Одно из важнейших направлений нашей работы — методическая поддержка региональных инициатив. В 2011 году Синодальным отделом по благотворительности было издано пособие «За жизнь. Защита материнства и детства. Опыт и методика работы». В книге собран накопленный за 20 лет опыт работы по защите материнства и жизни детей до их рождения. Кроме рекомендаций и описания опыта работы, в приложении к сборнику даны образцы типовых документов, выдержки из законодательных актов, ссылки на информационные ресурсы и иллюстративные материалы, необходимые для работы по защите жизни. Книга построена по принципу святителя Филарета (Дроздова) — чем тоньше учебник, тем он эффективнее. Методическая часть занимает 40 страниц, все остальное — приложения. Чтобы начать работу, достаточно прочитать краткие методические рекомендации, а для дальнейшей работы можно обратиться к приложениям, которые предусмотрены для каждого конкретного направления. Я очень рад, что с каждым годом растет число проектов и инициатив, направленных на сохранение человеческой жизни и укрепление семьи. Большое значение имеют различные программы Благотворительных общественных организаций. Такие программы, как «Святость материнства» Центра национальной славы, «Живи, малыш!» Благотворительного фонда святителя Василия Великого, помогают спасти человеческие жизни и оказывают реальное влияние на изменение демографической ситуации в регионах нашей страны. Надеюсь, что таких проектов, инициатив и начинаний будет как можно больше. Версія: російська Матеріали за темою Специальный центр Крымской митрополии направил куличи и свежие яйца в зону конфликта. Информационная сводка о помощи беженцам (от 28 апреля 2024 года) [Стаття] «Від благородних планів поспішатимемо до конкретних справ». Інтерв " ю митрополита Астанайського і Казахстанського Олександра до 25-річчя заснування Астанайської і Алма-Атинської єпархії [Ihmepb " ю] За участі Синодального відділу з благодійності в Курську пройшла міжрегіональна конференція із допомоги людям з інвалідністю Голова Синодального відділу з благодійності зустрівся з московськими добровольцями та сестрами милосердя У Брянській єпархії освячено кризовий центр «Дім для мами» на території Петропавлівського жіночого монастиря Вітання Святішого Патріарха Кирила учасникам урочистостей, присвячених десятиріччю Об " єднання багатодітних сімей м.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2603789...

По словам Андрей Бардакова, количественный рост выбора ОПК сопровождается и качественным изменением преподавания предмета: — Церковью и педагогами края разрабатываются совместные методические материалы, — поделился он. — В прошлом году в педагогической среде были распространены уникальные методические рекомендации для проведения классных часов и уроков о Святителе Луке (Войно-Ясенецком). Красноярской митрополией инициируются и поддерживаются педагогические конференции, семинары, конкурсы, олимпиады, ведётся постоянное консультирование по вопросам преподавания ОПК. Разрабатывается проект 72-часовой программы повышения квалификации учителей по предметному содержанию и методике преподавания ОПК. Но для развития темы нам необходимо продолжать работу. Нам требуется помощь в доработке грантового проекта по ОДНКНР, в разработке методических рекомендаций по организации мероприятий духовно-нравственной направленности, нужна поддержка священства, преподающего ОПК, и конкурса “За нравственный подвиг учителя”. Ряды добровольцев растут В заключение встречи итоги деятельности рабочей группы по развитию волонтёрского движения Общественного совета подвёл руководитель — Владимир Владимиров, депутат Красноярского горсовета. — В поле добровольческого проекта “Урок милосердия”, который реализуется при поддержке нашего Общественного совета, учащаяся молодёжь из четырёх техникумов города вместе с членами совета и духовенством посещает больницы, детские интернаты и дома ночного пребывания, оказывая посильную помощь больным, пожилым и инвалидам, людям в трудной ситуации, — рассказал Владимир Владимирович. — Активисты общаются с клиентами соцучреждений, поздравляют их с праздниками, организуют закупку предметов гигиены и бытовой техники, спортинвентаря, одежды и гостинцы для клиентов учреждений, гуляют с колясочниками. Мы стараемся поддержать и ободрить людей, живущих там, не только принести гостинцы и приобрести какие-то необходимые вещи, но и сказать доброе слово, выслушать жизненные истории.

http://pravoslavie.ru/109193.html

Иногда даже по виду просящего можно определить его истинные намерения. Помню случай: подхожу я к храму, на улице слякоть страшная, я весь перемазался в грязи, а во дворе меня встречает молодой человек в начищенных до блеска ботинках и говорит: «Я еду на перекладных из Москвы в Самару, у меня там тетя умирает, мне надо туда срочно попасть. Помогите». Я говорю: «А сейчас Вы откуда?». — «С автовокзала». — «А как с автовокзала попали сюда?» — «Шел-шел и случайно пришел к храму». — «А как Вы шли?» — «Просто по дороге». — «Не может такого быть», — говорю я, поглядывая на свои и его ботинки. — «Ну, я просто такой чистоплотный…» — «Могу только позавидовать». А у нас на территории был мусор, который нужно было убрать, я ему предложил: «Давайте Вы это сделаете, и мы Вам заплатим». Он тут же исчез. — Но не всегда же можно определить, кто перед тобой — человек, попавший в беду, или профессиональный попрошайка. — Поэтому лучшим выходом из этой проблемы было бы создание некой общеепархиальной базы, в которую заносятся фотографии и данные людей, обращавшихся за помощью. Заглянув в эту базу, социальный работник храма сможет быстро выяснить, с кем имеет дело. — Такая база в нашей епархии существует? — Она сейчас создается, но это лишь один из механизмов, которыми наша социальная работа должна обогащаться. Есть наработки по восстановлению документов, сбору средств на лечение, сбору вещей для беженцев, погорельцев. Это все достаточно обычные вещи, но они позволяют оказывать реальную помощь людям. — Возможно, имеет смысл выпускать методические пособия, рекомендации для работников социальных служб, проводить обучающие семинары, чтобы распространить полезную информацию по приходам? — Сейчас с определенной регулярностью проходят вебинары, которые проводит Синодальный отдел социального служения. Безусловно, социальный работник должен получать методические указания, проходить какое-то дистанционное обучение, но это все-таки не должен быть вебинар длительностью несколько часов в день на протяжении месяца. Потому что в это время к социальному работнику приходят люди, которые нуждаются в помощи, а он сидит перед компьютером и не выходит к ним: ему не до них, он слушает лекцию о богословском обосновании добродетели милосердия. То есть в любом деле должна быть мера. И, на мой взгляд, более удобны для работы письменные материалы или видеозаписи на дисках, чтобы человек мог эти лекции посмотреть в другое время.

http://pravoslavie.ru/92587.html

Необходимо особенно заботиться о повышении церковной грамотности и о духовно-нравственном совершенствовании сотрудников храма. Настоятелям приходов необходимо организовывать для них проведение духовно-просветительских бесед, направлять их на обучение, строго контролировать практику их отношения к прихожанам. Для эффективного осуществления и развития катехизической деятельности Церкви необходимо решить комплекс мер по ее кадровому и методическому обеспечению. В идеале, в каждом городском и крупном сельском приходе должен быть работающий с приходящими в храм людьми штатный педагог-катехизатор, специально подготовленный к данному служению. В рамках работы Комиссии Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви по вопросам духовного образования и религиозного просвещения нами подготовлен проект Положения и Стандарта программы подготовки работников сферы катехизации. После утверждения священноначалием, данные документы будут регламентировать подготовку катехизаторов Русской Православной Церкви, которая должна осуществляться в каждой епархии. Также важно разработать учебную программу и пособие по катехетике, для ее преподавания в Духовных учебных заведениях и центрах подготовки катехизаторов. Следует проводить методические семинары для священнослужителей по катехизации. В настоящее время Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви готовит методический сборник материалов для педагога-катехизатора, который будет содержать программы, методические рекомендации и указания по проведению предкрещальной и послекрещальной катехизации, организации катехизической деятельности. Ряд рекомендуемых материалов уже размещен на медиа-портале Отдела. Также Отдел разрабатывает Стандарт для церковно-приходских воскресных школ для детей, содержащий образовательный минимум знаний и навыков, которые должны быть переданы детям; типовую нормативную документацию для воскресных школ, регламентирующую их деятельность. Эти проекты и методические разработки будут вынесены на обсуждение в рамках I hanpabлehuя Международных Рождественских образовательных чтений: «Катехизация и Таинства Церкви» в этом году.

http://azbyka.ru/katehizacija/osobennost...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Правительство РФ определило 19 регионов для эксперимента по обучению основам религий 06.11.2009 Правительство России определило 19 субъектов, в школах которых в 2010-2011 годах будет проходить эксперимент по введению предмета " Основы религиозных культур и светской этики " , говорится в распоряжении кабинета министров, подписанном его главой Владимиром Путиным. Новый школьный курс будет включать на выбор такие предметы, как основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, а также основы мировых религиозных культур и основы светской этики. В числе регионов, где будет проходить эксперимент - Калмыкия, Карачаево-Черкессия, Удмуртия, Чечня, Чувашия, Камчатский, Красноярский, Ставропольский края, Вологодская, Калининградская, Костромская, Курганская, Новосибирская, Пензенская, Свердловская, Тамбовская, Тверская, Томская области и Еврейская автономная область. Эксперимент начнется в апреле 2010 года в четвертых классах школ отобранных регионов. Согласно плану мероприятий, утвержденному правительством, Минобрнауки РФ поручено в ноябре текущего года разработать и апробировать механизмы выбора учащимися и их родителями (законными представителями) одной из составных частей школьного курса " Основы религиозных культур и светской этики " и заключить соглашение о проведении эксперимента с региональными органами управления образованием. В ноябре 2009 года также должен быть создан межведомственный координационный совет, заседания которого будут проводиться не реже одного раза в квартал в 2009-2011 годах. Ответственными назначены Минобрнауки, Рособразование, Минэкономразвития и Минрегион. Учебно-методические материалы для нового курса (рабочие программы, учебные пособия, методические рекомендации, книга для учителя и мультимедийные учебные пособия) должны быть разработаны до февраля 2010 года Рособразованием совместно с Минобрнауки и Минрегионом. Тиражирование их будет вестись в 2010-2011 годах. В эти же сроки учителя пройдут внеочередное дополнительное повышение квалификации, а также будут проведены социологические исследования хода апробации нового школьного курса.

http://drevo-info.ru/news/7425.html

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» будет введен в девятнадцати регионах России 9 ноября 2009 г. 18:32 Правительство России определило девятнадцать субъектов федерации, в школах которых в 2010-2011 годах будет проходить эксперимент по введению предмета «Основы религиозных культур и светской этики», говорится в распоряжении кабинета министров, подписанном его главой В.В Путиным . В числе регионов, где будет проходить эксперимент, — Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Удмуртия, Чечня, Чувашия, Камчатский, Красноярский, Ставропольский края, Вологодская, Калининградская, Костромская, Курганская, Новосибирская, Пензенская, Свердловская, Тамбовская, Тверская, Томская области и Еврейская автономная область. Эксперимент начнется в апреле 2010 года в четвертых классах школ отобранных регионов. Согласно плану мероприятий, утвержденному правительством, Министерству образования и науки РФ поручено в ноябре текущего года разработать и апробировать механизмы выбора учащимися и их родителями (либо законными представителями) одной из составных частей школьного курса «Основы религиозных культур и светской этики» и заключить соглашение о проведении эксперимента с региональными органами управления образованием. В ноябре 2009 года также должен быть создан межведомственный координационный совет, заседания которого будут проводиться не реже одного раза в квартал в 2009-2011 годах. Ответственными назначены Министерство образования и науки,  Федеральное агентство по образованию, Министерство экономического развития и Министерство регионального развития. Учебно-методические материалы для нового курса (рабочие программы, учебные пособия, методические рекомендации, книга для учителя и мультимедийные учебные пособия) должны быть разработаны до февраля 2010 года Федеральным агенством по образованию совместно с другими участниками проекта. Тиражирование их будет вестись в 2010-2011 годах. В эти же сроки учителя пройдут внеочередное дополнительное повышение квалификации, а также будут проведены социологические исследования хода апробации нового школьного курса.

http://patriarchia.ru/db/text/933372.htm...

Круглый стол «Научно-методическое обеспечение преподавания знаний о религиях» прошел в Московском Доме учителя 26 августа 2009 г. 15:08 25 августа 2009 года в Московском городском Доме учителя прошел круглый стол на тему «Научно-методическое обеспечение преподавания знаний о религиях». Главными вопросами, которые находились в центре обсуждения на круглом столе, было изучение опыта и перспектив развития преподавания знаний о религиях в школах и колледжах Москвы: системы научно-методического обеспечения, значения государственно-конфессионального сотрудничества, подготовки кадров, проблем духовной безопасности в системе образования. В мероприятии принял участие и.о. заместителя председателя Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви (ОРОиК)  игумен Петр (Пиголь), который передал участникам круглого стола приветствие от лица главы Отдела епископа Зарайского Меркурия , его пожелание благословенных успехов на ниве образования и воспитания. Выступив затем с сообщением на тему «Взаимодействие организаций Русской Православной Церкви с учреждениями Департамента образования города Москвы», представитель ОРОиК отметил, что это Синодальное учреждение Русской Православной Церкви уже долгое время взаимодействует с Департаментом образования города Москвы. В рамках этих партнерских отношений действует Рабочая группа по сотрудничеству Департамента и Церкви, в ходе работы которой накоплен значительный опыт разработки и преподавания основ православной культуры во всех учреждениях образования начиная с дошкольных. В качестве иллюстрации соработничества сторон приводились примеры многолетнего участия Департамента образования города Москвы, многих образовательных учреждений города в подготовке и проведении ежегодных Международных Рождественских  образовательных чтений, а также в организации и проведении конкурса «За нравственный подвиг учителя». По  сообщению отца Петра, имеется благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на создание епархиального отдела  религиозного образования и катехизации города Москвы, который поручено возглавить владыке Меркурию. В настоящее время ведется соответствующая организационная работа. В заключение своего выступления оратор выразил надежду на то, что эта мера будет способствовать дальнейшему укреплению отношений между Церковью и Департаментом, поможет им сообща эффективно решать насущные проблемы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. По  итогам работы был принят проект итогового документа в виде рекомендаций круглого стола, в которых указывается, что развитие системы научно-методического обеспечения преподавания знаний о религиях в московской системе образования, в частности, предполагает: Синодальный отдел религиозного образования и катехизации /Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/726959.htm...

Епископ Пантелеимон в начале совещания поблагодарил президента РФ Владимира Путина за то, что он на встрече с Патриархом Кириллом отметил участие священнослужителей и добровольцев в служении больным во время пандемии. Он отметил, что вице-премьер Татьяна Голикова была одним из инициаторов сегодняшней встречи, и по ее поручению были разработаны Минздравом Методические рекомендации. «Конечно, глубочайшая благодарность Министерству здравоохранения и лично заместителю министра Олегу Олеговичу Салагаю за то, что они способствовали нашей совместной работе и подготовили для этого все необходимые документы. Я хотел бы поблагодарить и всех врачей, которые сейчас трудятся на передовой, помогая страдающим людям» , – сказал епископ. Пациент имеет закрепленное в федеральном законе право на допуск к нему священника, отметил председатель Синодального отдела по благотворительности. «И это, конечно, крайне необходимо и важно для больного человека. Ведь наша главная задача – помочь человеку выздороветь, помочь собрать все силы – телесные, душевные, духовные – для того, чтобы победить недуг. Священник помогает человеку пережить время болезни, пережить стресс и страхи, которые человек испытывает в больнице. Он также располагает больного довериться врачам и исполнять их назначения», – подчеркнул епископ Пантелеимон. Обращаясь к участникам совещания, заместитель министра здравоохранения России Олег Салагай подчеркнул особую важность темы заседания. «Мы сегодня обсуждаем один из исключительно важных вопросов – вопрос реализации права человека на допуск к нему священника в медицинскую организацию во время пандемии и не только», – сказал Олег Салагай. Министерством здравоохранения при участии Синодального отдела по благотворительности были разработаны методические рекомендации по допуску священников в стационары. Они были направлены в конце декабря 2021 года во все субъекты федерации и в федеральные органы исполнительной власти. Вице-премьер России Татьяна Голикова также дала поручение региональным органам власти в сфере здравоохранения – принять на основе рекомендаций собственные нормативные акты, регулирующие порядок допуска священников в стационары.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Для отдельных букв приводятся правила дифференцированного употребления: есть простое, есть якорное и ять; он польское, он простое и омега; зело и земля и проч. Они в виде схемы помещены в конце каждой страницы книги, что стало удачной методической находкой Н.П Саблиной. Некоторые рекомендации, почерпнутые из старых учебников, приятно поражают своей методической целесообразностью и чуткой безошибочностью: " Псалом пиши псями, а не покоем. Пса же пиши не псями, но покоем " (с.157) . Изредка в книге встречаются иные сведения грамматического характера: о церковнославянских ударениях и чередованиях, о принципах расподобления графического расподобления одинаково звучащих форм и нек. др. Обязательным в каждом очерке является фольклорный блок. В этом смысле пособие Н.П. Саблиной - первое, где с любовью и скрупулезностью собраны и подвергнуты систематизации самые разнообразные жанры, вышедшие из духовных семинарий и простонародной среды. Пословицы и поговорки, присказки и дразнилки, загадки и шутки образно и зримо представляют буквенный имяслов, который и заучивать надо вслух, громко, радостно: " Азбуку уч a т, на всю избу кричат " . Появление обширнейшего азбучного пласта в устном народном творчестве свидетельствует в первую очередь о неравнодушном отношении к грамоте, о непосредственном переживании полученных знаний и, безусловно, о прекрасном усвоении алфавита, которое имело немалое воспитательное значение: что ни бай, а писать в e ди надо; домишко расползся врозь, как жив e те; кабы не буки-еры да не люди-аз ла далеко бы увезла; он из наших; два колеса с притолокой, два полколеса, два стяга с крючком, два стяга с колесом; без Бога и червяк сгложет; кси, пси с фитою пахнули сыт o ю и мн. др. Несомненный интерес для читателей представляют щедро разбросанные по книге замечания этнокультурного характера, которые дают представление о менталитете русского народа. Так, трепетное отношение крестьян к земле можно связать, среди прочего, с самым древним значением этого слова - " первоначальное и общее вещество всего чувственного мира " : " В начале сотвори Бог небо и землю " (с.61) . Немногим известно, что совесть этимологически сопряжена с понятием знания, в e дения, то есть с глаголом в e дати (с.37) . Слово раб в христианском контексте не имеет отрицательных коннотаций, обозначая сироту и дитя Божие (с.97) .

http://pravoslavie.ru/sretmon/uchil/zhiv...

Синодальному отделу по религиозному образованию и катехизации было поручено: — Развивать на постоянной основе взаимодействие с Министерством образования и науки Российской Федерации. — Выработать и предложить Министерству образования учебно-методические материалы по истории России ХХ века для включения их в образовательные программы, в том числе подготовленное Фондом «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви» учебное пособие «Изучение жизни и подвига новомучеников и исповедников российских ХХ века в образовательном пространстве регионов Центральной России». — В сотрудничестве с Министерством образования продумать возможность создания внеклассных уроков, посвященных подвигу новомучеников, которые могли бы проводиться в средних учебных заведениях. — Активно рекомендовать воскресным школам использовать соответствующие учебно-методические материалы, а также аудио и видео материалы. — Разработать систему подготовки, экспертизы, печатания, распространения и использования учебно-методических материалов, посвященных новомученикам. Синодальному отделу по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ поручено: — Ориентировать епархиальные информационные службы, которые уже ведут краеведческие исследования, имеющие свои киностудии, на создание фильмов о новомучениках, которые впоследствии при соответствующем техническом и художественном уровне могли бы демонстрироваться на телеканале «Спас». Синодальной богослужебной комиссии Церковно-общественный совет поручил: — Составить чинопоследование с особым прошением обо всех убиенных в годы репрессий. Управлению делами Московской Патриархии Совет поручил: — Систематизировать переписку с епархиями, запрашивая отчеты по увековечению памяти новомучеников, ориентируясь на принятые Советом «Рекомендации правящим архиереям в дополнение к определению Архиерейского Собора 2011 года «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно в годы гонений пострадавших»». — Направить циркулярное письмо правящим Преосвященным с запросом информации о наличии мемориальных досок, о наименовании улиц и площадей в честь новомучеников.

http://patriarchia.ru/db/text/4367110.ht...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010