Тебе знакомо это пророчество, вспомни же его и поверь Самому Богу, что Мария зачала от Духа Святого и остаётся Девою.” – “Иосиф, – замечает св. Златоуст, – не успокоился бы мыслями, если Ангел не напомнил ему пророчество Исаии или, лучше, Самого Бога. Поэтому и говорит: Речённое Господом через Пророка, – а не просто: ‘речённое Пророком’.” Пророк Исаия указал признак истинного Мессии, Его чудесное рождение от Девы: Сам Господь даст вам знамение (чудо): се, Дева во чреве приимет и родит Сына (7:14). Если бы родила не Дева, а молодая женщина, то в этом и чудесного знамения бы не было. И нарекут Ему имя Еммануил, что значит: с нами Бог. Присоединяя это истолкование, Небесный вестник как бы сказал: ты, Иосиф, наречешь Ему имя Иисус, а Его дела, Его Божественное учение и чудеса сделают то, что все люди, все народы, уверовавшие в Него, нарекут Его Еммануил, то есть будут говорить о Нём: “С нами Бог!” Ибо, хотя Бог и всегда пребывает с человеками, но ещё никогда Он не был с ними так видимо, так близко ( Ин. 1:14 ). “С нами Бог во Иисусе по самому воплощению: поскольку в Нём естество Божеское и наше человеческое соединены нераздельно и неслиянно, и потому Он не стыдится, – как говорит Апостол, – называть их братьями ( Евр. 2:11 ). С нами Бог во Иисусе по искуплению: поскольку без Иисуса с нами был диавол, ибо кто делает грех , тот от диавола ( 1Иоан. 3:8 ). Но Иисус, пришедши, избавил нас от диавола. С нами Бог во Иисусе по дару Святого Духа: поскольку Сын Божий умолил Отца, да пребудет с нами вовеки Дух истины ( Иоан. 14:16 ). С нами Бог через Иисуса, поскольку вселяется Христос в сердца наши ( Еф. 3:17 ). С нами Бог через Иисуса, если мы совершенно предаём себя Ему: поскольку тогда живём уже не мы, но живет в нас Христос ( Гал. 2:20 ), и Бог производит в нас и хотение и действие по Своему благоволению ( Филип. 2:13 ). От имени Господа нашего Иисуса Христа с нами Бог всегда и во всём. Только мы да не перестанем быть с Богом через памятование о Нём, через молитву к Нему, через веру и любовь, являемые в добрых делах, которые приближают нас к Богу” (Митр.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи ( Втор. 6:13 ). Сказал Он всё тем же спокойным, но в то же время и Божественно-властным словом Своим: отойди от Меня прочь, сатана, противник Божий! И подтверждает Своё Божественное повеление словами Писания: Господа, Бога твоего, бойся, и Ему [одному] служи. Вострепетал диавол от этих слов Господа и поспешил со стыдом удалиться: тогда оставляет Его дьявол , и се, ангелы приступили и служили Ему. “Доколе продолжалась брань, – замечает святой Златоуст, – Христос не попускал являться ангелам, дабы их появление не отогнало того, кого надлежало уловить. А когда победил его и заставил бежать, тогда явились и ангелы.” Как ангелы служили Господу в пустыне, об этот в Евангелии не сказано. Может быть, они принесли Ему пищу, в которой Он имел нужду, и таким образом чудесно, помимо Его воли, утолили Его голод. Всё это совершилось для тебя, христианин. Поревнуй же и подражай победе Спасителя. Если кто из служителей демона приступит к тебе и, издеваясь над тобою, будет говорить, мол, переставь гору, если ты чудотворец и человек великий, – ты не возмущайся и кротко отвечай, как отвечал Владыка Христос: не искушай Господа Бога твоего. Не одного Владыку так искушал диавол. И против каждого из рабов Его он строит те же оковы не только сам собою, но и через людей, собратий наших. Что же нам делать? Совершенно не верить ему, ненавидеть его и, чем более он обольщает, тем более отвращаться от него. Он ведёт с нами непримиримую брань, и не столько заботимся мы о своём спасении, сколько он – о нашей погибели. Будем отражать его победоносным оружием слова Божия. Сим оружием Сам Началовождь наш, Иисус Христос, одержал благотворную и образцовую для нас победу над начальником зла. И враг, троекратно пронзённый сим мечом духовным, в изнеможении оставил место сражения. Вооружайся и ты, христианин, глаголом Божиим, держи его в памяти и в сердце, и никакое зло не будет для тебя непобедимо. И нас после победы над ним радостно встретят ангелы и оградят на всех путях наших… Начало общественного служения Спасителя

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

Тогда Иоанн допускает Его. С благоговением взирал Иоанн, как Иисус Христос снимал с Себя одежды, подобно всем грешникам. Он сам ввёл Его в воду, возложил на Него трепещущую руку и немедленно погрузил Его в воды Иорданские. Произнёс ли Креститель при этом какое-либо слово? Вероятнее, ничего. Где взять слов для совершения крещения над Сыном Божиим? Тут было время не говорить, а благоговеть и поучаться. – Безгрешному нечего было исповедовать, и потому Крестившись, Иисус тотчас вышел из воды … и, возведши очи Свои к небу, стал молиться Отцу Своему Небесному, чтобы Он благословил начало Его служения спасению рода человеческого, чтобы через Его безгрешное омовение распространилось очищение на всё грешное человечество. В эти-то минуты, по разумению святых Отцов, Искупителем мира были произнесены пред Отцом Небесным те молитвенные слова, которые некогда открыты были вдохновенному пророку Давиду: Вот иду исполнить волю Твою, Боже! ( Пс. 39:7–9 ). И вот ещё не окончил Он этой смиренной молитвы, как молитва была услышана и на неё последовал ответ небесного Отца возлюбленному Сыну: и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. Свод неба над главою Его представился раскрытым, на подобии того, как это бывает во время сильного, продолжительного блеска молнии из облаков, и как Сам Иисус, так и Иоанн увидел Духа Божия, который, в виде голубя спускался на Спасителя. Предтеча называет Христа Спасителя Агнцем Божиим потому, что Он, кроткий и смиренный сердцем, яко Агнец незлобивый, отведён был после на распятие. И Дух Святой сходит на Него в виде голубя потому, что эта чистая птица всегда служила образом чистоты и невинности, незлобия и кротости. Голубь возвестил некогда праотцу Ною о прекращении потопа; и теперь Дух Святой возвещает о разрешении грехов. Голубица Ноева была прообразом Духа Божия, сошедшего на Христа в виде голубином. Но разве не обитал Дух Божий на Иисусе Христе с самого зачатия Его во чреве Девы-Матери? По Божеству Своему Сын Божий неразлучен с Отцом и Духом и по человечеству всегда был преисполнен Духа Божия. Для чего же Дух Святой сходит на Него теперь видимым образом? А для того, чтобы исполнилось обетование, данное Иоанну: …на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего в Нём, Тот есть крестящий Духом Святым ( Ин. 1:33 ). Для того, чтобы в Иисусе познали люди Сына Божия, Спасителя мира. Для того, чтобы в самом начале нового завета тайна Пресвятой Троицы, издревле сокровенная, явилась и явственно открылась видению и слуху человеческому.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

Убежденный собственным опытом, что Иисус Христос не гнушается мытарей и грешников, Матфей пригласил к себе на вечер многих из мытарей – своих друзей и товарищей, чтобы и они имели случай слышать слово спасения от Христи Спасителя. И, действительно, св. Марк пишет, что много мытарей пошло за Господом после того. Но сам Матфей, рассказывая о вечере, смиренно умалчивает, в чьем дому она происходила, а говорит просто: И когда Иисус возлежал в доме , то есть когда Спаситель по восточному обычаю возлежал у низкого стола, облокотившись на подушку, и вкушал от трапезы гостеприимного хозяина, многие мытари и грешники , все люди по мнению фарисеев, зазорные, пришли по приглашению Матфея, и возлегли , расположились вокруг стола с Ним и учениками Его . И Господь поучал их, с любовью беседуя о спасении и о едином на потребу. “Он избавлял от душевных болезней, – замечает св. Златоуст, – даже и тогда, когда возлежал за столом, научая нас, что всякое дело и всякое время может нам доставлять пользу. И хотя все, что предлагалось на этой трапезе было собрано неправдой, но Христос не отрекся быть ее участником. Он благоволил быть в одном доме, за одним столом с великими грешниками, хотя и навлек на Себя нарекание за то, что ел вмести с мытарями, в доме мытаря и со многими мытарями. Ты спросишь, как же Апостол Павел повелевает: “кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречив, или пьяницей, или хищником; с такими даже и не есть вместе” ( 1Кор. 5:11 ). Но Апостол повелевает удаляться таких братьев, которые не хотят отстать от своих пороков, а мытари перестали делать зло и переменились после этого. Но фарисеи искали только случая укорить в чем-нибудь Господа и осуждали Спасителя за нарушение якобы того, что написано в псалме: “блажен муж, который не ходит на совет нечестивых (1:1). Увидев то, фарисеи, видя Его любвеобильное общение с явными грешниками (по их мнению), но не имея прямодушия высказать свои мысли Самому Господу, эти лицемеры постарались искусить простодушных Его учеников: Сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Зачем Он ищет близости с людьми такого дурного поведения? Почему не хочет знать нас? – Как будто не учитель должен учить учеников, а они Его должны учить как поступать (святитель Филарет).

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

Увидев же Иисус вокруг Себя множество народа, велел ученикам Своим отплыть на другую сторону – на восточный берег озера Галилейского. Св. Златоуст говорит: “видишь как Он чужд тщеславия? Это делал Он для того, чтобы научить нас скромности, а вместе укротить и иудейскую зависть. Смотри, с каким благоразумием отсылает Он народ, – не сказал: удалитесь, но велел переплыть на другую сторону, обнадеживая, что Он придет туда. Так любил Его народ, и с таким усердием следовал за Ним! Но не прежде повелел Он ученикам отплыть, как по исцелении болезней.” Ответы Господа гордому книжнику и смиренному ученику (8:19–22) Св. Златоуст говорит: “Как на горе Блаженств, люди не только пребывали с Господом, когда Он проповедовал, но и следовали за Ним, когда Он молчал, – так и в Капернауме прилеплялись к Нему не только тогда, когда Он совершал чудеса, но и когда перестал, получали пользу от самого лицезрения Его. Ибо если Моисей и мел прославленное лицо, и Стефан лицо Ангельское, то представь, коков был вид общего Владыки! Действительно, многие из любви и удивления к Нему, желая всегда наслаждаться Его лицезрением, неотступно пребывали при Нем. Да и кто мог бы удалиться от Творившего такие чудеса? Кто бы не захотел взирать на Его лицо и слышать такие слова? Один вид Его был исполнен такой великой приятности, как это показывает пророк: “Ты прекраснее сынов человеческих” ( Пс. 44:3 ). Когда же Исаия говорит: “нет в Нем ни вида, ни величия” (52:2), то говорит о том, что случилось с Ним во время страдания, о бесчестии, которое претерпел Он во время распятия на кресте, или о смирении, которое проявлял во всем, в продолжении целой жизни, будучи преисполнен непостижимой славой Божией. Но не все желали быть около Спасителя с одинаковым расположением сердца. Святой Евангелист приводит этому примеры. Тогда один книжник подошел (богатый и надменный человек, по словам Златоуста), сказал Ему: Учитель я пойду за Тобою, куда бы ты не пошел . Гордый книжник воображал, что Иисус Христос будет рад такому почтенному и ученому человеку, каким он себя считал.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

Фарисеи в своей гордости высокомерно осуждали Господа за Его милостивое обращение с мытарями и грешниками, а Он посрамлял их лицемерие, являя дивные чудеса Своего милосердия над всеми, кто притекал с верой и смиренным сердцем к Его неизреченному человеколюбию. Он еще возлежал за столом в доме Своего новопризванного Апостола Матфея и беседовал с учениками Иоанна Крестителя, как народная толпа, стоявшая у дверей, почтительно расступилась: Когда Он говорил им сие подошел к Нему некоторый начальник, именем Иаир, один из начальников капернаумской синагоги, то есть, главный старейшина прихода, пользовавшийся особым уважением у иудеев. Может быть это и был один из тех старейшин, которые приходили к Иисусу от лица сотника, строителя синагоги, в просьбой исцелить его слугу. Теперь у него было свое великое горе: его милая дочь, его единственное детище, лет двенадцати, находилась при смерти; никакие средства врачей не помогали; и вот несчастный отец, по опыту зная божественное могущество Иисуса Христа, в крайнем волнении спешит к Нему в дом Матфея, и кланяясь Ему бросился к ногам Его и стал умолять говорил: дочь моя теперь умирает , может быть пока я шел сюда уже и умерла. Но приди, возложи на нее руку Твою , и я верю, что Твоей благодатной силой она будет жива! “Те, которые просили помощи, – говорит св. Златоуст, – имеют обыкновение преувеличивать свои бедствия, чтобы тем удобнее склонить на милость тех, у кого они просят милости.” Видно, замечает блаж. Феофилакт, Иаир имел веру, но не такую большую как сотник, потому что просил Иисуса не слово только сказать, но прийти и возложить руку. Но Господь и малую искру веры Иаировой старался обратить в пламя. Он внял скорбному воплю несчастного отца: И встав Иисус из-за трапезы, пошел с ним . Вместе с Ним пошли и ученики Его , и множество народа. Сердце Иаира было так мучимо печалью, что не имело достаточной силы преодолеть всякое сомнение и страх. Между тем для его слабой вере предстояло еще страшное искушение, которого он боялся, еще не зная, что оно уже близко, что его дочь уже в самом деле умерла. Нужно было поддержать эту веру, и вот что делает Божия премудрость для подкрепления его веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

Филарет М.). И не знал Ее Иосиф, как наконец, она родила Сына Своего первенца, – то есть совершенно никогда не познавал Ее, как муж, ибо слова как наконец (по-славянски дóндеже) в Священном Писании не означают никакого срока. Так, например, в книге Бытия (8:7) сказано: …и выпустил Ной ворона, который, вылетев, отлетал и прилетел, пока (дондеже) осушилась земля от воды. Но ворон и после того не возвращался в ковчег. Или в 109-м псалме. Сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня, доколе (дондеже) положу врагов Твоих в подножье ног Твоих. Но и после покорения врагов Своих Сын Божий сидит одесную Бога Отца. Или в притче Христовой о немилосердном заимодавце говорится, что государь его отдал его истязателям, пока (дондеже) не отдаст ему всего долга (Мат. 18:34), то есть навсегда, ибо, находясь в руках мучителей, чем и как мог он уплатить долг свой? Так и здесь, когда Евангелист говорит: …и не знал Её, как наконец (дондеже) Она родила Сына Своего, – не думай, будто Иосиф после того познал Её. Евангелист хочет сказать только то, что Мария до самого рождения Иисуса Христа была Девою, а что было после рождения, о сём сам можешь рассудить, ибо ясно само собою и без объяснения Евангелиста. Такой праведный старец, каким были Иосиф, не мог решиться познать Деву после того, как Она столь чудесно, от Святого Духа, соделалась Матерью Сына Божия, и после всех чудес, коих он был свидетелем при рождении Спасителя. Вспомни при этом, что Сама Пресвятая Дева дала обет всегдашнего девства (Как будет это, когда Я мужа не знаю? Лк 1:34 ) и согласилась на обручение Иосиф только для того, чтобы он был Её хранителем, а не мужем. Кто дерзнёт помыслить, что Она нарушила Свой обет? Такое мнение было бы нечестием и оскорблением Преблагославенной в жёнах Матери Божией. Нет, как до рождества, так и в рождестве и после рождества Она пребывает Девою, почему св. Церковь и именует Её Приснодевою и Богоневестою, а св. Иосиф только служил Ей, как раб госпоже своей, как Матери Божией. Ещё в Ветхом Завете св. Пророк Божий Иезекииль, изображая в таинственном видении пришествие в мир Господа воплотившегося, входящего в восточные врата храма, говорит от лица Божия: …ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдёт ими, ибо Господь Бог Израилев вошёл ими, и они будут затворены (44:2–3).

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

Храм благоукрашается чистотою, благолепием богослужений, цветами и разными жертвами, но особенно храм благоукрашается жизнью христианской своих прихожан. Вот об этом особенно подумаем. Приготовимся к исповеди, все дурное, нехорошее, грешное скинем с себя и приступим, если Господь допустит, к Таинству Святого Причащения. «Постное время светло начнем», и да даст нам Господь светло встретить и светлый праздник Пасхи. Пресвятая Богородице, спаси нас! 2 Сегодня совершенно особенный день. Сегодня надо отложить зло и положить начало благое. Завтра начинается Великий пост , т. е. время, предназначенное для духовного самоуглубления, для проверки и исправления своей жизни. Так важно решиться отметить для себя дни Святой Четыредесятницы, духовно за это время очиститься и обогатиться. Пусть каждый об этом подумает. Но кое-что может быть и общим для всех: 1. Решим все ежедневно, кроме праздников, читать великопостную молитву преподобного Ефрема Сирина : «Господи и Владыко живота моего...» по возможности с положенными поклонами. 2. Решим все ежедневно прочитывать хотя бы несколько слов из Священного Писания . 3. Постараемся по вечерам задумываться о проведенном дне: что нехорошее, грешное за этот день сделали? 4. Постараемся чаще заходить в церковь на богослужения, и по возможности не только в праздничные дни. 5. Наконец, все подготовим себя к исповеди с надеждой причаститься Святых Христовых Таин. Время Великого поста – исключительное время, которым нельзя не воспользоваться. Апостол Павел так говорит нам: наступил уже час пробудиться нам от сна. ... Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Как днем, будем вести себя благочинно, не [предаваясь] ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа и попечения о плоти не превращайте в похоти ( Рим. 13, 11–14 ). Усилие к добру каждого из нас есть и участие наше в общей борьбе со злом на земле. «Постное время светло начнем!» Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

Христос Спаситель наш не проходил мимо ни одного города, ни одного селения, и повсюду приносил с Собой два величайших блага: Евангелие царствия или проповедь о спасении и исцеление от всяких болезней. Но и этого было мало для Божественного милосердия: Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы не имеющие пастыря , который бы заботился о них. Начальники их не только не исправляли их, но еще развращали своими мудрованиями. И вот небесный Пастырь жалеет этих рассеянных овец: Тогда говорит учениками Своим: жатвы много, а делателей мало. Великое число народа, который жаждет слышать проповедь о царствии Божием, но мало приготовленных для него учителей. Итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей, новых делателей, на жатву свою . “О каких же делателях говорит здесь Господь? – вопрошает св. Златоуст, и отвечает: – о двенадцати учениках. Но сказав:“делателей мало”, увеличил ли их число? – Нет, но послал только двенадцать. Так для чего же сказал: молите Господина жатвы, чтобы послал делателей на жатву Свою? Для того, чтобы впоследствии эти двенадцать заменили многих, получивши благодатные силы. “Смотрите, как Он далек от тщеславия: чтобы не водить всех за Собой, посылает учеников. Впрочем, не для этого только посылает, но и для собственного их обучения, чтобы образовавшись в Палестине, как в неком училище ратоборства, приготовили себя к подвигам в целом мире. Потому-то, как юных птенцов приучая к полету, открывает им обширное поприще для действий, чтобы потому они могли удобнее приступить к последующим подвигам, и сначала делает их только врачами телесными, чтобы после вверить им важнейшее врачевание душ. И смотри, как показывает легкость и необходимость этого дела. Ибо что говорит! “Жатвы много, делателей же мало.” Я, говорит, посылаю вас не сеять, но жать. “Другие трудились, а вы вошли в труд их” ( Ин. 4:38 ). Этими словами Он удерживает их от самомнения, возбуждает к бодрости и показывает, что предшествовавший труд сеяния был больше. Жатва есть окончание всего труда земледельца.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

Что сказано о посте, то сказано и о всех добродетелях, их должно всячески прикрывать смирением. Преподобный Силуан говаривал “горе человеку, имя которого знаменитее его дел.” Преп. Иоанн Лествичник говорил, что “скверное тщеславие научает нас принимать образ такой добродетели, которой в нас нет, убеждая к этому словами Евангелия: так да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела ( Мф. 5:16 ). Но Спаситель говорит здесь о делах истинно добрых, а не о лицемерных; истинно добрые дела, как их не скрывай, сами выйдут наружу, хотя бы ты этого вовсе и не желал. А когда они станут известны людям, направь их во славу Божию, чтобы люди прославляли Отца нашего Небесного, Который дает нам и силы и средства творить такие добрые дела. А тщеславный все творит дабы самому прославиться перед людьми. Блаж. Феофилакт говорит, что под елеем можно понимать также и милостыню, а под главой – Христа, Которого надо умащать милостынями. А лицо умывать – значит душу очищать и чувства омывать слезами. Тщеславие есть мать любостяжания. Чтобы показаться перед другими, люди собирают побольше богатства. Вот почему Спаситель, после слов против тщеславия, говорит о нелюбостяжании: не собирайте себя сокровищ на земле: ни злата, ни серебра, ни роскошных одежд, ни дорогих камней; все эти богатства непрочны, обманчивы: Где , то есть на земле, моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут. Сегодня ты владеешь своими сокровищами, а завтра можешь их лишиться. Св. Златоуст говорит: “Подивись мудрости Христовой, не сказал что оставишь их после себя другим, что нередко бывает приятно людям, но к их ужасу показывает, что они и этого не в силах сделать. Хотя бы люди не повредили их богатству, но всегда будут вредители им моль и ржа. Неужели золото истребляется молью? Если моль не истребляет его, то – воры крадут. Ужели всех грабят? Если не всех, то по крайней мере многих. – Итак, не прилагай своего сердца к тленному богатству даже и тогда, когда оно само течет в твои руки. Не считай его своим, ведь оно в самом деле не твое, а Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010