с 28.03.1558 † неизвест. Волович Григорий Маркович пан (нерукоположен), управлял упоминается ранее октября 1562 † до 22.10.1562 Арсений (Шишка) архиепископ, рукоположен с 22.10.1562 по 15.02.1563 заточен в Спасо-Каменный монастырь; † 1576 Полоцкая и Великолуцкая Под властью митрополитов Московских Трифон (Ступишин) архиепископ, бывший еп. Суздальский с 6.04.1563 † 20.09.1566 Афанасий (Палецкий) архиепископ, бывший еп. Суздальский с 11.08.1566 по 17.05.1568 удалился на покой в Кирилло-Белозерский монастырь; † 1573 Антоний архиепископ, упоминается между 1568 и 1572 митр. Московский и всея Руси Киприан архиепископ, упоминается с 1578 до 11.08.1579 взят в плен поляками; † неизвест. Полоцкая, Витебская и Мстиславская Под властью митрополитов Киевских Кафедра в Мстиславе или в Могилеве, а после взятия поляками Полоцка в 1579 году – в Полоцке Варсонофий (Валах) епископ, рукоположен † 1576 (1570) Феофан (Рыпинский) епископ, рукоположен, архиепископ с 1576 с 15.12.1576 † в августе 1588 Афанасий (Терлецкий) архиепископ, управлял епархией с 22.09.1588 по 1592 Нафанаил (Седлицкий) архиепископ, управлял епархией с 16.02.1592 † в сентябре 1595 (после 22.09) Герман (Загорский Григорий) архиепископ, рукоположен с 22.09.1595 (наречен 5.05.1595) с 9.10.1596 принял унию; †1600 Мелетий (Смотрицкий) архиепископ, рукоположен с 1620 по 6.06.1627 перешел в унию; † 27.12.1633 Далее епархия отпала в унию, а в Могилеве сформирована самостоятельная епархия. Полоцкая и Смоленская (Белорусская) После освобождения Полоцка и Смоленска русскими воинами Иоаким (Дьяконов) епископ, поставлен с 1654 по 1656 † неизвест. Каллист (Дорофеевич-Риторайский), епископ, рукоположен с июня 1657 (на кафедре с 13.03.1656) Полоцкая и Виленская С 30 апреля 1833 года Кафедра в Полоцке Смарагд (Крыжановский) епископ, бывший еп. Ревельский, викарий Санкт-Петербургской епархии с 14.05.1833 архиепископ с 15.06.1836 по 15.06.1837 архиеп. Могилевский и Мстиславский Исидор (Никольский) епископ, бывший еп. Дмитровский, викарий Московской епархии

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Стойкость исповедника сломить не удалось, и его выпустили из тюрьмы. Монашеский постриг Лонгин Карпович принял с именем Леонтий и, благодаря своему высокому авторитету, вскоре стал во главе Виленского Свято-Духова монастыря. В обители архимандрит Леонтий учредил общежительный устав по чину святителя Василия Великого. Являясь также ректором братской школы, он воспитывал молодежь в духе верности Православию. Всем православным виленцам архимандрит Леонтий был известен как боговдохновенный проповедник, по красноречию его считали подобным Златоусту. В 1620 году Великое княжество Литовское посетил Иерусалимский патриарх Феофан. Архимандрит Леонтий (Карпович) был в числе избранных на епископское служение и наречен епископом Брестским и Владимирским. Из-за тяжелой болезни Виленский архимандрит, однако, не смог отправиться в Киев для хиротонии. Он уже предчувствовал свою близкую кончину и по настоянию братства послал к патриарху своего постриженика инока Мелетия Смотрицкого. Смотрицкий вернулся в Вильну в сане архимандрита через несколько месяцев, однако уже не застал в живых своего учителя. В материалах Святого Синода говорится, что архимандрит Леонтий преставился ко Господу 24 сентября 1620 года и его тело оставалось непогребенным шесть недель. Архиепископ Мелетий совершал отпевание преподобного Леонтия 2 ноября 1620 года. В своем надгробном слове он отметил нетление его честных мощей: «Свидетельством терпеливости этого святого исповедника и мученика служат сами язвы, натертые оковами на этом честном теле, которое, хотя уже шесть недель пребывает мертвым, но, благодатию живущего в нем Пресвятого и Животворящего Духа, остается неповрежденным и не имеющим запаха». Жизненный путь архимадрита Леонтия (Карповича) Святым Синодом Белорусской Православной Церкви 29 ноября 2005 года было поручено детально и предметно исследовать клирику Свято-Духова кафедрального собора протоиерею Сергию Гордуну. Накануне прославления на сайте Sobor.by были опубликованы тропарь, кондак и молитва преподобному Леонтию.

http://e-vestnik.ru/news/nepokolebimyy_z...

«Повесть временных лет» – один из первых исторических и литературных памятников на Руси. Она предлагает целую историософскую концепцию, начиная рассказ от Адама и рассматривая последовательно историю библейскую, византийскую, славянскую. Речь идет о возникновении славянских племен, о проповеди апостола Андрея Первозванного, об основании Киева: «И створиша град во имя брата своего старейшаго, и нарекоша имя ему Киев» . Автор «Повести временных лет» – монах Киево-Печерской лавры преподобный Нестор Летописец. Одно из первых художественных (в современном смысле слова) произведений на Руси – «Повесть о Петре и Февронии Муромских». «Повесть» была написана в XVI веке. Изначально она создавалась для корпуса «Великих Четьих Миней» Московского митрополита Макария, но из-за ряда жанровых особенностей и наличия некоторых полуфольклорных мотивов не была включена в этот агиографический свод. Автора обычно именуют Ермолаем-Еразмом – эта традиция идет от советской эпохи. На самом деле автором был священник приходской церкви в Пскове по имени Ермолай, потом его назначили настоятелем одного из кремлевских соборов, затем он принял монашество и стал иеромонахом Еразмом. (В некоторых своих произведениях он подписывается так: «Ермолай, во иноцех Еразм».) В наши дни «Повесть о Петре и Февронии» иеромонаха Еразма получила как бы вторую жизнь, она активно издается, пользуется огромной популярностью. Первая грамматика славянского языка (1618) написана иеромонахом, впоследствии архиепископом, Мелетием (Смотрицким). Это первая учебная книга, по ней учился и М.В. Ломоносов. В своей «Грамматике» Мелетий впервые зафиксировал и описал систему падежей, свойственную славянским языкам, установил два глагольных спряжения и сделал целый ряд других лингвистических открытий, определивших развитие славянской филологии на несколько столетий. Иеромонах Симеон Полоцкий Автор первого в России сборника стихотворений и по сути первый поэт – иеромонах Симеон Полоцкий (в миру Самуил Гаврилович Петровский-Ситнианович; 1629–1680). Он был образованнейшим человеком своего времени, окончил Киево-Могилянскую академию – один из центров гуманитарного образования на Руси, был наставником царских детей.

http://pravoslavie.ru/65647.html

Сейм, открывшийся в янв. 1623 г., образовал комиссию из числа сенаторов и послов во главе с Гнезненским архиеп. В. Гембицким, к-рая организовала встречи с униат. и правосл. иерархами. И. и архиеп. Мелетий выступили здесь с протестом против преследований православных. Гонения эти были еще раз перечислены в документе «Urazy, które sobie pretenduj mie w religii greckiej» (Обиды, нанесенные греческой религии), но к.-л. результатов это обращение не имело. Членов комиссии гораздо больше интересовал вопрос о созыве общего Собора. Соглашения добиться не удалось. И. и Мелетий возражали против участия в таком Соборе католиков, а для униатов было неприемлемо предложение правосл. иерархов о созыве Собора, на котором бы председательствовал К-польский патриарх. Сразу по окончании сейма И. и архиеп. Мелетий покинули Варшаву и вернулись в Киев. Решением сейма вопрос об «успокоении греческой религии» был отложен. При этом были прекращены и отменены судебные решения «по делам веры»; тем самым усилия, приложенные в предшествовавшей сейму кампании, не пропали даром. Вскоре после сейма получил распространение фальсификат, в к-ром говорилось, что И. и архиеп. Мелетий на сейме покаялись перед королем, отреклись от сана и подчинились власти униат. епископата. В письмах, разосланных по всей территории митрополии в мае 1623 г., И. опровергал эти утверждения, сообщая пастве, что и он, и архиеп. Мелетий на сейме отстаивали законность своих поступков и сейм обеспечил правосл. Церкви условия для безопасного существования. В сохранившемся экземпляре послания говорится, что его передал иером. Леонтий, к-рый привез миро и антиминсы. Митрополит дал Леонтию полномочия освящать храмы и назначать из среды священников протопопов. Это еще один пример усилий И. по упорядочению церковной жизни после восстановления правосл. иерархии. К кон. 1623 г. относится попытка униат. епископата возобновить начатые на сейме переговоры. Киев посетил посланец униат. митр. Иосифа Рутского И. Дубович. На переговорах обсуждался проект создания особого патриархата, в к-ром объединились бы обе Церкви. Из отчета Дубовича о переговорах видно, что его собеседники, соглашаясь обсуждать спорные догматические вопросы и проект соединения Церквей, не хотели, чтобы новый патриархат подчинялся папе. Мелетий (Смотрицкий) был доволен результатами переговоров и выражал надежду на скорое преодоление раскола. И. был более сдержан и оказался прав. Переговоры прервались, попытка возобновить их была предпринята через несколько лет. Вопрос о положении православных в Речи Посполитой не обсуждался на сейме, прошедшем в 1624 г.

http://pravenc.ru/text/578176.html

Иерусалимский Патриарх Феофан IV восстановил западнорус. правосл. иерархию (Патриарх также подтвердил устав В. б.). Среди кандидатов на архиерейство был архим. Свято-Духова братского мон-ря Леонтий (Карпович), нареченный еп. Владимирским и Брестским. Из-за болезни архим. Леонтий в Киев не поехал и вскоре скончался, во архиепископа Полоцкого был хиротонисан др. член В. б.- Мелетий (Смотрицкий). Вернувшись в нояб. 1620 г. в Свято-Духов мон-рь, архиеп. Мелетий возглавил В. б. Он совершал в мон-ре архиерейские богослужения, рукополагал священников и диаконов, что вызвало резкие протесты со стороны униатов. 22 марта 1621 г. был издан королевский универсал против новопоставленных правосл. епископов, в Вильно активизировались преследования православных, на Свято-Духов мон-рь совершались нападения. В оправдание православных архиеп. Мелетий написал соч. «Veryficatia niewinnoci» (Оправдание невинности), к-рое братство издало от своего имени в 1620 г. (2 издания). Началась активная полемика. Позицию правосл. стороны защищал архиеп. Мелетий в трактатах «Oborona Verificaciej» (Защита Оправдания) (1621), «Elenchus pism uszczypliwych» (Опровержение едких писем) (1622) и др., все эти сочинения были напечатаны в братской типографии. (Возможно, архиеп. Мелетий был автором также соч. «Justificatia niewinnoci» (Подтверждение невинности) (1622), поданного Киевским митр. Иовом (Борецким) королю.) С 1623 г., после отъезда архиеп. Мелетия на восток, во главе В. б. стоял ректор братской школы и проповедник, с 1625 г. наместник Свято-Духова мон-ря Иосиф (Бобрикович) , в 1633 г. хиротонисанный во епископа Мстиславского. Одной из форм борьбы братчиков были регулярные протесты в судах и сеймах коронных земель и Великого княжества Литовского против действий униатской иерархии и католич. властей (в частности, в 1613, после смерти Потея, кн. Огинский и старосты В. б. внесли требование в трибунальный суд об утверждении Киевским митрополитом православного, требование осталось без ответа). Униатский митр.

http://pravenc.ru/text/158638.html

По свидетельству Сильвестра (Косова) , в 1616-1617 гг. Смотрицкий исполнял обязанности ректора Киево-Братской школы (см. в ст. Киево-Братский в честь Богоявления мужской монастырь ), где преподавал латинский язык. В 1618 или в 1619 г. Смотрицкий принял монашеский постриг с именем Мелетий в виленском Свято-Духовом мон-ре. В «Обороне Оправдания...» (1621) он писал, что «почти что с детских лет» симпатизировал монахам. (К. Студинский в неопубликованной работе «305-лimmя cмepmi Meлemiя Смотрицького» на основании латиноязычной глоссы на одном из экземпляров «Треноса...» предположил, что причиной пострижения был разрыв с невестой Алисией Гулевичевной, дочерью волынского правосл. шляхтича,- ЦДIAYЛ. Ф. 362. Оп. 1. Д. 60. С. 2.) В Свято-Духовой обители М. был нек-рое время послушником архим. Леонтия (Карповича). Он имел возможность посещать униат. виленский во имя Святой Троицы монастырь , встречался и беседовал с лидерами униатов. В окт. 1620 г. Иерусалимский патриарх Феофан IV возглавил в Киеве хиротонию М. во епископа Полоцкого, Витебского и Мстиславского с возведением в сан архиепископа. На Полоцкую кафедру изначально был определен архим. Леонтий (Карпович), но из-за его болезни, а затем и скорой смерти архиепископом Полоцким стал М. После хиротонии М. вернулся в Вильно (вероятно, в кон. окт. 1620) и был избран архимандритом Свято-Духова мон-ря. На похоронах своего наставника Леонтия (Карповича) М. прочитал пламенную проповедь, напечатанную на «простой мове» с посвящением Киевскому митр. Иову (Борецкому) (Казанье на честный погреб пречестного и превелебного мужа, господина и отца Леонтия Карповича. Вильно, 1620) и на польск. языке (1621). Это единственная опубликованная проповедь М. Характеризуя благочестие и подвижническую жизнь архим. Леонтия, автор делает акцент на деятельности почившего в защиту Православия, обличает унию. Леонтий (Карпович) изображен как деятель, труд к-рого был посвящен общему благу. Сочинение М. оказало влияние на проповеди архим. Иоанникия (Галятовского) .

http://pravenc.ru/text/2562844.html

Позднее Сакович, ставший из защитника Православия его яростным врагом и написавший множество антиправославных трактатов, эволюционировал еще далее и стал римо-католиком. Парадоксально, но в конце жизни Сакович вновь порицал униатство, но теперь уже с позиции воинствующего латинянина. В унию уклонился и другой талантливый духовный писатель Западной Руси - Кирилл Транквиллион-Ставровецкий. Главной причиной его перехода в унию стала острая критика, которой православные собратья подвергли его богословские труды - " Зерцало богословия " и " Учительное Евангелие " . Кирилл за свою измену был удостоен королем Сигизмундом сана архимандрита Черниговского. Однако к чести его следует заметить, что несмотря на свой переход в униатство Транквиллион-Ставровецкий не запятнал себя, в отличие от Саковича, никакими нападками на православных . Еще одной тяжелой потерей стал для православных переход в стан униатов знаменитого Мелетия Смотрицкого. На решение Полоцкого владыки уйти в унию сильно повлияло знакомство с Православным Востоком, где Мелетий увидел безрадостную картину упадка древних Патриархатов под турецким игом. Кроме того, бывший в ту пору патриархом Константинопольским Кирилл Лукарис сильно тяготел в своих богословских воззрениях к кальвинизму, что не могло понравиться Мелетию, воспитанному на латинской богословской традиции иезуитской школы. Сказалось и то романтическое настроение, которое было характерно для Мелетия в связи с попытками переговоров о примирении между православными и униатами. В итоге совокупность всех этих факторов, сильно осложненная желанием владеть богатым Дерманским монастырем, определила в конечном счете переход Мелетия в унию. Принявший его Велямин-Рутский вполне по-иезуитски согласился до поры до времени не разглашать тайны измены Смотрицкого. Мелетий не только предал Православие сам, но и втянул в бесплодные переговоры с униатами митрополита Иова Борецкого и Петра Могилу, молдавского воеводича, ставшего в 1627 г. архимандритом Киево-Печерской Лавры.

http://pravoslavie.ru/archiv/zaprusprav4...

193 Летоп. Густын. монаст. С. 14 Что Исаия посвящен был во епископа в Богоявленской церкви братского монастыря, свидетельствует современник, духовный сын Исаии старец Иосиф (Русск. истор. библиот. 2. 166. С. 663 Что посвящение Исаии и потом Иова Борецкого в этой именно церкви совершено тайно, при закрытых окнах, свидетельствует другой современник — Кассиан Сакович, бывший тогда ректором киево-братского Богоявленского училища, хотя впоследствии и уклонившийся в унию; не отвергает и Петр Могила (свидетельства их приведены Голубев. в Матер. для истор. Западнорусск. Ц. 37. Прим. С. 259–260 О пребывании тогда Неофита Софийского и Авраамия Стагонского в Киеве при патр. Феофане есть также современные свидетельства (Русск. истор. библ. 2. 166. С. 612, 635 Копия с настольной грамоты, данной патр. Феофаном епископу Исаии, находится в Москов. главн. арх. Мин. иностр. дел. Дела малороссийские. Год 1622. Дек. 6–17 и окт. 1623 В конце грамоты помечено: «Писана сия деяния лета 7128 году, а от Рождества Христова 1621, индиктиона 4». Об участии Софийского митрополита Неофита и епископа Стагонского Авраамия в рукоположении Иова Борецкого и других архиереев свидетельствует сам патр. Феофан (Архив Юго-Западн. России. Ч. 1. Т. 5. 1. С. 3 194 Сам Мелетий в первом ответе своем подкоморию троцкому на лист короля, говорит: «Od starszego mego, iako pos³usznik, w nawiedzenie iego zes³any bylem [я был послан к патриарху моим старшим как его послушник (польск.)]» (Verific. niewinn. Л. 13 195 Летоп. Густын. монастыря. С. 14–15 196 Экземпляр этого «Казанья» Мелетия Смотрицкого есть в библ. Киево-Михайловского монастыря за 129. Называя в этом «Казанье» своем над гробом Карповича церковную кафедру в Свято-Духовом монастыре местом для себя необычным, Мелетий свидетельствует, что при Карповиче, будучи только простым монахом и послушником, он еще не проповедовал в церкви названного монастыря, и тем опровергает свидетельство Суши, будто Мелетий еще в то время весьма часто произносил в Свято-Духовской церкви красноречивые проповеди, которыми возбудил такое к себе уважение и любовь, что его называли отцом православия (Saulus et Paulus. P. 18–20 Мужиловский в своем «Антидотуме» и Диплиц в своей «Антапологии» прямо говорили Смотрицкому, что он всего-то сказал только три проповеди в продолжение своего служения православной Церкви (Снес. прим. 276 и текст, к которому оно относится).

http://sedmitza.ru/lib/text/436155/

Как видим, епископ Порфирий был человеком весьма своеобразных представлений, относившийся с предубеждением к чудесам вообще и с большой предвзятостью к греческому благочестию, выражалось ли оно на Афоне или в Иерусалиме. Учитывая такие его взгляды, совсем не удивительно, что он повсюду собирал байки и истории, которые могли бы эти предвзятые взгляды обосновать. По-видимому, он сам был введен в заблуждение такими историями. Кто был в святых местах, тот знает, что возле них бродит немало сомнительных личностей, которые готовы рассказывать всякую чушь, лишь бы привлечь к себе внимание. Да, впрочем, такое явление, как распространяемые с большим апломбом ложные сплетни, имеет место не только в святых местах. Думается, многие читатели имели неудовольствие это явление наблюдать, а то и пострадать от него. То, что рассказанные епископом Порфирием истории являются ложными сплетнями, следует из того факта, что уже в близкое к нам время кувуклия Святого Гроба ремонтировалась и никаких тайников за «отодвигающимися иконами» там обнаружено не было. 3. Архиепископ Полоцкий Мелетий (Смотрицкий) (1578–1633) и Константинопольский патриарх Кирилл (Лукарис) (1572–1638). Архиепископ Мелетий печально известен тем, кто перешел из Православия в католицизм и с помощью разных интриг безуспешно пытался увлечь за собой свою паству. В 1627 году, уже совратившись в унию, он писал письмо Константинопольскому патриарху (Кириллу Лукарису), склоняя его к католицизму, и в нем, помимо прочего, писал о Благодатном огне как неподлинном, ссылаясь на слова самого Кирилла. «В[аше] Пр[еосвященство], вероятно, помните, что я однажды спрашивал у Вас, почему предместник ваш Мелетий, пиша против нового римского календаря… вовсе не упоминает об этом знаменитом ежегодном чуде иерусалимском? На этот вопрос В[аше] Пр[еосвященство] отвечали мне в присутствии двух ваших домашних сановников… что если бы это чудо действительно совершалось в наше время, то все турки давно бы уверовали в Иисуса Христа. Еще резче отозвался о том патриарх Иерусалимский, тот самый, который берет этот огонь, выносит и раздает народу. Таким образом, прискорбно сказать, наши православные единоверцы, относительно этого чудесного огня, который некогда действительно являлся, а теперь, за грехи наши, перестал являться, предпочитают быть заодно с еретиками, каковы евтихиане, диоскориты и яковиты, нежели с католиками, которые чуда этого не допускают по [причинам] весьма уважительным, особенно при виде того, что в то время делают у Гроба еретики абиссинцы» .

http://pravoslavie.ru/4184.html

209 Москов. главн. арх. Министр. иностр. дел. Дела греч. Год 7130. 1 Муравьев. Сношен. России с Восток. 2. С. 2 210 Verific. niewinn. Л. 3–4 211 Вилен. археогр. сборн. 2. 29 212 Sowita wina. S. 62–63 А Смотрицкий впоследствии удостоверял, что он вовсе не ставил попов для Полоцкой епархии и митрополита, а поставил только попов для своего братского Свято-Духовского монастыря из своих монахов и для тех православных, которые жили на грунтах братских; никаких универсалов не рассылал, а только послал ответный лист, «ресалютовал», полочанам на их приветствие; лист этот был показан полоцкому воеводе и заключал в себе одни пастырские наставления; такие же листы послал к шляхте и мещанам по своей епархии для наставления православных, а отнюдь не для возмущения; монахов никаких также не рассылал и пр. (Obrona verificaciey. S. 116–117 213 Виленск. археогр. сборн. 6. 144. С. 357 214 Подлинник универсала хранится в Архиве униатск. митроп. при Св. Синоде за 53 а в русском переводе напечатан в Вестнике Западн. России. Год 3. Декабрь. Отд. 1. 5 Впрочем, в Полоцк отправлен был этот универсал несколько в другом виде, и, вероятно, в том самом, в каком изложен был первоначально, потому что помечен еще 1-м числом февраля, а не 22-м марта (Вилен. археогр. сборн. 1. 138. С. 355–356 215 Verific. niewinn. Л. 3. 45–46 Не довольствуясь таким притеснением православных в Вильне, некоторые ярые униаты — Левон Мамонич, Петр Коптевич и другие от имени всего виленского униатского Свято-Троицкого братства возобновили тогда свою жалобу на членов православного Свято-Духовского братства, будто они незаконно присвоили себе королевские грамоты и привилегии, данные собственно Свято-Троицкому братству, незаконно владеют принадлежащими последнему домами и грунтами, незаконно имеют школу и типографию, пользуются доходами с имений Свято-Троицкого братства, и просили короля отнять все это у Свято-Духовского монастыря и братства и взыскать с них пятьдесят тысяч коп литовских, и король грамотою от 10 июля 1621 г. потребовал главных свято-духовских братчиков на свой задворный суд. Замечательно начало этой грамоты после королевского титула: «Подданным нашим Василю Игнатовичу, Максиму Герасимовичу, Григорию Дудце, попом церкви новое и старшим братства тое ж церкви, яко вы ее называете, Святого Духа, в месте виленском будущое (Максимом Герасимовичем попом назван здесь Мелетий Смотрицкий, бывший уже архиепископом Полоцким), так теж мещаном нашим виленским Якиму Сысоевичу, Ильи Тупечину, Олхиму Кравцу, Исаку Волковичу, Филипу Сенчиловичу, Семену Красовскому, Ивану Шитику, Левонови Ковалю, Яну Котовичу, Стефанови Шевцу, Петрови Мельнику, Богданови Симоновичу, Адаму Хмельнику, Богдану Борысовичу, Юрью Хоцеевичу, Василю Закревскому, Василю Барановичу, Василю Друговине, Василю Кулаковскому, Крыштофу Василевичу и всем вам, которые се взываете братею братства Святаго Духа

http://sedmitza.ru/lib/text/436155/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010