Добрые вести Православия: вторая половина июня 2008 г. Вторая половина июня порадовала верующих прославлением русских подвижников благочестия, освящением храмов, реконструкцией и передачей Церкви храмовых зданий. Новости православной миссии в таких областях, как издательское дело и духовное окормление страждущих, тоже в ряду добрых вестей Православия второй половины июня.    Подвижники Русской Православной Церкви прославлены в лике общецерковных святых Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский В конце июня состоялся Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Среди прочих чрезвычайно важных вопросов на Соборе рассматривался и вопрос о прославлении в лике святых подвижников благочестия. Синодальная комиссия по канонизации святых под председательством митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия представила Архиерейскому Собору доклад, ознакомившись с которым Архиерейский Собор принял следующее решение: «Прославить в лике общецерковных святых и включить в Месяцеслов Русской Православной Церкви имена: – святителя Воронежского Антония (Смирницкого; 1773–1846), установив днем его памяти 20 декабря (2 января); – святителя Шанхайского и Сан-Францисского Иоанна (Максимовича; 1896–1966), установив днем его памяти 19 июня (2 июля); – преподобных жен игумении Иулиании (1300–1393) и монахини Евпраксии (1302–1394) Московских, установив днем их памяти 3 (16) мая». Имена новых святых будут сообщены предстоятелям братских Поместных Православных Церквей для включения их в святцы . Освящен храм в Николо-Пешношском монастыре 17 июня, в день памяти святого преподобного Мефодия Пешношского, состоялось великое освящение храма Николо-Пешношского монастыря, расположенного в Дмитровском районе Московской области, которое совершил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Николо-Пешношский монастырь основан в XIV веке Мефодием Пешношским, учеником преподобного Сергия Радонежского. На протяжении почти пяти веков Николо-Пешношский монастырь являлся местом высокодуховной монашеской жизни. Московский митрополит Платон (Левшин) так отзывался о монастыре: «Пешноша в моей епархии вторая лавра».

http://pravoslavie.ru/5087.html

Однако жизнь его стала известна и, как живительный луч солнца, начала собирать к себе ревнителей подвижнической жизни; явилось к нему несколько учеников. Преподобный Сергий, посетив любимого ученика, дал ему совет построить обитель и храм на другом, более сухом и обширном месте и благословил то самое, где ныне стоит обитель. Преподобный Мефодий, как послушный сын, исполнил волю наставника. Он сам трудился при строении храма и келий, пеш, нося деревья через речку. От того-то за обителью осталось навсегда имя Пешношской, и речку, при которой стоит она, назвали Пешношей. Обитель Мефодия, основанная в 1361 г., была обителью трудолюбия для всех. Мефодий был её игуменом; но только по подвигам труда, поста и молитв он был первым между братией. Примером подвижнической жизни воспитал он добрых иноков. Строгий к себе, он был милостив к другим. По древним стихирам, составленным в честь его, каждый день при вратах обители его сидело множество нищих, и он питал их. По временам преподобный, как любитель безмолвия, удалялся за 2 версты от обители и здесь уединённо подвизался в молитве. Сюда же приходил к нему для духовных бесед преподобный Сергий. Потому эта местность названа была «беседой». Ныне здесь стоит часовня, и к ней бывает крестный ход 24 июня, так же как место начального уединённого жития Мефодиева в лесу поддерживается в памяти благоговейной другой часовней. «Собеседник и спостник великого Сергия», так называется Мефодий в древнем тропаре, переселился в блаженную вечность спустя 8 месяцев после великого отца Сергия 151 . – По рукописным святцам, «преподобный Мефодий, игумен Пешношской обители, ученик святому Сергию чудотворцу, преставися в л. 6900 (1392) м. июня в 14 д.» Мощи его почивают под спудом в церкви святых Сергия и Мефодия, а до 1732 г. почивали они в часовне. При раке преподобного стоит посох его, а в ризнице хранится деревянный потир, с коим совершал он святую литургию 152 . Святого пророка Елисея Святой пророк Елисей был преемником пророческого служения святого славного пророка Илии.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В 2008 году закончился ремонт и роспись Сергиевской церкви, где под спудом покоятся мощи основателя обители преподобного Мефодия. В 2009 году монастырю официально передаются два храма - церковь преподобного Сергия Радонежского и Сретенский храм, а также колокольня и гостиничный корпус. Переданная монастырю колокольня с Богоявленским храмом приобрела украшение - часы, которые управляются музыкальной часовой станцией ЕВ-ПИК – 2000. Цифры, фишки и стрелки изготовлены из дюралюминия и покрыты сусальным золотом. В подколокольном храме Богоявления Господня есть фреска с изображением пешношских новомучеников. Освящение Мефодиевского храма произошло 10 июля 2010 года. В полутора километрах от посёлка Луговой находится источник. По материалам: 28 июля 2009 г., в день памяти святого равноапостольного князя Владимира - крестителя Святой Руси, вблизи бывшего монашеского скита подмосковного Николо-Пешношского мужского монастыря воздвигнут Покаянный Крест. На это место год назад был свален " строительный мусор " : камни, кирпич из церковных стен вместе с кладбищенской землей и честными останками монастырской братии. Семиметровый Крест сделан из рубленой сосны по образу Чудотворного Дмитровского креста, необыкновенным образом явленного в этих местах в XIII веке. Материалом для Креста послужили сосновые бревна, напоминающие об одном из подвигов ближайшего ученика игумена земли русской Сергия Радонежского - преподобного Мефодия Пешношского, который, " пеш нося " на себе бревна, строил вторую Лавру - прославленную обитель благочестия и трудолюбия. Огромные сосны для Креста заготовил Сам Господь Бог. Дело в том, что вскоре после осквернения монастырского погоста ураган невидимым мечом " вырубил " огромную просеку, завалил десятками стволов дорогу, утрамбованную землей с монастырского кладбища. Из этих деревьев, год ограждавших путь к бывшему монашескому скиту, святому источнику блаженного Ионы, и был вырублен Крест. Несмотря на то, что деревья были повалены давно, во время освящения Крест " заплакал " : весь покрылся обильно выступившей смолистой жидкостью.

http://sobory.ru/article/?object=00506

В обители были родовые усыпальницы Дмитриевых-Мамоновых, Апраксиных, князей Засецких, Ржевских, Вельяминовых, Вельяминовых-Зерновых. Внутри Никольского собора и на монастырском кладбище хоронили представителей таких древних фамилий, как Оболенские, Волконские, Долгоруковы, Вяземские, Орловы, Ушаковы, Тургеневы, Майковы, Норовы, Тухачевские, Юшковы, Квашнины, Топорковы, Тугарины, Ермолаевы, Боровиковы, Фаминцыны и многие другие. В обители находились родовые склепы древних родов дмитровского края: Офросимовых, Поляниновых, Лужиных, Сукиных, Подчёртковых. После закрытия Николо-Пешношского монастыря в 1928 году исторический некрополь был полностью уничтожен. До нашего времени сохранилось лишь несколько надгробий и могильных плит. 4 июня 1893 года Николо-Пешношский монастырь торжественно отмечал пятисотлетие со дня блаженной кончины преподобного Мефодия. Не смотря на отдалённость обители от городов и железных дорог, неудобные пути сообщения, огромное количество богомольцев ещё накануне праздника наполнили обитель. Гостиница, странноприимный дом, а также вновь возведённые временные бараки и шатры были заняты народом. Кроме этого, тысячи богомольцев оставались под открытым небом. У северных ворот в устроенной столовой были накормлены 4000 человек. Храм для богомольцев был открыт всю ночь. А само празднование началось рано утром ещё до восхода солнца. Во время крестного хода из монастыря к Мефодиевой часовне впереди несли 56 хоругвей и 33 святые иконы, среди них образ прп. Сергия из лавры, большая художественно написанная инокинями Спасо-Влахернского монастыря икона прп. Мефодия, принесённая в дар основанной им обители и др. иконы. После торжественных событий обитель продолжала жить своей обычной монастырской жизнью. В 1914 году число братии в Пешношской обители составляло 150 человек, настоятельствовал игумен Ювеналий, казначеем был иеромонах Ксенофонт. После Октябрьской революции 1917 года для Николо-Пешношского монастыря наступила самая трагическая часть его истории - он был закрыт, а монашеская братия предана гонениям и репрессиям.

http://sobory.ru/article/?object=00506

Сейчас территориально определить место расположения Николо-Пешношского подворья несложно - это близ бывшего Дома Пашкова и бывшей Ленинки (ныне комплекс Российской государственной библиотеки). Именно там впоследствии был обнаружен белокаменный подклет Никольского храма. До наших дней " дошёл " ещё один вклад Юрия Васильевича в Николо-Пешношский монастырь - серебряное вызолоченное, украшенное миниатюрными изображениями девяти святых в киотах, кадило (1469) с цепями и блюдцем, весом более килограмма (хранится в Оружейной палате). Ко второй половине XV века Николо-Пешношский монастырь стал настолько богат, что на собственных судах вёл судоходную торговлю хлебом до самого Белозерска и мог самостоятельно покупать селения и земли. Эти монастырские " купли " (Базарово, Маклаково, Поздяково, Телешово, Горки и др) подтверждает царская грамота, выданная обители Иваном Грозным. Да и сам государь Иван Васильевич пожаловал монастырю село Суходол и 25 деревень из своих " дворцовых " владений в Кашинском уезде. Особое расположение Ивана Грозного к Мефодиевой обители и её игумену Гурию (Григорию Заболоцкому) было отмечено ещё в феврале 1539 года, когда самому царю исполнилось девять лет, и он определил монастырю ежегодное жалование в 25 рублей (на утешение братии в праздничные и храмовые дни и на молебны. Эта сумма выплачивалась вплоть до 1620 года), ну а уже в марте того же 1539 года игумен Гурий был хиротонисан во епископа Смоленского и Брянского. В 1555 году Гурий оставил епископство, а спустя некоторое время, попав в опалу, был сослан в Соловецкий монастырь. Похоронили бывшего епископа Смоленского Гурия в Николо-Пешношском монастыре у южной стены Никольского храма. В 1544 году по прямому указанию Ивана Грозного инок Андроникова монастыря Варсонофий был произведён митрополитом Макарием в игумены Николо-Пешношского монастыря. Варсонофий начальствовал 10 лет. Именно при нём прп. Мефодий на Московском соборе 1549 года был причислен к лику русских святых. После взятия Казани русскими войсками, в 1553 году монастырь посетил царь Иван Грозный вместе с царицей Анастасией в процессе царского богомолья по самым значимым пустынным монастырям России, предпринятого Иваном Васильевичем по обету, данному в связи с его выздоровлением и рождением первенца Дмитрия (сын скончался по дороге из Кирилло-Белозёрского монастыря в Москву, сбылось предсказание Максима Грека).

http://sobory.ru/article/?object=00506

Посещение разных монастырей и пребывание в них осталось не без влияния на нравственное настроение послушника Алексея. Пустыннее Пешношской обители, строже устава ее он нигде не видал, – полюбил ее еще более, решился оставаться в ней навсегда и при помощи Божией исполнил то, на что решился. По смерти архимандрита Макария настоятелем на Пешноше был строитель иеромонах Пахомий. Способности и труды послушника Алексея он ценил так же, как и его предшественник; почему, несмотря на его молодость и недавнее пребывание в монастыре, представил к пострижению в монашество. Алексей согласился. 12 сентября 1815 года состоялось пострижение, причем он наречен Мефодием, тезоименитым преподобному Мефодию, основателю Пешношской обители. Монаху Мефодию, кроме прежнего послушания – письмоводства по делам обители, дано новое: принимать участие в неусыпаемом чтении Псалтири и ходить за больными и престарелыми старцами. Насколько рев» новал о своем спасении новопостриженный монах Мефодий, доказательством может служить следующий рассказ его о самом себе. «Ревнуя в духовных подвигах опытным старцам, я было положил себе за правило в промежуточное время от утрени до ранней Литургии не спать 61 , а читать Псалтирь, или жития святых. Немалое время все шло по моему желанию; но самому ли мне пришло на мысль, или по совету других я стал испрашивать на то благословения настоятеля. Настоятель не благословил и даже прямо сказал: «Пусть другие не спят, а ты еще молод, – спи». Не хотелось мне расстаться с принятым на себя подвигом, – и после запрещения настоятеля я продолжал бодрствовать, но недолго: сон стал одолевать меня; сколько я ни развлекал себя и молитвою, и пением, и хождением по келье, и умыванием лица холодной водой, сон расслаблял меня; кончилось тем, что я должен был подчиниться воле настоятеля. «Так, – говорил в заключение и назидание другим о. Мефодий, – в монастыре и доброе дело нельзя делать без благословения настоятеля». В год пострижения в монашество о. Мефодия был прислан на Пешношу в заключение молодой человек, почти сверстник ему по летам, впоследствии известный ученый историк и археолог Константин Федорович Калайдович (15 июня 1815 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В 2009 г. Николо-Пешношский монастырь будет открыт для верующих 02.07.2007 В 2009 году Николо-Пешношский монастырь будет открыт для верующих. С таким заявлением выступил глава Дмитровского района Московской области Валерий Гаврилов 30 июня во время церемонии воздвижения Креста над храмом преподобного Сергия Радонежского в Николо-Пешношском монастыре. По его словам, через год храм, в котором под спудом покоятся мощи преподобного Мефодия Пешношского чудотворца , будет полностью восстановлен, а к 2009 году прихожане Николо-Пешношского монастыря будут иметь возможность свободно посещать богослужения в возрождаемой обители. Несмотря на то, что решение вопроса о передаче монастыря Русской Православной Церкви затягивается, по соглашению между Московской епархией, администрацией района и руководством психо-неврологического диспансера будет сделан отдельный вход для свободного посещения восстановленных храмов и участия в богослужениях. Чин освящения и установки св. Креста на Сергиевскую церковь в Николо-Пешношском монастыре возглавил епископ Серпуховский Роман, викарий Московской епархии. Ему сослужили благочинный Дмитровского округа иеромонах Никон (Крючков), настоятель церкви преподобного Сергия Радонежского в Николо-Пешношском монастыре иеромонах Никон (Головко), настоятель Покровского храма иерей Александр Юзапольский, и духовенство Дмитровского района. Молебен собрал около 300 паломников из разных регионов России. Почтить память Преподобного и помолиться за возрождение монастыря прибыли работники исторического музея «Дмитровский кремль», паломнические группы из Москвы, воспитанники Свято-Алексиевской православной гимназии в Ольсово, которые с восстановленными иконами преподобного Мефодия и образом Божией Матери, именуемым «Прежде Рождества и по Рождестве Дева» предстояли у Креста. Николо-Пешношский монастырь был основан в 1361 году одним из ближайших учеников преподобного Сергия Радонежского — преподобным Мефодием Пешношским. Обитель в продолжение своего более чем 500-летнего существования оставалась крупным духовным центром русского монашества, ее насельники участвовали в строительстве Оптиной пустыни. В монастыре находились многие чтимые святыни, такие как частица Ризы Господней, чудотворный образ святого Иоанна Предтечи кисти преподобного Андрея Рублева, чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Прежде Рождества и по Рождестве Дева». В 1920 году монастырь был закрыт, в его стенах разместили психо-неврологический интернат 3 города Москвы. На Архиерейском Соборе 2000 года к лику святых новомученников и исповедников Российских были причислены насельники монастыря: преподобномученик Герасим (Мочалов), преподобномученик Иосаф (Шахов) и преподобномученик игумен Николай (Салтыков). Седмица.Ru Редакция текста от: 02.07.2007 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/3282.html

Основав Николо-Пешношскую обитель, прп. Мефодий, с благословения святого прп. Сергия, стал в ней и первым игуменом, имея под своим руководством множество иноков. Как гласит устное предание, св. прп. Мефодий особенно прославил себя милосердием к нищим, сиротам и вдовицам. Нищелюбие, трудолюбие, смирение и скромность, милосердие, душевная чистота и непорочность – такими мы видим основные черты святого Мефодия, с поэтической силой выраженные в акафисте. Все монастыри, основанные учениками преподобного Сергия, были общежительными. Поэтому и созданный преподобным Мефодием Николо-Пешношский монастырь также получил общежительный устав. С самого основания обители в ней гармонично сочетались такие направления монашеского делания, как отшельничество, или скитское подвижничество, и общежительное устроение монастырской жизни. Известно, что преподобный Сергий не оставлял духовного попечения над своим учеником и нередко навещал его. Согласно преданию, св. Сергий часто приходил к своему ученику на Пешношу, а прп. Мефодий был, говоря словами тропаря, «О Христе собеседник и спостник преподобному Сергию». Вплоть до революции 1917 г. в двух верстах от Николо-Пешношского монастыря почиталось место с часовней, называемое «беседным». Здесь, по преданию, для совместного поста и молитвы уединялись преподобные Сергий и Мефодий. Ученик и учитель были также и соработниками: известно, что они вместе устраивали кельи, выкопали два пруда и посадили аллею из вязов. Преподобный Мефодий Пешношский Преподобный Мефодий управлял монастырем более 30 лет. За это время обитель окрепла, отстроилась. Слава преподобного Мефодия распространилась далеко и привлекла в его монастырь множество насельников. 8 октября 1392 г. (25 сент. ст.ст.) отошел ко Господу преподобный Сергий Радонежский. И, как будто не желая разлучаться со своим учителем, вскоре за ним последовал и пешношский игумен. Преподобный Мефодий преставился 17 июня 1393 г. (4 июня ст.ст.). Согласно преданию, умирая, игумен Мефодий благословил братии сохранять общежитие, быть милостивыми к нищим и странным.

http://pravoslavie.ru/113713.html

В 1544г. не стало игумена в Николаевском Пешношском монастыре. Митрополит Макарий был озабочен выбором игумена. Царь Иван Васильевич IV (Грозный), которому уже давно был известен своею жизнию Варсонофий, указал на него, и митрополит произвел его в сан игумена 2 . Св. Варсонофий прибыл на Пешношу на 50 году своей жизни в полном расцвете своих духовных сил. Удивлявший еще в юных годах мусульман чистотою своей жизни, сделавшийся еще в звании простого инока известным царю и митрополиту высокими подвигами иноческой жизни, мог ли он теперь в пустынной обители, начальствуя и руководя других ко спасению, не быть добрым примером для всех и во всем. История не сохранила всех подробностей его святой жизни на Пешноше; но знаем, что устав общежития, введенный здесь преподобным Мефодием – основателем обители, свято хранил и св. Варсонофий и впоследствии, когда в Казани устроял новую обитель, он ввел в ней устав Пешношского монастыря. С уверенностью можно говорить, что те иноческие поделия, какими он занимался в Москве, Твери и потом в Казани, именно вязанье монашеских клобуков 3 , не было оставлено им на Пешноше. Нет сомнения, что и искусство врачевания больных, которым он с успехом занимался в Казани, было ему известно и прилагаемо к делу на Пешноше. Во всяком случае пост и молитва , бдение и чтение свящ. книг, как и везде, были здесь любимым его занятием. Труды и подвиги настоятеля Пешношской обители сделались известными далеко за пределами ее; благосостояние ее с каждым годом возрастало: князья, бояре и разные благотворители делали вклады, дарили вотчины; царь Иоанн Васильевич выдавал одну за другою жалованные грамоты, то утверждая за монастырем села и деревни, то награждая монастырь разного рода правами и преимуществами. Так, первым сохранившимся до нашего времени памятником попечительности Варсонофия об обители есть исходатайствованная им в 1547 году царская грамота на пожалованные князем Петром Дмитриевичем села и деревни, а также на другие владения, купленные монастырем на собственную сумму. Утверждая за монастырем все эти вотчины, грамота 4 подробно исчисляет все права и преимущества монастырских владений, как-то: свободу от некоторых пошлин и повинностей, право не подлежать суду местного начальства ни в каких делах, кроме уголовных и проч. Другая царская грамота, данная в 1548 году, свидетельствует, что монастырь в это время приобрел покупкою у разных владетелей значительное количество деревень и сел, также получил в дар несколько вотчин от разных лиц; за этими новыми утверждены те же права, как и за первыми. Через два года, в 1550 году, монастырь еще приобрел вкладом и покупкой несколько сел и деревень, на которые тоже была дана грамота. В такой короткий период времени (1544–1550гг.) и столько приобретений, – и притом многое путем покупки на собственные средства! Никогда – ни прежде, ни после – монастырь не получал таких обильных жертв. За молитвы святого настоятеля изливалось на него благословение Божие…

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Rudnev/s...

Кондак, глас 2 Пророк Божий явился еси,/сугубую благодать прием,/воистинну достойную тебе, Елисее блаженне:/Илии бо был еси совсельник,/с нимже Христу Богу молися непрестанно о всех нас. Величание Величаем тя,/святый пророче Божий Елисее,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Тропарь святителю Мефодию, патриарху Константинопольскому, глас 4 Правило веры, и образ кротости... (общий святителю). Кондак, глас 2 На земли подвизался еси, яко безплотный,/и небеса наследовал еси, Мефодие,/яко изъяснивый в концех икон поклонение,/в трудех бо и болезнех пребыв,/не престал еси дерзновением/обличая отметающияся иконы Христовы. Величание Величаем тя,/святителю отче Мефодие,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Тропарь благоверному князю Мстиславу, во Святом Крещении Георгию, Храброму, Новгородскому, глас 4 Измлада явился еси, Богомудре княже Мстиславе,/Божественный сосуд, избран Богови,/благочестием воспитан,/веру непорочну соблюл еси./Темже предстоя Святей Троице,/молися стране Российстей сохраненной быти/и всем нам спастися. Кондак, глас 8 Многомудренно пожив в княжении твоем/в Великом Новеграде сем,/благоверный княже Мстиславе,/плод благий Богови в жизни сей был еси,/присноцветущ добродетельми,/того ради получил еси жизнь вечную на Небесех,/тело же твое нетлением прославлено бысть на земли./Мы же, предстояще иконе твоей, любовию вопием ти:/радуйся, утверждение граду нашему. Величание Величаем тя,/святый благоверный княже Мстиславе,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Тропарь преподобному Мефодию, игумену Пешношскому, глас 8 Божественною любовию от юности распаляем,/вся, яже в мире красная, возненавидев,/Христа Единаго возлюбил еси,/и, сего ради в пустыню вселився,/в ней обитель сотворил еси,/и, собрав инок множество,/приял еси от Бога чудес дар, отче Мефодие,/и был еси о Христе собеседник и спостник преподобному Сергию,/с нимже у Христа Бога испроси православным Христианом здравие, и спасение,/и душам нашим велию милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010