Современный православный миссионер должен обладать систематическими знаниями в области богословия и истории миссии, принципов и методов современной миссионерской деятельности, социальной работы, этнографии, психологии, конфликтологии и.т.д. Однако, теоретическая подготовка миссионера должна сочетаться с практическим опытом осуществления миссии, который может быть приобретен посредством личного участия студентов духовных учебных заведений в миссионерских экспедициях, служении в миссионерских станах и приходах. Для этого необходимо включение в учебный план духовных учебных заведений раздела «Миссионерская практика» (Концепция миссионерской деятельности РПЦ). Миссионерские практики являются основной формой профессиональной подготовки специалистов по миссионерскому служению и должны стать обязательным разделом основной образовательной программы Церковного образовательного стандарта, лицензируемой по ФГОС ВПО 033400 «Теология». Содержание настоящего документа составляют положения, цель которых, исходя из обозначенного выше характера миссионерского служения – определить общие подходы к организации миссионерских практик студентов, охватывающих все направления церковной миссии. В документе представлен ряд методических рекомендаций по включению различных видов миссионерских практик в учебные планы духовных учебных заведений. При осуществлении своей образовательной деятельности духовные учебные заведения Русской Православной Церкви обязаны руководствоваться Церковным образовательным стандартом (ЦОС). Следовательно, миссионерские практики должны быть представлены в качестве отдельного раздела ЦОС. Настоящий документ включает предложения по структуре и содержанию данного раздела. Государственное лицензирование и аккредитация учреждений высшего профессионального образования осуществляется в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению 033400 Теология. Практики являются отдельным разделом ФГОС ВПО, поэтому духовные учебные заведения, проходящие лицензирование и аккредитацию должны включить в свои учебные планы, предусмотренные в стандарте виды практик в объеме соответствующем требованиям ФГОС ВПО. Совмещение требований ЦОС и ФГОС ВПО в рабочем учебном плане духовного учебного заведения требует решения ряда сложных учебно-методических проблем. Поэтому, настоящий документ содержит ряд предложений по реализации требований различных образовательных стандартов в отношении практик.

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/polo...

10. Отсутствие научной специальности «Теология» в Номенклатуре ВАК РФ приводит к невозможности подготовки кадров высшей квалификации в указанной сфере. В связи с изложенным участники круглого стола считают необходимым: 1. Разработать Комплексную программу развития теологического образования и науки, а также Программу использования специалистов, получивших образование по специальности и направлению «Теология», отвечающую потребностям российского государства, общества, науки и культуры. 2. Создать рабочую группу для разработки указанных программ с участием представителей Общественного совета ЦФО, экспертов, утвержденных Советом по теологии УМО по классическому университетскому образованию, представителей федеральных и региональных органов государственной власти, представителей вузов, реализующих образовательные программы по теологии. 3. При разработке программ предусмотреть: проведение серии научно-практических семинаров и конференций; определение конкретных видов научно-исследовательской, учебно-воспитательной, экспертно-консультативной, организационно-управленческой, представительско-посреднической, социально-практической профессиональной деятельности выпускников-теологов и подготовить соответствующие рекомендации вузам, разрабатывающим образовательные программы по направлению «Теология» на основании ФГОС ВПО 3-го поколения; разработку методических и организационных рекомендаций в отношении возможности преподавания теологических дисциплин студентам различных специальностей; разработку методических и организационных рекомендаций чтения курса «основы государственно-конфессиональных отношений» в рамках программ дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих для обеспечения компетентной деятельности в сфере государственно-конфессиональных отношений; проведение в субъектах РФ, входящих в ЦФО, необходимых социологических исследований. 4. Предложить Общественной палате РФ: взять под общественный контроль развитие поликонфессионального теологического образования и науки как фактора оказывающего значительное и возрастающее влияние на развитие гражданского общества в Российской Федерации;

http://patriarchia.ru/db/text/194344.htm...

— За последние годы у Тамбовской епархии наладились конструктивные взаимоотношения с Синодальным отделом религиозного образования и катехизации . Свою образовательную и катехизическую деятельность епархия осуществляет в тесном контакте с сотрудниками отдела, получая от них необходимые консультации и рекомендации. Когда начинался проект апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» и создавалась рабочая группа для более эффективной работы в рамках эксперимента с участием Тамбовской епархии, Синодальный отдел религиозного образования и катехизации оказывал существенную консультационную помощь в вопросах создания и сопровождения этой группы. Отделом был инициирован ряд предложений, вошедших затем в Соглашение между епархией и Управлением образования и науки Тамбовской области. В процессе апробации ОРКСЭ Тамбовскую епархию посещали сотрудники Синодального отдела религиозного образования и катехизации с целью оказания содействия по созданию методических разработок, а также для предоставления методических материалов других регионов по модулю «Основы православной культуры». В области действует Межрегиональный центр возрождения духовно-нравственного наследия «Преображение», курируемый Попечительским советом, в состав которого входит председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий. Синодальный отдел принял активное участие в подготовке и проведении в 2010 году в городе Тамбове V Образовательных чтений ЦФО, где председателем пленарного заседания был митрополит Меркурий. В 2012 году в городе Москве состоялись юбилейные XX Международные Рождественские образовательные чтения, с докладом на которых, по приглашению председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации, 25 января 2012 года выступила начальник Управления образования и науки Тамбовской области Наталья Георгиевна Астафьева. В апреле 2012 года в городе Тамбове в рамках межрегиональной книжной выставки-ярмарки «Радость слова» состоялся круглый стол «Преподавание Основ православной культуры в условиях создания единой культурно-образовательной и духовно-нравственной среды региона», который возглавил и.о. заместителя председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации игумен Митрофан (Шкурин).

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2...

— Тамбовская и Мичуринская епархия реализует проект по лицензированию воскресных школ (об этом наш журнал писал в пилотном выпуске). Ваша епархия может дать немало полезных советов в деле организации деятельности воскресных школ. В начале сентября в соответствии с переходом на единый Стандарт учебно-воспитательной деятельности Отдел религиозного образования и катехизации Тамбовской епархии начал вести консультативную работу с педагогическими коллективами воскресных школ епархии. Какие рекомендации Ваши специалисты дают педагогам и организаторам воскресных школ и могут поделиться ими со своими коллегами из других регионов? — Единый Стандарт учебно-воспитательной деятельности пока не утвержден. Разработан проект, который, возможно, будет дополнен какими-то поправками, но мы уже начали консультации педагогов воскресных школ по проекту Стандарта, опираясь при этом на совместный опыт Тамбовской епархии и Управления образования и науки Тамбовской области, полученный в ходе апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Проведение апробации курса ОРКСЭ помогло заранее подготовить педагогов, написать и напечатать учебно-методические комплекты, создать родительские сообщества, организовать методические объединения, а главное, уже на стадии подготовки решить возникшие проблемы, что в значительной степени помогло избежать трудностей в ходе введения указанного предмета во всех общеобразовательных учебных заведениях в качестве обязательного. Следуя приобретенному опыту, мы с 2011 года приступили к подготовке наших воскресных школ к введению Стандарта. С целью опережающего обучения педагогов и директоров воскресных школ, создания условий для прямого диалога религиозной и светской систем образования, включения преподавателей воскресных школ в педагогическое сообщество области, повышения их профессионального уровня Тамбовской епархией совместно с Управлением образования и науки области и Институтом повышения квалификации с 10 по 15 октября 2011 года в Тамбовской духовной семинарии были проведены курсы повышения квалификации педагогов и директоров воскресных школ епархии в объеме 36 часов. Задача курсов — дать слушателям исчерпывающую информацию и необходимую документальную базу для организации работы воскресных школ, реализующих вероучительные образовательные программы и программы дополнительного образования, направленные на воцерковление, духовно-нравственное развитие и воспитание детей.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2...

Первые годы жизни ребенка Ушинский считал самым важным и ответственным периодом, поскольку именно в эти годы, по его словам, «строится нравственное и телесное здоровье человека», формируется его характер. «То, что ложится в этот характер в эти первые годы, – замечал он, – ложится прочно, становится второй природой человека... Все, что усваивается человеком впоследствии, никогда уже не имеет той глубины, какой отличается все, усвоенное в детские годы» (I; 473:477). Более того, писал Ушинский, «в первые семь или восемь лет нашей жизни память наша усваивает столько, сколько не усваивает во всю нашу остальную жизнь» (III; 100–101). Особая значимость детского возраста и быстрое развитие ребенка в этот период определяют, по мнению Ушинского, особые педагогические задачи и исходные условия первоначального образования. «Приступая к учению ребенка, – писал он, – надобно иметь в виду, что дитя, независимо от ученья, развивается с каждым днем, и развивается сравнительно так быстро, что месяц или два в жизни шестилетнего дитяти приносят более перемен в его душевном и телесном организме, чем потом целый год в возрасте от 10 до 15 лет» (II; 230). «Вот почему, – отмечал Ушинский, – начало учения должно быть как возможно более обработано в педагогическом отношении» (IV; 223). Именно эта причина, а также абсолютная неразработанность в то время теории и методики первоначального обучения побудили Ушинского в его руководстве к «Родному слову» дать, говоря его словами, в виде «маленьких трактатцев» «главные общие правила первоначального обучения». Эти «трактатцы», как писал он, касались вопросов: «1) о времени для начала ученья вообще и о необходимости соображаться с естественным развитием дитяти, зависящим от времени, при всяком новом шаге его обучения, 2) о предметах первоначального обучения, 3) об организации семейного или школьного класса, 4) о школьной дисциплине, 5) о значении обучения русскому языку в первоначальном курсе» (II; 230; выделено Ушинским). Данный перечень, однако, далеко не раскрывает того богатства мыслей и наблюдений Ушинского, его обобщающих теоретических идей и тонких методических советов, которые содержит в себе руководство к «Родному слову». Эта книга, по словам журнала «Библиотека для чтения» (1865, «была первой у нас попыткой создать... руководство к систематическому рациональному первоначальному обучению русских детей», общие теоретические основания которого «мы считаем безукоризненными» 96 . Сам Ушинский, говоря об обилии различных методических рекомендаций в руководстве, замечал: «Многим, может быть, покажется странным, что составив такую маленькую книжечку для детей, какова «Родное слово», я написал к ней так много примечаний, объяснений и оправданий. Но и не может быть иначе... У педагогики очень широкое основание и очень узенькая верхушка: дидактика первоначального преподавания может наполнить тома; дидактика чтения лекций в университете может быть выражена в двух словах: знай хорошо свой предмет и излагай его ясно» (II; 280).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Ush...

Елена 14 октября 2021, 06:32 Портал " Русская народная линия " 12 сентября опубликовал Комплексное заключение на материалы Учебно-методического комплекта «Приходская школа “под ключ”», подписанное тремя авторитетными учеными, докторами наук, в котором дана не только морально-нравственная, но и правовая оценка учебно-методического комплекта. Вердикт: " указанные материалы наносят существенный вред духовно-нравственному и физическому здоровью и развитию детей. Использование таких материалов в образовании и воспитании детей является противоправным " . Хочется увидеть комментарии к данным публикациям со стороны Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ Галина В. 14 октября 2021, 03:55 Конечно это диверсия. Но как можно было её допустить?! Кто-нибудь объяснит? Олег С 13 октября 2021, 22:34 Дмитрий Габышев13 октября 2021, 18:15/Если необходим поручитель, то гриф Патриархии ничего не значит? Хотелось бы спросить у авторов статьи какими альтернативными пособиями для воскресных школ они предлагают пользоваться. Олег - Марии Леоновой 13 октября 2021, 20:45 Ой-ёй... И Вы еще это защищаете? На каких еще там " косвенных данных " " начинается травля " , когда здесь прямые цитаты? В чем там " детям становится искренне интересно разобраться " - в процитированной грязи? Я тоже лишь пятую часть прочел, как и некоторые другие комментаторы. Дальше не смог - тошнит... Дмитрий Габышев 13 октября 2021, 18:15 К сожалению, в сегменте православной литературы де-факто отсутствует жанр критического очерка, и потому можно издать почти любую книгу под религиозной обложкой. Конечно, есть книги с грифом Патриархии о рекомендации или допущении к изданию. Однако ряд книг издаётся и вполне успешно продаётся без грифов. Надо вводить социальный институт критики: как раньше каждое издание классики сопровождалось критическим очерком в начале/конце книги, так должно быть и в православной литературе. Это здравый подход: у книги должен быть поручитель в лице критика и читатель должен ясно понимать, кто этот поручитель. А сейчас книг много, но все ли ведут к Богу, Церкви, покаянию?

http://pravoslavie.ru/142267.html

Всю работу следует проводить в рамках 1–1,5-часового цикла круглосуточно до наступления периода выздоровления, используя следующие мероприятия. Смыть пот теплой водой с мылом. 2 мин. Обливание больного, стоящего в тазу, холодной водой из душа или ковша до наполнения таза. Затем присевшего ребенка облить из этого таза. Дозировка: н. – 3 раза, ф. – 5–6 раз (по самочувствию). Как вариант водной процедуры: не прибегая к теплой воде, сразу купайте больного в холодной ванне. Дозировка: н. – 2–3 мин (суммарно – стоять и лежать в ванне), ф – 4 мин или больше (по желанию больного). Промокание тела банным полотенцем. Одеть и обуть ребенка. Массаж лица в сочетании с водными процедурами —2 раза (до нормализации носового дыхания). Массаж грудной клетки и рук – 5-б мин. Основные приемы: поглаживание, растирание, «живот – грудь», «лопатки – руки», «тесто», похлопывание, «гусеничка», выкручивание. ВЫЖс (предельно долго) – 6 раз. Уложить ребенка в постель, полностью защитив его от случайного озноба (укрыть, оставив открытым только лицо), сразу же растереть ему подошвы догоряча. Отдых до начала следующего цикла. Во время отдыха сериями по 3 выражение диафрагмальных дыхания, с отдыхом в 3–4 мин в естественном дыхании, тренировать мускулатуру грудной клетки и брюшного пресса и нормализовать внешнее дыхание. Методические замечания . Методические замечания в основном те же, что и при занятиях с детьми более раннего возраста. Но есть и дополнение. Так, нужно объяснить ребенку, что необходимо следить за носовым Дыханием и появлением жара или обильного пота. Своевременное сообщение об этом и ваши направленные действия позволят избежать ошибок в домашней физкультурной программе. За весь острый период болезни ребенок, естественно, не должен получать никакой пищи (как правило, есть в этот период совсем не хочется), ему полезно только обильное питье. Школьный возраст . Острый период респираторных заболеваний у закаленных школьников протекает достаточно быстро, как правило, с высокой температурной реакцией организма, при вполне удовлетворительном самочувствии и без осложнений. При прочих равных условиях (занятия физкультурой в домашних условиях по указанным ниже рекомендациям) к незакаленным детям выздоровление приходит не столь быстро, в острый период отмечаются сравнительно пониженная температурная реакция, часто плохое самочувствие, а иногда и осложнения. Все это читатель должен понимать и стремиться к высокому качеству домашней физкультурной работы, чтобы выражение сокращалось количество дней болезни, а вместе с тем уменьшались бы и пропуски занятий в школе, равно как и непроизводительные потери им самим рабочего времени по больничным листам.

http://azbyka.ru/zdorovie/b-s-tolkachev-...

В продолжении эпиграфа тоже самое можно сказать про чтение. С позволения сказать «увлечение» этой темой пришло ко мне… из моей семьи. У нас всегда много читали, и при возможности, составляли семейную библиотеку. Такой же пример мы старались передать и нашей дочке. Интересно было наблюдать, как она приучается к книгам, как учится читать, как выбирает среди разной – достойную литературу. Для тех, кто не ленится внимательно относиться к своему ребенку, очевидно, что каждый день в нем можно находить новые интересные особенности. И я всего лишь не поленился делать краткие записи, «эпистолярно» оформлять наши семейные наблюдения. За несколько лет эти дневники выросли до довольно значительно объема, и обрели структуру. Решив поделиться нашим родительским опытом в нескольких журнальных статьях (было это в 2007–2008 гг), с удивлением обнаружил, что на тему родительского опыта (не путайте с разнообразными советами профессиональных психологов, специалистов весьма опытных и «правильных» в части своих рекомендаций, но личностно не мотивированных – как родитель – а потому невнимательных к деталям конкретной семейной ситуации) практически нет хороших книжек, или они не продаются широко (почему – это тема отдельного разговора). Обнаружил огромный интерес к этой теме не только среди читателей, но и среди издателей. Таким образом, первая книжка родительского опыта «Детское чтение. Пособие для отцов» (М.: Либерея-Бибинформ, 2010) отразила именно наши родительские дневники, и выведенные на их основе рекомендации. «Чтение подростка: пособие для отцов» написана в соавторстве с замечательным библиотекарем-библиографом, отдавшей профессии более двух десятков лет, Зинаидой Николаевной Овсянкиной, практикующей, кстати, вдали «от суеты городов и потока машин» – в сельской местности, в Вологодской глубинке, пока еще нетронутой «тлетворным влиянием прогресса». В РГПУ им. Герцена совместно с коллегами мы подготовили новые методические рекомендации – на этот раз для педагогов начальной школы, школьных психологов, библиотекарей и, конечно же, родителей: Кашкаров А. П., Глебова С. А., Филиппова Е. С. Воспитатели чтения: библиотека, семья, школа. Практическое пособие. – М.: Либерея-Бибинформ. – 2011. – 339 с. – вып. 135.

http://azbyka.ru/deti/kak-priohotit-rebe...

Письмо Министерства образования Российской Федерации от 4 июня 1999 г. N 14-53-281ин/14-04 «О предоставлении религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ в помещениях государственных и муниципальных образовательных учреждений» 17 октября 2006 г. 12:57 В целях оказания методической помощи государственным и муниципальным образовательным учреждениям в работе, связанной с реализацией п. 4 ст. 5 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации доводит до сведения следующие рекомендации. Общие положения Рекомендации основываются на нормах Конституции Российской Федерации, законодательстве в сфере образования и международного гуманитарного права и направлены на:  оказание содействия родителям (законным представителям), детям, руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений, государственным органам управления образованием субъектов Российской Федерации, местным (муниципальным) органам управления образованием в организации обучения детей религии вне рамок образовательной программы;     -------------------------------- Под обучением религии в данных рекомендациях подразумевается духовно-нравственное воспитание и преподавание основ вероучения.  обеспечение соблюдения положений статьи 14 Конституции Российской Федерации, провозглашающей светский характер государства — Российской Федерации;     -------------------------------- В данных рекомендациях термин «светский» интерпретируется как «нецерковный», «гражданский» и не рассматривается как синоним слов «атеистический», «антирелигиозный».  соблюдение государственными и муниципальными образовательными учреждениями и органами управления образованием принципов государственной политики в области образования в части светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениям, свободы и плюрализма в образовании;  взаимодействие государственных и муниципальных образовательных учреждений с конфессиями в целях объективного показа роли и значения религии в истории России и цивилизации в целом, усиления духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

http://patriarchia.ru/db/text/162262.htm...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Синодальный отдел по социальному служению выпустил руководство по оказанию помощи ВИЧ-инфицированным людям 20.08.2011 Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению при поддержке издательства «Лепта» выпустил в свет еще одно издание в серии «Азбука милосердия» «Пастырская и сестринская помощь ВИЧ-инфицированным людям. Пособие для священников, сестер милосердия и добровольцев» (М.: Лепта Книга, 2011. 240 с.). «Мы бы очень хотели, чтобы наша книга помогла избавиться от равнодушия и страха, от осуждения людей с действительно тяжелым прошлым, помогла принять их страдания, их жизнь, столь короткую и часто мучительную, заявила один из авторов книги, главная сестра патронажной службы Свято-Димитриевского сестричества Ольга Егорова. ВИЧ-инфицированные больные настолько нуждаются в помощи, настолько одиноки и при этом открыты Богу и людям, что помогать им становится настоящей радостью. Неравнодушные люди могут сами убедиться в этом. А как за ними ухаживать и чем помочь как раз и подскажет наша книга». Новое издание призвано дать практические рекомендации: как оказать духовную, психологическую и сестринскую помощь больному. Каждому из видов помощи посвящен специальный раздел книги. Как духовнику говорить с ВИЧ-инфицированным молодым человеком о смерти, как избежать стигматизации ВИЧ-инфицированного в церковной среде; как уберечь его от суицида, помочь справится с отчаянием и примириться с диагнозом; как организовать уход за таким человеком в тяжелой стадии заболевания на эти и другие вопросы отвечают авторы книги: В приложении к пособию даны медицинские сведения и рекомендации, образцы соглашений о сотрудничестве с городскими центрами профилактики и борьбы со СПИДом; истории от первого лица священников и сестер милосердия, помогающих ВИЧ-инфицированным; контакты православных организаций, участвующих в помощи людям с ВИЧ/СПИДом, и многое другое. Пособие будет полезно не только священникам, добровольцам, сестрам милосердия, психологам, социальным работникам, но и любому человеку, столкнувшемуся с этой проблемой. Распространяется пособие бесплатно. Бесплатно скачать справочник можно в разделе «Методические материалы» сайта Синодального отдела по благотворительности: . Также книгу можно бесплатно получить в Синодальном отделе в рабочие часы, предварительно позвонив по телефону: (495) 911-15-35. Адрес отдела: Москва, ул. Николоямская, д. 57, стр. 7. Официальный сайт Московского Патриархата / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 20.08.2011 19:27:40

http://drevo-info.ru/news/11284.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010