Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Юго-западное влияние на московское просвещение К оглавлению Все названные южнорусские богословы и написанные ими книги свидетельствуют о тех больших усилиях, которые предпринимались в Киевской митрополии для защиты Православия от униатства. Но этим не ограничились плоды деятельности южнорусских богословов. В середине XVII в. западнорусские книжные труды начинают появляться в Московском государстве. В 1624 г. по просьбе Патриарха Филарета в Москву для участия в исправлении богослужебных книг был направлен ученый иеромонах Памва (Берында), автор «Лексикона» и многих других богословских сочинений. А в 1627 г. протоиерей Лаврентий Зизаний представил Патриарху Филарету свое сочинение «Большой катихизис». Этот труд был одобрен и напечатан в Москве. Славянской грамматике, составленной Мелетием Смотрицким (1618—1619), суждена была долгая жизнь в Московском государстве в духовных и светских школах и в послепетровское время, вплоть до середины XIX столетия. Мелетий Смотрицкий, сын острожского деятеля просвещения Герасима Данииловича Смотрицкого, учился в начале XVII в. в Бреславском, Лейпцигском, Нюрнбергском университетах. Около 1608 г. вступил в Виленское братство.М. В. Ломоносов называл «Грамматику» церковнославянского языка М. Смотрицкого «вратами учености». Ранее, в 1610 г., М. Смотрицкий напечатал в Вильно свою книгу «Фринос, или Плач Церкви Восточной». В ней он описал печальное положение Православной Церкви в Польше. В 1648 г. боярин Ф. М. Ртищев основал близ Москвы Преображенскую пустынь и пригласил в нее нескольких ученых иноков из киевских и других украинских монастырей для перевода с греческого на русский язык церковных книг. Во главе этого ученого общества (братства) стоял иеромонах Епифаний (Славинецкий), вызванный из Киевского монастыря и усердно трудившийся для Русской Церкви и для дела просвещения. Он перевел много книг с греческого языка на славянский, занимался исправлением славянского перевода Библии, составил греко-славянолатинский лексикон.

http://sedmitza.ru/lib/text/436381/

Леонтий, епископ Владимиро-Волынский и Брестский (нареченный) (Карпович Логгин или Логвин) Родился около 1580 года в семье священника, происходившего из Пинской шляхты. В детстве жил в Вильне и учился в школе Виленского православного братства (по другим сведениям, образование получил в русских школах Острожских на Волыни). В 1606 или 1608 году в сане иеродиакона написал сочинение «Обличение на унию», как очевидец Брестского сейма 1595 года. (По мнению других, он был светским человеком до 1610 года.) В 1609 году – депутат православного Виленского братства на Варшавском сейме. В 1610 году – писарь, старший типограф и корректор Виленского братства. За напечатание «Фриноса», сочинения Мелетия (Смотрицкого, † 1633), написанного в антикатолическом духе, по распоряжению короля Сигизмунда III был заточен в тюрьму, где провел два года. В 1613–1614 годах – строитель и первый архимандрит Виленского Свято-Духова монастыря. С 1615 года – первый архимандрит и начальник Виленского братства. С 1617 года – ректор Братской школы при Свято-Духовом монастыре. В 1620 году избран епископом Владимирским и Брестским, но скончался до хиротонии, в середине сентября 1620 года. 2 ноября 1620 года архиепископ Мелетий (Смотрицкий) произнес в Вильне поминальное слово при отпевании своего бывшего наставника епископа Леонтия, изданное впоследствии под названием «Казанье на честный погреб... господина Леонтия Карповича». В этом слове архиепископ Мелетий отмечал: «Вообще он был словом и делом инок-подвижник, хотя от природы был сложения очень слабого, здоровья очень плохого и надломлен во всех телесных силах двухгодичным заключением в оковах... Свидетельством терпеливости этого святого исповедника и мученика служат самые язвы, натертые оковами на этом честном теле, которое хотя уже шесть недель пребывает мертвым, но благодатию живущего в нем Пресвятого и Животворящего Духа остается неповрежденным и не издающим запаха». Захария (Копыстенский), архимандрит Киево-Печерского монастыря, в сочинении своем, написанном в 1621 году, оставил о епископе Леонтии следующий отзыв: «Блаженный Леонтий Карпович, архимандрит Виленский, муж богодухновенный, в языке греческом и латинском знамените беглый, оборонца благочестия», а строгости монашеской его жизни отдавали справедливость даже ярые униаты.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Дубно. Дубенский Крестовоздвиженский мужской монастырь. Церковь Воздвижения Креста Господня. Крестовоздвиженская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Воздвижения Креста Господня Год постройки:не позже 1882. Год утраты:1963 (разобрана) Адрес: Украина, Ровенская обл., г. Дубно, ул. Шевченко (нынешняя территория очистных сооружений) Изменить описание объекта Дубенский Крестовоздвиженский монастырь — православный, затем — греко-католический монастырь в городе Дубно (Ровненской области). Основан он был князьями Острожскими не позже 1-й половины XV века и находился на окраине города Дубно, близ реки Иква. В 1580-х годах Иов Железо (впоследствии Иов Почаевский) стал игуменом монастыря, прожив здесь 20 лет. В монастыре в своё время жили и работали Мелетий Смотрицкий, Касиян Сакович, отец Виталий (игумен, переведший здесь в 1604 году с греческого книгу «Диоптра...»), иеромонах Арсений (в 1539-1566 годах создал «Дубенское Четвероевангелие» — шедевр западно-русского книгописания). Монастырь находился во владении князей Острожских и был одним из немногих монастырских общин, основанных этой семьей. Во 2-й половине XVI века монастырь достиг цветущего состояния благодаря заботе поборника православия князя Константина Острожского. Антоний Миронович называет монастырь одним из важнейших центров православной монашеской жизни на Волыни в XVI веке, после смерти Януша Острожского в 1620 году эта территория перешла в руки семьи Заславских. В 1626 (по другим сведения в 1660) году монастырь был насильно обращён в унию, когда его настоятелем был Кассиан Сакович. После Василианского съезда 1743 года к Литовской василианской провинции были присоединены некоторые волынские монастыри, среди них два дубенских — Спасский и Крестовоздвиженский. В 1795 году монастырь вновь стал православным, но ненадолго — с 1800 по 1822 год обитель вновь оставалась в унии и лишь в 1822 году, став православной, церковь на несколько десятилетий стала служить приходским храмом. По просьбе архиепископа Волынского и Варшавского Арсения (Москвина), определеием Св. Синода от 2 июля 1860 г. приходская церковь становится монастырской (официально с 1861 г.), а монастырь получает название Крестовоздвиженская пустынь и был приписан к Почаевской лавре. В 1904 году монастырь был повышен до второго класса и стал самостоятельным.

http://sobory.ru/article/?object=56789

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Римско-католическая Церковь МАРИАНЕ (офиц. название - Конгрегация клириков Непорочного зачатия Пресв. Девы Марии), католич. монашеский орден МАРОНИТЫ приверженцы вост. христианства, выделившиеся в особую этноконфессиональную группу среди населения Сев.-Зап. Сирии и Сев. Ливана МАРТИН I [Мартин Исповедник] († 16.09.655), папа Римский (с 5 июля 649), исп. (пам. 14 апр.; пам. зап. 13 апр.) МАРТИН ИЗ ОПАВЫ Мартин из Опавы [Мартин из Троппау, Мартин Поляк] (ок. 1220 - 1279), монах-доминиканец, церковный хронист МАСОНА [Массона] († ок. 606), еп. Эмериты Августы (ныне Мерида), противник арианства, св. (пам. зап. 11 дек.) МАТЕРН (1-я пол. IV в.), св. (пам. зап. 14 сент.), по преданию, 1-й еп. Колонии (ныне Кёльн, Германия) или 3-й еп. Августы Треверов (ныне Трир, Германия) и еп. Тунгров (ныне Тонгерен, Бельгия) Бернард (ок. 1548 - 1608), кард., архиеп. Гнезно и примас Польши (с 1606), один из организаторов Брестской унии МЕЙНАРД [Мейнгард] († 1196), каноник августинского мон-ря в Зегеберге (ныне Бад-Зегеберг, Германия), в Гольштейне, католич. миссионер, 1-й епископ Ливонии (с 1186), св. Римско-католической Церкви (пам. 11 окт.) МЕЛЕТИЙ (Смотрицкий Максим Герасимович; ок. 1577 - 1633), правосл. архиеп. Полоцкий, с 1631 г. униат. архиеп. Иерапольский, писатель-полемист, богослов, филолог МЕЛЬКИТСКАЯ КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ [Мелькитская греко-католическая Церковь], одна из Восточных католических Церквей, придерживающаяся византийского обряда МЕННИНИ Антонио (род. 2.09.1947), ватиканский дипломат, титулярный архиеп. Ферентский, офиц. папский представитель в РФ в 2002-2010 гг. МЕРРИ ДЕЛЬ ВАЛЬ Рафаэль (полное имя - Мерри дель Валь-и-Сулуэта Рафаэль Мария Хосе Педро Франсиско Борха Доминго Херардо де ла Сантисима Тринидад) (1865-1930), кард., гос. секретарь (1903-1914) МЕРЦЕДАРИИ [мерседарии; офиц. название - орден Пресв. Девы Марии Милосердной], католич. монашеский орден, основан в 1218 г. для выкупа христиан из мусульм. плена

http://pravenc.ru/rubrics/122074_24.html

митрополит Сильвестр (Косов) (1607–13.04.1657) митрополит Сильвестр (Косов) Биография Стефан Косов родился в семье западнорусских дворян (шляхтичей), относящихся к фамильному гербу Корчак, в родовом имении Жаробичи Витебского воеводства. Территориальные владения рода Косовых были очень обширны: земли и деревни Язвина, Светцы, Волков, Юдзин, Жаробичи, а также дома непосредственно в самом Витебске. Начальное образование получил в Виленской братской школе, где среди его учителей были преподобный Леонтий (Карпович), а также Мелетий (Смотрицкий). Продолжил обучение в Замойской академии на факультете философии, а также в немецком Ингольштадте. По возвращении в западнорусские земли молодой шляхтич Стефан, игнорируя светскую службу, принимает решение посвятить себя служению Православной Церкви в монашеском чине. Монашеский постриг с наречением имени Сильвестр состоялся в Виленском монастыре. Будучи молодым монахом, преподавал в Виленской братской школе, а с 1631 г. – во Львовской братской школе. В этот период Сильвестр (Косов) вместе с Исаией (Трофимовичем-Козловским) участвует в развитии и реформировании православного духовного образования. Деятельность монашествующих заметил архимандрит Петр (Могила), который 15 июня 1631 г. пригласил талантливого молодого учителя Сильвестра (Косова) на должность профессора – преподавателя риторики и философии в Киевской школе. В 1633 г. после объединения Лаврской школы с Братской мон. Сильвестр становится префектом нового коллегиума, параллельно продолжая преподавать философию и риторику. Сильвестр (Косов) подчеркивал необходимость активного развития научной богословской деятельности: «Чтобы нашу бедную Русь не называли глупой Русью». Находясь на должности префекта, мон. Сильвестр формирует первую русскую образовательную программу по изучению философии: «первая в нашем Отечестве философская система, читанная Сильвестром Косовым». В этот период ведет активную антиуниатскую деятельность. Защищая святость православных святых, пишет «Патерик Печерский», что в дальнейшем способствовало прославлению новых имен печерских монахов – канонизация произошла на архиерейском Соборе в Киеве в 1643 г. В полемических целях против иезуитов и униатов в 1635 г. пишет трактат «Апология школам киевским», где описывает догматические отличия православия от протестантских деноминаций, а также подчеркивает необходимость наук, которые изучались в киевской коллегии.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr-Kosov...

На Украине торжественно отметили 450-летие Пересопницкого Евангелия 31 августа 2011 г. 10:05   В 2011 году на Украине широко отмечают 450-летие Пересопницкого Евангелия. 29 августа в масштабных праздничных мероприятиях в селе Пересопница (Ровенская обл.) принял участие Президент Украины В.Ф. Янукович, сообщает официальный сайт главы государства. Одним из главных событий торжеств стала церемония открытия культурно-археологического центра «Пересопница», на которой присутствовал Виктор Янукович. На территории комплекса действует культурно-археологический центр, где размещен, в частности, музей украинской первокниги, а также музей под открытым небом «Княжий град». Обращаясь к присутствующим, президент отметил, что Пересопницкое Евангелие вдохновляло «не одно поколение украинских государственных и общественных деятелей, ученых», а саму книгу назвал «бесценным источником для историков и искусствоведов». Виктор Янукович напомнил, что сегодняшние торжества проходят на земле, «где Иван Федоров создал Острожскую Библию и Букварь, а Мелетий Смотрицкий — Грамматику». «Имея в своем национальном наследии такие священные сокровища, Украина успешно идет по пути духовного возрождения», —  подчеркнул президент. После открытия культурно-археологического центра «Пересопница» В.Ф. Янукович ознакомился с его экспозицией и пообщался с людьми, прибывшими на праздник. Постановление «О праздновании на государственном уровне 450-летия Пересопницкого Евангелия» было принято Верховной Радой Украины в мае 2010 года. Вместе с тем Украинская Православная Церковь уже не первый год реализует программу по популяризации выдающегося памятника, расширившую географию торжественных мероприятий далеко за пределы Украины. По словам председателя Синодального отдела Украинской Православной Церкви «Церковь и культура» игумении Серафимы (Шевчик) празднование 450-летия первой украинской книги ознаменовалось интересными событиями в культурно-религиозной жизни украинских регионов. По инициативе и усилиями Церкви было осуществлено уникальное факсимильное издание Пересопницкого Евангелия, презентации которого состоялись в Киеве, Хмельницком, Донецке, Шостке, Луцке, Конотопе, Изяславе, Севастополе и других городах Украины, сообщает сайт «Православие в Украине» .

http://patriarchia.ru/db/text/1609515.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МЕЛЕТИЙ Мелетий (Смотрицкий), архиеп. Полоцкий. Литография. XIX в. с портрета 1620 г. Мелетий (Смотрицкий), архиеп. Полоцкий. Литография. XIX в. с портрета 1620 г. (Смотрицкий Максим Герасимович; ок. 1577, Острог (?) (ныне Ровненская обл., Украина) - 27.12.1633, Дерманский Свято-Троицкий мон-рь (ныне в с. Дермань Здолбуновского р-на Ровненской обл.), правосл. архиеп. Полоцкий, с 1631 г. униат. архиеп. Иерапольский, писатель-полемист, богослов, филолог. Биография М. род. в семье Герасима Смотрицкого, 1-го ректора правосл. Острожской академии , одного из редакторов Острожской Библии , в прошлом писаря Каменецкого староства. Точная дата рождения М. неизвестна. О времени его рождения свидетельствуют неск. источников. В письме М. папе Урбану VIII от 6 июля 1627 г. сообщается о том, что М. от рождения находился в Православии в течение 50 лет, и это означает, что он родился (был крещен?) в 1577 г. ( Susza. Saulus et Paulus. 1666). Большинство историков этот год считают наиболее вероятной датой рождения М. В короткой автобиографии М., составленной по требованию Конгрегации распространения веры в 1630 г., временем его рождения назван 1580 г. В одном из актов Дерманского Троицкого монастыря, где М. был настоятелем (см. Святой Троицы женский монастырь в с. Дермань), содержится упоминание о том, что М. умер в 1633 г. в возрасте 58 лет,- т. о., он род. в 1575 г. Автор «Исторической записки о Дерманском монастыре» архим. Иерофей сообщает о том, что на портрете М., который когда-то хранился в мон-ре, были обозначены год смерти (1630) и возраст (58 лет), из чего следовала дата рождения - 1572 г. М. писал, что его отец был связан с Волынью и Подолией. Современники указывали местом рождения М. Подолию или вообще Русь. В связи с тем что Г. Смотрицкий происходил из мест. Смотрич (находилось во владениях польск. казны (Каменецкое староство), ныне поселок в Дунаевецком р-не Хмельницкой обл., Украина), ранее исследователи склонялись к версии о рождении М. в Смотриче. Однако в последнее время местом рождения М. считается Острог, где приблизительно в 1576 г. кн. Константин Константинович Острожский начал создавать академию, в связи с чем пригласил туда Г. Смотрицкого.

http://pravenc.ru/text/2562844.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИЛЬНЮССКИЙ В ЧЕСТЬ СОШЕСТВИЯ СВЯТОГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Церковь в честь Сошествия Св. Духа на апостолов. Фотография. 2002 г. Церковь в честь Сошествия Св. Духа на апостолов. Фотография. 2002 г. (Виленской и Литовской епархии), в Вильнюсе (Литва). Основан на рубеже XVI-XVII вв. членами виленского православного Свято-Духовского братства , первоначально существовавшего при виленском во имя Св. Троицы мон-ре . По распоряжению принявшего Брестскую унию митр. Ипатия Потея в окт. 1599 г. был закрыт принадлежавший братству придел Троицкого храма. Ок. 1600 г. братчики перешли в возведенную в Вильно в 1597 г. ц. в честь Сошествия Св. Духа. Хотя королевский указ 1596 г. запрещал строительство правосл. церквей, Свято-Духовский храм был возведен на земле и на средства правосл. дворянок Феодоры и Анны Волович, занимавших высокое общественное положение (Феодора была замужем за брестским воеводой, Анна - за смоленским). Не позднее 1605 г. при Свято-Духовском храме сложилась муж. обитель с небольшим жен. отделением. К авг. 1609 г. храм являлся единственной правосл. церковью в Вильно, остальные были переданы униатам. Под опеку В. м. перешли братские типография и школа, в к-рых трудились насельники мон-ря, в т. ч. Леонтий (Карпович), ставший одним из первых настоятелей обители, Мелетий (Смотрицкий) и др. С самого начала существования В. м. страдал от нападений со стороны униатов - насельников Троицкого мон-ря. В. м. являлся ставропигиальным, подчинялся К-польскому Патриарху. К обители перешли права ставропигии, данные виленскому братству посетившим Вильно в 1588 г. К-польским Патриархом Иеремией II . Мон-рь существовал за счет денежных сборов и вкладов, поступавших от членов братства. В 1616 г. кн. Б. М. Огинский пожаловал мон-рю 2 дома в Вильно с хозяйственными постройками, затем двор в мест. Евье Трокского у. (ныне г. Вевис, Литва) с постройками, садами, огородами, землями и крестьянами, а также 6 озер.

http://pravenc.ru/text/158674.html

Дермань 2-я. Троицкий Дерманский женский монастырь. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Дерманский монастырь, основанный, вероятно, в первой половине 15 в., упоминается в 1499 г. Тогда К. Острожский (представитель знатнейшего боярского рода Волынского и Галицко-Волынского княжества; разумеется, православный) даровал монастырской церкви рукописную книгу «Поучений» и крупные земельные угодья. Самым же известным управителем монастырских имений в 1575-76 г.г. был знаменитый русский первопечатник-диссидент Иван Фёдоров. В 1602 г. киевский воевода К. Острожский (из того же рода) дал монастырю устав и открыл здесь типографию, просуществовавшую всего три года. В 1627-33 г.г настоятелем Дерманского монастыря был выдающийся украинский филолог Мелетий Смотрицкий; в 1710-х обитель приняла унию, а в 1789 г. разросшееся село - подмонастырская слобода было поделено между монастырём и его очередным патроном князем Любомирским. Этот раздел официально был закреплён в советские годы, когда Дермань была переименована в Устьинское Первое и Второе, а в годы Независимости вернули историческое «разделённое» название (монастырь – во Втором). В 1821 г. после пожара, в котором сгорел первоклассный Острожский монастырь, его обитатели вместе со спасёнными архивом и библиотекой были переведены в Дермань. При этом униатских монахов выселили, монастырь вернули в лоно Православия, а монастырские имения и крестьян передали в Государственное управление. 20 в. был тяжелее предыдущих. Монастырские строения сильно пострадали в обеих Мировых и в Гражданской войнах, когда в 1918 г. было уничтожено дерманское имение графа Воронцова-Дашкова. До наших дней, тем не менее, сохранились Троицкая церковь, башня-колокольня и монастырские кельи, все до неузнаваемости, правда, перестроенные. Дерманский Свято-Троицкий монастырь , 1 класса, в селе Дерманах, в 40 верстах от города Дубно. Основан в XV веке князем Василием Федоровичем Острожским, по прозванию Красный (1450 год); в 1796 году был возвращен из унии, которую принял в 1720 году. Здесь находится Казанская икона Божией Матери, которая, по монастырской описи 1776 года, от незапамятных времен слывет «благодатию чудес». Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=14852

Президент Украины подписал указ об увековечении памяти Мелетия Смотрицкого 2 мая 2007 г. 10:28 Президент Украины Виктор Ющенко в конце апреля подписал указ об увековечении памяти Мелетия Смотрицкого. Как сообщает официальное интернет-представительство президента Украины, указ подписан, учитывая важное значение первой церковнославянской «Грамматики» Мелетия Смотрицкого в развитии восточноевропейских науки и культуры, в связи с празднованием в 2008 году 430-летия со дня рождения выдающегося ученого, общественного и религиозного деятеля и в поддержку инициативы Национального совета по вопросам культуры и духовности. Кабинету министров поручено разработать вместе с Национальной академией наук Украины, Ривненской областной государственной администрацией и утвердить план мероприятий празднования 430-летия со дня рождения Мелетия Смотрицкого, предусмотрев, в частности:проведение в городе Острог, Национальном университете «Острожская академия» и других местах, связанных с жизнью и деятельностью Мелетия Смотрицкого, тематических конференций, лекций, бесед и других мероприятий, посвященных этому выдающемуся деятелю и его наследию, издание монографии о жизни и деятельности Мелетия Смотрицкого. Также правительство должно обеспечить вместе с Ривненской областной государственной администрацией благоустройство площади Смотрицких в городе Острог с установкой на ней памятника, осуществить при участии Национальной академии наук Украины подготовку и выпуск научного издания «Грамматики» Мелетия Смотрицкого; обеспечить вместе с Министерством образования и науки Украины достройку гуманитарного корпуса Национального университета «Острожская академия». Министерству образования и науки Украины и Национальному университету «Острожская академия» следует изучить вопрос о возможности создания при этом Университете научно-исследовательского института образовательно-культурного и духовного наследия выдающихся деятелей Острожской академии. Мелетий Смотрицкий (1577-1633) — публицист, ученый-филолог, церковный и общественный деятель Юго-Зап. Руси, издавший в 1619 г. первую подробную грамматику церковнославянского языка, которую М.В. Ломоносов назвал «вратами учёности». (1619), а также ряд полемических церковных трудов. УНИАН /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/234404.htm...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010