Связь обязательно должна быть двусторонней. — Вы сказали, что существует общее видение Отдела религиозного образования и катехизации и Министерства образования и науки РФ того, как существующий опыт преподавания «Основ православной культуры» будет интегрирован в проводимый эксперимент. В чем оно заключается? — Подходить к решению вопросов преподавания Основ православной культуры в средней школе можно только с позиций профессионализма, простого желания здесь недостаточно. Поэтому одна из главных задач эксперимента — заложить прочные основы сотрудничества Синодального Отдела религиозного образования и катехизации с Министерством образования и науки РФ, а на уровне регионов — епархиальных Отделов религиозного образования с региональными органами управления образованием. Для этого в рамках работы Межведомственного координационного совета при Министерстве образования и науки РФ с участием наших специалистов подготовлено методическое письмо в регионы. В нем разъясняются наиболее важные и ответственные вопросы эксперимента, в том числе, необходимость более активного участия религиозных организаций в подготовке учителей, формировании содержания и процессе преподавания учебных предметов по религиозной культуре. Это методическое письмо направлено в регионы, оно включает все согласованные позиции. В настоящее время в регионах, участвующих в эксперименте, созданы или создаются Координационные советы для контроля над реализацией проекта и взаимодействия всех образовательных и религиозных структур. Рекомендации по работе в этом направлении, а также документы, отражающие имеющийся позитивный опыт преподавания Основ православной культуры, были переданы представителям епархиальных отделов религиозного образования и катехизации на совещании 25 ноября 2009 года в Паломническом центре Московского Патриархата. Тогда же в регионы было направлено письмо директора Департамента госполитики в образовании И.М. Ремаренко «О преподавании учебных предметов по истории и культуре религий в школе» 03-2375).

http://patriarchia.ru/db/text/1138183.ht...

Цель исследования заключается в том, чтобы с учётом выявленных фактов и закономерностей выработать комплекс рекомендаций, направленных на повышение уровня качества и эффективности преподавания православной догматики в российских духовных учебных заведениях. Задачи исследования состоят в том, чтобы: – выявить и охарактеризовать логику формирования моделей системного изложения Православного Догматического Богословия в рамках развития российской богословской науки период с XVIII по XXI в., – выявить, обозначить, охарактеризовать и обобщить недостатки православно-догматических систем и учебных пособий по православной догматике, использовавшихся в духовно-образовательной практике в России в период с XVIII по XXI в.,     – выявить, обозначить, охарактеризовать положительные стороны этих систем и учебных пособий, выделить и обозначить преимущества одних систем и пособий перед другими, обосновать и охарактеризовать эти преимущества; – проанализировать, представить, охарактеризовать подходы, методы, приемы формы и средства обучения Православному Догматическому Богословию, использовавшиеся в российских духовных учебных заведениях в период с XVIII по XXI в., обобщить результаты анализа; – разработать и апробировать на практике концепцию курса Православного Догматического Богословия, методические рекомендации по улучшению качества обучения православной догматике в российских духовных школах. Научная разработанность проблематики , затрагиваемой в данном исследовании, такова, что несмотря на её значимость (для богословской науки и для духовно-образовательной практики) в научно-исследовательской литературе ей уделено неоправданно мало места. В дореволюционных российских изданиях исторический опыт развития Православного Догматического Богословия как науки и как учебного предмета рассматривался в трудах по системному изложению православной догматики, в трудах по истории развития духовных школ. Первые, как правило, освещали эту тему фрагментарно, обзорно. Вторые давали знать, как создавались духовные школы, каким было их внутреннее устройство, кто стоял у кормила правления этими школами, каким было их материальное обеспечение, какие задачи им приходилось решать, содержали разнородные статистические данные. Вопросы о методических проблемах преподавания Православного Догматического Богословия, о достижениях в области православно-догматической науки и методики преподавания православной догматики освещались в них кратко, неполно, поверхностно. В критической богословской литературе дореволюционного периода рассматривались отдельные стороны православно-догматической науки, отдельные православно-догматические произведения, отдельные особенности практики преподавания Православного Догматического Богословия. В советское и постсоветское время фундаментальных исследований по заявленной в настоящей работе тематике не производилось 4 .  

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

В рассматриваемых рекомендациях описывается также эмоциональное (или психологическое насилие) – как «единократное или хроническое воздействие на ребёнка или его отвержение», к которому относятся: словесные угрозы в адрес ребёнка, постоянная критика ребёнка; лишение ребёнка социальных контактов; предъявление к ребёнку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям; Особенностями детей, подвергшихся эмоциональному (психологическому) насилию, по мнению составителей методических рекомендаций, являются: невозможность детей сконцентрироваться; плохая успеваемость; низкая самооценка; гнев, агрессия; неврозы, энурез, тики, ожирение, кожные заболевания, астма и т.п. В группы риска детей, подвергающихся эмоциональному насилию, согласно рекомендации, входят: дети от нежеланной беременности; дети-инвалиды, дети с наследственными заболеваниями; дети из семей с авторитарным, контролирующим стилем воспитания и взаимоотношений (то есть классическая патриархальная православная семья. В данном случае просматривается попытка лишить родителей права на выбор стиля воспитания своих детей. И кто решил, что именно «контролирующий стиль воспитания» - плохой? А если он плохой, тогда неконтролирующий - хороший? Такой подход очень похож на западные либеральные взгляды на воспитание детей, на наш взгляд, не приемлемые для России. Почему всё то, на чём мы веками строили наши семейные взаимоотношения, сегодня пытаются опровергнуть и опорочить? Нам пытаются внушить, что всё как мы жили и думали – всё неправильно, всё ошибка. И если мы поверим этому, то потеряем больше, чем приобретём – прим. автора); дети, в семье которых много социально-экономических и психологических проблем (не берусь судить о психологических проблемах, но, согласно данным Росстата, около 80% семей с детьми в России, имеют социально-экономические проблемы и относятся к числу бедных семей). Таким образом, под критерии методических рекомендаций подпадают большинство семей и детей России. Любое вмешательство в жизнь граждан, любой затратный проект должен быть, прежде всего, обоснован и актуален. Попытки ограничения родителей в их естественных правах обосновываются данными о якобы непомерном числе семейного насилия в отношении детей в России. Эти сведения приводятся некоторыми общественными организациями, работающими не только на западные средства, но и по западным стандартам, согласно которым насилием является всё то, что указано в рекомендациях, приведённых ранее.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/02/01/za...

28 февраля заведующий Научно-методическим кабинетом Синодального отдела И.В. Метлик представил позиции религиозных организаций по данным вопросам на заседании Научно-методического совета по учебникам. Министр образования и науки Дмитрий Ливанов поддержал позицию Синодального ОРОиК и отметил, что издательства могут готовить и направлять на федеральную экспертизу учебники по одному или нескольким модулям ОРКСЭ по своему выбору, введение в этом отношении каких-либо ограничений нецелесообразно, не имеет оснований. По итогам обсуждения было принято решение о том, что все пять учебников по ОПК, успешно прошедшие ранее экспертизу в Синодальном отделе, и используемые в школах в настоящее время, будут включены новый федеральный перечень учебников. В ходе заседания внимание членов Совета было обращено на то, что в проекте нового федерального перечня присутствуют учебники, не предусматривающие свободный выбор или полноценное изучение определенного модуля в рамках ОРКСЭ. Их содержание не соответствует программе ОРКСЭ, принятым Минобрнауки России и Межведомственным советом по введению ОРКСЭ нормативным документам, методическим рекомендациям. Использование таких учебников противоречит и нормам закона «Об образовании в Российской Федерации», поскольку нарушает или ограничивает право граждан на выбор для изучения их детьми определенной религиозной культуры, основ светской этики или основ мировых религиозных культур в рамках ОРКСЭ. Несмотря на озвученные возражения, Совет принял решение о включении этих учебников в перечень на формальном основании наличия положительных заключений по итогам экспертизы. Учитывая, что новый порядок формирования перечня предусматривает процедуру исключения из него отдельных учебников, министр Ливанов предложил направить в министерство официальное обращение об исключении указанных учебников из федерального перечня. В ближайшее время в Синодальном ОРОиК будут подготовлены необходимые документы и направлены в Минобрнауки России. «Православное образование» /Патриархия.ru

http://patriarchia.ru/db/text/3590312.ht...

Координатор общероссийской организации «Общее дело» Олег Моисеев поделился с участниками встречи опытом работы в сфере противодействия зависимостям, профилактике абортов и суицида. «Общее дело» предоставляет миссионерам фильмы, брошюры и методические материалы для проведения бесед. В отдаленных регионах остро стоят проблемы алкоголизма, наркомании и суицидов. Причиной тому — тяжелый климат, условия жизни и географическая отдаленность от больших городов. Работа миссионера часто начинается с противодействия вредным привычкам среди местного населения. С беседами о здоровом образе жизни и профилактике суицида священник приходит в школы, профильные учреждения. И, конечно, главная тема его бесед — проповедь веры Христовой. Деятельность миссионера часто начинается со школы. В подспорье проповеди для школьников участникам круглого стола был представлен учебно-методический комплект «Приходская школа под ключ». Об интерактивной образовательной программе рассказал ее автор — диакон Илия Кокин. Учебники, рабочие тетради, квесты и интерактивные задания можно использовать не только в воскресной школе, но и на уроках православной культуры. В резолюции участники круглого стола отметили важность системной организации церковной жизни на Крайнем Севере, в Сибири и на Дальнем Востоке, особенно в отдаленных и труднодоступных поселениях. По их мнению, очень важно готовить квалифицированные кадры для миссионерских станов, и Белгородская духовная семинария справляется с этой задачей на высоком уровне. По итогам обсуждения миссионеры предложили Центру поддержки разработать методические рекомендации для миссионерских станов. По окончании круглого стола в той же аудитории прошел семинар «Блогосфера и соцсети как важная часть просветительской работы в миссионерских станах». В нем участвовало 63 человека — священники-блогеры, публицисты, студенты ПСТГУ и молодежь из церковно-приходских объединений г. Москвы и регионов. Иерей Антоний Русакевич, известный подписчикам как «Позитивный батюшка», рассказал участникам о любимом для многих жанре — ответах на вопросы. По мнению священника, эта древняя практика катехизации остается актуальной и сейчас и обрела новую форму в соцсетях: там у священника могут спросить что угодно, он отвечает в удобное для себя время, а ответы увидят все его подписчики. Это уникальная возможность и, вместе с тем, большая ответственность.

http://patriarchia.ru/db/text/6002183.ht...

Во-вторых, важным видится участие представителей религиозных организаций в обеспечении преподавания соответствующих религиозных культур, основы чего у нас уже закреплены в статье 87 «Закона об образовании в Российской Федерации». Экспертиза образовательных программ, подготовка учебно-методического обеспечения — все это имеет только одну цель: обеспечить качество образования по религиозным культурам. Эти позиции выделены в рекомендациях третьей, межрелигиозной секции нашей конференции, и хочу отметить их особо. Это рекомендации по совершенствованию правового регулирования духовно-нравственного образования в части гарантий участия религиозных организаций в разработке и экспертизе учебно-методического обеспечения по религиозным культурам (к сожалению, до сих пор не закреплена такая экспертиза учебников), подготовке и допуске к работе учителя по религиозной культуре. Может быть, и не нужно это прямо включать в итоговый документ, но очень важно учесть это в дальнейшей работе. Третье — единство в многообразии, взаимное уважение, исключение какой-либо межрелигиозной и в целом мировоззренческой критики в образовательном процессе и обсуждении специфики религиозных учений, не относящейся к сути и задачам духовно-нравственного воспитания школьников. В основе любого из предметов по традиционным религиозным культурам народов России лежат нравственные ценности, единые для любой из традиционных религий России. Это особенно отметил на открытии прошедших Рождественских образовательных чтений Святейший Патриарх Кирилл. Эти же ценности и нормы составляют и ценностно-нравственные основания российской светской этики, ядро которых — конституционные права, свободы и обязанности граждан России. Здесь нет никаких противоречий. С опорой на эти базовые нравственные ценности, с учетом культурной и исторической специфики каждой из религий должен строиться процесс разработки содержания образования и преподавания, интеграции учебных предметов по религиозным культурам и светской этике (и в целом этой предметной области) в школьную образовательную программу, должны выстраиваться межпредметные связи.

http://patriarchia.ru/db/text/5147098.ht...

3. делает заявления по актуальным вопросам и проблемам экологии; 4. дает комментарии епархиям и другим учреждениям Русской Православной Церкви по общецерковной позиции в отношении вопросов и проблем экологии, организации общественных мероприятий и акций экологической направленности; 5. осуществляет переписку в связи с обращениями граждан и организаций в адрес Священноначалия по вопросам экологии; 6. согласовывает со Священноначалием инициативы экологической направленности общецерковного уровня; 7. в рамках Церковно-общественной природоохранной организации проводит собственные мероприятия и общественные акции, направленные на повышение уровня просвещенности граждан в вопросах экологии и позиции Церкви в данной сфере; 8. докладывает Священноначалию об уровне проводимой экологической деятельности в епархиях Русской Православной Церкви; 9. заключает соглашения и иные договоренности с общественными волонтерскими, молодежными и другими организациями в целях развития и координации двусторонней деятельности в сфере экологии; 10. инициирует подачу проектов экологической направленности на соискание финансирования из средств государственного бюджета и из иных источников; 11. разрабатывает и рецензирует методические и иные материалы для епархий, благочиний и приходов Русской Православной Церкви по вопросам развития экологической деятельности; 12. принимает иные меры для развития общецерковной деятельности в сфере экологии. Значительную роль в экологической деятельности Церкви могут играть молодежные и волонтерские организации. Организацию и координацию деятельности этих организаций в сфере экологии при взаимодействии с Отделом Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества осуществляет Синодальный отдел по делам молодежи. Все указанные действия включаются в годовые планы и отчеты соответствующих общецерковных учреждений. Одним из наиболее значимых решений в сфере общецерковной экологической деятельности является установление в первое воскресенье сентября ежегодного Дня молитвы о Божием творении с совершение особых молитвословий, установленных Священным Синодом.

http://patriarchia.ru/db/text/4158736.ht...

– содействие религиозным организациям Русской Православной Церкви и иным организациям в осуществлении миссионерской деятельности на основе вероучения и традиций Русской Православной Церкви; – организацию паломничеств, прием религиозных деятелей; – распространение православного вероучения непосредственно или через средства массовой информации, в том числе собственные; – осуществляет выдачу, отзыв и аннулирование представления Отдела в целях реализации программ подготовки миссионеров Русской Православной Церкви в порядке, определенном внутренними установлениями Русской Православной Церкви; – осуществляет учебно-методическое обеспечение учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) по направлениям подготовки миссионеров Русской Православной Церкви, а также образовательных программ по этим предметам; – анализирует поступающие в Православную религиозную организацию «Московская Патриархия Русской Православной Церкви» (именуемую далее – «Московская Патриархия») годовые отчеты епархий и общецерковных учреждений Русской Православной Церкви в части сведений об осуществляемой данными религиозными организациями миссионерской деятельности; представляет на рассмотрение Патриарха результаты данного анализа, в том числе статистические данные; – осуществляет контакты с уполномоченными федеральными органами по вопросам компетенции Отдела; – оказывает консультативное и методическое содействие епархиям и общецерковным учреждениям Русской Православной Церкви по вопросам, относящимся к компетенции Отдела; – осуществляет информационное сопровождение деятельности Русской Православной Церкви в миссионерской сфере; – организует и проводит образовательные конференции, чтения, конкурсы, семинары, симпозиумы, выставки, концерты, круглые столы, экскурсии, паломничества и иные мероприятия; – представляет Патриарху и Священному Синоду предложения, рекомендации и иные материалы для принятия решений по вопросам, относящимся к компетенции Отдела. (...) 2.8. Отдел вправе создавать на территории Российской Федерации и за рубежом свои филиалы и представительства.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

Эсхатологические ожидания Ожидания скорого Второго пришествия Господа Иисуса Христа, которые были очень распространены в ранней Церкви. Именно эсхатологическими ожиданиями объясняется тот факт, что апостолы не стали разворачивать производство в основанной ими Иерусалимской общине (см.). Эсхатология Учение о Втором пришествии Иисуса Христа, Страшном Суде и жизни на Новой Земле. Эсхатологию следует отличать от апокалиптики (см.), которая посвящена описанию событий, предшествующих эсхатологическим. Юбилейный год В Моисеевом Законодательстве (см.) – каждый пятидесятый год предписывалось не засевать землю и отдавать купленную землю прежним владельцам, даже если тем нечем заплатить. Кроме того, предписывалось освобождение рабов-евреев (которые тем самым получали и землю). Установления юбилейного года были направлены против скопления в одних руках больших массивов земли. 4. Приложение 2. Методические рекомендации для преподавателя 4.1. Методические указания по ведению курса Программа курса предполагает 15 тем. В виду ограниченного количества часов, отводимого на курс (36 часов) предполагается, что каждая тема как правило будет раскрыта в одной лекции (2 академических часа). Веси лекции рекомендуется в виде свободного рассказа, обращая внимание, однако, на ключевые моменты и основные термины. Более конкретные указания по ведению курса предлагаются ниже применительно к каждой теме. Тема 1. Введение в предмет. Лектору необходимо объяснить, каким образом в данном курсе происходит сочетание двух, казалось бы, разнородных сфер бытия: богословия и экономики. «Общим знаменателем тут является термин «нравственность»: анализ экономической сферы в курсе производится с нравственных позиций, и это вполне естественно, ибо сама экономика есть прикладная этика применительно к хозяйственной сфере. Необходимо объяснить учащимся, что в православном нравственном богословии какого-либо однозначного взгляда на предмет не существует, а потому в процессе изложения будут представлены различные точки зрения на предмет.

http://azbyka.ru/jekonomicheskie-kategor...

При поддержке «Православной инициативы» социальный центр при Киево-Печерской лавре издает справочник по работе с бездомными 23 марта 2018 г. 17:07 В Центре социальной адаптации для бездомных в честь святого праведного Симеона Богоприимца при Успенской Киево-Печерской лавре готовят к выпуску методические пособия в помощь социальным работникам, работающим с бездомными людьми. Проект по изданию брошюр «Пособие для церковного социального работника по работе с бездомными» и «Справочник для бездомного» стал победителем Международного грантового конкурса « Православная инициатива 2017-2018». В Украинской Православной Церкви накоплен значительный опыт системной помощи бездомным, который будет изложен в новой методичке для социальных работников. «Осенью провели акцию по выдаче теплых вещей и обуви бездомным " Одевай-ка " — около 400 человек получили помощь, — рассказал председатель Синодального отдела Украинской Православной Церкви по социально-гуманитарным вопросам протоиерей Владислав Диханов. — Далее был целый год системной работы. Трудились не только наши волонтеры, которые кормили обездоленных, несли им одежду и медикаменты, но также работали психологи и юристы, которые проводили психологические консультации, помогали восстанавливать документы. А для себя мы накапливали методический материал, где аккумулировался и собственный опыт, и опыт тех волонтерских организаций, которые давно работают в этой сфере». Этот материал будет изложен в брошюре, где будет подробно описано, как работать с бездомными людьми. «Поскольку сфера достаточно новая, к тому же есть свои особенности украинских реалий, мы хотим сделать пособие в помощь социальным работникам, которые помогают священникам на приходе, либо самим священникам, которые трудятся в социальной сфере, чтобы дать им набор методических рекомендаций», — отметил отец Владислав. Он выразил надежду, что методические пособия не только помогут поддержать жизнь бездомных, но и уменьшить их количество. Книги издаются на средства Международного грантового конкурса «Православная инициатива 2017-2018», сообщает сайт Союза православных журналистов . Диакония.ru /Патриархия.ru Календарь ← 8 мая 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010