставляет род человеческий Господа. Оставляет Его кровавыми войнами и междоусобицами, враждой, ненавистью, злобой, обманом, богоотступничеством и богоборчеством, разрушением святых храмов и всего святого в жизни. Но Господь еще среди людей, но не в царской одежде, не с обычным ликом. В простом запыленном хитоне, не имеющий где главу преклонить, со строгим, скорбным, исхудалым лицом Он идет и смотрит прямо в душу каждого человека, и во взгляде Его вопрос: «Ты со Мною или против Меня?» (см.: Лк. 11, 23 ). Он идет близко и зовет: Се стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною ( Откр. 3, 20 ). «Ты со Мною или против Меня?» Этот вопрос ко всем, в душу каждого смотрят Его глаза. Господь вошел к нам, Он идет к нам и стучит. Примем ли мы Его, или обманем, или отступим от Него, не заметим? О, если бы нам ответить с апостолом Иоанном: гряди, Господи Иисусе! ( Откр. 22, 20 ). О, если бы нам пойти к Нему навстречу, принять благословение и последовать за Ним с верой и любовью. Гряди, Господи! Гряди скоро! «Господь Грядущий» – икона нашего времени, икона нашего храма, поставленного в память храма Христа Спасителя, в Москве разрушенного. Нищий Надо стараться отовсюду получать себе духовную пользу.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним . Им не на что было купить новые сети, и потому они чинили старые, изорванные. В такой бедности Иаков и Иоанн питались от праведных трудов своих и, связанные союзом братской любви, не покидали старика-отца и служили ему, как любящие дети. Мать их, благочестивая Саломия, впоследствии сама ходила с другими святыми жёнами вослед Господа и служила Ему, чем могла. Господь Иисус призвал их, конечно, тем же властным словом Своим: Идите за Мною. Он не обещал им даже того, что обещал Симону и Андрею, но и они по примеру своих товарищей по ловле рыбы беспрекословно, без всяких колебаний последовали за Господом. При этом им нужно было расстаться с тем, что дороже рыболовных сетей – оставить отца своего. Но и сила сыновней любви не могла устоять против силы слова Иисусова. Достойно примечания то, что Господь не говорит апостолам: “Оставьте мережи, оставьте корабль и отца своего.” Он говорит: Идите за Мною ( Мк. 1:17 ). Но когда они хотят исполнить Его слово, оказывается, что надо начать именно с оставления и мережей, и отца. Значит, кто желает действительно быть на пути к небу, тому необходимо оставить все земные привязанности, всё, что препятствует ко спасению души. “Вот случай, – замечает Блаженный Феофилакт, – когда нужно оставлять отца, коль он препятствует в добродетели и богоугождении.” Должно веровать, что Отец Небесный за твоё послушание воле Его не только самого тебя приведёт на небо, но и противящегося отца твоего земного может привлечь туда же твоею верою. Итак, послушные гласу Господа новопроизведённые апостолы-рыбари простились со своим озером, с прежним занятием, с отцом и пошли за Господом. Так, можно сказать, рыболовное судно было колыбелью христианства, а его повивальными пеленами – рыболовные сети. И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010