Возрождаемый Николо-Пешношский монастырь в дни памяти преподобного Мефодия будет открыт для паломников Москва, 23 июня 2007 г. Спустя 80 лет после разорения и осквернения святынь над храмом преподобного Сергия Радонежского в Николо-Пешношском монастыре будет воздвигнут Крест Господень. В праздничные дни, посвященные памяти основателя монастыря, сомолитвенника Сергия Радонежского преподобного Мефодия Пешношского, в древней обители пройдут богослужения. На это время возрождаемый монастырь, в котором размещена закрытая психиатрическая лечебница, будет открыт для верующих, сообщает сайт Русская линия . Николо-Пешношский монастырь был основан в 1361 году одним из ближайших учеников преподобного Сергия Радонежского - преподобным Мефодием. Обитель в продолжение своего более чем 500-летнего существования оставалась крупным духовным центром русского монашества, ее называли " второй Лаврой " . В монастыре находились многие чтимые святыни, такие как частица Ризы Господней, чудотворный образ святого Иоанна Предтечи кисти преподобного Андрея Рублева, чудотворная икона Божией Матери, именуемая Прежде Рождества и по Рождестве Дева. В 1920 году монастырь был закрыт, в его стенах разместили психо-неврологический интернат 3 города Москвы. На Архиерейском Соборе 2000 года к лику святых новомученников и исповедников Российских были причислены насельники монастыря: преподобномученик Герасим (Мочалов), преподобномученик Иосаф (Шахов) и преподобномученик игумен Николай (Салтыков). Расписание богослужений: 27 июня 2007 г., среда: 9:00 - Начало Божественной литургии в храме Покрова Божией Матери села Куликово (ближайший к обители приход, настоятель которого, о.Александр, долгое время духовно окормлял монастырь); 11:00 - Праздничный молебен в Николо-Пешношском монастыре; 11:30 - Крестный ход из Николо-Пешношского монастыря к месту первоначальной келии преподобного Мефодия; 30 июня 2007 г., суббота: 11:00 - Освящение и установка св.Креста на Сергиевскую церковь в Николо-Пешношском монастыре. Чин освящения возглавит епископ Серпуховский Роман, викарий Московской епархии архимандрит Роман (Гаврилов). Адрес: Московская область, Дмитровский район, пос.Луговой, Николо-Пешношский монастырь. Схему проезда в монастырь см. в разделе " Контактная информация " на странице монастыря в сети Интернет: http://www.peshnosha.ru. 23 июня 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/22826.html

Новопостриженного инока нарекли Варсонофием. Строгой и богоугодной жизнью инок Варсонофий преуспевал в подвигах добродетели и молитвы. В Андрониковом монастыре бывал наездами святитель Акакий, епископ Тверской (1522-1567), родной младший брат преподобного Иосифа Волоцкого и постриженник Иосифо-Волоколамского монастыря, архипастырь добрый и благочестивый, удостоенный от Бога дара прозорливости. Он неоднократно предсказывал преподобному Варсонофию, бывшему еще в сане иеродиакона, что именно он станет некогда преемником святителя Акакия на Тверской кафедре. О добродетельной и благочестивой жизни преподобного Варсонофия стало известно митрополиту Московскому Макарию, который возвел святого Варсонофия в сан игумена Николо-Пешношской Мефодиевой пустыни, основанной в 1461 году учеником преподобного Сергия Радонежского преподобным Мефодием (память 14 июня) в 15 верстах от Дмитрова. В старину пустынь эта именовалась «Никола на Песнуше». В 1553 году в паломничестве (в благодарность за чудесное избавление от смерти) на пути в Кириллов Белозерский монастырь Пешношскую обитель посетил царь Иоанн Грозный с семейством. Он обратил внимание на опытного наставника иноческой жизни, побывавшего в плену и сведущего в татарском языке и нравах. Поэтому, когда в 1555 году в Казани открывали новую епархию, вместе со святителем Гурием, первым архиепископом Казанским, был направлен в Казань и святой Варсонофий из Пешношской обители в сане архимандрита для основания там монастыря. 26 мая 1555 года первосвятители Казани торжественно отправились в путь. Из Москвы по рекам Москве, Оке и Волге путь до Казани длился два месяца. В воскресенье 27 июля 1555 года святитель Гурий с игуменом Пешношским Варсонофнем и игуменом Успенского Старицкого монастыря Германом прибыли в Казань. С крестами и хоругвями были встречены они в Казанском Благовещенском соборе местным духовенством и населением. Вместе со святым Варсонофием в Казань прибыли иноки, постриженники Пешноши: Тихон, Феодорит, Иов, Андроник, Сильвестр, а также инок Андроникова монастыря Симеон.

http://pravicon.com/info-1921

Преподобный Сергий, посетив любимого ученика, дал ему совет построить обитель и храм на другом, более сухом и обширном, месте и благословил то самое, где ныне сто­ит обитель. Преподобный Мефодий, как послушный сын, исполнил волю наставника. Он сам трудился при строении храма и келлий, пеш нося деревья через речку. От того-то за обителью осталось навсегда имя Пешношской, и речку, при которой стоит она, назвали Петношей. Обитель Мефодия, основанная в 1361 году, была обителью трудолюбия для всех. Мефодий был ее игуменом; но только по подвигам труда, поста и молитв он был первым между братиею. Примером подвижнической жизни воспитал он добрых иноков. Строгий к себе, он был милостив к другим. По древним стихирам, составленным в честь его, каждый день при вратах обители его сидело множество нищих, и он питал их. По временам преподобный, как любитель безмолвия, удалялся за две версты от обители и здесь уединенно подвизался в молитве. Сюда же приходил к нему для духовных бесед преподобный Сергий. Потому эта местность названа была «беседой». Ныне здесь стоит часовня, и к ней бывает крестный ход 24 июня, так же как место начального уединенно­го жития Мефодиева в лесу поддерживается в памяти благоговейной другою часовнею. «Собеседник и спостник великого Сергия», так назы вается Мефодий в древнем тропаре, переселился в блаженную вечность спустя 8 месяцев после великого отца Сергия 901 . По рукописным святцам, «преподобный Мефодий, игумен Пешношской обители, ученик свято­му Сергию чудотворцу, преставился в л. 6900 (1392) м. июня в 14 д.» Мощи его почивают под спудом в церкви святых Сергия и Мефодия, а до 1732 года почивали они в часовне. При раке преподобного стоит посох его, а в ризнице хранится деревянный потир, с коим совершал он святую Литургию 902 . Память святого Мефодия, патриарха Константинопольского Родом сицилиец, из Сиракуз; в юных летах постригся на остро­ве Хиосе, а в 811 году, как доверенное лицо, послан был патриархом Никифором к папе Римскому в звании апокрисиария и прожил почти девять лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В 1812 году монастырь избежал разорения: французы, находившиеся всего в 18 верстах, побоялись идти к нему по окружённой болотами дороге. Благодаря иеромонаху Максиму в 1812 году были спасены архив и ризница Николо-Пешношского монастыря (ценности перевезены в Вологду). Святитель Филарет (Дроздов) - митрополит Московский предлагал иеромон. Максиму игуменский сан, но тот отказался. В XIX столетии к собору свт. Николая была пристроена трапезная в псевдоготических формах, перестроена трапезная палата с храмом Сретения Господа Иисуса Христа. Храм находится на 2-ом этаже. Сретенский храм представлет собой шестистолпное здание с декоративным куполом в стиле классицизма. Портал трапезного храма украшен колоннами и портиками с редким тосканским ордером. В подклети трапезной сохранилась одностолпная палата по своей архитектуре идентичная трапезной палате Спасо-Андронникова монастыря и Грановитой палате Московского Кремля. Особо почитаемым образом в это время в монастыре был образ Божией Матери " Прежде Рождества и по Рождестве Дева " . В 1780 году икону принес в монастырь бывший московский купец Алексей Григорьевич Мокеев, ставший иноком обители. Все свои средства он отдал настоятелю, а семейную реликвию, святую икону, оставил в своей келии. После его кончины образ передали настоятелю. Поскольку икона была написана маслом на холсте и не по общепринятому канону, настоятель велел поставить её над входной дверью в часовню преподобного Мефодия Пешношского, которая находилась у дороги, недалеко от обители. Все паломники, шедшие в прославленную прозорливыми старцами обитель, обязательно останавливались у часовни и молились перед стоящим над её вратами образом Божией Матери. В 1827 году капитан Платон Осипович Шабашев, проходя мимо иконы, вдруг увидел, что от неё исходит необыкновенный свет. Вскоре он попал в трудные жизненные обстоятельства и в это время во сне увидел икону Божией Матери над Мефодиевой часовней и услышал голос: " Если хочешь избавиться от искушений, помолись перед этим образом и сделай для него серебряную ризу " . Платон так и поступил, и скорби миновали его. Он пошёл к настоятелю, рассказал о случившемся и отдал ему ризу для иконы. Когда ризу стали надевать, то обнаружили, что холст натянут на доску. Холст сняли и обнаружили на доске подобный образ, но только очень древнего письма. Во времена эпидемий холеры многие, молившиеся перед Владычицей Богородицей, получали исцеление. В этом же году генеральской дочерью Елизаветой Андреевной Фаминцевой в монастырь передан киот с частицей ризы Господней и мощей разных святых, обложенный позлащенным серебром. Раз в год в монастыре совершался крестный ход с этой святыней.

http://sobory.ru/article/?object=00506

Преподобный Мефодий, как и в дни своего земного поприща, самым непосредственным образом участвует в современной жизни монастыря тем, что подает нашим современникам самый высокий образец монашеского делания и идеал, к которому стоит стремиться. Как свидетельствует акафист о преподобном Мефодии, он словом и примером своей жизни всех направлял к Солнцу правды – ко Христу, ибо всего себя посвящал на служение Богу и ближним. Песнопения в честь преподобного Мефодия называют его «дивным учеником дивного учителя», свидетельствуют о том, как св. Мефодий трудился, рубил и носил бревна для строительства монастыря, о том, в какой убогой, «раздранной и многошвенной ризе» он ходил и как с равной любовью принимал всех: богатых и бедных, вельмож и простых людей, как был примером странноприимства, смирения, трудолюбия, любви, многих других добродетелей. Главной причиной, обеспечившей расцвет Николо-Пешношского монастыря, его стойкость во время суровых испытаний, выпавших на долю нашей страны и Русской Православной Церкви, а также быстрое возрождение обители в нынешнее время, явился духовный фундамент, заложенный в основание монашеской жизни преподобным Сергием Радонежским и привнесенный на Пешношу его верным учеником – преподобным Мефодием. Рейтинг: 9.9 Голосов: 477 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии рБЛюбовь 17 июня 2023, 10:08 С Петровским постом! Преп.Сергий Радонежский и Мефодий Пешношский, Собор Святых Земли Русской, молите Бога о нас!+ Прекрасная статья о Святом. Спаси Господи! Тамара 18 июня 2022, 01:15 Преподобный отче Мефодие, моли Бога о нас грешных!! Остались только теплые воспоминания о монастыре и его настоятеле игумене Григории!!! Уехали жить на свою Родину Белоруссию!! А братии монастыря Божией и отца Мефодии помощи!! Никогда не забудем Николо- Пешношский монастырь!! Балмазов Михаил Валентинович 5 ноября 2018, 23:33 Господь сподобил быть в этой святой обители. Хочется приехать сюда ещё, а Бог даст, и остаться. ольга 19 июня 2018, 05:06

http://pravoslavie.ru/113713.html

О добродетельной и благочестивой жизни преподобного Варсонофия стало известно митрополиту Московскому Макарию, который возвел святого Варсонофия в сан игумена Николо-Пешношской Мефодиевой пустыни, основанной в 1361 году учеником прп. Сергия Радонежского преподобным Мефодием (память 14/27 июня) в 25 верстах от Дмитрова (на правом берегу реки Яхромы при владении в нее реки Пешноши в лесной глуши). В старину пустынь эта именовалась «Никола на Песнуше». В 1553 г. в паломничестве (в благодарность за чудесное избавление от смерти) на пути в Кирилло-Белозерский монастырь Пешношскую обитель посетил царь Иоанн Грозный с семейством. Он обратил внимание на опытного наставника иноческой жизни, побывавшего в плену и сведущего в татарском языке и нравах. Потому, когда в 1555 году в Казани открывали новую епархию, вместе со святителем Гурием, первым архиепископом Казанским, был направлен в Казань и святой Варсонофий из Пешношской обители в сане архимандрита для основания там монастыря. 26 мая 1555 года первосвятители Казани торжественно отправились в путь. Из Москвы по рекам Москве, Оке и Волге путь до Казани длился два месяца. В воскресенье 27 июля 1555 года святитель Гурий с игуменом Пешношским Варсонофием и игуменом Успенского Старицкого монастыря Германом прибыли в Казань. С крестами и хоругвями были встречены они в Казанском Благовещенском соборе местным духовенством и населением. Вместе со святым Варсонофием в Казань прибыли иноки, постриженики Пешноши: Тихон, Феодорит, Иов, Андроник, Сильвестр, а также инок Андроникова монастыря Симеон. Уже в следующем 1556 году преподобный Варсонофий исполнил возложенное на него поручение и устроил Преображенский монастырь в Казанском Кремле. Им был освящен первый каменный теплый храм в монастыре во имя святителя Николая Ратного, а впоследствии — и главный храм в честь Преображения Господня. В уставе монастыря, написанном самим архимандритом Варсонофием, он называет себя в приписке «многогрешным чернецом, что был игуменом на Песноши». Тайно от всех он продолжал носить вериги для изнурения плоти.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Блаженный Иоанн возвратился домой, однако сердце его уже охладело навсегда к непостоянным земным радостям и утехам. Согласно непоколебимому решению, созревшему в душе юноши еще в плену, он поехал в Москву, где в Спас­ском Андрониковом монастыре принял иноческое пострижение, дав Богу обеты девства, послушания и нестяжания. Три года плена заменили для него послушнический искус. Отрекаясь от мира, монах умирает для него, потому и нарекается ему новое имя. Смерть для мира есть рождение в ангельское служение. Новопостриженного инока нарекли Варсонофием. Строгой и богоугодной жизнью инок Варсонофий преуспевал в подвигах добродетели и молитвы. В Андронико­вом монастыре бывал наездами святитель Акакий, епископ Тверской (1522—1567), родной младший брат преподобного Иосифа Волоцкого и постриженик Иосифо-Волоколамского монастыря, архипастырь добрый и благочестивый, удос­тоен­ный от Бога дара прозорливости. Он неоднократно предсказывал преподоб­ному Варсонофию, бывшему еще в сане иеродиакона (как вспоминал впоследствии сам святитель Варсонофий), что именно он станет некогда преемником святи­теля Акакия на Тверской кафедре. О добродетельной и благочестивой жизни преподобного Варсонофия стало из­вест­но митрополиту Московскому Макарию, который возвел святого Варсоно­фия в сан игумена Николо-Пешношской Мефодиевой пустыни, основанной в 1361 году учеником прп. Сергия Радонежского преподобным Мефодием (память 14/27 июня) в 25 верстах от Дмитрова (на правом берегу реки Яхромы при владении в нее реки Пешноши в лесной глуши). В старину пустынь эта имено­валась «Никола на Песнуше». В 1553 г. в паломничестве (в благодарность за чудесное избавление от смерти) на пути в Кирилло-Белозерский монастырь Пешношскую обитель посетил царь Иоанн Грозный с семейством. Он обратил внимание на опытного нас­тавника иноческой жизни, побывавшего в плену и сведущего в татарском языке и нравах. Потому, когда в 1555 году в Казани открывали новую епархию, вместе со святителем Гурием, первым архиепископом Казанским, был направлен в Казань и святой Варсонофий из Пешношской обители в сане архимандрита для основания там монастыря. 26 мая 1555 года первосвятители Казани торжест­венно отправились в путь. Из Москвы по рекам Москве, Оке и Волге путь до Казани длился два месяца.

http://pravicon.com/info-1920

Купчая на то же подворье 7186 (1678). 30 . Запись на стольника Петра Иванова Ловчикова, о том, что построена монастырская мельница на реке Сестре, и к той мельнице отдано пустоши Кузнецовой земли две десятины во владение монастыря 7206 (1698) года. Сверх того в описи экономического казначея 1765 года марта 15 дня написано: в сундучке, по углам окованном, хранятся с крепостей копии и разные квитанции; но этого сундука не отыскано. VII. Древние описи зданий Пешношского монастыря В истории монастыря упомянуто было о трех описях монастырских зданий в XVII столетии. Помещаем здесь с них списки. Первая опись монастырских зданий, 7131(1623) года. Монастырь Николы Чудотворца на речке на Пешноше, да на реке на Яхроме; а в монастыре церковь Николы Чудотворца да придел Леонтия Ростовского Чудотворца; да на монастыре же теплая церковь Сретения Господа нашего Иисуса Христа, с трапезой, каменная; да две палаты келарские каменная, одна белая и другая черная; а под церковью под трапезой службы монастырские, хлебня да просвирня, да где обиходы ставят; да в монастыре же церковь Богоявления Господа нашего Иисуса Христа каменная, а в вверху колокольня; да часовня деревянная брусяная над Преподобным Мефодием; да приделец каменный у Николы Чудотворца, где лежит строитель старец Гурий Заболоцкий; а по другую сторону усыпальня каменная, где ставят усопших; да две поварни каменные, в одной яства братия варят, а в другой квасы варят; погреб, ледник каменные; да сени проходные каменные; да две палатки каменные, да ворота святые каменные, да ограда каменная, около монастыря с одну сторону от реки Яхромы, а три стороны заметы; да в монастыре же келий гостиных, игуменая. да семь келий братских, да келья приворотная, да три житницы; да за монастырем двор конюшенный, да двор сыпной, да под монастырем же, на речке на Пешноше мельница монастырская. Вторая опись, 7193 и 194 (1683 и 86) годов. Монастырь Николая Чудотворца Пешношского на реке Яхроме и на устье реки Пешноши; а в нем церковь Божия во имя Николая Чудотворца каменная соборная о пяти главах; кругом церкви паперть; да на монастырских же теплая церковь Сретения Господа нашего Иисуса Христа с трапезой каменная; да две палаты келарские каменные, одна белая, а другая черная; а под церковью и трапезой служб –– монастырская хлебня, да просвирня, да где обиходы ставят; да в монастыре же церковь Богоявления Господа нашего Иисуса Христа каменная, а в верху колокольня; да две поварни каменные, две палатки, два погреба каменные; возле их проходные сени каменные же; да в монастыре же Игуменские келии деревянные, да четыре келии каменные, над погребами братские, да двенадцать келий братских деревянных; два погреба с напогребицей, девять житниц, два сушила деревянные; да ворота святые каменные; от святых ворот каменная стена, да квасоварни и на ней ограда деревянная; другие ворота каменные; от конюшенного двора, кругом монастыря, ограда деревянная; шесть башен деревянных; да за монастырем двор конюшенный; мельница на речке Пешноше.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

30 – лет преп. Мефодий мудро и богоугодно правил монастырем в звании игумена, служа примером кротости и милосердия многочисленным ученикам своим. Умирая, заповедал он ученикам быть милостивыми к нищим и странным. Преподобный Мефодий – скончался 4 июня 6900 (1392) года 106 . В день преставления преподобного, как видно из стихир, составленных в честь его, стеклось множество народа, – старцев, сирот и вдов – оплакивать кончину своего питателя. Уже лежа на смертном одре, преп. Игумен Мефодий заповедывал братии соблюдать со всей строгостью общежительный устав со всеми чиноположениями его, относительно отправления церковного богослужения и келейных правил, и оставил, по выражению церковной песни, во образ многочисленным ученикам своим святую и богоугодную жизнь свою. Долго потом пребывал в обители дух благочестия, оставленный ее великим основателем. Строгая и богоугодная жизнь монашествующих в Пешношском монастыре была примером для всего православного монашества даже и в XVI веке, и обращала на себя внимание царей и пастырей России. Так в игуменство св. Варсонофия (1547–1556) обитель пользовалась особенным благоволением и милостями Царя Иоанна Васильевича, который неоднократно путешествовал в оную с своим семейством 107 , и подарил в знак своего благоволения к ней дворцовое село Суходол с 25 деревнями, и со всеми к ним принадлежащими землями и удобьями 108 . Заповеданное преп. Мефодием строгое исполнение церковного богослужения, соблюдается и по сие время. Вот краткое извлечение из общежительного устава, составленного св. Варсонофием, игуменом Пешношским. Церковное служение в Николаевском Пешношском монастыре отправляется по уставу святой Афонской горы. Всенощные бдения начинаются в летнее время пополудни в 7 часов, в зимнее время, когда бдение бывает с утра, благовест начинается в 12 часов пополудни, а в некоторые праздники в 11 часов пополудни, в простые же дни в 1 час по полуночи, и продолжаются до утра. Пение употребляется только столповое. Чтением синодика и помянников во время проскомидии, как за ранней, так и за поздней литургией, заниматься должны все, исключая только не могущих читать.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1732 г. над местом погребения прп. Мефодия Пешношского, к югу от собора, была сооружена каменная ц. во имя прп. Сергия Радонежского. На гравюре 1732 г. она имеет вид небольшого храма типа «восьмерик на четверике» с главой, находится у подножия колокольни; отделена от собора аллеей. В сер. XIX в. «близ самых мощей преподобного - под колокольнею - в настоятельской усыпальнице» был устроен и 11 июня 1859 г. освящен престол во имя прп. Мефодия Пешношского, составлявший «единое целое» с Сергиевской ц. Совр. здание храма относится к рубежу XIX и XX вв., его декор представляет вариант эклектики в древнерус. стиле, внутри сохранились росписи. 2 сент. 1890 г., после неск. перестроек, Сергиевский храм был освящен митр. Московским и Коломенским свт. Иоанникием (Рудневым) . Новое освящение храма состоялось в 2008 г. В 1-й трети XVIII в. были возведены здания вокруг Красной башни в вост. стене; окончено строительство 3 башен (Спасской - в составе сев. стены; 2 из 3 проездных башен - на зап. стене). Все башни 3-ярусные, со сводчатыми перекрытиями. Проездные башни квадратные в плане, с шатрами; угловые башни круглые или 8-гранные. Новая 2-этажная трапезная (1788-1793) имела скромный декор, использование ложных окон-ниш, характерных для классицизма. Отсутствие декоративных элементов характерно для фасадов братских корпусов, которым в нач. XIX в. был придан единообразный облик. Правильные формы их планов также можно объяснить следованием «образцовым» рекомендациям. В сев. прясле западной ограды монастыря был сооружен новый больничный корпус, 2-этажный, симметричный в плане. По его центральной оси сильно выдвинут объем, в к-ром расположена ц. во имя свт. Димитрия, митр. Ростовского. Она возведена (1811-1829) на средства московского купца М. Ф. Вешникова и Д. А. Засецкого и 29 июня 1829 г. освящена свт. Филаретом (Дроздовым). Бесстолпный объем ее внутри перекрыт сводом на распалубках, а снаружи выделен куполом на глухом низком барабане с круглыми нишами, напоминающими архитектуру таких больничных храмов, как ц. Св. Троицы при московском Странноприимном доме гр. Н. П. Шереметева (1792-1801, архит. Е. С. Назаров); боковые фасады небольшой церкви выделены лоджиями на 2 колоннах и треугольными фронтонами. Центральный фасад больничного корпуса, образующий внешнюю ограду обители с запада, выделен портиком с треугольным фронтоном и 6 полуколоннами.

http://pravenc.ru/text/2563092.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010