Возможно, что патриарх Дионисий в своем частном разговоре, с Афанасием, высказал свое несочувствие осуждению Никона, почему Афанасий и решился потом действовать в Москве именем константинопольского патриарха, в полной уверенности, что действуя в Москве в пользу Никона, он тем самым осуществляет мысль и желание константинопольского патриарха. А чтобы придать своим заявлениям в Москве большую силу, он выдал себя за патриаршего экзарха, каким в действительности не был, (в чем собственно и заключалось его самозванство), и вместе с тем за племянника патриарха Дионисия, хотя он был только каким-то самым отдаленным его родственником но женской линии. Заручившись словесным заверением константинопольского патриарха, что он не давал Мелетию никаких грамот, Афанасий отправился в Москву и на пути, в Яссах, виделся с иерусалимским патриархом Нектарием, с которым тоже имел разговор о грамотах Мелетию. Патриарх Нектарий так потом передавал о своем свидании с Афанасием: «а что-де иконийский митрополит назвался экзархом и константинопольскому патриарху племянником, и тем он великого государя хотел оболгать: он-де экзархом не посылыван и константинопольскому патриарху не племянник. А про пра- тария, который привез в Москву от патриарха примирительные грамоты и к царя и патриарху Никону , с советом первому – опять призвать Никона на патриарший престол, и с увещанием второму – примириться с царем и немедленно возвратиться на оставленную им патриаршую кафедру. Примирительные стремления иерусалимского патриарха, по понятным причинам, встречены были в Москве с неудовольствием и Савва Дмитриев, как сторонник Никона, был задержан в Москве и содержался под строгим надзором, не имея возможности вступить с Никоном в непосредственные личные сношения. Однако он нашел возможность писать Никону, которому и сообщает разные сведения и дает советы, как ему следует поступать. В одном письме к Никону он пишет: «владыко мой! Аще позовут тя, прииди на собор; прииди, не сотвори инако и обезчестив наш святый собор; того ради не ино добро.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Далее автор упоминает первее всего Евстафия, которого он называет «величайшим столпом благочестия» (I, 25 (24). Очевидно, он старается поднять Евстафия на ту высоту, на какой стояли самые главные поборники православия того времени. 221 С таким же признанием великих заслуг для церкви Феодорит описывает и другого Антиохийского епископа Мелетия (358–381 г. с промежутками). Историк истощает все хвалы при описании этого лица. Он именует его «святым», «великим» (II, 31 (27), «дивным» (III, 4 (2), «кротчайшим из всех людей», «божественным» (V, 3) и т. д.; указывает на особенную мудрость и проницательность Мелетия, который поставлял пастырями в другие места лиц, отличавшихся многими высокими достоинствами (V, 4); указывает на безбоязненность Мелетия, который во времена Юлиана дает убежище сыну одного жреца, обратившемуся к христианству (III, 14 (10). Весьма замечательные рассказы Феодорита об отношении Феодосия Великого к Мелетию, о чем мы ничего не знаем из других источников того времени. По рассказу Феодорита Феодосий, когда он был еще военачальником, видел следующий сон: «ему представилось во сне, будто епископ Антиохийский Мелетий (которого нужно сказать Феодосий в то время совсем не знал) возложил на него царскую порфиру и главу его украсил царским венцом» (V, 6). Смысл сна понятен: он предвещал Феодосию царский престол, что впоследствии и оправдалось. Первое свидание Феодосия, уже в качестве царя, с Мелетием, по рассказу историка, произошло при следующих обстоятельствах: Феодосий прибыл на собор второй вселенский, происходивший как известно в Константинополе, пожелал увидеть Мелетия, бывшего на соборе, но он приказал не указывать ему Мелетия – в уверенности, что он сам узнает являвшееся ему во сне лицо. «И действительно, рассказывает Феодорит, когда собрались все епископы в царские палаты, Феодосий прямо подошел к Мелетию, обнял его, начал целовать ему глаза, уста, грудь, голову и короновавшую его правую руку» (V, 7). Рассказ этот встречается только у одного Федорита. 222 – Вообще всех православных епископов Антиохийских Феодорит в высшей степени прославляет, при чем он превозносит иногда и таких лиц между ними, о которых ничего замечательного неизвестно в истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

По рассказу Феодорита (Theod. Η. Ε. V, 2–3), в Антиохию был прислан magister militum Сапор для выполнения указа о передаче церквей епископам Никейского исповедания, а именно, которые пожелают быть в общении с Дамасом (Феодорит относит это посольство ко временам Грациана, до избрания еще Феодосия, но, вероятно, дело идет о выполнении эдикта Феодосия 10 января 381 г.). Павлин, а также Аполлинарий стали оба уверять в своей близости к Дамасу. Мелетий держался в стороне от их спора. Но пресвитер Мелетия Флавиан уличил и Павлина, и Аполлинария, доказав, что они не следуют учению Дамаса: Павлин отвергает троичность Ипостасей, признаваемую Дамасом, Аполлинарий — цельность человеческой природы Христа. Мелетий, со своей стороны, предложил Павлину, соединив обе паствы в одно стадо, вместе управлять Церковью, пока смерть кого–либо из них не объединит управления в руках оставшегося в живых. Павлин, однако, не согласился, и церкви переданы были Мелетию. Иного рода сообщение находится у Сократа (Socr. Η. Ε. V, 5), которому следует Созомен (Soz. Η. Ε. VII, 3). По возвращении Мелетия из ссылки при Грациане мелетиане хотели, чтобы он был епископом в Антиохии вместе с Павлином и, несмотря на несогласие последнего, не признававшего правильным самого рукоположения Мелетия от ариан, настояли на том. Но ввиду происшедших отсюда волнений народ заставил пресвитеров, числом 6 и между ними — Флавиана, дать клятву, что они не будут домогаться кафедры в случае смерти одного из находившихся теперь в Антиохии епископов, а будет занимать ее оставшийся в живых. На этом все успокоились. В общем, большего доверия заслуживает рассказ Феодорита, несмотря на некоторые, может быть, его неточности. Сообщение Сократа о клятве, по–видимому, должно быть отвергнуто. Если Павлин совершенно отрицательно отнесся к Мелетию, как рассказывает сам же Сократ, сторонники того и другого едва ли могли согласиться дать подобную клятву. На такой договор впоследствии не ссылался Григорий Богослов на Втором Вселенском соборе, отстаивая Павлина, и Флавиан, преемник Мелетия, не подвергался потом обвинениям в нарушении клятвы. По–видимому, Сократ, с романизирующей в данном случае в папистическом смысле тенденцией, выдает за факт лишь простое желание западных — чтобы составилось указанное соглашение, о чем они и заявляли Феодосию, когда дело было решено не в пользу Павлина. Несомненно, во всяком случае, особое расположение Феодосия к Мелетию; его он приглашает в Константинополь на собор для утверждения здесь на кафедре св. Григория Богослова.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

б) Несочувствие св. Григория к слишком большой, с его точки зрения, снисходительности отцев собора, насколько она могла отражаться на точности догматических определений, не было, однако, главной причиной размолвки его с восточными. Он разошелся с ними собственно из–за вопроса о замещении Антиохийской кафедры. Если для Феодосия и для самих восточных желательно было прежде всего воссоединение македониан с Церковью, хотя бы, по–видимому, даже с упреками в формуле, то для Григория более необходимым казалось восстановить мир между самими православными, между Востоком и Западом, разделившимися из–за антиохийской схизмы; к этому могло располагать его то, что сам он, будучи другом и почитателем Мелетия, вместе с тем стоял в ближайших личных отношениях, например, к стороннику Павлина и представителю Запада блаж. Иерониму, находился в сношениях и с египтянами. Он и кафедру Константинопольскую принял в надежде, между прочим, содействовать этому примирению. Случилось, что во время хода соборных заседаний скончался Мелетий. Григорий увидел теперь самый удобный момент для осуществления своего плана и выступил с предложением не избирать преемника Мелетию, а предоставить кафедру Павлину. Но в памяти восточных епископов живо еще было недавнее пренебрежительное отношение к Мелетию Павлина; не было, конечно, забыто еще и то высокомерие и холодность, какие Запад незадолго перед тем проявлял в лице Дамаса в ответ на слезные мольбы Василия Великого о помощи; Иероним, по–видимому, тоже не в меру высоко держал себя в отношении к восточным. Признать Павлина значило бы, по мнению восточных, оскорбить память Мелетия и дать лишний повод Западу проявить свои властолюбивые притязания в отношении к Востоку, — между тем с Востока свет и вера Христова. Большинство епископов, сначала более юные, а за ними и старшие отвергли предложение Григория. Столкновение его по этому вопросу с восточными, в связи с указанным недовольством его догматической точкой зрения последних, и привело его к разрыву с восточными. Он перестал посещать собрания (отчасти и вследствие болезни), хотя просьбы близких к нему епископов и константинопольской паствы пока удерживали его от решительного шага, несмотря на стремление оставить кафедру и удалиться в уединение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Да будет он полон милостей Божиих; да хранит Господь дни твои, Матушка, в мире и здравии. Здешние сестры все здоровы и горят к тебе любовию и доброжелательством. Ваш смиренный Богомолец и слуга Протоиерей Иоанн Сергиев. 30 Декабря 1903 г. Патриарху Антиохийскому Мелетию. 12 января 1904. Кронштадт Его Блаженству Святейшему патриарху Антиохийскому и всего Востока Мелетию. Смиренного настоятеля Кронштадтского собора (что близ С. – Петербурга) во имя Св. апостола Андрея Первозванного, протоиерея Иоанна Сергиева смиренный ответ на милостивое послание 246 . С высоты апостольского престола Ваше Святейшество изволили удостоить меня своим посланием, в котором дышит любовь Христова. В нем вы изволили употребить выражения, приписывающие мне достоинства, коих я желал достигнуть благодатию Христовою, но которая еще далека от меня по моей греховности 247 . Это послание Вашего Святейшества к моему смирению делает более чести Вам, характеризуя Вашу Богоподражательную кротость и смирение и парящий непрестанно в высоту дух и отеческую любовь Вашу к православной России, Святейшему Синоду и Самодержцу ее. Служа в церкви Антиохийского подворья 248 , я тайно благодарил Господа, удостоившего меня совершить Литургию в древнем храме, принадлежащем Вашей святыне, и радовался, поминая славное имя Ваше. Представитель Ваш в Москве, брат о Христе иеромонах Игнатий всегда восхищал меня, – еще бывши студентом Духовной академии, – кротостью и смирением своим и простотой общения, и я рад служить с ним в храмах древней русской столицы. Смиренно преклоняясь пред Вашим Святейшеством, прошу вашего апостольского благословения и молю Главу церкви Господа Иисуса Христа хранить Вас до глубочайшей старости в мире и радости о Духе Святом, купно с Антиохийскою церковью 249 . Вашего Святейшества смиренный сын, настоятель Кронштадтского Андреевского Собора Св. апостола Андрея Первозванного. Протоиерей Иоанн Сергиев 12 Января 1904 г. Игумении Таисии (Солоповой). 15 января 1904. Кронштадт Дорогая Матушка Таисия! Прочитал я все длинное письмо твое; поздравляю с началом по восстановлению Ферапонтовой обители 250 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

4 февраля в Москве получены донесения киевского воеводы Ивана Чаадаева об отправлении иеродьякона Мелетия из Киева до Молдавии. 2 мая получено новое донесение И. Чаадаева о том, что дьякон Мелетий благополучно доехал до Молдавии и из Ясс отправился в Царьград – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140, ч. 5; Фонкич 1977, 165; Фонкич 1995, 67. В мае Константинопольский собор составил два экземпляра «ответов четырех вселенских патриархов о власти царской и патриаршей...» на грамоты царя Алексея Михайловича по «делу» патриарха Никона , привезенные в Константинополь иеродьяконом Мелетием Греком. Соборное определение, или свиток, состояло из 25 глав в вопросо-ответной форме с эпилогом. Патриархи константинопольский Дионисий и иерусалимский Нектарий подписали это определение в двух совершенно сходных списках; затем один список был отправлен к александрийскому патриарху Паисию с самим иеродьяконом Мелетием, а другой список Нектарий послал со своим человеком к антиохийскому патриарху Макарию, оба подписанных патриархами списка были вручены Мелетию в Яссах – Гиббенет 2, 655 – 660; Макарий 1996, 230 – 231; Фонкич 1997, 165. Эти экземпляры в подлиннике на греческом языке с русским переводом хранятся в РГАДА, ф. 135, оп. I, д. 7, 8; изд.: СГГД 4, 84 – 117 27). 29 октября иеродьякон Мелетий отправил царю Алексею Михайловичу уведомление, что два свитка, посланные от константинопольского патриарха к александрийскому и антиохийскому патриархам и ими подписанные, им, Мелетием, отправлены в Москву – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140, ч. 5; Гиббенет 2, 655 – 660. 30 мая (30 апреля, вечер – Гиббенет 2, 99; 29 мая – Зызыкин 3, 105) 1664 г. в Москву из Константинополя возвратился иеродьякон Мелетий Грек (вместе с амасийским митрополитом Козьмой – племянником иерусалимского патриарха Некта- рия). Мелетий представил государю следующие документы: два свитка ответов восточных патриархов о власти царской и патриршей, два письма александрийского патриарха к цареградскому, одну грамоту константинопольского патриарха Дионисия к боярам и московскому Собору о разрешении хиротонисать и поставить московского патриарха, книги деяний Вселенских соборов, письмо от хартофилакса цареградской церкви к Мелетию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Она претерпевала все разобщения, отводя их в тень. Это была любовь во Христе... Молитвенная помощь, духовническое прозрение, сочувствие в беде — все это продолжало быть естественным проявлением внимания со стороны владыки, как естественным оставалось обращение к нему. И так духовная семья, обнимавшая весь разносоставный русский Шанхай, оставалась все той же духовной семьей» . Верующие Шанхая, как бы подводя итог деятельности святого на Дальнем Востоке, писали митрополиту Мелетию Харбинскому: «Среди повседневной суеты, живя в разноязычном городе (...) мы православным русским сердцем чувствуем, что епископ Иоанн есть тот, который нам нужен, чтобы быть нам хотя немного православными не только на словах, но и делом» . См.: Дионисий Поздняев, свящ. Святые мученики китайские. M., 2000. С. 3–9. См.: Brossollet G. Les Français de Changhaï: 1849–1949. Paris, 1999; Наумов В.М. Мои воспоминания. Сан-Франциско, 1975. C. 64–66. Map тынов В. Владыка Иоанн в Шанхае//ПЖ. 1995. 6. С. 18. Jobah jepoм . Белешке за пастирско Битола. Рукопись. C. 16. См.: История Российской Миссии в Китае. М., 1997. C. 346. Церковная жизнь. Белград, 1935. 2. C. 33. Блаженный Иоанн Чудотворец. С. 331. Церковная жизнь. Белград, 1935. 2. C. 33. 9] Докладная записка Мелетию, митр. Харбинскому и Маньчжурскому// Савва Эдмонтонский, еп. Летопись… C. 50. Иоанн, архиеп. Шанхайский. Православной пастве шанхайской благодать и мир от Святой Живоначальной Троицы! Шанхай, 2 авг. 1946. С. 6. См.: ПР. 1965. 4. С. 5. PereleshinRussian Literary and Ecclesiastical Life in Manchuria and China from 1920 to 1952. Unpublished memoirs/Ed. in Russian with an introduction and notes by Th. Hauth. The Hague, 1996. P. 107. V . О талантах и иконописи//Слова… С. 164—166. Jobah jepoм . Белешке за пастирско C. 19. Блаженный Иоанн Чудотворец. M., 1993. C. 57. Свидетельство архим. Вениамина Гаршина. Илия Вень, прот. Шанхай — Сан-Франциско//Архиепископ Иоанн (Максимович). С. 57, 59. Литургия святого апостола Иакова в Шанхае//Православная Русь.

http://pravoslavie.ru/4472.html

Но на извет Никона не обратили внимания. Между тем иеродиакон Мелетий, прибыв в Константинополь, вручил царские грамоты патриарху Дионисию. Случайно там находился и патриарх Иерусалимский Нектарий. Дионисий сначала принял одну царскую грамоту, адресованную на его имя, но потом, по соглашению с Нектарием и по его совету, вскрыл и остальные грамоты, а подателю их велел жить скрытно в особой келье. Грамоты оказались краткими; в ни говорилось только, что патриарх Никон самовольно оставил свою кафедру, и она уже пять лет пребывает праздной, и все четыре патриарха приглашались в Москву для исследований и распоряжений по этому случаю. Подробно же передать патриархам о деле Никона поручено было Мелетию, и на память ему дана была какая-то запись, показанная им и патриархам, в которой заклинали его рассказать патриархам все, что он слышал о Никоне от самого государя. Ехать в Москву патриархи признали для себя, по обстоятельствам, делом невозможным; но рассудили составить и написать на бумаге соборное определение, или свиток, по делу Никона, чтобы отправить к государю. Только как же составить? Основаться на словесных показаниях одного человека, Мелентия, было бы противоканоническим, и патриархи придумали составить свое определение безыменно, вовсе не упоминая о Никоне, а как будто имея в виду вообще архиерея или патриарха, на тот случай, если бы он совершил такие поступки, какие приписывались Никону. Между тем в Москве начали беспокоиться: приближался май месяц, в который, по предложению, должен был открыться в Москве собор на Никона, а ответа от патриархов не было никакого. И вот 24 апреля 1663 года Паисий Лигарид докладной запиской спрашивал государя: 1) «Должен ли я писать и повторить патриарху вселенскому о деле патриарха Никона ?» 2) «Должен ли я молить иерусалимского патриарха, пребывающего в Царьграде, чтобы приехал в царствующий град Москву и своим присутствием украсил хотящий быть поместный собор?» 3) «Что нужно написать Мелетию, который как слышу, уже давно в Царьграде?» Писали ли что из Москвы или не писали – только в мае занялись в Царьграде составлением соборного определения, или свитка, как значится в самом его начале.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

В 1968 г. была утверждена служба митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (†1978) Всем святым Ярославской епархии (ЖМП. 1969. 1. – Сс. 7–8). Тем самым было расширено значение праздника Всех русских святых и положено начало установлению в последующее время памятей местным, епархиальным соборам святых. Незадолго до кончины Святейшего Патриарха Алексия I (†17 апреля 1970) Церковь совершила канонизацию миссионера-святителя Николая Японского (†1912; пам. 3 февраля). Патриарший Местоблюститель Митрополит Пимен, избранный вскоре Патриархом, писал об этом Константинопольскому Патриарху Афинагору: “Священный Синод Русской Православной Церкви в расширенном заседании 10 апреля 1970 г. заслушал и обсудил доклад Комиссии и, воздав хвалу дивному во святых Богу, определил признать приснопамятного архиепископа Николая – епископа Японии сущим в лике святых, благодатью Божией прославленных, и память его праздновать 3 февраля по старому стилю, в день его блаженной кончины” (ЖМП. 1970. 7. – С. 4). 9 августа 1970 г. Американская Церковь канонизировала преподобного Германа Аляскинского (†1837; пам. 27 июля), а решением Священного Синода от 12 ноября того же года его имя было внесено в Русский Месяцеслов. Таким образом он стал первым святым, внесенным в церковный календарь при Патриархе Пимене. С Американской Церковью связано прославление еще одного святого – святителя Иннокентия (†1879; пам. 31 марта). Поскольку Митрополит Московский Иннокентий был погребен у нас, в Троице-Сергиевой Лавре, то Американская Церковь , памятуя его миссионерские труды на своей канонической территории, обратилась к Русской Церкви с просьбой о канонизации святителя Иннокентия, что и произошло 6 октября 1977 г. (ЖМП. 1977. 12. – С. 3; 1978. 1. – Сс. 2–9). Решением Синода от 21 февраля 1978 г. была утверждена Служба святителю Мелетию Харьковскому, составленная Харьковским Владыкой Никодимом (ЖМП. 1978. 4. – С. 2). А 12 марта того же года в Харьковском кафедральном соборе прошли торжества. На Всенощном бдении автор службы владыка Никодим объявил, что Священный Синод рассмотрел Службу и Акафист святителю Мелетию и благословил “утвердить и благословить их к употреблению во всех церквах Московского Патриархата”. Была отслужена заупокойная лития по святителе Мелетии и в связи с прославлением Святителя вместо “вечной памяти” весь собор “едиными усты и единым сердцем” воспел ему величание. Архиепископ Никодим произнес слово. “Сегодня мы с благоговением чтим священную память новоявленного угодника Божия, иже во святых отца нашего Мелетия, архиепископа Харьковского. Мы молитвенно приобщаемся к торжеству Церкви Небесной, радуясь, что в сонме святых, в земле Российстей просиявших, нам дарован новый предстатель и теплый за нас молитвенник перед Престолом Божиим” (ЖМП. 1979. 4. – Сс. 23–24).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

На старом фасаде исправлен бут и сложены таковые же вновь каменные, с надстройкою второго деревянного этажа с келиями, для помещения вверху, на северо-западной стороне, казначея и келейника его, и на юго-восточной стороне две келии для прочей монашествующей братии: в средине, прежде бывшая трапеза разделена стенами на три келии; наконец это старое здание со вновь построенными соединено под одну крышу, покрытую кровельным листовым железом и окрашенную медянкой. Фасад второго этажа обшит вокруг тесом, наличники и карниз разделаны резьбою, и последний весь окрашен масляною краскою. Все это здание занимает пространство 14 саж. в длину и 4 саж. в ширину. В этом же корпусе, в средине первого этажа, помещаются: хлебопекарня, квасоварня, трапеза для рабочих и помещение для поваров; в западной части этого здания – две братские келии, а в третьей, юго-восточной половине – помещение для кучера и конюха. В том же году, за каменной оградой, на западной стороне от въездных ворот, по левую сторону пруда, построен деревянный больших размеров сарай для склада дров. Затем, Александровская часовня, у моста чрез реку Полисть, отремонтирована и окрашена масляной краской внутри и снаружи. 131) В 1894 году, 16 февраля, о. архимандрит Мелетий праздновал тридцатилетие своего пострижения в монашество. Праздник носил домашний характер. Накануне было совершено всенощное бдение Святителю Мелетию, Архиепископу Антиохийскому, образ которого прислан был о. архимандриту накануне из Воскресенского С.-Петербургского девичьего монастыря. В самый день празденства, о. архимандрит сам служил позднюю литургию соборне со старшею братиею; после Литургии был отправлен молебен Святителю Мелетию, с провозглашением многолетия, после которого вся братия отправилась в келлию настоятеля – поздравить его с тридцатилетием пострижения в монашество и поднести ему образ Спасителя в сребропозлащенной ризе, который и был с любовью принят о. настоятелем. Отец архимандрит Мелетий в мире назывался Максим Урядинский-Жолнин. В марте месяце пожертвовано гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010