Постепенное возрождение началось со 2-й пол. 90-х гг. XVIII в., когда митрополит Московский и Калужский Платон (Левшин) решил обустроить обитель по образцу общежительного Мефодиева Пешношского (Песношского) во имя святителя Николая Чудотворца монастыря . Он поручил площанскому строителю иером. Макарию (Брюшкову) посещать О. п. и заботиться о ней наряду с др. обителями своей епархии. C 1792 г. настоятелями О. п. становились выходцы из Николо-Пешношского мон-ря. Особенно важную роль сыграл игум. Авраамий (1796-1817), при к-ром братию пополнила группа монахов из Пешношского мон-ря. Большим подспорьем стали 300 р., ежегодно выдававшиеся с 1797 г. каждому заштатному мон-рю по инициативе имп. Павла I (в 1868 эта практика была прекращена). В распоряжении О. п. оказались уже 3 мельницы на реках Другусна, Сосенка и Клютома, приносившие доход. Определенную роль в возвышении О. п. сыграло образование в 1799 г. отдельной Калужской епархии, в к-рой обитель постепенно стала выделяться на фоне других и получила поддержку нек-рых архиереев. Игум. Авраамий вел масштабное строительство: при нем в нач. XIX в. были возведены каменная колокольня, собор в честь Казанской иконы Божией Матери и больничная ц. в честь Владимирской иконы Божией Матери, 2-этажный настоятельский корпус и др. В дни Отечественной войны 1812 г. монастырские храмы были открыты с утра до поздней ночи и полны молящихся. Поскольку существовала опасность, что франц. войска дойдут до Козельска, игум. Авраамий распорядился уложить церковную утварь, ризницу и б-ку в сундуки и подыскать неприступное место в лесу, куда братия могла удалиться в случае появления врага. Покровительство обители оказывал свт. Филарет (Амфитеатров) , еп. Калужский, к-рый часто приезжал в О. п. и иногда жил в ней неделями во время постов. По его благословению в 1821 г. при обители на расстоянии ок. 350 м от ограды, в глубине леса, был основан Иоанна Предтечи скит . В нем формировалось отдельное братство, с 1829 г. скит был местом пребывания оптинских старцев. Постепенно он стал духовным центром О. п., при этом в адм. отношении скитоначальники подчинялись настоятелям мон-ря.

http://pravenc.ru/text/2581451.html

Прп. Давид ввел в обители общежительный устав, но в документах 1-й пол. XVII в. Д. п. названа «обитель-особняк». В XVIII в. Д. п. пришла в упадок, в 1792-1798 гг. митр. Московский Платон (Левшин) при помощи настоятеля Мефодиева Пешношского мон-ря иером. Макария (Брюшкова) ввел в мон-ре общежительный устав. В 1894 г. попечением архим. Валентина была открыта муж. 2-классная церковноприходская школа, в 1905 г.- смешанная одноклассная. Указом Синода от 10 июня 1915 г. в связи с празднованием 400-летия основания Д. п. была возведена в степень 2-классного мон-ря. Братия Д. п. управляли игумены, со 2-й пол. XVIII в.- строители. Ок. 1680-1685 гг. настоятелем Д. п. был буд. митр. Рязанский и Муромский Авраамий ( 27 февр. 1708). В 1657 г. в Д. п. проживали казначей, 2 иеромонаха, 5 рядовых старцев, 4 слуг, конюх, хлебник и белец - церковный дьячок, при игум. Филарете (1734-1739) - 2 иеромонаха, диакон, 3 послушника, при игум. Пахомии (сер. XVIII в.) - 11 чел. К 1764 г. в Д. п. числились игумен, 5 иеромонахов, иеродиакон, 2 монаха, псаломщик и еще 14 монастырских слуг, на монастырском пропитании проживали 2 капрала и 8 солдат. По штатам 1764 г. мон-рю полагалось 3 иеромонаха (или белых священника), диакон и 2 монаха или послушника. В 1771 г. в Д. п. числились строитель, иеромонах, клиросный монах, пономарь-монах, монах-подкеларщик, белец, в 1773 г.- иеромонах, 2 монаха, в 1812 г.- строитель-иеромонах, 2 иеромонаха, 2 иеродиакона, 2 монаха, 11 послушников, в 1901 г.- игумен, 33 монаха, 17 послушников, в 1915 г.- настоятель-архимандрит, 18 иеромонахов, 7 иеродиаконов, 25 монахов, ок. 50 послушников. Особым почитанием пользовались управлявший Д. п. в 1843-1854 гг. игум. Паисий (Соколов), стяжавший дар прозорливости мон. Алексий, келейник игум. Иоанникия (1816-1832) блж. Сергий. Д. п. посещали и совершали богослужения Московские митрополиты: в 1804 г.- Платон (Левшин), в 1834, 1847 и 1857 гг.- свт. Филарет (Дроздов) , в 1870 г.- свт. Иннокентий (Вениаминов), в 1899 г.- сщмч. Владимир (Богоявленский) , в 1902 и 1913 гг.- свт. Макарий (Невский) , Дмитровские епископы: в 1857 г.- Алексий (Ржаницын) , неоднократно Леонид (Краснопевков) , в 1886 и 1888 гг.- Мисаил (Крылов), в 1890 г.- Виссарион (Нечаев) . В 90-х гг. XIX в. Д. п. регулярно посещал А. П. Чехов . Экономическое положение

http://pravenc.ru/text/168568.html

После июня 1511 г. В. был поставлен во игумена Мефодиева Пешношского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря , 21 мая 1522 г.- во игумена Соловецкого в честь Преображения Господня мон-ря . 2 апр. 1525 г. состоялась хиротония В. во епископа Коломенского, к-рую возглавил митр. Даниил . Тогда же (в апр.), будучи уже епископом, В. присутствовал на Соборе, на к-ром вместе с архим. московского Чудова мон-ря Ионой обвинил прп. Максима Грека и Силуана в произвольных переводах с греческого и искажении богослужебных текстов. 5 февр. 1531 г. В. вместе с др. иерархами и боярами подписал крестоцеловальную запись выходца из Великого княжества Литовского служилого кн. Ф. М. Мстиславского на верность вел. кн. Василию III Иоанновичу (СГГД. Ч. 1. 159). В том же году под надзор В. в Коломну был отправлен писец-каллиграф М. Я. Медоварцев , прежде трудившийся вместе с прп. Максимом Греком над исправлением церковнослав. книг, с наказом «держати в крепости в велицей неисходно» (Судные списки. С. 120). В мае 1531 г. В. и его брат Досифей не только поддержали на Соборе митр. Даниила против старца Вассиана (Патрикеева) , В. выступил по этому делу в качестве одного из главных свидетелей. Коломенский архиерей был доверенным человеком вел. кн. Василия III, особенно в последние годы его правления (кн. А. М. Курбский , враждебный В., называл последнего «великим похлебником» Василию III - РИБ. Т. 31. Стб. 221). В. вместе с митр. Даниилом содействовал разводу правителя с бездетной Соломонией Юрьевной Сабуровой (см. София Суздальская , прп.). 3 сент. 1532 г. митр. Даниил, архиеп. Кирилл Ростовский, епископы В. и Досифей Крутицкий вместе с «архимандриты, и игумены, и священными соборы» освящали ц. Вознесения Господня в великокняжеской резиденции в с. Коломенском, воздвигнутую в честь рождения наследника престола - буд. царя Иоанна IV Васильевича . В кон. нояб.- нач. дек. 1533 г., во время предсмертной болезни Василия III, В. в числе немногих имел право посещать вел. князя, обсуждал с ним его завещание и монашеский постриг. 3 дек. 1533 г. вместе с митр. Даниилом В. причащал и соборовал вел. князя, 4 дек. участвовал в его отпевании и погребении в Архангельском соборе Московского Кремля.

http://pravenc.ru/text/149883.html

Иллюстрация к притче о краже репы из «Великого зерцала». Настенный лист. Худож. С. Каликина. 1905 г. (ГИМ) Иллюстрация к притче о краже репы из «Великого зерцала». Настенный лист. Худож. С. Каликина. 1905 г. (ГИМ) О популярности 2-го перевода «В. з.» свидетельствует также тот факт, что уже в кон. XVII в. он начинает редактироваться в соответствии со вкусами читателей, в первую очередь в сторону включения в сборник новых текстов. Вальчак-Срочиньская выделяет в составе 2-го перевода «В. з.» 9 «примеров», отсутствующих во всех польск. изданиях; все они посвящены 2 темам - царской власти и необходимости почитания книг. В кон. XVII в. в «В. з.» вошли переработанные иером. Никифором рассказы из др. переводного сборника - «Римских деяний», а также «Повесть о некоем юноши, иже сложи иноческий образ». Нек-рые статьи в «В. з.» являются рус. сочинениями, напр. ст. «Церковь восточная» и апокрифическая повесть «Како претерпе Христос Господь нашего ради спасения волею страсти на кресте» (помещена в «Учительном Евангелии» Кирилла (Транквиллиона-Ставровецкого) ). Позднее на рус. почве «В. з.» включило в себя такие широко распространенные памятники, как Житие Евстафия Плакиды ( Гладкова О. В. Византийская агиография в древнерусской литературе X-XVII вв. (на примере Жития Евстафия Плакиды)//Славянские лит-ры: Культура и фольклор славянских народов: Доклады российской делегации/XII Междунар. съезд славистов (Краков, 1998). М., 1998. С. 51-53), повести об Иверской иконе Божией Матери, о Флорентийском Соборе, о Тимофее пресвитере, рассказы из синодика и др. Создавались новые редакции новелл из «В. з.» (напр., в рукописях: РНБ. Погод. 1384; ГПНТБ. Тихомир. 316). Одним из авторов пересказов был усть-цилемский крестьянин-книжник И. С. Мяндин ( Шварц Е. М. Повесть о Григории Чудотворце и идольском жреце в усть-цилемских рукоп. сб-ках//ТОДРЛ. 1979. Т. 34. С. 341-350). «Зерцало грешнаго». Гравюра В. Андреева. XVIII в. (БАН. Плюшк. 254) «Зерцало грешнаго». Гравюра В. Андреева. XVIII в. (БАН. Плюшк. 254) Повести из «В. з.» включались в повествовательные разделы синодиков , в Цветники, в лицевые сборники, через них и в устную народную словесность (духовные стихи, сказки и легенды). Ряд сюжетов из «В. з.», связанных с чудесами Богородицы, отразился в сб. «Зерцало Богородицы», составленном ок. 1828 г. в Мефодиевом Пешношском мон-ре (напр., списки: Афон, Пантелеимонов мон-рь. Slav. N 72, 74). Выборки из «В. з.» встречаются в сборниках начиная с рубежа 70-80-х гг. XVII в. вплоть до кон. XIX в., в т. ч. в старообрядческой среде. «В. з.» имели в своих б-ках Патриарх Адриан, Великоустюжский архиеп. Александр, Псковский митр. Иларион (Смирнаго), кн. А. М. Голицын, Ростовский митр. св. Арсений (Мацеевич) , Тверской архиеп. Феофилакт (Лопатинский) . Сборник хранился в монастырских книжных собраниях Николаевского Перервинского мон-ря, московского Симонова Нового мон-ря, Анзерского скита, в б-ках кафедральных соборов, напр. в Тобольске.

http://pravenc.ru/text/150123.html

А. А. Романова Иконография Прп. Мефодий Пешношский. Роспись Михеевской ц. Троице-Сергиевой лавры. 1842 г.(поновления — 1871, 1947) Прп. Мефодий Пешношский. Роспись Михеевской ц. Троице-Сергиевой лавры. 1842 г.(поновления — 1871, 1947) Иконописные подлинники уподобляют облик М. облику прп. Никона Радонежского (под 14 июня), реже - св. бессребреника Космы Асийского (?) (без указания дня памяти): «Подобием сед, брада поменьше Никона Радонежского, власы с ушей, ризы преподобнические» (в иконописных подлинниках сводной редакции XVIII в.- Филимонов. Иконописный подлинник. С. 58-59; Большаков. Подлинник иконописный. С. 107; То же//ИРЛИ. Перетц. 524. Л. 172 об., 30-е гг. XIX в.); «Надсед, брада подобием Козмины, ризы преподобническия» (БАН. Строг. 66. Л. 156 об., кон. XVIII в.). В руководстве акад. В. Д. Фартусова (1910) М. описан как «старец русского типа, с седою бородой средней величины; одежды монашеские, епитрахиль, на голове клобук» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 305). Наиболее раннее сохранившееся изображение М. представлено на иконе посл. трети XVII в. «Прп. Сергий Радонежский с учениками в молении Св. Троице», написанной в мастерской Троице-Сергиева мон-ря (СПГИАХМЗ; вклад кнг. Анны Шереметевой; см.: Прп. Сергий Радонежский в произведениях рус. искусства XV-XIX вв.: Кат. выст. [М.], 1992. С. 97. Кат. 14. Ил. 18). М. изображен в рост, вполоборота вправо. Он сравнительно молод, у него короткие русые волосы и короткая борода. Традицию изображения М. в виде средовека продолжают 2 иконы «Собор святых учеников прп. Сергия Радонежского» 2-й пол. XIX в. из Успенского собора Троице-Сергиевой лавры (находятся на вост. грани сев.-вост. и на зап. грани юго-зап. столбов). Единоличные иконы святого редки. Вероятно, их писали в Мефодиевом Пешношском во имя свт. Николая Чудотворца мон-ре, где в Сергиевой ц. под спудом почивают св. мощи М. В отличие от икон, созданных в Троице-Сергиевом мон-ре, на иконах из Пешношского мон-ря М. представлен в облике старца с седыми волосами на прямой пробор и раздвоенной бородой до середины груди. На иконе 2-й пол. XIX в. (?) (в металлическом окладе), помещенной в наст. время над ракой, святой показан в рост, прямолично, в рясе, мантии, куколь опущен на плечи, десницей именословно благословляет, в левой руке - свернутый свиток; вверху написан образ Св. Троицы, что подчеркивает связь обители с Троице-Сергиевым мон-рем. На иконе нач. ХХ в. (частное собрание), возможно восходящей к оригиналу XVIII в., М. изображен по пояс, прямолично, в схиме, с куколем на плечах, с благословляющей десницей, в левой руке - развернутый свиток с текстом: «Бpamie имите noneчehie еже Бг угодите и дргъ ко». Надпись на фоне: «Св. преп. Мефодий Пéшнош[ский]». На иконе кон. XIX - нач. XX в. (ЦАК МДА) М. изображен погрудно, правой рукой благословляет, в левой - держит развернутый свиток с надписью: «Владыка Господи Боже, сохрани стадо Свое...»

http://pravenc.ru/text/2563098.html

Башня Дуло. XVI в., 40-е гг. XVII в. Фотография. 2017 г. Башня Дуло. XVI в., 40-е гг. XVII в. Фотография. 2017 г. В XVI в., особенно во 2-й пол. столетия, уменьшилось влияние М. С. м., а также несколько понизился его статус среди др. обителей. Это проявилось в постепенном вытеснении на более удаленные места симоновских архимандритов в списках священнослужителей настоятелями других мон-рей (в послании к кн. Дмитрию Шемяке имя архимандрита М. С. м. стоит первым после архиереев, а в летописной записи о поставлении Казанского архиепископа - шестым), в уменьшении количества совершённых архиерейских хиротоний насельников (при увеличении числа архиерейских кафедр и, следов., вакансий), в гневе Иоанна IV на симоновских монахов, зафиксированном в Послании в Кириллов Белозерский мон-рь от 1573 г. (Послания Ивана Грозного. М.; Л., 1951. С. 172), доносе на симоновского архимандрита, составленном скорее всего в 70-х гг. XVI в. и сохранявшемся в архиве Посольского приказа за 1626 г. (Опись архива Посольского приказа. 1977. С. 315, 316). Старшая братия Московского Симонова мон-ря с настоятелем архим. Андреем. Фотография. 1893 г. Старшая братия Московского Симонова мон-ря с настоятелем архим. Андреем. Фотография. 1893 г. В XVI в. архиереями стали архимандриты Вассиан (Санин) (1506, Ростовская кафедра), Варлаам (1511, митрополит Московский и всея Руси), Иоанн (?) (1520, Ростовская кафедра), Савва (1544, Крутицкая кафедра), Трифон (1549, Суздальская кафедра, позднее Полоцкая), Филофей (1562, Рязанская кафедра), Сильвестр (1599, Карельская кафедра). Попытки отождествить архимандритов монатыря Иова, упомянутого в источниках в нач. 70-х гг. XVI в., и Ермогена, названного в источниках в кон. 70 - нач. 80-х гг. XVI в., с одноименными патриархами, вызывают сомнения, поскольку в источниках, содержащих более подробные биографии этих патриархов («История о первом Патриархе Иове Московском», «Сказания о явлении и чудесах иконы Казанской Богоматери»), их связь с М. С. м. не отмечена. На основании записей Вкладной и кормовой книги можно предположить, что число братии во 2-й пол. XVI в. колебалось от 46 до 170 чел. (Вкладная и кормовая книга. 2006. С. 16, 18, 23). В монастырских актах того времени упоминаются среди соборных старцев мон-ря лица, ранее занимавшие настоятельские должности в Высоцком серпуховском в честь Зачатия Пресвятой Богородицы , Андрониковом в честь Нерукотворного образа Спасителя , Саввином Сторожевском в честь Рождества Пресвятой Богородицы , ярославском в честь Преображения Господня , рязанском в честь Преображения Господня , Мефодиевом Пешношском (Песношском) во имя святителя Николая Чудотворца и др. мон-рях (АФЗХ. С. 201-202. 155, 156; С. 211-212. 164; С. 216-217. 168-169; С. 221. 173).

http://pravenc.ru/text/2564232.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГУРИЙ (Черлёного Заболоцкий Григорий Петрович; † после 1556), еп. Смоленский и Брянский. Был 2-м сыном дмитровского боярского сына Петра Федоровича Тонкого Черлёного Заболоцкого, представителем младшей ветви старомосковского боярского рода, известного со 2-й пол. XIV в. В источниках впервые упоминается ок. 1504 г., когда вместе со старшим братом Иваном был отмечен как владелец с. Нового и деревень Починки, Ильково и Лаптево в Дмитровском у. (ДДГ. 94. С. 376). Г. Заболоцкий принял постриг с именем Гурий в Иосифовом волоколамском в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ре (Рязанский еп. Леонид называет Г. среди пострижеников Иосифова мон-ря в челобитной царю Феодору Иоанновичу - АИ. Т. 1. С. 411. 216). Выбор обители мог быть обусловлен тем, что в 1-й трети XVI в. неск. ближайших родственников Г. служили при дворе дмитровского кн. Юрия Ивановича, во владениях к-рого располагались вотчины Иосифова волоколамского мон-ря. Возможно, ок. 1526-1528 гг. Г. стал настоятелем Симонова Нового московского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря , сменив в этой должности архим. Герасима (Замыцкого) . В кон. 20-х гг. XVI в. Г. стал игуменом Мефодиева Пешношского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря . Во время его настоятельства, 6 февр. 1539 г., обитель получила от вел. князя ружную грамоту. 16 марта 1539 г. Г. был хиротонисан во епископа Смоленского и Брянского, хиротонию возглавил митр. Иоасаф (Скрипицын) . (Митр. Иоасаф, незадолго до этого - 6 февр. того же года - возведенный на митрополичий престол после низложения митр. Даниила, в марте заместил сразу 3 вакантные епископские кафедры: Ростовскую, Суздальскую и Смоленскую.) 16 марта 1542 г. Г. участвовал в Соборе по избранию и поставлению в митрополита Московского и всея Руси свт. Макария . 19 марта 1542 г. на переговорах с литов. послами в Москве рус. сторона подняла вопрос о праве Г. на дань с церковных сел на территории Литовского великого княжества - под Оршей, к-рыми владели Смоленские епископы. Рус. дипломаты отметили, что оршанский наместник кн. В. Ю. Толочинский-Друцкий писал Г. о том, что, «которые села Пречистые Смоленские в королеве стороне, а доход с них идет владыке, и владыка бы на те села крепостей доискался да прислал к нему, а велел дани брати с тех сел». По-видимому, Г. предоставил акты на церковные села под Оршей, и во время переговоров московские бояре просили литов. послов, чтобы кор. Сигизмунд I «велел с тех сел доходы давати владыке по старине». Литов. сторона ушла от ответа, заявив, что не имеет по данному вопросу указаний от короля (СбРИО. 1887. Т. 59. 9. С. 164). Со спорами о доходах Смоленского архиерея связано изготовление в XVI в. списков учредительной грамоты Смоленской епископии (2-я четв.- сер. XII в.).

http://pravenc.ru/text/168386.html

(Заглодин-Кокорев Александр Федорович; 8.03.1886, дер. Пашуково Богородского у. Московской губ.- 27.11.1937, Тверская обл.), прмч. (пам. 14 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), иером. Мефодиева Пешношского мон-ря . Род. в крестьянской семье, окончил церковноприходскую школу, в 1908 г. поступил послушником в Пешношский мон-рь. После назначения в 1919 г. сщмч. Серафима (Звездинского) епископом Дмитровским стал его келейником и иподиаконом. В 1920 г. пострижен в монашество с именем А. и рукоположен во иеродиакона, в 1926 г. еп. Серафимом рукоположен во иеромонаха. После ликвидации мон-ря в 1927 г. А. вместе с неск. монахами поселился на бывш. монастырском конном дворе. В кон. 1929 г. монахи были изгнаны с территории обители и перешли в дер. Кочергино, где А. прожил до мая 1930 г., после чего вместе с игум. Варнавой перебрался в дер. Негодяево, где жил до нач. 1931 г. В апр. того же года А. был направлен служить в храм с. Чернеева Дмитровского р-на Московской обл., но уже 24 сент. в ходе массовой кампании по аресту насельников упраздненных мон-рей был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. А. обвинили в том, что он поминал за богослужением рус. царей и вел агитацию против мероприятий советской власти. 30 сент. и 7 окт. А. был допрошен, он отказался подписать протоколы допросов, виновным себя не признал. 13 нояб. тройка ОГПУ приговорила А. к 3 годам ИТЛ, 17 нояб. он был отправлен этапом до ст. Лодейное Поле в Свирский ИТЛ. После возвращения А. из заключения Тверской архиеп. сщмч. Фаддей (Успенский) 5 марта 1936 г. направил его служить в храм с. Старенького Оршинского р-на. В 1937 г. А. вновь был арестован. Председатель местного сельсовета показал, что А. собирает верующих для спевки, чем отрывает колхозников от работы и разлагает трудовую дисциплину в колхозе. А. виновным себя не признал. Расстрелян по приговору тройки НКВД от 25 нояб. 1937 г., погребен в общей безвестной могиле. Прославлен Архиерейским Собором 2000 г. , внесен в календарь постановлением Свящ. Синода от 27 дек. 2000 г.

http://pravenc.ru/text/75966.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСЬЕВ Александр Гаврилович, гравер на меди, из московских мещан, работал в 1816-1862 гг. С 1827 г. являлся членом (соревнователем) ОИДР. В 1827, 1828, 1838 и 1840 гг. гравировал доски для печатания антиминсов . Работал для Московской синодальной типографии, Московского ун-та, выполнял заказы Киево-Печерской лавры , ж. «Московский телеграф». В 40-50-х гг. XIX в. содержал в Москве металлографическую мастерскую. Наиболее значительные произведения А.: 24-листные святцы; ряд изображений с видами русских мон-рей - московских Андроникова (1825) и Симонова Нового (1823, 1829, 1841), Троице-Сергиевой лавры (1825), Киево-Печерской лавры (1839, 1840, 1845, 1847), Оптиной пуст. (1847), коломенского Старо-Голутвина мон-ря (1844; по рис. П. Морозова, 1845), Тихонова Луховского мон-ря - с образом прп. Тихона Луховского, Бабаевского Николаевского мон-ря (1841), Мефодиева Пешношского мон-ря (1837), Соловецкого мон-ря (по рис. мон. Александра (Заливского), 1859), Стефанова Махрищского мон-ря (по рис. И. Суханова, 1835), Корсунского старообрядческого мон-ря (1825); портреты игум. Назария (Кондратьева), настоятеля Валаамского мон-ря (1853), прп. Мефодия Тымковского, настоятелей Мефодиева Пешношского мон-ря архим. Макария (Брюшкова) и иером. Максима (Погудкина) (1837), прп. Серафима Саровского (1841), старцев Саровской пуст.; обретение мощей свт. Митрофана Воронежского (по рис. И. Колышкина; 1842) и др. (оттиски в РГБ, РНБ, ЦАК МДА и др.). Гравюры А. использовались в качестве иллюстраций в изданиях: К. Ф. Калайдовича «Историческое и топографическое описание мужского общежительного мон-ря св. чудотворца Николая, что на Пешноше, с присовокуплением устава его и чиноположения» (М., 1837); «Сказание о жизни и подвигах блаженной памяти о. Серафима, Саровской пустыни иеромонаха и затворника» (М., 1841); Л. Кавелина «Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни и состоящего при ней Скита святого Иоанна Предтечи» (СПб., 1847) и др. Лит.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 380, 967; Кн. 4. С. 636, 967; он же. Словарь граверов. Т. 1. Стб. 25-27; Собко. Словарь художников. Т. 1. Стб. 262-264; Николаева С. Г. Русская антиминсная гравюра XIX в.: Из собрания ГМИР//ПКНО, 1999. М., 2000. С. 463-479. М. Е. Ермакова Рубрики: Ключевые слова: ГРЕБНЕВ Лука Арефьевич (1867 - 1932), старообрядец-федосеевец, издатель, гравер, иконописец, духовный писатель

http://pravenc.ru/text/77052.html

Колоцкого Успенского мон-ря (в обители сохранился чтимый список), икона свт. Николая Заразского (Зарайского) из Николаевского собора в Зарайске, образ свт. Николая Можайского из Можайска (сохр. копии), а также Дмитровский крест из Успенского собора в Дмитрове. Более поздние святыни: чудотворный образ Христа в главном храме Николо-Берлюковской пуст., Кипрская (Стромынская) икона Божией Матери в Успенском храме в с. Стромынь Ногинского р-на, список чудотворной иконы Божией Матери «Взыскание погибших» в Николаевском соборе в Серпухове, чудотворная икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша» в серпуховском Высоцком мон-ре, Клинская чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Скорбященском храме в Клину, икона Божией Матери «Отрада и Утешение» из бывш. жен. мон-ря в честь этой иконы, существовавшего в пос. Добрыниха (икона хранится в Михаило-Архангельском храме в с. Михайловском Домодедовского р-на), список иконы Божией Матери «Поможение в родах» в Николаевском соборе в Серпухове и др. В XIV в. на подмосковных землях подвизались основатель серпуховского Владычного в честь Введения во храм Пресв. Богородицы монастыря прп. Варлаам Серпуховской (мощи почивают под спудом во Введенском соборе основанной им обители), ученики прп. Сергия Радонежского: преподобные Мефодий Пешношский (мощи - в Мефодиевом Пешношском мон-ре), Леонтий и Савва Стромынские (мощи - под спудом в Успенском храме бывш. Стромынского мон-ря в с. Стромынь Ногинского р-на), Григорий Голутвинский, основатель Старо-Голутвина мон-ря и, возможно, еп. Коломенский (мощи - под спудом в Богоявленском соборе обители). В XV в. известны преподобные Зосима и Адриан Сестринские, Волоколамские, основатели Успенского мон-ря (Изосименской пуст.) на берегу р. М. Сестра, близ бывш. дер. Изосименье Лотошинского р-на (их мощи почивают под руинами Успенского храма основанной ими обители), Афанасий Высоцкий Младший (мощи - в соборе серпуховского Высоцкого мон-ря), Ферапонт Можайский (мощи - в соборе Лужецкого Богородице-Рождественского мон-ря), Левкий Волоколамский, основатель Левкиева в честь Успения Пресв.

http://pravenc.ru/text/2462071.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010