Второй из приводимых нами текстов («Слово на Благовщение о двьств 63») принадлежит византийскому писателю и церковному деятелю преподобному Феодору Студиту (759–826). Это 63-е слово его Малого Катехизиса. Греческий текст Малого Катехизиса состоит из 134 слов. На Руси в переводах бытовало около 80 слов (см.: Ищенко Д. С. Поучения огласительные Феодора Студита //Методические рекомендации по описанию славяно-русских рукописей для Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР. М., 1976. Вып. 2. Ч. 1. С. 224–235). Время их перевода с греческого пока не установлено. Возможно, поучения Феодора Студита появились на Руси вскоре после установления Студийского устава (впервые введен в Киево-Печерском монастыре в 60-х гг. XI в.), однако списков слов Малого Катехизиса ранее XV в. нет. Бытовавшие на Руси списки Малого Катехизиса включали 63 слова, хотя среди них встречались и слова, Феодору Студиту не принадлежащие. Характерным признаком слов Малого Катехизиса, написанных именно Феодором Студитом, является обращение «Братия и отцы» (Ищенко Д. С. Поучения огласительные... С. 228), с которого начинается и публикуемое нами слово. Примером такого кодекса из 63 слов может быть рукопись из библиотеки Иосифо-Волоколамского монастыря (см., напр.: Иосиф. Опись рукописей, перенесенных из библиотеки Иосифова монастыря в библиотеку Московской духовной академии. М., 1882. С. 269). Важно отметить, что в этой рукописи начало дефектно, и потому отсутствует имя автора. Вероятно, из подобного кодекса попало в Великие Минеи Четьи и издаваемое слово, поскольку, с одной стороны, оно сохраняет нумерацию Малого Катехизиса, но, с другой стороны, в нем не указан автор. Однако необходимо отметить, что «Слово на Благовещение о детстве» бытовало и независимо от Малого Катехизиса. В частности, оно переписано в одном из сборников известного книжника XV в. монаха Карилло-Белозерского монастыря Ефросина (ГИМ, собр. Уварова, 338 (894)(365); см.: Каган М. Д., Понырко Н. В., Рождественская М. В. Описание сборников XV в. книгописца Ефросина//ТОДРЛ. Л., 1980. Т. 35. С. 222), который по своему составу является Торжественником (см.: Черторицкая Т. В. Торжественник и Златоуст в русской письменности XIV–XVII вв.//Методические рекомендации по описанию славяно-русских рукописных книг. М., 1990. Вып. 3. Ч. 2. С. 327, 93). Это же слово читается в Торжественнике, данном Иваном Грозным в Соловецкий монастырь (РНБ, Солов. собр., 1050/1159, вторая треть XVI в.; см.: Черторицкая Т. В. Торжественник и Златоуст... С. 370, 31, а также: Каган М. Д., Понырко Н. В., Рождественская М. В. Описание... С. 222). Текст публикуется по Успенскому списку Великих Миней Четьих (ГИМ, Синодальное собр., 992, л. 591а–591в) с поправками по Торжественнику Соловецкого монастыря (РНБ, Солов. собр., 1050/1159, л. 3–4) и по смыслу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пн Методические рекомендации об участии Русской Православной Церкви в природоохранной деятельности 13 липня 2015 р. 20:11 Документ принят на заседании Священного Синода 13 июля 2015 года ( журнал 40 ). 1. Основания церковной экологической деятельности Мир есть творение Божие, данное в удел человеку, дабы он хранил и возделывал его (ср. Быт. 2:15), владычествовал в нем (ср. Быт. 1:26). После грехопадения земля была проклята за грех прародителей, и человек стал добывать пропитание тяжкими трудами (ср. Быт. 3:17). С момента наступления промышленной эпохи человечество стало причинять мировой окружающей среде значительный урон: начали происходить массовые загрязнения атмосферы и водных источников, неправильная утилизация бытовых, химических и ядерных отходов, неконтролируемая вырубка лесов и добыча ископаемых ресурсов, браконьерство, опасные эксперименты в области генной инженерии, разработка бактериологических средств поражения. Мир поставлен на грань глубокого экологического кризиса, когда естественная регенерация природы по своим темпам не может обойти негативного воздействия человеческой деятельности. Русская Православная Церковь, основываясь на Священном Писании и святоотеческой традиции, на протяжении истории неоднократно заявляла о необходимости бережного и ответственного отношения человека к окружающему миру. В современный период тема отношения Церкви к вопросам экологии нашла свое отражение в концептуальных документах: Основах социальной концепции Русской Православной Церкви (раздел XIII), Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека (гл. III, п. 5), Позиции Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии. Церковь видит корни экологических проблем в оскудении нравственной и культурной стороны жизни общества — человечество стало потреблять природные богатства в значительно большей степени, чем это необходимо для благополучного существования. Неумеренность, алчность, стяжательство, бескультурье являются прямыми источниками нынешней сложной экологической ситуации в мире.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4158738...

В Смоленской духовной семинарии прошел семинар «Методическое обеспечение учебного процесса духовных школ в условиях перехода на новые образовательные стандарты» 11 ноября 2011 г. 19:00 8-9 ноября 2011 года в Смоленской православной духовной семинарии под председательством главы Учебного комитета  Русской Православной Церкви архиепископа Верейского Евгения состоялся семинар «Методическое обеспечение учебного процесса духовных школ в условиях перехода на новые образовательные стандарты». Цель семинара — оказание консультативной и методической помощи в процессе лицензирования и аккредитации семинарий и в условиях перехода на государственный образовательный стандарт «Теология» второго и третьего поколения. В работе семинара приняли участие представители практически всех духовных школ России. Первый день работы открыл доклад заместителя председателя Учебного комитета священника Михаила Вахрушева «Порядок и документационное сопровождение процесса лицензирования духовных учебных заведений». В выступлении были приведены статистические данные о состоянии процесса лицензирования духовных школ на современном этапе. Прозвучали рекомендации относительно поэтапной схемы лицензирования учебных заведений, а также даны разъяснения относительно оформления документов, необходимых для лицензирования образовательной деятельности. Выступление проректора по учебной работе Смоленской семинарии О.Г. Ребизова было посвящено планированию учебного процесса в духовной семинарии в рамках образовательных стандартов второго и третьего поколения. Докладчик ознакомил присутствующих с особенностями стандарта «Теология» второго и третьего поколения, с учебным планом семинарии, составленным в соответствии с данными стандартами. Также был рассмотрен вопрос об организации режима учебной деятельности семинарии в соответствии с требованиями учебного плана, лицензионными и аккредитационными требованиями. Руководитель учебно-методического отдела Смоленской семинарии Л.Н. Урбанович рассказала об организации деятельности отдела в связи с подготовкой к аккредитации и о приведении нормативной учебно-методической базы в соответствие с требованиями Госстандарта.

http://patriarchia.ru/db/text/1671255.ht...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Многие квазирелигиозгные организации регистрируют себя как культурно-просветительские центры» По словам протоиерея Александра Пелина, выступившего на семинаре для религиозных организаций по социальному проектированию, надо шире привлекать представителей традиционных религий к экспертной работе с поступающими заявками на гранты 08.12.2021 2322 Время на чтение 3 минуты Фото: Предоставлено ОВЦО СПб епархии Важное и полезное мероприятие – онлайн-семинар «Социальное проектирование: от идей до реализации» - прошло на площадке Общественной палаты Российской Федерации, сообщает наш корреспондент. Основная цель семинара – формирование навыков разработки социальных проектов применительно к различным группам населения, повышение уровня знаний специалистов занимающихся социальным проектированием. Организаторами выступили Комиссия ОП РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, Синодальный отдел Русской Православной Церкви по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, Духовное собрание мусульман России при поддержке Фонда президентских грантов. Модератор семинара: глава ДСМР, муфтий Москвы Альбир-хазрат Крганов. В мероприятии приняли участие председатель Комиссии Общественной палаты РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных организаций Владимир Зорин, заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского Патриархата Вахтанг Кипшидзе, представители религиозных и некоммерческих организаций из субъектов Российской Федерации. Основную методическую и практически применимую информацию по подготовке и подаче заявки на грант до участников семинара довел советник Генерального директора Фонда президентских грантов Владимир Татаринов. Он отметил, что социальное проектирование в последние годы активно развивается – при этом этот процесс сопровождается различными сложностями на стадиях разработки и реализации проектов, отчетности. Владимир Татаринов в рамках представленной презентации также затронул основные проблемы, решение, которых будут способствовать развитию проектной деятельности, обновлению и пополнению профессиональных знаний, умений и навыков всех категорий работников, занятых в данной сфере, практическим рекомендациям по заполнению заявок на получение грантов.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/12/08/mn...

Закрыть «Честь имею!» - авторская программа духовно-нравственного воспитания 03.03.2013 624 Время на чтение 5 минут В рамках XXI Рождественских Чтений под председательством епископа Балашихинского Николая работала секция «Образовательные инновации в духовно-нравственном, патриотическом и гражданском воспитании детей и молодёжи». Основной темой секции стало представление и обсуждение учебно-методического комплекса по инновационной программе духовно-нравственного и героико-патриотического воспитания «Честь имею!» Ольги Николаевны Дубовой. На сегодняшний день остро стоит задача развития сотрудничества государственных, общественных и церковных структур в области проповеди традиционных для России и Православия духовно-нравственных ценностей. Великий русский полководец, Александр Васильевич Суворов сказал: « Душу - Богу, Жизнь - Отечеству, честь - никому!» Понятие чести для русского человека всегда было одним из самых важных. В это понятие вкладывались верность Богу, Отечеству, долгу, слову, присяге и другие высокие нравственные качества. Сегодня, когда понятия чести, совести, долга постепенно вытесняются из главных жизненных ориентиров, важно говорить о них - авторитетно, гласно, повсеместно. И самая важная целевая аудитория при этом - молодежь. Программа «Честь имею» - это уникальное практическое пособие, предназначенное для дополнительного образования подростков и молодежи от 11 до 18 лет, адресованное педагогам, психологам, специалистам по воспитательной работе, социальным работникам, работающим с подростками и молодежью. Пособие включает в себя видеофильм " Герои нашего времени " , программу, учебный план, методические рекомендации. Созданная на основе авторского видеофильма «Герои нашего времени», «Программа курса занятий по патриотическому и духовно - нравственному воспитанию молодежи «Честь имею!», рассчитана на 12 занятий. В ходе бесед учащиеся учатся самостоятельно мыслить, аргументировать свою позицию, отстаивать свою точку зрения слушать и слышать друг друга, приобретают опыт коллективного самопознания, навыки культуры ведения дискуссии. Подробнее: http://olga-dubova.ru/hnv.php

http://ruskline.ru/analitika/2013/03/04/...

Поучение святого отца Феодора, игумена Студийского, о том, чтобы не терять надежды на Божию милость из-за своих грехов Подготовка текста, перевод и комментарии Т. Р. Руди Переводное «Поучение святаго отца Феодора, игумена Студийскаго, еже не отчаятися своими грхи Божия милости», включенное митрополитом Макарием в Великие Минеи Четьи под 11 сентября, представляет собой незначительно переработанный и несколько сокращенный текст одного из так называемых «Поучений огласительных» Феодора Студита – поучения 93-го Малого Катехизиса. Имя Феодора Студита (759–826) – знаменитого византийского церковного деятеля, защитника иконопочитания, игумена Студийского монастыря в Константинополе, автора многочисленных поучений, бесед и посланий – было хорошо известно в Древней Руси. Монастырский устав Феодора Студита уже в 60-х гг. XI в. был введен Феодосием Печерским в Киево-Печерском монастыре, а затем распространился и в другие русские монастыри. Студийский устав предписывал еженедельное чтение по средам, пятницам и воскресеньям оглашений (или огласительных поучений) Феодора Студита , которые составляют Большой и Малый Катехизисы – основные произведения студийского игумена. Это обстоятельство, по мнению исследователей, дает право «предположить, что одновременно с введением Студийского устава или вскоре после этого на Руси появились и огласительные поучения Феодора Студита (как в южнославянском, так, возможно, и в древнерусском переводе)» (Ищенко Д. С. Поучения огласительные Феодора Студита //Методические рекомендации по описанию славяно-русских рукописей для Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР. М., 1976. Вып. 2. Ч. 1. С. 224). Греческий текст Малого Катехизиса Феодора Студита включает 134 поучения, Большой Катехизис состоит из 3 книг, содержащих соответственно 87, 124 и 60 поучений. На Руси же, по-видимому, были переведены и бытовали в списках Малый Катехизис неполного состава (63 поучения из 134) и 2-я книга Большого Катехизиса, которая впоследствии целиком была включена митрополитом Макарием в Великие Минеи Четьи под 11 ноября, в день памяти Феодора Студита . Древнейшие списки русских переводов «Поучений огласительных» Феодора Студита не сохранились, самые ранние из известных сборников датируются рубежом XIV–XV в. Отдельные поучения из Малого Катехизиса читаются в различных типах сборников: Торжественниках, Соборниках, Златоустах, Прологах и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разделы портала «Азбука веры» Основы катехизации и воцерковления Оглавление Дорогие отцы, братья и сестры, приходские катехизаторы и сотрудники храмов! Мы предлагаем Вам коллективный труд пастырей и церковнослужителей Санкт-Петербургской епархии, Ростовской-на-Дону епархии, сотрудников Синодального отдела религиозного образования и катехизации и просто добрых любящих Свою Церковь людей. Он призван помочь в организации службы приходского консультирования, в которую, по благословению настоятеля, помимо штатного приходского катехизатора могут войти и другие сотрудники храма или активные прихожане. Опыт создания таких служб в кафедральных соборах, городских и даже сельских храмах заслужил одобрение и поддержку со стороны Священноначалия Русской Православной Церкви. Данное пособие может также быть полезным для свечниц, уборщиц, тружеников трапезных, дежурных и всех сотрудников храма, работа которых предполагает постоянные контакты с приходящими в храм людьми, лишь начинающими церковную жизнь. Желаю помощи Божией всем трудящимся на ниве духовного просвещения! Меркурий, митрополит Ростовский и Новочеркасский, Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви Служба приходского консультирования по основам православного вероучения, церковной жизни, православной этики и правилам поведения в храме на данный момент является одной из перспективных форм духовно-просветительской деятельности на приходе. При составлении учебно-методического пособия «Практическое руководство по приходскому консультированию» использовался опыт работы консультативных служб на приходах в Санкт-Петербургской и Ростовской-на-Дону епархиях. Пособие состоит из трех частей с приложениями. Первые две части содержат рекомендации по организации консультативной службы на приходе и практические советы дежурным. В третьей части представлены ответы на наиболее распространенные вопросы, касающиеся правил поведения в храме, православной этики, церковной жизни и православного вероучения.

http://azbyka.ru/katehizacija/praktiches...

«Учреждение не обязывают абсолютно ни к чему». Елена Альшанская — об эффективной помощи сиротам Что делать, чтобы изменить жизнь ребенка 14 июля, 2020 Что делать, чтобы изменить жизнь ребенка Министерство просвещения совместно с благотворительным фондом «Волонтеры в помощь детям-сиротам» выпустило методические рекомендации о том, как эффективно помогать детям в сиротских учреждениях. О том, почему навык важнее игрушки и как поддержать кровную семью, «Правмиру» рассказала директор фонда Елена Альшанская. Мы и раньше участвовали в подготовке разных рекомендаций для организаций для детей-сирот. Например, несколько лет тому назад были рекомендации по профилактике отказов от новорожденных Министерства здравоохранения. Их тоже готовили в сотрудничестве с несколькими некоммерческими организациями, которые занимаются темой профилактики отказов, включая нашу. Тем не менее, я бы не возлагала слишком больших надежд на эти методические рекомендации. Это документ, который позволяет учреждению получить понимание, как можно выстроить свою работу как-то по-другому, но не обязывает его абсолютно ни к чему. В детдома приезжают, но жизнь сирот не меняется Эти рекомендации адресованы в первую очередь некоммерческому сектору. Они о том, как выстраивать эффективную работу в интересах детей и взаимодействовать с сиротскими учреждениями. Несколько лет назад мы проводили мониторинг реформы сиротских учреждений, когда вступило в силу постановление 481. Мы проехали больше 30 регионов и не нашли ни одного детского дома, даже в глубинке, в который не приходили бы общественные организации или волонтеры. С другой стороны, 80% того, что они делали — это разовые выезды с развлекательными мероприятиями, праздниками, подарками, мастер-классами, с чем-то достаточно, будем честными, поверхностным. Но это огромные финансовые и человеческие ресурсы. Люди действительно приезжают, в том числе в удаленные учреждения, они тратят на это силы, время, деньги. При этом жизнь ребенка не меняется никак. Наша задача была в том, чтобы дать такой ориентир, как можно свои ресурсы и усилия направить на то, чтобы изменить жизнь ребенка. Мы говорим о проектах, направленных на профилактику сиротства, на семейное устройство и на долговременные отношения ребенка с наставниками, на образовательные программы, на постинтернатную поддержку выпускников.

http://pravmir.ru/uchrezhdenie-ne-obyazy...

Рекомендации Московской Патриархии по заполнению упрощенных форм отчетности религиозных организаций (циркулярное письмо Управляющего делами Московской Патриархии) 15 травня 2007 р. 18:50 Циркулярное письмо Управляющего делами Московской Патриархии от 15 мая 2007 года 3579 Всем епархиальным Преосвященным российских епархий Русской Православной Церкви Настоящим довожу до вашего сведения утвержденные приказом Федеральной регистрационной службы от 10.05.2007. 77 Методические рекомендации по заполнению упрощенных форм документов, содержащих отчет о деятельности религиозной организации, о персональном составе ее руководящих органов, а также документов о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Согласно Методическим рекомендациям заполненные формы предоставляются религиозными организациями, зарегистрированными территориальными органами юстиции — в территориальный орган ФРС; религиозными организациями, зарегистрированными в Минюсте России — в ФРС. В срок до 1 июня 2007 г. формы должны быть переданы в соответствующий государственный орган непосредственно либо направлены по почте заказным письмом с описью вложения. Адрес ФРС: 109028, г. Москва, ул. Воронцово поле , д. 4 а. Заполнение форм сведений о деятельности приходов, монастырей, подворий, входящих в состав Епархии, может осуществляться лицом, назначенным распоряжением Епархиального архиерея. Формы заполняются за 2006 г. При отсутствии каких-либо сведений, предусмотренных формами, в соответствующих графах проставляется прочерк. На странице 01-02 Формы ОР0001: ОГРН и дата регистрации заполняются: — для религиозных организаций, зарегистрированных до 1 июля 2002 года — на основании свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ; — для религиозных организаций, зарегистрированных после 1 июля 2002 года — на основании свидетельства о государственной регистрации. В п. 1.1. раздела 1 отмечаются знаком «V»:

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1205021...

В продолжении эпиграфа тоже самое можно сказать про чтение. С позволения сказать «увлечение» этой темой пришло ко мне… из моей семьи. У нас всегда много читали, и при возможности, составляли семейную библиотеку. Такой же пример мы старались передать и нашей дочке. Интересно было наблюдать, как она приучается к книгам, как учится читать, как выбирает среди разной – достойную литературу. Для тех, кто не ленится внимательно относиться к своему ребенку, очевидно, что каждый день в нем можно находить новые интересные особенности. И я всего лишь не поленился делать краткие записи, «эпистолярно» оформлять наши семейные наблюдения. За несколько лет эти дневники выросли до довольно значительно объема, и обрели структуру. Решив поделиться нашим родительским опытом в нескольких журнальных статьях (было это в 2007–2008 гг), с удивлением обнаружил, что на тему родительского опыта (не путайте с разнообразными советами профессиональных психологов, специалистов весьма опытных и «правильных» в части своих рекомендаций, но личностно не мотивированных – как родитель – а потому невнимательных к деталям конкретной семейной ситуации) практически нет хороших книжек, или они не продаются широко (почему – это тема отдельного разговора). Обнаружил огромный интерес к этой теме не только среди читателей, но и среди издателей. Таким образом, первая книжка родительского опыта «Детское чтение. Пособие для отцов» (М.: Либерея-Бибинформ, 2010) отразила именно наши родительские дневники, и выведенные на их основе рекомендации. «Чтение подростка: пособие для отцов» написана в соавторстве с замечательным библиотекарем-библиографом, отдавшей профессии более двух десятков лет, Зинаидой Николаевной Овсянкиной, практикующей, кстати, вдали «от суеты городов и потока машин» – в сельской местности, в Вологодской глубинке, пока еще нетронутой «тлетворным влиянием прогресса». В РГПУ им. Герцена совместно с коллегами мы подготовили новые методические рекомендации – на этот раз для педагогов начальной школы, школьных психологов, библиотекарей и, конечно же, родителей: Кашкаров А. П., Глебова С. А., Филиппова Е. С. Воспитатели чтения: библиотека, семья, школа. Практическое пособие. – М.: Либерея-Бибинформ. – 2011. – 339 с. – вып. 135.

http://azbyka.ru/deti/kak-priohotit-rebe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010