Я никогда не был несчастен в молитвах, к Тебе обращаемых. Я боюсь за своих, которые мне наследуют. Жена моя бесплодна; поэтому дай мне наследника, который бы происходил от Тебя и который бы наследовал мне и потомству Иакова и дай, о Господи, чтоб он был угоден Тебе. О, Захария! Мы (Мухаммед говорит здесь от лица Бога) возвещаем тебе сына, имя которому Ягия (Иоанн) (сур. 19, 1–7). До сих пор Мы не давали ему одноименного (8). Захария сказал: Господи! как у меня будет сын, когда жена моя бесплодна, а я достиг дряхлого возраста? (9). Бог сказал: это будет так. Господь твой сказал: это легко для Меня. Я сотворил тебя прежде, когда ты был ничто (10). Господи, сказал Захария, дай мне знамение. Бог сказал: знамением тебе будет то, что ты не будешь говорить с людьми в продолжение трех ночей, хотя будешь здоров (11). Потом Захария вышел из святилища к народу и подавал ему знаки хвалить Бога утром и вечером (12). ...Мы (говорится от лица Бога) дали Ягие (Иоанну) мудрость, когда он был еще дитятею (13), а также кротость и чистоту. Он был набожен и хорош к своим родителям, не был ни жесток, ни непокорен. Да будет над ним мир в день, в который родился, в день, в который умрет и в день, в который будет воскрешен» (14:15). Слова Ангела к Захарии: жена твоя Елизавета родит сына тебе, и наречеши имя ему Иоанн ( Лк.1:13 .)... Никто же есть в родстве твоем, иже нарицается именем тем (61). Рече Захария ко Ангелу: по чесому разумею сие? Аз бо есмь стар, и жена моя заматоревши во днех своих (18). Слова Ангела к Захарии: се будеши молча и не могий проглаголати, до него же дне будут сия... (20). (Захария) исшед не можаше глаголати к ним (к людям)... и бе помавая им: и пребываше нем (22). Слова Ангела к Захарии: и Духа Святаго исполнится еще из чрева матери своея (15). Вот в каком виде изображена Мухаммедом в 19-й суре история благовествования Захарии о рождении ему сына (Иоанна Крестителя). Подлинное ли повествование св. Евангелиста Луки слышал Мухаммед или в искаженном виде, решить трудно.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Многим он почему-то не нравился, а главное, кажется, была тут пущена интрига одним лицом (дьяконом), желавшим занять это место. Принимались различные меры к его удалению. Так, никто не хотел идти в церковные старосты; когда началась постройка нового храма, его не пожелали иметь членом строительной комиссии; но общее собрание прихожан, для рассуждения о постройке храма, председателем собрания пригласили другого, соседнего, священника и, наконец несколько раз обращались к владыке с просьбою – дать им другого священника. Но владыка, не находя никаких уважительных причин к удалению Заборовского, отказывал в их просьбах. Тогда заправители этого движения, чтобы хоть чем-нибудь выместить свое неудовольствие на священника Заборовского, отказывались перевести на имя причта внесенные ими от своего имени, в государственный банк, вышеупомянутые 6000 р., расписка на которые от государственного банка хранилась в духовной консистории и, значит, причт не пользовался процентами с сего капитала. Все эти неприятности сильно расстроили здоровье священника Заборовского и 23-го января 1880 г. он скончался и погребен на Фарфоровском кладбище». На его место поступил, переведенный из Гостилиц, Павел Яковлевич Тихомиров, служащий ныне. Прихожан, по Клир. вед. 1883 г. от 1282 до 1340 д.; в районе смоленского прихода находится до 11 фабрик и заводов, из которых значительнейшие суть: 1) Невский механический завод русского общества горных и механических заводов; он находится при начале слободы, у городской границы, на месте, где была прежде шелковая фабрика Бернарда, потом – Брандта и наконец – небольшой механический завод Томсона. В 1857 г. завод Томсона купили Семянников и Полетика и устроили здесь верфь для постройки кораблей, а потом, в 1868 г. громадные мастерские для строения паровозов. 20-го декабря 1869 года, все это было куплено русским обществом горных и механических заводов, которое и продолжает до сих пор работу. Мастерские до того обширны и усовершенствованы, что завод легко может строить 150 больших восьмиколесных паровозов с тендерами.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Более чем где-либо участия новый государь московский нашел на далеком западе, у морских держав Голландии и Англии; разумеется, это участие было корыстное: внутренние смуты в Московском государстве и опустошения, причиняемые войной польскою и шведскою, вредили их торговле, им выгодно было успокоить Московское государство и в награду приобрести здесь еще большие торговые выгоды. Известные уже нам лица, Ушаков и Заборовский, отправив посольство свое у императора, должны были ехать в Голландию и там требовать помощи на врагов. 1 мая 1614 года Ушаков и Заборовский приехали в Гагу, приехали они в жалком положении, и голландское правительство тотчас же снабдило их всем нужным, приказав выдать им единовременно 1000 гульденов. Послы, по отзыву голландцев, приводили всех в удивление своей скромностию и учтивостию и были очень боязливы. Они просили у Генеральных штатов помощи царю войском и деньгами. Штаты отвечали, что они сами недавно освободились от войны и потому не могут подать царю никакой помощи, но употребят все усилия, чтоб склонить к миру короля шведского. В Англию в июне 1613 года отправлен был дворянин Алексей Зюзин. Описавши неправды поляков в Москве, Зюзин должен был сказать королю: «Во время московского разоренья ваших гостей и торговых людей, Марка англичанина с товарищами, литовские люди захватили, товары все у них отняли и держали их за крепкими приставами, а после того побили». Зюзин должен был говорить министрам королевским, что царь велел просить помощи казною своим ратным людям на жалованье, а наемные люди государю нашему не надобны, денег им на наем в нынешнее время дать нечего. Зюзин должен был просить, чтоб король помочь учинил казною, товарами, зельем, свинцом, серою и другою воинскою казною, а государь своею любительною и братственною дружбою и любовью будет воздавать и свыше того: непременно уговаривать, чтоб король государю помочь учинил казною и товарами и пушечными запасами тысяч на сто рублей, но самой последней мере на 80 000 или на 70 000, а по самой нужде на 50 000. Если королевские советники станут говорить, что они знают наверное, что Марка англичанина били русские козаки в то время, как у польских и литовских людей Китай взяли, и именье его все захватили те же козаки, и государь бы велел это именье отдать англичанам торговым людям, то отвечать: нам наверное известно, что Марка захватили польские люди и держали по самое китайское взятье за крепкими приставами на английском дворе в Китае-городе, и как Китай-город у польских людей взяли, то Марка с тех пор без вести нет, неизвестно – польские и литовские люди его убили или, может быть, чернью, не рассмотря, в то же взятье его убили, потому что в то время и русских многих людей, которые сидели неволею у поляков, побили. Зюзин должен был наведаться о посланном при Годунове в Англию для науки Григорье Григорьеве с четырьмя товарищами, требовать их назад, потому что они государю нужны к посольскому делу.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

  §5. Распорядительным органом Совещания, направляющим его деятельность под руководством епархиального архиерея, является Общее собрание Совещания, состоящее 1) из уполномоченных приходских общин, избираемых из среды членов общин сроком на 2 года и 2) из благочинных членов церквей г[орода] Петрограда и представителя от преподавательской коллегии Богословского института.   §6. Общее собрание уполномоченных созывается не менее 4-х раз в год Правлением совещания и определяет порядок деятельности своей, равно как и деятельности избираемых им из своей среды Правления Совещания, а также ревизионной и других, образуемых по мере надобности, комиссий, особым наказом.   §7. Правление Совещания, состоящее из избираемых Общим собранием на 2 года 20-ти членов и 10-ти к ним кандидатов, является исполнительным органом Совещания, действующим, согласно наказу, данному ему Собранием, и представляющим последнему отчет о своей деятельности .       6   1920 г. – Из Дневника протоиерея Н. К. Чукова       18 февраля/2 марта 1920 г. В 3 часа на Троицком подворье было собрание представителей духовенства «разных направлений» для уяснения вопроса, могут ли они объединиться для общецерковной работы в качестве ядра, которое бы потом могло расшевелить и других спящих отцов. Были: о. А. Введенский, о. Л. Егоров, о. И. Заборовский, о. Н. Ладыгин, о. Д. Кратиров, о. Н. Рудинский, о. Н. Чепурин, Ю. П. Новицкий, А. С. Николаев и я. Не пришли: о. В. Акимов, о. Н. Платонов и о. Н. Ярушевич.   После разных разговоров и пессимистических («лебедь, рак да щука», не могут дружно работать – о. Егоров), и безнадежных («духовенство Петроградское не может работать совсем» – о. Заборовский), сошлись в конце концов на том, что у нас есть одно общее, что всегда объединяет – любовь ко Христу (о. Введенский), во имя которой и надо работать. Как сплотиться? М[ожет] б[ыть], на уставе Братства ревнителей, взяв минимум (о. Введенский), может быть, слившись самим в ядро, постепенно привлекать других – духовных и светских, живых и деятельных, и т[аким] о[бразом] составить группу, которая и взяла бы работу Общеприходского совещания. Решили собираться по вторникам, в 3 ч[аса]. В следующий раз о. Н. В. Чепурин доложит дальнейшую программу работ группы и о проповедничестве. В общем, получилось впечатление хорошее, бодрящее.

http://sedmitza.ru/lib/text/9929588/

Рыбные ловли, принадлежащие Архиерейскому дому, отведены к оному в 1800 году, и состоят в Перемышльском уезде в реках: Жиздре на 11 и Оке на 16 вёрст. В озерах по правую сторону Жиздры: а) Князь Михайловском, б) Бериловском, в) Подгорнем, г) Мостовом, д) Тишь–Перерве, е) Ефремовском, ж) Ратманове, з) в двух Тишах, и) Корчевском, і) Заборовском, к) Гордиковском, л) Кривом, м) Новой Тише, н) Полянском, о) Круглом, п) Заборовском, р) Киселевом Затоне, с) Ивановском, т) Силаевском, у) Тиши – по левую сторону Жиздры, ф) Плесе, х) Исацком, ц) в трёх Синяевых, ч) Дубровском, ш) Тиши – по правую сторону реки Оки в озерах, щ) Старой Тиши, ъ) Дорошне, ы) Титове, ь) Корекозеве. В сих 29 озёрах числится 69 десятин 1734 сажени. С них Архиерейский дом получает в год до 536 рублей 50 к. арендной суммы. Земли: а) Земли под монастырём 6 десятин, под садом и огородом 8 десятин, неудобной под дорогами, водомоинами, рвами и прудами 1615 саженей, а всей под монастырём, садом и огородами удобной 14 десятин, а неудобной 1615 саженей. б) За слободкой Подзавальем земли пахотной и огородной 2 десятины и неудобной 1130 саженей. Участок сей прежде был отдаваем за 15 рублей в год, а на 1859 год отдан за 35 рублей серебром в год. в) При деревне Плетеневке в Калужском уезде 4 десятины сенного покоса и 2 десятины 2262 саженей под половиной реки Угры, бичевником и водомоинами. Прежде за сию землю получал Архиерейский дом по 36 рублей в год, а в последствии в замен сей земли дано такое же количество земли луговой подальше от деревни. Земля Спасо-Серенская луговая в Козельском уезде на речке Серене, где удобной 91 десятин 1146 саженей, а неудобной 20 десятин 1665 саженей, а всей 112 десятин 1211 саженей. За сию землю Архиерейский дом получал до 314 рублей 30 копеек серебром в год. г)      Козловская земля пахотная в Малоярославецком уезде, где удобной 58 десятин 2151 саженей, а неудобной 1 десятина 604 саженей. За сию землю Архиерейский дом получал в год до 50 рублей серебром. А всего принадлежащей ныне Калужскому Архиерейскому дому земли:

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

В зданиях, построенных по желанию и на личные средства митрополита, отражались его образованность и тонкий художественный вкус. Своеобразным памятником правления Рафаила Заборовского стал главный вход Софийского монастыря с воротами, исполненными в виде брамы. Сегодня, для того чтобы увидеть это оригинальное сооружение, нужно пройти через узкий Георгиевский переулок, где оно оказалось вследствие неудачной застройки XIX века. Изначально брама состояла из арки с высоким фронтоном и небольших сторожек, устроенных по обеим сторонам ворот. С годами уровень тротуара поднялся более чем на 1,5 м и пропорции старинных построек изменились. Ныне замурованный арочный проезд прежде выглядел более высоким, поражая зрителя сложностью форм, изяществом общей отделки и красотой лепного орнамента. Тем не менее гости современного Киева могут по достоинству оценить талант создателя брамы, известного петербургского архитектора Иоганна Шеделя. Обрамленный широкими пилястрами проем дополнен колоннами, служащими опорой арки проезда, увенчанной великолепным фронтоном. Всю его плоскость заполняют каменные узоры. Непосредственно под аркой имеется рельеф, где изображены пылающее сердце, венки и пальмовые ветви в качестве герба митрополита Заборовского. Выше помещены корона и еще одно горящее сердце. Все эти мотивы Шедель повторил в отделке четвертого яруса колокольни Киево-Печерской лавры. Башня для главного киевского колокола создавалась как парадный въезд в Софийское подворье. Специалисты посчитали такое расположение колокольни самым удачным, поскольку именно с этого места постройка представлялась во всем своем великолепии. Устремленная ввысь, она контрастировала с низкими стенами. Ее автор умело скомбинировал криволинейные, прямоугольные и треугольные элементы в обрамлениях, чем достиг впечатления живописности фасадов. Однако более важная роль в создании парадного эффекта отводилась цвету. После реставрационных работ в середине XX века колокольню выкрасили в бирюзовый цвет, а первоначально ее стены были покрыты кобальтом, на темном фоне которого выделялись белые лепные орнаменты, наличники, карнизы, тяги вокруг ниш. Затем фасады здания стали зелеными: неудачно выбранный тон затмил детали, окрашенные в различные тона с преобладанием красного, желтого, синего.

http://sobory.ru/article/?object=01028

Сперва цесарь хотел дать посланникам цепи с своими парсунами (портретами), но потом велел портреты снять, сказавши: «Слышал я про них, что они люди простые, неученые, ничего доброго, кроме дурости, не делают; прежние послы и посланники, которые прихаживали от московских государей, так непригоже не делывали, и таким бездельникам собакам парсуны моей давать непригоже». Чтобы поправить дело, в августе 1614 года отправлен был к императору наскоро гонец, переводчик Иван Фомин, с грамотою, в которой говорилось, что посланники Ушаков и Заборовский привезли лист с ответом посланникам, неведомо чьим и неведомо кому именем; а перед приходом посланников Ушакова и Заборовского писал императорский гонец Сингель, что он идет перед цесаревым послом, который отправлен к боярам, воеводам и ко всяким людям: «И мы, великий государь (продолжает грамота), тому удивляемся, каким это образом у вас, брата нашего, делается не по прежнему обычаю? Прежде, кроме братства и любительной ссылки, недружбы никакой не бывало, государь государю честь по достоинству воздавали и один другого выславляли, и меж себя дружбы и любви на обе стороны искали. Мы на посланников наших за то, что они нашей царской чести не остерегали, опалу свою положили и велели им казнь учинить». Когда Фомин правил поклон императору от государя, то император, сидя на месте, тронул у себя на голове шляпы немного и против царского именованья не встал. Фомин заметил, что этим цесарь показывает брату своему нелюбье; канцлер отвечал, что цесарь не помнит, когда прежде цесари римские против именованья царей российских вставали. Фомин в свою очередь, отходя от цесаря, поклонился ему по-среднему, не низко. Цесарь обиделся поведением гонца, прислал к нему думных секретарей с выговором и велел приставить к его двору стражу, чтоб без ведома думных людей никто к нему и от него не ходил. Пристав Яков Баур говорил гонцу: «Когда были здесь царские посланники Ушаков и Заборовский, то он же, Яков, был у них в приставах и они сажали его, Якова, у себя на месте, как цесарь сидит в своем величестве на месте, и учились у него кланяться три дня, а когда они были у цесарского величества, то кланялись до земли».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

В четверг закончил курс своих лекций. А вчера служил молебен по окончании триместра. Днем вчера было пастырское собрание по докладу Чепурина …Доклад задел за живое «новаторов», и с речами выступили Введенский, Чокой, Платонов, Боярский, Заборовский. Введенский говорил против механизации нашей церковной и богослужебной жизни и указывал на иное – внутреннее, а не внешнее единение. Говорил хорошо, сравнил механизацию нашу с католической, выявил, что православие – это море, объединяющее все возможные течения и пр. Чокой говорил отрывочно и о валенках, соблюдении уставной грамоты, о царских вратах и др. Платонов говорил, что не эти нарушения церковной жизни являются причиной появления Тарабаевых, а слишком большое несоответствие нас, пастырей, тому идеалу, какой представляется верующей массе. Боярский говорил, что этими «новыми» способами (общая исповедь, Иеремия, и др.) он вел людей ко Христу в тот момент, когда масса стояла на распутье, когда ниоткуда не было никаких указаний, а подвел их ко Христу, и теперь если запретят это, то он в затруднении, кого же больше слушать – их, или своей совести. Заборовский поддерживал новаторов, считая их «огоньками», которые влекут... Жаль, что не было Митрополитом оглашено послание Патриарха. Вопрос тогда упростился бы, и речь должна была бы свестись на способы охранения дисциплины. 1922 год 7/20 января. Пятница В сочельник освещение воды в Казанском соборе совершал Преосв. Алексий (Симанский – Л. А.). Народу было не особенно много. Служба прошла более чинно и торжественно, чем в прошлом году. Но вообще в соборе очень холодно и это не дает возможности быть в соответствующем настроении... Вчера, в Крещенье, служил в Исаакиевском соборе, где служили Митрополит, оба викария и много духовенства со всех церквей (где литургии были назначены на 9 часов утра – распоряжение неудобное, меняющее и общепринятый порядок, и безусловный). У нас в Казанском соборе впрочем, служили по обычаю, в 10 часов утра. Народу на крестном ходе на Неву было очень много – вероятно, тысяч 50. Устал порядочно. Потом обед у Богоявленского, в небольшом кружке…За обедом Митрополит сообщил о приезде Аксенова (юрист, близкий знакомый Патриарха, в 1922 г. – арендатор б. епархиального свечного завода – Л.А.) из Москвы. Патриарх недоволен заграничными епископами, которые ввязываются в политику, участвуют в устраиваемых эмигрантами съездах, выносят резолюции в духе прежних, совершенно не представляя положения духовенства в России, обращаются даже с воззваниями сюда, все, по-прежнему смотря на взаимоотношение Церкви и государства и, видимо, желая их прежнего единения. Меня особенно удивляет непоследовательность Митрополита Антония Храповицкого , который участвует там, на съездах, говорит о единении государства и Церкви, а между тем в 1905 году первый высказывался против засилья обер-прокуратуры. 5/18 февраля. Суббота. 3 часа дня

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

«Я живу недалеко от Смольного, и предложил митрополиту, который ни разу в Смольном не был, проводить его, обещая встретить митрополита по дороге. Это мне не удалось. Прибыв в Смольный, я узнал в комендатуре, что митрополит уже прошел наверх. По указанию одной из встретившихся мне знакомых барышень, я прошел в коридор и сел около комнаты 95, где находился митрополит. Оттуда вышел неизвестный мне человек и пригласил меня войти. В комнате находился Комаров, Канатчиков и еще трое. Войдя, я сел у дверей на стуле» 42 . Еще позднее появился в комнате 95 священник Заборовский 43 . Этим вечером он должен был совместно с протоиереем Введенским выступать с чтением лекции в Филармонии, и хотел согласовать с Владыкой тезисы. В Лавре он и узнал, что митрополит вызван в Смольный. Заборовский «сел в трамвай и доехал до Смольного, чтобы дождаться его (митрополита – Н.К.) выхода». Тем не менее и он тоже попал на заседание. Вначале прошел в смольнинский коридор, затем «знакомая барышня» провела его на заседание. «За столом сидел Канатчиков, напротив митрополит, направо от митрополита Комаров, на диване – Евдокимов и Митрофанов, а в стороне, налево, иподиакон и рядом с ним, на стуле, Ковшаров». Столь скрупулезное выяснение состава участников заседания, хотя и тормозит повествование, но необходимо, поскольку позволяет вскрыть то, что в дальнейшем всячески затушевывалось. Так как председательствовал на заседании в комнате 95 Семен Иванович Канатчиков, с его свидетельств и начнем мы реконструкцию состоявшегося там разговора. «Я его (митрополита – Н.К.) вызвал, так как неоднократно стал получать сведения, что он ведет погромную (выделено нами – Н.К.) агитацию в церквях против изъятия церковных ценностей... – рассказывал на процессе Семен Иванович. – Его (митрополита – Н.К.) сопровождала целая свита. Здесь велись те же переговоры, что и в предшествующие разы. Кроме того я предъявил митрополиту выдержку из его речи в лавре, которую он признал подлинной и верной, указывая, что при полном объеме речи она имеет иной смысл» 44 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1581 г. – Писано к императору с Павлом , присланным папою с Поссевином. 1582 г. марта 10 – 8 января 1583 г. (приехали в Москву). – Посланники Яков Семенов Молвянинов и подьячий Тишина Васильев для переговоров о заключении мира с Стефаном Баторием и союза со всеми христианскими государями против мусульман. – К императору а Аугсбург («Аушпорк») пришли 28 июня; 7 июля были им приняты, а 21 отпущены. 28 июля вместе с Антонием Поссевином, с которым они поехали из Москвы, выехали из Вены к папе. Были также «у Карлоса и Герниста князей Аустрейских». На обратном пути от папы в Вену прибыли 5 ноября; у императора не были. – С ними толмач Яков Заборовской. 1584 г. декабрь – 15 июня 1585 г. (приехали в Москву). – Посланник Лука Новосильцов с известием о смерти царя Ивана IV и с предложением быть в любви, согласии, соединении и ссылках. Послана также с ним грамота и к брату императора, Эрнесту, «князю Аустрейскому», о пропуске черезего землю. – Из Москвы выехал вместе с послами к Стефану Баторию. В Прагу приехали ок. 15 марта 1585 г. Отпущен 6 апреля и 16-го выехал. – С ним толмач Яков Заборовской. 1588 г. января 5 – март (возвратился в Москву). – Гонец Афанасий Резанов к императору Рудольфу и его брату, эрцгерцогу Австрийскому, Максимилиану «о литовском деле с грамотами, что на коруне Полской и на великом княжестве Литовском государя нет, иноб о тех государствах промышляти собча, чтоб те государства мимо их, великих государей, к иному государю не прошли». – Выехал 20 января на Литовскую землю. В Смоленске получил приказание (от 30 февраля) вернуться обратно в Москву по случаю избрания Польским королем Шведского королевича Сигизмунда. – С ним толмач Юшка Вичентов (Викентов)ю 1588 г. – Гонец Иван Загрязский к императору Рудольфу и брату его эрцгерцогу Максимилиану (через Лифляндскую земл). 1588 г. февраля 8 – 20 марта 1589 г. (приехал в Москву). – Тайный гонец к императору Рудольфу и брату его эрцгерцогу Максимилиану с грамотами о литовском деле и о союзе против турок цесарский немчин Лука Павлов Магнус (через Лифляндскую землю, на Ригу). Послан «для того: любо гонца Офонасья Резанова через Литовскую землю не пропустить, иноб та грамота с Лукашом до цесаря дошла». – К императору приехал 12 апреля и 14-го был им принят.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010